быков обелиск о чем рассказ
Краткое содержание Обелиск Быкова
Герой произведения узнает о смерти Павла Миклашевича – школьного учителя из деревни Сельцо, к которому рассказчик давно собирался приехать. Решает отложить все дела и съездить на похороны. Ученики очень любили Миклашевича, а жители села отзывались о нем с большим трепетом и уважением.
По приезде в деревню, герой приходит на поминки, где жители вспоминают его как хорошего учителя и отличного коммуниста. Но внезапно слово берет Ткачук – бывший учитель в той же школе, в которой работал Миклашевич. Он выражает своё недовольство и предлагает вспомнить Мороза, но никто не поддерживает Ткачука.
Он, а следом и рассказчик, удаляется. Решив ловить попутки до города вместе, журналист просит Ткачука поведать историю об этом Морозе, что бывший учитель и делает.
Ткачук повествует о том, что Мороз был учителем, который всеми силами заботился и оберегал своих подопечных. Он провожал их до дома в темное время суток и даже купил ботинки сестрам-близняшкам; поселил у себя ученика, который потом оказывается Миклашевичем. Мороз хотел не столько вбить знания в умы своих подопечных, сколько сделать их них настоящих людей.
Потом началась война. Через некоторое время белорусскую деревню захватили немцы, а Ткачуку пришлось вступить к партизанам. В это же время, Мороз не переставал приглядывать за детьми и обучать их, он активно помогал партизанскому движению.
Время шло, всё больше людей начали переходить на сторону немцев и вступать в должность полицаев. Одним из таких людей местный сельчанин, который получил прозвище Каин. Он заподозрил Мороза в связи с партизанами и устроили обыск в школе.
Несмотря на то, что допросы не дали никаких результатов, некоторые из учеников решили отомстить переметнувшемуся обидчику, среди них был и Миклашевич. Молодые ребята решили подпилить опоры моста, по которому ехал Каин с другими полицаями и немцами. Диверсия удалась, один их «белых повязок» умер, но кто-то из выживших сумел разглядеть фигуры детей в кустах. Через час вся деревня уже знала, что произошло.
Ровно в полночь у двери Мороза послышались шаги, а затем и стук. В дверях стоял полицай, который сообщил учителю, что всех его учеников, причастных к происшествию схватили.
Через пару дней партизанам пришло сообщение, что немцы хотят обменять учеников на Мороза, а нет – хлопцев повесят. Несмотря на разногласия, учитель все же сдается немцам, но те не отпускают учеников. Во время перевода пленных через мост, удается сбежать только Миклашевичу, остальных вешают.
Героических подвиг Мороза, который не мог поступиться собственных принципов, стал забываться и смешиваться с ложью, и все жители начали считать его человеком, сдавшимся в плен, а в честь молодых ребят, действовавших опрометчиво, был поставлен обелиск. Важно знать настоящую правду.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Быков. Все произведения
Обелиск. Картинка к рассказу
Сейчас читают
На старой липе открылась школа для птенцов. Там Старый Воробей учит малышей чистописанию, родному языку, чтению,пению, естествознанию. В учебном заведении пернатые получают необходимые знания для жизни
Продразверстка охватывала село за селом, округ за округом. Армия и центр нуждались в зерне, и никто не церемонился с теми, кто укрывал драгоценный хлеб, взращенный тяжкой работой. Злостных «кулаков» расстреливали
Повествование ведется от первого лица школьника. Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.
В общепринятом понимании роман «Герой нашего времени» призван осветить для читателя систему убеждений и жизненных ценностей Печорина. Ведь даже остальные персонажи введены в творение только лишь для того
Главный герой – доисторический девятилетний мальчик по имени Крек. В племени у каждого из детей свои обязанности. Креку предстоит стать ловцом птиц, его имя дословно это и означает.
Обелиск
В конце тёплого октябрьского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полнилась покоем погожей осени», сорокалетний журналист одной из районных газет Гродненской области, встретив на улице знакомого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учитель Миклашевич из села Сельцо. Сердце защемило от сознания непоправимой вины. Цепляясь за последнюю возможность оправдаться перед собой, он решил ехать в Сельцо немедленно. Проезжавший мимо грузовик оказался как нельзя кстати. Устроившись на рулонах толя в кузове, журналист погрузился в воспоминания.
Два года назад, на учительской конференции, Миклашевич сказал журналисту, что давно хотел обратиться к нему с одним запутанным делом. Все знали, что Миклашевич в подростковом возрасте во время оккупации был как-то связан с партизанами, а его пятерых одноклассников расстреляли фашисты. Хлопотами Миклашевича в их честь был поставлен памятник. Учитель занимался историей партизанской войны на Гродненщине. И теперь ему требовалась помощь в каком-то запутанном деле. Журналист обещал приехать и помочь. Но всё время откладывал поездку. До Сельца было порядка двадцати километров, и зимой он ждал, «пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной — пока подсохнет да потеплеет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком юге». И вот опоздал.
Перед его мысленным взором предстала очень худая, остроплечая фигура Миклашевича, с выпирающими под пиджаком лопатками и почти мальчишеской шеей. У него было увядшее, в густых морщинах лицо. Казалось, что это побитый жизнью, пожилой человек. Но взгляд спокойный и ясный.
Трясясь на ухабах, журналист ругал «суету ради призрачного ненасытного благополучия», из-за которой «остаётся в стороне более важное, а жизнь значительна, когда заполнена заботою о близких или далёких людях, которые нуждаются в твоей помощи».
За поворотом показался обелиск, стоявший неподалёку от автобусной остановки. Спрыгнув на землю, журналист направился к длинной аллее из древних, широкостволых вязов, в конце которой белело здание школы. Подъехавший с ящиком «Московской» водки зоотехник, подсказал, что поминки справляют в учительском доме, за школой. Для журналиста нашли свободное место рядом с пожилым, судя по орденской планке, ветераном. В это время на стол поставили несколько бутылок, и присутствующие заметно оживились. Слово взял заведующий районо Ксендзов.
Молодой ещё человек с начальственной уверенностью на лице поднял стакан и стал говорить, какой Миклашевич был хороший коммунист, активный общественник. И теперь, когда залечены раны войны, и советский народ добился выдающихся успехов во всех отраслях экономики, культуры, науки и образования.
— При чём тут успехи! — грохнул кулаком по столу сосед-ветеран. — Мы похоронили человека! Вот дожили! Сидим, пьём в Сельце, и никто не вспомнит Мороза, которого здесь должен знать каждый.
Происходило что-то такое, чего журналист не понимал, но что понимали другие. Он тихо спросил соседа справа, кто такой этот шумный ветеран. Оказалось, что бывший здешний учитель Тимофей Титович Ткачук, живущий ныне в городе.
Ткачук направился к выходу. Журналист двинулся за ним. Оставаться не было смысла. Подойдя к остановке, Ткачук сел на листву, опустив ноги в сухую канаву, а журналист, не упуская из виду дорогу, побрёл к обелиску. Это было приземистое — чуть выше человеческого роста — бетонное сооружение с оградой из штакетника. Выглядел обелиск бедно, но был ухожен. Журналист удивился, увидев на чёрной металлической табличке новое имя — Мороз А.И., выведенное над остальными белой масляной краской.
На асфальт вышел Ткачук и предложил журналисту ехать с ним на попутках. Шли молча. Чтобы как-то разрядить обстановку, журналист спросил у Ткачука, давно ли тот знаком с Миклашевичем. Оказалось, давно. И считает его настоящим человеком и учителем с большой буквы. Ребята за ним табуном ходили. А когда пацаном был, то и сам в табуне за Морозом ходил. Журналист никогда не слышал о Морозе, и Тимофей Титович начал свой рассказ.
В ноябре 1939-го, когда Западная Белоруссия воссоединилась с Белорусской ССР, Наркомат просвещения направил Тимофея Ткачука, окончившего учительские двухгодичные курсы, в Западную Белоруссию организовывать школы и колхозы. Молодой Ткачук, как заведующий районо, мотался по району, сам работал в школах. Хозяин усадьбы Сельцо пан Габрусь подался к румынам, а в усадьбе Мороз открыл школу на четыре класса. Вместе с Морозом работала пани Подгайская, пожилая женщина, жившая тут при Габрусе. Русским языком она почти не владела, белорусский немного понимала. Поначалу пани Подгайская противилась новым методам педагогического воспитания, которые ввёл Мороз, наряду с агитацией не ходить в костёл. Даже жаловалась Ткачуку. Ткачук, взяв велосипед — по-здешнему ровар — поехал в Сельцо проверить, что же происходит в школе.
Родом Алесь оказался с Могилёвщины. После окончания педтехникума пять лет учительствовал. Нога такая с рождения. Мороз признал, что с наркоматовскими программами в школе действительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы они постигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.
Однажды поздним январским вечером 1941-го года, проезжая мимо, Ткачук решил обогреться в школе. Дверь открыл худенький мальчонка лет десяти. Он рассказал, что Алесь Иванович пошёл провожать через лес двух младших девочек-близняшек. Часа через три вернулся заиндевевший Мороз. С девчушками такая история. Наступили холода, мать не пускает в школу: обувка плохая и ходить далеко. Тогда Мороз купил им по паре ботинок. Обычно девочек сопровождал Коля Бородич, тот, что некогда с учителем пилил колоду. Сегодня же он не пришёл в школу, вот и довелось учителю идти в провожатые. А про своего квартиранта сказал, что парнишка побудет пока в школе, дома, мол, нелады, отец сильно бьёт. Парнишка тот и был Павликом Миклашевичем.
Спустя две недели районный прокурор Сивак приказал Ткачуку ехать в Сельцо и забрать у Мороза сына гражданина Миклашевича. Возражений прокурор слушать не пожелал: закон! Мороз выслушал молча, позвал Павла. Тот отказался идти домой. Мороз неубедительно так объясняет, что по закону сын должен жить с отцом и, в данном случае, с мачехой. Мальчик заплакал, а Миклашевич-старший повёл его к шоссе. И вот все видят, как отец снимает с кожуха ремень и начинает бить мальчика. Милиционер молчит, дети с упрёком смотрят на взрослых. Мороз, хромая, побежал через двор. «Стойте, — кричит, — прекратите избиение!» Вырвал Павлову руку из отцовской: «Вы у меня его не получите!» Чуть не подрались, успели их разнять. Передали все дело на исполком, назначили комиссию, а отец подал в суд. Но Мороз все-таки своего добился: комиссия определила парня в детдом. С выполнением этого соломонова решения Мороз не спешил.
Война перевернула весь жизненный уклад. Из Гродно пришёл приказ: организовать истребительный отряд, чтобы вылавливать немецких диверсантов и парашютистов. Ткачук бросился собирать учителей, объездил шесть школ, и к обеду был уже в райкоме. Но руководство укатило со всеми своими пожитками в Минск. Немцы наступали, а отступающих советских войск нигде не было видно.
На третий день войны, в среду, немцы уже были в Сельце. Ткачук да ещё двое учителей еле успели спрятаться в лесу. Ждали, что наши недели через две прогонят немцев. Если бы кто сказал, что война на четыре года затянется, его провокатором посчитали бы. И тут оказалось, что многие люди не только не настроены оказывать оккупантам сопротивление, но и охотно идут служить к немцам.
Ткачук и Сивак решили зайти в Сельцо, где у прокурора был знакомый активист. Но узнали, что активист Лавченя ходит с белой повязкой на рукаве — стал полицаем. А учитель Мороз продолжает работать в школе — немцы дали разрешение. Правда, уже не в Габрусевой усадьбе — там теперь полицейский участок, — а в одной из хат. Ткачук был поражён. От Алеся он такого не ждал. А тут прокурор зудит, что в своё время, мол, надо было этого Мороза репрессировать — не наш человек.
Стемнело. Договорились, что Ткачук зайдёт один, а прокурор подождёт в загуменье, за кустами. Встретились с Морозом молча. Алесь кисло усмехнулся и стал говорить, что не будем учить мы — будут оболванивать немцы. А он не для того два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Позвали прокурора. Поговорили откровенно обо всем. Стало понятно, что Мороз умнее других. Он своим умом брал шире. Даже прокурор это понял. Решили, что Мороз останется в селе, и будет извещать партизан о намерениях фашистов.
Учитель оказался незаменимым помощником. К тому же его уважали и сельчане. Мороз потихоньку слушал радиоприёмник. Запишет сводки Совинформбюро, на которые самый большой спрос был, распространит среди населения и в отряд передаст. Два раза в неделю пацаны клали записки в дуплянку, висевшую у лесной сторожки на сосне, а ночью их забирали партизаны. Сидели в декабре по своим ямам — все замело снегом, холод, с едой туго, и только радости, что эта Морозова почта. Особенно когда немцев разбили под Москвой.
Первое время у Мороза все шло хорошо. Немцы и полицаи не приставали, следили издали. Единственное, что камнем висело на его совести — судьба тех двух близняшек. В начале июня сорок первого Мороз уговорил их мамашу, опасливую деревенскую бабу, отправить дочерей в пионерский лагерь. Только они уехали, а тут война. Так и пропали девочки.
Каин часто приезжал к отцу на хутор, через поле от Сельца. Там он пьянствовал да забавлялся с девками. Один приезжал редко, больше с другими полицаями, а то и с немецким начальством. В первую зиму они держали себя нахально, ничего не боялись. Все случилось нежданно-негаданно. Уже наступила весна, и с полей сошёл снег. К тому времени Ткачук стал комиссаром отряда. Рано утром его разбудил часовой. Сказал, что задержали какого-то хромого. В землянку ввели Мороза. Он присел на нары и говорит таким голосом, словно похоронил родную мать: «Хлопцев забрали».
Оказалось, что Бородич все-таки добился своего: ребята подстерегли Каина. Несколько дней назад тот на немецкой машине с фельдфебелем, солдатом и двумя полицаями прикатил к отцу. Там и заночевали. Перед этим заехали в Сельцо, забрали свиней, похватали по хатам с десяток кур. На дороге, недалеко от пересечения с шоссе, через овражек был перекинут небольшой мосток. До воды метра два, хоть и воды той по колено. К мостку вёл крутоватый спуск, а потом подъем, поэтому машина или подвода вынуждена брать разгон, иначе на подъем не выберешься. Пацаны это и учли. Как стемнело, все шестеро с топорами и пилами — к этому мостику. Подпилили столбы наполовину, чтоб человек или конь могли перейти, а машина нет. Двое — Бородич и Смурый Николай остались наблюдать, а остальных отправили по домам.
Но в тот день Каин припозднился, и машина показалась на дороге, когда уже полностью рассвело. Машина медленно ползла по плохой дороге и не смогла взять необходимый разгон. На мосту шофёр стал переключать скорость, и тогда одна поперечина подломилась. Машина накренилась и боком полетела под мост. Как потом выяснилось, седоки и свиньи с курами просто съехали в воду и тут же благополучно повыскакивали. Не повезло немцу, угодившему под борт. Его придавило насмерть.
Хлопцы рванули в деревню, но кто-то из полицаев заметил, как в кустах мелькнула фигура ребёнка. Через какой-то час все в селе уже знали, что случилось у оврага. Мороз сразу бросился в школу, послал за Бородичем, но того не оказалось дома. Миклашевич не выдержал и рассказал учителю обо всем. Мороз не знал, что придумать. И вот в полночь слышит стук в дверь. На пороге стоял полицай, тот самый Лавченя. Он сообщил, что мальчишек схватили и уже идут за Морозом.
Ещё шесть камней на душу бедного учителя! Ясно было, что и ребят не отпустят, и его убьют. Вылезли из землянки, а тут Мороз. Стоит у входа, держит винтовку, а на самом лица нету. Всё слышал и просится идти. Селезнев и Ткачук обозлились. Кричали, что надо быть идиотом, чтобы поверить немцам, будто они выпустят хлопцев. Идти — безрассудное самоубийство. А Мороз спокойно отвечает: «Это верно». И тогда Селезнев сказал: «Через час продолжим разговор». А потом обнаружили, что Мороза нигде нет. Послали в Сельцо Гусака, у которого там проживал свояк, чтобы проследить, как оно будет дальше. Вот от этого Гусака, а потом уже и от Павла Миклашевича и стало известно, как развивались события.
Ребята сидят в амбаре, немцы допрашивают их и бьют. И ждут Мороза. Матери лезут во двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Поначалу ребята держались твёрдо: ничего не знаем, ничего не делали. Их стали истязать, и первым не стерпел Бородич, взял все на себя, и думал, что остальных отпустят. И в эту самую пору является Мороз. Рано утром, когда село ещё спало, шагнул он во двор к старосте. Немцы скрутили Морозу руки, содрали кожушок. Как привели в старостову хату, старик Бохан улучил момент и говорит тихонько: «Не надо было, учитель».
Теперь вся «банда» оказалась в сборе. Хлопцы ещё в амбаре упали духом, когда услышали за дверьми голос Алеся Ивановича. До самого конца никто из них не думал, что учитель пришёл добровольно. Считали, что схватили его где-то. И он им ничего о себе не сказал. Только подбадривал. Под вечер вывели всех семерых на улицу, все кое-как держались на ногах, кроме Бородича. Старший брат близнецов Кожанов, Иван, пробрался вперёд и говорит какому-то немцу: «Как же так? Вы же говорили, что когда явится Мороз, то отпустите хлопцев». Немец ему парабеллумом в зубы, а Иван ему ногой в живот. Ивана застрелили.
Вели по той самой дороге, через мосток. Впереди Мороз с Павликом, за ним близнецы Кожаны, потом однофамильцы Смурные. Позади два полицая волокли Бородича. Полицаев было человек семь и четыре немца. Разговаривать никому не давали. Руки у всех были связаны сзади. А вокруг — знакомые с детства места. Миклашевич вспоминал, что такая тоска на него напала, хоть кричи. Оно и понятно. По четырнадцать-шестнадцать лет хлопцам. Что они видели в этой жизни?
Подошли к мостку. Мороз шепчет Павлику: «Как крикну, бросайся в кусты». Павлику показалось тогда, что Мороз что-то знает. А лесок вот уже — рядом. Дорога узенькая, два полицая идут впереди, двое по сторонам. Внезапно Мороз громко крикнул: «Вот он, вот — смотрите!» И сам влево от дороги смотрит, плечом и головой показывает, словно кого-то увидел там. И так естественно это у него получилось, что даже Павлик туда глянул. Но только раз глянул, потом прыгнул в противоположную сторону и оказался в чаще. Спустя секунды кто-то ударил из винтовки, потом ещё. Полицаи приволокли Павла. Рубашка на его груди пропиталась кровью, голова обвисла. Мороза избили так, что уже не поднялся. Каин для уверенности ударил Павлика прикладом по голове и спихнул в канаву с водой.
Там его и подобрали ночью. А тех шестерых довезли до местечка и подержали ещё пять дней. В воскресенье, как раз на первый день Пасхи, вешали. На телефонном столбе у почты укрепили перекладину — толстый такой брус, получилось подобие креста. Сначала Мороза и Бородича, потом остальных, то с одной, то с другой стороны. Для равновесия. Так и стояло это коромысло несколько дней. Закопали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война кончилась, перехоронили поближе к Сельцу.
Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листок из тетрадки в клетку, написано по-белорусски, — рапорт старшего полицейского Гагуна Федора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейских под его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапортовать. К тому же, когда в отряде набралось немало убитых и раненых, потребовали из бригады данные о потерях. Вспомнили Мороза. Он всего два дня в партизанах побыл. Селезнев и говорит: «Напишем, что попал в плен. Пусть сами разбираются». Так к немецкому прибавился ещё и наш документ. И опровергнуть эти две бумажки было почти невозможно. Спасибо Миклашевичу. Он все-таки доказал истину.
