быть может то что ненавистно вам благо для вас
Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас
В этом аяте содержится много важного и полезного для раба Аллаха.
Если раб Аллаха знает, что неприятное приходит к нему через желанное, а желанное — через неприятное, и не исключает вероятности того, что нечто, приносящее радость, может принести ему вред, а нечто, приносящее вред, — доставить радость, поскольку ему неизвестен исход дел, тогда как Аллах знает то, чего не знает Его раб, — если раб осознаёт всё это, это влечёт за собой определённые следствия.
Однако для этого человек нуждается в дополнительном знании, с помощью которого он познаёт следствия [итоги] через начала. И он нуждается в силе терпения, дабы приучить душу свою к трудностям пути, ведущего к достижению благой цели. Если же нет твёрдой убеждённости и терпения, то ничего это не будет. Если же у него есть твёрдая убеждённость и терпение, то всякая трудность, переносимая ради снискания постоянного блага и вечного блаженства, кажется ему ничтожной и незначительной.
К важным особенностям этого аята относится то, что он побуждает раба Аллаха предаваться на волю Того, Кто знает исход всех дел, довольствоваться тем, что Он выбрал для него и предопределил ему, надеясь при этом на благой исход.
Раб Аллаха не пытается предъявлять требования Господу своему и выбирать самостоятельно вопреки Его выбору и не просит Его о том, о чём у него нет знания, но просит Его выбрать для него лучшее и внушить ему довольство этим выбором, ибо нет для него ничего полезнее этого.
Если раб Аллаха предоставляет Всевышнему выбирать для него [наилучшее] и доволен Его выбором, то Аллах дарует ему в том, что выбирает для него, решимость, твёрдое намерение [осуществить это] и терпение, и отводит от него беды и трудности, с которыми сталкивается раб Аллаха, когда делает для себя выбор самостоятельно, и показывает ему благие последствия Его выбора, даже части которых он не обрёл бы, если бы делал выбор самостоятельно.
Следование этому аяту избавляет раба Аллаха от изнуряющих размышлений, которые требуются, чтобы сделать выбор, и освобождает сердце его от разных предположений и принятия мер, из-за которых он будто постоянно взбирается на гору и спускается с неё. И вместе с тем ему не уйти от предопределённого Ему. И если он довольствуется тем, что выбирает для него Аллах, то предопределение приходит к нему, и он заслуживает похвалы, благодарности и доброго отношения. А в противном случае предопределение приходит к нему, но он заслуживает порицания, и не милости, потому что это был его собственный выбор.
Если человек со всей искренностью полагается на выбор Аллаха и проявляет довольство этим выбором, он обнаруживает в предопределённом ему проявления доброты и заботы и ощущает себя постоянно окружённым ими, и Его забота защищает его от того, чего он опасается, а Его доброта делает незначительным для него [то неприятное, что может быть в] Его предопределении.
Когда предопределение осуществляется, то очень большую роль играет реакция человека на это предопределение. Самое полезное для него — смирение. Ему следует броситься на землю перед этим предопределением, подобно тому, как человек бросается на землю перед хищным зверем, притворяясь мёртвым, поскольку хищники не едят падаль.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления
Форум для мусульман
«возможно, Вам Ненавистно Что-то, Что Является Благом Для Вас. «
Слова Всевышнего Аллаха «Возможно, вам ненавистно что-то, что является благом для вас, и возможно, вы любите что-то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете».
В этом аяте содержится несколько мудростей, тайн и польз для рабов Аллаха. Поистине, если человек узнает, что ненавистное иногда приносит желанное, а желанное иногда приносит ненавистное, то он не будет чувствовать себя в безопасности от того, что вред придёт со стороны удовольствия, и не потеряет надежду на то, что радость придёт к нему со стороны вреда, потому что он не обладает знанием о результатах, и что Аллах знает то, о чём он не известил людей.
