буран что это за погодное
Буран
Не все природные явления радуют красотой и необычными проявлениями. Некоторые из них, среди которых буран, представляют опасность для людей, животных и растений.
Что такое буран
Зимой происходит погодное явление, способное менять жизненные ритмы людей, блокировать жизнь целых городов, влиять на экономику региона. Это буран. Характеризуется атмосферное явление сильной вьюгой, метелью, ветром, снегопадом.
Ветер со скоростью более 30 метров в секунду дует с порывами. При этом идет мелкий снег, превращающийся в вихри, видимость резко снижается. Снег поднимается с поверхности земли и поднимается в воздух, крутясь мощными волнами, превращаясь в воронки, засыпая все вокруг.
Во время бурана видимость сокращается до минимума
Интересно, что перед бурей, когда снегопад только начинается, небо чистое, светлое. Во время бурана небо темное. Понять, когда произошла смена света и темноты невозможно, потемнение происходит в одно мгновение. Это одна из опасностей явления – оно застает людей врасплох.
Метель отличается от бурана тем, что является последствием прихода теплого циклона. Она характеризуется сильным снегопадом, переносом снежной массы на значительные расстояния, повышением температуры воздуха. Разница между бураном, пургой, метелью и вьюгой в том, что он вызывается антициклоном, не переносит снежные массы, а поднимает с земли, засыпая поверхность, смешиваясь с мелким снегом, идущим во время буйства стихии.
Опасность бурана
Природное явление сравни стихийному бедствию. Последствия бурана сложные для человека. Мощный ветер усиливается потоком снега, увеличивается ударная волна, способная разрушать постройки, разрывать линии электропередач, сносить крыши, переворачивать машины и даже разворачивать самолеты.
Расчистка дорог от снега
К другим опасностям бурана относятся:
Опасно природное явление для природы и животных. Сильный ветер срывает снег с полей и степей, обнажая озимые, которые замерзают при сопровождающих атмосферное явление низких температурах. Животные остаются без пищи, которая покрывается крупными сугробами, птицы замерзают от мороза.
Поведение при приближении стихии
Жители регионов, подверженных регулярному проявлению ураганного ветра, который смешивается с мелким снегом, уже знают, как вести себя во время буйства стихии. Но иногда буран приходит и в нехарактерные для него регионы. Он происходит с меньшей силой, но несете в себе опасность.
Последствия стихии
Следует знать, как вести себя:
На улице нужно держаться подальше от автомобилей, которые может перевернуть сильный ветер, или ненадежных построек. Неизвестно, сколько времени продлится буран, поэтому нужно вести себя осторожно и благоразумно, чтобы, когда стихия успокоится, не пришлось подсчитывать убытки и не навредить здоровью.
Буран
Из-за разных климатических условий в регионах случаются различные природные явления. Некоторые из них представляют опасность не только для имущества людей, но и для человеческой жизни. Важно понимать, что представляют собой различные атмосферные явления. Иногда эти знания могут спасти жизнь.
Описание явления
Буран – это атмосферное явление, представляющее собой сильную вьюгу или метель.
Слово буран произошло от тюркского языка. «Buran» означает «колющий, вертящий». Явление сопровождается сильным ветром, обильным снегопадом, низкой температурой. Хотя очень часто оно случается при отсутствии снегопада. Сильные потоки ветра поднимают хлопья снега с поверхности земли, и может показаться, что это обычный снегопад. При этом изначально можно видеть ясное небо. Именно поэтому на английском языке явление называется «snowstorm», то есть «снежный шторм».
Природное явление часто можно встретить в культуре и искусстве. Буран изображают на картинах, показывают в фильмах и мультфильмах. Его упоминают писатели в своих произведениях, например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка»:
Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!
Где происходит
Обычно бураны случаются в степной местности, например, в Казахстане, Крыму, Оренбургской области, республике Башкортостан, на юге Украины.
Примечательно, что в некоторых областях явление может произойти не только зимой. Иногда бураны разыгрываются и весной, даже после начала потепления. Для таких поздних буранов местные жители даже придумали свое название — «бишкунак».