Но здоровья он так и не набрал. Грудь прострелена навылет, да ещё столько времени в талой воде пролежал. Начался туберкулёз. Почти каждый год в больницах лечился. В последнее время, казалось, неплохо себя чувствовал. Но пока лечил лёгкие, сдало сердце. «Доконала таки война нашего Павла Ивановича, — закончил Ткачук.
Не встретив возражений, Ткачук замолчал. Ксендзов тоже молчал, уставившись на дорогу. Фары ярко резали темень. По сторонам мелькали белые в лучах света столбы, дорожные знаки, вербы с побелёнными стволами.
Подъезжали к городу.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Обелиск» — краткое содержание повести В. В. Быкова
Краткие сведения о произведении
Главный герой повести
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Возвращаясь в город вместе с Ткачуком, рассказчик стал спрашивать о Морозе, о том, какое отношение он имел к Миклашевичу. Ткачук рассказал, что Алесь Иванович был сельским учителем, у него учился и Миклашевич. Мороз относился к ребятам, как к собственным детям, и старался сделать их настоящими людьми. Он приютил у себя мальчика, Павлика Миклашевича, которого часто был отец. Миклашевич-старший обратился к прокурору, и тот приказал Морозу отдать ему мальчика. Отец забрал Павлика и стал бить его на глазах людей. Мороз заступился за беспомощного мальчика и вскоре добился, что суд лишил его отца родительских прав.
Во время Великой Отечественной войны Ткачук воевал в партизанском отряде. Мороз, оставшись с детьми, тайно помогал партизанам. Один из полицаев стал его подозревать, сделал обыск в школе, но ничего не нашёл. Шестнадцатилетний Коля Бородач, бывший ученик Мороза, очень его уважавший и помогавший во всём, и другие ребята помладше решили отомстить, не поставив учителя в известность. Парнишки, среди которых был и Миклашевич, подпилили опоры у моста, по которому должна была проехать машина с полицаями. Машина рухнула в воду, а уцелевшие полицаи заметили убегавших парнишек. Вскоре ребята уже были схвачены врагами.
Мороз ушёл в партизанский отряд, но затем, когда немцы объявили, что отпустят ребят, если учитель сдастся в плен, пришёл к старосте, где его схватили. Это он сделал для того, чтобы поддержать своих учеников. Когда всех их повели на казнь, Мороз помог Миклашевичу бежать — сумел отвлечь внимание конвоиров.
Заключение к краткому содержанию
В повести В. В. Быкова «Обелиск» раскрыта тема подвига во время войны. Это произведение по направлению относится к героическим, так как Алесь Мороз поступил именно героически. Он считал своим человеческим и учительским долгом не пытаться спастись самому, а поддержать дух своих учеников, попавших в плен.
Идея повести состоит в том, что подвиги многих людей, которые не изменяли своим принципам и Родине, не были отмечены обелисками и не занесены в наградные листы, так как сопротивление врагу было поистине народным. Нужно стараться восстанавливать историческую справедливость, вспоминая деяния достойных и благородных людей во время войны.
Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.
Краткое содержание В. Быков «Обелиск»
Василь Быков — белорусский писатель, автор героического произведения «Обелиск», краткое содержание которого здесь представлено. Повесть была написана в 1971 году. За нее, а также за произведение «Дожить до рассвета», автор был удостоен высокой государственной награды. Краткое содержание рассказа «Обелиск» Быкова нужно читать после знакомства с главными действующими лицами.
Основные персонажи
Василий Быков в повести «Обелиск» задействовал минимум персонажей:
Рассказчик – от его имени ведется повествование. Имя его не указывается автором. Журналист.
Очень краткий пересказ
«Обелиск» Быкова, краткое содержание его повести, следует начать с того момента, когда рассказчик, местный журналист, узнает о смерти своего знакомого – скромного сельского учителя Павла Миклашевича из небольшой деревни Сельцо. Это застает журналиста врасплох – он давно собирался к нему приехать.
Тот торопится на похороны. Приехав в деревеньку, он попадает на поминки, где собравшиеся очень тепло вспоминают об ушедшем товарище. Слово берет Ткачук, который предлагает вспомнить не только Миклашевича, но и его учителя по фамилии Мороз. Его не поддерживают и он собирается ехать в город. Рассказчик тоже понимает, что задерживаться далее нет смысла и составляет ему компанию. Они шли по дороге и ждали попутной машины. Журналист попросил Ткачука рассказать ему о Морозе.