И это делает обязательными некоторые вещи, к которым относится то, что для человека нет ничего более полезного, чем подчинение повелению Аллаха, даже если это сложно в начале, потому что результаты подчинения Аллаху это блага, удовольствия, наслаждения и радости. И даже если душе ненавистно подчинение Аллаху, оно лучше и полезнее для неё.
И также нет ничего более вредного для человека, чем совершение запрещенного Аллахам, даже если это желанно и приятно душе, потому что результаты ослушания это зло, страдания, печали и беды. Особенностью разума является перенесение лёгкой боли ради большого удовольствия и великого блага, а также отдаление от маленького удовольствия из-за того, что оно ведёт большое страдание и длительное зло.
Однако для этого необходимо иметь преимущество знания для постижения целей и различения их от начал, и силу терпения для приучения души к перенесению трудностей пути ради того, что он надеется обрести в конце пути. Если же человек утратит убежденность и терпение, это станет трудно для него, когда же укрепляется его убежденность и терпение, для него становятся лёгкими все трудности, которые он переносит в поиске вечного блага и вечного удовольствия.
К секретам этого аята относится то, что он требует от человека положиться на Того, Кто знает результаты дел, и быть довольным тем, что Он выбрал и предопределил для него ради того благого результат, на который человек надеется.
Также к ним относится то, что человек ничего не требует от своего Господа, ничего Ему не предлагает, и не просит Его о том, чего не знает, потому что, возможно, в этом вред и погибель и человека, а он этого не ведает. И раб не предлагает Аллаху ничего, а просит у Него, чтобы Он дал ему лучшее и сделал довольным тем, что Он для него выбрал, ибо нет для человека ничего лучше того, что выбрал для него Аллах.
Также к этому относится то, что если человек положится на своего Господа и удовлетвориться Его выбором, то Аллах поможет ему в этом, укрепив его силой, решимостью и терпением, и отведёт от него бедствия, которые появляются, когда человек сам выбирает для себя. И Он также желает человеку такие прекрасные результаты того, что Он выбрал для него, которых даже частично не достигнет человек, если сам будет выбирать для себя.
Также к этому относится то, что человек получает отдых от утомительных размышлений относительно различных вариантов выбора, его сердце освобождается от расчетов и предположений, которые то вынуждают его подниматься в гору, то спускаться вниз, при всех этих трудностях не имея выхода из того, что предопределил ему Аллах. Если он удовлетворится выбором Аллаха, его постигнет предопределённое, и он получит хвалу, благодарность и милость за это, в другом же случае предопределённое постигнет его, и он будет порицаем и лишён милости, потому что он, выбирая сам для себя,
Когда же человек искренне полагается на Аллаха и доволен предопределённым, он будет окружён в предопределённом благосклонностью и милостью, и будет он находиться между благосклонностью Аллаха и Его милостью: благосклонность защищает от опасности, а милость облегчает предопределённое.
Ибн Каййим Аль-Джаузиййа «Аль-Фаваид»
Быть может…
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас» ( сура «аль-Бакара», аят 216).
Как было бы хорошо, если бы эти аяты были у нас перед глазами, когда с нами происходит то, что нам не нравится. Истина в том, что мы не знаем, в чём для нас благо – в том, что нам нравится или, напротив, в том, что нас печалит. Не смотрите лишь на внешнюю сторону происходящего. Вспоминайте, что во всём есть мудрость Всевышнего, которая скрыта от нас.
Доказательством этому служит история, упомянутая в Коране. Эта история пророков Мусы (мир ему) и Хизри (мир ему). Вспомните, что Хизри (мир ему) совершал такие поступки, которые не мог принять Муса (мир ему). Позднее выяснилась истинная сторона поступков Хизри (мир ему), и то, что он делал, было правильным и верным. Также и в нашей жизни. Иногда с нами происходит нечто неприятное для нас. Но Всевышний сведущ, что лучше для нас и Он обладатель мудрости. Вспомните, сколько раз в вашей жизни неприятные ситуации оборачивались к лучшему.
