букварь жуковой чем отличаются
Буквари Бахтиной и Жуковой: подробный обзор
Так как я занимаюсь книгами, ко мне часто обращаются мамы в процессе выбора букваря. На сегодняшний день смело можно сказать, что самыми популярными позициями у русскоговорящих родителей остаются букварь Е. Бахтиной и Н. Жуковой. Мамы, озаботившиеся покупкой букваря, очень часто спрашивают меня, в чем принципиальное различие этих двух пособий, в то время как ценой они отличаются практически в два раза. Поэтому я и решила сделать подробный сравнительный обзор этих двух букварей, возможно, он немного прояснит ситуацию.
Методический аппарат:
Немаловажная, я бы даже сказала, решающая часть в этих пособиях. Как выглядит учебный материал? Где находятся пояснения, изложены ли они доступно для родителей? Ведь им придется выступать в роли учителя, а далеко не все мы родились талантливыми педагогами:). В конце концов, есть ли принципиальная разница в методиках?
Букварь Елены Бахтиной тематически можно разбить на две части: методическая часть, предназначенная для родителей, где изложены «технические» моменты: каким образом начать изучение алфавита, на чем акцентировать внимание, когда от изучения букв переходить к изучению слогов, какими принципами руководствоваться при обучении ребенка азам чтения. Буквально несколько страничек с этими рекомендациями и на этом собственно методические моменты исчерпываются.
Вторая часть – это собственно учебная часть: странички посвященные буквам алфавита с ассоциациями, которые предлагаются ребенку для того, чтобы привязать, таким образом, зрительный образ буквы к образу речевому.
После алфавита, по нарастающей, идут странички со слогами,
односложными словами, двухсложными
и т.д. В букваре практически нет маленьких учебных текстов, зато работе со слогами посвящена большая часть пособия.Все разделы прекрасно проиллюстрированы, НО, пояснений для родителей не содержат, и на мой взгляд, в этом неудобство букваря Бахтиной – нужно либо сразу запомнить все, что написано в водной методической части, либо каждый раз прерывать свое занятие с ребенком и возвращаться в начало, к описанию того или иного процесса.
Теперь рассмотрим эти же моменты только в Букваре Надежды Жуковой.
Вначале также приведены несколько советов для родителей, но это не методические советы, а, скорее общие советы, прочитать которые достаточно только один раз и потом просто иметь в виду.А вот организация методического материалы в этом букваре мне понравилась больше: подробные пояснения по каждому уроку приведены внизу каждой страницы букваря и не нужно куда-то возвращаться, для того, чтобы уточнить тот или иной момент.
Еще один очень важный, можно сказать, ключевой момент. Многие родители жалуются, что испытывают затруднения, тогда когда ребенок, выучив буквы, никак не может научиться складывать их в слоги и произносить их слитно. Это действительно очень важный момент и подход к его освоению в этих двух методиках отличается. Итак, что предлагает Е. Бахтина?Она предлагает объяснить ребенку, что «буквы дружат» и образуют слоги:
« Буква М встретила букву А»
(М), (А) – вместе (МА)
На картинке видно как одна буква как бы «бежит» к другой. Произнося, советует автор, вы как бы растягиваете звук, и по мере его приближения ко второй букве, первый звук сокращается, и преобразуется во второй. С точки зрения артикуляции, да и самого принципа, мне кажется, что процесс слияния букв в слоги проще и удобнее выглядит в букваре Жуковой.
В букваре Жуковой этот подход выглядит немного по-другому. Здесь все-таки преимущество, как мне кажется, отдается именно не заучиванию слогов, как звуковых и зрительных комбинаций, а освоению слогов как частей слова. Т.е отработав, элементарные слоги, дети сразу же в этом же уроке, учатся складывать из них слова и при том, не только двухсложные. А когда изучение базовых слогов и всего алфавита заканчивается ребенку предлагаются коротенькие тексты, в то время как в букваре Бахтиной коротеньких текстов практически нет.
Итак, наверное, пора перейти к выводам!
На мой взгляд, у этих двух букварей имеются одинаково сильные и слабые стороны. К слабым сторонам Букваря Жуковой я бы отнесла качество иллюстративного материала и работу с зрительными образами. К слабым сторонам букваря Бахтиной я бы отнесла неоднозначную, на мой взгляд, методику слиянию букв в слоги и чрезмерное внимание к последним, в отрыве от работы со словами и текстами. Теперь поговорим о сильных сторонах:)
Безусловно, огромным плюсом является оформление букваря Бахтиной, и подача алфавита. Буквы настолько яркие, а ассоциации настолько близки и понятные детям, что изучение букв станет безусловным праздником. Помимо этого в Букваре Бахтиной есть своеобразный раздаточный материал, использовать который можно и без букваря. Качество шрифтов и бумаги просто великолепное.
Таким образом, можно сказать, что эти два букваря могут быть одинаково полезны и помогут родителям в таком нелегком деле как обучение чтению. Но индивидуальный выбор, с учетом способностей вашего ребенка, могут сделать только родители:)
Обзор азбук Жуковых для малышей
Рано или поздно перед каждым ребенком встает задача выучить алфавит и научиться читать. Родители и воспитатели всегда оказывают в этом посильную помощь, но самое важное, что они могут сделать, — это заинтересовать малыша изучением азбуки. Необходимо создать такие условия, при которых ребенок даже не будет замечать, что он проходит обучение. Однако порой одними мультфильмами и наглядностями не обойтись: учебники все равно нужны. И здесь на помощь приходит «Букварь» и «Магнитная азбука» (автор — Надежда Жукова), а также «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова). Учебник Н. Жуковой для малышей можно скачать или читать онлайн бесплатно у нас на сайте.
Обзор «Букваря» Н. Жуковой
Азбука Н. Жуковой вызывает как отрицательные, так и положительные отзывы. Этот факт вполне объясним, если рассмотреть методику и устройство учебника.
На обложке написано, что букварь сочетает традиционную и оригинальную логопедические методики.
Сама автор 30 лет работала логопедом и постаралась построить принцип обучения чтению так, чтобы изначально предупредить ошибки, возникающие у детей в письме в школьном возрасте. Предложенные слова и предложения в учебнике разделяются на слоги, как в традиционных методиках.
Хотя «Букварь» предназначен для малышей, автор делает оговорку: в книге нет игровых моментов и для развлечения она не предназначена. Главная задача книги – обеспечить скорейшее усвоение техники чтения.
Страницы из книги.
Для этого Н. Жукова придумала оригинальную методику: в книге показано, как один звук бежит по дорожке к другому. Благодаря такому необычному подходу ребенок скорее понимает, чем отличается буква от звука, и как складывать звуки в слоги. Многим родителям нравится такая методика: дети учатся быстро и незаметно для себя.
Но есть несколько условий для успешного обучения чтению по этому учебнику:
Цена на «Букварь» Н. Жуковой – 240-250 рублей.
Родители, относящиеся к выбору методики обучения чтению более консервативно, довольны учебником. Однако многих не устраивает отсутствие игрового момента, а тексты кажутся устаревшими. Если учебник не дает результатов, мамы начинают сами искать интересную для ребенка форму обучения в виде ребусов, загадок.
Продолжить занятия по учебнику поможет дополнительная книга Жуковой, которая называется «Первая после букваря книга для чтения». Скачать ее бесплатно можно здесь.
Обложка книги.
Обзор «Магнитной азбуки»
По сути, «Магнитная азбука» (автор — Надежды Жукова) для малышей является прекрасным дополнением к учебнику Н. Жуковой, но в то же время может быть отдельным методическим пособием.
В отличие от традиционной книги, азбука Н. Жуковой представляет собой магнитную доску, к которой прилагаются 67 картонных букв на магнитах (33 буквы алфавита и 34 наиболее часто употребляемых в словах). Также в набор входит сумочка для хранения букв и приложение в виде методических указаний.
Отзывы об этой азбуке положительные, а иногда даже восторженные. Дети сами пытаются складывать слова из букв, а благодаря тому, что буквы отделены друг от друга, их можно накладывать поверх слов в книге.
Если вы купили новую азбуку, то буквы придется выдавливать из картона. Пожалуй, непрочность материала – единственный минус азбуки. Из оставшегося после букв картона находчивые родители вырезают палочки для обучения.
Цена на «Магнитную азбуку» (автор – Надежда Жукова) — 670-700 рублей.
Если у вас нет возможности ее купить, можно попытаться сделать ее самому. В качестве основы для пособия можно скачать и распечатать буквы у нас на сайте абсолютно бесплатно, затем наклеить их на картон и вырезать. Буквы наклеиваются на магнит, и пособие готово.
Вот так выглядят буквы на магнитной доске.
Обзор «Азбуки для малышей» Олеси Жуковой
«Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) имеет собственные достоинства и недостатки. Как отмечают отзывы, это красочный учебник для дошкольников, чрезвычайно полезен для общего развития, но по методике материал не выдержан.
Фото обложки азбуки.
Минусы
Отрицательные оценки основываются на нескольких факторах:
Плюсы
Но, кроме минусов, «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) содержит много положительных моментов:
Цена на «Азбуку для малышей» (автор – Олеся Жукова) – 330-340 рублей.
Таким образом, обе азбуки хороши по-своему и друг друга дополняют. Если у вас есть возможность скачать, распечатать или купить обе, это замечательно. Изучая слоги и слова по «Букварю» Н. Жуковой или «Азбуке для малышей» (автор – Олеся Жукова), можно самостоятельно закреплять материал по «Магнитной азбуке», играя в слова. Это гораздо интереснее, чем просто сидеть с малышом над скучным учебником и бесконечно повторять буквы и слоги.
Используйте современные пособия для современных детей!
Чем отличается букварь Жуковой от Мини алфавита?
Есть тексты для читающих детей. Задания для учащихся читает учитель. Предусмотрена работа в парах, группах; работа с толковым словарём; при ознакомлении с новой буквой, даётся транскрипция звука, который она обозначает; даются задания повышенной сложности, дети «проверяют себя и оценивают свои достижения», учащиеся составляют проекты ( проект «Живая буква»).
Характеристика букваря по УМК «Планета знаний» Т.М.Андрианова. Разворот- тема одного урока. Базовая и вариативная части. Работа в парах, творческие задания, поиск информации, интеллектуальный марафон, задания по выбору, рубрика «читальный зал» (тексты для дополнительного чтения, метод проектов (придумывают свою азбуку).
Весь период обучения грамоте предполагает 3 этапа: добукварный (подготовительный), букварный (основной), послебукварный (повторительно-обобщающий).Задачи и структура уроков на каждом этапе обучения грамоте. Добукварный этап-понятия: предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, слияние, 5 гласных.
Букварный- знакомство с буквами, обозначающими 2 звука, не обозначающими звука, чтение слов по слогам, небольших текстов, орфографическое и орфоэпическое чтение, работа со слоговыми таблицами.
Послебукварный этап-постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, обучение элементам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, начинают читать художественные произведения, включаются в проектную деятельность. Планируемые результаты изучения курса: личностные, метапредметные, предметные.
Анализ «Букваря» Н.С.Жуковой.(логопедический)
Отличительная особенность учебных пособий Жуковой – особая методика. С одной стороны, методика Н.С.Жуковой основана на традиционном подходе: в своей практической работе автор сохраняет и продолжает традиции таких известных советских педагогов – логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова.
Но при этом, в «Букваре» одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма.
Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, и дополнен оригинальными решениями. Надо отметить, что выделение слога из речи психологически проще и требует меньше аналитических усилий, чем выделение отдельного звука.
Именно на этом принципе и построена методика Жуковой — начинаем читать слоги уже с 3-го занятия. Поскольку на начальном этапе чтение — это механизм воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, то ребенку необходимо знание букв. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Проще познакомиться вначале с гласными. Это буквы, которые умеют «петь» А, У, О.
Их проще соединять в слоги: АУ, УА, ЭО, ОЫ и т.д. В итоге ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, научиться читать слоги из двух гласных. И только после знакомства с гласными — переходим к согласным. Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько вы звуков (букв) произнесли.
Какой звук (буква) был первым, какой — второй, и учите их выкладывать с помощью разрезной азбуки. Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.
Но и эта замечательная методика, которая основана на разработках разных систем обучения и методах раннего развития тоже имеет минус — букварь не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача — обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно (в теории) доставить детям радость и удовольствие в награду за труд.
К сожалению, многие авторы букварей и азбук не дают методических указаний, как научить читать.
Первые страницы знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа «сложи слоги с буквой А и прочитай их», или еще «проще» – «составь, запиши и прочитай слоги», а иногда не имеют и таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?
В «Букваре» Жуковой в качестве единицы чтения изначально используется не отдельно взятая буква, а слог.
Ваш малыш пролистнет несколько страничек – узнает несколько букв и сразу же начнет складывать их в слоги. Еще несколько букв – и опять слог.
Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения, а родителю – миновать самый сложный этап в обучении – объяснить, как из звуков образуются слоги.
Чтобы объяснить ребенку, как получается слог, Жукова использует оригинальный графический прием. Вот буква А, рядом буква У, а между ними бежит человечек. Мама показывает карандашом (указкой) первую букву, передвигает карандаш ко второй букве, а малыш тянет первую букву, пока не «добежит» до второй. Вторую букву нужно прочитать так, чтобы «дорожка не разорвалась». Вот и получился слог.
В букваре на страничке можно найти:
Обращение к родителям и советы автора на каждой странице, помогающие освоиться с методикой.
Буквы алфавита в сопровождении картинок. На картинках не только предметы, начинающиеся с представленной буквы, но и те, в которых изучаемая буква находится в середине или конце. Задания «Найди букву» развивают фонематический слух.
Графически показано слияние букв в слоги – «человечек бежит к букве».
Постепенное усложнение заданий на чтение: сначала только гласные буквы, затем гласный плюс согласный, сначала односложные, затем слова из двух-трех слогов и более, сначала коротенькие тексты из двух слов, затем небольшие рассказы.
Тексты и слова в книге сопровождают картинки. Однако букварь не перегружен ими. Автор особо отмечает, что ее книга не имеет развлекательного или занимательного характера, его задача – обеспечить ребенку быстрое овладение техникой чтения.
Именно поэтому и тексты в букваре, что называется, традиционные, знакомые с детства «Лу-ша ма-ла» и «У Ло-ры ша-ры». Никаких сказочных героев и занимательных приключений вы здесь не найдете, только то, что необходимо с точки зрения методики.
Анализ «Букварика» Лещинской Т.Л.
Учащиеся вместе с учителем просматривают материалы на с.36,хорошо читающие дети прочитывают заголовки тем. Затем учитель читает пословицы и анализирует с детьми,смотрит на выделенную букву У и формулирует тему.
Как определить какой слог ударный?Что такое ударение?
Работа со слого-звуковыми схемами на с.37:
По этой же схеме разбирается и второе слово.
Закрепляется материал при чтении хорошо читающими детьми стихотворения на с. 37, и чтением правила про букву У.
Закрепление знаний об употреблении буквы У в словах проводится по рисункам на с.38.
По верхнему рисунку –работа над словом-предложением.Сначала кто-то из детей, начинающих осваивать чтение, зачитывает слова «-Ау! Ау! Ау!», затем коллективно решается вопрос, почему эти слова написаны с большой буквы, а после них стоит восклицательный знак.(потому что это не просто слова, а предложения и потому что девочка кричит, она испугалась) А слово «уа» кричат маленькие дети.
После этого учащиеся фронтально выполняют второе задание на с.38: называют птиц,изображенных на рисунках,находят слово, в котором нет звука [у], и меняют местами схемы.
Завершается работа анализом ленты букв :анализируется местоположение буквы У в ленте,особенности всех изученных букв,сколько букв изучили,какие звуки обозначают эти буквы,почему буквы-а,о,у,ы- располагаются на верхнем этаже,что они обозначают в слогах-слияниях,что обозначает в слоге-слиянии буква И.
Проводится игра по с.39 учебника.
— Ребята звук У, обозначается буквой У. Вот, как она выглядит, на что похожа буква У ( дети отвечают) Посмотрите на левый верхний угол на книжке, это буква У большая и маленькая. Большая пишется в начале предложения и когда хотят написать чьѐ-то имя или название, а маленькая в середине слова.
— А сейчас поучимся читать сверху- вниз, поставим указательный пальчик правой руки под первую буковку У, прочитали первую букву и пальчик опускаем вниз, теперь второй столбик и третий. Читаем все вместе. Хоровое и индивидуальное чтение.
— В каком положении находятся наши губы, когда мы произносим звук У. (Дети отвечают и изображают)
Ты увидишь букву У
Выделим голосом букву У. Послушайте, как я произношу. Повторим вместе. Покажите У руками, как показывает в «Букварике» мальчик.
Букварь Жуковой Н.С.
Обзор азбук Жуковых для малышей
Рано или поздно перед каждым ребенком встает задача выучить алфавит и научиться читать. Родители и воспитатели всегда оказывают в этом посильную помощь, но самое важное, что они могут сделать, — это заинтересовать малыша изучением азбуки.
Необходимо создать такие условия, при которых ребенок даже не будет замечать, что он проходит обучение. Однако порой одними мультфильмами и наглядностями не обойтись: учебники все равно нужны. И здесь на помощь приходит «Букварь» и «Магнитная азбука» (автор — Надежда Жукова), а также «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова).
Обзор «Букваря» Н. Жуковой
Фото обложки книги.
Азбука Н. Жуковой вызывает как отрицательные, так и положительные отзывы. Этот факт вполне объясним, если рассмотреть методику и устройство учебника.
На обложке написано, что букварь сочетает традиционную и оригинальную логопедические методики.
Сама автор 30 лет работала логопедом и постаралась построить принцип обучения чтению так, чтобы изначально предупредить ошибки, возникающие у детей в письме в школьном возрасте. Предложенные слова и предложения в учебнике разделяются на слоги, как в традиционных методиках.
Хотя «Букварь» предназначен для малышей, автор делает оговорку: в книге нет игровых моментов и для развлечения она не предназначена. Главная задача книги – обеспечить скорейшее усвоение техники чтения.
Страницы из книги.
Для этого Н. Жукова придумала оригинальную методику: в книге показано, как один звук бежит по дорожке к другому. Благодаря такому необычному подходу ребенок скорее понимает, чем отличается буква от звука, и как складывать звуки в слоги. Многим родителям нравится такая методика: дети учатся быстро и незаметно для себя.
Буква У.
Но есть несколько условий для успешного обучения чтению по этому учебнику:
Цена на «Букварь» Н. Жуковой – 240-250 рублей.
Родители, относящиеся к выбору методики обучения чтению более консервативно, довольны учебником. Однако многих не устраивает отсутствие игрового момента, а тексты кажутся устаревшими. Если учебник не дает результатов, мамы начинают сами искать интересную для ребенка форму обучения в виде ребусов, загадок.
Продолжить занятия по учебнику поможет дополнительная книга Жуковой, которая называется «Первая после букваря книга для чтения». Скачать ее бесплатно можно здесь.
Обложка книги.
Обзор «Магнитной азбуки»
По сути, «Магнитная азбука» (автор — Надежды Жукова) для малышей является прекрасным дополнением к учебнику Н. Жуковой, но в то же время может быть отдельным методическим пособием.
В отличие от традиционной книги, азбука Н. Жуковой представляет собой магнитную доску, к которой прилагаются 67 картонных букв на магнитах (33 буквы алфавита и 34 наиболее часто употребляемых в словах). Также в набор входит сумочка для хранения букв и приложение в виде методических указаний.
