буквы на номерах в ссср

Из истории регистрационных номерных знаков

Со стремительным развитием моторостроения и появлением компаний, производящих самоходные повозки и другие механизированные средства передвижения, остро встал вопрос учета и идентификации транспорта, количество которого на улицах городов увеличивалось не по дням, а по часам. Более того, с середины XIX века уже существовали правила и обязательные условия для владельцев гужевых повозок на право оказывать услуги по перевозкам пассажиров. Но самым главным условием для каждого извозчика уже в то время был регистрационный номер, который выдавался сроком на один год и то, только после уплаты владельцем пошлины. Каких либо стандартов, размеров или особых требований к месту установки номеров ещё не существовало.

В молодой стране Советов первая попытка упорядочивания автомобильных номеров была предпринята 13 июня 1920 года. В этот день был опубликован декрет «О номерных знаках», регламентировавший установку переднего номерного знака на левом крыле автомобиля, а задний — на кузове или особой стойке не выше аршина (71 см) от земли. Спустя семь лет были введены в действие «Правила всесоюзного учёта автомобилей и мотоциклов», в которых были четко прописаны размеры знака, его форма, цвет, высота и толщина цифр и символов. Впоследствии форматы и внешний вид номеров неоднократно менялись, мы же остановимся на периоде, когда ЛАЗ стал выпускать свою первую продукцию, т.е. наибольший интерес для нас представляют номера автомобилей после реформы по смене формата регистрационных знаков 1959 года.

Расшифровка буквенных индексов по областям и регионам

В таблице ниже приведен исчерпывающий перечень буквенных индексов, применявшихся в СССР на автомобильных знаках. Внимание! В таблице не представлены индексы номерных знаков образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Многие буквосочетания, откровенно оскорбительные и даже сомнительно звучащие, рубились цензурой, а в официальных документах в качестве причины недопуска указывалось — «ввиду неблагозвучия».

Заметили неточность, возникло желание дополнить или исправить данные в таблице? — Укажите это в комментариях. Воспользовавшись нашим сервисом, вы можете создать автомобильный номер СССР с использованием приведенных в таблице индексов региона.

ГОСТы на номерные знаки СССР

Ниже представлена таблица ГОСТов на регистрационные номерные знаки, действовавших в СССР за всю историю его существования. Зачастую, изменения, которые готовились для владельцев авто, загодя публиковались в популярных журналах автотематики. К примеру, в заметке «Новые номерные знаки» [41] журнала «За рулем», рассказывалось о ГОСТ 3207-77, который вступил в силу лишь два года спустя.

ГОСТ №Дата введенияНазвание документа
ГОСТ 3207-361936
ГОСТ 3207-4615.07.1946«Знаки номерные для автомобилей, тягачей, транспортных тракторов, прицепов и мотоциклов. Технические условия»
ГОСТ 3207-581959«Знаки номерные для дорожных транспортных машин»
ГОСТ 3207-6501.08.1966«Знаки номерные для транспортных средств и тракторов»
ГОСТ 3207-7701.01.1980«Знаки номерные для транспортных средств. Типы и основные размеры. Расположение. Технические требования». Утратил силу 01.01.1994.

В рамках тематики сайта, нас интересуют регистрационные номерные знаки, которые устанавливались на ранние, эталонные, выставочные или опытные модели автобусов ЛАЗ. Один из таких примеров — фото второго опытного автобуса ЛАЗ-695М с номером 77-20 проба. Обращаемся к нашим посетителям с просьбой: если вы располагаете фотографиями ЛАЗов с подобными номерами, просьба отправлять их на наши e-mail. Этим вы окажете значительную помощь в развитии проекта.

Еще один образчик номерного знака крайне редкой серии — «ТУР«. Предназначалась она исключительно для автотранспорта, сдаваемого напрокат иностранным туристам. Примерное время ввода в обиход — середина 60-х, просуществовали до 1981 года, после чего были заменены на серию «Н». Выпускались как с черным, так и с белым фоном. На фото запечатлён туристический автобус ЛАЗ в Праге в 1963 году с номерным знаком 61-79 тур. На этом же фото можно заметить знак «SU» — на таких овальных наклейках указывались автомобильные коды стран участниц Конвенции о международном передвижении автомобилей (первая была подписана ещё в 1910 году). Знак был обязателен при поездке за рубеж.

Источник

Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.

Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белые

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.

Источник

Что можно было прочитать по советским автомобильным номерам?

Многое: от географии владельца машины до его социального статуса.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Регистрационные таблички в СССР меняли несколько раз. Дольше всего продержались черные номера стандарта 1959 года (три буквы и четыре цифры, на прицепах – две литеры), которые постепенно стали вытесняться новыми белыми знаками, введенными в оборот перед Олимпиадой-80.

Справочников по автомобильным номерам в Советском Союзе не было, но самые внимательные и заинтересованные граждане могли прочитать по табличкам много интересного. Скажем, государственные и частные машины имели разные серии. Поэтому сотрудники ГАИ, да и иные милиционеры, лишь бросив беглый взгляд на транспорт, точно знали, кто перед ними.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Например, столичные серии МОК, МОГ и МОМ были служебными, а МОП и МОТ – частными. Отдельные номера в Москве полагались рейсовым автобусам. Все такси имели таблички ММТ, ММЛ, а потом и МММ. Причем по литерам знаков служебных автомобилей часто довольно точно определялось, к насколько серьезному ведомству приписан транспорт. Так, у здания ЦК КПСС на Новой площади (забора, кстати, возле него тогда не было) и иных руководящих организаций стояли, в основном, машины с буквами МОС, а позднее – и МАС.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

В 1980 году различие между частными и государственными номерами стало еще более четким. У первых спереди перед четырьмя цифрами отныне стояла одна буква, а после еще две (скажем, Р07-73МО), у вторых все осталось по-прежнему – например, 24-25 ММТ. Любопытно, что по сочетанию начальной цифры и литер знака московского такси можно было определить принадлежность машины к определенному гаражу: тройка плюс ММТ – 3-й таксопарк, а с ММЛ – уже 13-й.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

По советским номерам интересно было изучать и географию огромной страны. Первые две буквы (у частников после 1980-го – последние две) указывали на город (если он крупный), область или даже небольшую союзную республику. Но рост автопарка обусловил появление все более хитрых, известных только знатокам сочетаний. Понятно, что МО – Москва, ЭС – Эстония, ГР – Грузия, а ЛА – Латвия. Но в столице позднее стали выдавать знаки серий МК, МН и даже МТ. В Эстонии – ЕА, в Латвии – ЛТ, в Грузии – ГА. Случались ребусы и посложнее: Ленинградская область обозначалась ЛО, а Московская – ЮА, потом ЮБ и ЮВ. Ну, а в Краснодарском крае и вовсе получали таблички с литерами ЦП!

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Куда логичнее, кстати, выглядели номера иностранцев, длительно проживавших в СССР. С 1959-го они получали белые номера с буквами D – дипкорпус, М – торговля и К – пресса (корреспондент). Первые две из пяти цифр указывали страну: 01 – Великобритания, 02 – ФРГ и так далее. Таблички серии ТУР ставили на машины, которые зарубежные граждане брали в СССР в прокат. С 1980-го гостям страны стали выдавать красные регистрационные знаки с белыми цифрами (дипломаты) или желтые с черными цифрами (все остальные).

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Интересно, что социальный статус руководителя некоего ведомства и даже частного гражданина можно было без труда определить по количеству первых нулей на знаках. Так, начальника Мосавтолегтранса (организации подчинялись все московские такси) возили на «Волге» 00-01 ММТ.

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср

Что касается частников, то трех нулей хватало, разумеется, мало кому. Зато в столице все знали «Волги» Юрия Никулина (00-13) или хоккеиста Валерия Харламова (00-17) – под номером 17 спортсмен выступал в сборной СССР. У вратаря команды – Владислава Третьяка – была «Волга» 00-52, у режиссера Ивана Дыховичного на спортивном Fiat Dino стояли таблички 00-69. При дефиците нулей ценились и заметные сочетания вроде 33-33 на Volvo Юрия Антонова. Так что традиция «красивых номеров» у нас в стране давняя и, возможно, вечная…

Источник

Индекс автомобильных номеров СССР

Регистрационные номерные знаки СССР — номерной знак, применявшийся для регистрации автотранспорта на территории СССР.

Содержание

История

Фактически, история автомобильных номеров СССР ведёт своё начало с 1931 года, когда были введены первые советские номера единого стандарта. Автомобильные номера в СССР (и даже в Российской империи) существовали и до 1931 года, однако они не были едиными и разнились от города к городу.

1931 – 1958 года

В течение 1930-х годов формат номера несколько раз менялся.

Формат первого советского номера, введённого в 1931 году, был «буква – две цифры – две цифры» чёрными буквами на белом фоне. Просуществовал такой формат недолго, и в 1934 году был заменён форматом «цифра – две цифры – две цифры», под которыми словами писалось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом», всего таких Дортрансов было 45. К слову сказать, формат номеров был нестрогим, то есть количество цифр не обязательно должно равняться пяти, а название региона могло писаться сокращённо (что применялось, например, для выдачи номерных знаков мотоциклам). В этом же году появились номера, где вместо региона прописки стояла надпись «транзит» или «проба». Эти номера были оформлены в обычной в общегражданской цветовой гамме, но встречались «пробные» номера в инверсной гамме. В дальнейшем транзитные номера обычно совпадали по формату с квадратным типоразмером общегражданского номера с точностью до надписи «транзит».

Через 2 года, в 1936 году, формат номеров снова сменился: теперь в начале номера писался двухбуквенный индекс региона приписки, за которыми следовали две пары цифр, разделённые дефисом. Была инвертирована и цветовая гамма номера: номер стал печататься белыми буквами на чёрном фоне. Тогда же появились 2 типоразмера номеров: линейный — для установки спереди, и квадратный — для установки сзади транспортного средства; такое разделение типоразмеров просуществовало вплоть до 1994 года (см. далее).

1959 – 1980 года

В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков автомобилей в Советском Союзе. Теперь номер стал иметь формат «две цифры – две цифры три буквы», где буквами кодировался регион приписки автомобиля; цветовая гамма номера вновь была выбрана «чёрный фон, белые символы». Кроме того, были введены номера для тракторов и тракторных прицепов — до этого трактора регистрировались мотоциклетными номерами и в добровольном порядке, а тракторные прицепы не подлежали регистрации. Военные номера отличались от гражданских наличием лишь двух букв на конце номерного знака, а прицепы и трактора дополнительно имели к «военному» стандарту слово «прицеп» (автомобильный) или «пр-п» (тракторный) и «тр-р» соответственно. Изначально тракторным номерам оставили цветовую гамму номеров образца 1946 года, но позже привели её к общегражданской; цветовая гамма тракторных прицепов оставались в цветовой гамме 1946 года вплоть до введения номеров образца 1980 года.

1980 – 1991 года

В 1980 году, в преддверие московских Олимпийских игр, была проведена очередная реформа формата номеров. Цветовая гамма снова была инвертирована – теперь номера стали писаться чёрными символами на белом фоне, появились два основных формата номеров: для частных автотранспортных средств и для государственных машин. Формат частных номеров – «буква две цифры две цифры две буквы», государственных – «две цифры две цифры три буквы». Две или три буквы в конце номера обозначали регион приписки автотранспорта, размер букв такой же, как у цифр; первая буква в частных номерах имела меньший размер и могла быть практически любой буквой русского алфавита. В качестве заднего номерного знака грузовых автомобилей, автобусов а также мотоциклов применялся квадратный вариант «государственного стандарта», номера частного стандарта имели только линейное исполнение.

Как и раньше, были оставлены особые номера для автотранспорта вооружённых сил, представителей дипмиссий, прицепов и тракторов, а также были добавлены особые номерные знаки для автотранспорта, зарегистрированного иностранными гражданами или подлежащего вывозу за пределы СССР. Формат «военных» номеров остался неизменным с 1959 года, таким образом, номера автотранспорта, принадлежащего вооружённым силам СССР, стали резко выделяться на общем фоне. Формат номеров прицепов и тракторов изменился: цветовая гамма была приведена к общегражданскому виду, форма – квадрат с обрезанными нижними (автоприцепы, трактора) или верхними (прицепы спецтехники) углами, формат – «две цифры две цифры две буквы» для обрезанных снизу и «две буквы две цифры две цифры» для обрезанных сверху. Формат номеров представителей дипломатических миссий также претерпел изменения — теперь номер рисовался белыми буквами на красном фоне в форматах «D три цифры три цифры» для сотрудников представительства, обладающих дипломатическим статусом, «Т три цифры три цифры» для административно-технического персонала диппредставительств, «три цифры CMD цифра» — для автомобилей, принадлежащих лично консулу или послу; первые три цифры – условный номер страны дипмиссии.

Номера «иностранных граждан» выполнялись чёрными символами на светло-оранжевом фоне в формате «буква три цифры три цифры», где буква означала следующее: Н — машина иностранного гражданина, К — машина иностранного корреспондента, М — машина торгового представителя, Р — машина предназначена для экспорта из СССР.

После ввода в действие номеров данного стандарта не требовалось отказываться от номеров предыдущего стандарта.

Дальнейшая история

В 1991 году Советский Союз распался на 15 (а фактически – 19) независимых государств. Каждая страна начала разрабатывать собственные форматы автомобильных номеров, однако в переходный период на территориях некоторых бывших советских республик применялись номера советского образца с «национальным колоритом». Например, на Украине в номерах начала присутствовать буква «I», а в Латышской республике и вовсе кириллические буквы были заменены латиницей.

В Российской Федерации замена номерных знаков советского образца на номерные знаки стандарта России началась с 1994 года, при этом не требовалось в обязательном порядке менять регистрационный знак СССР на новый российский номерной знак. Таким образом, на территории РФ на автомашинах по сей день можно встретить номера образца 1980 года, а иногда — и 1959 года.

Индекс региона регистрации

Расшифровка буквенных индексов, применявшихся в СССР и на постсоветском пространстве, на автомобильных номерных знаках частных автомашин образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Буквенные индексы выделенные курсивом применялись только на номерных знаках образца 1980 года:

