бунт родиона раскольникова что это

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

Родион Раскольников — это главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж называет свое поведение «бунтом». Его преступление не было спонтанным. К деянию героя привело множество социальных и философских факторов.

Социальные причины преступления Раскольникова намного сильнее повлияли на героя, чем философские. Ведь под влиянием условий его жизни и сформировалась его философия.

Родион Раскольников — бывший студент, который не мог продолжить учебу, так как не имел возможности оплачивать обучение. Герой живет очень бедно. Он арендует маленькую комнату, которая похожа чем-то на гроб. Герой не всегда имеет материальную возможность оплачивать каждый месяц хозяйке жилье, поэтому она злится на Раскольникова. Настасья, служанка в доме, жалеет Раскольникова, поэтому часто приносит ему пищу, даже если хозяйка запрещает.

Раскольников не только сам страдает от нищеты. На такую жизнь обречены и его мать, и сестра. Раскольников не имеет постоянного места работы. Он перебивается с заказов, которые берет у своего друга Разумихина. Он, как и многие студенты, пользуется услугами старуха-процентщицы, закладывая различные ценности на определенный срок.

Эта печальная обстановка, в которой находится герой, и побуждает его размышлять о бедности и богатстве, а также вытекающих из этих явлений качеств. Персонаж был поражен несправедливостью этого мира, распределением благ и богатства, ресурсов. Он не понимал, почему должен жить в такой обстановке.

Герой написал статью о людях, которые делятся на обычных и обыкновенных. Согласно этой теории, общество делилось на выдающихся людей и на обыкновенных. Первые люди осуществляли государственные перевороты, вершили правосудие, устраивали революции и реформы, а вторые люди были лишь материалом для первых людей.

Раскольников использовал свою теорию для собственного успокоения. Он считал себя человеком необычайным. Эта мысль успокаивала его, давала ему стимул жить и двигаться дальше. Родион Раскольников решил, что если он человек необычайный, то может сам решить проблемы своей нищеты.

Выбор героя лег на старуху-процентщицу, которая была для него исчадием ада. Он совершил убийство, которое стоило ему многого.

Поступок Родиона Раскольникова был вызван условиями его жизни и философии, которая сформировалась у героя под влиянием социальной обстановки.

2 вариант

Я думаю, в своем произведении Достоевский как нельзя более точно описал реалии того времени, и к чему они могут привести. Взывая к разумному обществу, автор наделся что-то изменить мирно, не допуская рек крови. Произведение было принято, но не понято людьми, и случилось то, что случилось.

Также читают:

Картинка к сочинению Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Популярные сегодня темы

В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность

Федор Михайлович является одним из великих классиков XIX века. Его произведения выделяются своей необычностью и уникальностью.

В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, иногда как просто инстинкт, который может взять власть над человеком.

На свои именины Сережа получил много разных подарков, но особым оказался подарок дяди – сетка, чтобы птиц ловить. Мама мальчика была против, не хотела, чтобы Сережа таким занимался; спрашивала, зачем ему мучить птичек.

Казалось бы, человек является самым разумным существом на планете. Кто-то даже скажет, что люди внесли в мир гармонию и сделали жизнь более благоприятной. Так ли это на самом деле?

Источник

Сочинение: Бунт Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

(381 слово) Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был создан в 1866 году, во время революционных реформ и значительных перемен, социального перелома в обществе. Людей захватывают принципиально новые идеи, хозяевами жизни оказываются дельцы-предприниматели, духовность отходит на второй план. Именно поэтому молодежь бунтует против сложившейся системы, и символом этой борьбы стал Родион Раскольников.

Раскольников – герой, всецело поглощенный идеей о сильной личности, о ее возможностях и мере дозволенности. Он не готов примириться с судьбой и плыть по течению, он может, хочет и меняет свою жизнь. Он жаждет быть свободным, пытается осознать, где начинаются и заканчиваются границы человека, которому все дозволено. Герой истинно и рьяно борется с мыслью о том, что и его удел — просто быть частью серой массы и существовать вот так, без цели и смысла.

Его теория о личности сильной, значимой, имеющей право вершить историю ломается, когда Раскольников сталкивается с реальностью. Одно дело просто думать, и другой вопрос – совершать и сталкиваться с последствиями поступков. Философские, нравственные вопросы в виде размышлений Раскольникова занимают львиную долю всего повествования, на первый план выходит не столько действо, сколько внутренняя борьба человека, который совершил тяжкое преступление. Мир устроен несправедливо, и Родион хочет бороться с этим – с невозможностью совершать свой выбор, с отсутствием перспективы счастливого существования. Как ни парадоксально, будучи сторонником теории «о людях, власть имеющих и людей обыкновенных», Раскольников хочет помочь бедным, убивая ради этой цели богатую старуху. Он хочет доказать в первую очередь самому себе, что он относится к той же категории людей, что и его кумир, Наполеон. Ради блага других, по его мнению, можно пожертвовать одной жизнью. Таким образом, преступление – это своеобразный протест против ненормальности, несправедливости устоявшегося общества. Это бунт против несовершенных устоев, не дающих возможность жить справедливо и честно. Раскольников – человек, который не может смириться с предопределенностью жизни. Но в своих размышлениях и помыслах Родион не учитывает так называемый «человеческий фактор», он забывает о том, что человек не просто часть социума, но личность, которой не чужды страх, совесть, стыд, эмоции. В итоге его бунт заканчивается раскаянием и взрослением.

Теория Раскольникова казалась логичной, но на практике все оказалось намного запутаннее, чем было в теории. Родион не справляется с тяжестью ноши, которую взял на себя. Это не значит, что он «тварь дрожащая», а говорит о том, что никто не вправе отнимать человеческую жизнь, будь то Наполеон, или же бедный студент, или другой человек, имеющий мнимую или реальную власть.

Источник

Бунт Родиона Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Бунт Родиона Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него.

В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!…Вот цель!» — говорит Раскольников Соне Мармеладовой.

Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» — спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя.

Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям.

Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

Источник

Бунт Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Главная причина преступления

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны».

Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Бунт Родиона Раскольникова

Второстепенные причины преступления

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

Сочинение на тему бунт и покаяние родиона раскольникова в романе преступление и наказание

Последствия преступления

Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон». Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление. Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него.

Источник

«Причины бунта Раскольникова: – бедность и бесправие героя»

Родион Раскольников — это главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж называет свое поведение «бунтом». Его преступление не было спонтанным. К деянию героя привело множество социальных и философских факторов.

Социальные причины преступления Раскольникова намного сильнее повлияли на героя, чем философские. Ведь под влиянием условий его жизни и сформировалась его философия.

Родион Раскольников — бывший студент, который не мог продолжить учебу, так как не имел возможности оплачивать обучение. Герой живет очень бедно. Он арендует маленькую комнату, которая похожа чем-то на гроб. Герой не всегда имеет материальную возможность оплачивать каждый месяц хозяйке жилье, поэтому она злится на Раскольникова. Настасья, служанка в доме, жалеет Раскольникова, поэтому часто приносит ему пищу, даже если хозяйка запрещает.

Раскольников не только сам страдает от нищеты. На такую жизнь обречены и его мать, и сестра. Раскольников не имеет постоянного места работы. Он перебивается с заказов, которые берет у своего друга Разумихина. Он, как и многие студенты, пользуется услугами старуха-процентщицы, закладывая различные ценности на определенный срок.

Эта печальная обстановка, в которой находится герой, и побуждает его размышлять о бедности и богатстве, а также вытекающих из этих явлений качеств. Персонаж был поражен несправедливостью этого мира, распределением благ и богатства, ресурсов. Он не понимал, почему должен жить в такой обстановке.

Герой написал статью о людях, которые делятся на обычных и обыкновенных. Согласно этой теории, общество делилось на выдающихся людей и на обыкновенных. Первые люди осуществляли государственные перевороты, вершили правосудие, устраивали революции и реформы, а вторые люди были лишь материалом для первых людей.

Раскольников использовал свою теорию для собственного успокоения. Он считал себя человеком необычайным. Эта мысль успокаивала его, давала ему стимул жить и двигаться дальше. Родион Раскольников решил, что если он человек необычайный, то может сам решить проблемы своей нищеты.

Выбор героя лег на старуху-процентщицу, которая была для него исчадием ада. Он совершил убийство, которое стоило ему многого.

Поступок Родиона Раскольникова был вызван условиями его жизни и философии, которая сформировалась у героя под влиянием социальной обстановки.

«Причины бунта Раскольникова: – бедность и бесправие героя»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.

Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством».

Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток — то есть на самое людное место — посылает его Соня.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Бунт Родиона Раскольникова

В 1866 году Ф. М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание». Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог – наказанию за него.

В центре повествования находится образ Родиона Раскольникова, совершившего убийство «по совести». Сам по себе Раскольников не преступник. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. Раскольников помогает отцу умершего товарища, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. Родион перестал посещать университет, потому что ему нечем платить за обучение; ему приходится избегать хозяйку, т. к. накопился долг за комнату; он болен, голодает… И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Действие романа развертывается в районе Сенной площади, где жили бедные чиновники, ремесленники, студенты. А совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный «сломать, что надо, раз навсегда» и взять власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». «Свобода и власть, а главное – власть!…Вот цель!» — говорит Раскольников Соне Мармеладовой.

Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два «разряда»: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, «властелинов судьбы» 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, «перешагнуть через кровь». Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником «униженных и оскорбленных», он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? «Тварь я дрожащая или право имею?» — спрашивает он себя. Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит «предлог» для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя.

Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории. Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям.

Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *