бузуки что это фото
Бузуки
Бузуки – музыкальный инструмент, встречающийся в ряде европейских и азиатских стран. Его аналоги существовали в культуре древних персов, византийцев, впоследствии распространившись по миру.
Что такое бузуки
Бузуки принадлежит категории струнных щипковых музыкальных инструментов. Схожи с ним по строению, звучанию, конструкции – лютня, мандолина.
Второе название инструмента – баглама. Под ним он встречается на Кипре, в Греции, Ирландии, Израиле, Турции. Отличие багламы от классической модели – наличие трех двойных струн вместо традиционных четырех.
Внешне базуки представляет собой полукруглый деревянный корпус с длинной шейкой с протянутыми вдоль нее струнами.
Устройство инструмента
Устройство схоже с другими струнными инструментами:
Средняя, стандартная длина моделей – около 1 метра.
Звучание бузуки
Тональный спектр составляет 3,5 октавы. Издаваемые звуки – звенящие, высокие. Музыканты могут воздействовать на струны пальцами рук или плектром. Во втором случае звучание будет более четким.
В равной степени подходит для сольных выступлений и для аккомпанемента. Его «голос» отлично сочетается с флейтой, волынкой, скрипкой. Громкие звуки, издаваемые бузуки, нужно сочетать с такими же громкозвучащими инструментами, чтобы не перекрывать их.
История
Доподлинно невозможно установить происхождение бузуки. Распространенная версия – конструкция соединила черты турецкого саза и древнегреческой лиры. Древние модели имели корпус, выдолбленный из куска шелковицы, струнами служили жилы животных.
На сегодняшний день внимания заслуживают две разновидности инструмента: ирландский и греческий варианты.
Греция долгое время держала бузуки в изоляции. Играли на нем только в кабаках, тавернах. Считалось, что эта музыка воров и прочих криминальных элементов.
Во второй половине XX века греческий композитор М. Теодоракис решил представить миру богатство народных инструментов. В их составе был и базуки, которому жильные струны заменили металлическими, несколько облагородили корпус, соединили гриф с резонатором. Позже к трем парам струн была добавлена четвертая, существенно расширившая музыкальный диапазон.
Ирландский бузуки был завезен из Греции, слегка модернизирован – необходимо было избавить его от «восточного» звучания. Округлая форма корпуса стала плоской – для удобства исполнителя. Звуки теперь стали не слишком звонкими, зато четкими – что и нужно для исполнения традиционной ирландской музыки. Вариант, распространенный в Ирландии, больше напоминает внешним видом гитару.
Используют бузуки, играя этнические, фольклорные произведения. Востребован он у эстрадных исполнителей, встречается в ансамблях.
Сегодня, помимо традиционных моделей, существуют электронные варианты. Остались мастера, работающие под заказ, есть предприятия, занимающиеся промышленным выпуском.
Техника игры
Профессионалы предпочитают перебирать струны плектром – от этого повышается чистота извлекаемого звука. Перед каждым исполнением требуется настройка.
Греческий вариант предполагает, что исполнитель сидит – стоя будет мешать выпуклый с обратной стороны корпус. В стоячем положении игра возможна ирландскими, плоскими моделями.
Сидящий музыкант не должен плотно прижимать корпус к себе – это повлияет на высоту звука, сделает его глуше.
Стоящий исполнитель для большего удобства использует наплечный ремень, фиксирующий положение инструмента в определенном месте: резонатор должен находиться на поясе, головка грифа – в районе груди, правая рука достигает струн, образуя в согнутом положении угол 90°.
Один из наиболее популярных приемов игры – тремоло, заключающееся в многократном повторении одной и той же ноты.
Господам бузукерам посвящается
А вот вам фотки Бузуки в Ирландии и не только
Времена фолк-возрождения на Британских островах принесли на музыкальный рынок новых людей, а с ними и новые идеи, поэтому, неудивительно, что в ирландской музыке появился и остался столь нетипичный для этой традиции инструмент. Особенно, если учесть, что кроме арфы, струнных инструментов в ней особенно и не было. Гитара и банджо появились в Ирландии практически одновременно с бузуки, и сейчас используются даже реже. Далеко не всегда в ирландской фолк-группе можно встретить гитару, а вот бузуки используется постоянно.
