бык трелевочный что это
трелёвочный
Смотреть что такое «трелёвочный» в других словарях:
трелёвочный — трелёвочный … Русское словесное ударение
трелёвочный — трелёвочный … Русский орфографический словарь
трелёвочный — трелёвочный … Словарь употребления буквы Ё
трелёвочный — трелёвочный, трелёвочная, трелёвочное, трелёвочные, трелёвочного, трелёвочной, трелёвочного, трелёвочных, трелёвочному, трелёвочной, трелёвочному, трелёвочным, трелёвочный, трелёвочную, трелёвочное, трелёвочные, трелёвочного, трелёвочную,… … Формы слов
трелёвочный — см. трелевать; ая, ое. Т ые работы. Трелёвочный трактор … Словарь многих выражений
трелёвочный — трел/ёв/оч/н/ый … Морфемно-орфографический словарь
трелёвочный — ая, ое. спец. Относящийся к трелевке. Трелевочные работы. || Предназначенный, служащий для трелевки. Трелевочный трактор … Малый академический словарь
трелёвочный трактор — см. в ст. Лесозаготовительные машины. Энциклопедия «Техника». М.: Росмэн. 2006 … Энциклопедия техники
Трелёвочный трактор — Скиддер Трелёвочный трактор (Скиддер) транспортное средство, используемое для лесозаготовительных работ. В технологические задачи трелёвочных тракторов входит сбор и доставка … Википедия
Трелёвочный трактор — трактор для работы в лесозаготовительной промышленности (См. Лесозаготовительная промышленность). Т. т. обладают высокой проходимостью; оборудуются устройствами для сбора деревьев, Хлыстов и брёвен, их погрузки, транспортировки и… … Большая советская энциклопедия
Красная зона
Стоит ли говорить, что всякое совпадение с реальными лицами и обстоятельствами в этом художественном произведении не случайно?
Я все еще просыпаюсь в половине шестого утра. Лежу и думаю о том, что мне не надо идти в умывальник и кипятить воду для чая, не надо одеваться и выходить на мороз в ожидании команд из репродуктора, не надо мерзнуть в столовой на тарелкой застывшей каши, не надо стоять на холодном ветру на перекличке при входе в промзону, не надо озираться по сторонам, дабы не увидеть очередного придурка в погонах, который может дое… ться по любому поводу и без такового…Мне многое теперь не надо. И многое – надо. Надо научиться жить хоть и на относительной, но свободе.
Иногда мне кажется, что я понимаю сказанное мне старым зеком Иванычем за пару дней до моего освобождения. Он говорил о том, что с ужасом думает о предстоящем своем освобождении. Он отсидел «червонец». Это была не первая его ходка на зону. И он, как и многие другие, не видел себя в той, вольной, жизни. Он, не боявшийся ни мусоров, ни зековских заточек, боялся … просто жить.
Хотя, чего бояться? Жизнь на воле – то же самое, что и жизнь за проволокой. Только проблем больше. И соблазнов. И мусоров.
А рожи – те же. И по ним сразу или почти сразу видно: вон шнырь идет, а вон – петушара. А эта рожа – типично холопская. А та – матерого ЗеКа. Вот и он тебя заметил и прочитал во взгляде твоем и срок твой отсиженный, и мужицкую суть твою. Он не подойдет и ни о чем не спросит. Не принято. Он лишь на мгновение задумается. Возможно, вспомнит что-то.
Как вспоминаю я…
На железнодорожном вокзале Владивостока в тупике стоял спецпоезд со спецвагонами – тот самый столыпин. Снова – охранники в два ряда, лающие собаки… С автозака в вагон мы буквально перепрыгивали. Причем в вагоне стоял принимающий охранник и чуть ли не ловил нас, как кули, а затем перебрасывал дальше, вглубь вагона.
Охранники – здоровые, крепкие, молчаливые, осторожные. Если что-то не втискивалось в систему восприятия их мозгами, они сначала били заключенного, а потом принимали решение, что с ним делать дальше. Несколько раз я видел, как замешкавшегося зека пару раз оттянули дубиной по спине.
Что такое столыпин:? Это обычный вагон, переделанный в ящик для перевозки осужденных. Весь обшит металлом. Весь в сетках металлических. В том месте, где обычно находятся купе, устроены шесть деревянных полок. Холодно. Темно. Вонюче.
В начале шестого утра поезд двинулся. Я знал, что до Уссурийска езды от силы два часа. Мы ехали около восьми. Часто и подолгу стояли.
Хотелось пить. Но я понимал, что делать этого не стоит. Однако организм требовал своего. Вскоре приспичило по малой нужде. Я сказал охраннику, что хочу в туалет. Он промолчал. В течение часа он игнорировал мои просьбы. Потом пришел старшой и сказал, что в определенное время выведут всех. Определенное время настало еще через час. Выводить начали с дальнего от нас конца вагона. Выводили еще час. К тому времени, когда вывели меня, мое желание помочиться переклинило. Я стоял над загаженным унитазом и не мог выдавить из себя ни капли. Дверь сзади меня была открыта, и конвоир все время поторапливал меня. Я так и не смог ничего сделать. Разозленный на ситуацию я вернулся в «свою» клетку. Мне по-прежнему хотелось в туалет. Желание переросло в навязчивую идею. Через какое-то время мне показалось, что дальше терпеть я уже не смогу. Я крикнул конвоиру, чтобы он меня выпустил в туалет. Угрюмый охранник подошел и сказал: тебя уже выводили.
Сидевшие рядом зеки посоветовали помочиться в бутылку. Но мне показалось это неудобным, потому что нас в клетке сидело восемь человек. Мне тогда, помню, на ум пришло стихотворение Киплинга из цикла «Военные эпитафии»:
Из строя вышел помочиться на опушку-
И прямо снайперу на мушку.
Смешно? Я поплатился? Ну и что же?!
Мне принципы дороже!
… В отстойниках я часто сидел на каменных или металлических скамейках, прислонялся к ледяным стенам, подолгу не мог помочиться в судах Не выводили), камерах и стаканах. После первой отсидки у меня обнаружили пиелонефрит и кучу других болячек. Кончилось все раковой опухолью в почке….
…Зеки рассказывали свои истории: кому, за что и сколько дали. Как ты думаешь, спрашивали они меня, куда еще можно жаловаться? Так хотелось сказать им, что осталось только в Спортлото или Папе Римскому. Но я не говорил этого. Мне было жаль их всех. Я говорил, что надо написать надзорку туда, а касачку сюда. Но я прекрасно понимал, что в этой стране они ничего не добьются, как не смог ничего добиться я. (Перечитывая фразу, остановился на слове «этой». Не раз уже записные патриоты, а проще говоря, суки вязаные, возмущались теми, кто вместо наша страна или моя страна говорит и пишет эта страна. Уроды, неужели они не понимают, что мне тоже хочется говорить и писать «моя страна» и даже «моя любимая страна». Но если мусора разных мастей превратили страну в ****скую, то и называть ее пока я могу только неопределенно – эта страна).
… Поезд мерно стучал колесами. Я задремал. И на какое-то мгновение мне показалось, что я еду на обычном, мирном, гражданском, вольном поезде, еду куда-нибудь в Карпаты или на юга. Скажем, возвращаюсь из командировки. Скоро я встречусь с женой, родными и близкими… Я все время любил ездить, в том числе на поезде. Но никогда не думал, что когда-либо мне доведется путешествовать в колонию строгого режима в арестантском вагоне – столыпине.
Карантинный барак, как сказали мне опытные зеки, всегда лепится где-то между промышленной и жилой зонами и поближе к административному зданию. Это потому, что положение карантинщиков особое. Они еще не изучены угнетателями и не проверены на сопротивляемость системе угнетения.
Проверки в карантине ежедневны – от момента подъема (встал позже, вышел позже, вернулся из зарядки раньше и т.д., хотя во всех случаях речь идет о минутах, а то и секундах. Системе все равно – минута это или секунда, ей важно направление, важны мотивы осужденного, важно подметить его общий настрой по отношению к этой системе).
В карантине подобраны специальные, из числа осужденных, люди. Один выводит на зарядку и в столовую, другой сопровождает в баню и медчасть, завхоз следит за всем издалека и потом обсуждает новичков с отрядником – начальником отряда карантина.
Один из прибывших со мною этапом сразу отказался от зарядки. Его отправили в ШИЗО – штрафной изолятор. Через неделю, вернувшись в карантинный барак, он снова не пошел на зарядку. Его снова отправили в шизо.
Другой отказался принимать пищу вместе со всеми на том основании, что посуда заминюханная, то есть, та же, из которой едят пидеры, опущенные и всякие там дырявые.
Его отправили в шизо. Вернувшись, он снова отказался…
Мораль: везде есть сопротивляющиеся. Причем таковыми они будут оставаться даже после расстрела. И система понимает это. Поэтому она прячет сопротивляющихся подальше от большинства.
Мораль вторая: сопротивляющихся должно быть большинство. Тогда попросту не хватит на всех шизо. Или хватит, но система угнетения сломается, в ней что-то пойдет не так. Она не запрограммирована на сопротивление масс.
К карантинным часто подходят с жилой зоны и пытаются заговорить: кто, откуда, срок, где сидел раньше… Ко мне подходили не простые зеки, а при должностях: например, завхоз всей зоны Миша Крылов. Бывший бизнесмен из Находки, молодой, наглый, самоуверенный, красивый, хитрый, если не сказать умный, четко знающий цену и себе и окружающим его людям, в том числе из администрации. Он всегда говорил втрое меньше, чем знал. А знал он многое. Он даже предсказал, что я не буду сидеть весь срок. Но даже он не знал, что я выйду даже раньше, чем он.
…Иваныч сидел на лагерной койке и с равнодушным видом перебирал старые целлофановые пакеты в своей сумке – «майдане». Он делал это медленно, тщательно разглядывая узор на каждом пакете, словно пытаясь увидеть что-то интересное. Обычно так разглядывают старые газеты. Как-то Иваныч рассказывал, что в свое время о нем много писали газеты. Его называли чуть ли не главным преступником Владивостока, эдаким мафиозо-эстетом, который не просто грабил и мошенничал, а делал это красиво и даже с юмором. Может, в старых пакетах виделись Иванычу старые газеты со статьями о нем?
Время от времени взгляд его серых выцветших прищуренных глаз устремлялся в окно барака. Там, в грязном окне, виднелась долина, за которой начиналась дремучая Уссурийская тайга. Изредка по ближайшей к лагерю дороге проезжал автомобиль, и тогда у смотревшего возникала мысль о близости города, другой, цивильной, мирной и благополучной, жизни. Туда, на волю, иногда хотелось неимоверно, до исступления, до крика. Но всякий зэк подавлял в себе и крики, и исступление… К чему это, если сидеть еще пять, а то и десять лет? Иванычу оставалось сидеть недолго. Но близость освобождения пугала его. Ведь воля – это для сопливых юнцов, для хлорвинилового племени, пепсиколового стада – рай, а для матерого ЗК – это еще и куча проблем.
Иваныч глядел в окно спокойно, но с таким напряжением, словно пытался увидеть в нем, как в старом телевизоре, дни своей бурной молодости, своего предлагерного прошлого. Кроме серой дымки, застилавшей долину, клубившегося над сопками тумана и кучерявой пыли от проехавшей мимо машины, он ничего не видел и не мог увидеть в окно лагерного барака. Разве что серое кирпичное здание штрафного изолятора, углом торчавшее слева от окна; кусок контрольно-световой полосы с тремя рядами колючей проволоки и мусорную кучу пищевых отходов от расположенной неподалеку лагерной столовой.
Иваныч, уже не глядя, продолжал шуршать пакетами, словно забыв, зачем он полез в свой «майдан». Он делал это по инерции, как по инерции продолжал жить. Точнее, не жить, а существовать. Помяв в руке очередной пакет, он засунул его в сумку, очевидно понимая, что в ближайшее время применение ему вряд ли найдется. Как не найдется применения его способностям, уму и опыту.
Как не найдется применения и самой его жизни.
Сушков редко обращался к зекам на «ты». Этому его научили зеки. Он к ним придирался по мелочам, и они отвечали ему тем же: дескать, по закону, так по закону.
Я сразу обратил внимание на какой-то внутренний надрыв этого человека. Нормальный «мусор» не станет с утра до вечера цепляться к зекам, даже если очень хочется выслужиться. У Сушкова же приставание к зекам было похоже на манию – манию преследования. Мне сразу показалось, что за этим что-то кроется.
Через какое-то время мне рассказали следующее. Когда-то Сушков был вполне нормальным мусором. То есть, он, конечно, доставал заключенных разными идиотскими вопросами, но все это как-то вписывалось в русло обычного лагерного идиотизма. Как и всякий нормальный мусор, Сушков даже носил водку зекам. Не за спасибо, разумеется. Но однажды Сушкова подставили. Причем по-крупному. Подставили зеки. То ли он кому-то сильно дорогу перешел, то ли, какой-то зек, выслуживаясь перед опером, предложил Сушкову большие деньги в обмен на «дипломат» водки. Мусор водку принес, и тут же был заложен операм этим зеком. Я так думаю, что всю операцию придумали опера – эти лагерные чекисты. Но выполнили ее руками зеков. Сушков клюнул, как глупая корюшка, у которой мозгов – на два заплыва. И попался. И поплатился. Его понизили в звании и должности. Но из лагеря не убрали. Понимали, что мстить отныне зекам этот мусор будет по гроб своей никчемной жизни.
Так оно и вышло.
Поскольку зона была красной, то «пожарников» в ней было более, чем…(Пожарниками называли тех, кто носил на рукаве красную повязку, то есть, сотрудничал с администрацией колонии). Как-то раз меня послали в будку, где сидели пожарники: обычно они там днями сидели и смотрели, кто и куда передвигается по зоне. Нарушающих режим записывали и докладывали своим операм. В будке я должен был что-то спросить или доложиться – не помню. Было холодно, мороз аж трещал. А в будке было тепло. Поэтому в нее набилось человек десять пожарников. Вдруг открывается дверь, всовывается рожа матерого зечары, явно не повязанного. Он быстро окинул цепким взглядом всех в будке и произнес:
— Что, никого нету?
Увидев меня, добавил:
-А-а, привет…
Типичное выражение: «Ну что, чифиря чифирякнуть, что ли?»
Из жалобы в суд гражданина Андрусяка: «Раздался звонок в дверь, я ни о чем не дозревая, открыл дверь…Он ударил меня, я улыбился в комнату… Прошу переклафицировать инкрементирующую мне статью…»
* * *
Хороший понт – те же деньги.
Он стоял в строю на морозе и глядел на красный фонарь возле колючей проволоки. Человек из прошлой жизни, сидевший внутри него, думал: красиво, на ягоду похоже. Но настоящий зечара, которым он уже был, кивая на фонарь, вслух произносил: залупа конская.
* * *
-А мне все по хую: что ****ь подносить, что ебаных относить.
* * *
У него было такое выражение лица, будто жизнь – и не только его – уже кончилась и никогда больше не начнется. В цеху он был веселый, шебутной, герой-зек… На виду потому что. А здесь, на верхней шконке, в бараке, где его никто не мог увидеть, разве только случайно, как сейчас я его увидел, он оказался незащищенным и естественным.
Как-то я принес на промзону в цех свою кружку для чая. Через пару дней заварил в ней чай. Пью – воняет. Вылил все, заварил по новой, пью – воняет. Иду мою руки, пью – воняет. Все выливаю, мою с мылом кружку, снова завариваю, пью – воняет. Принюхался – дошло. В порыве дружбы зеки на моей кружке сделали оплетку на ручке, чтобы не горячо было. Так вот нитку для оплетки взяли из старого вонючего носка. Что под рукой было…
* * *
После съема с работы – шмон. Снова пригнали курсантов мусорской школы, чтобы они на нас учились. Шмонают они, аж языки от усердия («усеру»- как говорил наш бугор Саня) высунули. Серьезные розовые, как попки детские, лица у них. А зеки – угорают. Давятся со смеху.
Пришли в столовую, сели за столы и…начали раздавать своим из барака принесенные из промки вещи: наждачную бумагу, гвозди, дощечки, проволоку, клей и прочую дребедень. Вывод: как бы курсант ни шмонал зека, то всегда пронесет из промзоны то, что ему нужно.
* * *
Разговор двух зеков после отоварки в магазине:
-Ваши че делают?
-Кормовая прет! Сгуху наебывают!
Перевод: едят закупленное, в частности, сгущенное молоко.
Из приговора: «Высказывая словесные угрозы в верхнюю часть тела…»
От сумо
И от тюрьмо
Не зарекайся.
* * *
«Ковыляет жизнь через овраги,
Снова псов легавых слышен вой.
В одиночной камере тюряги
Я встречаю свой сороковой».
Это обо мне.
* * *
Из приговора Приморского краевого суда от 25 июля 2001 года: «…Мелин увидел на земле сотовый телефон, который принес к себе на квартиру. Этот телефон у него увидел Курчанов и забрал его, а также чучело козы и барограф, в качестве залога за невозвращенный долг в размере 400 долларов…Сомневаться в правильности выводов экспертов нет никаких сомнений… Чучело козы и барограф передать осужденному Мелину». Фамилия судьи – Раду Л.И. Надо сказать, что вместе с чучелом козы и барографом Мелину дали в придачу еще и 15 лет колонии строгого режима. Не знаю, что он будет делать на зоне с чучелом козы, но чучело Раду Л.И. я бы сделал и показывал студентам на юрфаке.
Однажды я видел, как зеки делают копии бумаг по делам: приговоров, обвинительных заключений, жалоб…Они ровным почерком слово в слово переписывают текст, подделывают в точности подписи и даже переводят с листа на лист печати при помощи вареного яйца. (Эта технология известна мне еще со времен военного училища – там мы так же переводили печати на увольнительных записках).
* * *
В соседнем цеху висел припорошенный древесной пылью плакат: «Запомни и передай другому: только через СДИП – дорога к дому!» (СДИП – секция дисциплины и порядка, в которую записывались «суки вязаные», «красные», те, кто носил красные повязки на рукаве и сотрудничал с администрацией зоны.)
Я, наверное, много ошибок в своей жизни наделал, но от одной меня Всевышний уберег: я не надел красную повязку в зоне строгого режима.
* * *
Из обвинительного заключения от 13 апреля 2001 года следователя Галеевой В. (Первомайское РОВД г.Владивостока), утверждено прокурором Первомайского района Владивостока А.Щербаковым ( эту рожу я знаю, видел): « Кроме непризнательных показаний обвиняемых, вина их доказывается всеми доказательствами». Оттуда же : «При этом Скачков разбил конфеты «Загадка»…
Я потом посмотрел в приговор. Судья И.Дудник так записал (-а): «…Повредил конфеты «Загадка».
Из приговора судьи Мильчиковой Г.И. Уссурийского городского суда от 26 января 2001 года: «В процессе избиения, когда потерпевший Смыков упал, из карманов его одежды высыпались деньги в сумме 40 рублей монетами, которыми завладели Калачев и Романенко».
Таких приговоров я начитался предостаточно. Поражают суммы, которые в них фигурируют: от 20 до пары тысяч рублей. И то! Откуда в глубине России у нищих русских парней и их родителей, горбатившихся всю жизнь на государство, возьмутся деньги! И вот за эти копейки они получают по 6-10 лет колонии строгого режима.
Это вам не коробки из-под ксерокса таскать и не «Юкосы» банкротить.
Перечитал все это и вспомнил: когда-то ведь я на этом языке мог запросто говорить даже с матерыми зеками. Потому что выжить на зоне можно только выучив ее.
Судьба, как дым, качается,
Читаем жизнь меж строк,
Когда-то все кончается,
Причем не только срок.
(На этом записи в маленьком зеленом блокноте заканчиваются. Но не заканчиваются, разумеется, воспоминания о том периоде, извините за выражение, жизни).
Конечно, я часто вспоминаю тюрьму, одиночную камеру. Один на один – это не когда один против кого-то, это когда один с самим собою, один против самого себя. Ко мне в одиночку два раза забрасывали человечков. Понятно, кто были они и почему их ко мне забрасывали. Но долго они не держались: у меня в хате был железный распорядок дня, и три раза на дню я наводил порядок веником и мокрой тряпкой. Все свободное время – читал. ****обольства терпеть не мог. Стукачи быстро скучнели и отпрашивались обратно…
Трелевочный
Смотреть что такое «Трелевочный» в других словарях:
трелевочный — доставочный, транспортировочный Словарь русских синонимов. трелевочный прил., кол во синонимов: 3 • доставочный (3) • … Словарь синонимов
трелевочный — ТРЕЛЁВОЧНЫЙ см. Трелевать … Энциклопедический словарь
трелевочный волок — волок Простейший путь, по которому осуществляется трелевка или прямая вывозка. [ГОСТ 17461 84] Тематики технология лесозаготовительной промышленности Синонимы волок EN hauling route DE Hauptrückeweg … Справочник технического переводчика
Трелевочный волок — 12. Трелевочный волок Волок D. Hauptrückeweg E. Hauling route Простейший путь, по которому осуществляется трелевка или прямая вывозка Источник: ГОСТ 17461 84: Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Трелевочный волок — размещенная на лесосеке полоса, по которой осуществляется трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
магистральный трелевочный волок — магистральный волок Трелевочный волок, соединяющий лесопогрузочный пункт с несколькими пасечными волоками. [ГОСТ 17461 84] Тематики технология лесозаготовительной промышленности Синонимы магистральный волок EN main skidding trail DE Hauptrückeweg … Справочник технического переводчика
пасечный трелевочный волок — пасечный волок Трелевочный волок, расположенный в пределах пасеки. [ГОСТ 17461 84] Тематики технология лесозаготовительной промышленности Синонимы пасечный волок EN skidding trail in cutting strip DE Schlagstreifenrückeweg … Справочник технического переводчика
Магистральный трелевочный волок — 14. Магистральный трелевочный волок Магистральный волок D. Hauptrückeweg Е. Main skidding trail Трелевочный волок, соединяющий лесопогрузочный пункт с несколькими пасечными волоками Источник: ГОСТ 17461 84: Технология лесозаготовительной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пасечный трелевочный волок — 13. Пасечный трелевочный волок Пасечный волок D. Schlagstreifenrückeweg Е. Skidding trail in cutting strip Трелевочный волок, расположенный в пределах пасеки Источник: ГОСТ 17461 84: Технология лесозаготовительной промышленности. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
валочно-трелевочный — валочно трелевочный … Орфографический словарь-справочник
Трактор КТ-12 — первый газогенераторный трелевочный трактор в СССР
Сельское хозяйство было далеко не единственной отраслью экономики СССР, нуждавшейся в восстановлении после Великой Отечественной войны. Самых активных преобразований требовала лесотехническая промышленность. Многие операции делались по старинке, вручную или примитивными орудиями, что значительно ограничивало объемы производства. В послевоенные же годы потребность в древесине возросла чрезвычайно.
Создание трактора КТ-12 стало одним из первых и очень важных этапов в механизации заготовки леса. Это был первый в мире трактор, предназначенный специально для выполнения трелевки — перевозки древесины от лесосек на погрузочную площадку. Его разработка заняла меньше года, но при этом в конструкции было воплощено множество принципиально новых инженерных решений. Вместе с тем трактор имел немало существенных недостатков, поэтому выпускался всего восемь лет, после чего уступил место более совершенным моделям.
После Великой Отечественной войны правительство взяло курс на восстановление разрушенной экономики ударными темпами. Народное хозяйство должно было не просто выйти на прежний, довоенный, уровень, но и многократно превзойти его.
Трактор КТ-12 для лесорубов
Лесотехническая промышленность была одной из наиболее активно развивавшихся отраслей. Настолько активно, что в жертву ей были принесены заповедники, большинство которых закрыли в 1951 году.
В то же время и проблем в этой отрасли было немало. Определенные сложности, в частности, представляла трелевка — доставка поваленных деревьев на погрузочную площадку. Эта, нехитрая на первый взгляд, операция была в действительности довольно трудоемка, так как древесину приходилось везти непосредственно через лес.
Специализированных тракторов для трелевки тогда не существовало. Лес волокли сельскохозяйственными тракторами общего назначения, оснащая их лебедками и стальными канатами. Этот способ перевозки был крайне неэффективен и существенно тормозил лесозаготовки.
В 1945-1948 годах началась разработка специализированного трелевочного трактора. Чтобы обеспечить лучшую проходимость, пачки деревьев и хлыстов решили частично располагать на самой машине. Таким образом они меньше цеплялись за неровную землю, что позволяло трактору развивать большую скорость.
Разработка специализированной трелевочной машины проходила в несколько этапов. Первый вариант был предложен конструкторским бюро Министерства лесной промышленности в 1945 году, второй — НИИ механизации и электрификации в 1946 году. Конструкцию трактора КТ-12 разработали совместно инженеры Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина и ученые Лесотехнической академии во главе с С. Ф. Орловым.
Первый опытный образец этой конструкции увидел свет также в 1946 году. Всего год спустя, в ноябре 1947-го, уже были собраны первые десять машин, однако серийный выпуск начался только в январе 1949 года.
Первая партия тракторов отправилась на Север, причем часть из них — своим ходом. Преодолев без особых затруднений 230 км, новые машины уже этим подтвердили высокие технические характеристики. Хорошо зарекомендовали они себя и в работе, значительно повысив эффективность трелевки.
Применение КТ-12 решило и еще одну проблему лесозаготовок: погрузку древесины на автотранспорт. Если раньше для этого использовали стационарные лебедки или специальные погрузчики, то теперь эту функцию мог выполнять и сам трактор, что позволило несколько удешевить производство. КТ-12 привлек внимание и военных инженеров. Он обладал высокой проходимостью и хорошими массогабаритными показателями, что позволяло использовать его не только для перевозки леса, но и для буксировки поврежденных машин.
Первый в мире
КТ-12 был первым специализированным трелевочным трактором не только в СССР, но и во всем мире. Хотя на его разработку ушел всего год, в его конструкции были применены многие новшества. Ходовая часть КТ-12 была разработана на основе аналогичного блока от трофейного немецкого тягача «Штайр». Основными особенностями ее конструкции были катки большого диаметра и балансирная подвеска, что позволяло увеличивать дорожный просвет и приподнимать подшипниковые узлы катков от поверхности грунта.
Кроме того, у КТ-12 был сильно увеличен угол наклона ветвей гусеницы. Благодаря этому трактор легче преодолевал различные препятствия: ямы, кочки и т.п. КТ-12 мог без особого труда проехать там, где сельскохозяйственные тракторы увязали. Все вместе это значительно увеличивало проходимость, что особенно важно при работе в лесу.
Изменения коснулись не только ходовой части. Поскольку на самой машине должна была устанавливаться лебедка, а также располагаться часть груза, чтобы освободить место, кабину пришлось перенести в переднюю часть. Ее установили прямо над двигателем. Эта вынужденная мера имела положительные последствия. КТ-12 по сравнению с другими моделями имел значительно меньшую «мертвую зону» — пространство перед трактором, которое не просматривается из кабины. Это значительно облегчило управление машиной.
Трудная адаптация
Модель КТ-12 на Кировском заводе выпускали всего несколько месяцев. Вскоре серийное производство этого трактора передали Минскому тракторному заводу. Переход проходил со скрипом. Только недавно начавший выпускать тракторы КД-35 Минский завод должен был в кратчайшие сроки освоить принципиально новую модель, не имевшую ничего общего с сельскохозяйственными машинами.
Необходимы были новые цеха, в частности трелевочный, новые инструменты и оборудование. Кроме того, в документации, полученной от Кировского завода, был целый ряд неувязок и неточностей. Для их исправления создавались специальные конструкторские бюро: по трактору, по газовому двигателю и газогенераторной установке.
По сути, всю технологическую и конструкторскую документацию пришлось разрабатывать заново. Потребовался и специальный отряд испытателей, работавших в лесных условиях. Сотрудники МТЗ работали не покладая рук и не считаясь со временем. Несмотря на трудности, 15 августа 1951 года, точно в установленный срок, с конвейера сошла первая партия КТ-12 белорусского производства.
Минские усовершенствования для КТ-12
Новые конструкторские мощности МТЗ не простаивали и после этого важного события. Освоив производство КТ-12, минские инженеры принялись за усовершенствование этого трактора. Модель, выпускавшаяся на Кировском заводе всего несколько месяцев, была во многом еще опытной и обладала существенными недостатками. Всего за 3 года инженеры МТЗ внесли в конструкцию КТ-12 49 изменений.
Главным образом они касались увеличения его надежности и срока эксплуатации трактора. Новая модификация получила марку КТ-12А. Однако модернизация на этом не закончилась. Трактор по-прежнему страдал серьезными недостатками. Наиболее существенным из них было неудачное устройство газогенераторной установки. Газопровод КТ-12 имел изгибы, в которых скапливался конденсат, замерзавший при минусовых температурах. Это значительно усложняло работу трактора, особенно в условиях Севера.
Щит погрузочного устройства КТ-12 был непрочным и нередко выходил из строя. Это касалось и многих других деталей. Трактор имел смещенный центр тяжести, из-за чего мог периодически «вставать на дыбы». Кроме того, трактор не умел трелевать деревья с необрубленными кронами.
В дальнейшем конструкторы МТЗ установили на КТ-12А более совершенный газовый двигатель ГД-30, увеличили длину рамы трактора и изменили компоновку узлов. Этих улучшений оказалось недостаточно. Трактор по-прежнему имел обыкновение вздыбливаться, а его мощность уже не соответствовала требованиям времени. Именно поэтому вскоре КТ-12А сменил разработанный на его основе ТДТ-40, оснащенный дизельным двигателем и обладавший гораздо лучшими характеристиками.
⚠ Друзья поддерживаем лайками и репостами! ↪