бурдалю что это такое фото
Бурдалю из музея в Петергофе
Бурдалю обычно изготавливались из фаянса или фарфора. Как правило, изделие украшалась изысканной росписью. Иногда на донышке бурдалю помещались рисунки и надписи игривого содержания, соответствующие нравам XVIII века.
Самые ранние сохранившиеся бурдалю датируются первым десятилетием XVIII века. По легенде, название произошло от имени Луи Бурдалу (французский духовный оратор, член монашеского ордена иезуитов, 1632-1704), который во времена Людовика XIV читал столь длинные проповеди, что дамам, дабы иметь возможность дослушать их до конца, приходилось брать с собой в церковь «дневные вазы».
Бурдалю использовались представительницами высших слоёв общества во время длительных поездок или визитов в качестве мобильных «дневных ваз». Служанки были обучены аккуратно подсовывать бурдалю под юбки госпожам (нижнего белья в то время женщины не носили). Приподнятый кончик с одной стороны и ручка с другой позволяли женщине справить нужду и без помощи посторонних, в положении стоя.
Соблюдать интимную гигиену в старые времена тоже было достаточно проблематично, ввиду отсутствия сантехники, присущей нашему времени. Но и тогда находили выход из таких ситуаций.
Шатлен, портбукет, бурдалю и другие женские аксессуары, навсегда утерянные во времени
Мода прошлых веков была гораздо богаче на милые мелочи, которые составляли существенную часть женского образа
Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что лет двести назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые тратили целые состояния, пылятся на музейных полках. Последние несколько веков внесли особенно сильные изменения в наш быт и «арсенал» женщин сегодня стал намного скуднее. Давайте посмотрим, какие вещицы дамы потеряли из своего обихода за недавнее, с точки зрения мировой истории, время.
Наиболее известный из всех старинных аксессуаров, веер всегда связывается в нашем понимании с высшим светом, балами и знатными дамами пушкинской эпохи. Однако история этой вещицы гораздо более интересна и насчитывает уже около 3 тысяч веков. В разные времена веер (или опахало), при одной и той же функциональности, нес различную смысловую нагрузку: был символом власти у ассирийцев, признаком знатности – у древних египтян, воплощением мужского и женского начал в Японии и Китае. В европейской же культуре средних веков и позднее он стал незаменимым предметом обольщения.
Старинные веера были настоящими произведениями искусства
В разные времена в моду входили веера, выполненные в разных стилях
При изготовлении вееров использовали слоновую кость, различные породы древесины, дорогие ткани, перламутр, перья редких птиц
Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду. Теперь эту вещицу можно встретить, видоизмененную, в свадебном наряде, ну, и в музеях, в виде ювелирных изысков прошлого.
Изысканные портбукеты из золота, серебра и драгоценных камней изготавливались лучшими ювелирами
Сегодня портбукет – предмет коллекционирования и музейный экспонат
Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.
Шатлен носили как знатные дамы, так и простые домохозяйки или работающие женщины (он был очень популярен у медсестер)
Карне (Бальная книжка)
Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.
Бальная книжка. 1912 г.
Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости – в этом случае записи после бала стирались
Бальная книжка – изящный аксессуар для записи поклонников
Как известно, блохи в старину были неприятной неизбежностью для людей всех сословий. Специальный гаджет, модный в XV-XVI веках и позднее, представлял собой небольшую закручивающуюся ловушку для насекомых. Внутрь помещалась пахучая приманка – тряпочка, пропитанная медом, кровью или смолой. Блохи заползали внутрь и прилипали. Такое устройство можно было поместить внутрь прически, под одежду или поставить рядом с кроватью. Кстати, в те же времена был популярен другой аксессуар, который теперь известен под аналогичным названием. Он представлял собой цельную шкурку пушного зверька (куницы или соболя) с декоративно выполненной в виде ювелирного украшения головкой. Существует мнение, что мех мог переманивать на себя надоедливых паразитов, но подтверждения этому факту нет. Вероятно, это было просто модное для своей эпохи украшение.
Как и любой предмет своей эпохи, блохоловки для знати были выполнены изящно, из дорогих материалов
Шкурки с драгоценными головками, позднее также названные блохоловками, можно увидеть на многих портретах дам XV-XVI веков
Уксусница или флакон для нюхательной соли
Еще одним фактом, известным нам о старинных временах, является то, что дамы на балах постоянно падали в обмороки. При этом им обязательно «давали нюхать соли». Это действительно так. Обычно в бутыльке находилась кристаллическая соль аммония, имеющая резкий запах. Сами же флаконы были украшены, в соответствии со вкусом и возможностями владелицы. Коробочка – уксусница служила тем же целям, в ней находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре.
Флакон для нюхательной соли
Флакон для нюхательной соли
Флакон для нюхательной соли
Данный предмет интимной гигиены дам XVII—XVIII веков был атрибутом, необходимым в поездках или на длительных мероприятиях, и представлял собой, по сути, «дневную вазу». Сейчас его можно было бы назвать «уткой», хотя он служил для отправления естественных надобностей стоя. Это было возможно благодаря специальной форме и удобной ручке. Обычно этот предмет был сделан из фаянса или фарфора и покрыт прекрасными росписями, иногда игривого содержания. Подсовывать бурдалю под юбки госпоже чаще всего помогали служанки.
Бурдалю из петергофской коллекции украшен реалистично выполненной росписью. Надпись на французском языке: «Он тебя видит, шалунишка!»
Франсуа Буше. «Интимный туалет», 1760-е гг.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Ватерклозет и бурдалю: какими были туалеты в России в XVIII веке
Когда речь заходит о дворянском этикете, сразу в сознании возникают роскошные балы, нарядные дамы и галантные кавалеры. А между тем, правила хорошего тона определяли поведение русских аристократов не только в высшем свете, но и во время вполне будничных дел. Застолье, прием гостей, одежда и распорядок дня – все это регулировалось этикетом достаточно жестко. Отправление естественных потребностей организма тоже совершалось в соответствии с правилами. То есть, и в туалет дворяне ходили по-особому.
Этикет в жизни высшего сословия
С ранних лет русские аристократы начинали усваивать строгие требования этикета, многие из которых были основаны на рыцарском кодексе чести средневековой Европы.
Известный историк Нонна Марченко в своей книге «Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи» (Москва, 2002 год издания) написала, что в дореволюционной России умение держать себя в обществе считалось главным признаком благородного происхождения человека. Поэтому многие дворяне буквально соревновались друг с другом, демонстрируя прекрасные манеры. Общество ставило знак равенства между соблюдением этикета и нравственностью, благовоспитанностью. Люди соблюдали внешние приличия, независимо от собственных чувств и отношений.
При воспитании юных дворян особое внимание уделялось таким понятиям как честь, самоуважение, благородство устремлений. Делать что-либо из меркантильных интересов, лишь ради славы и чинов считалось зазорным.
Русский этикет XVIII-XIX веков представлял собой причудливую смесь народных традиций и правил хорошего тона, позаимствованных из стран Западной Европы (в основном, из Франции). Не только под влиянием реформ государя-императора Петра I, но и по собственному разумению многие дворяне считали образцом поведения благородных парижан или лондонцев. Вероятно, с младых ногтей такие мысли им внушали гувернеры-иностранцы.
Чистота – обязательное условие
Этикет требовал от дворянина неукоснительного соблюдения правил личной гигиены. Аристократ всегда должен был выглядеть безупречно и пахнуть соответственно. Поэтому мытье рук после отправления естественных потребностей было обязательным.
Кроме того, большинство представителей благородного сословия меняли перчатки после каждого посещения туалета. Порой, по шесть раз за день.
Ватерклозеты не только во дворце
Туалетный этикет русского дворянства был реформирован при Петре I, как и многие другие сферы жизни. Следование западноевропейским стандартам коснулось и этой деликатной темы. При строительстве новой столицы использовался самый передовой опыт того времени.
Первый в нашей стране туалет с проточным смывом (ватерклозет) был оборудован в Летнем дворце Санкт-Петербурга. Произошло это историческое событие в 1710 году. Вскоре ватерклозетом обзавелся и дворец Монплезир, расположенный в Петергофе.
Если оставить в стороне императорские резиденции, то первым русским дворянином, в чьем доме появился частный туалет с водяным смывом, был ближайший сподвижник государя-императора Александр Данилович Меншиков.
Доктор исторических наук Игорь Зимин в книге «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762–1917» (Москва, 2012 год издания) указал, что в Зимнем дворце Санкт-Петербурга единая система сливной канализации появилась летом 1826 года. Знаменитый архитектор Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси обустроил «места ватерклосетов» у парадного зала Военной галереи, неподалеку от Георгиевского зала.
Впрочем, только петербургские и московские аристократы могли пользоваться туалетами, близкими к современному пониманию об «удобствах». Провинциальные дворяне вплоть до ХХ века ходили в обычные для той поры сооружения с выгребными ямами, которые регулярно чистились.
