бун морской что такое
Зачем нужны буны?
В 1936 году началось строительство Сочинского морпорта. Два мола были выдвинуты на 600 м от берега. И сразу же берег стал испытывать резкие изменения. К северо-западу от порта был расположен санаторий «Кавказская Ривьера». В 1937 году море непосредственно плескалось у бетонной террасы. В шторм волны вкатывались на неё и били в стену так, что стёкла вылетали даже на третьем этаже санатория.
А уже в 1947 году образовался пляж до 60 м ширины, и подобное нарастание берега захватило участок в 5 км севернее от портового мола.
Образование пляжа, безусловно, полезно. Но совсем другие процессы происходили на юго-восток от порта. Пляж, который там существовал до постройки, быстро исчез. Море стало размывать берег, сложенный рыхлыми породами. Скорость отступания берега достигла 4 м в год. В результате этого было нарушено равновесие склонов и начались частые оползни. Все эти изменения происходили в центральной части города Сочи, и на борьбу с ними впоследствии было затрачено много средств.
Берег особенно пострадал за время Великой Отечественной войны, т.к. средств на борьбу с морем тогда не было. В 1946 году берег имел такой вид, точно здесь произошло землетрясение. На склонах Приморского парка лестницы и балюстрады были разорваны и пересечены трещинами, а местами оползли. У воды повсюду валялись обломки каменных берегоукрепительных стен. А в долине реки Верещагинки, там, где сейчас «Жемчужина», было подмыто несколько домов — некоторые развалились, а у других углы или целые пролёты стены висели над пляжем.
В 1947 году Институт океанологии получил задание установить причины размыва берегов и наметить возможные меры борьбы с морем. Южнее порта в полосе 500-600 м песок и галька оказались смытыми — они ушли в южном направлении.
Учёный В.П. Зенкович дал следующее объяснение происшедшим явлениям. Вдоль Черноморского побережья от Туапсе до Пицунды происходит перемещение потока гальки и песка. Мол «перерезал» этот поток. Галька стала откладываться к северо-западу мола. Юго-восточнее же мола те же северо-западные штормы, которые на нашем побережье преобладают, продолжали гнать гальку в прежнем направлении, а поступление её прекратилось. Максимальные скорости перемещения пляжевой гальки на Чёрном море составляют до 900 м в сутки, а скорость перемещения песка достигает в шторм до 3000 м.
Бун морской что такое
Буны (Groins) — стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем. Каждая буна защищает часть берега, которого длина почти в 5 раз более длины Б. В конце Б. вода вымывает в дне яму, ширина которой равняется почти четверти длины Б., а вымытая земля ложится между бунами. Строения такого рода, представляя собой препятствия течению, вредно действуют на дно русла реки, а потому пользоваться ими на реках следует как временным сооружением, пока будут сделаны лучшие укрепления. Точно такие же Б., только значительно прочнее, устраиваются для защиты морских берегов. Они не только останавливают движение песка или других предметов вдоль берега, переносимых наклонными волнами или течениями прибывающей воды, но и способствуют осаждению этих веществ; таким образом Б., удерживая наносы, прибиваемые к берегу, выдвигают его все более в море. Когда пространства между бунами будут наполнены, тогда наносы, обходя концы Б., будут двигаться прежним порядком. Б. поэтому принадлежат к числу лучших средств для защиты скал, берегов и набережных стен от подмывов со стороны моря и предохранения разрушения берега от вторжения моря в материк. Э. Ф.
буны [нем. Buhne] – полузапруды, поперечные дамбы (см.), выдвинутые от берега в русло реки Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК»,2007. смотреть
БУНЫ БЕРЕГОВЫЕ
БУНЫ МОРСКИЕ
— небольшие по протяженности молы для активной защиты берегов от абразии, расположенные гр., обычно по нормали или под некоторым углом к береговой линии (в зависимости от преобладающего направления волн). Гребень Б. м. выступает па 0,5—1,0 м над ур. м. Волны, несущие наносы, перекатываясь через Б. м., теряют силу и скорость и отлагают гальку и песок или ракушку между соседними бунами, наращивая пляж, защищающий подножие абразионного уступа от воздействия ноли.
