буллинг что это значит
Буллинг что это значит
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Что такое буллинг в школе
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Кто такой буллер
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
Буллинг: что это такое, определение, причины и последствия травли, что делать
Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться
Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.
Что такое буллинг — определение
Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.
Как отличить насмешки от издевательств
Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:
Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».
Составляющие компоненты: как проявляется травля
Психотерапевт Дэн Олвеус дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:
Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.
Поговорим о видах буллинга, узнаем, что это такое.
Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического
Буллинг бывает физическим и психологический.
Первое — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.
Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.
Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:
Вид | Как проявляется | |
---|---|---|
По содержанию | Вербальный (словесный) | Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства |
Невербальный | Избиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот | |
По характеру | Прямой | Предыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию |
Косвенный | Угрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других | |
По условиям | В интернете (кибербуллинг) | Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации |
В быту | Все примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии |
Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.
Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.
Буллинг в реальной жизни, в школе и на работе
Принято считать, что с издевательствами и унижениями сталкиваются только школьники, но это не так. Взрослые тоже могут стать участниками травли.
Буллинг на работе
Издевательства на работе называются моббингом (от английского mob — толпа). Как правило, речь идет о групповых издевательствах. Цель — заставить сотрудника уволиться.
Что такое издевательства (травля) на работе в примерах:
На работе буллинг чаще представлен словесной и пассивной агрессией.
Буллинг в реальной жизни
Примеры буллинга в быту:
Буллинг в школе
Теперь разберем, что такое проявления буллинга в школе. Это издевательства класса, отдельных школьников, педагогов над учеником. У такого поведения, в отличие от моббинга, нет цели. Булль сконцентрирован на самом процессе. Он нападает на более слабого, чтобы самоутвердиться за его счет, замаскировать свои комплексы и страхи, выместить свою злость и боль на другом или привлечь к себе внимание.
Примеры издевательств в школе:
Травля в быту может иметь цель (например, соседи хотят добиться переезда соседа) или быть организованной ради самого процесса. Например, мужчина / женщина хочет отомстить бывшему партнеру за расставание.
Причины травли
Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:
Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.
Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.
Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.
Последствия травли
Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.
Психологические последствия
Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.
Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.
Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.
Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.
Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.
Последствия для здоровья
По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:
Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.
Социальные последствия
Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.
Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.
Как бороться с буллингом — советы психолога
Разберем отдельно советы из психологии о том, как бороться с каждым из типов буллинга: в школе, на работе, в быту.
В школе
Рекомендации для родителей жертв буллинга:
Фразы, которыми можно поддержать сына / дочь:
Не ругайте сына / дочь и не обвиняйте в слабохарактерности.
Не говорите школьнику, что нужно терпеть и «не обращать внимания на дураков» — помогите ему отстоять себя.
Не все мальчики и девочки могут открыто рассказать об издевательствах. Взрослые должны быть внимательными и реагировать на признаки нападений: замкнутость, рваная или испачканная одежда, частые потери вещей, нежелание идти в школу, снижение аппетита, проблемы со сном, апатия.
Рекомендации для матери / отца/ родственников буллера:
Рекомендации для педагогов:
Согласно данным АПА, не стоит проводить совместную беседу с буллером и тем, кого обидели. Это смущает и пугает последнего.
Рекомендации для школьников, подвергшихся травле:
Рекомендации для свидетелей травли:
Рекомендации для буллеров:
С целью профилактики буллинга нужно создавать благоприятный климат дома и в школе:
Если вы потеряли связь с сыном / дочерью и не можете самостоятельно ее восстановить, не понимаете сына / дочь или не можете справиться с личными проблемами и понимаете, что они негативно отражаются на благополучии других, то обратитесь к специалисту.
На работе
Рекомендации для пострадавших от моббинга:
Исследователи отмечают, что избегание или игнорирование — неэффективная стратегия борьбы с моббингом. Нужно активно противостоять нападающему и просить о помощи других людей (многие из них не понимают, что жертва нуждается в поддержке).
Рекомендации для руководителей:
В реальной жизни
Как победить травлю в быту:
Буллинг оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье, самовосприятие и построение отношений в будущем. Однако, как отмечают исследователи АПА, не каждый из переживших травлю в школе вырастает в неприспособленного взрослого. С буллингом, моббингом и их последствиями можно и нужно бороться.
Если вы столкнулись с этим и не можете самостоятельно справиться с проблемой, то подберите эксперта в Alter. У нас работают чуткие и этичные психологи, которые помогут проработать эмоциональные последствия и выработать новую стратегию поведения в стрессовых ситуациях.
Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия
Что такое буллинг в школе
словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
распространения слухов и сплетен;
бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Как бороться с буллингом
Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.
Что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.
Что делать учителю
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.
Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.
Но если несмотря ни на что ваш ребёнок регулярно подвергается нападкам одноклассников — оградите его от травмирующего опыта, сменив школу или форму обучения.
что-то Вы припозднились со вступлением- с полгода назад Пикабу тонул в откровениях пользователей, над которыми издевались в школе.
@moderator, тут откровенная реклама
Надо фиксировать каждый случай причинения вреда и выносить информацию о конфликте за пределы школы. Наладить контакты с органами опеки и комиссии по делам несовершеннолетних. И тогда уже ни администрации школы, ни учителю не удастся замолчать происходящее, да родители агрессора почуяв, что могут наказать рублём, примут меры к воспитанию агрессора.
А как дети выживали в школе до появления термина «буллинг»?
Прочитайте для общего развития. Осмыслите. И только потом принимайте какие-то действия. Травля в школе есть ВЕЗДЕ и всюду. Разнятся только формы и интенсивность.
https://lurkmore.to/Школьная_иерархия
Заебали со своим Буллингом.
Ответ на пост «»Выворачивали руки и прыгали на голове». Видео жестокого издевательства над пятиклассником сняли в пермской школе»
Впрочем, мы с тобой ведем речь о жестокости, а не об искусстве, так что не будем отвлекаться… Никто не считал мое странное для ребенка хладнокровие чем-то из ряда вон выходящим, пока в пятом классе со мной не случился один пренеприятный инцидент. Мы тогда переехали из тихого поселка в большой город, и мне пришлось привыкать к другой школе и ее порядкам. А они разительно отличались от тех, в которых я проучился пять лет. Очень разительно. Здесь меня впервые в жизни избили в школьном туалете и отобрали карманные деньги. И ладно бы, если бы этим все ограничилось. Когда та банда кандидатов в ИТК для малолеток узнала, что я – новенький, да еще живу не на их улице, меня обязали покупать еженедельный билет на право хождения по школьным коридорам. Тридцать копеек – столько он стоил. По тем временам – цена одного похода в кино на вечерний сеанс. Смешная сумма даже для обычного советского школьника. Мать давала мне на карманные расходы рубль в неделю, поэтому я мог позволить себе платить дань «сортирным королям». Однако не все было так просто…
– Понимаю: у тебя взыграла гордость, – кивнул я.
– Не гордость, а банальный математический расчет, – уточнил Кальтер. – Все обложенные данью мальчишки – от четвероклассников до семиклассников – платили и помалкивали в тряпочку, так что никакого ущерба мое достоинство в их глазах не претерпело бы. Я просто прикинул в уме и решил, что, выплачивая десять-одиннадцать рублей в год в течение нескольких учебных лет, я фактически подарю этим подонкам новенький велосипед. Чего они, по моему мнению, совершенно не заслуживали. Я готов был безоговорочно признать за ними право сильного, но не такой ценой. И решил поторговаться, чтобы сбить ее хотя бы вдвое. На что они рассмеялись мне в лицо и заявили, что я – позорный жмот, а со жмотами у них разговор особый. И, многозначительно посмеиваясь, удалились. Я спросил у слышавших наш разговор одноклассников, что означает эта угроза, и узнал, что после уроков меня ждет публичная экзекуция за школьными гаражами…
– Знакомая ситуация, – хмыкнул я. – Меня тоже били в детстве за школьными гаражами. Как видишь, выжил.
– И со мной наверняка ничего серьезного там не случилось бы. Но сидя на последнем в тот день уроке, я был в этом совсем не уверен. Потому что когда получал по ребрам в школьном туалете, понял, что в следующий раз боль может оказаться сильнее меня и я сломаюсь. Я боялся сломаться и опозориться даже больше, чем боли. А тем более осрамиться на людях, но ведь для этого и устраиваются публичные экзекуции, разве не так? Я не мог удрать или сдать этих рэкетиров директору, потому что это тоже влекло за собой позор, причем гораздо более сильный. Я чувствовал, что от бессилия предотвратить собственное унижение вот-вот ударюсь в панику, и тут меня осенило, как можно избежать похода на местную Голгофу. Это был простой, но эффективный план, все нюансы которого я еще мог обдумать до конца урока. И как только я сосредоточился не на эмоциях, а на стратегии своего поведения, случилось маленькое чудо: на меня вдруг снизошло успокоение. Все происходящее со мной стало видеться лишь игрой, в которой я из наблюдателя превратился в игрока. Мне было по силам предугадать дальнейший ход противника, как, впрочем, и ему – мой. Но если враг вряд ли был склонен к тактическим импровизациям, то я еще мог подкинуть ему весьма неприятный сюрприз…
Тимофеич не был хорошим рассказчиком. Но он умел заострять внимание на ключевых деталях своей истории, отчего она четко вырисовывалась у меня перед глазами даже при минимальном количестве сопутствующих подробностей. Рассчитывая вызвать майора на разговор, я и не надеялся, что он проявит ко мне столь щедрое снисхождение. И тем не менее компаньон удостоил меня такой чести, за что я был ему премного благодарен. Неужто Мракобесу и впрямь удалось заслужить доверие такого мнительного типа, как Кальтер.
Вот двенадцатилетний пионер Куприянов остается после уроков один в пустом классе, наблюдая через щель в шторах, как перед парадным входом школы начинают собираться зеваки. Стараниями «сортирных королей» весть об экзекуции над «позорным жмотом» уже облетела учеников, и потому недостатка в зрителях не ожидается. Однако Костя не торопится. Не потому что боится, хотя страх, разумеется, никуда не делся и все так же гложет его изнутри. Но теперь этот зверь у него под контролем и загнан в клетку. Хладнокровный не по возрасту мальчик сумел смириться с неизбежным и теперь просто ждет, когда нетерпение жаждущей его крови толпы достигнет пика. Так надо, потому что Куприянову нужно полное внимание публики. Каждый из собравшихся внизу свидетелей должен воочию увидеть то, что задумал Костя, и запомнить сегодняшний день на всю оставшуюся жизнь. Это – неотъемлемая часть его плана. А пока пусть все решат, что он струсил. Тем неожиданнее окажется развязка назревающего спектакля.
Противников было пятеро, все – старше Кости на два года. Драться с ними в одиночку бессмысленно – повалят на землю и намнут бока, не успеет пятиклассник даже замахнуться кулаком. Помощи ждать тоже неоткуда. Кому из местных захочется вступиться за чужака, не отучившегося с ними и недели? Единственная сплоченная компания в школе – это как раз «сортирные короли». Имейся здесь хотя бы две конкурирующие банды, Куприянов нашел бы способ заручиться поддержкой врагов своих врагов. Но, к сожалению, нынешняя диспозиция сил не позволяла реализовать подобный сценарий на практике.
По оживлению зевак Костя смекает, что на крыльце показались экзекуторы. А вон и они сами: гогочут, как кони, да сквозь зубы поплевывают. Корчат под окнами директорского кабинета вид, что ничего предосудительного не происходит. По этой же причине и «жмота» перед парадным входом никто лупить не станет. Наоборот, обнимут за шею, как закадычного приятеля, и с нарочито дружелюбными шутками-прибаутками проводят за гаражи. Но обнимут так крепко, что будущая жертва и пикнуть не посмеет. Поэтому Косте нужно любой ценой суметь уклониться от этих объятий и осуществить свой план сразу по выходу из школы. Никаких заминок и колебаний. Решение принято, и назад дороги нет.
Пора… Дольше выдерживать драматическую паузу не имеет смысла. Теперь все в сборе и ждут только его.
Куприянов снимает пионерский галстук, предательски душивший его весь последний урок, берет портфель и направляется к двери. В фойе на первом этаже отирается парочка четвероклассников – «королевских» шестерок. При виде «жмота» они моментально выскакивают на улицу оповестить приятелей о том, что жертва вот-вот появится на крыльце. Костя предвидит и это. Пускай глашатаи трубят о его выходе. Он не за тем проторчал столько времени в пустом классе, чтобы потом пытаться проскочить через школьный двор незамеченным.
А публика и впрямь заждалась. Предвкушающие веселье «шестерки» даже услужливо распахивают перед «жмотом» тяжелую парадную дверь. Десятка три пар глаз устремляются на мальчика, причем во многих он видит плохо скрываемую жалость. Ему еще неведомо истинное значение слова «лицемерие», но в будущем оно всегда станет ассоциироваться у Куприянова именно с этой робкой, но вместе с тем изнывающей от любопытства малолетней публикой. Впрочем, то, что делает сейчас Костя, является куда большим лицемерием. Только никто, кроме него, пока об этом не подозревает.
Гогочущая пятерка «сортирных королей» устремляется к явившемуся-таки на праведный суд «жмоту», что-то выкрикивая и паясничая перед сразу примолкшей публикой. Куприянов не вслушивается в смысл обращенных к нему слов, поскольку не собирается ни о чем толковать с врагами. Сойдя с крыльца, он останавливается и ждет, когда те приблизятся. Зубы у Кости крепко стиснуты, а на лице застыла равнодушная маска. И публика, и «короли» видят перед собой смирившуюся со своей участью жертву, которая пытается сохранить хотя бы остатки достоинства. Привычная, в общем-то, картина. Многие жертвы ведут себя так, пока не оказываются за гаражами. Ну а там для каждой из них наступает один итог. Все зависит лишь от того, насколько разозлены экзекуторы и какую унизительную расправу они изобретут на сей раз.
Трое приятелей, топчущихся за спинами заводил, видят, что «жмот» набросился на них, и спешат было на подмогу. Но успевают сделать лишь пару шагов, после чего замирают на месте с выпученными глазами и отвисшими чуть ли не до колен челюстями. Один из них тут же падает на колени, содрогаясь от спазмов рвоты, другой ошарашенно пятится и, споткнувшись, падает, а третий начинает орать чуть ли не громче пострадавшей парочки, вместе взятой. Которая оглашает школьный двор таким диким ревом, что половина зрителей как по команде в ужасе бросается врассыпную. Оставшаяся публика застывает на подкосившихся ногах, будучи не в состоянии отвести глаз от залитых кровью лиц несостоявшихся экзекуторов, что как подкошенные оседают на асфальт и начинают кататься по нему с душераздирающими воплями.
– …Где я как ни в чем не бывало пообедал и сел учить уроки, – закончил Кальтер свою короткую драматичную историю. – Причем успел выучить их до того, как родители примчались с работы, едва им обоим сообщили о моем чудовищном поступке. И в эту ночь, и в последующие я спал как убитый, хотя мать и отец не сомкнули глаз от пережитого потрясения, наверное, целую неделю. И было мне тогда, напомню, всего двенадцать лет. Сопливый пацан, который без колебаний выбивает карандашом глаза своим обидчикам и при этом остается хладнокровным и полностью адекватным – можешь представить себе такое?