бумага с ламинацией что это
Что такое ламинация?
Ламинацией (или ламинированием) в типографии называется метод нанесения на печатную продукцию специальной защитной пленки для увеличения ее практических и эстетических характеристик. Для этого используются разнообразные пленочные материалы разной толщины, цвета и оптических свойств.
Область применения ламинации
Ламинация имеет три основных назначения:
• повышение стойкости поверхности полиграфического изделия к износу, царапинам, потертостям и другим механическим повреждениям;
• придание поверхности определенных оптических свойств, таких как глянец и т. п.;
• защита печатных изделий от воздействия влаги и загрязнений.
Таким образом, использование ламинирования намного продлевает срок службы полиграфических изделий, увеличивая их прочность, сохраняя первоначальную яркость и сочность цветов, придавая бумажной поверхности жесткость и эластичность.
Процесс ламинации продукции
Для выполнения данного вида обработки печатной продукции используются специальные станки, называемые ламинаторами. Ламинаторы бывают как переносными офисными приспособлениями, так и стационарными высокомощными и многофункциональными рулонными машинами промышленного назначения. В последних пленка для ламинации содержится в виде рулонов. Основными устройствами в станках для ламинации являются специальные валы (от одной до трех пар, в зависимости от производственной мощности), выполняющие прижимные и подающие функции. Ламинаторы бывают рулонными (оснащенные специальными разматывающими устройствами) и конвертными, неспособными работать с рулонными ламинатами. Современные ламинаторы, как правило, многофункциональны и способны работать в режимах, как горячего, так и холодного ламинирования. Некоторые машины способны обрабатывать не только бумажные поверхности, но и пластиковые (акрил, ПВХ, полистирол), и даже изготовленные из тонкой жести.
Виды ламинации
Выполнение ламинирования имеет много различий, как по пленочному материалу, так и по способу его нанесения.
Холодное ламинирование используется в случаях, когда нагревание может испортить запечатанный материал. В этой технологии применяется прозрачная пленка с односторонним клеевым покрытием (типа скотча), которое активизируется при механическом давлении валов ламинатора.
Горячее ламинирование более распространено. Оно отличается качеством сохранения цветовых характеристик поверхности печатного изделия и широко применяется для обработки журнально-книжной продукции, календарей, плакатов, каталогов, документов, фотографий. Процесс горячего ламинирования заключается в сильном нагреве ламината под воздействием нагревательного элемента и нанесении пленки на изделие под давлением валов.
Широкоформатная ламинация
Для ламинации используется композитная пленка толщиной 24-250 мкм. Пленки могут быть:
• матовыми (неспособными отражать лучи света; применяются для покрытия дорогой рекламной полиграфии, визитных карточек);
• глянцевыми (отлично передающими насыщенность цветовой гаммы и яркость цвета, но не могущими поглощать блики, а потому создающие неудобства при чтении под углом);
• текстурированными (с фактурной поверхностью, такой как «лен», «ткань», «песок», «брызги шампанского», «дерево», «холст», «морская волна», «камень» и т. п.). Такие пленки получили название «антивандальные»;
• литыми;
• цветными.
Для производства ламинирующих пленок современная промышленность использует три полимерных материала поливинилхлорид (ПВХ/PVC), полиэстер (РЕТ), полипропилен (РР). Пленки ПВХ с успехом используются для ламинирования покраски автомобилей. Полиэстеровые пленки отличаются многослойностью с различными свойствами каждого слоя.
Плюсы и минусы ламинации
Преимуществом ламинирования является высокое качество поверхности изделий при достаточной простоте и невысокой себестоимости выполнения операции. Другим достоинством ламинации является универсальность применения: этот способ постпечатной обработки отличается широчайшим ассортиментом продукции для обработки.
Ламинирование в полиграфии: что, зачем, как выбрать
Часто клиенты, которым мы предлагаем дополнительную отделку рекламных материалов, думают, что мы навязываем ненужное увеличение стоимости. Это не так. Ламинирование несёт за собой ряд реальных преимуществ, проверенных тысячами рекламодателей с момента изобретения в 1938 году.
Для чего нужна ламинация
Защита от влаги и загрязнений – особенно актуально для меню, визиток и блокнотов. Случайно разлитый напиток не повредит полиграфию, а грязные пальцы не оставят следов;
Повышенная прочность – покрытые дополнительными слоями тонкой плёнки бумажные изделия становятся в разы прочнее. Для сравнения можно попробовать порвать тетрапак;
Защита от выгорания – ламинированная продукция не выгорает годами даже под воздействием прямых солнечных лучей;
Кардинально изменяет тактильные ощущения – каждый вид ламинации изменяет их по своему, но самым большим спросом пользуется ламинация софт тач, которая делает изделия бархатистыми на ощупь.
Какую ламинацию выбрать: глянцевая, матовая или текстурированная
Это второй по популярности вопрос, связанный с ламинированием печатной продукции. Его задают клиенты, которые не сталкивались раньше с таким видом дополнительной отделки. Давайте разберёмся.
Глянцевая ламинация
Делает картинку ярче и насыщеннее. Целесообразно применять на обложках или открытках. А вот текст, особенно мелкий, под такой ламинацией может читаться плохо из-за большого количества бликов. Иными словами, для визиток это не лучший вариант.
Пример глянцевого ламинирования обложек блокнотов
Матовая ламинация
Делает цвета приглушёнными и придаёт рекламной полиграфии более статусный вид. Не дает бликов и позволяет легко читать даже мелкий текст. Позволяет писать на поверхности ручкой, чего на глянцевой ламинации сделать нельзя. Под матовую плёнку обычно закатывают страницы меню, визитки и сертификаты. А ещё, на ней особенно хорошо смотрится выборочное лакирование.
Пример матовая ламинация квартального календаря с выборочным лакированием
Ламинация софт тач
По сути – это разновидность матовой ламинации с потрясающим тактильным эффектом. Делает ламинированные изделия нежными и бархатистыми на ощупь. Особенно хороша на статусных визитках или бирках в сочетании с тиснением фольгой или выборочным лакированием.
Текстурированная ламинация
Применяется для декорирования поверхностей за счёт создания текстур. Например: «Песок», «Холст», «Лён», «Брызги» и т.п. на практике практически не используется, уступая в функционале выборочному лакированию.
Выбор толщины плёнки для ламинирования
Ещё один важный параметр ламинирования. При неправильном соотношении толщины плёнки и плотности материала изделия, лист может получиться изогнутым или скрученным. Особенно это актуально для односторонней ламинации.
Полиграфия, напечатанная на бумаге, плотностью от 250 гм2 и не требующая никакой обработки, кроме резки (визитки, сертификаты, одностраничное меню, календари и обложки блокнотов), может ламинироваться с двух сторон плёнками, толщиной от 25 до 250 микрон.
Полиграфия, требующая биговки – буклеты, открытки, складные меню, календари-домики – ламинируется плёнками до 43 микрон с двух сторон.
Бумажные пакеты, коробки, обложки книг в мягком или жёстком переплётах – обычно ламинируются с одной стороны плёнкой толщиной 25 микрон.
Типография Flyer-Online – надёжным поставщик рекламной полиграфии с опытом работы 15 лет. Мы напечатаем и заламинируем любую вашу полиграфию, если это будет целесообразно или честно скажем, что этого делать не нужно и предложим альтернативные варианты отделки. Напишите: zakaz@flyer-online.ru или позвоните: +7(831)215-0-215 и мы подберём оптимальные материалы под ваши цели и бюджет.
Если хотите посмотреть и пощупать каждый вид ламинации, приезжайте в офис типографии Flyer-Online, мы с удовольствием всё покажем и расскажем. Мы находимся недалеко от Московского вокзала по адресу: ул. Должанская, дом 37, офис 124. Работаем по будням с 9:00 до 18:00.
Автор: Дмитрий Светелик, директор по маркетингу типографии Flyer-Online.
Пленка для ламинирования
Ламинация (припрессовка) — процесс несложный, и кажется, что с уровнем современного оборудования и многообразием пленок, вообще проблем никаких быть не должно. Знай, подкладывай в ламинатор листы, да забирай покрытую жесткой долговечной оболочкой продукцию. Но иногда именно широкий выбор нередко играет с потребителем злую шутку. Случалось, вам встречать скрученную или расслоившуюся после припрессовки пленку? Причин у подобного брака может быть несколько, но к основным можно отнести две. Это неправильный подбор пленки и несоблюдение технологии ламинации.
В статье расскажем какие бывают пленки для ламинирования, как происходит процесс ламинации, как правильно выбрать ламинатор и пленку к нему, ответим на другие часто задаваемые вопросы.
Для чего нужна пленка для ламинирования
Основная задача ламинирующей пленки — сохранить информационный носитель от повреждений. И с ней она справляется на «ура», продлевая срок жизни бумаги (картона, пластика) на десятилетия. Через ламинацию проходят: сертификаты и прайсы, грамоты и планы эвакуации, страховые полисы и важные чертежи, меню и карты, удостоверения личности, пропуски и проездные документы, рекламная продукция. И еще пара сотен изделий полиграфической (и не только) промышленности. Этот жесткий упаковочный материал:
Структура пленки для ламинации
Качественная ламинирующая пленка изготавливается по методу соэкуструзии и содержит, как правило, три слоя. В продаже можно встретить и двухслойные пленки. Стоимость их невысока, но защиту они дают плохую — мнутся и расслаиваются. Рассмотрим строение пленки послойно:
1-й слой — основа:
2-й слой — промежуточный — используется как связующее звено между основой и клеевым слоем. Чаще всего для этой цели применяется полиэтилен.
3-й слой — клеевой — изготавливается на основе легкоплавкого полимера, например EVA, H-EVA. При нагревании проявляет адгезионные свойства. В состав могут входить: латексы каучука, поливинилхлоридный или полиакриловый спирт, глицерин и др. Конечный состав зависит от вида основы и промежуточного слоя. Главные требования — клеевой полимер должен быть прозрачным и обладать хорошей адгезией.
Фактура пленок
Такой показатель как фактура позволяет усилить оптический эффект от изображения на бумажном или картонном носителе. Выпускаются следующие виды пленок:
Горячая и холодная ламинация
В зависимости от способа, которым пленка спаивается с поверхностью бумаги (картона, пластика), этот упаковочный материал подразделяется на пленки для горячего и холодного ламинирования. Принципиальная разница между этими материалами состоит в составе и температуре плавления адгезивного клеящего слоя. Как протекают эти два процесса?
Горячая ламинация.
Пленка проходит через нагревательный элемент ламинатора (пластина, вал), где полимерный клей, нанесенный на ее основу, расплавляется при температуре 70-130 0 С. Сразу же после прогрева ламинат пропускается через прижимные валы, где под давлением диффузирует в поверхность бумаги, становясь с ней единым целым.
Холодная ламинация
Этот способ используется, когда есть риск, что нагревание повредит печать или расплавит носитель, например, пластик. Поэтому нагревательный элемент при холодном ламинировании не включают, а активация клеевого слоя и соединение пленки происходит исключительно за счет давления прижимных валов, вращающихся со скоростью 1-1,5 м/мин. В зависимости от толщины и вида основы давление может меняться, но в среднем оно составляет 2-4 бар.
Существует также деление на одностороннюю и двухстороннюю ламинацию. И если изделие, запаянное с двух сторон, не боится влаги и может использоваться на улице, то о бумаге заламинированной только с одной стороны такого сказать нельзя — хранить ее можно только в офисе. Плюс, такая пленка, усаживаясь, стремится к скручиванию. Избежать этого дефекта можно купив ламинатор с устройством для выпрямления готового листа.
Пакетная и рулонная ламинация
Тип ламинатора определяется видом расходного материала (рулон, пленка).
Рулонное или широкоформатное ламинирование.
Используется для защиты бумаги или картона форматом А3-А0. Расходный материал — пленка толщиной 24-60 мкм, подается одновременно с двух рулонов, расположенных сверху и снизу относительно ламинируемого изделия. Ширина рулона варьируется в пределах 300-1650 мм. Его метраж — от 1000 до 3000 м. Широкоформатное ламинирование используется на предприятиях с большими объемами постпечатной обработки.
Пакетная или конвертная ламинация.
Бумага капсулируется в уже готовый пакет — два листа, спаянных по одной из узких сторон. Пакет из пленки толщиной 60-250 мкм, выходит за пределы бумаги на 3-10 мм. Пакетная пленка выпускается под определенный формат — А7, А6, А5, А4, А3. Когда мы говорим о формате пленки, подразумеваем формат вкладываемой в нее бумаги. Пакетный ламинатор применяется для защиты печатной продукции, выпускаемой небольшим тиражом (в офисе и быту).
О текстурном ламинировании
Текстурные пленки изготавливаются на основе ПВХ — эластичного материала с низкой температурой плавления. Толщина их варьирует в пределах 40…50 мкм. «Кожа», «песок», «холст», «зерно» — самые популярные тиснения, но есть и необычные —морозные узоры, голограммы, кристаллы. Такой упаковочный материал стоит намного дороже обычной матовой или глянцевой пленки. Его можно мять, скручивать, он не боится лучей УФ и биговки. Единственный его недостаток — высокая цена, поэтому для больших тиражей использовать текстурную пленку слишком накладно. Ее покупают для ламинации свадебных фотоальбомов, сувениров, ценных постеров и афиш.
Интересно. Появилась новая технология, которая позволит снизить стоимость этой элитной упаковки. Компания GMP разработала серию ламинаторов, в которых, по мере надобности, гладкий нагревающий вал может заменяться на эмбоссирующий (с нанесенной на него текстурой). На валу может быть выгравирован любой рисунок — от снежинок до логотипа или названия компании.
Вопросы и ответы
Как выбрать ламинатор для дома?
Для личных целей, как правило, покупают пакетный ламинатор формата А4. При выборе обращают внимание на следующие нюансы:
Обращайте внимание на опции, предлагаемые производителем: количество температурных режимов, возможность изменения скорости, наличие реверса, памяти, функции самоотключения.
Почему после ламинирования в пленке образуются пузырьки воздуха?
При горячей ламинации:
При холодной ламинации:
Для чего в ламинаторе используется несколько температурных режимов?
Чем плотнее пленка, тем выше должна быть температура ее нагрева. Например, при толщине расходного материала 75-80 мкм, его нужно прогреть до 105-110 0 С, а если толщина пленки 175-250 мкм, то и до 130 0 С. Домашние аппараты, как правило, имеют всего один режим — для пленки 80-125 мкм. Промышленные — до пяти. У особо продвинутых моделей режим может быть один, а температура нагрева корректируется за счет изменения скорости прохождения материала через валы.
Как правильно выбрать пленку для ламинирования?
Вид пленки выбирают в зависимости от поставленной задачи и возможностей ламинатора:
Есть типографская продукция и пленки, за которые новичку лучше не браться. Это: бумага с плотностью менее 80 г/м2, картон толще 3мм, немелованная офсетная бумага, кальки, материалы, которые распадаются при температурах 75…90 0 С
Что будет если использовать пленку другого производителя, а не фирменную?
Лучше всего, конечно же, использовать пленки, разработанные специально под определенную модель ламинатора. Ну, или на худой конец, выбирать пленку в одной ценовой категории с фирменной. При покупке учтите, что многие китайские производители экономят на промежуточном полиэтиленовом слое. Чтобы увеличить толщину пленки они наносят слишком много клюющего полимера. Его излишки растекаются, попадают на вал, и приводят к «зажевыванию» и остановке аппарата. Подбирая материал, обращайте внимание на то, по какой технологии изготавливалась пленка. Прямой метод, который применяется для производства дешевых и тонких пленок, подразумевает, что клеевой слой пластика наносился сразу на основу. Сила на разрыв такой пленки не превышает 2 кгс/см2. При методе первичного покрытия между основой и клеем делают промежуточный слой, улучшающий внутреннюю адгезию и увеличивающий силу на разрыв до 4 кгс/см2.
Не знаете какую фирму предпочесть? Выбирайте лидеров — GMP, FELLOWES, GBC, ProfiOffice, D&K, Bulros, Attalus.
Как правильно ламинировать документ пакетным способом?
Включите ламинатор. Установите рекомендуемый температурный режим. Для горячего ламинирования поставьте переключатель в положение «HOT» и дождитесь пока ламинатор прогреется (есть индикатор, сигнализирующий об окончании прогрева). Вложите пленку с бумагой в лоток. Ламинируемый лист в устройство подают запаянным краем вперед, чтобы не произошло перекоса. Для надежной спрессовки нужно чтобы пленка по краям была шире бумажного носителя на 0,5-1 см. Если нужно вернуть лист из ламинатора, нажмите кнопку реверса. После завершения процесса остановите подачу и дайте заламинированной бумаге остыть 30-40 секунд. Так выполняют ламинацию горячим способом. Для холодной ламинации нужно переключить выключатель с режима «HOT» на «COLD» и подождать, пока аппарат остынет. В остальном технологии пакетного холодного и горячего ламинирования не отличаются.
В заключение хотим сказать, что, как и в случае с любым другим упаковочным материалом, покупателю ламината постоянно приходиться балансировать между ценой и качеством. Но если он не умеет правильно настраивать свой суперсовременный ламинатор, и не знает, как выбирать пленку под конкретную задачу, то кривая его брака будет неуклонно ползти вверх. (Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать. Гете).
Защитить документы от порчи и продлить их срок службы можно с помощью ламинации, такую процедуру проводят в типографии с использованием специального оборудования. В зависимости от назначения изделия подбирается вид ламинации, толщина пленки и другие параметры.
Что такое ламинация и зачем она нужна
У каждого из нас есть документы, которые мы должны хранить не одну пятилетку и желательно, чтобы они сохраняли свой первозданный вид, также эта проблема актуальна для компаний с многоразовых раздаточным материалом, ресторанов, кафе, баров и т.д. Вопрос сохранения бумаги решается довольно просто: так называемое, «закатывание» документа в пленку.
Ламинация – это процесс покрытия бумажного носителя пленкой с одной или двух сторон, является одним из вид полиграфических услуг. В пленке бумага не промокнет, ее нельзя порвать или испачкать, кроме этого под пленкой она смотрится более ярко и привлекательно. Ламинация относится к одному из видов полиграфических услуг и для качественного ее исполнения требуется специальный станок. Благодаря ей изделию придается не только более приятный внешний вид, но о становится более жестким и прочным, значительно продлевая срок эксплуатации.
Ламинирующая пленка может быть глянцевой или матовой, этот параметр зависит от вида ламинирования и преследуемых целей. Например, глянцевая оболочка придает яркость, позволяет привлечь внимание, но категорически не подойдет для нанесения на изображения с мелкими деталями. В тоже время матовый слой будет выглядеть более сдержанно, но позволит тексту быть читабельным, из-за отсутствия бликов все элементы будут хорошо просматриваться.
Два вида ламинирования
Наиболее популярно сегодня горячее ламинирование. Этот способ ламинации предполагает нагрев пленки и изделия до одной температуры в 70 градусов, засчет этого возможно плотное соединение двух этих элементов. Основными преимуществами данного метода являются:
Особенности ламинации
Ламинирование будет не актуально, если на бумаге имеются тактильные элементы, которые необходимо сохранить или ее края неровные.
Важно понимать, что толщина ламинированного слоя (пленки) напрямую зависит от вида исходного материала и желаемых характеристик после. Специалисты нашей типографии подберут наилучшие параметры ламинации, чтобы сохранить исходную бумагу и информацию, которую она несет, максимально продлить срок службы и сделать привлекательной.
Сегодня типографское оборудование позволяет проводить ламинацию а объектах любого формата и назначения, необходимо лишь правильно подобрать тип ламинации. Ламинирование изделия позволяет выделить его на фоне других таких же,такое изделие смотрится ярче, более основательно и клиент всегда оценит дополнительную подготовку и продуманность деталей. Ламинированию поддаются различные элементы:
Пленки, которые наносятся в типографии, всегда ложатся ровно и аккуратно. Многие исполнителя также могут предложить свою дизайнерскую ламинацию, например, с интересными визуальным эффектом, который будет еще больше привлекать внимание к продукту.
Ламинирование
Что такое ламинирование
Ламинирование — нанесение защитной прозрачной пленки на бумагу, картон или другие виды полиграфической продукции (документы, открытки, карточки). Основное предназначение ламинации— увеличение срока службы печатной продукции.
Благодаря покрытию бумаге не страшно попадание воды. Ламинированный продукт способен сохраняться в течение продолжительного периода времени, при этом он защищен от загрязнений и различного рода повреждений. Пленка может использоваться не только на бумаге и картона, но и на пластике, стекле, металле.
Особенности технологии
Технология ламинации осуществляется с применением промышленного оборудования. Различают холодное и горячее способ ламинирование, каждое из которых имеет преимущества.
Горячий способ
Горячее ламинирование проводится под воздействием температуры и давления. Этот процесс можно описать следующим образом: бумага оборачивается специальной прозрачной пленкой и подается на горячие валы. При выполнении этой операции температура достигается 150 градусов. За счет этого пленка начинает плавиться, в результате чего бумажный материал запечатывается внутри нее.
Холодный способ
Холодное ламинирование осуществляется с помощью клеевой пленки: при сдавливании она надежно приклеивается. Ламинирование может быть и односторонним, когда в пленку запечатывается только одна сторона бумажного изделия.
Виды пленок
При ламинировании используется специальная пленка толщиной 32-250 мкм. Зачастую она изготавливается на виниловой основе или других продуктах, отражающих свет и имеющих высокую прочность. Пленки для ламинирования бывают глянцевыми и матовыми.
Глянцевые пленки
Ламинирование, в котором применяется глянцевая пленка, практически не отличается внешне от нанесенного глянцевого УФ лака. Однако в отличие от последнего, технология делает изделие устойчивым к царапинам и попаданию влаги. Глянцевая пленка также визуально меняет качество изображения, делая оттенки более контрастными и яркими. В данном случае обычная бумага способна визуально превратиться в красивую фотобумагу. Однако на глянцевой поверхности могут возникать световые блики, мешающие воспринимать мелкие детали, например, информационный текст.
Матовые пленки
Ламинация матовой пленкой придает изображению глубину и необычайную бархатистость (добиться такого при использовании матового лака невозможно). Дополнительные преимущества этого вида пленки — отсутствие бликов на поверхности рисунка и возможность делать на нем надписи (их можно легко стереть с помощью обычного ластика). Покрытие документа матовой пленкой выглядит респектабельно, поэтому часто применяется для дорогостоящей рекламной продукции и визиток. На матовость можно нанести глянцевый ультрафиолетовый лак.
Ламинация бумажных пакетов
Ламинация бумажных пакетов с логотипом — способ изготовления прочной и привлекательной продукции. Такие пакеты могут служить отличным материалом для упаковки. Часто на подобную продукцию наносится логотип, что делает ее не только практичным изделием, но и рекламным носителем.
Бумажные пакеты могут иметь разнообразные формы и конструкции: большие, маленькие, квадратные, прямоугольные. Разнообразные модификации значительно расширяют их сферу применения. Большие пакеты могут выдержать вес до 10 кг. Изделия, покрытые пленкой, надежно защищены от механических повреждений и различных видов загрязнений, что повышает их срок эксплуатации. В такие пакеты можно упаковывать подарки и сувенирную продукцию, подчеркивающую имидж компании.