Тот охотно делится воспоминаниями. Мороз был не только прекрасным педагогом, но и всегда оставался другом и защитником для своих учеников. Он доносил знания, однако считал не менее важным вырастить из них достойных людей.
Началась война. Мороз не оставил своей работы и детей, несмотря на то что их селение захватили немцы. Ткачук вступил в ряды партизан, а учитель приглядывал за детьми и помогал партизанскому движению. Многие жители деревни стали переходит на сторону немцев, становясь полицаями.
Один из них заподозрил Мороза в пособничестве партизанам и устроил в доме, где была школа, обыск. Найти полицаям ничего не удалось, допросы тоже не дали результатов. Ученики Мороза не могли простить обиды и решили отомстить. Они договорились повредить опоры моста, по которому должны были проехать немцы и полицаи. Их план сработал, но кое-кто из выживших смог опознал мальчишек.
Ночью схватили всех причастных к происшествию мальчишек. Через некоторое время партизанам пришло сообщение о том, что немцы готовы обменять ребят на их учителя. В случае отказа мальчиков повесят. Мороз, не раздумывая, сдается, однако его учеников не отпускают. Во время их перевозки он помогает сбежать одному из своих учеников – Миклашевичу, остальных вешают.
Прошло время, и подвиг Мороза, который ценой своей жизни спас учеников, стал забываться. Многие стали говорить о том, что учитель – трус, который сдался немцам добровольно.
Вот о чем хотел напомнить Ткачук на поминках Миклошевича, однако он не был услышанным.
Краткое содержание
Далее последует краткое содержание повести, не распределенное по главам. Краткий пересказ, как и само произведение, нужно начать с того, что один местный журналист совершенно случайно от знакомого узнает, что в деревне Сельцо умер молодой учитель, 36 лет, Павел Миклошевич. Для журналиста это было неприятным известием. Он был немного знаком с ним. Когда-то Павел попросил журналиста помочь ему разобраться в одной истории, которая случилась в годы войны. Тот обещал приехать и выслушать учителя, но так и не выбрал время.
Теперь худая фигура Миклошевича, его лицо в морщинах, как у пожилого человека, его ясный прямой взгляд предстали перед журналистом. Он остановил попутный грузовик и выехал в Сельцо на похороны учителя. Пока его трясло в машине, он вспоминал, как познакомился с Павлом.
Всем было известно, что в годы войны его имя было каким-то образом связано с партизанами и некоторых его одноклассников убили фашисты. В свое время Миклошевич похлопотал, чтобы его товарищам поставили памятник. Затем он занимался историей партизанского движения в Белоруссии. Тогда они и познакомились, а Павел попросил его распутать одно дело. Увы, этому не суждено было случиться.
Когда грузовик доехал до обелиска, журналист попросил остановиться. В стороне белело здание школы. Подъехавший местный зоотехник с ящиком водки сообщил ему, что поминки собрали в учительском доме.
Журналист зашел в помещение, ему освободили место рядом с пожилым ветераном и налили стопку. Слово взял заведующий районо. Он долго говорил о том, какой Павел был коммунист, ответственный работник, активист. Его слова не понравились ветерану. Он возмутился, что речь об этом не должна идти на поминках Миклошевича. Вспоминая его, обязательно нужно вспомнить и Мороза, ведь эти имена так тесно переплетены.
Речь шла о чем-то таком, о чем не имел представление журналист. Он познакомился с ветераном. Тимофей Титович Ткачук, ранее работавший в этом селе, теперь проживал в городе. Оставшись непонятым, он отправился к выходу, журналист последовал за ним.
Они шли по направлению к городу, надеясь поймать попутку. Ткачук рассказал, как он познакомился с покойным.
Их знакомство состоялось до войны, когда Ткачук работал заведующим образования. В его обязанности входило обустройство и образование школ. В Сельце, в бывшей усадьбе одного пана, Мороз открыл школу на четыре класса. Слухи о методах преподавания ходили разные, Ткачук как-то решил сам все проверить.
