быть выше чем небо и шире земли
жизнь-156
О! Нету воли жить, и умереть нет сил!\ Да, все уж допито. Брось хохотать, Вафилл. \ Все допил, все доел. Но продолжать не стоит. В МАНЕРЕ НЕКОТОРЫХ\\ Томление. Поль Верлен. Перевод Г. Шенгели
О, гаревые колоски,\О, пережженная полова,Дожить до гробовой доски\И не сказать за жизнь ни слова? Григорий Корин Какой-то должен разговор
О, жизнь моя без хлеба,\Зато и без тревог!\Иду. Смеётся небо,\Ликует в небе Бог. Федор Сологуб “Родине\Пятая книга стихов” 1906 О, жизнь моя без хлеба,
О, жизнь моя, не уходи,\Как ветер в поле! \Ещё достаточно в груди\Любви и боли. \Ещё дубрава у бугра\Листвой колышет,\И дальний голос топора\Почти не слышен. Анатолий Жигулин 1980 О, ЖИЗНЬ МОЯ, НЕ УХОДИ.
О, жизнь моя,\ мой сладкий плен — \ молитва, нищенство, отвага, \ вся в черных буковках бумага. \ И ожиданье перемен. Николай Панченко
О, как мы жили! Горько и жестоко!\Ты глубже вникни в страсти наших дпен. \Тебе, мой друг, наверно, издалека\Все будет по-особому видпей. Михаил Дудин
О, легкая слепая жизнь!\ Ленивая немая воля!\ И выпеваешь эту даль, как долю,\ и, как у люльки, доля над тобою\ поет. Прощайте! Набирает высь\ и неизбежность нежное круженье,\ где опыт птичий, страх и вдохновенье\ в одном полете голоса слились. Марина АКИМОВА «ДЕНЬ и НОЧЬ» N 3-4 2005г.
О, нищенская жизнь, без бурь, без ощущений, \Холодный полумрак, без звуков и огня. \Ни воплей горестных, ни гордых песнопений, \ Ни тьмы ночной, ни света дня. Константин Бальмонт Из сборника “ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ” 1894 БОЛОТО
Быть Выше Чем Небо И Шире Земли Meme Gacha Club Читать Описание
Загрузил: Dasha UwU
Длительность: 35 сек
Top 11 Meme Если Услышишь Эту Песню Беги Эту Песню Знает Только Злодеи Премьера 2021 By Farik
Топ 10 Meme Которые Мне Нравятся Gacha Life Gacha Club
14 Gacha Meme Это Наша С Тобой Территория
Gachalife Tiktok Compilation 3 Наркомание Из Тик Тока Gacha Life Gacha Clube
Наркомания Из Тик Тока Гача Лайф Слуб
Гача Лайф Меме Это Наша С Тобой Территория
Часть 1 Игра Началась 13 Карт Земля Королей
Топ 10 Meme Которые Мне Нравятся
How To Not Summon A Demon Lord React To Amv Part 1
Реакция Стран На Meme 2 Dy Zonaкрыс
Pmv Это Наша С Тобой Территория
Наркомания Из Тик Тока Гача Лайф Клуб
Музыкальный Номер Нас Не Догонят Из Фильма Лёд 2
Re Zero Girls React
Мой Парень Татарин Gacha Life Клип
Nicebeatzprod X Тата Губы В Кровь
Re Zero Girls Reacts Part2
Bad Balance Bonie Clyde
Prosthetic Legs City Morgue Zillakami Sosmula
Fox Dvd Video 2000
Dj Assault Ass N Titties 2001
Kiss Me More Feat Sza Doja Cat
Сборник Песен Братья Соколовы
Деньги Внутри Вас Свияш Читать Онлайн
Miraj Tzunami 2017 Esti Full Full Hd Manele Noi Hit
Песня На День Рождения Племяннику От Тети
Нового Года Не Будет
Цыганские Песни 2021
Gandagana Georgian People
Сукачёв Я Милого Узнаю По Походке
Archeage 6 5 Pvp Наемник Мини Нарезочка С Ксанатоса
Luzon Manila Sunrise Khainz Remix
No Cooking No Recipe Just Fun Relax Farmhouse Picnic Vlog 2021 By Areeba Ka Kitchen
Latihan Tarian Sumazau Skdc 2018
Быть Выше Чем Небо И Шире Земли Meme Gacha Club Читать Описание
Nightcore Ring Dinge Ding
Fall Thrills And Broken Wheels Giants Ridge Mn
Roblox Isle The Killing Experience Fast
Prediksi Hk 29 November 2021 Bocoran Togel Hongkong Malam Ini Ekor Hk Jitu
Amar Bou Boleche Morte Amay Pankaj Moni Nachiketa Chakraborty
Dr Prassan Vij Discusses Twin Pregnancy
Uncharted 2 Among Thieves Fan Trailer На Русском
9Th Wonder Happy Holidays
11 Зеркало Времени Smuff Tha Quiz Remix
Дельфин Иду Искать
Anupama Today Episode 5 November Anupama New Promo Anupama Serial Today Episode
Tips Tricks For Traffic Rider
Коллекторы Не Дают Спать
Do You Know Collector Amrapali Age Love Story Take One Media Warangal Marriage Wedding Ias
Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку
Практика по материалам открытого банка ФИПИ.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.
4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.
7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу
9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз
10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.
11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.
12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.
13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.
18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.
19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.
20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.
22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45
Велики русский романтический реалист! Писатель! Поэт!
ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ!
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник,
черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь,
то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат
радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти в уверенность в победе
слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей,— стонут, мечутся над
морем и на дно его готовы спрятать
ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут,—
им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни:
гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет
тело жирное в утесах. Только гордый
Буревестник реет смело и свободно
над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи
опускаются над морем,
и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет.
В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким
и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая
в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный,
как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон,— гордый, черный демон
бури,— и смеется, и рыдает. Он над тучами смеется, он от
радости рыдает!
В гневе грома,— чуткий демон,— он давно усталость
слышит, он уверен, что пе скроют тучи солнца,— нет,
не скроют!
Ветер воет. Гром грохочет.
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно
огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих
молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний
над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря.
В лесу над рекой жила фея,
В реке она часто купалась;
Но раз, позабыв осторожность,
В рыбацкие сети попалась.
Ее рыбаки испугались.
Но был с ними юноша Марко;
Схватил он красавицу фею
И стал целовать ее жарко.
И дни ходит Марко и ночи
В лесу над рекою Дунаем,
Все ищет, все стонет: «Где фея?»
Но волны смеются: «Не знаем».
Но он закричал им: «Вы лжете!
Вы сами играете с нею!»
И бросился юноша глупый
В Дунай, чтоб найти свою фею.
Купается фея в Дунае,
Как раньше до Марко купалась;
А Марко уж нету. Но, все же,
О Марко хоть песня осталась.
А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!
*****
****
***
**
*
Юрий Кузнецов
11 февраля 2021 года исполнилось 80 лет со дня рождения русского поэта Юрия Кузнецова. К этому имени можно добавить эпитеты: большой, выдающийся, самобытный, уникальный… И все-таки главным будет – «русский». Потому что русская тема, русская душа, космос русской истории – были основой его творчества.
Завижу ли облако в небе высоком,
Примечу ли дерево в поле широком –
Одно уплывает, одно засыхает.
А ветер гудит и тоску нагоняет.
Что вечного нету – что чистого нету.
Пошёл я шататься по белому свету.
Но русскому сердцу везде одиноко.
И поле широко, и небо высоко.
Стоит отметить, что лишь в Азербайджане вышла переводная книга стихов Юрия Кузнецова. А это значит, что и Европе, и Америке этот крупнейший русский поэт оказался чужд и неинтересен.
Мне вспоминается первый приезд Юрия Кузнецова во Владимир. Тогда в 96-м он посетил наш город в качестве руководителя одного из семинаров Всероссийского совещания молодых литераторов. В ДК Химзавода был организован большой литературный вечер. Представляя Кузнецова, ведущий сказал: «Когда нас везли сюда за оконным стеклом автобуса проплыл рекламный щит: «Такой-то банк – возможно лучший банк России». Возможно лучший поэт России – Юрий Кузнецов». Понятно, что слово «возможно, ведущий употребил, чтобы снизить пафосность момента. Конечно же, Кузнецов был лучшим – без всяких оговорок. Другое дело, что тогда, а тем более, сейчас не все это видят и понимают.
Литературный феномен Кузнецова – загадочен. Его поэтическая родословная туманна. Друзья-соратники. За исключением Вадима Кожинова – где они? Пожалуй, лучше самого поэта никто об этой его одинокости не сказал: «Звать меня Кузнецов. Я – один. Остальные – обман и подделка». И то сказать – как такую расхожую на Руси фамилию, можно было сделать громким именем. Да что там – именем – паролем для многих читателей. А он это смог.
Вот уж не человек, а айсберг, в котором всё основное было внутри – под водой, а на поверхности… Простота стиха – поразительная: вереница глагольных рифм, и вообще отношение к рифме – чисто армейское – строгая и прочная – не более того. Никаких выкрутасов с размером и фонетикой. И вместе с тем – удивительная напряженность текста, его одухотворенность и надмирность.
А ведь Кузнецов и в жизни – всем своим обликом был прост и естественен, отрицая всякую игру и актерство. Давайте, вспомним все эти бесчисленные шейные платочки Вознесенского, разноцветные рубахи Евтушенко, неизменный кожаный пиджачок Окуджавы, или черные водолазки Высоцкого… А у Кузнецова на всех фото – обычный пиджак, обычный галстук, белая сорочка… В связи с чем еще одно личное воспоминание.
Начало февраля 2000 года. Кузнецов во второй раз приезжает во Владимир – на Французовские дни – в составе небольшой писательской делегации из столицы. Правда, центральной фигурой этой делегации становится (о, времена. ) дьякон Андрей Кураев. Что и говорить – медийная фигура. Все идут сюда – в областную библиотеку, а Кузнецов остается в гостинице. Ведь сказано: «Звать меня Кузнецов – я один…» Между тем, литературный вечер в библиотеке заканчивается, уже пора перемещаться к месту проведения фуршетного ужина… И только тут кто-то вспоминает, что Юрий Кузнецов остался голодным в гостинице. Делать нечего: меня направляют вызволять поэта оттуда. Стучу в дверь. Слышу голос: «Войдите». Вхожу в номер: На кровати в клубах табачного дыма лежит Кузнецов. Причем, в неизменной своей белой сорочке, галстуке, брюках и ботинках. Предвижу удивление: как! – столичный поэт, лауреат государственной премии, культурный и воспитанный человек – и на кровати в ботинках. А вы как хотите – чтобы Кузнецов лежал в галстуке и – босиком? Или в носках что ли. Нет, увольте: это Лев Толстой может быть босиком. А Кузнецов – только в ботинках. Ну, может, он газетку какую подложил… Наверное, что-то там было подложено, я только не приметил. Тут другое важно. Я ведь увидел Кузнецова таким, каким его мало кто видел: и это был его подлинный, если хотите – обобщенный образ. Скажете: да как же поэт такого космического масштаба может лежать на заурядной гостиничной кровати и при этом являть собой некий обобщенный образ? Да он должен лежать на вершине холма и не в клубах табачного дыма, а в облаке небесном! В том и дело, что Кузнецову нет никакой разницы – где и на чем лежать: он что на кровати, что на холме будет погружен в свои прозрения о судьбах мира и России, рождая строки новых стихов.
Многие, кто сталкивался с Юрием Кузнецовым, говорят о его высокомерии, даже надменности. Не знаю. В моем случае ничего подобного не было. Едва я произнес с порога: «Юрий Поликарпович, я послан за вами, нас ждут на ужин» – как Кузнецов уяснив, что перед ним не случайный командировочный, перепутавший гостиничный номер, а некий вестник – был уже на ногах и в пиджаке. Тут и пальто возникло на его высокой статной фигуре. И мы двинулись в путь.
А вот на тему того же кажущегося высокомерия пишет Александр Проханов: «Да, Кузнецов нередко при встречах казался смотрящим куда-то поверх тебя – но таков уж был его рост, да и осанка не знала сутулости и согбенности, и голову он всегда держал прямо, из-за чего с ним было сложно встретиться взглядом, что и порождало у кого-то известный комплекс. Но однажды мы повстречались с ним утром в дачном лесу, и так уж случилось, что я спускался с пригорка, а он на него всходил, поэтому оба мы, поздоровавшись и обменявшись привычными фразами о погоде да о литфонде, задравшем цену аренды, невольно какое-то краткое время смотрели прямо в глаза друг другу. Может быть – даже в первый раз в жизни, но точно – в последний, как это, к величайшей горести, оказалось… И тут я увидел воочию: сколько же грусти, усталости, сколько невысказанного, глубокого, обращённого к встречному света было в его открытом и чистом взоре!
Выработался стереотип: если поэт – значит, лирик. Т.е. человек пишущий прежде всего о себе: о своих чувствах и переживаниях, о своем личном впечатлении от картин окружающего его мира. А ведь среди древних – большинство было эпиками. Один Гомер чего стоит. Кстати, вот как наш юбиляр поминает древних:
…Увы! Навеки занемог
Торжественный глагол.
И дым забвенья заволок
Высокий царский стол.
Где пил Гомер, где пил Софокл,
Где мрачный Дант алкал,
Где Пушкин отхлебнул глоток,
Но больше расплескал.
Вот и стихи Кузнецова, собранные в один могучий том, – это эпос. А поскольку эпос всегда мифологичен, то мифотворца равного Кузнецову в русской поэзии не было. И, видимо, уже не будет.
ЗНАМЯ С КУЛИКОВА
Сажусь на коня вороного –
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.
Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моём.
Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.
Творчество Кузнецова как бы завершает собой огромный круг русской словесности, берущий свое начало в фольклоре – в былинах и народных сказаниях. Поэтому не правы те, кто видит в стихах Кузнецова этакого сверхчеловека, созданного больным воображением Ницше. Не сверхчеловек это – а русский богатырь.
Твоя рука не опускалась
Вовек, о русский богатырь!
То в удалой кулак сжималась,
То разжималась во всю ширь.
…Врагам надежд твоих неймётся.
Но свет пойдёт по всем мирам,
Когда кулак твой разожмётся,
А на ладони – Божий храм.
Но герой-богатырь – это в стихах, а в жизни Юрий Кузнецов ничего героического собой не представлял. Да и сама его биография была самой обычной. Разве что служба в Армии в начале 60-х на Кубе – аккурат в разгар Карибского кризиса. А так – родился на Кубани, учился, издал там свою первую книжку с простым названием «Гроза», потом перебрался в столицу, окончил Литинститут, начал работать в московских издательствах и редакциях. В 74-м выпустил в столице книгу «Во мне и рядом даль», пришла известность. Конечно, это не была слава Евтушенко и Вознесенского начала 60-х. Но все-таки. Пристальный читатель увидел, что в русскую литературу пришел новый поэт, который ощущает эту саму даль внутри себя и снаружи, который знает, что в России «Край света за первым углом», понимает, что «Душа верна неведомым пределам», и убежден, что никому на земле не дано распутать «Русский узел» – разве что Богу. У Кузнецова не было проблем с изданием: всего при его жизни вышло более 20 книг стихов. И читатель у него был и критика… И все-таки – большое видится на расстоянье. И мне кажется, подлинный масштаб поэта при его жизни, смогли разглядеть немногие. Теперь после смерти поэта (а его не стало в ноябре 2003-го) – это сделать проще.
С другой стороны после смерти Кузнецова вышла всего лишь одна его поэтическая книга «Крестный ход». Да и то, по словам вдовы поэта издатели умудрились исказить название сборника, который должен был называться: «Крестный путь». Даже в серию «ЖЗЛ», которая в наше время разрастается до невероятных размеров, Кузнецов до сих пор не попал. Академического издания тоже не удостоился. Впрочем, что еще ждать от нынешнего безвременья.
Когда рухнула советская империя и в стране начались гайдаровские реформы, Кузнецов сразу ощутил, что земля уходит из-под ног – Русская земля – и поэзия его изменилась. На смену некоторой умозрительности пришло реальное ощущение происходящей трагедии. Не напиши в 90-е Кузнецов вот этих двух малотиражных книжек: «До свиданья! Встретимся в тюрьме» и «Русский зигзаг» – его творческий портрет был бы не столько ярок и отважен. В эти годы его стихи приобретают явную злободневность, отнюдь не теряя при этом надмирной эсхатологичности. Вот записочка на манжете, посвященная закрытию патриотической газеты «День», и прочтенная на одном из литературных вечеров:
С Востока свет, мы разумеем: «День»…
Из бездны вышел мрачный Дант как тень.
– Что нового в аду? – его спросили.
Ответил Дант: – Всё то же, что в России,
Но видно, дьявол с вами не в ладу:
Он запретил газету «День» в аду.
А вот еще стихотворение тех лет:
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Всё опасней в Москве, всё несчастней в глуши,
Всюду рыщет нечистая сила.
В морду первому встречному дал от души,
И заныла рука, и заныла.
Всё грозней небеса, всё темней облака.
Ой, скаженная будет погода!
К перемене погоды заныла рука,
А душа – к перемене народа.
А в последние годы своей жизни Кузнецов обращается к православной теме. Он – весь пронизанный языческим славянским фольклором, отодвигает в сторону свою «библию» – трехтомные «Поэтические воззрения славян на природу» Афанасьева и входит в мир Евангелия.
Кузнецов пишет и публикует в «Нашем Современнике» большие поэмы: «Путь Христа» и «Сошествие в ад». Произведения не во всем соответствуют церковным канонам, но важно само обращение к христианской теме.
И еще один значимый труд Кузнецова этих лет – перевод на современный русский язык сочинения древнерусской словесности: «Слово о законе и благодати» святого митрополита Киевского и всея Руси Илариона, выполненный по благословению Патриарха Алексия II.
Кстати, возвращаясь к воспоминанию о приезде Кузнецова во Владимир – тогда в феврале 2000-го. А зачем приезжал-то. В библиотеку со всеми не пошел, весь фуршетный ужин в мастерской Бориса Французова просидел молча. Правда, на следующий день побывал на лит. вечер в ОДРИ, но прочитал лишь своих «Маркитантов». Вот разве что в начале дня столичную компанию мы свозили к храму Покрова на Нерли. На этот раз Кузнецов не остался в гостинице, а сел в автобус со всеми, в задумчивости обошел храм, вошел внутрь, поставил свечку… Получается, что это и было главной целью его поездки в наш город.
А в завершение ещё одно стихотворение Юрия Кузнецова:
Поэзия есть свет, а мы пестры.
В день Пушкина я вижу ясно землю,
В ночь Лермонтова – звёздные миры.
Как жизнь одну, три времени приемлю.
Я знаю, где-то в сумерках святых
Горит моё разбитое оконце,
Где просияет мой последний стих,
И вместо точки я поставлю солнце.