бутиловый эфир это что
МТБЭ: Свойства, получение и применение.
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) является кислородсодержащим октаноповышающим компонентом и применяется для повышения октанового числа автобензинов.
В современном мире встал вопрос экономичной эксплуатации транспортных средств и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами, что требует внедрения новых технологий при производстве топлив.
Необходимость обеспечения качественной окружающей среды привела к принятию правительствами многих стран законодательных мер. К примеру, в странах ЕС было запрещено потребление в качестве присадки бензинов высокотоксичного тетраэтилсвинца. В США — введены поправки в Закон о чистом воздухе с ужесточением нормативов к качеству топлив. И во всем мире произошли аналогичные действия. Это привело к появлению понятия «экологически чистое моторное топливо».
Также в США появилось определение «реформулированные бензины» — это бензины, которые прошли дополнительную обработку и относятся к новому поколению топлив, удовлетворяя современным и будущим требованиям к качеству топлива.
Вне зависимости от этапов развития нефтепереработки вопрос обеспечения высоких показателей детонационной стойкости остается открытым в связи с новыми требованиями к неэтилированным бензинам новых поколений, которые исключают применение таких октаноповышающих компонентов, как олефины, бензол и другие ароматические углеводороды, олефины.
Для обеспечения конкурентоспособности любого нефтеперерабатывающего предприятия России необходимо строго соответствовать требованиям мирового рынка, предъявляемым к эксплуатационным и экологическим свойствам автобензинов. Причем, одного выпуска просто неэтилированных бензинов недостаточно, поскольку экологически чистые топлива подразумевают и исключение из топлива тетраэтилсвинца, и уменьшение содержания олефинов, концентрации ароматики с заменой их на изопарафиновые углеводороды. Помимо этого, положительное воздействие на качество топлива оказывает введение кислородсодержащих октаноповышающих добавок (МТБЭ, МТАЭ, ИПТБЭ, ДИПЭ). Во-первых, это улучшение параметров детонационной стойкости. Во-вторых, снижение содержания в выхлопных газах окиси углерода и углеводородов. В результате важно ещё и повысить их дорожное октановое число (
С развитием автомобильной техники и выходом России на зарубежные рынки возникает необходимость значительно улучшить технологии и оборудования, основные процессы в комплексе технологических систем выпуска и компаундирования автомобильных бензинов.
Известна способность двигателей внутреннего сгорания работать на низших спиртах. Примером является метанол, на котором и по сей день продолжает ездить транспорт. В США широко популярно использование нового топлива gasohol, представляющего собой смесь бензина и этанола. В Италии с целью увеличения ОЧИ в качестве присадки применяют смесь спиртов (от C1 до С5), полученную из оксида углерода и водорода.
Как правило, кислородсодержащие соединения характеризуются высокими октановыми числами, которые по исследовательскому методу достигают 100. Наибольшей уникальностью среди таких веществ отличается метил-трет-бутиловый эфир (2-метил-2-метоксипропан) (CH3)3COCH3, октановое число смешения которого в зависимости от составляющих бензин углеводородов может доходить до 135.
Применение МТБЭ не требует добавления гомогенизатора для предотвращения расслоения водной фазы, поскольку он растворяется только в бензине. А использование метанола и этанола, пусть даже с хорошими показателями детонационной стойкости, приводит к дополнительным затратам в связи с их растворимостью в воде с последующим отслоением в низ резервуара.
Из-за более низкой теплоты сгорания низших спиртов по сравнению с бензинами возникает необходимость большего запаса топлива либо затрат времени на частые заправки. Ещё одним достоинством МТБЭ является их схожие с бензином топливные характеристики, а наличие кислорода ещё и увеличивает экономичность двигателя и способствует уменьшению продуктов неполного сгорания в выхлопах.
Использование метил-трет-бутилового эфира позволяет сократить расход нефти при выпуске указанного количества товарного автобензина, достичь оптимальных октановых характеристик компонентов продукта.
Получение МТБЭ основано на простой одностадийной технологии присоединения метилового спирта CH3OH к изобутилену (2-метилпропену) C4H8 без воздействия высоких температур и давлений. Протекание реакции в специальном катализаторе, чаще с применением ионообменных смол, обеспечивает полную конверсию и высокую селективность, где сырьем является фракция С4 каталитического крекинга с присутствием изобутилена и н-бутилена (1- и 2-бутены) C4H8. Избирательность при образовании МТБЭ заключается в реагировании только изобутилена, что позволяет разделить фракцию С4 и использовать непрореагировавшие н-бутилены в качестве товарной продукции.
Свойства МТБЭ
По исследовательскому методу МТБЭ характеризуется высокими октановыми числами – 115-135, по моторному методу – 98-100. Растворяется только в бензине, не ядовит.
Получение МТБЭ основано на простой одностадийной технологии присоединения метилового спирта CH3OH к изобутилену (2-метилпропену) C4H8 без воздействия высоких температур и давлений. Протекание реакции в специальном катализаторе, чаще с применением ионообменных смол, обеспечивает полную конверсию и высокую селективность, где сырьем является фракция С4 каталитического крекинга с присутствием изобутилена и н-бутилена (1- и 2-бутены) C4H8.
Благодаря использованию бензина в смеси с МТБЭ:
— увеличивается антидетонационная стойкость топлива;
— снижается температура запуска двигателя и негативное воздействие выхлопных газов на окружающую среду;
— уменьшается износ деталей двигателя, образование нагара и лаковых отложений;
— уменьшается расход топлива.
При производстве бензинов происходит механическое смешение низкооктанового бензина и МТБЭ. Установлено, что наиболее оптимальное содержание МТБЭ в бензинах находится в районе 5-15%. Добавление 10% эфира повышает ОЧИ на 2,1 – 5,8 единиц, исходя из компонентного состава углеводородного сырья.
Физико-химические и топливные свойства МТБЭ
Структурная формула | (СН3)3СОСН3 |
Показатель | |
Молекулярная масса | 88,146 |
Цвет | Бесцветная прозрачная жидкость с эфирным запахом |
Температура замерзания | — 108,6 ˚С |
Температура кипения | 55,2 ˚С |
Плотность при 20 ˚С | 0,7405 г/см 3 |
Коэффициент преломления при 20 ˚С | 1,369 |
Удельная теплоемкость | 2,1кДж/кг.К |
Теплота парообразования | 332,5кДж/кг |
Температура вспышки | -27 ˚С |
Температура самовоспламенения | — 443 ˚C |
Концентрационные пределы воспламенения | 1,4 — 10% |
Предельно-допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны | 100 мг/м 3 |
Предельно-допустимая концентрация в атмосфере населенных мест | 0,1 мг/м 3 |
Октановое число по исследовательскому методу | 115-135 |
Октановое число по моторному методу | 100-101 |
МТБЭ растворим в этаноле, диэтиловом эфире, плохо — в воде (4,6% при 20˚С)
Образует азеотропные смеси:
— с метанолом (МТБЭ — 85% мас.), температура кипения – 52˚C;
— с водой (МТБЭ — 96%мас.), температура кипения — 52,6˚C.
При высоких температурах (460˚C) или использовании катализатора происходит разложение на метанол и изобутилен.
Кроме МТБЭ во всем мире имеет место применение и других топливных оксигенатов. В таблице отражены их основные характеристики.
Основные характеристики эфиров, применяемых в бензинах
Метил-трет-бутиловый эфир
Метил-трет-бутиловый эфир | |
Общие | |
---|---|
Химическая формула | C5H12O |
Физические свойства | |
Состояние (ст. усл.) | бесцветная жидкость |
Молярная масса | 88,15 г/моль |
Плотность | 0,74 г/см³ |
Термические свойства | |
Температура плавления | -108,6 °C |
Температура кипения | 55,2 °C |
Температура вспышки | -28 °C |
Химические свойства | |
Растворимость в воде | 4,2 г/100 мл |
Оптические свойства | |
Показатель преломления | 1,3690 |
Классификация | |
Рег. номер CAS | 1634-04-4 |
SMILES | CC(C)(C)OC |
Мети́л-трет-бути́ловый эфи́р (трет-бутилметиловый эфир, 2-метил-2-метоксипропан, МТБЭ) — химическое вещество с химической формулой СН3—O—C(СН3)3, один из важнейших представителей простых эфиров.
Содержание
Физические свойства
Параметр | Значение |
---|---|
Давление насыщенных паров | 27,1 кПа (20 °C) |
Теплота образования | 291 кДж/моль |
Температура самовоспламенения | 443 °C |
Пределы взрываемости | 1,65 — 8,4 %,об |
ПДК в воздухе рабочей зоны | 100 мг/м³ |
ПДК в атмосферном воздухе | 0,5 мг/м³ |
Смертельная доза 50 % отравляющихся | 4 г/кг (орально) |
Плотность при 20С — 0,7405.
Коэффициент преломления при 20С — 1,3690.
Удельная теплоемкость — 2,1 кДж/кг·К.
Теплота парообразования — 332,5кДж/кг.
Растворим в этаноле, диэтиловом эфире, плохо — в воде (4,6 % при 20оС).