Приехав на место, увидел школьный двор полный ребят. Там во всю кипела работа – мальчики вместе с учителем заготавливали дрова. Ткачук выяснил, что многие ребята ранее обучались в польской школе, до того момента, как Западная Белоруссия присоединилась к Белорусской ССР. С грамматикой у них не все в порядке. Но Мороз Алесь Иванович считал, что не это главное. Он мечтал воспитать в детях не послушных отличников, а умных, думающих людей.
Ткачук проникся его идеей, ведь Мороз делал это на личном примере. Он прививал им доброту, нравственность, позволяя ухаживать за больными животными и птицами.
Однажды Ткачук заехал в школу поздним зимним вечером. Алеся Ивановича не было на месте – мальчик, открывший дверь, сообщил, что учитель ушел провожать домой девочек-близняшек, поскольку те живут далеко. Это входило в обязанности старшего воспитанника – Коли Бородича, но сегодня его на занятиях не было. А мальчик, который обитал у Мороза, был Миклошевичем. Дома он жить не мог, так как его сильно бил отец.
Война заставила всех поменять свой жизненный уклад. В самые первые дни войны фашисты уже были в селе. Советских солдат не было видно, а многие жители селения не только не стали оказывать сопротивления немцам, но и перешли на их сторону.
Ткачук с некоторыми учителями ушли к партизанам. Мороз даже при фашистах не бросил своих ребят и продолжал преподавать, поскольку немцы дали ему разрешение. Среди партизан и сельчан прошел слух, что Алесь Иванович тоже на стороне противника, раз ему не запретили работать. Прокурор района требовал репрессировать предателя.
Однако в итоге Ткачук вместе с прокурором побеседовали с ним и поняли, что тот продолжает учить ребят по утвержденной программе, а не немецкому языку, как говорили в селе. По просьбе партизан, Мороз стал доносить им некоторые сведения относительно намерений врага.
Вскоре в школе по наводке одного из полицаев прошел обыск. Проверке подверглись даже детские сумки, допросили учителя, однако ничего не обнаружили. Мальчики задумали отомстить полицаям. По предложению Коли Бородича они подпилили небольшой мост, через который должны были ехать полицаи. Их план удался – машина улетела под мост. Кое-кто из выживших заметил ребят, и их схватили. Морозу донесли, что идут и за ним, поэтому ему пришлось сбежать к партизанам.
Через какое-то время связной партизан донес, что немцы требуют Мороза, иначе повесят всех ребят. Алесь Иванович собрался идти, хотя Ткачук его не пускал – ведь ясно же, что мальчишек не отпустят! Знал это и Мороз, но отправился к немцам.
Мороз знал, что ребят не отпустят, но пришел к немцам
Ребят долго истязали, но они молчали. Бородич сдался первым. Он взял всю вину на себя. Тут появился Мороз. Как вспоминал потом Миклашевич, их вели связанными, не позволяли разговаривать между собой. Они шли, глядя на родные места, и их брала тоска. Они дошли до мосточка, и Мороз тихо сказал Павлу, чтобы тот убегал, как только тот крикнет.
Миклошевич так и сделал. Но его догнал полицаи и избили, бросили в канаву. Мороза и остальных повесили спустя несколько дней на Пасху.
Когда немцев выбили из села, перебирали документы и относительно Мороза написали, что тот попал в плен. Далее разбираться никто не захотел. Подробности были восстановлены только благодаря Миклошевичу. Но здоровье у него так не выправилось, ведь в ту ночь его серьезно ранили в грудь, и он долго пролежал в сырой канаве. Он пытался лечиться от туберкулеза, но болезнь оказалась сильнее. Война сумела догнать его уже в мирное время, однако истину он успел доказать.
Основная идея рассказа
«Обелиск» Быкова – настоящая героическая повесть о военном времени. Автор затронул не простую для многих тему – человеческие взаимоотношения в сложные времена. Он показал, как по-разному действуют люди в период опасности, в тяжелых ситуациях, показывая свое истинное лицо.