бульварная пресса что это такое
Жёлтая пресса
Содержание
Происхождение названия
Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и New York Journal American Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — жёлтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.
История развития
С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun (англ.) русск. », «The New York Herald (англ.) русск. » и «The New York Tribune (англ.) русск. ». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «жёлтых» газет.
Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («The New York World (англ.) русск. ») и Херст («The San Francisco Examiner (англ.) русск. », «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.
В России
Появление жёлтой прессы в России было процессом специфическим — ещё в дореволюционные времена существовала газета «Копейка», которая позиционировала себя как издание для низших слоев населения — об этом говорила и цена газеты, и её информационное наполнение. Однако российский XX век в большинстве своем прошёл без «желтизны» по вполне понятным причинам. Начало бульварной прессы и её триумфальное шествие можно отнести к 1986 году, когда в «Московском комсомольце» вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет — тогда это был серьёзный прорыв, потому что на тот момент пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы — это было в новинку, это было свежо и интересно.
Первые представители направления появились в 90-е годы XX века — таблоид «Экспресс-газета», «СПИД-Инфо» [1], еженедельник «Мегаполис-экспресс».
Среди журналистов можно отметить таких «новаторов жанра» как Отар Кушанашвили, Слава Могутин и Игорь Григорьев.
Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты «Московская правда» [7] :
Эталоном бульварной прессы в 90-е годы стали «Экспресс-газета», «Мегаполис-экспресс» и «Спид-Инфо» |
Типологические черты и используемые методы
В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обусловливающих структуру издания, выделяют
Желтая пресса
«Жёлтая пресса» (бульварная, таблоидная) — разговорный термин означающий коммерческие средства массовой информации, доступные по цене и специализирующиеся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых), скандалах, сплетнях, сексе. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Таким образом учредители не стявят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.
Повсеместный гедонизм превратил желтые СМИ, а их влияние повсеместно, в поставщика инфотейнмента» (и его составной части – политейнмента). А отсюда – и многочисленные отступления от канона истинности, серьезности, ответственности в мировых массмедиа. Инфотейнмент – это «приятная информация» или информационное удовольствие. |
Альманах факультета журналистики Воронежского государственного университета и Академии наук региональной печати «Акценты. Новое в массовой коммуникации», выпуск 5-6 (68-69),2007. В. Хорольский. Отечественные и зарубежные ученые о глобальных проблемах массмедийной коммуникации
Содержание
Происхождение названия
Существует несколько версий по поводу происхождения этого понятия. Согласно одной из них, название произошло от цвета газет, печатавшихся на дешёвой бумаге. По другой версии, возникновение связано с разбирательством между газетами «New York World» Пулитцера и «New York Journal» Херста из-за комикса «Жёлтый малыш» (Yellow Kid) в 1896 году. Этот Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые показавшей Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе (yellow peril), которую он и пародировал — желтые малыши имели азиатские черты. Их изображали в неопрятном виде, они также демонстрировали нагловатое поведение.
История развития
С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «желтых» газет.
Эти новые возможности, для повышения уровня популярности издания использовал Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания, так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер первым, а за ним и Херст, использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.
В России
До перестройки все печатные издания подвергались цензуре и главный редактор мог поплатиться должностью, если пропустит в номер некорректный материал. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали печатать статьи, основанные на выдумках, в целях поднятия продаваемости тиража и использовать методы жёлтой прессы.
Первые представители направления появились в 90-е годы XX века — таблоид «Экспресс-газета», еженедельник «Мегаполис Экспресс». Ныне к типичной жёлтой прессе относят ряд изданий, в частности, газеты «Твой день» (бывш. «Жизнь»)», «Комсомольскую правду» [1] и др. В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в составе которой известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жёлтой газету «Известия, которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет [2] «
Типологические черты и используемые методы
В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания выделяют
Бульварная пресса
«Жёлтая пресса» (также бульварная пресса) — обозначение изданий печатной прессы, распространяемых по достаточно низкой цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях о жизни известных людей. Существует разница между понятиями жёлтая пресса и бульварная (разница пояснена в разделе Типологические черты и используемые методы). Понятие же таблоид относится, прежде всего, к оформлению.
Содержание
Происхождение названия
По третьей версии, термин появился из-за того, что Нью-Йоркская газета «Уорлд» в 1895 году начала помещать на первой странице рисунок, изображающий ребёнка в жёлтой рубашке, который потешал читателей газет далеко недетскими высказываниями…В порядке конкуренции, такого же «жёлтого малыша» стала помещать другая газета «Нью-Йорк джорнал». Между этими двумя газетами возникли ожесточённые споры из-за права первенства на этот вид сенсации. Редактор газеты «Нью-Йорк пресс» Эрвин Уордман назвал обе эти газеты, спорившие о «жёлтом малыше», «жёлтой печатью» [4]
История развития
С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как « The New York Sun (англ.) ( рус. », « The New York Herald (англ.) ( рус. » и « The New York Tribune (англ.) ( рус. ». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «жёлтых» газет.
Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер (« The New York World (англ.) ( рус. ») и Херст (« The San Francisco Examiner (англ.) ( рус. », «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.
В России
До перестройки все печатные издания подвергались цензуре, что ограничивало существование жёлтой прессы. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали использовать эти приемы для увеличения доходности с целью увеличения продаж тиража. Из работы «Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе» [5] [6] :
Появление жёлтой прессы в России было процессом специфическим — ещё в дореволюционные времена существовала газета «Копейка», которая позиционировала себя как издание для низших слоев населения — об этом говорила и цена газеты, и её информационное наполнение. Однако российский XX век в большинстве своем прошёл без «желтизны» по вполне понятным причинам. Начало бульварной прессы и её триумфальное шествие можно отнести к 1986 году, когда в «Московском комсомольце» вышла статья Евгения Додолева про проституток. Говорят, что и сегодня автор нередко вспоминает этот сюжет — тогда это был серьёзный прорыв, потому что на тот момент пресса была пропагандистом и агитатором и не стремилась никоим образом развлекать читателя. Такие публикации стали появляться нечасто, примерно раз в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы — это было в новинку, это было свежо и интересно.
Главный редактор «Вояж и отдых» Владимир Снегирев в 2018 году приводил пример, который считал вершиной «желтого бреда» в России 1990-х годов [7] :
Пришёл Ариф Алиев, который прежде сотрудничал с «Экспресс-газетой». Он тогда быстро раскусил специфику бульварной прессы и написал, как мне кажется, материал, который можно было считать вершиной «жёлтого бреда». В его статье, посвященной эвакуации тела Ленина из Москвы в Казань во время войны, утверждалось, что солдаты-эвакуаторы с голодухи съели мумию вождя. И газета эту галиматью напечатала.
Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты «Московская правда» [11] :
Эталоном бульварной прессы в 90-е годы стали „Экспресс-газета“, „Мегаполис-экспресс“ и „Спид-Инфо“.
Типологические черты и используемые методы
Евгений Сазонов выделяет следующие особенности жёлтой прессы:
В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
В зависимости от типоформирующих признаков и черт, обусловливающих структуру издания, выделяют:
Мнения
„Жёлтая“ пресса — самое массовое явление в области печатных СМИ и в культуре общества потребления — стала средоточием массовых иллюзий. Жёлтый журнализм — это мета-дискурс, возникший на основе гедонистических мифов, уводящих реципиента от реальности, мифов, исподволь разрушающих интеллект малоразвитой части общества, детей. В. Хорольский [12]
Бульварные газеты: информация для всех?
Общественно-политические газеты конца XIX века, заменившие литературные журналы, в основном, всё-таки были рассчитаны на традиционную читающую аудиторию. Однако тем временем рос спрос и на так называемую «малую прессу», дешёвую и не обремененную сложной публицистикой.
После отмены крепостного права население городов значительно увеличилось за счёт миграции бывших крестьян, которые присоединялись к совершенно новому для себя городскому сообществу. Люди, оторванные от традиционного патриархального уклада крестьянской общины и вовлечённые в стремительный темп городской жизни, формировали разношёрстную городскую толпу, а затем – городскую массу. Росла и грамотность городского сообщества[1].
Первой столичной «бульварной», рассчитанной на широкую аудиторию, газетой можно назвать «Петербургский листок» (выходивший в 1864-1918 гг.). Целью газеты было освещение исключительно городской жизни – городских сенсаций, культурных мероприятий, рекламы местных предпринимателей[2]. В первые годы выпуска в этой газете печатался роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» (писатель был вдохновлен «Парижскими тайнами» Эжена Сю, с которых и началась популярность ориентированной на сенсационность и криминальные сюжеты массовой литературы).
В 70-80-е гг. XIX века за популяризацию низких жанров, упор на сенсации и развлечения «Петербургский листок» высмеивали авторы более престижных изданий, также он часто страдал от цензурных ограничений. Однако за четверть века численность обитателей «петербургских трущоб» и их потребность в доступном печатном издании выросли настолько, что бульварная «Газета-Копейка» (1908-1918 гг.), уже без оглядки на критику и с минимальным цензурным воздействием, стремительно завоевала огромную популярность и коммерческий успех.
[1] Согласно статистическим подсчетам А.Г. Рашина в работе «Население России за сто лет», в 1863-79 гг. процент грамотных людей составлял 55.6%, а в 1910 уже 75.5% (грамотных мужчин 85.2%, женщин – 64.3%). Рашин, А.Г. Население России за сто лет (1813-1913). М.: Государственное статистическое издательство, 1956. 295-300 с.
[2] Сонина, Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. С. 48.
[3] Например: «Газета-Копейка», №2, 20.06.1908, раздел под заглавием «Самоубийства» на странице 3.
Стоит отметить и язык публикаций, который изобилует отсылками к сформировавшейся в то же время массовой литературе – например, детективам о сыщике Нате Пинкертоне. Криминальный роман к началу XX века стал довольно популярным литературным жанром среди городского населения. Исследователи связывают его привлекательность с острым восприятием бывшими сельскими жителями урбанистической среды – скученностью и быстрым темпом жизни, возможностью быстрой смены социального статуса, доступностью разных способов обогащения[1]. Этим можно объяснить и высокий интерес к реальной криминальной хронике.
Методы привлечения внимания сработали превосходно. «Газета-Копейка» необычайно быстро набрала аудиторию, привлекая её низкой ценой, громкими заголовками и сенсационными новостями. Следствием стал и огромный коммерческий успех. Собственная типография редакторов «Копейки» быстро богатела, появилась возможность выпускать иллюстрированные дополнения, росли цены на рекламу (60 коп. за объявление на первой странице, 30 коп. – на последней странице в первом номере; 75 коп. на первой и 40 коп. на последней странице в 58-м номере; один рубль на первой, 60 коп. на последней странице и 1 р. 20 коп. внутри текста – в 1910 г.) и количество объявлений.
Уже на второй месяц издания газеты рекламные объявления занимали всю последнюю страницу газеты и регулярно помещались на значительной части первой. «Копейка» неоднократно высмеивалась за обилие рекламы, однако именно объявления позволяли редакции удерживать установленную цену в одну копейку на протяжении всего выпуска газеты.
[1] Рейтблат, А.И. От Бовы к Бальмонту (и другие работы по исторической социологии литературы). М.: НЛО, 2008. С. 294.
Безусловно, газета включала в себя не только криминальную хронику и рекламу. В отличие от «Петербургского листка», «Копейка» с первого номера подробно освещала не только городские, но и общероссийские и мировые политические новости. Программой издания была объявлена борьба с невежеством, развитие «просветленного сознания» и «делового отношения к жизни», поэтому в регулярно печатались общественно-политические статьи, соответствующие народническому направлению, а также романы реалистического направления, посвященные социальным проблемам.
Один из главных редакторов «Копейки» Владимир Анзимиров с первых номеров публиковал свою серию заметок о социально-экономических реформах на примере других стран[1]. Кроме того, в газете не были редкостью просветительские и научно-популярные статьи (например, о правильной гигиене – в разгар эпидемии холеры), а среди объявлений часто встречалась реклама курсов дополнительного образования.
Акцент же на скандалах и криминальной тематике, очевидно, был рассчитан на популярность среди широких масс, и этот расчёт оправдался – тираж газеты стремительно рос, позволяя выпускать дорогостоящие специализированные дополнения (например, цветной иллюстрированный литературный журнал «Солнце России», привлекавший уже не скандалами и сенсациями, а качеством работы) дополнений стремительно рос, собственные типографии редакции активно работали и в Санкт-Петербурге, и в Москве.
[1] В №33 (26.07.1908) серию зарисовок было решено превратить в автобиографический роман под названием «Муть».
В 1917 петербургская типография «Копейки» из-за своей высокой производительности была захвачена Петроградским советом рабочих депутатов. Здесь начала выпускаться газета «Известия», впоследствии ставшая рупором советской власти.