Образует азеотропные смеси: с метанолом (МТБЭ — 85 % мас.), температура кипения — 52 оС; с водой (МТБЭ — 96 %мас.), температура кипения — 52,6 оС.
При нагревании выше 460С, а также при нагревании с катализатором разлагается на метанол и изобутилен.
Пероксидных соединений не образует.
Температура вспышки минус — 27С.
Температура самовоспламенения — 443С.
Концентрационные пределы воспламенения — 1,4 — 10 %.
Предельно- допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны −100 мг/м³.
Предельно- допустимая концентрация в атмосфере населенных мест — 0,1мг/м³.
Хорошо растворяется в бензине в любых соотношениях, практически не растворяется в воде, не ядовит.
Топливные характеристики: Октановое число по исследовательскому методу — 115—135. Октановое число по моторному методу — 100—101.
Производство
Получается при взаимодействии метанола с изобутиленом в присутствии кислых катализаторов (например, ионообменных смол).
Синтез МТБЭ в присутствии кислотного катализатора осуществляется путем алкилирования метанола изобутиленом по обратимой реакции: iС4Н8 + СН3ОН ↔ СН3ОС(СН3)3, Реакция протекает в жидкой фазе с выделением тепла. Тепловой эффект реакции составляет 41,8 кДж/моль. Равновесие реакции смещается вправо при повышении давления и снижении температуры. Процесс синтеза МТБЭ ведут при температуре от 50 до 100 °С и давлении, необходимом для поддержания реагентов в жидкой фазе. При правильно подобранных режимах побочные реакции можно практически полностью подавить, обеспечив селективность процесса 98 % и выше.
На 2004 год производство в США составляло половину мирового выпуска, на 1999 год произведено более 8,5 млн т. во время использования его в качестве добавки к топливу. Однако (из-за утечек из подземных хранилищ на территории США) МТБЭ был запрещён различными инстанциями, и с конца 2006 года его производство начало сокращаться. Во многих штатах загрязнение водоносного горизонта МТБЭ вызывает серьёзные опасения. Большинство поставщиков бензина отказались от его использования в пользу этил-трет-бутилового эфира в связи с налоговыми льготами производителям.
В Евросоюзе на 2003 год произведено около 2,6 млн. т, крупнейшее производство размещено в Роттердаме (в 2004 году произведено более 1 млн т. — 90 % производства Голландии), в Бельгии производство составляет около 387 тыс. т. в год. Динамика производства в Европе повторяет ситуацию в США.
В целом мировое производство и применение эфира на 2006 год продолжает расти и имеет значительные перспективы.
Применение
МТБЭ широко применяется в производстве высокооктановых бензинов, при этом выступает как нетоксичный, но менее теплотворный высокооктановый компонент и как оксигенат (носитель кислорода), способствующий более полному сгоранию топлива и предотвращению коррозии металлов. Мировое потребление МТБЭ находится на уровне 20-22 млн т. в год.
Подготовка сырья МТБЭ
Основным сырьем МТБЭ на нефтеперерабатывающих заводах является бутан-бутиленовая фракция (ББФ) после каталитического крекинга, которую необходимо очищать от сернистых соединений. Сернистые соединения в ББФ представлены в основном метил- и этилмеркаптаном, очистка от которых осуществляется их щелочной экстракцией и последующим окислением тиолятов с применением гомогенных или гетерогенных катализаторов в присутствии кислорода воздуха с получением дисульфидного масла.
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Технология производства
Перспективы развития производств по выпуску МТБЭ. На данный момент существует тенденция по замене МТБЭ в качестве присадки к топливу метилтретамиловым эфиром(МТАЭ). Особенно наглядно данная тенденция наблюдается в странах Европы и США, где на законодательном уровне ограничивается доля МТБЭ в топливе. Россия, в целом, стремится следовать в общемировом тренде, однако, темпы промышленного развития, интересы крупного нефтяного бизнеса и отсутствие достаточного количества доступного сырья не позволят нашей стране отказаться от использования МТБЭ в ближайшие 100-150 лет.
