букслэм в библиотеке что это
Современные формы продвижения чтения
Частное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа-детский сад №68 ОАО «РЖД»
Современные формы продвижения книги и чтения
Учитель начальных классов
Продвижение книги и чтения – приоритетное направление деятельности любого учителя. Однако методы и формы популяризации книги за последние несколько лет существенно изменились. Сегодня все ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи.
Поддерживать чтение, в первую очередь, необходимо в отношении учащихся начальных классов, читательская культура которых только формируется, а также в отношении нечитающих детей, которым необходимо привить интерес к книге. В этом случае помощниками учителю будут необычные или непривычные для читателей формы, формы с игровыми элементами, которые привлекут внимание учеников. При этом важно не уйти в развлекательность, которая должна стать лишь способом продвижения книги и чтения, а не самоцелью.
Рассмотрим следующие примеры форм продвижения книги и чтения:
1) форма, основанная на рассказывании историй – сторителлинг;
4) необычная интерактивная форма – книга-игра.(Книгра)
Одной из форм продвижения книг в читательскую среду является сторителлинг.
История появления: сторителлинг (англ. – storytelling, «рассказывание историй») – это метод неформального обучения, основанный на передаче информации и знания путем устной речи. Разработал этот метод Дэвид Армстронг, глава корпорации «Armstrong International». Он обратил внимание на следующий психологический фактор: рассказы значительно легче воспринимаются, они более увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения.
Примеры использования: в нашей школе сторителлинг используют как форму продвижения книги. Например, в 2017 году в рамках проекта «История волшебства» учащиеся 4 класса рассказывали сказки и показывали их с помощью кукольного театра для первоклассников. Участники смогли и послушать настоящего сказочника, и сами стать рассказчиками занимательных историй, и смогли смастерить своими руками игрушку.
1) тщательный отбор произведений: они должны легко адаптироваться к пересказу, сюжет должен заинтересовать слушателей;
2) продумать структуру рассказа: найти «изюминки», которые «зацепят» внимание слушателей, определить кульминацию, оборвать рассказ на самом интересном моменте или, наоборот, не рассказать начало истории;
3) подготовить выступление: рассказ должен быть коротким, идти легко, без запинок, при этом должен создаться эффект его спонтанности, история должна быть эмоционально насыщенной, можно пользоваться элементами театрализации, музыкального оформления; не забывать обращаться к публике, держать ее внимание;
4) учесть специфику аудитории.
Плюсы и минусы : эффективность формы заключается в ее простоте, непринужденной атмосфере «непрофессионального» рассказа, нет четких требований, кроме временных. Какие могут возникнуть трудности: не каждый ученик сможет рассказывать увлекательно, в авторской манере, необходимы навыки работы с аудиторией и, возможно, актерского мастерства, необходимо изучить историю формы, ее специфику, возможно, привлечение педагогов дополнительного образования (хореограф, режиссер, преподаватель музыки)
Интерес вызывает форма продвижения книги – «Книжный вызов».
В классе каждый ученик в начале учебного года вписывает в свои будущие достижения, сколько книг он обязуется прочитать за год или другой период. Учитель в течение учебного года фиксирует график чтения – сколько книг и по плану ли прочитано. В любой момент можно отказаться от вызова или возобновить участие. За год участник должен прочесть не менее 20 книг. При этом к каждой книге указываются критерии ее выбора: «книга, в которой больше 10 страниц», «книга, в которой больше 100 страниц», «книга, по которой был снят мультфильм» и т.д.
Примеры использования: уже несколько лет я применяю эту форму. В этом году предложила своим маленьким читателям выбрать из подобранного каталога книг, не менее 10,а прочитать до 30. После прочтения каждой книги, представить отзыв и отправить его краткое содержание в виде СМС другу, или однокласснику (можно передать в виде записки). В начале сентября авторы лучших читательских дневников, презентаций и отзывов получили награды.
1) составить список книг или их характеристик (описание жанра, содержания, автора и т.д.);
2) определить условия игры: сколько книг и за какой период необходимо прочитать (лучше предлагать реальные сроки и не очень большое количество книг), подать устную заявку на участие, где публиковать отзывы и т.д.;
3) создать контрольный лист всех участников, на котором будут публиковаться результаты челленджа, или предложить присылать отзывы на адрес электронной почты.
Плюсы и минусы : игра объединяет любителей чтения; в результате создаются списки книг, актуальных для учащихся этого возраста,(Н-р, ученики 2 класса сейчас рекомендуют друг другу книги Н.Носова, Э.Успенского и т.д.), которые помогут сформировать фонд; самые интересные, содержательные или необычные списки можно публиковать как рекомендательные для других читателей. При этом нужно учесть, что в библиотеках должны быть книги, подходящие под предложенный список.
Соревновательные формы привлекают детей, поэтому их часто использую в своей практике. В последнее время становится популярной такая форма продвижения книги, как BookSlam.
История появления: BookSlam (Букслэм) (с англ.- «выталкивание, вытеснение») – своеобразное книжное соревнование, которое стало у нас в классе очень популярно. Эта форма была придумана доктором филологии Стефани Джентгенс. Суть ее заключается в том, что необходимо за определенное время представить лучшую рекламу книги. Примеры использования в классе: BookSlam в классе – это соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению книги, возможно, с элементами музыкальной театрализации. Это соревнование мы организуем иногда совместно с поселковой библиотекой. Работы принимаются в форме эссе, презентаций, рисунков, но они должны представлять собой рекламную кампанию по продвижению творчества какого-либо писателя. (т.е. проект)
1) определяются условия соревнования: за какое время и сколько участников будут презентовать книги, каковы критерии оценки и оценочная шкала;
2) выбираются сами книги;
3) участники делятся на несколько команд, каждая из которых должна самым лучшим образом сделать рекламу книге;
4) формируется компетентное жюри (родители, библиотекарь школы, учитель);
5) по результатам общей суммы баллов определяется победитель;
6) в конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стеллаже для прочтения.
Плюсы и минусы : успех BookSlam связан с азартностью и захватывающим эффектом «книжных» гонок. Плюсы: участники должны прочитать книги перед их презентацией, форма подходит для организации мероприятий со школьниками, которым свойственно стремление соревноваться и оригинальность, незатертость мышления; если организовать видеосъемку, выступления участников можно выкладывать на свои ресурсы с добавлением библиографического описания представленных книг. Возможные трудности: книг, которые действительно заинтересуют участников, может не оказаться в фонде библиотеки в достаточном количестве; необходима подготовка мероприятия: работа с читателями, подбор книг, репетиции, анализ работ.
В завершение обзора новых эффективных форм популяризации чтения представляю «Книгру».
История появления: «Книгра» (Книга как игра) – своеобразный текстовый квест. Существуют авторские книгры, целые циклы создаются как в электронном, так и бумажном формате. Книгра относится к интерактивным книгам, сюжет которых формирует сам читатель. Он становится главным героем и принимает решения, от которых зависит финал книги. Читается такая книга непоследовательно. Участник переходит с параграфа на параграф. В зависимости от выбранного решения книгру можно читать от 15 минут до часа и дольше. Книгра может быть написана на основе поэтических произведений. В каждом фрагменте читателю предлагается сделать выбор следующего, и так до финала. Впервые мы провели книгру 2 года назад «По сказке «Заячья избушка». Текст был переработан: в книгре предусмотрены новые сюжетные ходы и несколько финалов.
1) выбрать текст, который станет основой книгры;
2) определить, кем из персонажей станет участник книгры (создать карточки персонажей);
3) разбить книгру на параграфы;
4) предусмотреть в каждом из них возможность и условия выбора действия;
5) во время интерактива читатель из предложенных вариантов выбирает единственный и переходит на указанный параграф.
Если играют несколько участников, каждый может по очереди читать параграф и выбирать путь. Поскольку от выбранного варианта зависит сюжет книги, игрок должен убедить остальных участников сделать данный выбор.
Плюсы : известная книга прочитывается по-новому, участник сам становится творцом книги, возникает желание перечитать оригинал, форма отлично подходит для детского чтения.
Минусы : форма основана на длительном громком чтении, требует особой подготовки, необходимо творчески подойти к переработке текста, придумать новые сюжетные ходы и линии, создать несколько разных финалов, книгра по стилю не должна проигрывать оригиналу.
Таким образом, обзор лишь некоторых современных форм продвижения книги и чтения показывает, что можно как активно перенимать передовой зарубежный и отечественный опыт и как по-новому иногда трансформируется этот опыт в рамках работы конкретного учреждения. Наиболее успешным является внедрение тех форм и методик, которые основаны на использовании современных информационных технологий, игровых, соревновательных и интерактивных элементов, связаны с активным творческим процессом.
Современный ученик-читатель изменился. Вслед за ним должна изменяться и работа с книгой. Сегодня учителю предоставлен большой выбор современных форм продвижения книги и чтения. Необходимо выбрать наиболее интересный опыт, применимый в условиях конкретного класса
1. Библиотека семейного чтения № 9 им А. В. Жигулина в Воронеже подвела первые итоги проекта «Библио-Сторителлинг: история волшебства» [Электронный ресурс].- URL: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=5017 (дата обращения 25.10.2016).
2. Большой словарь иностранных слов. 7-е изд./ Сост. А.Ю. Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – С. 685, [3].
3. Есть идея! Выпуск 3: библиодайджест [Электронный ресурс].- URL:http://www.apatitylibr.ru/dl/have_idea_2.pdf- (дата обращения 22.08.2016)
4. Инновационная культура [Электронный ресурс].- URL: https://sociology.mephi.ru/docs/innovatika/html/innovacionnya_kultura.html- (дата обращения 24.08.2016).
5. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 512.
8. Проекты по продвижению чтения: липецкий опыт [Электронный ресурс].- URL: http://www.rba.ru/forum/images/forum5/text/Belova.pdf- (дата обращения 26.08.2016).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Словарь новых библиотечных терминов» (в помощь школьному библиотекарю)
новых библиотечных терминов
В связи с внедрением новейших технологий в работу библиотеки работники библиотек все чаще встречаются с новыми терминами. Некоторые понятия заимствованы из других отраслей знаний, внося в них специфику работы библиотек, некоторые – из практики работы коллег за рубежом и т. д. Библиотекари в своей профессиональной деятельности стараются идти в ногу со временем, используя в работе инновационные формы, поэтому знание и использование новых терминов – это не желание, а необходимость для современного библиотекаря.
Данный словарь призван помочь библиотекарям ознакомиться с новыми библиотечными терминами, широко их использовать и внедрять в свою работу. Словарь содержит толкование 60 терминов, которые в последнее время применяются в библиотечно-информационной работе.
Составитель Сердюк О. В.,
библиотекарь Горловской общеобразовательной
1. АЙСТОППЕР (от англ. eye stoper — дословно «то, что останавливает глаза») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент, панно, привлекающее внимание. Айстоппер – название, используемое в рекламе, призванное привлекать внимание лю-дей к объявлению. Например, силь-нейший айстоппер – это цвет, особен-но яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разно-образные нестандартные и смешные изображения животных, людей. Такой приём применяется в библиотеках для оформления книжных выставок. Глав-ная функция айстоппера на выставке – привлечь аудиторию к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовые фи-гуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того, на стенде может быть размещен необычный объект, не позволяющий пройти ми-мо.
2. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ – документ, содержащий изобразительную и (или) звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. К аудиовизуальным документам относятся грампластинки, магнитные фонограммы, диаматериалы и узкопленочные кинофильмы, видеокассеты, СD-ROM.
3. БАЗА ДАННЫХ (БД) – набор данных, который представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации. База данных предназначена для хранения данных о приобретённых библиотекой изданиях (монографиях, справочниках, сборниках статей и т.п.), информации о местонахождении отдельных экземпляров (переплётов) каждого издания и сведений о читателях.
4. БИБЛИО-БАР – форма мероприятия, где предлагаются для прочтения книги самых популярных авторов. В библио-баре можно подойти к понравившейся стойке и выбрать то, что «повкуснее».
6. БИБЛИО-КАФЕ – форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги.
7. БИБЛИОКАРАВАН – цикл выездных мероприятий, выставок, обзоров, объединённых одной темой, и представленных в разных организациях и учреждениях.
8. БИБЛИОМИКС (англ. mix – «смешивать») – библиографический обзор по определённой теме, в который можно включить библиотечные документы по разным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.
9. БИБЛИОТЕРАПИЯ – использование специально подобранных книг в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психологии; лечебное воздействие на психику больного человека при помощи книги; перспективное направление деятельности библиотек, занимающихся изучением влияния специально подобранной литературы на состояние здоровья больного человека.
10. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕБ-СЕРВЕР – это самостоятельный сервер (компьютер), который полностью рассчитан только на библиотеку и её электронные ресурсы (услуги и продукты).
11. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕБ-САЙТ (англ. site) – место для электронной библиотеки, представленной в сети Интернет на каком-то общем сервере (учреждения, организации), с ресурсами или без них.
12. БИБЛИОТЕЧНАЯ ВЕБ-СТРАНИЦА – означает страницу или рубрику библиотечного веб-сервера или веб-сайта.
14. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ – общая концепция управ-ления библиотекой, при которой вся её деятельность направлена на последо-вательное удовлетворение существующих и будущих запросов, потребностей и ожиданий пользователей и, тем самым, на реализацию функций и задач библиотеки.
16. БИБЛИОТЕЧНЫЙ БУЛЬВАР – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.
17. БИБЛИОФРЕШ (англ. fresh – « свежий») – библиографический обзор новинок.
18. БИБЛИОШОПИНГ – форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из фонда библиотеки, прорекламировав её. Шопинг (англ. shopping) – форма времяпровождения в виде посещения магазинов (чаще всего торгово-развлекательных комплексов) и покупки товаров (одежды, обуви, аксессуаров, подарков, косметики и т. д.).
19. БИБЛИОШОУ – яркое, показное библиотечное мероприятие, рассчитанное на шумный внешний эффект.
20. БЛОГ – это персональный сайт, позволяющий вести текстовые записи с использованием мультимедийных элементов. Это онлайн-дневник, в котором в обратном хронологическом порядке опубликованы записи, которые еще называют «посты». Ещё одной важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом. Интерактивность, то есть возможность для читателей оставлять свои ремарки, является отличительной особенностью персональных сайтов поколения Web 2.0. Комментарии читателей на статьи могут фильтроваться модератором, быть открытыми для всех или только для зарегистрированных пользователей.
21. БУККРОССИНГ ( англ. book – «книга», crossing – «переезд», «перекресток») – книжное странствования из рук в руки, из дома в дом, от читателей в библиотеку и наоборот. Буккроссинг – это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро, библиотека) для того, чтобы другой, случайный, человек мог эту книгу найти, прочитать и, в свою очередь, повторить процесс.
22. БУКРИДЕР ( иначе: электронная читалка, bookreader, устройство для чтения книг или просто электронная книга, е-бук) – устройство, что способно посоревноваться с традиционным печатным текстом в удобстве чтения и гигиеничности в отношении зрения. Такая читалка обычно выглядит как небольшое плоское устройство с сероватым экраном (впрочем, есть и модели, которые воспроизводят книги в цвете). Обычно гаджет плоский, под большим экраном располагаются кнопки навигации по тексту, а также традиционная клавиатура.
23. БУКТРЕЙЛЕР – форма рекламы книги, анонс на книгу в виде короткого видеоролика, который включает в себя самые яркие моменты книги или в том или ином виде визуализирует её содержание. Попросту говоря – это клип по книге. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
24. БУК-СЛЭМ (BOOK Slam) (от анг. slam – «толкания», «вытеснение друг друга») – соревнования на лучшую «рекламную компанию» по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд. Задача команды заключается в том, чтобы как можно лучше разрекламировать книгу. Главное, что команды получают одинаковые книжки. Слэм-турнир является своеобразным сочетанием спорта и искусства. За определённый промежуток времени нужно показать умение донести до зрителей свои эмоции и чувства. Таким образом, рекламная книжная компания должна заставить «купить», то есть прочитать книгу. Лучшую рекламную книжную компанию определяет жюри, в состав которого могут входить как зрители, так и библиотекари. Слэм-турнир проводится с четким временным регламентом и со штрафными санкциями за нарушение установленных правил.
25. БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НОВИНОК – мероприятие по продвижению новинок литературы среди читательской аудитории, пропаганда лучших литературных имен, в том числе через организацию творческих встреч.
26. ВЕБИНАР (англ. webinar) – способ организации встреч онлайн, формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий с помощью сети Интернет. Это неологизм, образованный сочетанием слов веб (англ. «сеть») и семинар. Для организации вебинара используются технологии видеоконференции, интернет-телефонии и др. Вебинары распространены в деловой среде. Все большее значение приобретают вебинары в дистанционном образовании.
27. ВЕБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ – это упорядоченное множество библиографических записей источников из сети Интернет, объединенных по какому-либо признаку. Методика подготовки веблиографических пособий состоит из четырех этапов: подготовительного, аналитического, синтетического, заключительного.
29. ВЕЧЕР-ЭЛЕГИЯ – музыкальный или лирический вечер, посвящённый поэтическим или музыкальным произведениям.
31. ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВКА – ответ библиографа на информационный запрос пользователя, поступивший на библиотечный сайт электронной почтой, социальными сетями и другими информационно-телекоммуникационными сетями.
32. ВИРТУАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресур-сов, рекомендуемых пользователям, которые отдалены от библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет.
33. ВИТРАЖИ – литературные мероприятия о произведениях декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера.
35. ДЕМОТЕКА – отдел в библиотеке, где пользователи могут оставить свои собственные творческие работы – «демос» в области музыки, литературы, фотографии, фильмов, графики и т. д. Очень часто творческая молодежь, стремясь к самореализации, предлагает свои произведения издательствам или музыкальным компаниям. Как правило, подавляющее большинство их дисков или сценариев после просмотра отклоняются компаниями и возвращаются их авторам с пожеланиями дальнейшего успеха. В библиотеке ни одно произведение не будет отклонено. И это не значит, что библиотека будет собирать произведения низкого качества. Наоборот, она будет помогать творческой молодежи достичь поразительного качества их работ. Но не каждый житель города сможет передать в библиотеку то, что, возможно, долгое время пылилось в ящиках их столов. Существует нижняя (14 лет) и верхняя (30 лет) возрастная граница, ведь демотека – место для молодых талантов.
36. ДИСКО-ЛЕКЦИЯ – устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагментов видеофильмов) и специально подобранной музыкой. Сопровождаемые беседой, диспутом, выставкой, диско-лекции являются удобной формой популяризации книг.
37. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БРИФИНГ. На таком мероприятии в режиме пресс-конференции можно не только отвечать на вопросы пользователей, связанных с поиском информации, но и проводить тематические консультации. Брифинг может быть самостоятельным мероприятием или частью творческого мероприятия различных библиотечных форм.
38. КНИГЛИ (knigli) – это книги полностью напечатанные на формате А2, мелким текстом, так чтоб поместилось все произведение на одном листе, причём разные оттенки шрифта создают рисунок. Идея принадлежит двоим киевлянам: Анна Белая и Дмитрий Костырко придумали этот новый вид книги, такой себе роман-постер. На одном листе (А2) вмещается книга тол-щиной в 200-300 страниц. Высота строк – микроскопическая, иногда она меньше миллиметра. Без увеличительного стекла не прочтёшь! А если убрать лупу и отойти от этой книги на несколько шагов – буквы, напечатанные разными оттенка-ми серого, сливаются в иллюстрацию.
39. КНИЖНЫЙ ДРЕСС-КОД – форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.
40. КОМИЛЬФО-ВЕЧЕР (вечер хороших манер) – вечер, посвящён-ный этикету.
41. ЛИБМОБ – рекламная акция, когда библиотекари выходят на улицы с рекламными буклетами и проспектами, раздают их прохожим, приглашают в библиотеки и проводят блиц-опрос о местонахождении библиотеки.
42. МЕДИАТЕКА – это коллекция новых современных носителей информации, организованный доступ к мировым информационным ресурсам сети Интернет, комфортная среда, способствующая развитию самопознания и любознательности.
44. МОТИВАТОР – вид наглядной агитации, предназначенный для создания подходящего настроения в школах, университетах, библиотеках и на рабочих местах. Мотиватор – это изображение, которое вдохновляет на что-то, стимулирует к действию или к каким-либо изменениям, вдохновляет на работу над собой, заставляет задуматься над волнующими проблемами. Философский, религиозный, мотиватор может вдохновлять на какие-либо благоприятные изменения в отношении к миру, к самому себе, помогает взглянуть на мир с непривычной стороны, задуматься над тем или иным вопросом. Книжный мотиватор стимулирует, вдохновляет на чтение книг, осуществляет положительное влияние на человека от прочитанных книг.
45. НЕТИКЕТ (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») – правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
46. ПИАР ( англ . Public Relations, сокращ . PR ) , СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ – м ероприятия по связям с общественностью, созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и различными общественными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации. Связи с общественностью предполагают создание благоприятного мнения об организации, её деятельности, нейтрализацию неблагоприятных событий и слухов и т.п.
47. ПОСТ-РЕЛИЗ – это один из рабочих PR-терминов, что означает информационный материал, публикуемый в средствах массовой информации сразу же после проведённых мероприятий. Пост-релиз может быть оформлен в виде статьи или фотоотчета, который сопровождается краткими или развернутыми комментариями. В настоящее время широко распространена практика размещения пост-релизов в сети Интернет. Пост-релиз, помимо выполнения информационной функции, может быть весьма полезен для расстановки нужных акцентов. Чтобы грамотно написать пост-релиз, необходимо придерживаться нескольких правил. Пост-релиз должен быть информативным, читабельным, содержать конкретные даты проведения мероприятия, имена и фамилии, а также должности основных действующих лиц, содержать цитаты из докладов и речей спикеров, качественные фотографии с комментариями. Направлять пост-релиз в средства массовой информации необходимо как можно раньше, желательно сразу после завершения мероприятия.
48. ПРЕСС-КЛИППИНГ (англ. press-clipping – «вырезки из прессы») – подборка газетных вырезок по определенному направлению, отсканированных страниц печатных СМИ и копий компьютерного экрана интернет-сайтов, содержащих публикации по интересующим темам. Пресс-клиппинг может сопровождаться статистическими данными – место текста, площадь текста, площадь иллюстраций, количество символов в тексте сообщения.
49. ПРЕСС-РЕЛИЗ – сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года «отцом» современного PR Айви Ли (I v y Lee). Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях или рассылаются с помощью средств связи.
50. PRO-ДВИЖЕНИЕ КНИГИ – рекламная компания по продви-жению книги к читателю.
51. РЕМОДЕЛИНГ ( пер. с англ. «переделывать», «переоборудо-вать») часто применяют в торговых заведениях с целью не только естественной необходимости увеличения собственной прибыли, но и максимальной переориентации деятельности в соответствии с потребностями и интересами клиентов: по-новому размещается товар, расширяется ассортимент продукции, улучшается сервис обслуживания. Очень важной составляющей ремоделинга является новая система обучения персонала, ориентация его на индивидуальную помощь каждому клиенту. Сегодня тема ремоделинга является очень актуальной и для библиотек. В наше время классический набор библиотечных услуг, как и классическая структура отделов, уже не является достаточным фактором привлекательности для потенциальных пользователей и для развития библиотеки.
52. СТОРИСЕК. В последнее время в библиотеках возрождается традиция совместного чтения. Таким вариантом является проектный метод Storysack. «Сторисек» в переводе с английского буквально означает «мешок историй», то есть это мешок, в котором находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, стимулирующими детское чтение. В состав сторисека, кроме книги, могут входить: мягкие игрушки и реквизиты книги, аудиокассета, языковая игра, «шпаргалки» для родителей. «Мешок историй» выдается на абонементе. Идея сторисека заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребенка и родителей. Взрослые разыгрывают истории из детских книжек, «оживляют» их с помощью сопроводительного материала.
53. СТОРИТЕЛЛИНГ (англ. storytelling – «рассказывание историй») – это способ передачи информации через рассказы историй, который дополняется музыкой, фото-, видео- и другими эффектами (цифровой сторителлинг). Это преобразование эпизода из жизни организации в историю в результате обработки сюжетной линии, описания действующих лиц и т.д. Пример: сторителлинг «Жила-была библиотека».
55. ФЕЕРИЯ – представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
56. ФЛАЕР (от англ. flyer (flier) – «рекламный листок») – это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких сочных красках. Используют флаеры в основном как раздаточный материал в различных рекламных и промоакциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятие. И в отличие от приглашений, обычно персонализирован-ных, флаером может воспользоваться любой человек.
57. ФЛЕШБУК – книжный флешмоб в Интернете, знакомство с изданиями по фрагментам текста в социальных сетях, создание страниц любимых книг, приглашение на них своих друзей и подписчиков. Флешбук является презентацией или знакомством с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
58. ФЛЭШМОБ ( также пишут «флеш моб» и «флеш-моб», в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа» ) – это заранее спланированная массовая акция, сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Обычно организована через интернет или другие современные средства коммуникации, в которой большое количество людей оперативно собирается в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее согласованные действия (сценарий), и затем участники быстро расходятся.
59. ФЛЕШ-СЕМИНАР (англ. flash – «проблеск», «вспышка», «мгнове-ние», «неожиданное проявление», «быстрая запись/стирание информации из памяти блоками») – форма передачи знаний и умений, в основе которой лежит обсуждение нововведений и обмен опытом. Слушатели флэш-семинара имеют возможность за короткое время ознакомиться с методиками авторитетных ведущих лекторов, а также с наработками коллег по рассматриваемому вопросу. На флэш-семинаре в результате коллективного обсуждения вырабатывается общее наиболее эффективное решение поставленной задачи. Цель флэш-семинара – сгенерировать как можно больше профессиональных идей и обменяться способами решения сложных вопросов из личной практики.
60. ФРИМАРКЕТ возник в 90-х годах прошлого века как место, где можно оставить ненужные вещи или обменять их на другие. Впервые подобные акции начали проводить в США. Очень часто люди, которые переезжали, свои ненужные вещи выносили из домов и раздавали тем, кому они нужны, или продавали за символическую плату. Затем фримаркет появился в Европе, позднее – в России. Библиотечный книжный фримаркет – это место, где можно оставить прочитанные книги или взять бесплатно оставленные другими книги.