В Ирландии бузуки появился с подачи Джонни Мойнихана, музыканта и тусовщика конца 60-х. Мойнихан сумел поучаствовать в самых значительных музыкальных проектах того времени – Sweeney’s Men, Planxty, De Danann, но нигде долго не задерживался. Подобный склад человека и музыканта вообще довольно часто встречается в Ирландии. Можно быть замечательным инструменталистом, но иметь отвращение к игре в группе, концентрируясь на пиве и сейшенах, на совершенствовании мастерства и игре для друзей и немногочисленных слушателях, изредка записываясь с теми же друзьями, альбомы которых уже стали платиновыми. Хороший пример такого человека – это великий ирландский скрипач Томми Пиплз. Таким был и Джонни Мойнихан.
В конце 60-х друг привез Мойнихану четырехструнный бузуки из Греции.
Он показал экзотический инструмент Энди Ирвину, и тот, большой любитель гитары и мандолины, серьезно увлекся новинкой. Ни один следующий проект Ирвина, ставшего одним из самых известных ирландских музыкантов, не обходился без бузуки. Ирвин поделился идеями с Доналом Ланни, ставшим в будущем лучшим ирландским бузукистом и крупным продюсером. Эти люди пронесли свой интерес и любовь к инструменту через десятилетия, и было бы странно, при всем их влиянии на ирландскую музыку, если бы бузуки не стал для многих стандартом де-факто.
Надо отметить, что греческое четырехструнное бузуки настраивается в CFAD.
Ирландские музыканты адаптировали инструмент под GDAE и GDAD, так как это лучше подходило для инструментального ансамбля с использованием мандолины и мандолы. Они также изменили форму, по аналогии с мандолиной, сделав резонатор плоским – для усиления громкости звучания.
Все трое, Ирвин, Мойнихан и Ланни, играли на четырехструнных инструментах. Практически одновременно с ними Алек Финн, один из основателей и бессменный лидер известнейшей группы De Danann, начал играть на трехструнном бузуки, настроенном по классической греческой схеме в DAD.
В настоящее время без бузуки не обходится практически ни один сейшен в Ирландии, и многие фолк-группы широко используют этот инструмент в аранжировках. Из наиболее известных – Altan, Dervish, Bothy Band, Boys of the Lough, Patrick Street и многие другие.
Шотландские группы, переняв многое у ирландцев, также ввели в свои аранжировки этот инструмент, однако, используют его все-таки гораздо реже. Среди шотландских групп, в звучании которых делается значительный упор на бузуки, можно выделить замечательную (и, во многом, культовую) группу Battlefield Band.
Бузуки
Энди Ирвин
Джон Мойнихан
Донал Ланни
Содержание
История
В Греции инструмент долгое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались криминальные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который создал музыку для всемирно известного фильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.
История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (вернее, его классического варианта) для исполнения национальной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Энди Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал характерным для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Первоначально бузуки использовался в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты или скрипки. Изменение классического строя, повлекшее за собой приглушение «восточного» характера звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.
Именно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значительным изменением стала плоская нижняя дека, заменившая округлую наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и четким, акцентировать интонационные штрихи при игре медиатором, что отвечало характеру ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, зачастую лишен декоративных элементов, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с овальным отверстием и/или с панцирем, украшенным растительным орнаментом.
В течение 1960-х делаются первые успешные попытки усилить звучание бузуки с помощью электроники, в результате чего появляется т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и успешно применили специальные звукосниматели для данного инструмента; по своему звучанию он очень напоминает хамбакер. На бузуки устанавливаются как активные, так и пассивные датчики. Сегодня звукосниматели для бузуки производятся фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.
До сих пор продолжаются эксперименты по созданию бузуки-арктоп в подражание американским гитарам (например, Gibson Les Paul).
На сегодняшний день бузуки является достаточно распространенным инструментом для исполнения этнической и барочной музыки.
Изготовление
Рассмотрим породы древесины, применяемые для изготовления бузуки.
Верхняя дека изготавливается из ситкинской ели, виргинского можжевельника или коа.
Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) или наборных ребер резонатора (у греческого варианта) используются махагони, красное дерево, клён, коа или орех.
Изготовители
Приобрести инструмент можно не только у отдельных мастеров, специализирующихся на этнических инструментах: существуют промышленные образцы бузуки, изготавливаемые по всему миру.
В России распространены ирландские бузуки производства румынской фирмы HORA. На них может быть установлен звукосниматель и эквалайзер.
Строй инструмента
Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:
В современных инструментах используются металлические струны. Зачастую третий и четвёртый хоры содержат по одной струне с обмоткой.
Строй инструмента с 3-мя хорами
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
Строй инструмента с 4-мя хорами
Для инструмента с четырьмя хорами существует огромное разнообразие вариантов строя:
Техника игры
Общие данные
Необходимо настраивать инструмент каждый раз перед исполнением.
Посадка и постановка рук
В подавляющем большинстве случаев следует играть переменным штрихом. Такая манера игры актуальна и для аккомпанемента, и для соло.
Бузукья: зажигайте по-гречески!
Даже многие из наших туристов, кто часто бывает в Греции, не знакомы с понятием бузукья. А из тех, кто знаком, бывали на настоящей Бузукья единицы, хотя это понятие настолько же греческое, как демократия или оливки. Так что сегодня Grekoblog решил посвятить этой теме отдельный пост. Что же такое Бузукья? Бар? Концерт? Ночной клуб? Народные танцы? Курильная комната? Ничего из вышеперечисленного и всё это вместе! Но пойдём по порядку.
Вряд ли Греция знавала времена, когда бы её жители не собирались вечерком за столиками послушать хорошую музыку. Хорошую — в греческом смысле этого слова — значит, национальную.
Родной инструмент «бузуки» — старый и неизменный спутник любого выступления, который и дал имя целому мероприятию, объединяющему греков не хуже стопочки узо.
Двадцатый век придал этому национальному развлечению необходимый лоск и элементы шоу, но сам дух проносится сквозь века! Правда, вот уже много лет как само слово «бузукья» (мн.ч. от «бузуки») ассоциируется у греков с немалыми расходами.
Принимая во внимание весь народный характер происходящего, поход на подобное мероприятие может стать специфическим развлечением для туриста.
У кого-то может выявиться аллергическая реакция на сигаретный дым и бесцеремонное греческое веселье… зато единожды привитая любовь к бузукья остаётся с Вами на всю жизнь.
Чего ожидать, отправляясь на бузуки
Представьте себе средних размеров ночной клуб, почему-то сплошь заставленный столиками и стульями. Узкие проходы между ними, так что в памяти всплывает строчка «в тесноте, да не в обиде». Яблоку падать явно некуда.
Ни один столик не может похвастать наличием еды существеннее орешков, зато бутылки и стаканы занимают на нём каждый квадратный сантиметр.
Едва глаза успевают привыкнуть к темноте, как их начинает разъедать сигаретный дым, создающий в помещении эдакую романтичную полупрозрачную завесу.
Отправляясь на бузуки, курящие греки прихватывают с собой до 4-х пачек сигарет, чтобы не покупать на месте втридорога. Мужчины делают затяжку с видом бизнесмена, заключающего крупную сделку, женщины — с утомлённой гримасой светской львицы.
Присутствует элемент лёгкого позёрства, любования собой, который вскоре сменится простым и безудержным весельем под крики «Опа!».
Как одеваться на бузуки
Возрастных критериев для посещения не существует: здесь можно встретить и желторотых студенток, и их предков во втором поколении.
Гламуру в его общепринятом понимании здесь не место, но для женщин любого возраста существует негласный дресс-код: достаньте из шкафа всё самое нарядное, самое открытое, самое накаблученное и самое блестящее.
Создайте на голове столь любимый греками художественный беспорядок и покройте лицо самым что ни на есть боевым раскрасом. Вот теперь можно идти.
У мужчин, как всегда, дела обстоят проще: достаточно прихватить с собой один или несколько экземпляров женского пола во всём их блеске и не забыть бумажник.
Бузукья-клубы открыты только по пятницам и субботам — и то не каждую неделю. Их расписание и программу следует уточнять заранее на сайтах или по телефону.
Нужно ли бронировать столик и сколько это стоит
Даже при полном параде на бузукья сегодня нельзя отправиться просто так с бухты-барахты. Поход должен быть обдуманным и спланированным, ведь необходимо заказать столик на определённое количество человек (начиная от 2-х).
В наше время это можно сделать, либо связавшись непосредственно с клубом, либо через интернет. В стоимость обычно входит бронь столика и бутылка какого-либо алкоголя.
К сожалению, сейчас далеко не все клубы соглашаются бронировать конкретный столик и гарантировать его приближенность к сцене, а ведь именно столики первого ряда имеют такую привлекательность в глазах грека!
Как и во всём мире, для получении лучшего столика здесь действует всё та же система «кнута и пряника» — родственных отношений и деликатных взяток.
Если ваше решение отправиться на бузуки было спонтанным, то уповайте либо на наличие свободного столика и синенькую двадцаточку в руке, либо соглашайтесь на барную стойку.
Там ютятся такие же спонтанные люди или просто клубные одиночки. Барная стойка очень далека от сцены, зато за пользование ею больших денег не берут.
Желая примерно сориентировать Вас по ценам, скажу, что цена входного билета на бузуки в хорошем клубе +1 напитка в баре составляет 20 евро.
Цена за столик на двоих на бузуки + бутылка вина стартует от 70 евро, столик на четверых — 170 евро и т.д.
Сюда приплюсуйте расходы на платный гардероб, напитки, услуги профессионального фотографа, сигареты и цветы, потом посмотрите, сколько человек и как часто посещают бузукья, и вы поймёте, что кризиса в Греции нет.
Кто выступает на бузуки
Около полуночи на сцене появится «разогрев». Как и во всём мире, ему отводится незавидная роль закуски к основному блюду, но не будем забывать, что все наши звёзды с этого начинали… Так что увидеть на разогреве будущего Сакиса Руваса вполне реально.
Выступать на бузукья приглашают в основном крупных звёзд отечественного разлива, музыка которых достаточно на слуху, чтобы зал всласть мог подпевать.
Приезжая на гастроли в другой город, популярные музыканты выступают не на стадионах или концертных площадках, а именно в бузукья-клубах.
Пропускаемость народа меньше, зато контакт со зрителем куда более живой. Тем, кто не попал на первое представление, расстраиваться не стоит: как правило, звезда задерживается в городе на месяц-другой, пока все желающие не посетят шоу как минимум раз… а то и два.
Настоящее шоу начинается не раньше часа ночи, когда главные виновники торжества берут дело в свои руки.
С их появлением вовсе не устанавливается благоговейная тишина, нет! Греческая публика не ловит, затаив дыхание, каждую ноту любимого исполнителя, но поёт вместе с ним! Шум и гам стоит такой, что не слышны даже собственные мысли.
Это нисколько не смущает ни артиста, ни администрацию заведения — скорее наоборот, воспринимается как высшая оценка творчества.
Цветы на бузуки
Цветы являются таким же неизменным атрибутом бузуки, как музыка, танцы и алкоголь! Но, в отличие от наших широт, ходить за ними в ларёк излишне.
На протяжении всего вечера девушки с цветочными подносами в руках будут сновать по залу, готовые продать Вам любое количество бутонов (только эта часть цветка идёт в ход! Стебли не котируются). Цена такого подноса — от €5 до €20, в зависимости от престижности заведения.
Существуют следующие способы распорядиться этим добром. Первый и наиболее распространённый — швырять цветы горстями в бедного музыканта, выражая таким образом своё горячее одобрение.
Ничего, что увесистые головки цветов иногда попадут в физиономию поющего кумира, главное, что он посмотрит на Вас и запомнит!
Второй способ более щадящий, но требует более серьёзного капиталовложения: можно купить у цветочницы сразу несколько подносов и послать её на сцену осыпать из них артиста.
По традиции, одну горсть она кинет в сторону заказчика, чтобы музыкант знал, кому благодарно помахать ручкой и послать воздушный поцелуй. А то и посвятить песню с задушевным заголовком «s’agapo» (греч. «я тебя люблю»).
Третий вариант, также находящий частое применение, — это забрасывать цветами свою даму сердца или просто любую понравившеюся особу. Этакий лестный знак внимания.
Что еще нужно знать
Отдельно хотелось бы отметить, что такое понятие как фонограмма на бузуки просто отсутствует в природе. Этот номер у греков не пройдёт! Вместо цветов они забросали бы горе-исполнителя тухлыми яйцами.
Часам к четырём-пяти утра бузуки должно достигнуть своего апогея: народ поднимется со своих мест и пойдёт танцевать, заполняя сцену, проходы, а вскоре и поверхность стола.
Желающие смогут купить небольшие тарелочки, чтобы с криком «Опа!» грохнуть их об пол и пуститься в пляс.
Греков пьянит не столько выпитый алкоголь — пьют-то они всё равно немного, сколько родная музыка будоражит кровь до такой степени, что нет сил устоять на месте…
Лишь посетив бузукья, Вы сможете с полным правом сказать, что приобщились к греческим развлечениям.
Бузуки что это фото
Бузуки — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. Происходит от древнегреческой кифары (лиры). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (архаический — баглама — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки — крошечный бузуки с 3-мя двойными струнами, без звуков которого не обходится ни один греческий оркестр, играющий в стиле «ребетико».
Верхняя дека бузуки изготавливается из ситкинской ели, виргинского можжевельника или коа. Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) или наборных ребер резонатора (у греческого варианта) используются махагон, красное дерево, клен, коа или орех.
В современных инструментах используются металлические струны. Зачастую третий и четвертый хоры содержат по одной струне с обмоткой.
Происхождение (история)
В Греции инструмент долгое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались криминальные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который создал музыку для всемирно известного фильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.
История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (вернее, его классического варианта) для исполнения национальной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Эндрю Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал характерным для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Первоначально бузуки использовался в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты или скрипки. Изменение классического строя, повлекшее за собой приглушение «восточного» характера звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.
Именно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значительным изменением стала плоская нижняя дека, заменившая округлую наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и четким, акцентировать интонациюнные штрихи при игре медиатором, что отвечало характеру ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, зачастую лишен декоративных элементов, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с овальным отверстием и/или с панцирем, украшенным растительным орнаментом.
В течение 1960-х делаются первые успешные попытки усилить звучание бузуки с помощью электроники, в результате чего появляется т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и успешно применили специальные звукосниматели для данного инструмента; по своему звучанию он очень напоминает хамбакер. На бузуки устанавливаются как активные, так и пассивные датчики. Сегодня звукосниматели для бузуки производятся фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.
До сих пор продолжаются эксперименты по созданию бузуки-арктоп в подражание американским гитарам (например, Gibson Les Paul).
На сегодняшний день бузуки является достаточно распространенным инструментом для исполнения этнической и барочной музыки.
Строй бузуки
Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:
3 группы по 2 струны (3 хора), считающаяся наиболее древней;
4 группы по 2 струны (4 хора) или классическая.
Строй инструмента с 3-мя хорами:
Наиболее распространенный строй — DAD.
В отдельных случаях встречается «черный строй» — EAE.
Строй инструмента с 4-мя хорами:
Техника игры
При исполнении музыки на бузуки чаще всего используется плектр или медиатор. Наиболее подходящие толщины — от самого гибкого (0,46 мм) до среднего (0,96 мм).
В подавляющем большинстве на бузуки играют переменным штрихом. Такая манера игры актуальна и для аккомпанемента, и для соло.
Необходимо настраивать инструмент каждый раз перед исполнением.
При игре сидя помещайте инструмент на бедро, но старайтесь сильно не прижимать его к себе — это сильно заглушит звук и сделает движения правой руки скованными.
При игре стоя следует пользоваться ремнем для классической гитары. Отрегулируйте его таким образом, чтобы правая рука в рабочем положении была согнута почти под прямым углом. Расположите инструмент таким образом, чтобы резонатор располагался на уровне пояса, а головка грифа на — уровне груди, или чуть выше (в зависимости от собственных предпочтений исполнителя).
Видео: Бузуки на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Продажа: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!