бумагопластика что это такое
Консультация для воспитателей «Бумагопластика, как средство развития личности дошкольника»
Евгения Муравская
Консультация для воспитателей «Бумагопластика, как средство развития личности дошкольника»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончике пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок»
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумагопластика — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.
Во-первых, она развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
Во-вторых, происходит развитие глазомера.
-В-третьих, работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластикаимеет огромное значение:
— в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.
— она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
— знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
— активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывая положительные эмоции и внутреннее удовольствие, в них просыпаются творческие способности.
Для того чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать терпением и соблюдать принцип пошагового обучения. Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали ребенка.
Имейте в виду, что каждая работа должна иметь законченный вид, даже если это маленькая бабочка. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенными в себе и своих достижениях.
ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ПОПУЛЯРНОСТЬ РАБОТЫ С БУМАГОЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластика.
Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности. Педагог не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать.
Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.
ВИДЫ БУМАГОПЛАСТИКИ.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие.
Квиллинг – это бумагокручение. Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски
Торцевание- это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной или цветной бумаги нужного цвета и размера. Вырезанные квадратики с помощью клея и зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции.
Тычкование- тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.
Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея. Это занятие уходит корнями в глубокую древность. Оригами бывает различным. Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея. Модульное оригами – искусство создавать сложные композиции из множества отдельно изготовленных модулей; в модульном оригами может использоваться клей для скрепления деталей, но это не обязательно.
Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.
Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Выполнила: Махалова Ирина.
Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.
Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.
Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.
Бумагопластика. И чем она полезна для детей
Дорогие друзья, мы рады представить вам Сандыбаеву Яну Викторовну, воспитателя МБДОУ «Детский сад 7» г. Новокузнецка Кемеровской области. Сегодня Яна Викторовна подготовила для нас познавательный материал о пользе бумагопластики для развития детей. Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Яны Викторовны:
«Занимаясь с детьми аппликацией из бумажных салфеток, в технике бумагопластики, второй год, я пришла к выводу, что любая работа с бумагой имеет огромное значение для развития детей. Так что же такое «бумагопластика»? Об этом я и хочу поделиться с вами в своей статье».
Творческого чтения…
Бумагопластика — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности и общей двигательной активности, и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенности. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия слуховыми и обонятельными функциями в сложные интегрированные образы и представления.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывая положительные эмоции и внутреннее удовольствие, в них просыпаются творческие способности.
Для того чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, взрослый должен обладать терпением и соблюдать принцип пошагового обучения. Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали ребенка.
Имейте в виду, что каждая работа должна иметь законченный вид, даже если это маленькая божья коровка. Похвала, признание творческих способностей ребенка утверждают его как личность, помогают вырасти уверенными в себе и своих достижениях.
— развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
— происходит развитие глазомера.
— работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластика имеет огромное значение:
— в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса.
— она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
— знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
— активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
В чём трудность для дошкольников при конструировании из бумаги?
Чем же привлекает работа с бумагой дошкольников?
Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности. Педагог не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки. Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занимаясь бумагопластикой, дети получают возможность самостоятельно овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции. Занятия по бумагопластике, начинают проводиться со 2-ой младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.
Дети работают с бумагой и картоном, учатся вырезать, делать аппликацию и коллаж, изготавливают цветы, украшения из бумаги, гирлянды, составляют из них коллективные панно. Увлекательные занятия позволяют деткам открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Даже при незначительном усилии со стороны детей, работа привлекает своим необычным выполнением, вызывает желание у ребёнка сделать что-то оригинальное, необычное.
Урок «Техника Бумагопластика»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 19 г. Орла
Художественная обработка конструкционных материалов:
Мосин Сергей Евгеньевич
Что такое бумагопластика?
Бумагопластика… само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги- способности «запоминать форму» или пластичности.
Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другом.
Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Из бумаги дети с удовольствием делают к праздникам для своих близких.
В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
Существуют самые разные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, аппликации, работа с гофрированной бумагой и многие другие.
1)Оригами (с японского буквально: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей (сборных). Есть элементы и вырезания и надрезания бумаги. Оригами, как и любой другой вид искусства, не избежало проникновения в него компьютерной графики. И здесь первенство снова принадлежит японцам. В конце прошлого столетия Иссей Йошино начал чертить схемы для складывания бумажных фигур при помощи компьютерной графики.
М
Большинство людей помнят, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тот же образец дважды. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.
История киригами столь же древняя, как и оригами. Дополняя друг друга, они открывают новую выразительную грань материала. В типичном случае технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание.
К в и л л и н г — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века.
Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции.
Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает:
• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
• объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
• многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
А
йрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Вырезание силуэтов
Вы можете научиться выполнять силуэты, которые показаны на рисунке. Вырезая силуэты ваших друзей и родных, старайтесь добиваться портретного сходства.
Освоение основ бумагопластики
Известно, что детское творчество явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные. Так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности является занятия бумагопластикой.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и приемы работы с разнообразными материалами. Их желание научиться создавать своими руками красивые вещи их художественных различных материалов. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.
Дети с интересом осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции.
Уроки Технологии объединили в себя коллекцию самых оригинальных, забавных, интересных для детского творчества поделок.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В процессе изготовления постепенно образуется система специальных навыков и умений. Поделки удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть возможность добиваться более совершенных результатов
Бумагопластика является эффективным средством воспитания детей. Занятия бумагопластикой формируют такие нравственные качества, как коллективизм, готовность оказать помощь, радовать окружающих результатами своего труда.
Педагогическая целесообразность данной программы важна для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более нужный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у учащихся, необходимых для формирования личности ребенка.
Одна из основных задач образования – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
— учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
— заложены основы социальных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
— устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
— возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности;
— эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
— навыкам работы с разнообразными материалами;
— вносить изменения в действие после его завершения на основе ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять контроль по результату и способу действия;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-выстраивать технологическую последовательность собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
— развивать художественный вкус;
— художественно – образному, эстетическому типу мышления;
— развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
— способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
— формировать собственное мнение и позицию;
Получают возможность научиться:
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Изучение данной программы позволить школьникам сформировать
устойчивый интерес к творчеству из бумаги, получить опыт работы с
разными материалами, поверить в себя и свои способности. Развить такие
качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
-умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от
собственной позиции других людей;
-умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
-умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
-умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995
Гарматин А. А. «Уроки для начинающих». Владис. Рипол. Классик. Оригами, 2011г.
Джун Джексон «Поделки из бумаги». М.: Просвещение, 1979г.
Лубковская К. «Сделаем это сами». М.: Просвещение, 1983г.
Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». М.: Просвещение, 1985г.