быть авангардом что это значит
В Авангарде
Смотреть что такое «В Авангарде» в других словарях:
в авангарде — во главе, в первых рядах, впереди, на первом месте, на певом месте Словарь русских синонимов. в авангарде нареч, кол во синонимов: 4 • в первых рядах (4) • … Словарь синонимов
в авангарде — (чего) впереди, в первых рядах Быть в авангарде науки. В авангарде демократического движения … Популярный словарь русского языка
в авангарде — см. авангард; в зн. нареч. Впереди, в первых рядах. Быть в авангарде экологического движения … Словарь многих выражений
Раевский, Николай Николаевич (герой Отечественной войны) — генерал от кавалерии, член Государственного Совета, герой Отечественной войны; род. в Петербурге 14 го сентября 1771 г. и происходил из древней дворянской фамилии, происходящей по преданию из Дании, от графа Петра Дунина (герба Лебедь),… … Большая биографическая энциклопедия
Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия
Битва при Азенкуре — Столетняя война Битва при Азенкуре, миниатюра XV века … Википедия
Давыдов, Денис Васильевич — потомок Минчака Касаевича, из числа выходцев Золотой Орды, который считается родоначальником рода Давыдовых, родился 16 июля 1784 г. в Москве. В 1793 г., отец его командовал полтавским легкоконным полком, который представился на смотр Суворову.… … Большая биографическая энциклопедия
Кутузов, Михаил Илларионович — князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия
Значение слова «авангардный»
1. Прил. к авангард (в 1 знач.). Стычки носили характер авангардных боев. Заставы, сбив передовые отряды немцев, сразу же отходили в лес. Вершигора, Люди с чистой совестью.
2. перен. Передовой. Авангардная роль рабочего класса.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АВАНГА’РДНЫЙ, ая, ое (воен. и книжн.). Прил. к авангард. А. бой. Авангардное командование. || Передовой, находящийся впереди других, в авангарде. А. отряд.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
аванга́рдный
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: афро-азиатский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «авангардный»
Предложения со словом «авангардный»
Цитаты из русской классики со словом «авангардный»
Сочетаемость слова «авангардный»
Что (кто) бывает «авангардным»
Понятия со словом «авангардный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «авангардный»
Но постепенно их интересы изменились, и они начали коллекционировать современное авангардное искусство.
Если вы независимый человек с нестандартным мышлением и оригинальным вкусом, смело выбирайте авангардный стиль интерьера.
Он был крайне высок ростом, его маленькая голова с пышными усами была всегда чуть откинута, узкие плечи отведены назад, небольшой, твёрдый на вид живот существовал как бы самостоятельно в виде авангардного отряда.
АВАНГАРД
Полезное
Смотреть что такое «АВАНГАРД» в других словарях:
Авангард-1 — Заказчик … Википедия
АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия
АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии
АВАНГАРД — (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский киноавангард… … Энциклопедия кино
АВАНГАРД — (Vanguard, van) соединение кораблей, выдвинутое в сторону противника и расположенное от главных сил в расстоянии, определяемом расчетом для развертывания флота при встрече с противником. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… … Морской словарь
авангард — См. передний. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. авангард (передовой, сторожевой) (полк, отряд), войско, передний, форпост, аванпост, фас, фронт, фасад, авангардия,… … Словарь синонимов
АВАНГАРД — направление во французском кино 1920 х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. Авангард непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель Авангарда : Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн; на определенном … Современная энциклопедия
АВАНГАРД — АВАНГАРД, авангарда, муж. (франц. avant garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой нибудь общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия авангард рабочего… … Толковый словарь Ушакова
“Авангард” — “АВАНГАРД”, направление во французском кино 1920 х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. “Авангард” непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель “Авангарда”: Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АВАНГАРД
Смотреть что такое «АВАНГАРД» в других словарях:
Авангард-1 — Заказчик … Википедия
АВАНГАРД — АВАНГАРД (франц. avant garde передовой отряд) категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразных новаторских движений и направлений в искусстве 1 й пол. 20 в. В России его впервые употребил (в негативно… … Философская энциклопедия
АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии
АВАНГАРД — (фр. avant garde передняя стража) 1) передовой отряд войска, выставляемый на первом плане против неприятеля и обязанный, кроме того, собирать верные известия о силе неприятеля, исправлять карты, устраивать дороги и проч. 2) передовая эскадра в… … Словарь иностранных слов русского языка
АВАНГАРД — (франц. avantgard передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920 х годов во Франции, Германии, России. Французский киноавангард… … Энциклопедия кино
АВАНГАРД — (Vanguard, van) соединение кораблей, выдвинутое в сторону противника и расположенное от главных сил в расстоянии, определяемом расчетом для развертывания флота при встрече с противником. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное… … Морской словарь
авангард — См. передний. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. авангард (передовой, сторожевой) (полк, отряд), войско, передний, форпост, аванпост, фас, фронт, фасад, авангардия,… … Словарь синонимов
АВАНГАРД — направление во французском кино 1920 х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. Авангард непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель Авангарда : Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн; на определенном … Современная энциклопедия
АВАНГАРД — АВАНГАРД, авангарда, муж. (франц. avant garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой нибудь общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия авангард рабочего… … Толковый словарь Ушакова
“Авангард” — “АВАНГАРД”, направление во французском кино 1920 х гг., связанное с экспериментами в области киноязыка. “Авангард” непосредственно взаимодействовал с дадаизмом и сюрреализмом. Представитель “Авангарда”: Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Дюлак, Ж. Эпштейн;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АВАНГАРД
Смотреть что такое АВАНГАРД в других словарях:
АВАНГАРД
(передовая, или головная, охрана) — название отряда, который войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние вперед с целью ог. смотреть
АВАНГАРД
IАванга́рд (франц. avant — впереди и garde — стража) 1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте. Во время марша войск или пох. смотреть
АВАНГАРД
АВАНГАРД
авангард м. 1) Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника. 2) Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы. 3) разг. То же, что: авангардизм.
АВАНГАРД
авангард м. воен.advance-guard, advanced guard, van; (перен.) vanguard, van ♢ в авангарде — in the forefront / vanguard
АВАНГАРД
АВАНГАРД
Авангард (передовая, или головная, охрана) — название отряда, который войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние вперед с целью ограждения себя от разведок или от нечаянных нападений противника, а также для добывания о нем ближайших сведений. Сила и состав А. должны соответствовать численности и составу наступающих войск, равно как и условиям местности. Главною составною частью его обыкновенно бывает пехота; полевая артиллерия придается лишь более крупным А.; но конница в А. необходима и приобретает тем большее значение, чем более открыта местность, по которой отряд двигается. В А. отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск; удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно численности последних. А., с своей стороны, обеспечивает себя либо патрулями, либо передовыми и боковыми отрядами, тоже высылающими вперед и по сторонам отдельных разведчиков. В обязанности А. входит также и возможное устранение препятствий, могущих встретиться на пути следования войск. В боевом порядке (ordre de bataille) A. называется тот отряд (обыкновенно состоящий из всех трех родов оружия), на который возлагается завязка сражения и прикрытие развертывания главных сил для битвы. От него же отделяются части войск, необходимые для сторожевой службы. При действиях оборонительных название А. часто заменяют названием передовая линия. Начальник А. может иметь решающее влияние на ход событий, так как по его инициативе завязываются авангардные дела, в которые зачастую главнокомандующий вынужден бывает ввязаться с остальными силами своими, даже если бой завязан был вопреки его намерениям. Поэтому в начальники А. следует выбирать таких людей, которые отличаются верным взглядом, осмотрительностью и хладнокровием. В случае отступления А. обращается в арьергард.
АВАНГАРД
АВАНГАРД АВАНГАРД (франц. avant-garde — передовой отряд)—категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность многообразн. смотреть
АВАНГАРД
АВАНГАРД термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культур. смотреть
АВАНГАРД
АВАНГАРД
АВАНГАРД — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в.
В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-пси
хиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцент-ризма и как его следствие — возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учении. В социальных науках — социалистич., коммунистич., анархистские теории.
К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа — новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., «бурж.», «академическим»; в визуальных искусствах и лит-ре — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. «прямого» (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене.
Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Авангардисты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании.
Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А.
— По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лучизм, «аналитич. искусство», конкр. поэзия, конкр. музыка, кинетич. искусство, концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства, наивное искусство, сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП.
— В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: кубизм, конструктивизм, «аналитич. искусство», кинетизм, поп-арт, оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме.
— Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства — это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, «аналитич. искусство» с его принципом «сделанности» произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, лит-ра «потока сознания», алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями).
— В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних
трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими «находками» обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п.
— По отношению к полит, движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы.
— С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др.
Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он
— показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения;
— довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва;
— экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства;
— способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники).
Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) «худож. культуры» в основном по следующим направлениям: 1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека; 2) в создании супертехнизированных шоу; 3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности.
Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного носталь-гически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом.
Лит.: Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993; Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964;
Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; Jaufi H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989.
В.В. Бычков