бумага кондопога что это
Бумага
Каждый житель Карелии читает газеты, напечатанные на кондопожской бумаге, и пользуется товарами, упакованными в бумагу сегежскую. Самое интересное, что то же самое делают люди в десятках стран: карельскую бумагу используют по всему миру. О символе Карелии, который «всё стерпит», и о предприятиях, продолжающих выпускать его, несмотря на все кризисы, — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».
Открытие новой бумагоделательной машины на Сегежском ЦБК. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов
Австралийская газета, пакет из IKEA, пачка цемента французского производства. Казалось бы, ничего общего у этих предметов нет. А на деле во всех трех — частичка Карелии. Бумага. На ней печатают статьи, из нее делают тару для покупок и сыпучих стройматериалов.
Карельскую бумагу сегодня знают по всему миру. Что уж говорить о самой республике, для которой крупные целлюлозно-бумажные производства — источник денег в бюджет, рабочие места для местных жителей, двигатель жизни в моногородах и просто повод для гордости.
Точка роста
К началу XX века в России работало около двухсот бумажных производств. После революции 1917 года от них осталась примерно четверть: многие предприятия после распада империи оказались за пределами государства. Еще были Первая мировая и Гражданская войны — выпуск бумаги ощутимо упал.
А она была нужна: развивающаяся промышленность нуждалась в упаковке, а печатная пресса в то время стала незаменимым инструментом пропаганды — газетная бумага шла на вес золота. В таких условиях власти решили строить новые бумажные фабрики и обратили взор на северо-запад.
«Здесь, в Карелии, были значительные запасы леса, и было логично именно тут разместить такие производства. Преимуществом было и то, что этот регион расположен близко к европейской части страны», — объясняет Олег Кулагин, доцент кафедры отечественной истории института истории, политических и социальных наук ПетрГУ.
Минус был только один — к началу 1920-х экономика Карелии оказалась практически разрушена и ее предстояло поднимать. 26 апреля 1921 года Совнарком принял постановление об основных направлениях хозяйственного развития региона: ускоренное развитие должны были получить горная, деревообрабатывающая и бумажная отрасли промышленности.
«Главной точкой роста стал именно лесопромышленный комплекс, остальные сферы — рыбная, строительная и так далее — подтянулись следом, — отмечает Олег Кулагин. — Это был своеобразный трамплин, от которого отталкивалась экономика».
В Карелии, согласно плану, должно было появиться несколько новых индустриальных узлов развития. Один из них создали в Кондопоге, другой, чуть позже — в Сегеже. Их развитие прервала Великая Отечественная война, но уже в 40-50-х годах два крупнейших целлюлозно-бумажных комбината гремели на всю страну.
«Это предприятия союзного уровня, градообразующие и регионообразующие, — говорит Олег Кулагин. — В Карелии много моногородов, жизнь которых зависит от одного производства: если оно загибается, это сказывается на всех сферах. А Кондопожский и Сегежский ЦБК остались точками роста в сложные 90-е, и это увеличивает их значение для республики».
Кондопожский ЦБК: история
Своим появлением Кондопожский ЦБК во многом обязан Эдварду Гюллингу. Возглавив Карельскую трудовую коммуну, он взялся за электрификацию и развитие промышленности, в том числе бумажной.
Кондопогу выбрали не случайно: там еще до революции начали строить ГЭС, чтобы запитать от нее завод по производству азотной кислоты (ее используют при изготовлении пороха). Гюллинг о проекте знал, но вместо оборонного предприятия решил строить мирное — целлюлозно-бумажную фабрику.
Первую очередь предприятия запустили в 1929 году. Поначалу бумагоделательная машина была только одна, хотя и самая современная, немецкая. Но к началу Великой Отечественной войны их стало уже три, причем машина № 3 — «санитарка» — работала на отходах и делала упаковочную бумагу.
«А отходов в то время было очень много: и техника была не настолько совершенной, и рабочие с ней не очень хорошо умели справляться, — говорит Татьяна Манойлина, заведующая технической библиотекой Кондопожского ЦБК. — В результате машина № 3 нередко перевыполняла установленный для нее план. Она, кстати, работает до сих пор — конечно, уже серьезно модернизированная, но свою историю она ведет с 1937 года».
Войну оборудование пережило в эвакуации, после победы полуразрушенный комбинат быстро восстановили. А настоящий его расцвет начался в середине 1950-х, когда директором стал Виктор Холопов.
Он управлял предприятием 26 лет, за это время провел шесть этапов расширения, увеличил выпуск бумаги в 10 раз. А начал с того, что сделал по тем временам невозможное: изменил план развития комбината, утвержденный высшим руководством в Москве.
«Когда он приехал, уже был составлен проект по расширению предприятия, — рассказывает кондопожский краевед Елена Садовская. — И по этому проекту на Кондопожском ЦБК должны были установить четыре стареньких машины, полученных по репарации из Восточной Европы. Но Виктор Михайлович понимал, что это будет шаг назад, и начал проводить в министерстве разъяснительную работу: убеждал, что нужны новые скоростные широкоформатные машины, которых в Советском Союзе еще не было и на покупку которых нужна была валюта. И победил в этой битве: оборудование закупили и поставили. Положительную роль в решении этого вопроса сыграло всесоюзное постановление «О мерах по ликвидации отставания целлюлозно-бумажной промышленности», выпущенное в 1960 году».
Тем временем вокруг комбината рос город: рабочим надо было где-то жить, их детям — ходить в школу. В 1960 году Кондопогу объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой — как легендарные БАМ или Атоммаш.
Сам завод тоже расширялся: новые буммашины, новые цеха, новая ТЭЦ. На кондопожской бумаге в то время печаталось 300 наименований газет, в том числе издания-многомиллионники: «Правда», «Известия», «Советский спорт». А в конце 80-х годов предприятию разрешили часть продукции продавать самостоятельно — бумага шла, например, на вкладки с выкройками для журнала Burda Moden.
«Нам присылали очень много этих журналов и мы разыгрывали их среди женщин, — говорит Елена Садовская. — Дамы очень радовались, шили себе по ним одежду — Кондопога была самой модной. А те, кто шить не умел, тоже были не против заполучить яркие журналы, чтобы их красиво положить дома».
Кондопожский ЦБК: диверсификация и развитие
Градообразующее предприятие Кондопоги — целлюлозно-бумажный комбинат — осваивает выпуск новой продукции. О том, как на производстве сказалась пандемия COVID-1, и о планах развития комбината руководители ЦБК рассказали главе Карелии Артуру Парфенчикову, который побывал на комбинате во время своей рабочей поездки.
Кондопожский ЦБК. Фото: «Республика»/Сергей Юдин
Основанное в 1929 году предприятие продолжает стабильно работать и наращивать объемы производства. В 2020 году комбинат произвел более 650 тысяч тонн бумаги и 146 тысяч тонн лигносульфонатов (продукт технологической переработки древесины, широко использующийся в промышленности — прим. ред.) Продукция предприятия поставляется в более чем 60 стран мира. Среди них Китай, Индия, Турция, Пакистан, Мексика, Куба, Бразилия, Египет, Германия, Франция.
Экология и производство
Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат увеличивает ассортимент выпускаемой продукции. О том, как комбинат пережил непростой 2020 год, и о дальнейших планах руководители ЦБК рассказали главе Карелии Артуру Парфенчикову, который побывал на комбинате во время своей рабочей поездки в район. Руководитель республики посетил производственные цеха и провел совещание по развитию предприятия. Как сообщил гендиректор ЦБК Виктор Толстов, в минувшем году, несмотря на пандемию, удалось полностью сохранить рабочий коллектив.
«У нас ни один работник предприятия в прошлом году не потерял работу. Мы продолжили выпускать высококачественную бумагу, отгрузили и продали на экспорт 86,7% — это, по сути, рекордная выработка за весь период существования предприятия», — сказал Виктор Толстов.
На Кондопожском ЦБК традиционно много внимания уделяют экологическим вопросам. Предприятие стало победителем специализированной премии PAP-FOR Awards в номинации «Наилучшее решение в области охраны окружающей среды в 2020 году».
«Кроме того, в прошлом году мы первыми из предприятий целлюлозно-бумажной отрасли страны получили комплексное экологическое разрешение (документ о соблюдении всех природоохранных нормативов — прим. ред.). Это говорит о том, что коллектив достойно справляется с вопросами охраны окружающей среды», — отметил гендиректор Кондопожского ЦБК.
Продукция Кондопожского ЦБК. Фото: «Республика»/Сергей Юдин
Основная задача, которая сейчас стоит перед комбинатом, — это дальнейшая диверсификация производства и освоение новых видов продукции. Спрос на газетную бумагу снижается уже в течение многих лет.
«В 2008 году, когда произошел мировой кризис, в мире выпускалось и продавалось 32 миллиона тонн газетной бумаги. К 2019 году продавали 17 миллионов тонн. За прошедший год произошел дальнейший спад и сейчас это 12,5 миллиона тонн», — добавил Виктор Толстов.
К новым горизонтам
Благодаря грамотной маркетинговой политике экспортера, ООО «Карелия Палп», удалось найти сбыт для крашеной бумаги, которая используется для обложек тетрадей, для упаковочной коричневой бумаги, устойчивой к деформации, и бумаги с повышенной прочностью. Завод освоил производство легкограммажной упаковочной бумаги. Такая бумага тоньше и легче обычной, что позволяет тратить меньше материала. К концу 2020 года выработка новых видов бумаги составила 40% от всей продукции. Сейчас на предприятии загружены все бумагоделательные машины, сформирован портфель заказов.
«Мы имеем уже диверсифицированный продукт, который нам позволяет спокойно смотреть в будущее», — добавил гендиректор ООО «Карелия Палп» Юрий Айвазов.
Продукция Кондопожского ЦБК. Фото: «Республика»/Сергей Юдин
Комбинат в минувшем году получил и еще один ценный опыт. Пандемия ударила по водным грузоперевозкам, из оборота вышло до 50% морских судов на маршрутах. Для того чтобы выполнить контрактные обязательства, ООО «Карелия Палп» проработало альтернативные варианты доставки продукции. Был сформирован железнодорожный маршрут, по которому кондопожскую бумагу прямыми контейнерными поездами начали поставлять в Китай. Первый такой поезд отправился в середине апреля 2020-го, и уже к середине мая продукция была доставлена заказчику.
Кондопожский ЦБК. Фото: «Республика»/Сергей Юдин
Сейчас у предприятия сформирован план дальнейшего развития и перепрофилирования производства.
Артур Парфенчиков со своей стороны пообещал, что республиканские власти окажут всю необходимую поддержку предприятию, которое является одним из флагманов карельской экономики.
«Подготовлен серьезный проект модернизации комбината, который направлен на создание новых видов продукции. Готовясь к этому приоритетному проекту, мы тоже должны помочь предприятию целым рядом действий со стороны правительства республики. Это, в первую очередь, поиск дополнительных участков для аренды леса,» — отметил Артур Парфенчиков.
Руководитель республики подчеркнул особую роль Кондопожского комбината в процессе импортозамещения отдельных видов продукции, для чего требуется и поддержка федерального центра.
Бумажная сделка. У Кондопожского ЦБК меняется собственник
В декабре 2020 года ФАС разрешила петербургскому ООО «Карелия Палп» приобрести 100% акций АО «Кондопожский ЦБК». Новый собственник предприятия намерен диверсифицировать портфель продукции предприятия, поскольку спрос на его основной продукт — газетную бумагу — во всем мире падает.
АО «Кондопожский ЦБК» зарегистрирован в сентябре 2018 года, новое юрлицо создано в результате реализации процедуры замещения активов банкротящегося ОАО «Кондопога». Уставный капитал АО «Кондопожский ЦБК» составляет 6,92 млрд рублей, он разделен на 6,92 млрд обыкновенных именных акций номиналом 1 рубль. Именно эти акции антимонопольная служба разрешила купить петербургскому ООО «Карелия Палп». Сейчас они находятся в собственности ОАО «Кондопога», которое находится в стадии ликвидации — в компании с 2016 года введено конкурсное производство.
«Смысл замещения активов заключается в том, что имущество должника, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, передается в уставный капитал создаваемого акционерного общества. Оно же становится работодателем для всех работников должника», — поясняет руководитель группы по банкротству адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Александра Улезко. Таким образом, по его словам, появляется новое предприятие, обладающее соответствующими трудовыми и производственными ресурсами.
«Акции нового предприятия продавать необязательно, но если такое решение принято, их покупателем может быть любое лицо, которое вправе участвовать в торгах, при условии что во время торгов нет нарушений и к ним допущены все заинтересованные лица», — добавляет Александра Улезко.
Акции АО «Кондопожский ЦБК» уже выставляли на торги. На аукцион 17 декабря 2020 года, где акции продавались за 9,1 млрд рублей, не было подано ни одной заявки. Повторные торги по цене 8,19 млрд рублей назначены на 2 февраля 2021 года.
Локдаун ударил по типографиям
Эксперты считают объективной оценку Кондопожского ЦБК в диапазоне 8–10 млрд рублей. «Нижняя планка в 8 млрд рублей — адекватная оценка работающего комбината, исходя из стоимости его основных средств и генерируемой выручки. Правда, если акции продавать, чтобы рассчитаться с кредиторами, то полученных средств не хватит», — замечает аналитик ИК «Финам» Алексей Калачев. Но потенциально, по его словам, есть возможность перепродать акции новому покупателю.
В «Карелия Палп» проигнорировали запрос «Нового проспекта» о перспективах покупки. Ранее генеральный директор ООО «Карелия Палп» Юрий Айвазов в качестве долгосрочной стратегии развития Кондопожского ЦБК называл модернизацию и освоение новых видов продукции.
Исторически ЦБК производит газетную бумагу из первичного волокна и экспортно ориентирован: до 80% продукции предприятия поставляется за рубеж. Однако «Карелия Палп» планировала выходить на рынки бумаги для дома и офиса, а также на рынок флютинга (внутренний слой бумаги для производства гофрированного картона). Это связано с тем, что мировой рынок газетной бумаги естественным образом сужается в течение последнего десятилетия — потребители переходят от бумажных журналов и газет к электронным.
По данным Ассоциации производителей полиграфических видов бумаги, потребление газетной бумаги в Европе в 2019 году сократилось на 8,3% по сравнению с 2018 годом, а за 10 месяцев 2020 года — на 23% относительно того же периода 2019 года. Такое падение объясняется повсеместными локдаунами: люди сидели по домам, транспорт не работал, междугородние передвижения приостановились, типографии закрылись.
Генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский отмечает, что в мире сокращается потребление не только газетной бумаги, но и бумаги вообще, сегмент «для дома и офиса» также сужается.
По оценкам Алексея Калачева, спрос на бумагу для дома и офиса в 2020 году сократился на 20%. «Сейчас от коллапса производителей спасла девальвация рубля, все достижения — результат слабой национальной валюты. Если рубль укрепится, то у российских предприятий, подобных Кондопожскому ЦБК, могут быть проблемы», — поясняет Виталий Липский.
Упаковка вместо газет
Между тем развитие электронной торговли активно способствует бурному развитию упаковочных видов бумаги и картона. «По этой причине многие российские предприятия переключаются на производство упаковочных видов бумаги и картона или диверсифицируют свои продуктовые портфели, включая туда тестлайнер, флютинг, крафтлайнер, упаковочную бумагу», — говорит старший консультант аналитического агентства WhatWood Марина Зотова. По такому пути, например, идет комбинат «Волга», который специализировался на производстве газетной бумаги, а сейчас активно производит гофроупаковку и запустил производство жировлагопрочной бумаги разных типов.
«Намерение Кондопожского ЦБК диверсифицировать свой продуктовый портфель и войти в бурно развивающийся сегмент упаковочных картонов кажется абсолютно обоснованным», — уверена Марина Зотова. «С другой стороны, Кондопожский ЦБК работает на чистой целлюлозе, и в будущем это может создать проблемы с экспортом: во-первых, целлюлозный флютинг дороже, чем макулатурный, а во-вторых, в развитых странах мира огромное значение уделяется экологии и рециклингу — там в фаворе продукция из вторсырья», — отмечает Алексей Калачев.
Спасти ситуацию не удалось
ОАО «Кондопога», на руинах которого воссоздан Кондопожский ЦБК, подало иск о собственном банкротстве еще в январе 2013 года. Причиной такого шага стал резкий рост цен на коммунальные услуги и удорожание сырья. В марте 2013 года арбитраж ввел на комбинате процедуру внешнего наблюдения, а через год, в июне 2014 года, и процедуру внешнего управления. Для того чтобы спасти ситуацию и не допустить закрытия градообразующего предприятия, тогдашние власти Республики Карелия пригласили банк «Санкт-Петербург», одновременно являвшийся на тот момент одним из трех крупнейших кредиторов ЦБК. Весь план выхода из кризиса «спасателям» тогда выполнить не удалось. В частности, они не смогли провести допэмиссию акций ЦБК, средства от размещения которой планировали направить на расплату с кредиторами.
В 2016 году на ОАО «Кондопога» было введено конкурсное производство. Общая сумма требований кредиторов на тот момент превышала 13,5 млрд рублей. Крупнейшим кредитором было ООО «Карелия Палп» с суммой требований на 1 июня 2016 года в размере 5,5 млрд рублей. И тогда, и сейчас это предприятие связано с топ-менеджментом банка «Санкт-Петербург»: в составе соучредителей ООО «Карелия Палп Холдинг», владельца 100% долей в ООО «Карелия Палп», по данным СПАРК, с 2015 года значится Михаил Гаврилов, один из заместителей председателя банка «Санкт-Петербург» (к слову, в 2019 году он же стал совладельцем ПГ «Союз»). Правда, сам банк «Санкт-Петербург» сейчас «не имеет отношения к руководству и собственникам компании «Карелия Палп», пояснили «Новому проспекту» в пресс-службе банка.
Еще 2,7 млрд рублей ОАО «Кондопога» в 2016 году была должна банку «Возрождение», и 1,3 млрд рублей — некоему ООО «Аквамарин», правопреемником которого арбитраж в июне 2016 года утвердил ООО «Карелия Палп».
Справка «Нового проспекта»:
ООО «Карелия Палп» зарегистрировано в декабре 2011 года. Уставный капитал общества — 2 млн рублей. В качестве основного вида деятельности указано «производство бумаги и картона». Единственным владельцем компании является ООО «Карелия Палп Холдинг», в котором 25% долей, по данным СПАРК, принадлежит ООО «Грандактив» предпринимательницы Юлии Вильтезер, по 36,75% у предпринимателей Сергея Гудина и Татьяны Владимировой, и еще 1,5% — у зампредседателя банка «Санкт-Петербург» Михаила Гаврилова.
Выручка «Карелия Палп» в 2019 году сократилась на 20,5% по сравнению с 2018 годом, до 21,6 млрд рублей. Чистая прибыль сократилась почти в 40 раз, до 152,7 млн рублей. Выручка АО «Кондопожский ЦБК» в 2019 году выросла по сравнению с 2018 годом в 5,9 раза, до 8,9 млрд рублей, чистая прибыль — в 3,7 раза, до 9,9 млн рублей.
Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат
Владимир Бибилов (директор)
ОАО «Кондопога» (Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат) — одно из крупнейших предприятий России и Европы, специализирующееся на производстве газетной бумаги. Предприятие расположено в Кондопоге.
Уставный капитал ОАО «Кондопога» составляет 1 604 939 400 рублей. Уставный капитал ОАО «Кондопога» поделен на 5 944 220 обыкновенных именных акции, номинальной стоимостью 270 рублей.
Содержание
История предприятия
Руководители предприятия
Виды продукции, выпускаемой ОАО «Кондопога»
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» в других словарях:
Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат — им. С. М. Кирова, крупное предприятие целлюлозно бумажной промышленности СССР, выпускающее газетную бумагу из полуфабрикатов собственного производства. Находится в г. Кондопоге Карельской АССР. Строительство комбината началось в 1923.… … Большая советская энциклопедия
Кондопожский ЦБК — ОАО «Кондопога» Год основания 1923 Ключевые фигуры Владимир Бибилов (директор) Тип ОАО Ра … Википедия
Кондопога — У этого термина существуют и другие значения, см. Кондопога (значения). Город Кондопога карельск. Kondupohju фин. Kontupohja Герб … Википедия
Кондопога (футбольный клуб) — Город Кондопога карельск. Kondupohju финск. Kontupohja Герб … Википедия
Кондопога (компания) — ОАО «Кондопога» Год основания 1923 Ключевые фигуры Владимир Бибилов (директор) Тип ОАО Ра … Википедия
Кондопога (АО, Республика Карелия) — ОАО «Кондопога» Год основания 1923 Ключевые фигуры Владимир Бибилов (директор) Тип ОАО Ра … Википедия
Республика Карелия — Сюда перенаправляется запрос «Олонецкая Карелия». На эту тему нужна отдельная статья. Запрос «Карелия» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Координаты … Википедия
Федермессер — Федермессер, Виталий Александрович Виталий Александрович Федермессер Дата рождения: 24 сентября 1940(1940 09 24) Место рождения: Душанбе Дата смерти: 19 июля 2008(2008 07 19) … Википедия
Федермессер, Виталий Александрович — Виталий Александрович Федермессер Дата рождения: 24 сентября 1940(1940 09 24) Место рождения: Душанбе Дата смерти: 19 июля 2008(2008 07 19) (67 лет) … Википедия
Кондопога — город (с 1938), центр Кондопожского района Карельской АССР. Расположен на берегу Кондопожской губы Онежского озера, близ впадения р. Суна. Ж. д. станция на линии Ленинград Мурманск, в 54 км к С. от Петрозаводска. 28 тыс. жит. (1970). ГЭС… … Большая советская энциклопедия
Бумага газетная
Бумага газетная производится в соответствии с требованиями ГОСТ 6445-74 «Бумага газетная. Технические условия».
Бумага газетная в рулонах марок В, О, А, Б массой 1 м² :
Диаметр рулонов от 85 до 125 см. Бумагу в рулонах другой ширины и другого диаметра рулонов изготавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
Бумага газетная предназначается для печатания на высокоскоростных печатных агрегатах газет, содержащих текст, штриховые и растровые черно-белые и цветные иллюстрации.
Бумага газетная изготавливается из бисульфитной целлюлозы собственного производства, дефибрерной древесной массы, привозной сульфатной беленой целлюлозы из хвойной древесины. Технология производства волокнистых полуфабрикатов соответствует технологиям зарубежных производителей, что обеспечивает выпускаемой газетной бумаге высокий уровень качества.
БУМАГА ГАЗЕТНАЯ ТОНКАЯ
Бумага газетная тонкая предназначается для печатания офсетным и иным способом печати газет, текстовых изданий с малым сроком службы.
Бумага газетная тонкая производится в соответствии с требованиями СТО 33039595-004-2019 «Бумага газетная тонкая».
Бумага газетная тонкая изготавливается в рулонах марки О массой 1 м²:
Диаметр рулона: от 90 до 125 см. Бумагу в рулонах другой ширины и другого диаметра рулонов изготавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
БУМАГА ГАЗЕТНАЯ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Бумага газетная различного назначения изготавливается в рулонах:
Ширина и диаметр рулонов бумаги устанавливается по согласованию между изготовителем и потребителем.
Бумага газетная марки ОС предназначается для печатания офсетным и (или) иным способом печати газет, текстовых изданий с малым сроком службы.
Бумага газетная марки ОБ предназначается для печати газет, массовых брошюр, для изготовления справочных печатных изданий и пособий, бланочной продукции и другой издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (текстовые задания, экзаменационные билеты и т.д.), содержащих текст, штриховые иллюстрации и растровые преимущественно черно-белые иллюстрации.
Бумага газетная различного назначения производится в соответствии с требованиями СТО 33039595-007-2019 «Бумага газетная различного назначения».
БУМАГА ГАЗЕТНАЯ В ЛИСТАХ
Бумага газетная в листах производится в соответствии с требованиями СТО 18022154-011-2015 «Бумага газетная в листах».
По заказу потребителей допускается изготовление бумаги другого размера.
Количество листов в пачке – 500.
Нарезается из бумаги газетной.
Бумага газетная в листах изготавливается в пачках и предназначается для печатания газет на листовых печатных машинах.
БУМАГА ГАЗЕТНАЯ ПОВЫШЕННОЙ МАССОЕМКОСТИ
Бумага газетная повышенной массоемкости производится в соответствии с требованиями СТО 33039595-013-2019 «Бумага газетная повышенной массоемкости».
Бумага газетная повышенной массоемкости изготавливается в рулонах марки О массой 1 м²:
Диаметр рулонов: от 90 до 125 см. Бумагу в рулонах другой ширины и другого диаметра рулонов изготавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
Бумага газетная повышенной массоемкости предназначается для печатания офсетным и иным способом печатания газет, текстовых изданий с малым сроком службы.
БУМАГА ТИПОГРАФСКАЯ (ПУХЛАЯ)
Бумага типографская (пухлая) производится в соответствии с требованиями СТО 33039595-012-2019 «Бумага типографская (пухлая)».
Бумага типографская (пухлая) изготавливается в рулонах марки БТП массой 1 м²:
Ширина рулона соответствует требованиям ГОСТ 1342-78.
Диаметр рулонов: от 90 до 125 см. Бумагу в рулонах другой ширины и другого диаметра рулонов изготавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
Предназначена для печати текстовых, иллюстрационно-текстовых книжно-журнальных изданий среднего срока службы, включая учебную и методическую литературу для общего и начального профессионального образования.