Бун морской что такое
Смотреть что такое БУНЫ в других словарях:
(Groins) — стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хря. смотреть
Буны (Groins) — стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем. Каждая буна защищает часть берега, которого длина почти в 5 раз более длины Б. В конце Б. вода вымывает в дне яму, ширина которой равняется почти четверти длины Б., а вымытая земля ложится между бунами. Строения такого рода, представляя собой препятствия течению, вредно действуют на дно русла реки, а потому пользоваться ими на реках следует как временным сооружением, пока будут сделаны лучшие укрепления. Точно такие же Б., только значительно прочнее, устраиваются для защиты морских берегов. Они не только останавливают движение песка или других предметов вдоль берега, переносимых наклонными волнами или течениями прибывающей воды, но и способствуют осаждению этих веществ; таким образом Б., удерживая наносы, прибиваемые к берегу, выдвигают его все более в море. Когда пространства между бунами будут наполнены, тогда наносы, обходя концы Б., будут двигаться прежним порядком. Б. поэтому принадлежат к числу лучших средств для защиты скал, берегов и набережных стен от подмывов со стороны моря и предохранения разрушения берега от вторжения моря в материк. Э. Ф.
БУНЫ БЕРЕГОВЫЕ
БУНЫ МОРСКИЕ
— небольшие по протяженности молы для активной защиты берегов от абразии, расположенные гр., обычно по нормали или под некоторым углом к береговой линии (в зависимости от преобладающего направления волн). Гребень Б. м. выступает па 0,5—1,0 м над ур. м. Волны, несущие наносы, перекатываясь через Б. м., теряют силу и скорость и отлагают гальку и песок или ракушку между соседними бунами, наращивая пляж, защищающий подножие абразионного уступа от воздействия ноли.
Бун морской что такое
(Groins) — стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хря. смотреть
Буны (Groins) — стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем. Каждая буна защищает часть берега, которого длина почти в 5 раз более длины Б. В конце Б. вода вымывает в дне яму, ширина которой равняется почти четверти длины Б., а вымытая земля ложится между бунами. Строения такого рода, представляя собой препятствия течению, вредно действуют на дно русла реки, а потому пользоваться ими на реках следует как временным сооружением, пока будут сделаны лучшие укрепления. Точно такие же Б., только значительно прочнее, устраиваются для защиты морских берегов. Они не только останавливают движение песка или других предметов вдоль берега, переносимых наклонными волнами или течениями прибывающей воды, но и способствуют осаждению этих веществ; таким образом Б., удерживая наносы, прибиваемые к берегу, выдвигают его все более в море. Когда пространства между бунами будут наполнены, тогда наносы, обходя концы Б., будут двигаться прежним порядком. Б. поэтому принадлежат к числу лучших средств для защиты скал, берегов и набережных стен от подмывов со стороны моря и предохранения разрушения берега от вторжения моря в материк. Э. Ф.
буны [нем. Buhne] – полузапруды, поперечные дамбы (см.), выдвинутые от берега в русло реки Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК»,2007. смотреть
БУНЫ БЕРЕГОВЫЕ
БУНЫ МОРСКИЕ
— небольшие по протяженности молы для активной защиты берегов от абразии, расположенные гр., обычно по нормали или под некоторым углом к береговой линии (в зависимости от преобладающего направления волн). Гребень Б. м. выступает па 0,5—1,0 м над ур. м. Волны, несущие наносы, перекатываясь через Б. м., теряют силу и скорость и отлагают гальку и песок или ракушку между соседними бунами, наращивая пляж, защищающий подножие абразионного уступа от воздействия ноли.
Бун морской что такое
Для выяснения влияния бун, помимо непосредственных наблюдений над действием построенных сооружений в натуре, производились также многочисленные лабораторные исследования (специальные опыты Гагена и Энгельса), в результате которых получен материал для определения: а) возвышения гребня бун по отношению к горизонту воды, б) расположения бун по отношению к направлению течения и в) расстояния между бунами.
При низких горизонтах, когда нет перелива через гребни буны, у головы буны, несколько ниже ее по течению, образуется вымоина К (фиг. 2).
Вымытый грунт складывается в виде бугра R, расположенного непосредственно ниже вымоины К и несколько ближе к берегу. При повышении горизонта воды настолько, что получается некоторый перелив через гребни бун, вымоины у голов начинают расти в связи с увеличением расхода, а, следовательно, и энергии потока. Рост этих вымоин м. б. настолько интенсивен, что отдельные вымоины соединяются менаду собой, и получается сквозной глубокий проток вдоль голов бун. Продукты размыва складываются у верховой стороны бун. С низовой стороны бун получаются некоторые размывы вследствие действия переливающейся через гребни бун воды. При высоких горизонтах, когда буны затоплены и над гребнями их имеется значительный слой воды, явление перемещения наносов происходит так, как показано на фиг. 3.
Здесь пунктирные линии со стрелками на концах показывают направления, по которым движутся наносы от головы бун в пространство между ними. Линия аb дает границу отложений наносов в пространстве между бунами при высоких горизонтах. Вымоины, образующиеся ниже голов бун, представляют опасность для устойчивости самих бун, так как при подходе вымоины к голове буны возможен обвал последней. Для устранения этой опасности укрепляют дно под головами бун и несколько ниже фашинным тюфяком. Некоторое ослабление образования вымоин у голов бун достигается: а) пологостью откосов голов со стороны реки и б) устройством шпор у голов бун (фиг. 4).
Такое устройство несколько затрудняет наносы в пространстве между бунами и замедляет процесс образования нового берега. Это неблагоприятное влияние шпор у голов бун Макс Мёллер предложил устранить устройством их по фиг. 5: шпора не доходит до дна, и путь для наносов не прегражден.
По мере заполнения наносами промежутков между бунами вымоины у голов бун постепенно исчезают. При применении искусственного заполнения промежутков между бунами продуктами землечерпания вымоины у голов бун совершенно не образуются, когда заполнение сразу осуществляется полностью, или же появляются незаметно, если заполнение делается только частично. Успешность отложения наносов в промежутках между бунами зависит и от постепенности постройки бун. Если возводить буны не сразу на полную высоту, а в несколько приемов в течение нескольких лет, то отложение наносов в промежутках между ними происходит успешнее и более равномерно.
Наблюдения и опыты показали, что при расположении бун наклонно по течению происходит усиленный размыв берега, так как струи воды, переливаясь через гребни бун нормально к их направлению, ударяют в берег. Этого явления не бывает при наклоне бун в сторону против течения, так как здесь струи воды, переливаясь через гребни бун, направляются не к берегу, а в сторону реки.
При регуляционных работах на реке Мемеле буны располагались под такими углами к направлению течения:
Если буны устраиваются у обоих берегов реки, то они в прямолинейных участках располагаются попарно одна против другой (фиг. 6) так, чтобы продолжения их осей пересекались на середине нового проектного русла.
На криволинейных участках это правило не обязательно. Расстояние между бунами определяется в зависимости от ширины русла, длины самих бун, силы и направления течения и формы русла в плане. У вогнутых берегов расстояния между бунами делаются меньше, чтобы не могло получиться значительного течения в промежутках между ними; эти расстояния делают больше на прямолинейных участках и еще больше у выпуклых берегов. В каждом отдельном случае нужно сообразовываться с имеющимися налицо обстоятельствами. Для небольших рек расстояние между бунами делается равным приблизительно ширине проектного русла. Для более значительных рек расстояние между бунами уменьшается. Так, например, для бун на реке Мемеле расстояния принимались около 5/7 ширины проектного русла. При коротких бунах расстояние между ними у вогнутых берегов уменьшается примерно вдвое; у выпуклых берегов, где наносы откладываются уже сами по себе, расстояние между бунами можно увеличить вдвое.
Формы и конструкции бун зависят от тех материалов, какие имеются вблизи места работ. При обилии и дешевизне камня применяют накидную кладку (широко применялась у нас на верховьях реки Дона) (фиг. 7).
Как видно из рисунка, корень бун врезается на 4,26 м в берег; гребень бун возвышается над горизонтом средней межени на 0,20 м у головы и идет вначале горизонтально, а затем, в 10 м от берега, начинается подъем в 1 : 10; поперечное сечение бун трапецеидальное, причем ширина по верху 1,00—1,20 м, откосы одиночные; голова буны особо не выделяется и только откос ее, обращенный к реке, делается более пологим, а именно 1 : 1,5. На многих перекатах применялся дешевый местный меловой камень.