Химизм и оптимальные условия проведения процесса
Технология производства МТБЭ чрезвычайно проста. Его получают в одну стадию, присоединяя метанол CH3OH к изобутилену (2-метилпропену) C4H8. В промышленных условиях в качестве катализаторов для данных процессов используются ионообменные смолы, а также активированные угли, содержащие функциональные группы, в том числе сульфо- или карбоксилатные. Последние, прежде всего сульфокатиониты, признаны наиболее эффективными и удобными для применения в промышленном масштабе. Их применение приводит к высокой селективности и почти полной конверсии за проход. Более того, в качестве сырья чаще всего используют не чистый изобутилен, а фракцию С4 каталитического крекинга или пиролиза, в которой кроме изобутилена присутствуют и н-бутилены (1- и 2-бутены) C4H8. Селективность образования МТБЭ такова, что из смеси углеводородов в реакцию вступает только изобутилен. Синтез МТБЭ из метанола и изобутана представляет собой равновесную экзотермическую реакцию (44 кДж/моль), протекающую в присутствии катализатора кислотного типа: сульфированного сополимера стирола с дивинилбензолом. Синтез МТБЭ протекает в жидкой фазе в мягких условиях в присутствии твердого кислотного катализатора. Катализатором обычно выступает сульфированная ионообменная смола. Температура реакции поддерживается на низком уровне и регулируется в довольно широких пределах. Основная реакция процесса является экзотермической и необратимой:
Принципиальная технологическая схема производства МТБЭ
Узел ректификации реакционной смеси, синтеза и концентрирования МТБЭ
Установка производства МТБЭ
Назначение
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) является кислородсодержащим октаноповышающим компонентом и применяется для повышения октанового числа автобензинов.
МТБЭ имеет высокое октановое число:
Благодаря использованию бензина в смеси с МТБЭ:
При производстве бензинов происходит механическое смешение низкооктанового бензина и МТБЭ. Установлено, что наиболее оптимальное содержание МТБЭ в бензинах находится в районе 5-15%. Добавление 10% эфира повышает ОЧИ на 2,1 – 5,8 единиц, исходя из компонентного состава углеводородного сырья.
Сырье и продукты
Cырьем для производства МТБЭ являются изобутилен и метанол. Важной причиной широкого использования МТБЭ является гибкость исходного сырья. МТБЭ может быть изготовлен внутри нефтеперерабатывающего завода с использованием нефтяного сырья, или он может быть произведен за пределами завода, используя сырье из природного газа, обеспечивая тем самым доступность готовой продукции и снижая зависимость от сырой нефти для производства автомобильных топлив.
Изобутилен можно получить путем:
Метанол можно получить путем реакции оксида углерода (II) с водородом.
Технологическая схема
Состав установки
Установка по производству МТБЭ состоит из следующих блоков:
Блок разделения ППББФ
Пропан-пропилен-бутан-бутиленовая фракция с установки каталитического крекинга после очистки моноэтаноламином от сероводорода на блоке МЭА очистки поступает на установку по производству МТБЭ в блок ректификации в колонну 1, где делится на фр. С2, пропан- пропиленовую и бутан-бутиленовую фракции. ББФ направляется в блоки 2 и 3 для демеркаптанизации и промывки от следов щелочи и азотсодержащих соединений.
Демеркаптанизация ББФ
Процесс демеркаптанизации заключается в щелочной экстракционной очистке ББФ в колонне 2 от меркаптановых соединений при давлении 1,0-1,2 МПа и температуре до 40°С, с образованием меркаптидов натрия и воды:
RSH + NaOH RSNa+ H2O+Q.
Регенерация щелочи кислородом
Для восстановления активной формы щелочи меркаптидсодержащий раствор щёлочи подвергается окислительно-каталитической обработке кислородом воздуха при давлении 0,1-0,4 МПа и температуре не выше 90°С. В результате реакции окисления образуются дисульфиды (реакция №1), и частично (при наличии избыточного количества кислорода) происходит дальнейшее окисление дисульфидов до водорастворимых кислородсодержащих солей сульфиновых или сульфоновых кислот (реакция №2).
2RSNa+0,5O2+H2O RSSR+2NaOH (реакция №1);
RSSR+NaOH+O2 —» RSOnNa+H2O (реакция №2), где n=1-3.
Сульфоновые кислоты способны вступать во взаимодействие с органическими дисульфидами, постоянно присутствующими в реакционной зоне за счёт их удержания на поверхности гидрофобного катализатора, приводя к образованию водонерастворимых алкилтиосульфонатов (реакция № 3).
RSSR+RSO2Na -> RSO2SR+NaOH (реакция №3);
Алкилтиосульфонаты могут образовываться также за счёт прямого окисления органических дисульфидов (реакция № 4):
RSSR+O2 —> RSO2SR (реакция №4).
Катализатор регенерации щелочи
В процессе регенерации щёлочи применяется фталоцианиновый катализатор на полиолефиновой основе (КСМ), активатором которого является фталоцианин кобальта, во избежание его термомеханического разрушения максимальная температура на стадии окисления меркаптидов натрия не должна превышать 90°С.
