быстро говорю и проглатываю слова что делать
Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?
Проблема «каши во рту» часто встречается у маленьких детей. Многие малыши, торопясь что-то сказать, произносят только начальные слоги, проглатывают слишком сложные окончания, пропускают их или слишком сокращают, на их взгляд, длинные слова. Сегодня мы поговорим, почему это происходит, стоит ли обращаться к логопеду и как можно избавиться от данного дефекта.
Перерастет или нет?
Нарушение слоговой структуры слова – нормальное явление, когда ребенок только-только овладевает речью, то есть примерно в 2-3 года. Речевые органы еще не привыкли к четкому произношению, поэтому малышам хорошо даются только короткие простые слова, состоящие из одного-двух слогов.
Вполне естественно, что более длинные слова вызывают затруднения. Малыш переставляет местами слоги, произносит только начало слова, недоговаривает окончания. Например, вместо «собака» он говорит «соба», вместо «кошка» — «ко», «капуста» — «капу» и тому подобное.
В 2-2,5 года проглатывание окончаний не является поводом для обращения к логопеду, но не стоит пускать все на самотек. Если родители вовремя начнут заниматься с малышом, то возрастная косность языка исчезнет к 3-4 годам. И здесь важно не перегрузить ребенка интенсивными развивающими занятиями, иначе он замкнется и перестанет говорить вообще.
Если же ребенок старше трех-четырех лет все еще плохо говорит, проглатывая окончания или переставляя слоги, то нужно немедленно показать его логопеду-дефектологу и детскому неврологу, психологу. Нарушение слоговой структуры слова в этом возрасте может сопутствовать общему недоразвитию речи (ОНР), дизартрии, ФФНР и другим нарушениям.
Причины нарушения слоговой структуры слова
По мнению специалистов, слоговая структура слова нарушается по разным причинам. Например, многое зависит от факторов, повлиявших на развитие малыша в период беременности, младенчества, индивидуальных особенностей его здоровья:
Большое значение имеет то, в каких условиях живет и растет ребенок, какую речь он слышит каждый день. Неблагоприятными факторами являются:
В большинстве случаев нарушение слоговой структуры слова происходит из-за сочетания нескольких причин. Перед визитом к детским специалистам, подумайте, что именно из приведенного списка, могло сказаться на речевом развитии вашего малыша.
С чего начать коррекцию?
Во-первых, нужно показать малыша неврологу, чтобы исключить патологию ЦНС. Кроме того, врач может назначить препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга и активность нервных клеток, что положительно скажется на развитии речи.
Во-вторых, необходимо посетить логопеда. Он послушает речь малыша и точно скажет, что стало причиной проглатывания слогов, нужно ли обратиться к психологу, подберет программу коррекции.
В-третьих, очень много зависит от домашних занятий, ведь большую часть времени с ребенком проводят именно родители. Важно окружить его вниманием и заботой пока идет коррекция речи.
Как вы можете помочь своему ребенку?
Создавайте благоприятную среду для развития речи и поощряйте малыша даже за небольшие достижения, чтобы упражнения доставляли ему только позитивные эмоции. Мы советуем включить в ежедневный распорядок следующие занятия:
Вот несколько игр, которые будут полезны для коррекции слоговой структуры слова и очень понравятся вашему ребенку.
Барабанщик
Покажите малышу несложный ритмический рисунок: похлопайте несколько раз в ладоши, соблюдая определенный ритм, и попросите повторить.
Попугай
Попросите ребенка повторять за вами сначала гласные (АО-ОА-АУ-УА), открытые слоги (БА-БА-БА, БО-БО-БО и т.д.), обратные слоги (АБ-АБ-АБ, ОБ-ОБ-ОБ и т.д.), слоги со стечением согласных (типа КВА-КВА-КВА), сочетания слогов. Выбирайте только те звуки, которые хорошо даются ребенку. Если он выполняет задание без затруднений, то можно давать простые слова из двух слогов типа дядя, дыня, лиса, киса, Маша и пр.
Поймай мячик
Бросайте ребенку мячик и говорите первый слог хорошо ему знакомого слова, он должен его повторить, кидая игрушку обратно. Затем вы говорите второй слог, снова бросая мячик, ребенок повторяет. Потом вы произносите слово целиком. Например, КО-КО, ЗА-ЗА, КОЗА-КОЗА. Эту игру можно усложнить, включив в нее слова из трех открытых слогов, типа кубики, утята, голова, малина, машина, монета, молоко, корова, дорога, Наташа, Марина и т. д.
Что делала Наташа?
Вместо куклы по имени Наташа можно взять любую игрушку. Передавайте с ребенком ее друг другу и перечисляйте по очереди, что она делала сегодня. Например, ходила, бегала, сидела, летала, лепила, варила, купила, водила, купала, носила и др. Одинаковые окончания помогут малышу не путаться и отвечать уверенно.
Что еще можно сделать? Старайтесь разговаривать с ребенком, находясь на уровне его глаз. Учите простые стихи и песенки. Четко, медленно и правильно произносите слова. Провоцируйте говорить громко и внятно, например, самостоятельно купить булочку или лакомство в магазине (для этого нужно обратиться к продавщице).
Благоприятен ли прогноз? В большинстве случаев да, но все зависит от причины, вызвавшей нарушение речи, насколько своевременно была начата коррекция, как точно родители придерживаются рекомендаций специалистов.
Дата публикации: 19.12.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?
Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова? Прежде всего надо знать причину таких трудностей.Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры. Как научить ребенка выговаривать слова?
Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов,необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.
Я хочу поделиться своим опытом с родителями. Вот несколько заданий, подобранных по простому принципу — от простого к сложному, которые помогут исправить эту проблему — когда ребенок плохо выговаривает слова:
1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия). Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный,разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее. Дидактическая игра «Отгадай, что звучало?» Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.
2. Дидактическая игра «Тихо-громко». Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.
3. Дидактическая игра «Барабанщик». Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза, /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.
Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искажены у ребенка). Работа над слоговой структурой слова.
1. Произнесение за взрослым слогов: только гласные (ау-уа-оа и др., открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ, обратные слоги (АП-АП-АП;ОП- АП-ОП (АМА-АМА-АМА, слоги со стечением согласных (КВА-КВА- КВА (ОВТ-ОВТ-ОВТ, сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).
2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами: Дидактическая игра «Попугай». Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.
3. Дидактическая игра «Поймай мяч». Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч.Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.
4. Далее ребенокпроизносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.Чистоговорки: Са-са-са, на носу оса. Ло-ло-ло, еду я в село. Ка-ка-ка, у меня рука. Га-га-га, у меня нога. Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Ва-ва-ва, вот вода. Гуси-гуси — Га-Га-Га. У Бобы были бобы.
5. Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама, Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.
6. Дидактическая игра «Что делала Наташа?».Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала, носила.
7. Словесные игры на улице.Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.
8. Упражнение «Что из чего?». Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.
9. «Чей предмет?» Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.
10. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:КА : мака. ата. соба. соро. ;ДА: пома. побе. пого. шара. ;ДЫ: похо. наря. пара. ;ТА: пала. ребя. каю. защи. рабо. забо. газе. высо. боло. лопа. воро. охо. копы. раке. галле. ;ГА: бума. вата. теле. доро. раду. кура. белу. ;НА: коро. воро. ;ВА :заба. ана. оро. ;МА: пижа. пана. ;ША: копу. кало. поро. афи…
Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формированию слоговой структуры слова С каждым годом отмечается увеличение числа детей с ТНР. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все.
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки» Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В..
Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.
Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Индивидуальное занятие по формированию слоговой структуры слова Цели: 1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;.
Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление.
Использование развивающих игр и упражнений в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове,.
Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До.
Приемы коррекции нарушений структуры слова. Приемы коррекции нарушений структуры слова (перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв). 1. Многократное произнесение слова вслух,.
Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.
Логопед высшей категории о том, почему нужно бить тревогу, если ребенок «глотает» или путает звуки
Это не «каша во рту» – это дизартрия
«Говорит, как будто кашу в рот набрал», — так характеризуют речь детей, страдающих дизартрией. На самом деле, это серьезное заболевание, которое требует лечения, вплоть до медикаментозного. Однако, как отмечает логопед-практик высшей категории Людмила Казанцева, родители зачастую не придают особого значения проблемам с речью у малышей, считая, что с возрастом пройдет.
фото Анны Камаловой
Людмила Алексеевна не раз рассказывала читателям «МК на Алтае» о логопедических трудностях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения в школе. На этот раз мы говорим о нарушениях речевой деятельности у дошкольников, что впоследствии так же может принести немало проблем в процессе обучения, да и просто общения со сверстниками.
— Людмила Алексеевна, давайте начнем с определения. Что такое дизартрия, как она проявляется?
— Если коротко, то можно сказать, что это заболевание, связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата. То есть, нарушена связь нервных волокон, по которым передаются импульсы к головному мозгу. Язык, губы не получают нужной команды, отсюда происходят трудности со звукопроизношением. Речь у таких детей смазанная, невнятная. Они не выговаривают некоторые слоги, «проглатывают» или путают звуки, нарушают слоговую структуру слова, например, говорят «двизда», вместо «звезда». Есть несколько форм дизартрии, вплоть до полного отсутствия речи. Самая распространенная – стертая, легкая форма. Этот диагноз сегодня ставят чуть ли не каждому второму ребенку при поступлении в детский сад.
— Мало кто из трехлеток может проговаривать четко все звуки. Может быть это возрастное?
— Может быть. Но если специалист ставит диагноз, назначает необходимое обследование, лечение, значит, он видит проблему. И не стоит игнорировать эти рекомендации, как, к сожалению, поступают многие родители. Мне дико слышать от мам, у которых ребенок в трехлетнем возрасте не может связать двух слов или вовсе не говорит, что это не страшно, пройдет. «Вон соседский Ванька в пять заговорил, и наш к школе научится», — рассуждают они, не задумываясь о том, что идет серьезная задержка речевого развития. Да, скорее всего ребенок действительно рано или поздно начнет разговаривать, но если пустить патологию на самотек, не пройти лечения, она даст о себе знать в школе в виде дисграфии (нарушение письма) или дислексии (нарушение чтения).
— В каком возрасте родители должны бить тревогу и бежать за помощью к специалистам?
— Есть определенные возрастные этапы развития речи. В год обычно дети уже умеют строить простые фразы «Мама дай», «Собачка гав-гав», в три – говорить предложениями, в четыре, в этом возрасте формируется фонематический слух – речь должна быть четкой, понятной. В пять — проговаривать все звуки, сохраняя структуру слова. Если на каком-то этапе вы видите нарушения, это как минимум повод обратиться за консультацией к неврологу. Дизартрия поддается коррекции, и чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов, что ребенок пойдет в обычную, а не коррекционную школу и будет успешно учиться.
— В чем заключается лечение?
— Это комплексная работа невролога, логопеда и, конечно, родителей. Нередко бывают случаи, когда мама отказывается давать медицинские препараты, назначенные врачом, считая, что это всего лишь нарушение речи, зачем пичкать лекарствами. Повторюсь, дизартрия — это заболевание, связанное с нарушением работы нервной системы. После того, как ребенок пройдет курс медикаментозного лечения, подключается логопед. На сегодняшний момент есть достаточно эффективные методики по формированию речевого дыхания, развитию грамматического строя полноценной связной речи. Отличные результаты дают артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, который позволяет нормализовать тонус язычной и мимической мускулатуры. К сожалению, навыками массажа у нас в крае владеют лишь единицы логопедов и, пользуясь случаем, я бы хотела призвать коллег серьезнее отнестись к этой методике. Поверьте, она дает колоссальные результаты.
— Людмила Алексеевна, вы говорите, что дизартрия — довольно распространенное заболевание у современных детей. С чем это связано?
— Когда я только начинала работать в школе, а это было еще в советские годы, ребятишки с нарушением произношения тоже были, но они были скорее исключением. Сегодня проблема приобретает не только массовый, но и глубинный характер. Задержка психического развития у детей, общая недоразвитость речи, когда нарушена вся языковая структура, — увы, не редкость. С чем это связано? Над этим вопросом ломают головы ученые всего мира.
— А у вас есть свои предположения?
— Это может быть тяжелая беременность мамы, кесарево сечение, стрессы, плохая экология, нездоровая пища или все в совокупности. Сегодня мало кто из мамочек может похвастаться тем, что беременность и роды прошли гладко, соответственно, растет число детей, рожденных с той или иной патологией.
— Большой поток информации, который обрушивается на детей с первых дней после рождения, может быть причиной нарушения развития речи?
— Безусловно. Современные детки еще говорить не научились, а уже владеют компьютерами и гаджетами. Причем зачастую родители используют это в качестве поощрения: «Маша, съешь кашку, дам планшет». Дети не успевают усваивать информацию, их мозг засоряется ненужными «файлами». Не случайно же есть определенные ограничения по времени для каждого возраста на просмотр телевизора, компьютерные игры. И это тоже не стоит игнорировать.
— Что в заключение вы посоветуете родителям?
— Больше общайтесь со своими детками, расширяйте их кругозор, словарный запас. Ну а если, так случилось, что у вашего ребенка не получается освоить речь, не ругайте за плохое произношение, а проконсультируйтесь со специалистом. Все поправимо, главное — желание.
Чувство переполненного желудка
Дискомфорт в желудке после еды – явление частое и распространенное. Иногда он свидетельствует о развитии заболевания, иногда возникает как следствие неправильного образа жизни. Но в любом случае это повод задуматься – а все ли в порядке со здоровьем?
Чувство дискомфорта в желудке
Неприятные ощущения проявляются индивидуально, но есть общие симптомы:
Наличие даже одного из симптомов говорит о том, что с органами пищеварения не все в порядке.
Дискомфорт в области желудка – частый спутник современного ритма жизни и неправильных пищевых привычек. К основным негативным факторам можно отнести:
Также к проблемам с желудком может привести и частое употребление слишком горячего и крепкого кофе или чая, сильногазированных напитков.
Частным проявлением дискомфорта является чувство переполненного желудка.
Что делать при дискомфорте желудка
Профилактические мероприятия и лечение дискомфорта в области желудка во многом будут зависеть от причины патологии.
Если симптом появляется после приема пищи, то следует обратить внимание на пищевые привычки:
Чувство переполненного желудка после еды в целом имеет те же причины, что и дискомфорт: нарушение режима питания, аллергия (например, непереносимость лактозы), алкоголь и стрессы. Оно может возникать и у беременных из-за повышенной кислотности желудка, и тогда сопровождается тошнотой. Кроме того, сам по себе плод может давить на внутренние органы, в том числе на желудок и кишечник.
Дискомфорт и чувство переполненности можно побороть быстро и без проблем, если знать, какое лекарство дает нужный эффект.
Лечение дискомфорта в желудке
Что делать, если беспокоит дискомфорт в желудке?
Для облегчения состояния может потребоваться:
Таблетка – неделимая форма выпуска, которая не может в желудке лучшим образом перемешиваться с пищей, и значит и не может помогать в ее полноценном переваривании. Представления о том, что таблетку можно размельчить ошибочны, поскольку это приведет к нарушению защитной оболочки препарата, и фермент просто погибнет в желудке.
подробнее об отличиях Креон ® от других препаратов можно узнать здесь.
Рекомендации по приему Креон ® 10000 1 :
читайте также
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Что считать перееданием?
Повышенное газообразование в кишечнике – осторожно, газы!
Вздутие живота. Как с ним бороться?
Информация, представленная на сайте, предназначена для просмотра только совершеннолетними лицами.
Информация, представленная на сайте, предназначена для просмотра только совершеннолетними лицами.
© 2021 ООО «Эбботт Лэбораториз», 125171 г. Москва, Ленинградское шоссе, дом 16А, строение 1, бизнес-центр «Метрополис», 6 этаж
Материал разработан при поддержке компании ООО «Эбботт Лэбораториз» в целях повышения осведомлённости пациентов о состоянии здоровья. Информация в материале не заменяет консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к лечащему врачу.
Четкость речи — четкость мысли: как улучшить свою речь
Анна Веселко
Если окружающие и так понимают, что вы говорите, нужно ли лишний раз задумываться о том, как вы говорите? Особенно, если вы никак не связаны с профессиональным общением или публичными выступлениями? Ксения Чернова, тренер по технике речи, уверена, что да: по ее мнению, красивое звучание и четкая речь такая же базовая необходимость, как, например, опрятный внешний вид. Поговорили с Ксенией и узнали, зачем и каким образом можно самостоятельно развивать свои речевые навыки.
Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Обычно у людей редко возникают вопросы «Зачем красиво одеваться?» или «Зачем ходить с помытой головой и ровными зубами?» (мы, конечно, говорим об определенной категории людей, которым не все равно как они выглядят и какое впечатление производят). Та же самая история и с голосом.
Голос — это очень гибкая и поддающаяся структура, которая может меняться точно так же, как может меняться наше тело
Но если в случае с телом это долгий процесс, минимум 3–6 месяцев, то натренировать голос можно достаточно быстро. Более того, увидеть какие-то первые, но значительные изменения, можно, скажем, за 16 часов занятий (это два дня полноценного обучения и тренировки), а остальное — уже вопрос регулярности.
Получив такой голос, который нравится ему самому, человек начинает чувствовать себя совсем иначе — чувствовать себя настоящего, более уверенного, имеющего контроль над ситуацией. Голос — это тренировка. Тренировка дыхания, звучания, артикуляционного аппарата. А еще — регулярный осознанный контроль в процессе разговора: важно хотя бы думать о том, как я дышу, куда я звучу, не потерял ли я свой резонатор, на котором мне удобно разговаривать, открывается ли у меня рот, хорошо ли у меня работает язык…
Что такое техника речи? По большому счету — это сумма правильного дыхания, звучания в правильные места, правильного открывания рта и работы артикуляционного аппарата и, самое главное, наполнение всей этой формы содержанием — своим естеством, искренностью, эмоциями и энергетикой. Именно это — то, на что реагируют люди, ведь главное, это когда мы, помимо того, что обладаем красивым звуком голоса, еще и умеем передавать им все, что у нас есть.
Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь
Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.
Дыхание и разминка
Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу» со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких «фууу» делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.
Артикуляция
Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):
— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр» из живота в губы, чтобы затрепетали губы.
— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.
— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.
— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.
— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.
Дикция
Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком». Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.
И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.