Индекс ГАИСубъектРеспублика
АБАлтайский край, 2 серияРоссийская СФСР
АВсерия для выезда за границувсе республики
АГАзербайджанская ССР, 2 серияАзербайджанская ССР
АДАрмянская ССР, 2 серияАрмянская ССР
АЕсерия для выезда за границувсе республики
АЖАзербайджанская ССР, 3 серияАзербайджанская ССР
АЗАзербайджанская ССР, 1 серияАзербайджанская ССР
АИАбхазская АССРГрузинская ССР
АКЦелиноградская область (Акмолинская область)Казахская ССР
АЛАлтайский край, 1 серияРоссийская СФСР
АМАмурская областьРоссийская СФСР
АНАндижанская областьУзбекская ССР
АПАлма-Атинская областьКазахская ССР
АРАрмянская ССР, 1 серияАрмянская ССР
АСАстраханская областьРоссийская СФСР
АТАлма-АтаКазахская ССР
АФАдыгеяРоссийская СФСР
АХАрхангельская областьРоссийская СФСР
АШАшхабадская областьТуркменская ССР
АЮАктюбинская областьКазахская ССР
БАБашкирская АССР, 1 серия.Российская СФСР
БББашкирская АССР, 3 серия.Российская СФСР
БЕБелгородская областьРоссийская СФСР
БИБишкекКиргизская ССР
БНБрестская областьБелорусская ССР
БРБрянская областьРоссийская СФСР
БУБурятская АССРРоссийская СФСР
БХБухарская областьУзбекская ССР
БШБашкирская АССР, 2 серия.Российская СФСР
ВАВосточно-Казахстанская областьКазахская ССР
ВВВоронежская область, 1 серия.Российская СФСР
ВГВорошиловградская область, 2 серияУкраинская ССР
ВДВолгоградская область, 2 серияРоссийская СФСР
ВЕсерия для выезда за границуУкраинская ССР
ВЖВоронежская область, 2 серия.Российская СФСР
ВИВинницкая областьУкраинская ССР
ВКВосточно-Казахстанская областьКазахская ССР
ВЛВладимирская областьРоссийская СФСР
ВМсерия для выезда за границувсе республики
ВНВолынская областьУкраинская ССР
ВОВологодская областьРоссийская СФСР
ВРВоронежская область, 3 серия.Российская СФСР
ВСсерия для выезда за границувсе республики
ВТВитебская областьБелорусская ССР
ВХВолгоградская область, 3 серия.Российская СФСР
ГАГрузинская ССРГрузинская ССР
ГБГорно-Бадахшанская областьТаджикская ССР
ГВГорьковская область (Нижегородская область), 2 серия.Российская СФСР
ГГГрузинская ССРГрузинская ССР
ГКГродненская областьБелорусская ССР
ГЛГорный Алтай, юр. лицаРоссийская СФСР
ГОГорьковская область (Нижегородская область), 1 серия.Российская СФСР
ГРГрузинская ССРГрузинская ССР
ГСГомельская областьБелорусская ССР
ГУГурьевская область, 1 серияКазахская ССР
ГТГурьевская область, 2 серияКазахская ССР
ГЯГорный Алтай, физ. лицаРоссийская СФСР
ДАДагестанская АССРРоссийская СФСР
ДБДушанбинская областьТаджикская ССР
ДДДжизакская областьУзбекская ССР
ДЖДжамбулская областьКазахская ССР
ДКДжезказганская областьКазахская ССР
ДНДнепропетровская область, 2 серия.Украинская ССР
ДОДонецкая область, 2 серия.Украинская ССР
ДПДнепропетровская область, 1 серия.Украинская ССР
ДРЛьвовская область (Дрогобычская область), 1 серия.Украинская ССР
ЕАЭстонская ССР, 2 серия.Эстонская ССР
ЕЕсерия для выезда за границувсе республики
ЕССанкт-Петербург, 3 серия.Российская СФСР
ЖАДжалал-Абадская область, 1 серияКиргизская ССР
ЖИЖитомирская область, 1 серияУкраинская ССР
ЖЖЖитомирская область, 2 серияУкраинская ССР
ЖБЖитомирская область, 3 серияУкраинская ССР
ЗАЗакарпатская областьУкраинская ССР
ЗКЗападно-Казахстанская областьКазахская ССР
ЗНЗапорожская область, 3 серия.Украинская ССР
ЗПЗапорожская область, 1 серия.Украинская ССР
ЗРЗапорожская область, 2 серия.Украинская ССР
ИВИвановская областьРоссийская СФСР
ИКИссык-Кульская областьКиргизская ССР
ИРИркутская область, 1 серия.Российская СФСР
ИСИркутская область, 2 серия.Российская СФСР
ИФИвано-Франковская область, 2 серия.Украинская ССР
КАКалининская область (Тверская область)Российская СФСР
КБКабардино-Балкарская АССРРоссийская СФСР
КВКировская областьРоссийская СФСР
КГКарагандинская областьКазахская ССР
КДКировоградская областьУкраинская ССР
КЕКемеровская область, 1 серия.Российская СФСР
КЖКалужская областьРоссийская СФСР
КЗКзыл-Ординская областьКазахская ССР
КИКиев, 1 серия.Украинская ССР
КККраснодарский край, 1 серия.Российская СФСР
КЛКалининградская область, 1 серия.Российская СФСР
КМКоми АССРРоссийская СФСР
КНКурганская областьРоссийская СФСР
КОКостромская областьРоссийская СФСР
КПКаракалпакская АССРУзбекская ССР
КРКрымская область, 1 серия.Украинская ССР
КСКарельская АССРРоссийская СФСР
КТКокчетавская областьКазахская ССР
КУКурская областьРоссийская СФСР
КФКашкадарьинская областьУзбекская ССР
КХКиевская областьУкраинская ССР
КЦКалмыцкая АССРРоссийская СФСР
КЧКамчатская областьРоссийская СФСР
КШКуйбышевская область (Самарская область), 1 серия.Российская СФСР
КЩКустанайская область, 1 серияКазахская ССР
КЭКрасноярский край, 2 серия.Российская СФСР
КЮКулябская областьТаджикская ССР
КЯКрасноярский край, 1 серия.Российская СФСР
ЛАЛатвийская ССР, 1 серия.Латвийская ССР
ЛБЛенинабадская областьТаджикская ССР
ЛВЛьвовская область, 2 серия.Украинская ССР
ЛГЛенинградская область, 2 серия.Российская СФСР
ЛДЛенинград, 2 серия.Российская СФСР
ЛЕЛенинград, 1 серия.Российская СФСР
ЛИЛитовская ССР, 1 серия.Литовская ССР
ЛКЛитовская ССР, 3 серия.Литовская ССР
ЛЛЛитовская ССР, 2 серия.Литовская ССР
ЛОЛенинградская область, 1 серияРоссийская СФСР
ЛПЛипецкая областьРоссийская СФСР
ЛТЛатвийская ССР, 2 серия.Латвийская ССР
ЛУВорошиловградская область (Луганская область), 1 серия.Украинская ССР
МАМагаданская область (но МАС — Москва)Российская СФСР
МБМинская областьБелорусская ССР
МВМолдавская ССР, 2 серия.Молдавская ССР
МГМогилёвская областьБелорусская ССР
МДМолдавская ССР, 1 серия.Молдавская ССР
МВМолдавская ССР, 2 серия.Молдавская ССР
МЕМосковская область, 2 серия.Российская СФСР
МЖМосковская область, 1 серия.Российская СФСР
МЗМосковская область, 3 серия.Российская СФСР
МИМинскБелорусская ССР
МКМосква, 2 серияРоссийская СФСР
МЛМолодечненская областьБелорусская ССР
МЛМосковская область, 4 серияРоссийская СФСР
МММосква, 3 серияРоссийская СФСР
МНМосква, 4 серияРоссийская СФСР
МОМосква, 1 серияРоссийская СФСР
МППриднестровьеМолдавская ССР
МРМордовская АССРРоссийская СФСР
МСМарийская АССРРоссийская СФСР
МТМосква, 5 серияРоссийская СФСР
МУМурманская областьРоссийская СФСР
МХМарыйская областьТуркменская ССР
МШМангышлакская областьКазахская ССР
МЯКрымская областьУкраинская ССР
НАНаманганская областьУзбекская ССР
НБНовосибирская область, 2 серия.Российская СФСР
НВНавоийская областьУзбекская ССР
НЖКустанайская область, 2 серияКазахская ССР
НИНиколаевская областьУкраинская ССР
НКНагорный КарабахАзербайджанская ССР
НННижегородская область, 3 серияРоссийская СФСР
НОНовгородская областьРоссийская СФСР
НРНарынская областьКиргизская ССР
НСНовосибирская область, 1 серия.Российская СФСР
НТКрасноводская областьТуркменская ССР
ОАОренбургская область, 3 серия.Российская СФСР
ОБОренбургская область, 1 серия.Российская СФСР
ОГОренбургская область, 2 серия.Российская СФСР
ОДОдесская область, 1 серия.Украинская ССР
ОЕОдесская область, 2 серия.Украинская ССР
ОМОмская областьРоссийская СФСР
ООсерия «Совтрансавто»все регионы
ОРОрловская областьРоссийская СФСР
ОШОшская областьКиргизская ССР
ПАПавлодарская областьКазахская ССР
ПЕПензенская областьРоссийская СФСР
ПКПриморский край, 2 серия.Российская СФСР
ПМПермская область, 1 серия.Российская СФСР
ПОПолтавская областьУкраинская ССР
ПРПриморский край, 1 серия.Российская СФСР
ПСПсковская областьРоссийская СФСР
ПТПермская область, 2 серия.Российская СФСР
РАРостовская область, 4 серия.Российская СФСР
РВРовенская областьУкраинская ССР
РДРостовская область, 2 серия.Российская СФСР
РОРостовская область, 1 серия.Российская СФСР
РПРостовская область, 3 серия.Российская СФСР
РРсерия «Совтрансавто»все регионы
РТсерия «Совтрансавто»все регионы
РЯРязанская областьРоссийская СФСР
САСаратовская область, 1 серия.Российская СФСР
СБСталинабадская область (Душанбинская)Таджикская ССР
СБСамарская область, 3 серия.Российская СФСР
СВСвердловская область, 1 серия.Российская СФСР
СГВолгоградская область (Сталинградская область), 1 серия.Российская СФСР
СДСурхандарьинская областьУзбекская ССР
СЕСеверо-Осетинская АССРРоссийская СФСР
СЖСаратовская область, 2 серия.Российская СФСР
СИСырдарьинская областьУзбекская ССР
СКСеверо-Казахстанская областьКазахская ССР
СЛДонецкая область (Сталинская область), 1 серия.Украинская ССР
СМСмоленская областьРоссийская СФСР
СНСамаркандская областьУзбекская ССР
СОСочиРоссийская СФСР
СПСемипалатинская областьКазахская ССР
СРсерия «Совтрансавто»все регионы
СРСанкт-ПетербургРоссийская СФСР
СССтавропольский край, 2 серия.Российская СФСР
СТСтавропольский край, 1 серия.Российская СФСР
СУСумская областьУкраинская ССР
СФСвердловская область, 2 серия.Российская СФСР
СХСахалинская областьРоссийская СФСР
СЯИвано-Франковская область (Станиславская область), 1 серия.Украинская ССР
ТАТамбовская областьРоссийская СФСР
ТБТатарская АССР, 2 серия.Российская СФСР
ТВТувинская АССРРоссийская СФСР
ТГТургайская областьКазахская ССР
ТДКурган-Тюбинская областьТаджикская ССР
ТЕТернопольская областьУкраинская ССР
ТЗТашаузская областьТуркменская ССР
ТКТалды-Курганская областьКазахская ССР
ТЛТульская область, 2 серия.Российская СФСР
ТМТюменская область, 2 серия.Российская СФСР
ТНТашкент, 1 серия.Узбекская ССР
ТОТомская областьРоссийская СФСР
ТРТуркменская ССРТуркменская ССР
ТТТатарская АССР, 1 серия.Российская СФСР
ТУТульская область, 1 серия.Российская СФСР
ТФТаласская областьКиргизская ССР
ТШТашкентская областьУзбекская ССР
ТЮТюменская область, 1 серия.Российская СФСР
ТЯТянь-Шаньская областьКиргизская ССР
УДУдмуртская АССРРоссийская СФСР
УККуйбышевская область (Самарская область), 2 серия.Российская СФСР
УЛУльяновская областьРоссийская СФСР
УTУральская областьКазахская ССР
ФЕФерганская областьУзбекская ССР
ФИФрунзенская областьКиргизская ССР
ХАХарьковская область, 1 серия.Украинская ССР
ХБХабаровский крайРоссийская СФСР
ХГХакасияРоссийская СФСР
ХЗХорезмская областьУзбекская ССР
ХКХарьковская область, 2 серия.Украинская ССР
ХМХмельницкая областьУкраинская ССР
ХОХерсонская областьУкраинская ССР
ХТКиев, 2 серия.Украинская ССР
ЦВКраснодарский край, 3 серия.Российская СФСР
ЦЛЦелиноградская областьКазахская ССР
ЦПКраснодарский край, 2 серия.Российская СФСР
ЦСКрымская область, 2 серия.Украинская ССР
ЦХКемеровская область, 2 серия.Российская СФСР
ЧАЧукотский АОРоссийская СФСР
ЧБЧелябинская область, 2 серия.Российская СФСР
ЧВЧерновицкая областьУкраинская ССР
ЧДЧелябинская область, 3 серия.Российская СФСР
ЧЕЧелябинская область, 1 серия.Российская СФСР
ЧИЧечено-Ингушская АССРРоссийская СФСР
ЧКЧеркасская областьУкраинская ССР
ЧМЧимкентская областьКазахская ССР
ЧНЧерниговская областьУкраинская ССР
ЧПКарачаево-ЧеркесияРоссийская СФСР
ЧРЧарджоуская областьТуркменская ССР
ЧСЧуйская областьКиргизская ССР
ЧТЧитинская областьРоссийская СФСР
ЧУЧувашская АССРРоссийская СФСР
ШАГурьевская область, 1 серияКазахская ССР
ЭСЭстонская ССР, 1 серия.Эстонская ССР
ЮАМосковская областьРоссийская СФСР
ЮБМосковская областьРоссийская СФСР
ЮВМосковская областьРоссийская СФСР
ЮГМосковская областьРоссийская СФСР
ЮКЮжно-Казахстанская область (Чимкентская область)Казахская ССР
ЮММосковская областьРоссийская СФСР
ЮОЮжная ОсетияГрузинская ССР
ЯКЯкутская АССРРоссийская СФСР
ЯРЯрославская областьРоссийская СФСР

Интересные факты

См. также

Ссылки

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср Индексы автомобильных номеров Европы
Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония
Зависимые территории:Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично
признанные государства:
Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
Бывшие государства:ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

буквы на номерах в ссср. Смотреть фото буквы на номерах в ссср. Смотреть картинку буквы на номерах в ссср. Картинка про буквы на номерах в ссср. Фото буквы на номерах в ссср Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии