бушидо что это такое
В детстве мы очень любили бусидо: безумные японцы, американский громила и русские в трико «СССР»
А ведь это был рестлинг.
В 2000-х на канале 7ТВ показывали цикл передач про японскую борьбу в обычном боксерском ринге. Фанаты бусидо навсегда запомнили Нобухико Такаду, Гари Олбрайта, Салмана Хасимикова и других звезд. Немногие задумывались, что бусидо – это обычный рестлинг. Просто бои были сделаны более реалистично, чем в Америке.
Рестлинг, но не совсем
Бусидо (в переводе с японского «путь воина») – теленазвание японского шоу, адаптированное на европейского зрителя. Федерация, которая проводила бои, называлась UWFI – Union of Wrestling Force International. Основатели промоушена – легендарный американский рестлер Лу Тез и группа японских рестлеров во главе с местной легендой Нобухико Такадой, который в итоге стал главной звездой бусидо.
«Мы делаем новую лигу и хотим сделать прорыв в рестлинге. Наши бои гораздо интереснее смотреть, чем классический американский рестлинг. У нас на первом плане соревновательный момент», – говорил соучредитель бусидо Юко Миято.
Бусидо отличался от классического рестлинга. В японских боях не было откровенного сценария, а победитель определялся по спортивному принципу. В отличие от рестлинга, в бусидо были четкие правила – никаких прыжков с канатов и разломанных стульев о голову:
• Запрещены удары кулаками – только открытой ладонью;
• Запрещены удары локтями в голову;
• Запрещены удары головой;
• Запрещены удары ногами лежачего соперника, если он не защищается;
• Разрешены практически все болевые и удушающие, а также броски.
В бусидо смешались несколько единоборств – кикбоксинг, дзюдо, борьба, каратэ и другие. Амплитудные броски, мощные удары ногами и сумасшедшие атаки руками-мельницами нередко приводили к тяжелым травмам и крови. Разбитый нос японского толстячка Тацуо Накано стал символом промоушена.
Бои длились от 15 до 60 минут – продолжительность зависела от важности поединка. Перед началом встречи каждый борец получал от 15 до 30 очков. Баллы списывались за:
• Акцентированный бросок через себя – 1 балл;
• Болевой либо удушающий можно было прервать, коснувшись канатов любой частью тела – за это тоже снимали 1 балл.
Таким образом, победить можно было несколькими способами:
• По очкам. Если будут списаны все баллы либо по окончании времени;
Особым зрелищем в UWFI стали парные бои. В ринге дрались 1х1, но в любой момент можно было коснуться товарища и передать эстафету – в случае усталости, травмы или по другим причинам.
Турниры собирали тысячи зрителей
Турниры бусидо проходили во всех крупнейших городах Японии. На крупнейшие ивенты собиралось больше 50 тысяч зрителей. А культовым для UWFI стал «Будокан» – арена в Токио, которую построили в 60-е для олимпийских соревнований по дзюдо. Меньше 10 тысяч на «Будокане» не собиралось никогда, а очереди за билетами выстраивались на несколько сотен метров. Некоторые турниры собирали по 50-60 тысяч человек.
Во время боев бусидо, как и на других рестлинг-ивентах, японская публика вела себя спокойно. Поединки проходили в камерной обстановке, а зрители взрывались только во время эффектных приемов и при объявлении победителя.
«Когда я впервые попал на японский ринг, я долго не мог привыкнуть и понять, что происходит. Почему так тихо? Никто не пришел? Или мы в театре? Японские болельщики – очень специфические. Но они прекрасно разбираются в рестлинге – именно в эстетической стороне», – рассказывал чемпион бусидо Супер Вэйдер.
В Японии действительно любят рестлинг, а бойцы бусидо – кумиры. Майки с фото и автографом Такады стоили по 100 долларов за штуку и раскупались за пару часов. Цена за постер – около 40 долларов. «Сначала бои были больше шоу, но публика жаждала крови. Чем дальше, тем больше там было правды. Все стало серьезно — настоящие бои и опасность реальная. Их уже по телевидению особо не транслировали — закрытая область, даже тотализатор работал. Мы старались использовать экзотические приемы, чтобы публике нравилось. Выступали ежедневно, а это колоссальная нагрузка.
Некоторые бои стали классикой
В бусидо было несколько векторов противостояний, которые стали классикой.
• Бои японцев между собой. У Такады из Иокогамы были свои болельщики, у Сакурабы из Катагами – свои;
• Бои японцев против Америки – классическое противостояние Запада и Востока;
• США против России – еще одна классика, в которой большинство японцев болело за русских.
Леон Уайт – второй американский великан, который наводил на всех ужас. Весь мир знал его по прозвищу – Супер Вэйдер. 170-килограммовый лысый дядька в маске победил в бусидо и Такаду, и Олбрайта. В 1994-м Вэйдер выиграл гран-при UWFI и стал первым чемпионом не из Японии. Правда, уже через 8 месяцев Нобухико вернул пояс, победив в реванше.
Русских очень любили
О силе наших борцов знали по всему миру. И японцы понимали, что именно мощные русские могут повысить популярность рестлинга. В 1989-м японские матчмейкеры выбирали из 50 борцов, которые недавно завершили карьеру или готовились сделать это в ближайшее время. Зангиев рассказывал, что первым с россиянами связывался легендарный рестлер Антонио Иноки – тот самый, который в 70-х встретился в ринге с Мохаммедом Али: «Он сам приезжал, организовывал, смотрел, выбирал. Я думаю, окончательное решение было за ним. Он был настоящим лидером, у него был свой телеканал, и я даже слышал, что у него связи в японском парламенте. У него вообще много связей, много спонсоров».
Скауты отобрали пятерых: Салмана Хасимикова, Виктора Зангиева, Владимира Берковича, Шоту Чочишвили и Ваху Евлоева. Прилетев в Японию, все борцы отправились в тренировочный центр – там их обучали базовой технике рестлинга. «У меня постоянно голова кружилась. Там было так: подпрыгиваешь – и с полутора метров падаешь спиной. Физически даже ребятам, что повзрослее, было сложно, а мне тем более. Тренировка проводилась на борцовских матах. Если ты боялся, они говорили: «Выбрасывай ноги и падай». И вот так почти всю тренировку. Падали, падали, падали, падали… Учились», – объяснял Зангиев.
Салман Хасимиков в одном из интервью немного приоткрыл финансовую сторону вопроса: «Я не знаю, по какому принципу отбирали участников. Со мной заключили контракт на три года. Я согласился по банальной причине: я делал то, что хорошо умел, и получал за это неплохие для советского человека деньги. Мне платили около пяти тысяч долларов за бой. До этого я почти шесть лет сидел на 87 рублях. Не задумываясь вылетел в Японию, когда поступило предложение».
Первые трое в итоге выступали в UWFI, а Хасимиков с Зангиевым стали очень популярными. Салман поражал мощью, несмотря на внушительный возраст. Зангиев покорил всех акробатическими трюками и безумными болевыми приемами.
Японские организаторы поставили перед русскими четкое условие: они должны были драться в трико с надписью «СССР» или гербом Союза. «Команду советских борцов называли «Армия красного быка». Многие бои были постановочные, иначе у моих соперников не было бы шансов. Сценарий был прост: добро всегда побеждает зло. Но мы к этим поединкам серьезно готовились физически и психологически», – говорит Хасимиков.
Парные бои США против России превратились в настоящую бескомпромиссную зарубу. За Россию бились Хасимиков и Беркович, а за США – верзила Олбрайт и будущий чемпион UFC Дэн Сэверн. Зачастую потасовки начинались еще во время работы ринг-анонсера.
В обоих поединках победили россияне – причем матчи прошли по одинаковому сценарию. Беркович (худший из всей четверки) выматывал обоих оппонентов (во всяком случае, в этом убеждал комментатор Михаил Захаров, которого многие до сих пор путают с Николаем Фоменко), а Хасимиков добивал. Оба боя закончились победами россиян болевым приемом.
Зангиев стал звездой в одиночных поединках. Даже если Виктор проигрывал, он успевал провести парочку невероятных этюдов. В его арсенале были обычные суплексы, броски-мельницы, выходы из болевого приема через мостик и удушающий через распятие. До Зангиева никто подобного не исполнял.
«Думаю, в Японии меня еще помнят. Я недавно встретил японца в Москве и был немного удивлен, когда тот заулыбался и обратился ко мне: «Виктор-сан?» А в другой раз парень из Новой Зеландии услышал мою фамилию и спросил: «А вы не тот?» Сразу поняв, к чему он клонит, сказал: «Ну, тот». Так он сразу автограф взял и сфотографировался», – вспоминал Зангиев.
В 1995-м у UWFI начались финансовые проблемы. Чтобы исправить ситуацию, рестлеры из бусидо пошли на интеграцию с другими промоушенами – в том числе с NJPW. Лу Тез отказался сотрудничать с UWFI – последний турнир прошел в декабре 1996-го.
Рестлеры из бусидо пополнили другие промоушены. Большая часть осталась в Японии, некоторые борцы завершили карьеру, многие перешли в ММА и кикбоксинг.
Что с ними сейчас
• Нобухико Такада в 1997-м дебютировал в ММА и стал участником первого турнира Pride. Правда, в смешанных единоборствах у него получалось гораздо хуже, чем в бусидо – 2 победы, 2 ничьих, 6 поражений. При этом Такада победил первого чемпиона UFC Марка Коулмэна и свел вничью поединок с Мирко Крокопом.
После завершения карьеры Такада руководил рестлинг-промоушеном Hustle, а сейчас работает матчмейкером в главной ММА-организации Японии Rizin.
• Супер Вэйдер 20 лет метался между топовыми японскими промоушенами и WWE. В середине нулевых Леон ушел в запой и потерял жену. Примерно тогда же начались проблемы со здоровьем.
В 2011-м Вэйдер перенес операцию по замене коленного сустава, но во время операции врачи допустили ошибку – через рану в ногу попала инфекция. Полгода Уайт был прикован к больничной койке. Вскоре после выздоровления Леон полетел на автограф-сессию в Японию. Во время перелета рестлеру стало плохо, он потерял сознание и больше месяца пробыл в коме – за это время он потерял около 50 кг.
Три года назад Вэйдеру поставили диагноз «сердечная недостаточность». Борец заявил, что не собирается бросать рестлинг и хочет умереть в ринге. В июне прошлого года Супер Вэйдер скончался: пневмония дала осложнение на сердце.
• Гари Олбрайт перешел в All Japan Pro Wrestling (AJPW), где дважды стал чемпионом в парных матчах. В начале 2000-го Гари боролся на рестлинг-шоу в Пенсильвании и прямо во время боя потерял сознание. Привести борца в чувства уже не смогли – он умер от остановки сердца. Полиция не занималась расследованием дела, поскольку Гари скончался не от полученных травм, а по естественным причинам.
Олбрайт, как и Вэйдер, имел проблемы с сердцем из-за ожирения и страдал от диабета. Гари собирался закончить карьеру до 2002-го и открыть школу борьбы и рестлинга в Монтане.
• Второй номер бусидо среди японцев Казуо Ямазаки вернулся в New Japan Pro Wrestling (NJPW) и выиграл несколько больших парных матчей. В 2000-м Казуо ушел из рестлинга и до сих пор тренирует ударную технику рестлеров NJPW. Во время турниров работает комментатором на канале TV Asahi.
• Йоджи Анджо пробовался в кикбоксинге и ММА, но в рестлинге у «Зебры» получалось лучше. Йоджи не выиграл ни разу за шесть поединков в смешанных единоборствах и трижды проиграл в UFC. В нулевых помогал Такаде в управлении Hustle, а закончил с рестлингом только в 2015-м – ему было 46 лет и он был здоровее себя времен бусидо на 35 кг.
• Самый высокий (196 см) боец бусидо Йошихиро Такаяма тоже провалился в ММА (1-4), но в рестлинге успешно выступал до 2017-го. Два года назад Такаяма исполнял сложный прием во время матча, неудачно приземлился на голову и сломал шею. Йошихиро оказался прикован к постели – он парализован от шеи до пальцев ног, но может дышать самостоятельно. По словам врачей, надежды на восстановление нет – Такаяма больше никогда не будет ходить.
• Дэн Сэверн успешно совмещал карьеру в рестлинге со смешанными единоборствами. Всего американец провел в ММА больше 120 боев (101 победа) и отомстил русским за поражения в бусидо, дважды победив Олега Тактарова. Стал чемпионом UFC 5 и является членом Зала славы главного ММА-промоушена мира. До сих пор (Дэну уже 60 лет) участвует в рестлинге. Этой весной проиграл экс-чемпиону UFC Фрэнку Миру на турнире Bloodsport – для Фрэнка это был дебютный поединок в рестлинге.
• 4-кратный чемпион мира по вольной борьбе Салман Хасимиков после закрытия UWFI не выступал в рестлинге. Сейчас живет в Москве, но часто приезжает на родину в Чечню. В 2018 году одна из улиц Грозного была названа в его честь. Проводит мастер-классы для юных чеченских борцов.
• Виктор Зангиев до сих пор известен всем фанатам киберспорта: персонаж Zangief из файтинга Street Fighter был срисован с российского борца. В последнее время Зангиев жил в Москве и тренировал юных борцов-вольников.
Кодекс Бушидо — настольная книга каждого сёгуна, ронина и самурая
Ты наверняка не раз слышал в фильмах или современных треках о таком понятии как Бушидо, ну или Бусидо, кому как больше нравится. Так вот это своеобразный кодекс чести японских самураев, эдакий сборник правил и заветов, в котором было написано, что можно делать настоящему воину, а что нельзя. В современной Европе и Америке азиатская культура по-прежнему остаётся своего рода диковинкой, несмотря на активную популяризацию местной культуры посредством аниме и фильмов с Джеки Чаном.
В сознании большинства людей самурай — это японский воин, никогда не снимающий свои трёхэтажные доспехи, который рубит всех направо и налево, а в экстренном случае рубит и себя, чтобы врагам не досталось. По большей части — так и есть, японских самураев можно примерно сравнить с европейскими рыцарями, которые в сверкающих латах грациозно скакали по полю боя, прикрываемые пехотой в кожаной броне и с тупыми мечами.
Сказания и легенды о самураях как о поборниках чести и достоинства пошли во многом благодаря соблюдению японскими воинами кодекса Бушидо, который учил их не только сражаться, но и вести себя в обществе, подчиняться сюзерену и даже умирать.
У самурая нет цели, есть только путь
Самурайский кодекс стал постепенно формироваться ещё начиная с 12-13 века в виде общих воинских законов. Окончательно всё это соединилось в Бушидо в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.) В нём описывалось, по большей части надлежащее поведение самурая во время битвы, в общении со своим господином и, конечно, японцы немалое значение уделили и гайду по достойному уходу из жизни.
Так как Бушидо по факту является неписаным кодексом, то и собрать все основные постулаты воедино удалось не сразу. Наиболее близкими по духу и значению с оригинальным самурайским кодексом считаются правила, описанные Дайдодзи Юдзаном в книге «Начальные основы воинских искусств».
Среди основных качеств самурая японцы выделили три: верность, доблесть и мужество, что характеризует его, в первую очередь, как бойца и защитника, и только потом как члена общества. Помимо этого самурай должен быть сведущим в науках, а в свободное время упражняться в поэзии и проведении чайных церемоний.
Им было разрешено строить возле своего жилья небольшой чайный домик, при этом свойства чайника и чашек также были строго регламентированы: нелакированный чайник должен был быть сделан из керамики, чашки — скромными и современными, а стены кодекс настоятельно рекомендует украсить картинами какэмоно.
Бушидо гласит, что самурай должен взвешивать каждое своё слово и каждый раз спрашивать себя, правду ли он собирается сказать, потому что ложь недопустима. На войне верный кодексу должен был смело бросаться вперёд на копья и стрелы, рискуя своей жизнью, если того требует долг. При этом самурай обязан оставаться верным своему сюзерену, даже если число вассалов господина сократится до одного. Он не должен допускать распущенности в еде, сохраняя себя в форме, а также обязан делать вид, что сыт, даже если ничего не ел, потому что «сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду».
В конце концов, если самурай, лёжа в постели, услышал, что кто-то говорит о его сюзерене, или он захотел сказать что-либо сам, то верный кодексу обязательно встанет и оденется перед тем как начать свою речь.
Другой постулат гласит, что истинная храбрость заключается в том, чтобы умереть, когда это будет действительно необходимо, а до того момента — жить. К смерти нужно идти с сознанием того, какие действия самурая могут опозорить его честь, и как ему надо отдать жизнь, чтобы не умалить своего достоинства.
Если самурай погибает в ходе военных действий, то, согласно кодексу, он должен гордо произнести своё имя и со спокойной улыбкой умереть без «унизительной поспешности». Если воин погибает от неизлечимого смертельного ранения и у него есть какое-то время перед уходом в иной мир, он должен произнести слова уважения к старшим по званию, и, подчинившись неизбежному, испустить дух. При этом во всём кодексе неоднократно звучит идея о том, что умереть с честью — главное дело самурая.
От сёгуна до ронина и самурая
Как традиционно принято называть любых средневековых солдат рыцарями, так и японских военных все без разбора крестят самураями. На деле же, японская милитаристская система была несколько сложнее, и помимо дефолтных самураев, включала в себя и ронинов, и сёгунов, и ниндзя, и сохэев, а позже и камикадзе. В общем японская армия достаточно вариативна, так что давай разбираться, как всё-таки правильно классифицировать азиатских «рыцарей» по рангу и назначению.
Первый сёгун появился в Японии в 794 году: по сути дела, звание сэйи-тайсёгуна (сокращённо сёгун), или же верховного главнокомандующего армией, имело свойство плавно переходить от одного военного к другому. Как раз в 8 веке звание сёгуна официально утвердили, носитель этого титула считался военным советником императора и командующим японской армией.
Впервые до такой чести дослужился японский полководец Отомо но Отомару, который начал путь наверх по военной карьерной лестнице аж в 43 года, когда получил младшую военную степень пятого класса. Дослужился до сёгуна он только спустя 20 лет, когда император назначил его главнокомандующим в походе на земли северных племён варваров.
С тех пор сёгунат так или иначе влиял на государственные дела в Японии до тех пор, пока в 1868 году император Мэйдзи не выиграл войну против крупных феодалов и не расформировал всю военную систему, упразднив как сёгунов, так и самураев.
Самураями назывались светские феодалы, мелкие дворяне, в общем среднее военное сословие, которое могло купить себе экипировку, обучиться военному искусству и быть полезным своему сюзерену. Изначально японская армия, по азиатским традициям, предпочитала не стереотипные катаны, а лук и стрелы, передвигаясь преимущественно на лошадях. Только потом появились красивые трёхэтажные доспехи, похожие на разукрашенную пагоду, а «Путь лука и скакуна» превратился в кодекс «Бушидо».
Среди самураев выделялась элитная каста войнов — даймё. Эти люди отличались интеллектом, лучше сражались, знали военные стратегии и активно метили в сёгуны, потому что плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Сами же самураи не всегда представляли собой благородных японцев, в свободное время упражняющихся в поэзии на танто с чашечкой зелёного чая. Были и такие, но было немало и тех, кто предпочитал более низменные удовольствия: например, напиться сакэ и пойти к гейшам.
Тут важно понимать, что в отличие от распространённого мнения о том, что самураи — это чуть ли не личная охрана императора, на самом деле они стояли немногим выше крестьянской пехоты. Действительно элитные войска — это даймё и сёгуны. Так что ничего удивительного в том, что многим самураям были присущи человеческие черты: желание напиться, предать, избежать смерти и всё такое прочее.
Тем более что в Японии обедневший или проигравший сражение феодал нередко был обязан распустить своих самураев, которые ввиду отсутствия хозяина становились ронинами: достаточно позорной кастой в японской армии. Им приходилось терпеть насмешки от самураев и самостоятельно продолжать свой жизненный путь, в то время как выбора у них было не так много: уйти в монастырь и стать воинами-монахами сохэями, совершить сэппуку или продолжать своё существование в качестве ронина, воина-странника.
Стать ронином можно было при гибели сюзерена, при разжаловании за проступки или ненадлежащее поведение, а также по собственной воле. С одной стороны, у ронинов была свобода, о которой самураи могли только мечтать, а с другой — приходилось самим искать способ добыть себе пропитание.
Вот на этом моменте пути многих ронинов расходились. Редко кто соглашался после достойной военной службы работать в поле или заниматься ремеслом. Как правило, все оставались верны своей профессии и разбредались кто куда.
Некоторые становились частными наёмниками, защищали купцов, знатных лиц или просто деревню с крестьянами по доброй воле, некоторые, наоборот, показывали свою тёмную сторону и занимались разбоем, приравнивая себя к якудза. Сотни тысяч самураев превратились в «бесхозных» ронинов, когда верховный сёгун Токугава лишил земель многих влиятельных крупных феодалов, принуждая даймё распустить свою армию. Тогда-то Японию и заполонили воины-странники, которые за неимением работы не знали куда приложить силу.
Подобная система сохранялась до 1868 года, когда император Мейдзи постепенно начал упразднять традиционные японские звания и перекраивать воинскую систему под более современный лад. Можно сказать, что вторая половина 19-го века это и есть конец «пути самурая» — Бушидо.
Бусидо. Кодекс чести самурая
Бусидо (в переводе с японского означает «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Окончательно оформившись в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.), бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена честь самурая; включал запрет лжи и привязанности к деньгам.
Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:
— Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
— К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
— Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
— Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
— В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
— Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
— На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
— Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.
— Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
— Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
— Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
— Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
— Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
— Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
— Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
— Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.
Материалы по теме
А вот ещё:
Колонны Выборгского залива, часть 3
После написания двух статей о колоннах в Выборгском заливе в которых раскрыты все геометрические и иные характеристики, остался ряд нераскрытых вопросов. Последние дни на тематических ресурсах я прочитал много версий о том как колонны могли там оказаться, как они перевозились, куда предназначались. В данной статье я попробую озвучить свои мысли по данному поводу. Теперь обо всем по порядку.
]]>
Вернемся к нашей теме. По точке А я высказался. Она где-то в локации тех мест где колонны и сейчас находятся. Что касаемо точки Б то тут всё намного сложнее. Она может быть где угодно. И совсем не обязательно что это Санкт-Петербург. Шарик большой.
В первой статье ]]> я обоснованно показал что вероятность того что колонны были произведены в близлежащем карьере (500 метров на юг, желтый квадрат) крайне мала, не логична. Скорее всего в данную точку они попали из района обозначенного оранжевым овалом.
Вот схема с подписями, чтобы было наглядно. Серым пунктиром я обозначил предполагаемое место где шла выработка гранита данного паспорта и соответственно его обработка в формы. Судно с колоннами успело пройти по заливу порядка 3 км прежде чем по какой-то причине потеряло управление и его ветром снесло в бухту в которой эти колонны покоятся до сих пор.
Тут можно строить много предположений. Могла быть самоходная баржа которая потеряла управление. Мог быть буксируемый «прицеп», который сорвался с троса и его унесло ветром. Сие нам не узнать никогда. Единственное что можно предположить как уточнение, это то, что колонны были аккуратно выгружены. Рядышком, ровненько. То есть их берегли и планировали забрать. Судно же, судя по всему, позднее удалось эвакуировать.
Вы видите, что рядом с колоннами находятся каменные блоки, под которыми в свою очередь виднеются деревянные элементы. Сейчас я попытаюсь разъяснить что и как там появлялось. Конечно я со свечкой не стоял, я строю лишь логически обоснованную цепочку умозаключений на основе собственных знаний и опыта. Во ]]> второй ]]> статье я указал, что деревянные элементы это поддон, сделанный с целью изъятия колонн. Теперь подробно.
Первое что нужно понимать, так это то, что блоки и колонны никак не связанные события. Все думают что колонны и блоки везли на одной барже, либо их там вместе складывали, либо это руины какого-то древнего сооружения и прочее и прочее. Версий я слышал уже много. Вплоть до того, что были огромные сани на которых по льду всё это добро возили аж в Петербург. В конце статьи я напишу почему версия со льдом ошибочная. А пока к колоннам и камешкам вернемся.
Для визуализации и лучшего понимания моих мыслей в процессе повествования я буду рисовать принципиальные схемы. Сразу отмечу что версия предполагает погрузку колонн обратно на судно. В случае изъятия колонн на сушу всё было бы намного проще. Система лебёдок от ближайших деревьев и дело в шляпе. Правда потом совершенно невозможна их дальнейшая транспортировка без соотвествующей ландшафной проработки, следов которой нет от слова совсем.
Представьте себя на месте прораба или инженера, которому поручили достать колонны и погрузить на судно. Что вы будете делать? Логично предположить что вам первым делом на дне рядом с колоннами придется соорудить какой-то настил, на который вы сможете поставить подъемный кран (механизм). И такой настил на дне был обнаружен во время экспедиции. Вот схема. Оранжевым цветом я обозначил колонны на тот момент. Они еще рядышком.
Видимо замысел был следующим.
Я нарисовал поддон находящийся на дне. На нём видимо предполагалось размещение подъемных механизмов. Скорее всего два механизма, по торцам колонн. Ибо завести петлю из троса (каната) можно только с торцов. Принцип простой. Как у Архимеда. Дайте мне точку опоры и я переверну Землю. Предполагался подъем колонны, затем на освободившееся место смещалось погрузочное судно, колонна опускалась. Однако не срослось. Скорее всего одной из причин был прогиб или пролом поддона. Встал вопрос укрепления настила и было принято решение под подъемными механизмами настелить второй слой брёвен.
Однако опять не получилось. В этот раз по всей видимости проблемы возникли с подъёмным механизмом. Может балка не выдерживала, может еще что. Но, скорее всего, балка. Если мы исходим из того что подъемных механизмов было два, то можно прикинуть силу на излом. Колонны порядка 34-36 тонн, то есть на каждый рычаг по 18 тонн условно. Вылет стрелы относительно точки опоры никак не менее 3 метров, наверное даже 3,5-4 метра в реалиях был. Предполагая длину стрелы, которая возможно и видна на фото в виде длинного бревна и составляет 16 метров, можно рассчитать как усилие на противоположном конце стрелы, так и силу излома в точке опоры. Если мы условно возьмем соотношение длины плеча рычага как 1:3 (4 и 12 метров), то на противоположном плече рычага вес должен быть 6+ тонн. Вот эти самые 6 с гаком тонн на концах рычага мы и видим в виде разных каменных блоков. При этом когда стрела подъемного механизма начала гнуться и ломаться, на каком-то этапе была тщетная попытка укоротить плечи рычагов, что предполагало увеличение массы на конце плеча рычага. Это дополнительные каменные блоки другого размера.
В конце концов стало понятно что таким образом колонны поднять и погрузить на судно не получится. Стали ломать голову что делать дальше и придумали другой вариант. Кардинально другой. Вот его принципиальная схема.
Но и тут ничего не получалось. Возможно настил не выдерживал, возможно снова рычаг ломался, возможно судно не удавалось жестко закрепить и малейшее движение (осадка) судна все попытки сводила к нулю. Причин может быть много, а скорее всего все причины вместе взятые. Один малейший перекос тянул за собой всю вереницу проблем.
Тут стоит отметить то, что налицо спешная работа, без основательной подготовки. Торопились, возможно хотели втихаря, утайкой, малыми силами. Как я писал во второй статье, это действо происходило в 20 веке, скорее всего в 20-30 годы финнами или во время Великой Отечественной войны немцами.
На самом деле, если по-серьезному подходить к вопросу изъятия колонн, то лично я не вижу особых проблем. Правда понадобится основательная подготовка и металлические механизмы. Если сейчас вдруг кто-то захочет колонны достать, то он это сделает. Хоть на берег вытащить и погрузить на шаланду, хоть на судно. Да, будет не дешево, да придется проделать определенные работы как на дне, так и на берегу, но всё технически исполнимо.
Да, пока не забыл. Когда те кто понял что ни черта не получается, у них хватило ума блоки сложить кучкой у колонн, хотя один блок все-таки остался валяться примерно в десятке метров от кучи. На первом фото с квадрокоптера его видно внизу у обреза снимка. А теперь, когда я все подробно расписал и нарисовал, наложите мой рассказ на имеющиеся фото и вы поймете что я прав. Как минимум моя версия полностью соответствует тому что есть по факту. Один из рычагов при последнем варианте обломился и до сих пор его обломок торчит между колоннами. Напомню тем кто не читал вторую статью, древесина поддона достаточно свежая, хорошей сохранности. Её нельзя датировать периодом Российской империи.
Возможны иные предполагаемые варианты? Конечно возможны. И мой вариант так же может корректироваться. Например я описал вариант с двумя подъемными механизмами, но их могло быть и больше. Запросто могло быть три и даже четыре. При том что два вида блоков видимых на фото как раз имеют по три единицы примерно одного размера. Правда второго уровня поддона мы видим все же лишь два. Но среднюю часть второго уровня на каком то этапе вполне могли разобрать и пустить в ход на настил последнего варианта при закатывании сразу на судно. К сожалению этого мы уже не узнаем никогда, так и будем лишь строить предположения.
Кстати о предположениях. Я обещал рассказать почему версия со льдом ошибочна. Напомню, что я читал версии о том, что колонны и каменные блоки могли катать на санях или неких конструкциях по типу саней зимой по льду. Отвечу как местный рыбак.
1. Лёд не ровный и не однородный. Он и буграми, и с торчащими камнями, и разной толщины. В оттепели с промоинами. Ветер и течения его ломают, повсюду трещины. Часто уносит. Вспомните ежегодные эпопеи с питерскими рыбаками.
2. Торосы. Прибрежная часть до 3 км от берега обычно чрезвычайно торосистая. Локально и в отдельные годы полностью не проходимая ничем. Ни людьми, ни техникой. Даже сейчас.
3. Если выпадет снег, даже рыбацкий ящик на лыжах тащить крайне трудно. Особенно когда снег подтает и под ним вода. Или наоборот, выпавший снег своей массой выдавит через трещины воду которая скапливается под снегом. Передвижение на технике (снегоход, мотособака, сани) в таком случае практически невозможно, пешком крайне затруднительно.
4. в поземку снег надувает барханами как песок в пустыне. Локально запросто может быть толщиной более полуметра. Так же малопроходимо.
5. даже если снег выпал тонким слоем, свеженький, то пока он не спрессуется и не сцепится с поверхность льда, то точки опоры нет от слова совсем. Очень скользко. Вы даже ребенка на санках тащить не сможете. У всех питерских рыбаков, тех кто ходит далеко по Финскому заливу (корюшатники), имеется специальная обувь. Раньше это были специальной формы галоши на валенки. Сейчас сапоги с подошвой из специального состава и определенного протектора. А так же специальные накладки с шипами, так называемые ледоступы.
Следующее. Так же сейчас много идет разговоров о том, что древесина может быть более старой. Приводится в пример и морёный дуб, и Венеция (сибирская лиственница) и прочие примеры археологических находок. Тут так же нужно понимать что есть что и отделять мух от котлет. Древесина может долго сохраняться в среде с малым количеством кислорода. То есть должен быть некий консервант. Консервантом может быть лишь то, что исключает или снижает количество растворенного в воде кислорода. Например глина, выступающая гидроизолятором, или ил и торф которые активно пожирают свободный кислород. Там где лежат колонны нет ни глины, ни ила, ни торфа. Только песок. Песок хорошо пропускает воду, а вместе с ней и кислород. В данной локации нет условий для длительного сохранения древесины. При том что древесина в данном случае это обычная хвоя, как известно не отличающаяся особой стойкостью к гниению. Раз уж отвлекся на древесину, еще кое что скажу. Древесина бывает разной. Как по плотности и твердости, так и по химическому составу. Кроме того, разные породы дерева имеют разный электрический заряд. Древесина в воде гниет любая, но различные особенности могут уменьшать или увеличивать срок. Некоторые породы дерева при определенных условиях дубеют, кальцинируются. Всем известный пример с морёным дубом. Если дуб положить в воду и засыпать песком, да потолще, а лучше глиной или илом, то он каменеет. Но нужны многие годы. Сейчас в промышленных условиях этот процесс сокращен до дней путем нагрева, сушки, обработки паром и химикатами. При этом мало кто знает что ряд пород дерева в некоторых условиях по характеристикам превосходит мореный дуб. Например всем нам хорошо известная осина. Она очень мягкая, особенно верхушка дерева, при этом в естественных условиях гниет очень быстро, по-этому старых и толстых деревьев в лесу вы не найдете. Но, если дерево намочить, оно сильно разбухает, а при сушке сильно ссыхается. При этом имеется факт накопления. То есть каждый цикл разбухания и последующего усыхания будет плясать от последнего цикла с прогрессией к уплотнению. Так вот, после трёх таких циклов осина уже твёрже дуба. А после 10 циклов вы в неё даже гвоздь не забьёте. Самое интересное то, что осина не имеет предела сжатия. Даже после многих циклов сушки сохраняет способность к усыханию. Правда этот процесс крайне замедлен. При этом если окажется влажная среда, то будет так же впитывать влагу и разбухать. Даже покрытая лаком или воском. Ибо с годами лак, воск и прочие покрытия теряют свои свойства и увеличивают гигроскопичность. В общем со временем изделие из осины обязательно растрескается. Кстати, осина имеет отрицательный заряд и по-этому не дружит с хвоей. Вместе они не растут, осина угнетает хвою. А те ёлки что умудряются расти, имеют ветви в сторону от осины. Чёта Остапа понесло. Хватит. Да, у других пород дерева свои «тараканы».
И последнее. Справа и слева от колонн имеется песчаная «отмель». Кое кто пытается это связать каким-то образом с руинами прошлых лет. Типа под песком что-то погребено. А колонны с блоками это лишь верхушка айсберга.
]]> ]]>
Нет. Это не верхушка айсберга. Тут нет ничего необычного. У любого берега на некотором расстоянии от уреза воды есть такой намыв из песка и гальки. Образуется он придонным обратным течением при большой волне в берег. То что у колонн нет такого намыва обусловлено только тем, что сами колонны были как дамба и сдерживали как нагонное поверхностное течение, так и обратное придонное. А справа и слева этот намыв заканчивается причинами иного характера. Это рельеф дна (глубина), геометрия береговой линии, каменные гряды, заливчик впадающего ручья и пр..
Тепеь всё. Свои мысли по теме возможной принадлежности и транспортировке колонн я изложил. Равно как и наиболее вероятную причинно-следственную цепочку событийного характера. Всем спасибо за чтение.
Добавлено 20.09.2020. В данный момент происходит процесс изъятия колонн. Блоки уже вытащены на берег, в скором времени вытащат и колонны. Планируется создание ]]> музея в Выборге ]]> где колонны станут одним из экспонатов. Хорошо это или плохо, я не берусь судить. Могу лишь предположить, что маленький песчаный пляж, который был жемчуженой залива, перестанет быть этой самой жемчужиной, если вообще останется.