Отзывы об этой азбуке положительные, а иногда даже восторженные. Дети сами пытаются складывать слова из букв, а благодаря тому, что буквы отделены друг от друга, их можно накладывать поверх слов в книге.
Если вы купили новую азбуку, то буквы придется выдавливать из картона. Пожалуй, непрочность материала – единственный минус азбуки. Из оставшегося после букв картона находчивые родители вырезают палочки для обучения.
Цена на «Магнитную азбуку» (автор – Надежда Жукова) — 670-700 рублей.
Если у вас нет возможности ее купить, можно попытаться сделать ее самому. В качестве основы для пособия можно скачать и распечатать буквы у нас на сайте абсолютно бесплатно, затем наклеить их на картон и вырезать. Буквы наклеиваются на магнит, и пособие готово.
Вот так выглядят буквы на магнитной доске.
Обзор «Азбуки для малышей» Олеси Жуковой
«Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) имеет собственные достоинства и недостатки. Как отмечают отзывы, это красочный учебник для дошкольников, чрезвычайно полезен для общего развития, но по методике материал не выдержан.
Фото обложки азбуки.
Минусы
Отрицательные оценки основываются на нескольких факторах:
Страницы из азбуки для малышей Олеси Жуковой.
Плюсы
Но, кроме минусов, «Азбука для малышей» (автор – Олеся Жукова) содержит много положительных моментов:
Цена на «Азбуку для малышей» (автор – Олеся Жукова) – 330-340 рублей.
Таким образом, обе азбуки хороши по-своему и друг друга дополняют. Если у вас есть возможность скачать, распечатать или купить обе, это замечательно. Изучая слоги и слова по «Букварю» Н.
Жуковой или «Азбуке для малышей» (автор – Олеся Жукова), можно самостоятельно закреплять материал по «Магнитной азбуке», играя в слова.
Логопедический букварь. М. А. Жукова — отзыв
Научить ребенка читать — не самое простое занятие. Я даже и представить могла, что для меня это окажется так сложно. Многие мои знакомые учили детей чтению самостоятельно, без помощи каких-либо курсов или репетиторов.
Первое, что я решила сделать — само собой, купить букварь и прочие учебные пособия. На слуху у меня был букварь Жуковой, который хвалили абсолютно все, кого я знаю. Искала его в книжных магазинах города, но в наличии его не было. Я знала как выглядит его обложка, поэтому увидев его в продаже в оптовом магазине детских товаров сразу же купила.
Очень удивила его стоимость, меньше 100 рублей. Сейчас редко можно купить книгу за такую сумму. Хоть магазин и оптовый, но на мелкий опт скидка не сильно большая. В интернете этот букварь тоже стоит недорого — около 90 руб.
Так как я толком не видела букварь Жуковой и не открывала его, то в магазине я решила, что это именно он, просто сменилась обложка. Вот коллаж для сравнения:
Справа букварь Н.С. Жуковой, именно тот, о котором все и говорят. Слева — М.А.Жуковой.
Разница в наполнении довольно сильная.
Букварь имеет стандартные размеры:
Если сравнивать с Н.С. Жуковой, то разница в том, что в ее букваре все гораздо более подробно, постепенно. Плюс к этому, в нем на каждой странице есть хорошие подсказки для родителей.
Следующая часть в букваре — чистоговорки.
Их ребенок, по идее, должен смочь прочитать после изучения букв по этому пособию. Не думаю, что это возможно. По крайней мере, есть для обучения использовать только этот букварь.
Букварь М.А. Жуковой могу рекомендовать только как дополнительный, из которого можно взять предложения для чтения по слогам и простые тексты для первого самостоятельного чтения ребенка.
Именно учить чтению по нему не стоит.
Стоимость букваря Н.С. Жуковой дороже, но, думаю, это не должно играть решающей роли при выборе, ведь главное — научить ребенка читать. Я его купила и очень рада тому, что он у нас появился.
Еще я наняла репетитора, которая занималась с дочкой именно по букварю Н.С.Жуковой, а букварь этого автора она раскритиковала.
Хватило несколько самостоятельных занятий, чтобы исправить ситуацию с чтением, а репетитор помогла заполнить нам некоторые пробелы.
В чём разница между букварём и азбукой, для чего нужен букварь и азбука, что это
В современном мире слово «азбука» используется довольно редко. Поэтому некоторые родители уже забыли его значение. Иногда их вводит в ступор необходимость приобрести для ребёнка азбуку, и вместо нужной вещи покупается букварь. Чтобы избежать путаницы, разграничим эти понятия.
Определение понятий
Азбука – это упорядоченная система буквенных знаков. Проще говоря, это набор букв, который мы привыкли называть алфавитом. В этих понятиях тоже есть разница, однако, она менее существенна.
Букварь – это пособие для обучения чтению, разработанное на основе азбуки. Это всем нам известная книга, по которой мы учились читать в первом классе. Чтобы лучше понять различия между рассматриваемыми понятиями, нужно разобраться в особенностях каждого.
Особенности азбуки
Для начала стоит сказать, что это пособие может быть в разном виде:
Обычно это набор букв, сопровождающихся иллюстрациями. Это помогает задействовать зрительную и ассоциативную память. Алфавит – это просто набор упорядоченных букв, он может быть в виде таблицы или списка, и обычно не сопровождается иллюстрациями. Азбука же всегда сопровождается тематическими иллюстрациями.
Важно! Азбука обязательно сопровождается картинками.
Особенности букваря
Букварь – это учебное пособие, в этом и кроется его основная особенность. Так как он сделан на основе азбуки, то содержит её элементы. Но помимо иллюстрированных букв он содержит упражнения для обучения чтению.
На заметку! Азбука также может быть в виде книги, но при этом она не будет иметь упражнения для обучения чтению.
Сходства и различия
На этом сходства заканчиваются. Теперь о различиях азбуки (№1) и букваря (№2).
Что лучше выбрать для обучения ребёнка
Изучив сходства и различия, можно с лёгкостью ответить на вопрос, что же выбрать.
Так, если ваш ребёнок ходит в детский сад, и ему необходимо просто выучить буквы алфавита, покупайте азбуку. Если ребёнка нужно научить читать, купите букварь.
Логопедический «Букварь Жуковой»
В свете интереса в сообществе к детско-книжно-обучающим маст-хэвам спешу поделиться и нашим бестселлером, с помощью которого научились читать двое моих детей и куча детей знакомых: Букварь Жуковой с логопедической методикой.Вот уж действительно — мастхэв-мастхэвович! Ещё 11 лет назад, когда я покупала эту книжку в первый раз (он тогда ещё назывался «Логопедическим букварём Жуковой») я была удивлена как легко и просто там объяснено как составлять буквы в слоги.
Собственно, мне кажется, что в процессе обучения чтению это — самое сложное для ребёнка. Но следуя советам этой книжки мы преодолели этот этап легко и незаметно.Модные сейчас методики, когда детей учат запоминать написание слова по картинке я не использовала, т.к. мне важно было, чтобы ребёнок читал именно то, что написано (со всеми нюансами окончаний), а не то слово, которое у него ассоциативно всплывает.Ещё из достоинств именно этого «Букваря» то, что сложность заданий настолько постепенно и незаметно нарастает, что никакого особого «мозгового штурма» ни от ребёнка ни от родителей не требуется.По последнему выучившемуся по этой книжке ребёнку могу сказать, что занимались мы по ней лениво, через пень-колоду и когда придётся. То есть крайне не регулярно. Есть настроение у ребёнка — читаем сколько хочет пока не начал «спотыкаться» от усталости. Нет — можем отложить на день, а бывало, что и на неделю-другую.
Заниматься по этому «Букварю» мы с сыном начали когда ему было 3-4 года. Сейчас ему — 5 лет. Он свободно читает (как мы, взрослые, в смысле — не по слогам) любые несложные тексты. Например сказки типа про трёх поросят или Михалкова. Сложные тексты — тоже читает, но медленно произносит сложные слова типа «Румпельштильсхен», может растягивать слово на «по слогам», но важно, что читает он именно то, что написано. Это именно тот навык, за который я ценю эту книгу. Стоит Букварь Жуковой около 180 руб.
Ну и ещё от того же автора (Н.С. Жуковой) в довесок, мы приобрели «Магнитную азбуку» за 450 руб.Сама «Магнитная азбука» сделана тоже очень продуманно:
— магнитный мольберт-доска с мешочком для хранения букв. Не скажу, что сам мешочек архи удобен, но место для хранения букв и не расползания их по дому всё же предоставляет. А вот мольберт-доска — действительно удобен.
— набор из 67 магнитных букв (33 буквы алфавита + 34 наиболее употребляемых буквы). Буквы, разделены по цветам: гласные буквы — красные, согласные — синие. Это действительно важно.
Я детям объясняла, что гласные — девочки, они любят (их можно) петь: «ааа-а-аа-а-а-ааа», «ооо-о-оо-о». Потом детям проще будет складывать их в слоги.
Да и в школе, когда им понадобиться выделять гласные, например, чтобы посчитать сколько в слове слогов (а сколько в слове гласных, столько — и слогов), они будут делать это не задумываясь.
(хошь — так играй, а хошь — клей на холодильник)Сразу скажу, нам одного комплекта букв «Магнитной Азбуки» не хватило. Пришлось покупать ещё вторую такую же (+ ещё 450 руб. — тяжкий вздох). Это, конечно, минус. могли бы сделать её чуть дороже, но включить 2 комплекта букв или продавать их отдельными блоками. Пожалуй это единственный существенный недостаток этой Азбуки.
Также на доске-мольберте есть методические указания по работе с «Магнитной Азбукой» (содержат дополнительные обучающие упражнения). — Мы нифига этим не пользовались. Ребёнок захотел сам писать те слова, которые ему интересны. Например, первое написанное на ней слово было «метро» 😉 Но, тем не менее, для добросовестных родителей они есть.
