булатный меч что это значит
Что такое булатная сталь?
В большинстве случаев, когда речь заходит об исторической булатной стали, то вспоминается именно булат, которые производили в Средней Азии. И именно Азия считается родиной булатной стали. Однако исторические источник указывают на то, что в Древней Руси также были знакомы с технологией изготовления булата, варили его и ковали из него мечи и наконечники для копий. Небольшая путаница, возможно, вызвана тем, что булат в Древней Руси носил название «красного» или «синего» железа.
История древнего булата
Суть легенды сводится к следующему, был дескать некогда волшебный металл из которого делали мечи необычайной прочности и упругости. Секрет изготовления таких мечей содержался в строжайшем секрете и впоследствии был утрачен.
Открытие секрета булата
Клинки из исторического булата дошли до нашего времени и основная проблема при попытке выковать такой клинок, заключалась в том, что никто не мог повторить узор на булатном клинке. Мастера, одержимые идеей создания булатной стали проводили эксперименты с различным составом сталей меняя соотношения компонентов. И только русскому инженеру Аносову удалось сделать воссоздать историческую булатную сталь. Ответ, как обычно находился там, где его никто не искал. После длительных опытов он пришел к простому выводу: литой булат отличается от обычных сталей своей физической структурой, а не химическим составом.
Многие мастера изготавливают ножи из литого булата. Но технология производства сплава у каждого своя. У кого-то получается сталь, а у кого-то литой булат.
Булатные и дамасские клинки
Что же такое булат?
Много столетий назад в Индии процветало искусство изготовления мечей и кинжалов из стали особой твердости с тонким узором. С течением времени рецепты приготовления такой булатной стали были забыты.
Разгадать секрет производства булатов, объяснить чудесные свойства старинных узорчатых дамасских клинков пыталось не одно поколение ученых XVIII-XIX веков.
П.П. Аносову первому удалось открыть тайну булата. Но прежде надо сказать еще несколько слов о таком явлении в истории человечества, как булатная сталь.
Прежде всего, необходимо оговориться, что булатная сталь делится на два вида по способу изготовления: литая и кованая (сварная).
Кованый булат до сих пор изготавливают кузнецы в некоторых городах России, которые создают прекрасные образцы, не уступающие по прочности и изысканности рисунка лучшим образцам прошлого.
В собраниях российских музеев есть потрясающие воображение экземпляры XV-XVII веков, которые не нужно затачивать и закаливать. Они сохраняют невероятную остроту, изысканный узор и мелодичный протяжный чистый звук. Именно такие клинки разрубают подброшенные в воздух газовые шарфы или плывущую по воде бумагу.
Развитие металлургии в XVIII веке создало условия для возрождения производства булата в России, причем не в считанных единицах, а на промышленной основе. Замысел этот был в какой-то степени воплощен нашим ученым «генералом от металлургии», директором Златоустовской оружейной фабрики Павлом Петровичем Аносовым (1799-1851).
Помимо того, что он сам проводил постоянные научные изыскания и эксперименты в данной области, для ознакомления своих мастеров с искусством создания кованого булата Аносов отправил их на Кавказ.
Вульферт и Южаков работали у братьев Геурка и Кахрамана, которые за свой поступок кроме серьезной денежной компенсации получили дворянство и право писать на изделиях: «оружейник Его Императорского Величества».
Все откованные под их наблюдением клинки мастера отсылали на завод, сопроводив замшевой бирочкой, на которой тушью был написан рецепт, по которому изготавливался данный клинок.
В монографии «О булатах» (1841) П.П. Аносов пишет: «Под словом булат каждый россиянин понимает металл узорчатый, более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь.
На некоторых булатах узор виден непосредственно после полировки, а на других после того, как поверхность ее подвергнется действию какой-либо слабой кислоты. Обнаружение узоров называется вытравкою.
Узоры на стали могут быть весьма различны; но не всякая сталь с узорами должна быть названа булатом. На обыкновенной стали рисовкою и травлением наводят иногда узоры, подобные булатным (в наши дни это называется дамаскированием)».
Исходя из данных исследовательской литературы, можно составить следующую градацию сортов литого булата:
Высшие сорта (Индия, Персия) | |
Табан | перс.: блестящий |
Каратабан | перс.; черный блестящий; этот булат называется также «Кирикнардубан» (перс.: сорок ступеней). На одном метре клинка можно насчитать сорок полос сорок колен специфического булатного рисунка. |
Хорасан | провинция в Персии |
Карахорасан | перс.: черный Хорасан |
Сорта среднего качества (Индия, Персия, Сирия, Турция) | |
Гынды | перс.: волнистый |
Кум-Гынды | перс.: волнистый индийский |
Сорта низшего качества (Индия, Персия, Сирия, Турция) | |
Нейрис; | |
Шам | турецкое название Сирии |
Баяз (египетский булат) | Белый булат, или турецкий струйчатый булат |
Исходя из перечисленных свойств, можно построить следующую таблицу, в которой, разумеется, будет иметь место некоторая погрешность, поскольку учесть все в теоретическом исследовании невозможно:
Качество | Низшее | Среднее | Высшее |
Форма узора | полосатый | струйчатый, волнистый | сетчатый, коленчатый |
Величина узора | мелкий (12 мм) | средний (46 мм) | крупный (1012 мм) |
Цвет фона | серый | бурый | черный |
Цвет узора | светлосерый | белый | матовый или блестящий белый |
Цвет отлива фона на солнце | без отлива | красно-ватый | золо-тистый |
Звук | почти нет | короткий | долгий, чистый |
Что может | оставляет следы на металле | рубит шашки и гвозди | рубит летящий шарф и плывущую по воде бумагу |
Разумеется, все приведенные в таблице характеристики цвета подразумевают игру клинка под ярким южным солнцем.
В наши дни восточные булатные клинки встречаются не только в музейных, но и в частных собраниях. Некоторые коллекционеры, к сожалению, недостаточно серьезно относятся к этим замечательным памятникам.
Хотелось бы вспомнить опыт японцев, которые составляют список своих японских клинков, выявляемых по всему миру. Ведь речь идет не просто о национальной или какой-либо другой гордости, не только об исторических памятниках; речь идет о вещественных источниках, которые, смеем надеяться, очень скоро будут востребованы как базовый материал для научных исследований.
БУЛАТ
Найдено 2 изображения:
булат
м. ист.
(сталь для клинков) damask steel; (перен.: меч) sword
Фиг. 1.
Фиг. 2.
БУЛА́Т, ч., заст.
1. род. у. Високоякісна міцна сталь особливого гарту з узорчастою поверхнею.
Стьогнув [Паллант] ще Турна через лоб, Но Турн байдуже, не скривився, Бо, бач, булатом ввесь обшився І був, як в шкаралупі боб (І. Котляревський);
Ох, ти серце, моє серце молодецьке, Що булату ти твердіше, міцніше каменю! (Л. Первомайський);
За часів Каролінгів у Західній Європі виготовляли добрі мечі з так званого булату (із журн.).
2. род. а. Сталевий клинок, меч; взагалі зброя.
Хочеш, мила, знати, хто в нас дзвонарі? Кулі та булати, шаблі та гармати (П. Загребельний).
БУЛА́Т заст. (вид сталі), БУЛА́ТНА СТАЛЬ (КРИ́ЦЯ) заст., ДАМА́СЬКА СТАЛЬ. Но Турн байдуже, не скривився, Бо, бач, булатом ввесь обшився І був як в шкаралупі боб (І. Котляревський); Очі у Хмельницького спалахнули. Кожне слово мовлене, ніби коване добрим ковалем з булатної криці (Н. Рибак); Збройники кували із дамаської сталі шаблю для полковника Кривоноса (П. Панч).
I. СТАЛЬ (твердий ковкий метал — сплав заліза з вуглецем та іншими домішками), КРИ́ЦЯ, ДУЛЕ́ВИНА діал. (міцно загартована сталь); НЕРЖАВІ́ЙКА розм. (яка не піддається ржавінню). Судно.. одягнуте у важку непробійну сталь (О. Гончар); Вигнулась, зашипіла криця.. Гостра пилка, заглиблюючись у дерево, виспівує зовсім так, мов жучок-музичка (М. Стельмах); Нічого, друже, не журися! В дулевину себе закуй (Т. Шевченко). — Пор. I. була́т.
Сталь из легенд. Булат. Часть первая.
Технологии создания булата значительно отличались в зависимости от территории и времени производства, поэтому под данное определение можно отнести разные сорта высокоуглеродистой узорчатой стали, выплавленной особым способом, который и обуславливает характерные для булата высокие качества.
Так, в тигель загружали металлические изделия и остатки разных металлов, чугун и другие компоненты, например различные руды, древесный уголь или флюс, содействующий образованию шлака и улучшению качества металла при плавке. После этого тару закупоривали и в несколько слоев обмазывали глиной. Готовый тигель ставили в печь и мехами нагнетали температуру.
Обнаружено описание технологии выплавки, создателем которой называют некого Мазиду Ибн-Али ал-Хаддада ад-Димишки (другие источники указывают арабского философа и математика IX в. Абу Юсуфа Якуба ибн Исхак ибн Саббах ал-Кинди):
«Прикажи положить в каждый тигель по пять ратлей (около 450 г.) подков и гвоздей от них из нармахана (железа), по десять дирхемов (около 3 г.) жженой меди, золотистого марказита (железный колчедан) и мягкой магнезии. Обмажь тигли глиной и ставь в очаг, наполненный углем и раздуваемый румийскими мехами. Пока готовится, приготовь мешочки, в которые положи миробалан, корки граната, поваренную соль и жемчужные раковины, всего в равной степени и раздробленно, в каждом мешочке по сорок дирхемов. Всыпь в каждый тигель и сильно раздувай огонь самым безжалостным образом, а затем перестань. Когда остынет, извлеки слитки.»
Грубую структуру булата отмечал в своих записях и великий арабский ученый Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни:
«Сталь бывает двух сортов: первый, когда в тигле одинаковым плавлением сплавляется нармахан и его вода (чугун). Оба соединяются так, что не отличить один от другого. Такая сталь пригодна для напильников и им подобных. Второй сорт получается, когда в тигле указанные вещества плавятся неодинаково и между ними не происходит совершенного смешения. Отдельные частицы их располагаются вперемешку, но при этом каждая из них видна по особому оттенку. Называется это «фаранд» (булат), и в мечах он высоко ценится».
Очень яркое описание процесса закалки булата было найдено в одном из храмов Средней Азии:
«Булат необходимо нагревать до тех пор, пока он не потеряет блеск и не станет как восходящее солнце в пустыне, после чего остудить его до цвета королевского пурпура и затем вонзить в тело могучего раба. Сила раба перейдет в клинок и придаст прочность металлу».
Конец первой части
чёта на фоточках узор слишком упорядоченный и крупный для булата, последнее прям точно дамаск, видно линии симметрии от сложения кусков стали
Материаловедение не является сильной стороной этого автора.
булат (особенно древний) настолько неоднозначная тема, что клепать посты на эту тематику, что по тонкому льду ходить. щас ведь набегут толпы булатоведов и разнесут все по кирпичику (Аносовцы и кузнецовцы так точно будут буйствовать)
раздувай огонь самым безжалостным образом, а затем перестань.
Я так понимаю, что закалка была рабом? Или об раба, или в рабе? ХЗ как правильно
Ну, теперь я готов к попаданию в прошлое!
«С войны не держал боевого оружия»
В знаменитой советской комедии «Бриллиантовая рука», вышедшей на экраны страны в 1968 году, есть небольшой эпизод, который длится всего лишь несколько секунд, но, заметно отличается от общего комедийного сюжета.
За период участия в войне награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени, и участвовал в знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года.
Из наградного листа В. Гуляева
В годы войны — помощник командира взвода 72-го Отдельного Зенитного Артиллерийского Пушкинского дивизиона.
Из книги Ю. Никулина «Почти серьезно»
«Да и дома желательно бы побывать.. Ведь у меня четверо детишек. И вот, понимаешь, год их не видел и забыл, какие они обличием. »
Австралийские солдаты с пистолетом пулеметом Owen.
Австралийский солдат с пистолетом пулеметом Austen с глушителем.
Австралийский солдат с пистолетом пулеметом F1 на учениях 1967 год.
Помимо своих разработок после снятия блокады Тихого океана в Австралию силами союзников массово поставлялись пистолеты пулемета Томпсона и Стен. Но о них поговорим в другой раз в рамках их страны.
Булатная сталь. Часть 1
Дорогие наши читатели, те из вас, кто с нами уже давно, вероятно помнят, что с 2008 по 2011 годы у журнала «Наука и Техника» был меньший собрат «Очевидное и невероятное». О тематике его статей говорит уже само название. Интересные представления и идеи современной науки, материалы о загадочных явлениях, а также интеллектуальная фантастика.
Тиражи «Очевидного» давно раскуплены, но мы подумали и решили, что неплохо было бы познакомить сегодняшнего читателя с электронными версиями самого интересного, вышедшего за те три года, статей, которые не потеряли актуальности и сейчас.
И откроем мы рубрику статьей Александа Василенко «Булатная сталь», которая вышла в 2008 году во втором номере журнала «Очевидное и Невероятное».
Современному человеку свойственно чувство личного превосходства над людьми прошлых эпох. Он убежден, что жизнь в ХХI веке и умение обращаться со многими очень сложными вещами дает ему знания, недоступные Архимеду, Пифагору, Галилею и другим мудрецам. Однако наличие странных и загадочных пятен в истории оставляет у наших современников смутное ощущение того, что в древности люди все же знали какие-то великие тайны, впоследствии утерянные. Из легенд и сказок (будем считать, что сказка — это миф, утративший значение «священной истории») до нас дошли сведения о необыкновенных субстанциях: живая и мертвая вода, философский камень, орихалк и многое другое. Сейчас невозможно сказать, что это — только ли плод воображения древних или действительно существовавшее нечто, секрет которого оказался утерян. И только булат оставил материальное, вещественное воплощение. Многие его загадки не раскрыты до сих пор, но, во всяком случае, само существование булата сомнению не подлежит.
*По принятой на Руси терминологии это один из типов зерцальной брони: в данном
случае — собранные из четырех крупных пластин коробчатые «бронежилеты», весьма легкие, надеваемые обычно поверх кольчуг для дополнительной защиты грудной клетки.
Как бы там ни было, сейчас этот секрет действительно утерян. И его издавна ищут металлурги многих стран. Иногда даже объявляют, что нашли, но впоследствии оказывается, что это либо один из возрожденных заново видов вышеназванной «археологической» стали, либо даже и новый вид, но все-таки именно ее. Правда, в 40-х годах ХIХ века русский ученый, начальник златоустовских заводов П. П. Аносов действительно сумел получить литой булат, не уступающий по качеству индийскому вутцу. Но после смерти Аносова, несмотря на оставленный им подробный рецепт, воспроизвести булат по его технологии не удалось.
Немудрено, что фантастические свойства булата вызывают мистические чувства и у современных исследователей. Автору приходилось встречаться даже вот с таким утверждением: будто бы из-за того, что металл в процессе работы находится под пристальным вниманием мастера, на клинке, подобно невидимому клейму, отпечатывается рисунок его души. Многотрудный булат является как бы аккумулятором энергии, в том числе и душевной. Поэтому мастеру необходимо совершенствовать в первую очередь себя, свою душу, а уж затем технологию. Столь же всерьез выказывались предположения, что булат — это «естественный монолит», заряженный энергией, что булат — это движение, которое нельзя остановить, и рост кристаллов в нем будто бы продолжается все время. Кристаллы в этом металле, по мнению одного из «исследователей», отчего-то все развернуты под 45 градусов (?!), и поэтому к ним физически (?!) не могут присоединиться молекулы кислорода! И якобы в результате этого булат не ржавеет.
Это не предел: существуют и более мистические представления. Но давайте вернемся из области легенд на материк науки.
Сперва придется коротко заглянуть к металловедам, частично расшифровать их профессиональный язык. Раз уж сталь — это в первую очередь сплав железа с углеродом, то для металловедов важны структуры, которые образуют два этих элемента. Основные: феррит — это по сути почти чистое железо (предельное содержание углерода при 20°С — 0,006%). Имеет объемноцентрированную кубическую решетку и обладает высокой пластичностью. При температуре выше 727 градусов железо меняет решетку на гранецентрированную и превращается в аустенит. Цементит — метастабильное химическое соединение (Fe3C — карбид железа). Температура плавления 1250°С. Очень твердое, но хрупкое соединение. Ледебурит (эвтектика) — смесь двух фаз: аустенита и цементита. И, наконец, перлит (эвтектоид) представляет собой смесь феррита и цементита, которая всегда содержит 0,83% углерода и наблюдается визуально как самостоятельная структура.
Рассмотрим упрощенную диаграмму состояния Fe-С. Согласно принятой в металлургии классификации, к стали относятся сплавы железа с углеродом до 2,14%. От 2,14% — это уже чугуны. Структура чугуна: перлит, цементит и ледебурит, если мы не дадим части углерода перейти в графит.