Ночью – фарфоровые вазы
Если простолюдины, ленясь дойти до отхожего места, использовали по ночам металлические горшки, то дворяне – специальные фарфоровые или фаянсовые вазы. Эти предметы стыдливо прятались под кроватями или в специальных шкафчиках в спальне. Выносить и опорожнять по утрам такие судна должны были слуги.
Как пишет Игорь Зимин, в перечень комнатного имущества Зимнего дворца входил «Стул ночной простого дерева с кожаной подушкою и фаянсовым горшком». Представители петербургской аристократии комфортно усаживались на такой предмет мебели, а все их испражнения попадали в ночную вазу.
Некоторые фарфоровые изделия, предназначенные для этих целей, напоминали настоящие произведения искусства и стоили немалых денег. Часто они украшались затейливыми рисунками или орнаментами.
А в дороге – бурдалю
Россия – страна длинных дорог, и путешествия в карете из одного дворянского имения в другое часто занимали довольно много времени. Мужчинам было проще, ведь они обычно сопровождали дам верхом на конях. Так что представителям сильного пола не возбранялось отъехать в сторону и сделать свои дела за ближайшим кустиком. Дамы же пользовались бурдалю (фр. bourdalou).
За этим словом французского происхождения скрывается небольшое судно продолговатой формы, внешне напоминающее современную соусницу. Сей оригинальный мобильный аналог ночной вазы тоже изготавливался из фаянса или фарфора.
Русские аристократки обычно прятали бурдалю в муфте и справляли в них малую нужду, в случае необходимости, прямо в карете. При этом судно просто прикладывали к телу так, как в больничной палате пользуются «утками». Длинные пышные юбки с кринолинами, не выходившие из моды в XVIII-XIX веках, помогали скрыть момент испражнения от посторонних глаз.
Историк Игорь Зимин указал в своей книге, что нашел в архивах Николая I интересный документ, датированный 1840 годом. Это бухгалтерский отчет о расходах на гардеробные цели императорского двора. Среди всего прочего, в документе упомянуты 18 рублей, которые были уплачены некому мастеру Бобкову за изготовление «дорожного судна».
В музеях Петергофа и Царского Села можно увидеть несколько бурдалю XVIII века. Они очень компактны и изящны, внешне похожи на дорогую посуду. А понять, что это за судно, можно лишь по игривым рисункам и надписям. Так, на одной из мобильных дорожных ваз изображен человеческий глаз, а рядом надпись на французском языке, которую можно перевести так: «Он тебя видит, проказница!»
Русские аристократки позаимствовали идею бурдалю, как и многие новшества, из Франции. Именно парижские графини и баронессы придумали такой оригинальный способ справлять нужду. Причем, впервые они стали делать это прямо в храме во время пламенных духовных проповедей оратора-иезуита Луи Бурдалу (1632-1704 гг.), который мог разглагольствовать о вере часами.
Не имея возможности покинуть религиозное мероприятие, благородные француженки приказывали своим служанкам принести им небольшие сосуды, которые в шутку прозвали в честь проповедника «бурдалю». Пользуясь пышными юбками, парижские аристократки справляли нужду стоя, а затем их прислужницы уносили и опорожняли эти судна.
Русские барыни оценили находчивость француженок, но пользовались бурдалю только в дороге, выливая содержимое прямо из окна кареты по пути. Справлять нужду в церкви среди всего честного народа или на балу для жительниц нашей страны было немыслимо. В случае нужды они просто покидали благородное собрание и отправлялись в ближайший туалет.
Туалеты в дворянских усадьбах
Японец Дайкокуя Кодаю, занимавшийся транспортировкой товаров по морю, в 1783 году потерпел крушение на шхуне «Синсë-мару» у Алеутских островов. За 10 лет своего пребывания в России путешественник повидал многие города, он несколько раз встречался с Екатериной II и видными аристократами нашей страны.
Вернувшись на родину, Дайкокуя Кодаю подробно описал жизнь русских в ходе обстоятельных допросов, учиненных японскими властями. Полученные сведения по приказу сëгуна Иэнари Токугавы подробно записал ученый-медик Кацурагава Хосю. Его сочинение «Краткие вести о скитаниях в северных водах», работа над которым завершилась в 1794 году, было засекречено. Книга, раскрывающая впечатления японского купца о нашей стране, была опубликована в России только в 1978 году (перевод В. М. Константинова).
Дайкокуя Кодаю довольно подробно описал устройство обычных нужников с овальными отверстиями, через которые отходы жизнедеятельности попадали в выгребные ямы. При этом японец подчеркнул, что туалеты в усадьбах русских аристократов бывают каменными на 4-5 посадочных мест, а зимой в них топятся печи, чтобы барин и его гости не мерзли.
Шатлен, портбукет, бурдалю. О чём вам говорят эти слова?)
Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что лет двести назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые тратили целые состояния, пылятся на музейных полках. Последние несколько веков внесли особенно сильные изменения в наш быт и «арсенал» женщин сегодня стал намного скуднее. Давайте посмотрим, какие вещицы дамы потеряли из своего обихода за недавнее, с точки зрения мировой истории, время.
Наиболее известный из всех старинных аксессуаров, веер всегда связывается в нашем понимании с высшим светом, балами и знатными дамами пушкинской эпохи. Однако история этой вещицы гораздо более интересна и насчитывает уже около 3 тысяч веков. В разные времена веер (или опахало), при одной и той же функциональности, нес различную смысловую нагрузку: был символом власти у ассирийцев, признаком знатности – у древних египтян, воплощением мужского и женского начал в Японии и Китае. В европейской же культуре средних веков и позднее он стал незаменимым предметом обольщения. Особый «язык веера» позволял не только поощрить или отвадить кавалера, но и назначить, например, ему свидание на определенное время в определенном месте.
Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду.
Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.
Карне (Бальная книжка)
Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.
Как известно, блохи в старину были неприятной неизбежностью для людей всех сословий. Специальный гаджет, модный в XV-XVI веках и позднее, представлял собой небольшую закручивающуюся ловушку для насекомых. Внутрь помещалась пахучая приманка – тряпочка, пропитанная медом, кровью или смолой. Блохи заползали внутрь и прилипали. Такое устройство можно было поместить внутрь прически, под одежду или поставить рядом с кроватью. Кстати, в те же времена был популярен другой аксессуар, который теперь известен под аналогичным названием. Он представлял собой цельную шкурку пушного зверька (куницы или соболя) с декоративно выполненной в виде ювелирного украшения головкой. Существует мнение, что мех мог переманивать на себя надоедливых паразитов, но подтверждения этому факту нет. Вероятно, это было просто модное для своей эпохи украшение.
Уксусница или флакон для нюхательной соли
Еще одним фактом, известным нам о старинных временах, является то, что дамы на балах постоянно падали в обмороки. При этом им обязательно «давали нюхать соли». Это действительно так. Обычно в бутыльке находилась кристаллическая соль аммония, имеющая резкий запах. Сами же флаконы были украшены, в соответствии со вкусом и возможностями владелицы. Коробочка – уксусница служила тем же целям, в ней находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре.
Данный предмет интимной гигиены дам XVII—XVIII веков был атрибутом, необходимым в поездках или на длительных мероприятиях, и представлял собой, по сути, «дневную вазу». Сейчас его можно было бы назвать «уткой», хотя он служил для отправления естественных надобностей стоя. Это было возможно благодаря специальной форме и удобной ручке. Обычно этот предмет был сделан из фаянса или фарфора и покрыт прекрасными росписями, иногда игривого содержания. Подсовывать бурдалю под юбки госпоже чаще всего помогали служанки.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
АТРИБУЦИЯ | ОЦЕНКА | ПРОДАЖА | ФОРУМ
ЧТО ТАКОЕ БУРДАЛЮ?
ЧТО ТАКОЕ БУРДАЛЮ?
Сообщение AKADEMI » 22 мар 2019, 00:51
Сколько не читал разные форумы по фарфору, всегда поднимается вопрос: что такое БУРДАЛЮ? Интересное слово! Есть в этом слове какая-то романтика и загадка! АХ! БУРДАЛЮ, МОЙ БУРДАЛЮ! ПОДАЙТЕ МНЕ БУРДАЛЮ, ТЕРПЕНЬЯ НЕТ!
ЧТО ТАКОЕ БУРДАЛЮ?
Сообщение AKADEMI » 22 мар 2019, 00:56
Бурдалю (бурдалу; фр. bourdalou) — женское подкладное судно для мочеиспускания (утка), продолговатой формы с одной ручкой, по форме напоминающее соусник — изящный предмет французского обихода XVII—XVIII веков.
Бурдалю обычно изготавливались из фаянса или фарфора.
Как правило, изделие украшалась изысканной росписью.
Иногда на донышке бурдалю помещались рисунки и надписи игривого содержания, соответствующие нравам XVIII века. Например, на бурдалю из петергофской коллекции изображён глаз и надпись на французском языке: «Он тебя видит, шалунишка!»
Бурдалю из петергофской коллекции украшен реалистично выполненной росписью. Надпись на французском языке: «Он тебя видит, шалунишка!»