Пророка Юсуфа (мир ему) бросили в колодец, но это только лишь возвысило Юсуфа (мир ему), и стал он правителем Египта. Воле Всевышнего подчиняется всё сущее. И говорит истину Аллах ﷻ :
فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئَاً وَيَجْعَلَ اللهُ فِيهِ خَيْرَاً كَثِيرَاً
(смысл): «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас» (сура «аль-Бакара», аят 216).
Ничто не происходит случайно, как утверждают невежественные люди, а происходит по воле, мудрости и предопределению Всевышнего, как говорится в Коране:
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ
(смысл): «Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (сура «альт-Камар», аят 49).
В каждом событии есть своя мудрость, но она скрыта от людей. Не следует также забывать, что земная жизнь – место, где человек проходит через испытания. Всевышний так говорит об этом:
وَنَبْلُوكُمْ باِلشَّرِّ وَالخَيْرِ فِتْنَةً وَإلَينَا تُرجَعُونَ
(смысл): «Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания» (сура «аль-Анбия», аят 35).
Испытанием могут стать болезнь или здоровье, богатство или бедность, что бы ни было в этой жизни – приятное или неприятное – всё это испытание для людей. Имущество и бедность не являются признаком довольства или гнева Всевышнего. Аллах ﷻ одаривает богатством и хорошего, и плохого, и наоборот – бедным может быть и праведник, и грешник. Беднота или богатство – это экзамен для человека.
فمن صبر على الضَرَّاء وشكر عند السرَّاء،فهو من المفلحين
Смысл: «Кто проявит терпение в трудности и будет благодарным в радости – тот истинно счастливый и имеющий успех».
Абдуллах ибн Абджар сказал: «Человек испытывается здоровьем, чтобы увидеть, будет ли он благодарить. И он испытывается трудностями, чтобы выяснить, станет ли он проявлять терпение». И, как бы ни было велико то, что постигнет его в этом мире, оно незначительно в сравнении с тем, что соответствует ему из наказания в мире ином.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах ﷻ желает блага для своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (см. ат-Тирмизи, № 2396, Ибн Маджах, № 4031).
Верующий же должен быть уверенным в мудрости Всевышнего и уповать на Его милость, ибо поистине:
وَاللهُ يَعِدُكُمْ مَغْفِرَةً مِنْهُ وَفَضْلًا وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
(смысл): «Аллах обещает вам прощение и милость. Аллах – обладающий милостью, всезнающий» (сура «аль-Бакара», аят 268).
Аль-Бакара (Корова), 216-й аят из 286
Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете.
В этом аяте Аллах обязал мусульман к джихаду, чтобы они могли защитить Ислам от агрессии врагов.
Слово Аллаха: ( وَهُوَ كُرْهٌ لَّكُمْ ) хотя это вам неприятно – т.е. затруднительно и жестоко. Ведь на войне человек может быть убит или ранен вдобавок к трудностям походов и боёв с врагом.
Всевышний Аллах затем сказал: ( وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ ) Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас– т.к. за войной следует победа над врагами и захват их земель, имущества и потомства. Аллах говорит далее: ( وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ ) И быть может, вы любите то, что является злом для вас.– Это откровение содержит общее правило, согласно которому религиозные предписания являются абсолютным добром. Вместе с тем, отказ от их выполнения является абсолютным злом, несмотря на то, что людям тяжело выполнять их, ведь человеческой душе любо отдыхать и забавляться. Люди порой любят то, что в действительности причиняет им много вреда. Это относится к отказу от участия в священной войне и желанию наслаждаться спокойной жизнью. Отказ от джихада является великим злом, потому что такие мусульмане лишаются Божьей поддержки и позволяют врагам одержать верх над исламом и его приверженцами. Они обрекают себя на унижение и бесчестие, лишаются огромного вознаграждения и удостаиваются лютой кары.
Затем Всевышний Аллах сказал: ( وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ) Аллах знает, а вы не знаете – т.е. Он лучше вас знает, чем всё завершится. Он сообщил вам о том, в чём вам есть польза в этой и последней жизни. Так ответьте на Его призыв и выполняйте Его повеления, быть может, вы будете на верном пути.
Быть может то что ненавистно вам благо для вас
Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, что бы ни предопределил
Аллах верующему, это непременно становится благом для него,
и не даровано это никому, кроме верующего»
Быть верующим не значит быть эмоционально ограниченным человеком, который позволяет себе только несколько чувств, исключая из своей жизни другие. Но когда человек уверен в благом исходе, то для чувств страха, печали и отчаяния остается меньше поводов. Всевышний говорит в Коране, что в том, что неприятно человеку, может быть заложено много добра. Например, в суре «ан-Ниса» («Женщины») сказано: «…вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (аят 19). В суре «аль Бакара» («Корова») также сказано: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (аят 216).
Следуя этим словам, верующие находят благо и красоту в том, что их постигает. Несчастья, испытания или потери не пугают их, это помогает им сохранять самообладание вне зависимости от масштаба трудности. Это становится поводом для выражения благодарности Аллаху. Особенно эта вера важна в контексте веры в Судный день. Потому что каждый уверовавший знает, что в Судный день будет воздано благом за любые тяготы этого мира. Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения люди, которые (при жизни) пребывали в благополучии, будут желать того, чтобы их кожи были разрезаны ножницами в мирской жизни, увидев ту награду, которую дадут тем, кого постигали несчастья» (ат-Тирмизи).
Не всегда за испытаниями и потерями можно увидеть благо и воздаяние. Это понимание приходит с годами и с мудростью. Жизнь выявляет нам факты, глядя на которые мы понимаем, какую заботу о нас проявил Всевышний лишив или оградив от чего-то. Как признавался один мальчик-сирота: «Только повзрослев, я понял, какую милость мне оказал Аллах моим положением. Я долго не мог понять, за что и зачем Аллах забрал у меня родителей, я не мог смириться, может, даже сердился за это. Только повзрослев, увидев свою ситуацию с разных сторон, я вдруг осознал, как заботлив был Аллах, поступая со мной таким образом. Потому что множество благ и побед, которыми я пользуюсь сегодня, были достигнуты благодаря той трудности, которая постигла меня тогда. Я понял это. И тогда я не смог сдержать слез, ощутив Его милость и любовь ко Мне».
Один из имамов говорил: «Если бы Аллах приподнял завесу для Своего раба и показал ему, как Он управляет его делами, и как Аллах больше заинтересован в пользе раба, чем он сам, его сердце бы растаяло из-за любви к Аллаху и разорвалось бы на части из-за благодарности к Нему. Поэтому, если боли этого мира утомили тебя, не горюй, быть может Аллах желает услышать твой голос через мольбу. Так излей же свои желания в земном поклоне (сажда) и забудь о них. И знай, что воистину Аллах не забывает».
В Коране сказано: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (сура «Каф», аят 16). Всевышний знает о наших потребностях, желаниях, склонностях, о том, что огорчает и радует нас, Он знает о нас то, что чего не знаем мы сами о себе. И принимаемые Им решения, конечно, учитывают наше состояние, нужды. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, что Аллах не предопределяет для верующего ничего, кроме того, что является благом для него» (Сахих аль-джами, 3985).
Мудрость Всевышнего шире и глубже наших представлений о том, что правильно и что нет, что сделало бы нас счастливыми, а что нет. Поэтому все, что происходит с человеком – правильно и вовремя. Это оптимальный вариант, лучшее время, лучшие обстоятельства. Понимание и принятие этого дает человеку возможность не тратя сил и времени на душевные терзания выбрать лучшее решение, сосредоточиться на позитивных переменах. И об этом – хадис, переданный от Йахйа Сухайб бин Синан, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).