На фиг. 8 представлен тип бун из сухой каменной кладки, применявшийся на реке Роне; здесь голова буны ясно выражена и состоит из утолщения, очерченного в плане по кругу; стенки головы вертикальные; для увеличения устойчивости по периметру очертания головы забиты сваи.
На фиг. 9 и 10 показаны применявшиеся на реке Рейне типы бун из гравия и камня; в этих типах бун имеется с низовой стороны каменная призма, к которой присыпается призма из гравия; с верховой стороны и по верху такие буны укрепляются каменной сухой кладкой или наброской.
На фиг. 11 изображен тип бун (применявшийся на реке Рейне), в котором верховой откос присыпки из гравия оставлен вовсе без укрепления камнем, но зато ему придан очень пологий откос (1 : 4).
На фиг. 12 показана буна из фашинной кладки, по типу, применявшемуся на реке Висле; здесь под головой буны положены фашинные тюфяки для защиты от подмыва.
На фиг. 13 приведен тип бун из фашинных тюфяков и фашинной кладки, применявшийся на реке Мемеле. В основании головы уложены фашинные тюфяки, а само тело буны образовано из фашинной кладки; гребень буны укреплен плетнями и мощением; откосы в головной части укреплены каменной отсыпкой.
Кроме указанных тяжелых типов, применяются и легкие типы бун для временных сооружений. В качестве примера, на фиг. 14 показан тип таких бун, применявшийся на реке Днепре. В этом типе бросается в глаза резкая разница между головой буны, солидной и прочной по конструкции, и стержнем буны, остовом сооружения, который лишь после отложения наносов самой рекой получает надлежащую устойчивость.
Голова буны состоит из плетня, подковообразного вида в плане, заплетенного по сваям; внутреннее пространство плетня наполнено камнем; стержень буны состоит из двух плетней, заплетенных по кольям, забитым в дно реки; расстояние между плетнями делается около 2,0 м. Для предупреждения подмыва головы иногда укладывают под голову буны фашинные тюфяки (фиг. 14), причем в этом случае сваи и колья для плетней забивают в дно реки сквозь тюфяк.
Особо следует упомянуть о сквозных бунах, т. е. о таких сооружениях, задачей которых является не прекращение, а лишь ослабление течения в тех местах, где желательно вызвать отложение наносов. На фиг. 15 представлен тип таких сооружений, предложенный Дёллем (Doell).
Сквозная буна состоит из железной рамки (из оцинкованного железа), имеющей достаточно широкое основание. Рамка затянута проволочной сеткой с крупными клетками (около 5 см). Такую же сетку имеет и верховая часть основания, удерживающего вертикальную рамку. Если такую сквозную буну поставить нормально к течению в потоке, влекущем значительное количество крупных наносов, то они будут складываться перед рамкой, а более мелкие наносы будут откладываться за рамкой. Работа таких сквозных бун была испытана в 1896—1897 гг. на реке Мозеле. В апреле 1896 г. была поставлена нормально к течению такая буна с сеткой, имеющей отверстия в 5 см. Для предохранения от опрокидывания на подошву буны был насыпан слой гравия в 10 см. Через год, в мае 1897 г., буна была освидетельствована, причем оказалось, что отложения впереди и сзади рамки достигли самого верха при крутизне откосов в 1 : 8. Таким образом действие такой буны в смысле осаждения наносов оказалось весьма эффектным.
Заслуживает упоминания способ, примененный Вольфом на реке Изаре для осаждения наносов посредством плавучих заграждений; задача заключалась в том, чтобы нарастить правый берег (фиг. 16).
Для этого были забиты парные сваи Р и к ним посредством перекладин были подвешены плавучие хворостяные покрывала. Перекладины вместе с покрывалами могли опускаться, следуя за горизонтом воды. Вследствие сопротивления течению воды, которое оказывали плавучие хворостяные покрывала, происходило уменьшение скоростей под ними и осаждение наносов. Когда отложения достигли значительной высоты (что случилось к осени), плавучие покрывала были опущены и пригружены камнем. Верхняя часть получившегося вала была наращена фашинной кладкой с засыпкой гравием. Сваи Р были срезаны. Описанный пример показывает, что таким же приемом можно в подходящих случаях удешевлять устройство бун.