Чем опасен для человека
Разрушительное действие, которое несет погодное явление, настолько сильно, что его вполне можно назвать стихийным бедствием.
Опасность, которую буран представляет для людей:
Скорость ветра при буре иногда превышает отметку в 30 м/с. При этом снегопад дополнительно увеличивает силу ветра.
Как вести себя во время бурана
Снежная буря может застать где угодно. Важно знать, как найти выход при любом раскладе:
При нахождении в укрытии или машине важно не забыть о внешних сигналах, чтобы помощь пришла быстрее. Можно использовать звуковые или световые сигналы машины, яркую ткань, световые приборы.
Чем отличается от пурги, метели, вьюги
Понятие метель, пурга, вьюга, буран часто используются как синонимы. Этими понятиями обозначают похожие природные явления. Отличия могут быть, например, в названиях. Одно явление может называться по-разному в разных регионах. Также есть и другие различия. Чтобы понять, в чем разница между этими явлениями, нужно рассмотреть все понятия.
Метель – это перенос снега ветром. Переноситься может как падающий снег, так и ранее выпавший.
Пурга — это перенос уже выпавшего снега холодным ветром. Пурга возникает в равнинной местности. Пурга и буран — это одно и то же природное явление. Разница лишь в том, что разные регионы используют разные названия. Бураном явление называют жители степных регионов и азиатской части России. Слово пурга используют жители северных регионов страны.
Термин вьюга говорит сам за себя. Он происходит от слова «вьять» то есть «кружить». Вьюга – это снежная буря, во время которой снег кружится по воздуху.
По большому счету все вышеуказанные термины крайне близки друг к другу по своему значению и в большинстве случаев могут характеризовать одно и то же явление.
Что такое буран и как он влияет на жизнь человека
В холодное время года жители степных местностей часто сталкиваются не только с низкими температурами воздуха, но и метелями, снегопадами и буранами. Такие природные явления характерны для районов Казахстана, Башкортостана, южной территории Украины, степной части Крыма и похожих областей. В статье рассмотрим, что такое буран и опасен ли он для жизни человека.
Буран – природное явление
Бураном принято называть метель, которая сопровождается очень сильным ветром и снегопадом. Англичане называют такое явление «снежный шторм».
Характерной особенностью бурана является снежная поземка – явление, когда ветер поднимает снег с земли и создает вихри. Такая метель может проходить и без снегопада, а небо оставаться чистым. Обычно длится продолжительное время, присутствует сильный ветер.
Буран – зимнее явление, но его можно увидеть и в начале весны. Позднюю метель и снежные заносы на некоторых территориях, например, Северном Казахстане или Южном Урале, называют «бишкунак». А в Башкирии явление получило название «акман-тукман».
Где происходит
Снежный буран можно встретить не только в северных широтах, но и степных областях Украины и Крыма. Обычно в этот период прекращается работа аэропортов, автомагистралей, а жителям рекомендуют не покидать свои дома.
Экономике Казахстана снежные заносы наносят большой ущерб, поскольку в этот период затруднены перевозки.
Стихийное бедствие или нет
Что такое буран для жителей степных районов и можно ли считать его стихийным бедствием? Конечно, длительные заносы наносят ущерб не только инфраструктуре, но и останавливают работу пассажиро- и грузоперевозок.
Работники аварийных служб с трудом добираются к пострадавшим, ремонтируют линии электроснабжения. Можно сказать, что длительный буран – настоящее стихийное бедствие.
Поскольку при буране дует сильный ветер – порядка 30 метров в секунду, он наносит разрушения постройкам, а несущийся потоком снег только увеличивает ударную силу. В интернете можно найти множество видеозаписей, которые подтверждают, что буран способен сорвать крышу с дома, перевернуть машины и закрутить самолеты.
При буране случается:
В чем опасность для человека и природы
Степная метель – потрясение для экосистемы. Жизни птиц и зверей угрожает переохлаждение, отсутствие еды и гибель, поскольку в буран заметается глубоким снегом пища животных. Под тяжестью снега подвергаются опасности места их обитания, ломаются ветки деревьев.
Буран угрожает всему живому такими факторами:
Вместе эти факторы несут разрушающую силу и отнимают десятки жизней каждый год.
При длительном буране населенные пункты остаются отрезанными от внешнего мира. К ним невозможно совершить поставки продовольствия или оказать медицинскую помощь. Проведенные расчеты показывают, что на протяжении зимы в Северном Казахстане метр степной автодороги выдерживает 150 тонн снега.
Кроме дезорганизации жизни людей, бураны наносят вред природе. Так, при сильном ветре снег, который защищает озимые от холода, срывается, и посевы перемерзают. Также земля теряет запас влаги, который образуется при таянии снега, что негативно отражается на зерновых культурах.
Что делать, когда приближает буран
Особенно страдают те, кто оказался вне помещения, когда начался буран. Порывы ветра и сильная метель мешают нормальному дыханию, а отсутствие видимости лишает человека ориентации. Бессмысленно бороться с явлением, от него нужно прятаться.
Люди уже давно знают, что такое буран и как вести себя в период его приближения:
Для любителей туризма и рисковых походов создан специальный свод подробных инструкций и правил поведения во время бурана.
Что такое буран? Можно сказать, что это настоящее стихийное бедствие. Явление возникает не повсеместно, а характерно только для степных районов. Во время метели человек должен обезопасить себя и своих близких, укрыться в помещении и переждать непогоду.
Что такое буран в природе?
Ныне бураном обычно называют метель с очень сильным ветром и обильным снегопадом; то, что англичане окрестили snowstorm («снежный шторм»).
Впрочем, нередки и бураны, когда снегопада нет, но вихри вздымают массу снега в ясное поначалу небо. В Казахстане бураном традиционно считают метель при очень сильном морозе (–30° и холоднее), ураганном ветре и ясном небе. При буранах обычны позёмки.
Буран может разыграться не только зимой, но и в начале–середине весны, после начавшегося потепления. Такую позднюю метель в Башкортостане, Севернем Казахстане и на Южном Урале с давних пор именуют «бишкунак».
Сильный и продолжительный буран становится настоящим потрясением для природных экосистем. Он засыпает глубоким снегом пищу для птиц и зверей, ведёт к их гибели от голода и переохлаждения. Под тяжестью снега и ветром ломаются ветви деревьев и кустарника. Выдувание снега ведёт к вымерзанию многих обитателей почвы на оголённых участках.
Можно ли считать буран стихийным бедствием?
Длительный масштабный буран, безусловно, становится настоящим стихийным бедствием. Он ведь приносит огромные материальные убытки, всерьёз и надолго дезорганизует деятельность людей.
Аварийным работникам не подобраться к заметённым подстанциям связи и энергоснабжения. Буран перерезает транспортные магистрали, мешая перевозить грузы и людей. Он заносит снегом железнодорожные пути, парализуя стрелки и угрожая сходом составов с рельсов. Видимость на автотрассах резко снижается, подчас до нескольких метров. Заносы плотного снега отрезают населённые пункты друг от друга. Расчёты показывают, что за зиму в Северном Казахстане на метр степной автодороги бураны наносят до 150 тонн снега.
Они несут разрушения ураганным ветром, скорость которого превышает 30 м/с. Ударную силу этого потока повышает несущийся снег. Интернет полон сообщениями о том, как бураны стаскивают крыши с многоэтажек, переворачивают грузовики, обрывают линии электропередач, вертят самолёты на аэродромах.
Степные бураны выдувают снег с полей, лишают озимые защиты от холода и те вымерзают. Плюс к тому, земля лишается запаса влаги, который бы дал при таянии сметённый ветрами снег. А ведь степи – важнейшие кормильцы миллионов людей.
Чем опасен буран для человека?
У бурана три «поражающих фактора»: ветер, снег и мороз. Действуя заодно, они несут серьёзную угрозу здоровью и жизни. Четвёртым фактором можно добавить ещё и время – непогода может длиться несколько суток. Десятки, возможно, сотни жизней уносят бураны каждой зимой.
Особенно опасен буран для тех, кто оказался вне населённого пункта, «в чистом поле». Непрерывный ураганный ветер сбивает нормальное дыхание. Обломки снежинок секут лицо, проникают под одежду. Видимость падает чуть ли не до нуля, исчезают под снегом ориентиры движения. Непогода сбивает с ног, заметает горами снега, отбирает последнее тепло. Минус 30–50 градусов где-нибудь в заволжской степи – не редкость, а на ураганном ветру охлаждение идёт просто стремительно. Как обезопасить себя от этих бед?
Общее правило – с бураном бессмысленно бороться, от него надо укрыться. Поэтому при приближении бурана нужно:
– не выходить из дому, плотно закрыть окна, двери, люки чердака;
– занести в помещение вещи, которые может унести ветер;
– приготовить фонарь и свечи;
– если едете в машине – остановиться и переждать;
– если непогода застала на улице – бежать в ближайшее здание.
Детальный свод правил поведения есть и для «групп риска» – любителей зимнего туризма.
…Буран – масштабное явление природы, неудивительно, что его приход активно обсуждают социальные сети: «Сижу, у окна, гляжу – а над дорогой пролетает мальчик, выгуливающий здоровенного пса». Это, конечно, шутка. Но наблюдать за бураном, и вправду, лучше всего сидя в комнате.
«Буран» раздора. Как советский космический корабль соревновался с США, а затем рассорил Россию и Казахстан?
В сентябре 2021 года на сайте НПО «Молния» появилось сообщение о планах вернуть орбитальный корабль «Буран» в Россию. Позже сообщение удалили и планы вывезти советский шаттл опровергли в «Роскосмосе», но оно запустило очередную волну обсуждений о передаче корабля. «Лента.ру» рассказывает историю «Бурана», который лишь единожды побывал в космосе: от гордости советской космонавтики — до судебных разбирательств.
Не гонка, а защита
15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Энергия», которая вывела на околоземную орбиту космический корабль «Буран». Первый полет многоразового корабля происходил в автоматическом режиме. За 205 минут полета аппарат сделал два витка вокруг Земли и сел на аэродроме «Юбилейный». Так началась история советского «космического челнока», включающая один полет, сомнительные операции и долгие разбирательства.
Советский «Буран» стал ответом на американскую систему Space Shuttle. Только дело было не в престиже космической державы, а в безопасности. После заявления президента США Ричарда Никсона о начале работ над Space Shuttle советские ученые и военные внимательно следили за развитием американской программы.
В СССР предположили, что американский космический корабль создан прежде всего для военных целей. Это укладывалось в логику холодной войны, когда большинство передовых разработок были направлены на гонку вооружений. Считалось, что шаттл предназначен для орбитальной бомбардировки территории СССР. А после раскрытия американскими разработчиками характеристик космического аппарата, — включая габариты грузового отсека, — советские специалисты предположили, что корабль может использоваться для похищения советских спутников и станций.
В 1975 году советским спецслужбам удалось получить первые чертежи и фотографии американской системы. Полученные материалы проанализировали специалисты Института прикладной математики АН СССР и нескольких военных НИИ.
При этом корабль мог оставаться невидимым для советских средств предупреждения о ракетном нападении.
Это стало решающим фактором в истории будущего «Бурана». Министр обороны СССР Дмитрий Устинов подготовил решение о создании многоразовой космической системы (МКС), которое Л. И. Брежнев утвердил и подписал после обсуждения в Политбюро. 8 ноября 1976 года Дмитрий Устинов утвердил тактико-технические задания на разработку многоразовой космической системы 1К11К25, поставив подпись под ТЗ. Головным разработчиком корабля сделали специально созданное НПО «Молния» под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
Задание предполагало постройку пяти кораблей, которые обеспечат частоту до 30 полетов в год. Помимо противодействия потенциальному противнику корабль предназначался для транспортировки грузов, космонавтов и спутников, а также для проведения научных экспериментов.
Рождение «Бурана»
Идея многоразовых орбитальных полетов прорабатывалась в СССР задолго до «Шаттла». Так, в 1960-х в СССР инициировали проект «Спираль», предполагавший создание орбитального самолета. К этому времени в ОКБ-23 В. М. Мясищева вели работу над воздушно-космическим аппаратом ВКА-23, который объединил несколько наработок по нескольким проектам крылатых ракет и орбитальных кораблей. Этот задел помог ускорить работу над «Бураном».
В 1975 году был предложен первый вариант будущего корабля — ОС-120. Первая концепция практически полностью повторяла «Шаттл». В хвостовой части размещалось три маршевых кислородно-водородных двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. Такая концепция ограничивала возможности посадки корабля, который мог приземлиться на ограниченное количество аэродромов. Так появился вариант корабля ОК-92. В нем маршевые двигатели переместили на ракету-носитель, а их место заняли два воздушно-реактивных двигателя, которые обеспечивали атмосферный полет. В этом было главное отличие будущего «Бурана» от Space Shuttle, который взлетал за счет твердотопливных ускорителей и собственных маршевых двигателей.
Уже в 1980 году на Тушинском машиностроительном заводе началось строительство первого прототипа космического корабля, который был готов к 1984 году. Длина «Бурана» составила 34,5 метра, размах крыла — 24 метра, а высота космоплана с шасси — 16,5 метра. При этом взлетная масса изделия достигала 105 тонн с учетом максимальных 30 тонн груза. С орбиты корабль мог доставить 20 тонн груза.
Доставку корабля на космодром осуществляли в два этапа: сначала «Буран» на барже доставили в город Жуковский, после чего воздухом части корабля отправили на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур. Для этих целей специально создавали транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия», установивший впоследствии ряд рекордов, но самолет опоздал на встречу с «Бураном» на несколько месяцев. Для доставки компонентов МТКС «Энергия-Буран» построили три самолета ВМ-Т «Атлант» на основе стратегических бомбардировщиков 3М. К стартовой позиции ракету-носитель и корабль вывозили тепловозы, которые тоже построили специально для «Энергии-Бурана».
Посадочный комплекс включал три специально построенных полосы: основная — в аэропорту «Юбилейный» на Байконуре, и две запасных — в поселке Хороль Приморского края и аэропорте Симферополя. Посадку «Бурана» обеспечивала уникальная инфраструктура. Так, аэродром на «Байконуре» получил новую взлетно-посадочную полосу длиной 4500 метров и шириной 84 метра. Параллельно были построены или модернизированы взлетно-посадочные полосы на 14 аэродромах СССР, Кубы, и Ливии. Они предназначались для вынужденной посадки корабля в ручном режиме.
Первый и последний
В 1988 году завершились испытания и подготовка инфраструктуры полета. Первый полет «Бурана» в автоматическом режиме запланировали на 29 октября, в канун годовщины Октябрьской революции. Но старт в назначенный день отменила автоматика, обнаружившая неполадку. Лишь 15 ноября состоялся первый полет, который мог стать поворотным пунктом в советской космонавтике.
Сделав два витка вокруг Земли, «Буран» приземлился в сопровождении истребителя МиГ-25 под управлением летчика Магомеда Толбоева. На борту самолета находился оператор Сергей Жадовский. МиГ также сопровождал «Буран» во время взлета, что позволило сохранить кадры уникального полета «Бурана», оставшегося единственным в своем роде.
Первый полет выполнил поставленные цели — система оказалась жизнеспособной. Более того, нештатная ситуация показала совершенство автоматики «Бурана». На высоте в 11 километров корабль совершил неожиданный маневр при посадке, ненадолго пропав из поля зрения наземных средств наблюдения. Таким образом автоматика сменила направление захода на посадочную полосу, что позволило использовать встречный ветер для снижения скорости посадки.
Оставались научные цели, но их постепенно отодвигали финансовые проблемы. Один полет многоразового «Бурана» обходился вдвое дороже запуска ракеты «Союз». К 1992 году планировался полет второго летного образца «Бурана» («Изделие 1.02», серийный номер 2К 11Ф35), но недостаток финансирования и распад СССР привели к закономерному финалу. В 1990 году программу приостановили, а 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» им. академика С.П. Королева принял решение № 245-25/05-93, фактически закрывавшее программу.