Что-то у меня как то получилось, что основной акцент в статье перетянула на себя азбука. На самом деле это — не правильно. Она, конечно тоже вполне себе хороша, особенно на фоне разноцветных китайских аналогов, но без этого чудесного Букваря — мертва и бесполезна. А вот Букварь Жуковой — очень и очень советую. Пусть у нас будет больше умных и начитанных детей. Ведь в книгах скрывается столько всего интересного.
Что может быть не так с букварём, или «Разработано с учётом ФГОС»
Учителя не любят, когда первоклашки приходят в школу, уже умея писать: часто приходится переучивать. С чтением наоборот, поэтому родители начинают учить детей читать с четырёх-пяти лет. Наш блогер, мама Екатерина Грохотова, сравнила три букваря и рассказывает, какой, на её взгляд, лучший.
Началось всё тогда, когда мой четырёхлетний сын попросил научить его читать. Я решила, что пора купить букварь. К сожалению, найти букварь, утверждённый Министерством просвещения РСФСР в 1962 году, не удалось, пришлось ограничиться рекомендованным Министерством общего и профессионального образования РФ букварём М. А. Жуковой.
Ничего не могу сказать, букварь издательства «Высшая школа», изданный тиражом 5000 экземпляров, яркий, красочный, с красивыми картинками и большими буквами.
В конце букваря аннотация, в которой родителям даётся подсказка, как правильно выбрать букварь, и реклама автора данного «шедевра» педагогики: «Пособие должно быть составлено логопедом и одобрено дошкольными педагогами. Этот букварь составлен М. А.
Жуковой, логопедом с многолетним стажем работы в дошкольных образовательных учреждениях и опытом преподавания грамоты будущим первоклассникам. Все тексты и задания апробированы на занятиях».
Приступили с ребёнком к изучению самой первой буквы «а», которая величественно расположилась на шестой странице букваря. У меня возник вопрос.
Задание звучало следующим образом: «Сколько слогов в слове „альбом“?» Мне всегда казалось, что два, но моё мнение не совпало с мнением автора — логопеда со стажем, многолетний опыт которого позволил ему разделить данное слово на целых четыре слога, при этом поставив ударение на второй слог. Решив, что это банальная опечатка при вёрстке, мы с сыном продолжили обучение.
Следующее удивление меня поджидало на странице 16, при изучении буквы «н», перед этим мы освоили с ребёнком буквы «а», «у», «о», «и», «ы», после них, собственно, и шла буква «н». Дойдя до задания «Читаю сам», ребёнок не смог прочитать «не-не-не»: связано это с тем, что букву «е» мы ещё не прошли, так как в этом же букваре она расположилась аж на 30-й странице.
У ребёнка возник вопрос: «Мама, ну как я это могу прочитать, если вот эту букву (показывая пальчиком на букву „е“) я ещё не знаю?»
У меня тоже возник вопрос к логопеду со стажем да и, собственно, к сотрудникам Министерства общего и профессионального образования, как простая русская женщина с двумя высшими образованиями смогла увидеть эти недочёты, а группа лиц, которая давала заключение «Соответствует ФГОС», проглядела оплошность?
После этого казуса я решила проверить весь букварь на наличие подобных подвохов и вот что обнаружила: буквы приведены в следующем порядке: «а», «у», «о», «и», «ы», «н», «с». На букве «с» случилась аналогичная ситуация, что и с буквой «н», для прочтения «се-се-се» нам не хватало ещё не изученной буквы «е».
Перечитав методические комментарии, в которых нигде не указано, что буквы нужно изучать в каком-то особом порядке, продолжила анализ.
Уже через две буквы «к» и «т», на странице 22, помимо ранее неизвестной нам буквы «е», добавилась буква «ю», которую мы также ещё не изучили: она на 64-й странице, соответственно, мы не смогли справиться с прочтением «тю-тю-тю».
Далее следовали буквы «л», «р», «в», «е», «п», «м», «з», «б», и на странице 40 при изучении буквы «д» новое испытание — чтение слогов «дэ-эд» и «дя-дя-дя», учитывая, что буквы «э» и «я» ещё не изучались — они на 62-й и 42-й страницах соответственно.
Затем изучение ещё четырех букв — «я», «г», «ч», «ь», и на 48-й странице, где буква «ь», всё отлично до фразы «Сне-гирь и гусь — пти-цы», но ведь мы ещё не изучили букву «ц», которая на 66-й странице! Перелистываю на страницу 49, изучение буквы «ъ», и первое слово в задании «Читаю сам», «съёмка», вводит ребёнка в ступор, букву «ё» ещё не проходили, она на 56-й странице. Затем изучение ещё четырёх букв — «ш», «ж», «ё», «й» — и фраза: «Дай са-хар» — ещё не изученная буква «х», она только на следующей странице. Собственно, на странице 60, при изучении буквы «х», фраза для прочтения: «У-ха — э-то рыб-ный суп», притом что буква «э» на следующей странице. Наконец, оставшиеся четыре буквы — «ю», «ц», «ф», «щ» — без особенностей. Таким образом, я нашла девять недочётов, на мой взгляд, существенных и недопустимых для пособия, имеющего рекомендацию Министерства общего и профессионального образования РФ, а также знак соответствия ФГОС.
Для сравнения: в букваре, утверждённом Министерством просвещения РСФСР в 1962 году, автор которого А. И.
Воскресенская, не логопед со стажем, а советский педагог и методист по русскому языку в начальной школе, автор букварей для сельских школьников, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель школы РСФСР, буквы располагаются несколько в ином порядке: а, у, м, ш, р, н, л, ы, с, о, и, в, х, к, п, т, д, з, й, ь, ж, б, э, е, г, ё, ч, я, ю, ц, щ, ф. Я обнаружила и в этом букваре маленький недочёт — отсутствие твёрдого знака, но, учитывая, что уже после освоения первых четырех букв — «а», «у», «м», «ш» — дети читают «ма-ма, Ма-ша», столь маленький недочёт незначителен. В свою очередь, после изучения первых четырёх букв по букварю М. А. Жуковой ребёнок только и мог, что прочитать «уа-ау, ао-иа» и вариации из данных четырёх букв.
Продолжив сопоставлять буквари и взяв на этот раз утверждённый Министерством просвещения РСФСР букварь, составленный под общей литературной редакцией академика АПН СССР С. В. Михалкова, по которому училась я, увидела, что буквы для изучения располагались чуть иначе: а, о, и, у, ы, н, т, к, с, л, р, в, е, п, м, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, щ, ь, ъ.
Анализ привёл к следующему:
Все буквари были разделены на три блока по 11 букв в каждом, в таблице приведены тексты, которые подлежали для прочтения по итогам изучения каждой одиннадцатой буквы.
Больше всего мне понравился букварь под редакцией С. В. Михалкова (1987) — в нём собрана вся необходимая информация для подготовки к первому классу в соответствии с теми рекомендациями, которые устанавливает ФГОС.
Стоит отметить, что советские буквари действительно качественные и ориентированы на развитие у детей навыка чтения, построения предложений, умения описывать увиденное, на расширение словарного запаса и развития эрудиции.
К сожалению, об оказавшемся в моих руках современном букваре сказать такого не могу.
Недавно по совету воспитателей приобрела энциклопедию для подготовки к школе «Наша Родина — Россия». На всякий случай, прежде чем читать её ребёнку, решила сама с ней ознакомиться, но боюсь начать читать, ведь на ней тоже величественно красуется с недавних пор пугающая меня надпись «Разработано с учётом ФГОС дошкольного образования».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Азбука и букварь: в чем разница
Пособие для обучения детей грамоте кто-то называет букварем, а кто-то азбукой. Но на самом ли деле эти слова обозначают одно и то же? Или между ними все-таки есть какая-то разница?
Как писал в одном из своих этимологических словарей известный лингвист Николай Шанский, слово «азбука», в отличие от «алфавита», имеет славянские корни.
Оно состоит из 2-х первых славянских букв: «аз» и «буки», а «алфавит» — из первых греческих: «альфа» и «бета». Точно так же, как и с «азбукой», дело обстоит и с «букварем».
Согласно «Этимологическому словарю» Крылова, «букварь» произошел от старославянского слова «буква», которое в свою очередь было позаимствовано из германских языков (boka — «буква»).
Несмотря на общую славянскую «родословную», «азбука» и «букварь» появились в русской речи в разное время. Первенство в данном плане принадлежит «азбуке». Как сообщает Семенов в своем «Этимологическом словаре русского языка», это слово известно в древнерусском языке еще с XIII века. Первоначально именно так называли учебное рукописное пособие для изучения алфавита.
В XV-XVII веках на Руси получили особое распространение так называемые «азбуковники». В азбуковниках содержался не только алфавит, но и, как пишет автор книги «Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI — начала ХХ вв.
» Михаил Студеникин, небольшие тексты, разъясняющие различные непонятные слова, а также религиозно-нравственные поучения и краткие сведения о науках и явлениях.
Если же короткие рукописные пособия для обучения грамоте называли азбукой или азбуковником, то первый печатный учебник уже стали именовать букварем. Как сообщает Марат Ботвинник в своей работе «Откуда есть пошел букварь», в Москве первым такую книгу выпустил Василий Бурцов 20 августа 1634 года. Называлась она «Букваръ языка славянского, сиречь начало учения детям». Правда, до него в 1574 году был еще печатник Иван Федоров, но тот окрестил свой учебник по старинке — азбукой. Как бы то ни было после появления печатных изданий, сами пособия начали называть букварями, а под азбукой понималось лишь небольшое приложение к основному учебнику, содержащее алфавит и слоги. Чаще всего оно состояло всего из нескольких страниц. Со временем разница между понятиями «азбука» и «букварь» исчезла окончательно. Недаром в словаре Ожегова эти слова обозначены как синонимы.