бутылку чего разбивают при спуске корабля на воду
Зарождение традиции разбивать шампанское о борт нового корабля
Перед тем, как спустить новое судно на воду, проводят некий ритуал — о его борт обязательно разбивают бутылку шампанского. Как говориться: «На удачу». Эта традиция прошла довольно долгий путь до простой бутылки шампанского. Крестить корабли начали еще несколько тысячелетий назад.
Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Одни расы приносили жертву, другие окропляли борт нового корабля кровью, некоторые вином или молоком. В средневековой Европе монахи читали на борту нового судна молитвы, в некоторых странах все заменялось обычной пьянкой. Постепенно они начали перерастать в окропление судна разными напитками, использовать же именно шампанское впервые начали на родине этого напитка – во Франции. Напиток выбран в связи с тем, что пена от шампанского напоминает морскую.
Прижилась традиция и в Соединенных Штатах. Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом.
Истоки традиции
Традиция крещения нового судна на удачу была у всех цивилизаций, освоивших судоходство. Греки, например, украшали оливковыми венками нос корабля, пили вино в честь богов, и омывали лодку водой, чтобы благословить её. Вавилоняне приносили в жертву быка, турки приносили в жертву овец, а викинги и таитяне окропляли корабль человеческой кровью.
Эти события всегда имели религиозный подтекст. Целью этих действий всегда было получение благослаления у покровительствующих богов. В средние века, в европе, перед тем как спустить корабль на воду, на борту молились монахи, возложив руки на мачты и поливая святой водой палубу.
Религиозный аспект крещения корабля ушел после Реформации, особенно это было заметно в Великобритании. В Великобритании знатные люди присоединялись к празднованию спуска нового корабля, которое было ничем иным, как простой пьянкой. По традиции они пили вино из больших и дорогих кубков, как правило, из драгоценных металлов и часто выбрасывали их за борт. Кубки доставались счастливчику из толпы или улетали в море. Но в связи с тем, что кораблей стали строить так много, что драгоценных кубков просто перестало хватать, их начали сохранять, а потом вовсе отказались от этой традиции пьянки на борту и начали попросту разбивать бутылку вина о борт корабля.
Выбор напитка
Крещение кораблей в молодых Соединенных Штатах было заимствовано из старой Англии. Вначале никто не выбирал, какую бутылку разбить, разбивали ту, что была под рукой. В ход шло вино, виски, коньяк, бутылка с родниковой водой или водой из океана или бутылка бурбона.
Но в США пришел сухой закон и корабли снова начали крестить водой, соком или в редком случае яблочным сидром. Шампанское вернулось только после отмены сухого закона. В это время европейцы успели перенять эту традицию.
Дотошные историки установили, что впервые бутылку вина о форштевень спускаемого на воду судна разбили на верфи в Чатаме (Англия) в 1699 году. А в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства впервые было зафиксировано имя женщины – своего рода «крестной матери» нового корабля. С тех пор и повелось во многих странах при спуске каждого судна его «крестная» должна обязательно разбить бутылку шампанского.
Казалось бы, нет ничего проще этой операции, но история церемоний спуска тем не менее изобилует смешными, а порой и печальными курьезами. Так, одна английская принцесса, неумело размахнувшись бутылкой, разбила ее не о нос корабля, а о голову некоего высокого гостя, которого пришлось срочно госпитализировать, а затем улещать щедрой компенсацией за увечье. Суровый урок пошел впрок: бутылку стали привязывать длинным шнуром к верхней части форштевня. Однако и это не всегда спасало от недоразумений; порой, осколки разлетались настолько далеко, что врезались в толпу и ранили людей. Дабы избежать несчастных случаев, бутылку стали помещать в прочную металлическую или синтетическую сетку. И все равно соблюдение традиции оказывалось далеко не всегда безопасным делом как для гостей, так и самой «крестной матери».
Неудивительно, что «крестные матери» пуще огня боялись оконфузиться
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести крестить крейсер. Случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль медленно пополз по стапелю к воде. Поняв, чем это грозит, решительная леди оборвала шнур, схватила бутылку и ринулась вслед за кораблем. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в праздничном платье кинулась в воду. Держа над головой бутылку, отважная «крестная» доплыла до остановившегося крейсера и под одобрительный рев многотысячной толпы разбила ее о форштевень. Вот до чего доводят традиции!