Дезактивация катализатора
Дезактиватором катализатора КСМ является водный раствор МЭА, который постепенно вымывает с поверхности катализатора его активный компонент. Одним из показателей снижения активности катализатора является изменение цвета щелочного раствора после регенерации.
Так же в процессе присутствуют углекислый газ, кислород, сероокись углерода, сероуглерод, которые при взаимодействии с МЭА образуют трудноразлагаемые органические соли, блокирующие каталитически активные центры катализатора.
Экстракция щелочи бензином
Образовавшиеся в процессе окисления водонерастворимые дисульфиды поглощаются из щелочного раствора на узле бензиновой экстракции. Восстановленная и очищенная от дисульфидов щёлочь вновь возвращается в процесс демеркаптанизации.
В качестве экстрагента на узле бензиновой экстракции применяются очищенные бензиновые фракции, например, с установок гидроочистки дизельного топлива.
Отмывка ББФ от следов щелочи
Отмывка очищенной от меркаптанов ББФ от следов азотсодержащих соединений и щелочи производится смесью конденсата водяного пара среднего давления и химочищенной воды в колонне 3. Очищенная ББФ после промывки подается на блок синтеза МТБЭ. Отработанная вода циркулирует по колонне 3, а балансовый избыток подается на дегазацию.
Синтез МТБЭ
В основу технологической схемы производства МТБЭ положен ступенчатый синтез на основе реакции этерификации:
для очистки от микропримесей, которые являются каталитическим ядом для катализатора синтеза МТБЭ.
Катализаторы синтеза МТБЭ
В процессе используются ионитные формованные катализаторы КИФ и КУ-2ФПП.
Характеристика формованных катализаторов
Реакция синтеза МТБЭ
Синтез МТБЭ осуществляется из изобутилена и метанола в присутствии формованного сульфокатионитного катализатора на основе сополимера стирола с дивинилбензолом:
Побочные реакции при синтезе МТБЭ
(СН3)2С= СН2+Н2O (СН3)3СОН;
2(СН3)2С= СН2 -» (СНз)зС-СН2-С(СН3)= СН2;
2СН3ОН—»СН3–O-СН3+Н2O;
– реакция образования эфиров за счет взаимодействия других углеводородов С4, С3, присутствующих в исходной фракции, и метанола:
СН3-СН=СН-СН3+СН3ОН СН3-СН2-СН(СН3)-O-СН3;
Разделение МТБЭ и ББФ
Разделение товарного МТБЭ и отработанной ББФ осуществляется в колоннах, входящих в состав реакционно-ректификационного аппарата 5.
Реакционно-ректификационный аппарат 5 включает три зоны:
– верхнюю ректификационную зону (для отделения непрореагировавших углеводородов С4 от метанола и эфиров);
– среднюю реакционно-ректификационную зону, заполненную катализатором (для синтеза эфиров и их вывода из зоны реакции);
– нижнюю ректификационную зону (для отделения МТБЭ от углеводородов С4 и метанола).
Реакционная масса из реактора 4 поступает в аппарат 5 под слой катализатора.
Катализатор в аппарате 5 расположен в виде трех слоев на опорно-распределительных тарелках специальной конструкции. Наверх катализатора в колонну 5 подается метанол. Сверху аппарата отбирается бутан-бутиленовая фракция, которая подается в колонну 6 водной отмывки С4-фракции от содержащегося в ней метанола.
Промывка ББФ от метанола
Отработанная ББФ промывается водой от непрореагировавшего метанола в экстракционной колонне 6. Также имеется возможность подачи в данную колонну 0,1% раствора щелочи для нейтрализации муравьиной кислоты, содержащейся в свежем метаноле.
Нейтрализация муравьиной кислоты протекает по следующему уравнению:
НСООН + NaOH -» HCOONa + Н2O.
Очищенная ББФ может направляться на установку алкилирования.
Регенерация метанола
Метанол осушается в ректификационной колонне 7 и возвращается на синтез МТБЭ в реакторный блок. Вода с куба колонны подается в качестве орошения в колонну промывки ББФ.
Достоинства и недостатки
Недостатки:
Достоинства:
Материальный баланс
Входы | т/ч | % |
ПББФ | 33,4 | 95,7 |
Метанол на реакцию | 1,5 | 4,3 |
Итого сырья | 34,9 | 100,0 |
Выходы | т/ч | % |
Отработанная ББФ | 16,4 | 47,0 |
ППФ на ГНЭ | 8,6 | 24,7 |
ППФ в топливную сеть | 5,3 | 15,2 |
МТБЭ, марка А | 4,6 | 13,2 |
Итого продуктов | 34,9 | 100,0 |
Существующие установки
Сценарий развития мощностей по производству МТБЭ в 2014-2020 годах