буктрейлер это что значит
Буктрейлер: зачем он нужен и как его сделать
Сейчас буктрейлеры становятся все популярнее и популярнее. И этому есть объяснение: в соцсетях видеоконтент получает высокие охваты, аудитория постепенно переходит на YouTube и в TikTok, люди привыкают получать информацию через образы, а не через текст. Поэтому, если вы хотите охватить больше потенциальных читателей, не стоит игнорировать видеоформаты.
На самом деле не обязательно иметь огромные бюджеты на продвижение книги и доступ к команде специалистов с режиссерами, актерами и операторами. Буктрейлер можно выпустить самостоятельно, не потратив ни рубля. Дальше мы расскажем, как это можно сделать.
Видео о книге может быть игровым, неигровым и анимационным.
Игровой буктрейлер — это как раз то, что показано выше. Актеры изображают персонажей книги и через мини-сцены представляют сюжет. Получается мини-фильм о книге. Помните, что многие читатели не любят видеть персонажей в исполнении актеров до прочтения книги.
Когда определитесь, садитесь за содержание и раскадровку будущего видео. Можно прямо на бумаге ручкой прописать, с чего должно начинаться видео и чем оно должно заканчиваться. Процесс этот во многом похож на работу над планом книги, поскольку у буктрейлера, как и у литературного произведения, должна быть композиция и логика повествования.
Пропишите текст, если он будет. Текст должен сочетаться с музыкой и видеорядом. Он может звучать за кадром, но сегодня все больше и больше людей смотрят видео без звука, поэтому лучше не игнорировать титры.
Снимаем буктрейлер: теория и практика
В декабре 2016 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» в рамках партнерства с образовательным центром «Сириус» (г. Сочи) организовала для участников литературной смены мастер-классы. Их провели режиссер ОИГ Дмитрий Полюшкин и писатель, телеведущий, автор учебников по литературе Александр Архангельский.
Дмитрий Полюшкин посвятил свой мастер-класс основам режиссуры и подготовке детей к съемке буктрейлеров. Александр Архангельский рассказал о создании букрейлеров, об их задачах, особенностях и жанровых разновидностях, а также обсудил с детьми снятые ими видеоролики.
Что такое буктрейлер и зачем он нужен
Буктрейлер — короткий рекламный видеоролик по мотивам книги. Широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность буктрейлеры стали получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
По словам Александра Архангельского, задача у создателей буктрейлеров всегда одна — заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные. Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению.
Близкой к буктрейлеру является видеопоэзия — подобные ролики снимаются по стихотворным произведениям, когда поэтические строки того или иного автора сопровождаются определенными визуальными средствами.
Разнообразие подачи буктрейлеров обусловлено различными видами текста, которые появились в последнее время — электронные, интерактивные книги, а также мультимедиа, сочетающие как минимум три вида подачи материала: текст, аудио и видео. Сравнительно недавно появился новый интегрированный вид текста — лонгрид. Это длинностраничный материал, который позволяет полностью погрузиться в заданную тему благодаря тексту и интерактивным элементам: иллюстрациям, цитатам, инфографике, видео, сноскам.
Примером может служить проект издательского дома «Коммерсант», посвященный Великой Отечественной войне, в котором подробный текст подкрепляется разнообразными видео- и аудиосредствами, в том числе архивными фотографиями, воспоминаниями свидетелей. Таким образом, большая по объему и сложная по содержанию информация становится доступной и интересной для широкой читательской аудитории.
Еще один современный способ повествования — трансмедиа, когда для рассказа одной и той же истории (storytelling) используются различные медиаплатформы: книги, телевидение, вебсайты, социальные сети, мультимедийные презентации, компьютерные игры, афиши, плакаты и т.д..
Основные правила при создании буктрейлера
Как снять свой буктрейлер. Основы видеопроизводства
Виды буктрейлеров
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
1. игровые (минифильм по книге);
2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п.);
3. анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию:
1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
2. атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно «повествовательным» и «атмосферным».
Вот как описывает все разнообразие буктрейлеров Лев Оборин: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня». Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное – зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы повторному просмотру буктрейлера).
Библиотеки активно привлекают для создания буктрейлеров детей и молодежь. И судя по их качеству и фантазии, это явно приносит им большее удовольствие, чем написание традиционных отзывов или сочинений.
Также можно использовать в своих буктрейлерах детские творческие работы, например, рисунки.
Основные этапы работы по созданию буктрейлера
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
Для записи и редактирования звука можно использовать программу SoundForge. Необходимо иметь техническое оборудование микрофон.
Sony VegasPro 11 (работать на ПК). SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Sonyvegas – один из самых совершенных инструментов для видео и аудио монтажа. Vegas предлагает большое число видео и аудио дорожек. Благодаря специальным инструментам, Sonyvegas позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. Удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэффектов, переходов, спецэффекты кадр в кадре.
Программа AVS Video Editor 5.2. – небольшой по размеру редактор для быстрого и легкого монтажа видео. При помощи AVS Video Editor можно захватывать видео с различных устройств, накладывать разнообразные эффекты, создать и записать DVD, экспортировать фильмы в различные видеоформаты, преобразовывать видео в формат iPod, PSP, мобильных телефонов и других портативных устройств.
[http:// www.youtube.com/editorYoutube Video Editor] – видеоредактор Ютьюб. Очень простой, можно обрезать начало или конец фильма, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку. Проходим регистрацию. Заходим на страницу и выбираем Video Editor нажимая ссылку Попробовать.
8. Заключительный этап: видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр. наложить эффекты, переходы разнообразную музыку, «свести» звук, потом записать на жесткий диск ПК).
При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.
Памятка для создания буктрейлера
Буктрейлер – это жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома, самостоятельно. Буктрейлер очень поможет раскрутке вашего произведения в Сети, если вы издали книгу за свой счет или продвигаете электронную книгу.
Материалы для ролика:
План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:
План для буктрейлера можно создать двумя способами:
При этом нужно четко понимать, какой именно буктрейлер вы создаете – атмосферный или повествовательный. И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».
Технические средства:
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались:
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как создателя – рекламировать свою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
Так, строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
Еще совет: актуален опрос читательской аудитории. Какие моменты в целом по сюжету и в частности – из сцен нравятся, чем книга цепляет, а чем – может оттолкнуть. Зачастую мнения расходятся: и то, что нравится автору, проходит мимо читателя, а то, что написано абы как и между делом, у читателей вызывает восторг. А буктрейлер делается для читателей.
И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик «на кошках», то бишь – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.
Таких «может быть» может быть много. И все чужие пожелания важно учесть, проверить их лично и исправить, если они актуальны. Ибо буктрейлер – это реклама, которая создается для потребителя и должна обязательно учитывать его запросы – от подсознательного желания прочитать определенную книгу до визуальных и аудиальных мелочей ролика.
И ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна не «определенная», а именно та, которую написали вы.
Что такое буктрейлер? Как сделать буктрейлер по книге: пошаговая инструкция, интересные идеи и рекомендации
Почему это важно
Интернет и реклама
Создание буктрейлера решает сразу несколько задач по продвижению книги. Во-первых, привлекает внимание: помимо публикации на таких порталах, как youtube, его можно размещать в социальных сетях и на личном сайте. К тому же видео формирует аудиторию читателей: если ролик получился действительно интересным, они будут уверены, что и книга тоже заинтересует (вспомните собственную реакцию на вдохновляющие трейлеры к кинофильмам). Немаловажно и то, что буктрейлер помогает сформировать персональный бренд писателя.
Эти задачи каждый современный автор должен держать в поле зрения, и их выполнение может занимать времени не меньше, чем само творчество, но пусть это не пугает, ведь в итоге книгу оценят по достоинству.
Начало работы
Как сделать буктрейлер по книге? Итак, как уже говорилось выше, на первом этапе необходимо определиться с сюжетом и показать яркие этапы книги. Далее нужно выбрать формат. Это может быть реализовано в форме презентации, постановочного ролика с участием актеров или создание анимации. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы. Как сделать буктрейлер? В Powerpoint вполне можно найти все нужные для этого инструменты, если вы хотите видеть «превью» к своей книге в виде так называемого скринкаста: в таком случае вы записываете свой голос поверх презентации.
Используйте иллюстрации
Дальнейший путь
И вот ролик готов, но это только начало всей работы, и если ваш тизер действительно хорош и интересен, продвинуть его не составит труда. Сначала необходимо выложить его на видеопорталы, такие как youtube. Это самый популярный сейчас сайт с видеороликами. Некоторые из них набирают миллионы просмотров, к тому же с него очень удобно «заливать» видео на другие сайты: личный сайт автора, а также социальные сети, о которых следует поговорить подробнее.
Продвижение в социальных сетях
Большая часть пользователей сети Вконтакте – молодежь, поэтому если книга ориентирована на молодую публику, то и сконцентрироваться нужно на этом сайте. «Одноклассниками» же пользуется в основном старшее поколение. Эта разделение действительно существует, чтобы проверить, достаточно просто посмотреть статистику любой большой группы «ВКонтакте», насчитывающей несколько миллионов человек.
Таким образом, необходимо определиться, на какую аудиторию ориентирована книга, и большую часть времени уделять какому-то одному сайту. Помните: вам не удастся охватить всех, ищите свою аудиторию.
Инструменты продвижения
Но проще сказать, чем сделать. Как же заниматься продвижением? Во-первых, необходимо создать группу, посвященную книге, после чего попросить друзей сделать репост. Если каждый из друзей, в свою очередь, отправит трейлер пяти своим друзьям, а те – своим пяти, постепенно даже «сарафанное радио» будет работать на книгу.
Во-вторых, можно публиковать буктрейлер в группах, посвященных литературе, искусству. Почему важно, чтобы тематика подходила? Потому что пользователи сообщества, посвященного, к примеру, починке автомобилей, заходят в группу, чтобы читать информацию именно на эту тему и лишние новости «не по теме» только раздражают.
В-третьих, можно воспользоваться контекстной рекламой в социальной сети. По нынешним ценам это обойдется сравнительно недорого и привлечет в сообщество автора людей, а дальше дело будет стоять только за тем, заинтересует их буктрейлер или нет.
Буктрейлер по детской книге. Как сделать?
Инструкция в данном случае проста: нужно учитывать различия между видением ребенка и родителя. Так же, как и для любого другого трейлера, необходимо определиться с сюжетом ролика, но отбор моментов для него следует проводить очень строгий.
Как сделать буктрейлер по книгам для детей действительно интересным? Для этого нужно представить, что привлечет их внимание: яркие картинки и динамичный сюжет. А что интересует родителей? Конечно же, мораль! Книга должна быть поучительной, никакой родитель не захочет, чтобы его ребенок читал «пустую» литературу. Это и нужно учесть при создании трейлера к детской книге.
Подходящая реклама
Продвижение детской литературы также имеет свои особенности, потому что смотреть трейлер будут не дети, а родители, которые потом и купят (скачают) книгу, чтобы дать почитать ребенку. Поэтому и аудитория несколько меняется: в социальных сетях к уже указанным выше тематикам сообществ (искусство, литература) прибавляются группы тематик «молодые мамы», «дети и родители» и так далее, ведь в большинстве случаев именно матери стараются привить детям любовь к чтению.
Также к аудитории прибавляются женщины и мужчины старшего поколения, которые могут заинтересоваться книгой, если у них есть внуки.
Частые ошибки
Чаще всего сами авторы первыми задумываются о том, чтобы создать буктрейлер. Как сделать его более профессиональным? Всегда есть возможность сначала просмотреть множество любительских работ и сравнить их с работами мастеров своего дела. Самый главный недочет, который можно встретить – отсутствие голосового сопровождения. Да, титры – это хорошо, но насколько живее становится трейлер, если текст проговаривается!
Для записи голоса, конечно, необходимо некоторое оборудование, но при некотором умении можно обойтись даже микрофоном от хорошей веб-камеры, правда, в таком случае придется дорабатывать в аудиоредакторе (например, Flstudio, Adobe audution). Но лучше доверить дело профессионалам, обратившись к уже упомянутым фрилансерам. Качественно начитанный текст сразу добавляет буктрейлеру несколько баллов.
Второй часто встречающийся недочет связан с титрами. В случае отсутствия голосового сопровождения нужно убедиться, что текст появляется с нормальной скоростью. Неудобна для зрителя как слишком быстрая смена титров, так и слишком медленная.
Черные поля, занимающие треть, а то и половину всего видео – тоже встречаются. Нет, это, конечно, не влияет на подачу информации, но сильно портит визуальную составляющую. Если в видео после загрузки появились черные поля, можно воспользоваться редактором, который встроен в инструменты сервиса youtube.
Также важно правильно подобрать музыку. Недостаточно просто использовать песню, которая нравится автору. В случае если присутствует голосовое сопровождение, музыку следует выбрать нейтральную, а также снизить уровень громкости.