Церемониальные казусы
Одна из первых крестных матерей, крестивших судно в Англии, принцесса королевской крови, пытаясь разбить бутылку шампанского о нос корабля, промахнулась и разбила ее о голову одного из присутствовавших на церемонии гостей. Последний получил серьезную рану, и подал на принцессу в суд, а английская королева выплатила ему щедрую компенсацию. С тех пор при спуске судна бутылку привязывают к шнуру.
До войны одна знатная англичанка была удостоена чести быть крестной матерью крейсера на верфи Джона Брауна в Глазго. Но случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль стал двигаться по стапелю к воде. Оторвав шнур, привязанный к верху форштевня, англичанка схватила бутылку, устремилась с церемониальной площадки вниз и побежала по стапелю вслед за крейсером. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в платье, держа одной рукой бутылку, поплыла за кораблем. Доплыв до остановившегося крейсера, отважная крестная под одобрительный рев многотысячной толпы разбила бутылку шампанского, как это и положено, о форштевень корабля и поплыла к устремившемуся к ней катеру.
Однажды во время торжественной церемонии рождения нового парохода в присутствии многих зрителей играла музыка, говорились высокопарные речи, и крестная уже была готова бросить висевшую на шнуре бутылку в форштевень, как вдруг, ко всеобщему удивлению, судно сдвинулось с места и скрылось в тумане, из-за которого не было видно конца спусковой дорожки. Через час оно, некрещеное, благополучно было поставлено к достроечному причалу.
Скандальное крещение связано с именем знаменитого американского кораблестроителя Дональда Маккея, которого в 1853 году при спуске его клипера «Грейт Рипаблик» журналисты обвинили в скаредности. В тот момент, когда бутылка разбилась о нос клипера, представители прессы «не услышали хлопка и не увидели пены шампанского» и написали немало злых слов в адрес удивленного корабела. Как потом выяснилось, рабочие стапеля за час до торжества тайком распили бутылку и вместо шампанского налили в нее речной воды. Нет необходимости объяснять, почему многие церемониальные бутылки шампанского не разбиваются с первого раза…
Задержка судна при спуске предвещает трудности в его судьбе. Ни одно «счастливое» судно не застревало на спусковой дорожке! Издавна полозья заранее тщательно смазываются, в основном, конечно, для практических целей, однако моряки не забывают и об этой примете: при спуске «Королевы Мэри» было использовано 150 тонн жира и 50 тонн мягкого мыла. Хорошо, если во время спуска деревянные полозья вспыхнут – это значит, что судно будет «живым, как языки пламени».
Спуск судна утром, при восходящем солнце обеспечивает «новорожденному» удачу. Неплохо, если поблизости находятся чайки и дельфины: чтобы обеспечить их присутствие, в воду в качестве приманки бросают куски рыбы. Для обеспечения удачи буксиры, разворачивающие судно, после того как задержники остановят его на воде, должны выполнять поворот только по часовой стрелке.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.»
Есть поверие, что неразбитая бутылка – дурной знак
Это не всегда так, были случаи, когда бутылка разбивалась, но с судном начинались беды в первом же плавании – и наоборот:
А как же насчет Титаника? – Компания White Star Line, владелица судна, не придерживалась этой традиции.
Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского
История показывает, что этим ритуалом пренебрегать нельзя: о борт «Титаника» шампанское не разбивали и результат всем известен
Дело в том, что спуск корабля на воду во многих культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка. Ещё греки и римляне как могли искали милости морского бога: они молились, пили вино и поливали корабль водой, благословляя его. У вавилонян и в исламских странах молитвы сопровождались принесением в жертву животных, а у викингов корабли освящались при помощи человеческой крови. К началу XVII века церемония стала терять религиозный характер и приобретать черты светской традиции.
В 1610 году при спуске на воду корабля Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, хлебнул вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров. После спуска корабля кубки бросали за борт, но с 1690 года от кубков отказались, заменив их бутылками с вином. Некоторые использовали святую воду, набранную в семи морях морскую воду, различные напитки — от виноградного сока до коньяка.
В конце XIX века появилась традиция использования для «крещения» корабля шампанского — как наиболее светского напитка. К тому же из всех французских вин шампанские были самыми дорогими, поэтому моряки решили, что корабли не обидятся на такой жест. Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует начало жизни. Причём бутылка разбивается непременно о носовую часть корабля – и отнюдь не случайно.
Это связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека — именно её окропляет святой водой священник при крещении ребёнка. После наречения именем корабль спускается в воду, что вызывает ассоциации с погружением ребёнка в купель со святой водой. В современном Военно-морском флоте РФ церемонию спуска на воду проводят в торжественной обстановке, а шампанское в таких случаях обычно разбивает капитан корабля.
Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского
Дело в том, что спуск корабля на воду во многих культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка. Ещё греки и римляне как могли искали милости морского бога: они молились, пили вино и поливали корабль водой, благословляя его. У вавилонян и в исламских странах молитвы сопровождались принесением в жертву животных, а у викингов корабли освящались при помощи человеческой крови. К началу XVII века церемония стала терять религиозный характер и приобретать черты светской традиции.
В 1610 году при спуске на воду корабля Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, хлебнул вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров. После спуска корабля кубки бросали за борт, но с 1690 года от кубков отказались, заменив их бутылками с вином.
В конце XIX века появилась традиция использования для «крещения» корабля шампанского — как наиболее светского напитка. К тому же из всех французских вин шампанские были самыми дорогими, поэтому моряки решили, что корабли не обидятся на такой жест. Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует начало жизни. Причём бутылка разбивается непременно о носовую часть корабля – и отнюдь не случайно.
Это связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека — именно её окропляет святой водой священник при крещении ребёнка. После наречения именем корабль спускается в воду, что вызывает ассоциации с погружением ребёнка в купель со святой водой. В современном Военно-морском флоте РФ церемонию спуска на воду проводят в торжественной обстановке, а шампанское в таких случаях обычно разбивает капитан корабля.
Как встают на якорь корабли-гиганты и почему их не сносит течением
Видеоблоггер JeffHK провел занимательную экскурсию по грузовому судну, наглядно объяснив и продемонстрировав, что представляет собой якорная система и как именно гигантская транспортная баржа надежно фиксируется на одном месте. Разумеется, в основе всего лежит сам якорь — литая или сварная конструкция специальной формы, которая удерживает корабль за счет надежного сцепления с морским грунтом. Его эффективность оценивается отношением усилия, которое якорь может воспринять, оставаясь неподвижным, к его весу — так называемым коэффициентом держащей силы.
Самый тяжелый якорь в мире фиксировал огромный плавучий кран Svanen, который использовался для строительства моста Большой Бельт в Дании. Чтобы удерживать на месте конструкцию, способную поднимать и перемещать грузы весом свыше 8 000 (!) тонн, понадобился 40-тонный якорь. Впрочем, якоря далеко не всегда выбирают по принципу «чем тяжелее, тем лучше». В зависимости от типа и конструкции судна, в настоящее время используется 4 основных типа якорей:
Становые и вспомогательные якоря поднимаются специальной корабельной установкой лебедочного типа— брашпилем. Якорь и корабль связывает толстая цепь, которая медленно наматывается на барабан. Во время сброса многотонный якорь может уйти ко дну слишком быстро, и перегрузить тормоз брашпиля. Чтобы этого не произошло, оператор машины внимательно отслеживает скорость спуска и подъема якоря.
Несмотря на то, что якорь уходит в воду вертикально, процесс удержания судно больше связан с горизонтальной фиксацией. Избыточное натяжение цепи может привести к тому, что судно или завертится волчком вокруг якоря или, что более вероятно, начнет волочить его по морскому дну во время сильного течения. Чтобы этого не случилось, цепь слегка ослабляют и благодаря этому достигают правильный баланс сил.
Как подлодка всплывает сквозь арктический лед: видео
Быстроходная ударная атомная субмарина «Хартфорд» поднялась на поверхность около ледяного лагеря «Сарго», названного в честь первой американской подлодки, зимой прошедшей через Берингов пролив 56 лет назад. Все это часть Ледяных учений (ICEX) 2016 года, набора тренировок, которые ВМФ США проводил для научных исследований, оценки и проверки операционных возможностей в арктическом регионе.
Большой и современный: стелс-эсминец «Замволт»
Корабль «Замволт» не походит ни на один корабль в американском флоте. Его длина — 186 м, угловатые формы минимизируют радиолокационную заметность, корпус непроницаем для радиоволн, он движется на электрической тяге, а его составная рубка прячет все радары и сенсоры. А также у него есть оружейная система, ракеты которой поражают цели на расстоянии в 117 км.
Своим футуристичным дизайном эсминец напоминает корабль «Энтерпрайз» из «Звездного пути», а чтобы полностью завершить подобие капитана корабля зовут Джеймс Кирк. Корабль уже совершил полное путешествие вокруг Америки, из штата Мэн отправившись в Сан-Диего.
Cпуск на воду боевого корабля: видео
На видео с четырех разных ракурсов снят спуск на воду корабля «Уичита», самого обыкновенного корабля береговой охраны, но спуск на воду таких крупногабаритных объектов всегда впечатляет. Может показаться, что судно вот-вот пойдет ко дну, но подобные колебания для кораблей — что военных, что гражданских — на самом деле вполне стандартное поведение. Кстати, заодно можно посмотреть, как неудачно иногда разбивают бутылку шампанского о борт корабля:
Закат эпохи сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»
После прихода Гитлера к власти в 1933 году возрождение немецкого флота пошло ударными темпами, несмотря на действующие в то время версальские ограничения. Немецкие верфи, как и до Первой мировой войны, смогли строить корабли любых типов, а их инженеры по-прежнему оставались одними из лучших в мире. Как только Адольф сбросил версальскую удавку, «сумрачный германский гений» тут же начал выпуск лучших в мире подводных лодок, не имеющих аналогов «карманных линкоров», а затем и сверхдредноутов класса «Бисмарк».
В целом на бумаге все выглядело замечательно, но немецкое командование продолжало мыслить категориями Первой мировой войны. В то время германские рейдеры показали себя очень неплохо, однако за двадцать лет, прошедших между мировыми войнами, линкоры незаметно для многих отошли на второй план, уступив лидерство авианосцам: именно им предстояло решать исход многих сражений Второй мировой. Тем не менее, сверхдредноуты продолжали строить все ведущие страны, в эту гонку пытался включиться даже СССР, разработав проект линкоров «Советский Союз». Но прозрение было уже не за горами: одним из первых, кто доказал несостоятельность линейных кораблей, стал «Бисмарк».
Вернее, все пошло не так почти сразу. Выскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор немецким кораблям не удалось. Сначала их обнаружили нейтральные шведы, которые по-быстрому «слили» информацию о них англичанам, а уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были замечены английскими крейсерами Suffolk и Norfolk. Именно в них и полетели первые 380-миллиметровые снаряды немецкого линкора, но отогнать соглядатаев не получилось, и два английских крейсера следили за немцами больше суток, созывая на бой весь английский флот.
Разобравшись с «Худом», немцы перенесли огонь на оставшегося противника, но Prince of Wales, получивший семь снарядов, не стал испытывать судьбу и вышел из боя. «Бисмарку» ничего не стоило его догнать, но командующий немецким соединением адмирал Г. Лютьенс решил продолжать рейд. К тому же в линкор попало три снаряда, и надо было исправлять повреждения. Вскоре выяснилось, что пробитая топливная цистерна не позволит выполнять первоначальную задачу, и Лютьенс принял решение идти в Сен-Назер. Однако к этому времени на поиски «Бисмарка» был брошен практически весь английский флот.
Тут-то и сказали свое решающее слово авианосцы, вернее, один из них – Ark Royal, самолет-торпедоносец, который смог отыскать и торпедировать «Бисмарк». К несчастью для немцев, торпеда повредила руль, и корабль не мог идти заданным курсом. Исправить это было невозможно, а вскоре «Бисмарк» настигли английские линкоры Rodney и King George V. На этот раз бой стал складываться для немецкого линкора крайне неудачно, так как 406-миллиметровые снаряды «Родни» вывели из строя башни главного калибра, а один попал в боевую рубку. Всего через 45 минут боя «Бисмарк» оказался полностью недееспособен, и англичане решили добить его торпедами. Однако тяжеленных боеприпасов и трех торпед оказалось мало, чтобы отправить немецкий корабль на дно. Немцы сами открыли кингстоны и затопили линкор, исчерпав все возможности к сопротивлению. Из 2 200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих – немецкая подводная лодка.
На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Более того, когда одна из них туда прибыла, то только ухудшила положение: англичане, заметив лодку, предпочли бросить моряков «Бисмарка» и убраться из опасного района.
С тех пор линейные корабли могли выполнять лишь второстепенные задачи, а морские сражения без участия авианосцев стали просто немыслимы. Что и подтвердила разразившаяся вскоре война на Тихом океане, где японские и американские авианосцы играли главную роль. Эпоха линкоров после «Бисмарка» фактически подошла к концу: после окончания Второй мировой войны их строительство прекратили все страны.
Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского
Моряки – народ суеверный, поэтому они до сих пор считают, что «судно, не узнавшее вкус вина, узнает вкус крови». Но откуда взялся этот странноватый ритуал?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дело в том, что спуск корабля на воду во многих культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка. Ещё греки и римляне как могли искали милости морского бога: они молились, пили вино и поливали корабль водой, благословляя его. У вавилонян и в исламских странах молитвы сопровождались принесением в жертву животных, а у викингов корабли освящались при помощи человеческой крови. К началу XVII века церемония стала терять религиозный характер и приобретать черты светской традиции.
В 1610 году при спуске на воду корабля Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, хлебнул вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров. После спуска корабля кубки бросали за борт, но с 1690 года от кубков отказались, заменив их бутылками с вином. Некоторые использовали святую воду, набранную в семи морях морскую воду, различные напитки — от виноградного сока до коньяка.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В конце XIX века появилась традиция использования для «крещения» корабля шампанского — как наиболее светского напитка. К тому же из всех французских вин шампанские были самыми дорогими, поэтому моряки решили, что корабли не обидятся на такой жест. Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует начало жизни. Причём бутылка разбивается непременно о носовую часть корабля – и отнюдь не случайно.
Это связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека — именно её окропляет святой водой священник при крещении ребёнка. После наречения именем корабль спускается в воду, что вызывает ассоциации с погружением ребёнка в купель со святой водой. В современном Военно-морском флоте РФ церемонию спуска на воду проводят в торжественной обстановке, а шампанское в таких случаях обычно разбивает капитан корабля.
Викторина Напитки
Викторина про напитки позволяет больше узнать про историю происхождения различных напитков (кефир, писко, кашаса, самбука и т.п.), особенности их изготовления и употребления.
Викторина рассчитана на аудиторию разного возраста.
1. Что представляет собой «гуслянка», которую готовят жители Карпатских гор?
Густой суп с гусиным мясом
Настойка на лесных ягодах
+ Заквашенное кипяченое молоко
2. Бутылку, с каким напитком в старину при спуске на воду разбивали о борт корабля?
С морской водой
+ С красным вином
С ромом
3. Что является главным растительным сырьем для изготовления традиционного испанского освежающего напитка – орчада?
Чечевица
Овёс
+ Чуфа
4. Откуда родом кефир?
Киргизия
Нидерланды
+ Карачаево-Черкесия
5. Под каким названием первоначально продавался замороженный сок на палочке?
«Гостинцы Санты»
«Фруктовые ледышки»
+ «Папины сосульки»
6. Где производят виньяк – бренди на основе виноградного спирта?
7. Специфическим привкусом, какого полезного ископаемого обладает минвода «Нафтуся», добываемая на территории Трускавца (Украина)?
Известняка
Йода
+ Нефти
8. Какой национальный алкогольный напиток делают из сахарного тростника в Бразилии?
Текила
+ Кашаса
Пастис
9. Чьи зерна бросают в итальянский ликер самбука, при его подаче «con mosca» («с мухами»)?