бытовое масло что это
Технические смазки и смазочные материалы: как использовать в быту и в мастерской
Из этой статьи вы узнаете, какие бывают технические смазки и для чего они предназначены. Мы расскажем о разновидностях, бытовом применении, особенностях состава и дадим практические советы. В статье вы найдёте ориентировочные цены на популярные виды бытовых смазочных материалов.
Сегодняшний рынок не испытывает недостатка в сопутствующей продукции — всё, что применяется в тяжёлой промышленности или высокоточном производстве, можно приобрести в открытой продаже. Это в полной мере касается многочисленных видов технических лубрикантов — смазочных материалов. В этой статье мы разберёмся, какие из них наиболее подходят для решения ежедневных бытовых и хозяйственных задач.
Машинное масло
Исходное назначение. Популярный вид смазки, знакомый каждому, кто имел дело с любым видом техники. Моторное и трансмиссионное масло предназначено для создания «масляного тумана» или «облака», которое образуется при работе деталей в закрытой среде (КПП, двигатель). В «спокойном» состоянии оно находится в картере или закрытом поддоне. То есть в полной мере свойства машинного масла проявляются при интенсивной работе механизмов и температуре до 120 °С. Такой способ смазки называется «масляная ванна».
Применение в быту. Моторное или веретённое масло — универсальная жидкость для смазки любых механизмов — от замков и петель до швейных машин.
Нюанс применения. В холодном состоянии, несмотря на относительную вязкость, моторное масло сохраняет текучесть и может проявиться из отверстий (вытечь). При этом в нём скапливается металлическая пыль, образованная истиранием деталей.
Совет. Будьте внимательны и не смазывайте бытовые механизмы сверх меры — лишнее масло может вытечь в неожиданном месте и испортить отделку (обивку, покрытие). Растворяется любым растворителем на нефтепродуктах — от бензина до сольвента, отпаривается.
Цена на машинное (веретённое) масло, подходящее для бытового применения
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Масло машинное бытовое | ООО «Борка» | Маслёнка 100 мл | 1,1 |
Машинное масло универсальное | ИП «Рейхарт» | Маслёнка 150 мл | 1,5 |
И-20 А | «Химлюкс», Ульяновск | Канистра 10 л | 12,5 |
И-20 А | «ПЛАНЕТА», Ульяновск | Бочка 10 л | 27,5 |
И-40 А | Oil Right («Газпром») | Бочка 20 л | 32 |
Солидол, литол (тавот)
Исходное назначение. Машинное масло, загущенное мылами кальция до сметанообразной консистенции. Жирная липкая субстанция, которая не вымывается потоком воды — усовершенствованное машинное масло. Предназначено для работы во влажных средах в сельхозтехнике, транспорте и судах. Пропитанный солидолом холст становится гидрофобным и консервируется. Не вытекает под гравитацией.
Применение в быту. Отличная смазка для механизмов в негерметичных кожухах — замки старого образца, маховики швейных машин, подвижные части вело- и мототехники, втулки, подшипники. Защита фитингов, вентилей, датчиков во влажной среде — кессонах, подвалах, сантехнических узлах и т. д. Вазелин и солидол — однородные составы, но разной степени очистки компонентов. Используется в садоводстве для приготовления вара.
Нюанс применения. Запас солидола можно нанести на внутреннюю часть кожуха и добавлять на узел во время профилактики. Натуральный солидол разлагается при температуре 80 °С, синтетический при 95 °С. Не подходит для узлов с высокими нагрузками и трением. Не удаляется до конца с тканей (материала).
Совет. Солидолом хорошо смазывать кирзовую, кожаную и другую рабочую обувь — она становится устойчивой к воде, морозу и более эластичной.
Стоимость солидола
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Смазка Солидол жировой | «ХИМЛЮКС», Ульяновск | Баллон 850 г | 3,5 |
Солидол Ж (ГОСТ 20799) | «ВЕЛЕС», Ростов-На-Дону | Ведро 18 кг | 32,5 |
Солидол Ж (ГОСТ 20799) | «Нева-Ресурс», СПб | Ведро 10,6 кг | 24 |
Солидол С (ГОСТ 20806) | OIL RIGHT, Тюмень | Тюбик, банка 800 г | 2,5 |
Графитовая смазка
Исходное назначение. Солидол, в который добавлен порошок графита. Основное свойство графита — крайне низкая теплопроводность, что сохраняет свойства солидола в работе при высоких температурах (80–150 °С). Смазка устойчива к влаге, разработана и производится для применения в нагруженных узлах станков и машин с высоким трением. Используется во всех видах редукторов промышленной, судоходной и транспортной техники, а также для смазки седла прицепных тягачей (автопоездов).
Применение в быту. Наравне с солидолом, но добавляются узлы с повышенной температурой. Чаще всего это редукторы болгарок, циркулярных пил, дрелей и перфораторов, домашних станков и т. д.
Нюанс применения. Совпадает с солидолом, но графитовая смазка гораздо более маркая (чёрная) и оставляет не только жирное пятно, но и чёрный налёт. Пользоваться ей следует крайне аккуратно.
Совет. Графитовую смазку можно изготовить своими руками, смешав солидол, машинное масло и графитовый порошок (перемолотый карандашный грифель) до нужной консистенции. Лучший способ смазки велосипедной или мотоциклетной цепи — «проварить» её в такой смазке 10–15 минут. Из-за графита солидол при варке не распадается.
Розничные цены на графитовую смазку
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Uponor Graf | UPONOR, Финляндия | Тюбик 30 г | 11 |
REXANT | Rexant, КНР | Тюбик 20 г | 5,5 |
Смазка графитовая | ACV, Россия | Тюбик 30 г | 7,5 |
OilRight | OilRight, Россия | Туба 360 г | 28 |
Аэрозоль
Исходное назначение. Прочистка мелких механизмов и инструмента от песка, грязи, налёта и старых масел. Используется при ремонте и профилактике механизмов для осмотра удаления посторонних включений. Состоит из жидкого технического масла и растворителя, закачанных в баллон под давлением. Растворяет большинство известных технических масел и жидкостей (кроме специальных, устойчивых).
Применение в быту. Откручивание ржавых гаек и болтов, восстановление работоспособности заклинивших механизмов (если детали не деформированы), смазка труднодоступных мест — мебельных петель, замков, больших часов. Жидкость растворяет лёд — смазка помогает открыть замёрзшие замки автомобилей.
Нюанс применения. Баллон всегда имеет длинную тонкую трубку, что позволяет заводить смазку в проёмы 2 мм. Жидкость испаряется, не оставляя существенных следов, растворяет жир, нетоксична. Принято считать, что аэрозоль — панацея для смазки всего и вся (всех видов механизмов). Однако это не смазка, а растворитель, содержащий некоторое количество масла.
Внимание! При работе с аэрозолью берегите глаза, особенно во время промывки чашевидных элементов. Наиболее опасна аэрозоль для прочистки карбюраторов и форсунок (содержит кислоту).
Совет. Используйте аэрозоль только в качестве «аварийного» или профилактического средства для промывки механизма. После её применения смажьте детали соответствующим составом, иначе металл останется «обнажённым» и станет конденсировать влагу.
Цены на масляные аэрозоли
Название | Производитель | Упаковка | Цена упаковки, у. е. |
Смазка Мульти спрей AR-312 | PATRIOT Arsenal, Россия | Баллон 320 мл | 4,5 |
Смазка графитовая SL | «Агат-Авто», Россия | Баллон 200 мл | 3 |
Пластичная смазка Avora | NESTE, Финляндия | Баллон 470 мл | 21 |
WD-40 | WD-40, США | Баллон 420 мл | 12,5 |
Прочие виды масел
Компрессорное масло
Предназначено для работы в суровых условиях — высокая температура и давление. Содержит противоизносные, антиокислительные и антикоррозийные присадки. Может использоваться в любом виде техники.
Гидравлическое масло
Существует множество разновидностей этого ГСМ, под каждую задачу есть свой состав. Отличается высокой температурой вспышки, устойчивостью к химическому растворению и высокой теплопроводностью.
Пищевое масло (подсолнечное)
Также обладает смазывающими свойствами для механизмов. Применять его можно разве что в аварийном случае — когда срочно нужно смазать или протереть деталь, а под рукой ничего другого нет. После применения необходимо провести профилактику — промыть механизм и нанести подходящий состав. Пищевое масло накапливает пыль и грязь, что может со временем привести к заклиниванию механизма.
Отработанное машинное масло
ГСМ, который выполнил свою работу, имеет в своём составе металлическую пыль и непригоден более для механизмов. Однако такие масла сохраняют очень полезное свойство — горючесть. То есть, по сути они являются энергоносителями. Такое выгодное свойство не прошло мимо внимания народных умельцев и на «отработке» стали делать печи и даже котлы автономного отопления. Печи на отработанном масле пользуются популярностью у фермеров, владельцев частных домов, гаражей, теплиц. «Отработка» в холодном виде — отличный технический консервант для древесины. Дерево глубоко (до 2 мм) впитывает масло, состав которого неприемлем для насекомых.
Своевременная смазка любого механизма — залог его надёжной и долгой работы. Два главных симптома, которые говорят о том, что пора его смазать — это скрип и перегрев. Не стоит ждать, пока износятся «сухие» детали и появится люфт. И помните, самая простая и дешёвая маслёнка — обычный медицинский шприц. Им вы сможете доставить смазку в самое труднодоступное место.
Смазочные масла являются наиболее популярным видом жидких смазок для узлов трения машин и механизмов, выполняют функции рабочего тела в гидравлических приводах и амортизаторах, используются в качестве СОЖ при металлообработке, охлаждающей и изолирующей жидкости в масляных трансформаторах.
Виды смазочных масел по химическому составу и их характеристики
По химическому составу смазочные масла делятся на следующие виды: минеральные (нефтяные), органические (животного и растительного происхождения), синтетические, полусинтетические.
Органические масла обладают отличными смазывающими свойствами и экологически безопасны, но работают в очень узком диапазоне температур. Кроме того, они дорого стоят, поэтому в чистом виде используются крайне редко.
Минеральные масла, которые производят из мазута (Рис.1), имеют самое выгодное соотношение цены и эксплуатационных характеристик для промышленного применения. В зависимости от способа получения, они разделяются на дистиллятные (продукты вакумной перегонки мазута) и остаточные (получают путем деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков, образующихся при дистилляции мазута).
Дистиллятные масла превосходят остаточные по термостабильности и вязкостно-температурным свойствам, но существенно уступают им по смазывающей способности. Смешивая их в определенных пропорциях, получают товарные масла – компаундированные смазки с требуемыми техническими характеристиками.
С целью улучшения эксплуатационных свойств в состав минеральных смазочных масел вводят антифрикционные, противозадирные, антипенные, моющие и прочие присадки.
Синтетические масла – это продукты химической переработки нефти или природного газа, в результате которой синтезируются смазочн
ые жидкости с заданными техническими характеристиками (особо высоким индексом вязкости (Рис.2), малой склонностью к пенообразованию, низкой летучестью и т.д.). Стоят они в 2 – 3 раза дороже минеральных, но окупаются тем, что гарантируют легкий пуск и устойчивую работу механизмов в широчайшем диапазоне рабочих температур, обеспечивают экономию энергии за счет меньших потерь мощности на трение, гораздо дольше служат.
Полусинтетические смазочные материалы, в состав которых входит 50%-70% минералки и 30%-50% синтетики, объединяют в себе доступную стоимость и хорошие эксплуатационные характеристики (зависят от процентного соотношения базовой основы и пакета присадок).
Классификация смазочных масел по назначению
В соответствии с ГОСТ 4.24-84 смазочные масла делятся по основному назначению на следующие группы и подгруппы (Табл.1):
Классификацию основных групп смазочных масел по рекомендуемым областям назначения и применения, а также их маркировку регламентируют соответствующие ГОСТы. Например моторные масла, в зависимости от эксплуатационных свойств, согласно ГОСТ 17479.1-85 делятся на группы А, Б, В, Г, Д, Е (Табл.2):
Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – для дизельных. Масла, которые подходят для использования в двигателях обоих типов с одинаковым уровнем форсирования, не имеют индекса в обозначении. Если в маркировке присутствует двойное обозначение, то первое из них указывает на возможность применения в дизельных двигателях, а второе – в бензиновых.
С появлением на российском рынке импортных смазочных материалов у автомобилистов большей популярностью пользуется классификация моторных масел по международным системам – ACEA, API, SAE.
От чего зависит область применения смазочных масел
Область применения смазочных масел зависит от их эксплуатационно-технических свойств, основными из которых являются:
вязкость и плотность при самой низкой, нормальной и максимальной рабочей температуре (эти показатели влияют на легкость холодного пуска оборудования, прочность смазывающей пленки, герметичность зазоров в цилиндропоршневых группах);
температура застывания – ее значение должно быть ниже минимальной температуры окружающей среды в предполагаемых условиях эксплуатации;
температуры вспышки и воспламенения – чем они выше, тем меньше пожаро- и взрывоопасность машин и механизмов, технологических процессов;
кислотное число – определяет антикоррозионные свойства;
маслянистость (липкость) – способность создавать на трущихся поверхностях надежную смазывающую пленку.
При работе механизмов в высокотемпературном режиме следует обращать особое внимание на зольность (с ее увеличением возрастает риск ускоренного абразивного износа трущихся деталей) и коксуемость (склонность к образованию нагара) масла.
Важные нюансы при выборе смазочных масел
Каждый вид смазочного масла имеет свои преимущества и недостатки (Рис.2).
Поэтому при подборе смазки для конкретного механизма следует учитывать:
Кроме назначения, предусмотренного ГОСТом, необходимо учитывать и стоимость смазочного масла. Так, для смазки узлов трения, работающих в щадящих условиях (при невысоких температурах и давлениях, отсутствии агрессивных сред), отлично подходит самая дешевая бесприсадочная минералка. Для механизмов, условия эксплуатации которых предъявляют повышенные требования к противоизносным, антиокислительным, противозадирным, противоскачковым, адгезионным свойствам смазочных материалов применяются более дорогие минеральные, полусинтетические или синтетические масла с соответствующими присадками.
Чем выше ИВ, тем шире температурный диапазон эксплуатации машин и механизмов (обеспечивается легкий холодный пуск и надежная смазка узлов трения при максимальных рабочих температурах).
Какое масло выбрать – отечественное или импортное?
Конечно же, если ваше авто на гарантии, в двигатель нужно заливать исключительно масло, которое указано производителем. После снятия с гарантии для автомобилей, способных по паспорту «переваривать» масла SG/CD, нет смысла покупать дорогую импортную минералку – при соблюдении интервалов замены «Лукойл Супер» не доставит проблем при эксплуатации.
Не забывайте о том, что любые смазочные материалы стоит покупать только в авторизованных точках продаж и у официальных дилеров отечественных и зарубежных производителей. Это исключает риск приобрести подделку, которая может привести к некорректной работе и даже поломке дорогостоящей техники.
Бытовая химия: какие товары относятся к этой группе?
Много вопросов у потребителей связано с тем, что же относится к бытовой химии.
Содержание
Согласно Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, нельзя возвращать обратно продавцу качественные товары бытовой химии (моющие средства, стиральные порошки, пятновыводители и прочее), пестициды и агрохимикаты.
Что же скрывается за таинственным «и прочее»?
Мнений на этот счет немало, но юридическая (судебная) практика показывает, что при расшифровке подобных терминов используется систематический товарный словарь в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 06.02.2002 № 81.
– Систематический товарный словарь представляет собой номенклатуру товаров, учитываемых в розничном товарообороте. Этот словарь не имеет юридической силы. Все взаимоотношения между продавцом и потребителем в равной степени защищаются Гражданским кодексом РФ и законом «О защите прав потребителей». Тем не менее, к словарю можно обращаться в спорных вопросах, для уточнения, к какой именно категории относится тот или иной товар.
Согласно пункту 94 Систематического товарного словаря, к товарам бытовой химии относятся:
Задавайте ваши вопросы в комментариях к материалу.
Подробнее о невозвратных товарах читайте ЗДЕСЬ.
Моторное масло: из чего состоит и как его правильно выбирать
Без моторного масла двигатели внутреннего сгорания работают очень недолго.
В сети полно доказательств — например, эксперимент британского автожурналиста Мэта Уотсона, ведущего ютуб-канала carwow. Он поставил рядом Форд Фокус 2, Пежо 208 и Хонду Цивик 6, слил везде антифриз и масло, запустил двигатели и положил по камню на педали газа.
Двигатель Форда прожил 20 секунд, Пежо продержался 47 секунд, а вот на Хонде пришлось поездить: она всех удивила и работала долго. В любом случае без масла рано или поздно клинит даже такие двигатели, как у этого Цивика 2000 года.
Моторное масло образует на деталях двигателя прочную масляную пленку и предотвращает их износ. Но не все так просто: оно должно смазывать, снижать трение, охлаждать, очищать, защищать от коррозии. Все это — при высоких температурах и больших нагрузках и желательно с самого начала работы двигателя.
В этом материале мы расскажем, чем моторные масла различаются, как их подбирать и как часто нужно проходить техобслуживание с заменой масла и масляного фильтра.
Что вы узнаете
Чем различаются синтетика, полусинтетика и минералка
Готовое моторное масло, которое продают в магазинах, — сложная смесь базового масла и пакета специальных присадок, которые защищают двигатель от износа. Базовое масло определяет свойства готового продукта.
По международной классификации Американского института нефти все базовые масла делятся на пять основных категорий, или групп. Чем выше группа базового масла, тем выше качество готового продукта — моторного масла.
Минеральные масла — первая и вторая группы. Когда нефть перерабатывают, она разделяется на фракции. 2—5% из них — масляные. Масляные фракции депарафинизируют и чистят методом базовой селективной очистки. Так они становятся базовым маслом первой категории.
В результате гидроочистки такого масла получается масло второй категории. Это и есть минеральные масла, их делают прямо из сырой нефти.
Моторные масла с минеральной основой сильно густеют при низких температурах, быстро окисляются при контакте с кислородом, склонны к образованию отложений и по своим экологическим показателям не соответствуют современным требованиям. Поэтому их применяют лишь в очень старых автомобилях с простыми малонагруженными двигателями.
Синтетические масла — третья группа. Такие масла также производят из нефти, но процесс более сложный. Масляные фракции нефти проходят атмосферную и вакуумную перегонку, каталитическую гидродепарафинизацию, гидрокрекинг и гидроочистку.
К третьей группе относятся и базовые масла типа gas-to-liquid — GTL. Такое масло делают из метана методом газожидкостной конверсии. Преимущество этого метода синтеза — базовое масло получается чистое, почти без примесей. «Газовые» моторные масла распространены — например, линейка Shell Helix Ultra.
Когда смешивают базовые масла первой и второй групп с маслами третьей группы, получается полусинтетическое базовое масло. Базовые масла третьей группы гораздо чище минеральных, у них значительно выше индекс вязкости, в них почти нет ароматических углеводородов, серы и азота, они более устойчивы к окислению и служат вдвое дольше.
В подавляющем большинстве современных авто в качестве как первичных, так и сервисных заливок используют моторные масла, произведенные на основе базового масла третьей группы.
Полностью синтетические масла — четвертая группа: ПАО и эстеры. Базовые масла четвертой группы — это настоящая синтетика, полученная методом органического синтеза из этилена — газа, который образуется при переработке нефти. Они называются полиальфаолефинами, или ПАО.
У таких масел отличные температурные свойства и высокая стойкость к окислению, но стоят они гораздо дороже, чем масла третьей группы. Масла четвертой группы практически не смешиваются с присадками, так что при создании масел с применением ПАО их доля в канистре чаще всего не более трети, остальное — базовые масла других групп.
Пятая группа — это прочие базовые масла, которые не вошли в группы 1—4. Это чистая синтетика — эфиры, эстеры и полиалкиленгликоли (PAG). Масла пятой группы имеют характеристики, близкие к идеальным, и стоят очень дорого. Поэтому в составе готовых «эстеровых» масел обычно не более 3% базовых масел пятой группы.
Бывают и исключения. Существуют моторные масла, которые на 70% состоят из полностью синтетических базовых масел. Но, к сожалению, надпись «полностью синтетическое» на канистре не указывает на истинный состав масла: это просто маркетинговый термин. Понять, на какой основе делали масло, можно только после лабораторных исследований, на которых специалисты детально изучают физико-химические характеристики готового продукта.
Индустриальные масла – это смазочные материалы нефтяного происхождения, которые применяются:
в качестве СОЖ при механической обработке металлов, основы для приготовления гидравлических жидкостей и технических смазок различного назначения.
Основные производители индустриальных масел в России и мире
Неизменные лидеры российского рынка индустриальных масел – ПАО «ЛУКОЙЛ» (производит 45% валового объема технических смазочных материалов), ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» (их доли составляют соответственно 20% и 14%).
Из зарубежных марок технических смазок в России наиболее популярны Shell, Castrol, Mannol, ZIC, Mobil, Elf, Total.
В связи с резким падением курса рубля и политикой импортозамещения, проводимой российским правительством с 2014 года, спрос на индустриальные смазочные материалы иностранного производства неуклонно снижается. И если в розничном сегменте потребители еще отдают предпочтение дорогим импортным продуктам, то в промышленности отмечается устойчивая тенденция к переходу на бюджетные технические смазки.
Серьезными конкурентами авторитетных мировых брендов становятся молодые марки, в числе которых WEGO (Чехия), ADWA и ORLEN OIL (Польша).
Классификация индустриальных масел
По способу производства различают три вида индустриальных масел:
дистиллятные – продукты вакуумной перегонки мазута. Имеют высокую термостабильность и хорошие вязкостно-температурные свойства при слабой смазывающей способности;
остаточные – получают способом деасфальтизации тяжелых остатков нефтепереработки (гудронов и полугудронов). Превосходят дистиллятные по смазывающим свойствам, уступают по вязкостно-температурным показателям, термостабильности;
компаундированные – производят путем смешивания дистиллятных и остаточных масел в пропорциях, необходимых для получения заданных технических параметров.
Современная классификация индустриальных смазочных материалов по ГОСТ 17479.4-87 основана на их разделении по областям назначения (на 4 группы) и применения (на 5 подгрупп), кинематической вязкости при t40°С (на 18 классов).
К техническим характеристикам, от которых в наибольшей степени зависит применение индустриальных смазок, относятся:
вязкость и плотность – влияют на предельную несущую способность масляной пленки (учитываются значения этих параметров при нормальной, минимальной и максимальной рабочей температуре);
температуры застывания, вспышки, воспламенения – от этих показателей зависит температурный диапазон эксплуатации оборудования, пожаро- и взрывобезопасность производства;
удельная теплоемкость – чем она выше, тем лучше охлаждающее действие смазочного материала.
Индустриальные масла без присадок используются в тех сферах, где нет повышенных требований к эксплуатационным свойствам смазочных материалов, а легированные – при необходимости применения смазок с улучшенными техническими характеристиками.
Правильно выбрать индустриалку для конкретных условий эксплуатации помогает маркировка по ГОСТ 17479.4-87. Она состоит из разделенных дефисом знаков, первым из которых для всех марок является буква «И». Далее следуют:
прописная буква Л, Г, Н или Т – указывает на группу по назначению (Таблица 1);
прописная буква А, В, С, Д или Е – определяет наличие в составе масла функциональных присадок (Таблица 2);
цифры, обозначающие класс кинематической вязкости (Таблица 3).
Таблица 1
Рекомендуемая область назначения
Легко нагруженные узлы (шпиндели, подшипники и сопряженные с ними соединения)
Тяжело нагруженные узлы (зубчатые передачи)
Таблица 2
Рекомендуемая область применения
Нефтяные масла без присадок
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых не предъявляют особых требований к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, содержащие антифрикционные сплавы цветных металлов, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел
Нефтяные масла с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками
Машины и механизмы промышленного оборудования, условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел
Таблица 3
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм 2 /с (сСт)
Например, масло И-Л-А-7 подходит для техобслуживания легко нагруженных машин и механизмов, не требующих применения специальных смазок, а И-ГТ-А-100 предназначено для смазывания зубчатых шестерен и прочих тяжело нагруженных элементов оборудования, использования в качестве рабочего тела гидросистем.
Самыми востребованными индустриальными смазками являются веретенные масла.
Масло веретенное (веретенка): ГОСТы 20799-88 и 1642-75
Веретенные масла марки А, которые производят по ГОСТ 20799-88, используются в качестве смазочных материалов и гидравлических жидкостей для машин и механизмов, работающих с малой и средней нагрузкой, в щадящих условиях (при рабочих температурах до +60°С, отсутствии контакта с агрессивными средами). Сферу их применения легко определить, если воспользоваться соответствующим обозначением по ГОСТ 17479.4-87:
Обозначение по ГОСТ 17479.4
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов с частотой вращения 15-35 тыс. об/мин (подшипников, втулок шпинделей и т.д.).
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:
подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.
Смазка для легконагруженных узлов и механизмов:
подшипников, втулок шпинделей и т.д. с частотой вращения до 5 тыс. об/мин.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станочного оборудования.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.
Смазка для легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения.
Смазка для тихоходных, тяжелонагруженных машин и механизмов.
Отличие индустриальных масел от компрессорных и моторных
Моторные и компрессорные масла подвергаются воздействию высоких температур, резких перепадов давлений, агрессивных сред. Поэтому в их состав вводят антикоррозионные, термостабилизирующие, декомпрессионные, моющие, противопенные и прочие дорогостоящие присадки.
Индустриальные смазочные материалы работают в щадящих температурных условиях при стабильных нагрузках. Это позволяет применять для смазки узлов трения дешевые масла без присадок (веретенные) либо с минимальным их количеством.
Ключевые технические характеристики при выборе индустриалки – вязкость, температура застывания и вспышки. Выбирая моторное или компрессорное масло, следует учитывать еще и его термостабильность, температуру воспламенения, склонность к коксованию и нагарообразованию, испаряемость.
Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды
При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.
Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.
Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.