быков обелиск чему учит
В. В. Быков «Обелиск»: анализ, краткое содержание
Тема: о событиях, происходящих в оккупированной фашистами белорусской деревне.
Идея: автор показывает мужество, героизм, стойкость, сплоченность советских людей и партизан, и хромого учителя, и учеников-подростков.
Читательская позиция: вероятно, ребята не послушавшись учителя, совершили необдуманный поступок, поплатились за это жизнью. Но сколько было таких юных, горячих, которые не могли спокойно видеть, как немцы топчут нашу землю, издеваются над нашими людьми, считая себя представителями высшей расы?!
«Обелиск» еще раз напоминает о тех, кто отдал свою жизнь за свободу Родины. И самое главное, что всегда рядом с подростками до конца был человек, сильный духом, их учитель.
Произведение, которое написал Василь Быков, поднимает тему подвига учителя, до конца преданного своему делу и в трудную минуту не оставившего своих учеников. Не имея другой возможности помочь, он предпочел разделить их судьбу и погибнуть вместе с ними. Главными персонажами произведения являлись простые люди:
На похоронах учителя Павла Миклашевича, с которым автор был знаком заочно, сельчане с почтением вспоминают, каким он был в жизни. Большинство уважало его как коммуниста и передового учителя. Но бывший учитель Ткачук считает, что это не так и вспоминает о его отношениях с неким Морозом, якобы попавшим в плен при невыясненных обстоятельствах.
Возвращаясь с похорон учителя, автор рассказа сожалел о том, что так долго медлил с приездом в село и не успел поговорить с Миклашевичем о вещах, волновавших того перед смертью. Дойдя до небольшого, но ухоженного обелиска, на котором прикреплен черный квадрат с именами школьников, повешенных фашистами во время войны, он узнал о подвиге юных партизан и их учителя. На нем стояли следующие имена: Коля Бородич. Тимофей и Остап Кожаны. Андрей и Николай Смурные.
Когда в село пришли немцы, многие были удивлены, что принципиальный и честный Мороз не только остался в деревне, но и, собрав ребятишек в класс, продолжил их обучение, получив на это разрешение оккупационных властей. Поговорив с учителем, Тимофей Титович выяснил, что он просто старается сохранить жизни детей и не думает выслуживаться перед оккупационными властями.
Раздобыв радиоприемник, Мороз начал передавал свежие сводки с линии фронта в партизанский отряд. Пусть помощь была невелика, но Алесь Иванович делал все, что мог. Местный полицай, заподозрив, что в школе не все чисто, донес на него и учителя несколько часов допрашивал глава управы. Но в тот раз все обошлось.
По пути к месту казни Мороз отвлек внимание конвоя, давая шанс на спасение хотя бы одному из учеников. Им стал Павлик Миклашевич, самый младший из всех ребят. Но во время побега мальчик получил тяжелое ранение в грудь и потерял сознание. Посчитав, что он умер, полицай столкнул его в воду. Только ночью его нашли. Но несмотря на то что остался жив, мальчик не смог до конца выздороветь. От долгого лежания в воде у него через несколько лет развился туберкулез. В 36 лет сердце не выдержало, и он умер.
О подвиге учителя не только забыли, но и еще считали, что он добровольно сдался в плен по своей глупости. Реабилитация заняла несколько десятилетий.
Читать книгу Василя Быкова и тяжело, и поучительно одновременно. Анализ произведения говорит, что, делая сложный выбор, каждый человек должен в трудные для себя времена прислушиваться к своей совести и поступать в соответствии с ней. Рассказ был переведен на многие языки мира под названием obelisk. Кратко сделанный пересказ повести — это отличный выбор для читательского дневника и подготовки к литературе, так же как поэма Василий Теркин и другие произведения о войне.
Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск
Повесть В. Быкова «Обелиск» — очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени. Хотя бы для того, чтобы напоминать себе, что есть герои, есть такие люди, как Алесь Мороз. О том, что память о них и об их подвигах должна жить вечно.
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Из всех его захваченных в плен воспитанников выжил только Павел Миклашевич, впоследствии также ставший школьным учителем и положивший жизнь на то, чтобы люди знали правду об этой истории. Но и его война «в когтях подержала» — да так, что вырваться он из этих когтей так и не смог. Не восстановилось здоровье, умер молодым – в 36 лет. Его стараниями был поставлен памятник жертвам этой трагедии – тот самый обелиск из названия повести.
Сочинение по рассказу Обелиск
Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.
Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.
В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.
В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.
По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.
Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.
Подскажите главную мысль в произведении Василя Быкова «Обелиск»
В “Обелиске” на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно – философское осмысление. В основу повести “Обелиск” положена особая сюжетная и нравственная ситуация. Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам. Идет, несмотря на то, что все его отговаривают, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя.
“Вот такая, браток, история”, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук, приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшего учителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежал расстрела.
Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что “так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают”, не оставил учеников в решительную минуту, “облегчил их незавидную судьбу”. Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей – пример человечности и духовной стойкости. Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем. Долгие годы после смерти своего наставника бьется сельский учитель, чтобы имя погибшего Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Не только ради восстановления справедливости и посмертных почестей, а ради утверждения моральных норм, по которым надо жить людям. Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.
Мысль и нравственность следствия в зрелых вещах Быкова всегда главенствуют в его повестях. Необычайно сильные, пронзительно правдивые картины войны в его повестях непременно подводят к мысли – глубокой, страстной и всегда остро современной.
Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск
Повесть «Обелиск» Василия Быкова представляет собой исторически бессмертное произведение сочинителя. Она дополняет список тяжелых произведений о войне, которые не могут быть не замеченными. В повести отражены верность традициям, патриотизм, а также преемственность поколений.
В ходе прочтения мы наблюдаем размышления автора по поводу идеологической морали человеческих поступков.
Главной мыслью сюжета было отражение поступка главного героя повести, рассмотренного писателем со всех сторон. В этом выражается авторское осознание проявления героизма, которое, как он считает, заключено в преданности собственному делу, делая при этом акцент на грядущее поколение.
Сюжетная линия выделяется художественной своеобразностью потому, что помимо рассказа писателя в нее входит отображение журналистской деятельности в форме собирания информации о неведомых героях войны, совершивших нигде не отраженный подвиг во имя своей Родины и счастья последующих поколений.
Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека, который слыл честностью, добротой, милосердием характера. Педагог не забросил преподавание и продолжил обучать детей, даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду, обувь. Узнав о том, что его ученики оказались в фашистском плену, учитель без раздумья отправился на защиту ребят в штаб врага. Ведь не в его стиле бросать на произвол беззащитных деток. Однако героизм Мороза оказался безуспешным, учителя и учеников приговорили к смерти, путем повешения.
Еще одним из главных персонажей нам представлен образ тяжело раненого Миклашевича Павла. Он был учеником Алесь Ивановича, повлиявшего на формирование характера парня. В ходе войны Павел станет членом отряда партизан. Во время встречи с журналистом герой поведает о своем бывшем педагоге. По истечению времени Павел пойдет по стопам Мороза и станет преподавателем сельской школы. Он в своих рассказах периодически упоминал о кошмарах времен войны.
Также в повести было упомянуто имя Коли Бородича, который являлся самым старшим подростком и самым верным последователем своего преподавателя Мороза.
По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, профессионализме, патриотизме русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.
Смысл повести заключен в показании моральных поступков человека. Особенностью произведения выражена в заполнении писателем атмосферы раздумьем. Читатель же в свою очередь обязан делать выводы по поводу поступков главного героя, независимо от того подвиг это или неразумный героизм.
Повесть имеет характерное отличие в сложности восприятия и неравнодушным повествовании.
2 вариант
Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.
Вот такой был человек Алесь Мороз. Жил не для себя – и погиб ради спасения других. Погиб безрассудно – зная, что, идя в лагерь к врагу, он не только не спасёт захваченных ребят, но и себя погубит. Хотя и здесь можно порассуждать на тему того, что такой человек, как Мороз, просто не вынес бы, если бы он выжил, а его воспитанники – нет. Зная, что немцы обещали отпустить ребят, если к ним придёт их «главарь», их учитель, он бы до конца жизни проклинал себя за то, что не воспользовался этим шансом. Да и не мог он им не воспользоваться. Не мог.
Сочинение по рассказу Обелиск
Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.
Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.
В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.
В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.
По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.
Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск
Популярные сегодня темы
Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей
«Евгений Онегин» внес огромный вклад в литературу русского народа. Пушкин работал над романом около семи лет. Начало было положено в 1823 году. Произведение яркими красками приникает в сердце каждого читателя
Замечательное произведение, поразившее всех читателей до самой глубины души, которое называется «Слепой музыкант», написано знаменитым русским писателем Валентином Галактионовичем Короленко
Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации
Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин
В. В. Быков «Обелиск»: анализ, краткое содержание
Повесть «Обелиск» Василия Быкова представляет собой исторически бессмертное произведение сочинителя. Она дополняет список тяжелых произведений о войне, которые не могут быть не замеченными. В повести отражены верность традициям, патриотизм, а также преемственность поколений.
В ходе прочтения мы наблюдаем размышления автора по поводу идеологической морали человеческих поступков.
Главной мыслью сюжета было отражение поступка главного героя повести, рассмотренного писателем со всех сторон. В этом выражается авторское осознание проявления героизма, которое, как он считает, заключено в преданности собственному делу, делая при этом акцент на грядущее поколение.
Сюжетная линия выделяется художественной своеобразностью потому, что помимо рассказа писателя в нее входит отображение журналистской деятельности в форме собирания информации о неведомых героях войны, совершивших нигде не отраженный подвиг во имя своей Родины и счастья последующих поколений.
Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека, который слыл честностью, добротой, милосердием характера. Педагог не забросил преподавание и продолжил обучать детей, даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду, обувь. Узнав о том, что его ученики оказались в фашистском плену, учитель без раздумья отправился на защиту ребят в штаб врага. Ведь не в его стиле бросать на произвол беззащитных деток. Однако героизм Мороза оказался безуспешным, учителя и учеников приговорили к смерти, путем повешения.
Еще одним из главных персонажей нам представлен образ тяжело раненого Миклашевича Павла. Он был учеником Алесь Ивановича, повлиявшего на формирование характера парня. В ходе войны Павел станет членом отряда партизан. Во время встречи с журналистом герой поведает о своем бывшем педагоге. По истечению времени Павел пойдет по стопам Мороза и станет преподавателем сельской школы. Он в своих рассказах периодически упоминал о кошмарах времен войны.
Также в повести было упомянуто имя Коли Бородича, который являлся самым старшим подростком и самым верным последователем своего преподавателя Мороза.
По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, профессионализме, патриотизме русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.
Смысл повести заключен в показании моральных поступков человека. Особенностью произведения выражена в заполнении писателем атмосферы раздумьем. Читатель же в свою очередь обязан делать выводы по поводу поступков главного героя, независимо от того подвиг это или неразумный героизм.
Повесть имеет характерное отличие в сложности восприятия и неравнодушным повествовании.
Сочинение по рассказу Обелиск
Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.
Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.
В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.
В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.
По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.
Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.
Повесть Василя Быкова Обелиск
Повесть Василя Быкова “Обелиск”
Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя — их учителя Алеся Ивановича Мороза.
В “Обелиске” на первое место выступает глубинное исследование внутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно философское осмысление. Именно эта повесть наглядно показала всем, кто внимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается его талант, как все глубже и глубже идет его творческая “вспашка”.
2 У Василя Быкова были и большие и меньшие неудачи, некоторые его повести вызывали горячие споры в критике. Но то, что в преддверии 30-летия Победы над фашистской Германией, в 1974г., за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков был удостоен Государственной премии СССР, — свидетельствовало заслуженного или подлинно народного признания.
«Не надо было, учитель», — говорит пришедшему в Сельцо Морозу один из жителей, старик Бахан. «А тот одно только слово в ответ: «Надо».
“Вот такая, браток, история”, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук, приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшего учителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежал расстрела. “Да, невеселая история” — сказал я. “Невеселая что! Героическая история? Так я понимаю!”.
Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнение всем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель от немцев, распустивших по селу слух, что “так поступают Советы: чужими руками воюют, детей на заклание обрекают”, не оставил учеников в решительную минуту, “облегчил их незавидную судьбу”. Кроме того, самопожертвование Мороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан, это еще и пример для всех людей пример человечности и духовной стойкости. Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем. И долгие годы после смерти своего наставника бьется сельский учитель, чтобы имя погибшего Алеся Ивановича Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Не только ради восстановления справедливости и посмертных почестей, а ради утверждения моральных норм, по которым надо жить людям. Миклашевич восстанавливает прерванную нить, ведущую от поколения к поколению. Таков ответ писателя на вечный (и всегда новый) вопрос о смысле человеческой жизни.
Появляется Ксендзов на страницах “Обелиска” мельком, однако в художественной структуре повести играет важную роль. Ксендзов натура безнравственная, бездуховная, только действует он уже в послевоенное время. Это воплощение сытого благополучия и равнодушного благоразумия. Для Ксендзова совсем не важно, что Мороз продолжал учить белорусских ребятишек и что своей смертью он защищал непреходящие людские ценности.
Алесь Мороз, изображен в повести, как один из многих и многих, в ком человеческая готовность к самопожертвованию во имя людей, во имя добра на земле проявилась по-своему.
Разрабатывая нравственную проблематику на материале минувшей войны, Василь Быков поднимает те глубинные пласты нравственной жизни отечества, которые находятся и сейчас, сегодня, сию минуту в противоборстве, становлении, кипении страстей и мнений. Оставаясь верной главной и единственной теме своего творчества теме Великой Отечественной Войны автор стремится исследовать характеры своих героев, их нравственную и гражданскую сущность, не соблазняясь и здесь столь заманчивой перспективой отображения яркого, внешне эффектного героического деяния.
Нравственная сила подвига Мороза настолько сильна, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал морозовскую «закваску» своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать».
Мысль и нравственность следствия в зрелых вещах Быкова всегда главенствуют в его повестях. Необычайно сильные, пронзительно правдивые картины войны в его повестях непременно подводят к мысли глубокой, страстной и всегда остро современной. Выявлению этой мысли подчинена художественная структура и “Обелиска”. В тексте очень часто употребляются устаревшие слова, что помогает читателю мысленно перенестись в Сельцо и лучше понять жизнь людей в те годы. Пропуск логических звеньев в предложениях позволяет создать особую атмосферу доверительности, искренности и приблизить стиль речи к разговорной.
7 Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. “Обелиск” Быкова звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпыв