букинистическая литература что это
Alib.ru > О сайте. > Статья «Виртуальная букинистика» в Русском Журнале
| Все книги в продаже (3904219) Загрузка книг проводится ежедневно в 9 и 23ч. |
За этими разговорами как-то забывают об одной разновидности книготорговли. Разновидности, которая даже в случае полного прекращения выпуска бумажных изданий не только не исчезнет, но, напротив, достигнет невиданного доселе размаха.
Имеется в виду торговля букинистическая. Вот о ней-то я и предлагаю поговорить.
Хорошо забытое старое
В СССР существовало более 800 специализированных букинистических магазинов и свыше 3700 отделов в универсальных книжных магазинах. Сейчас это сложно себе представить, но каких-то двадцать лет назад удельный вес букинистических изданий в розничном товарообороте книжными товарами составлял 8%.
Время перемен
Вторым ударом стала финансовая независимость. Как только поддержка сверху прекратилась, стало ясно, что в условиях снизившейся потребности в старой книге перспективы окупаемости у букинистической торговли весьма туманны. Даже у тех, кто в принципе хотел бы что-нибудь купить, денег на это все равно не было. Зато свои старые книги они с удовольствием готовы были обменять на деньги. И магазины, быстро сориентировавшись, стали платить за сданные книги только после их продажи.
Вторичный книжный рынок ушел на дно.
А ведь старые книги еще могут пригодиться!
Подобных примеров множество. Недавно в интернет-магазине «Озон» довелось встретить последнее издание справочника машиностроителя под ред. Анурьева. Три тома стоили 9000 рублей! Учитывая затраты в современной полиграфии, нельзя сказать, что эта цена слишком сильно завышена. Вот только нужны ли эти траты, если в домах у многих тысяч бывших машиностроителей без дела пылятся точно такие же справочники, изданные еще при советской власти?
Студенту, пожелавшему отыскать 5 томов этих легендарных лекций, в букинистическом магазине, скорее всего, объяснят, что здесь торгуют редкими и дорогими изданиями, к каковым лекции нашего математика не относятся, поскольку изданы на желтой газетной бумаге многотысячными тиражами. А когда в тот же магазин заглянет профессор и спросит, не интересны ли кому-нибудь его старые книги по математике, ему откажут ровно теми же словами. И будут, в сущности, правы. В ситуации, когда выживание зависит от скорости оборота, непозволительно омертвлять капитал, занимая весьма ограниченные торговые площади товаром, в скорости реализации которого не уверен. Даже в Москве магазинов, которые в принципе берут научно-техническую литературу, всего 4-5 штук. Но и там ее ассортимент весьма ограничен.
В результате, огромные богатства личных библиотек (их хозяев уже нет, а наследникам они не нужны) оказались исключены из книгооборота. И рано или поздно эти книги оказываются на помойке или, в лучшем случае, на лестничной клетке. Понятно, что при таком способе распространения вероятность попадания книги к нуждающемуся в ней человеку исчезающе мала.
Новая букинистика
Естественно, однообразия ни во внешнем виде, ни в структуре, ни в интерфейсе у букинистических сайтов нет. Более того, одни из них являются зарегистрированными фирмами, а другие своеобразными торговыми рядами (досками объявлений), где каждый желающий может не только купить нужную книгу, но и продать свою, ставшую ненужной.
Плюсы интернет-букинистики очевидны: магазины открыты круглые сутки; нет необходимости тратить деньги и время на езду в поисках понадобившейся книги, при этом без какой-либо гарантии ее найти; покупатель, как и продавец, может находиться в любой точки земного шара, где есть Интернет. А на части сайтов есть также возможность разместить объявление о поиске нужной книги. Продавцы-букинисты прикладывают значительные усилия для удовлетворения подобных заказов, хотя их рвение, конечно, сильно зависит от цены, которую готов заплатить покупатель.
Структура спроса
По подсчетам одного из завсегдатаев букинистических сайтов, больше половины всех книг покупают москвичи и питерцы. Примерно четверть уходит в провинцию, включая самые отдаленные регионы России. Еще 10-15% в дальнее зарубежье (в основном к бывшим гражданам СССР, хотя изредка книги заказывают и «натуральные» иностранцы). На долю ближнего зарубежья приходится всего 3-5%.
Художественная литература, в отличие от советских времен, не слишком популярна. Хотя встречаются и любопытные исключения. «Наши люди» из дальнего зарубежья часто покупают для своих детей книги, памятные им по собственному детству и юности, и прежде всего те, которые в последние годы не переиздавались (иначе их можно было бы заказать в обычных интернет-магазинах). В итоге, например, трилогия «Дорога уходит в даль. » за счет американского спроса доросла уже до 1000 рублей за экземпляр.
Плохо идут знаменитые советские серии ЖЗЛ и Жизнь в искусстве, отечественная фантастика и книги по шахматам, не намного лучше собрания сочинений (эти, потому что в столицах ими заставлены «буки», а стоимость пересылки в провинцию, за счет веса отправления, «кусается»).
Вообще, рано или поздно, при условии разумной ценовой политики, покупают практически любую книгу, вплоть до списанных из библиотек классиков марксизма-ленинизма. А поиск книги путем размещения заказа на нее на букинистических сайтах нередко оказывается успешным.
Особенности нашего менталитета
На волне развития виртуальной букинистики появились люди, которые в свободное от основной работы (не связанной с книгами) время или на полупрофессиональной основе стали заниматься оказанием посреднических услуг, принимая заказы на «чистку личных библиотек» или подбор нужных книг «по списку». У них, как и у букинистов советских времен, начинает складывается постоянная клиентура. Дело оказалось не только интересным, но и прибыльным.
И в этом смысле можно сказать, что уже сформированный спрос остается и будет оставаться неудовлетворенным до тех пор, пока этот психологический барьер не окажется преодоленным.
Обсуждаем:
Добавьте своё сообщение:
букинистическая книга
Смотреть что такое «букинистическая книга» в других словарях:
БУКИНИСТИЧЕСКАЯ КНИГА — (от франц. bouquin подержанная Книга) 1) в российской книжной торговле книги, изданные с 1851 по 1960 (в отличие от изданных ранее, которые называются антикварными)2)] Книга, бывшая в пользовании, продаваемая в букинистических магазинах … Большой Энциклопедический словарь
букинистическая книга — Книга, бывшая в употреблении и поступившая в повторное товарное обращение. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы EN second hand book FR livre d’occasion … Справочник технического переводчика
букинистическая книга — букинистическая книга: Книга, бывшая в употреблении и поступившая в повторное товарное обращение. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библи … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Букинистическая книга — подержанная, бывшая в употреблении старинная или современная книга, проданная читателем и реализуемая потом через специальные книжные магазины (отделы) … Реклама и полиграфия
букинистическая книга — Rus: букинистическая книга Eng: second hand book Fra: livre d occasion Книга, бывшая в употреблении и поступившая в повторное товарное обращение. ГОСТ 7.60 [3.2.10.3] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
старая\ книга — разг.; Петербург, Эстония букинистическая литература; часто используется как название магазина или отдела, как правило, в ед. числе По сути, у малышей при таком положении дел есть лишь три выхода: продаться сетевикам, перейти под патронаж… … Языки русских городов
Old and used book — Букинистическая книга … Краткий толковый словарь по полиграфии
ГОСТ 7.60-2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Терминология ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения оригинал документа: автореферат диссертации: Научное издание в виде брошюры, содержащее составленный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
кни́га — и, ж. 1. Произведение печати (в старину также рукопись) в виде сброшюрованных, переплетенных вместе листов с каким л. текстом. Книга большого формата. Толстая книга. Раскрыть книгу. □ [Аночке] предложили посмотреть книгу с картинками. Федин,… … Малый академический словарь
букинисти́ческий — ая, ое. Относящийся к торговле подержанными и старинными редкими книгами. Букинистический магазин. ◊ букинистическая книга редкая книга, встречающаяся только у букинистов … Малый академический словарь
Компью А рт
Ольга Леонидовна Тараканова, заведующая кафедрой истории книги и антикварно-букинистической торговли МГУП им. Ивана Федорова, профессор, доктор исторических наук
Татьяна Викторовна Панарина, доцент кафедры истории книги и антикварно-букинистической торговли МГУП им. Ивана Федорова, кандидат исторических наук
Настоящая статья — это попытка нарисовать картину отечественной букинистической торговли и показать ее отличительные особенности — количественные и качественные, характеризующие развитие отрасли сегодня.
За отправную точку возьмем советский период, в течение которого букинистической торговле, осуществлявшей продажу книг прошлых лет выпуска, уделялось самое серьезное внимание: на нее была возложена ответственная задача вовлечения в товарное обращение изданий, находящихся в личном пользовании граждан. То есть в условиях недостаточно развитого книгоиздания тех лет букинистическая торговля должна была выступать дополнительным источником удовлетворения спроса населения страны на печатную продукцию и важным фактором развития социалистической культуры.
Торговлю букинистической книгой через специализированные букинистические магазины, крупные книжные магазины новой сети, книжные киоски и др. осуществляли практически все системы и ведомства страны, в том числе относящиеся к Госкомиздату СССР, Академии наук, Министерству обороны, Союзу писателей и др. По состоянию на 1 января 1987 года только в системе Госкомиздата СССР — ведущей в стране — насчитывалось более 4 тыс. предприятий, продававших книги прошлых лет выпуска. К концу 80х годов букинистическая торговля, активно поощряемая государством, достигла существенных результатов: резко увеличилось число предприятий, осуществлявших торговлю старыми книгами; в практику торговли вошли новые формы и методы: на комиссионных началах, по предварительным заказам, книгообмен, прокат книг и др.; вновь получили распространение широко известные до революции аукцион и почтовопосылочная торговля; с целью унификации ценообразования была создана система каталоговпрейскурантов букинистической книги. Букинисты активно сотрудничали с библиотеками и музеями, имевшими право «первой покупки» редких и ценных книг, участвовали в многочисленных книжных ярмарках и других выездных мероприятиях. Тогда же в рамках Московского полиграфического института (ныне — МГУП им. Ивана Федорова) началась целенаправленная подготовка специалистов букинистической торговли с высшим специальным образованием, активизировались научные исследования по истории и современному состоянию отрасли. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что ассортимент букинистических предприятий искусственно сдерживался многочисленными идеологическими запретами вышестоящих организаций. Так, не могли обращаться в книготорговой сети богослужебные издания, книги деятелей искусства и культуры, эмигрировавших из страны, многие книги на иностранных языках и периодические издания, в том числе «эстетские» журналы начала XX века с иллюстрациями знаменитых русских художников, издания с грифами «Для служебного пользования» и пр.
Сохраняется общая тенденция, получившая развитие в годы перестройки и постперестроечный период: подавляющее большинство книг прошлых лет издания продается в антикварных салонах, галереях, аукционных домах (65%) вместе с другими предметами антиквариата (см. диаграмму 1). 75% предприятий букинистической торговли являются универсальными по тематике. Из небольшого числа специализированных предприятий выделяются прежде всего магазины и отделы, торгующие книгами по военному делу («Комбриг», «Лейбштандартъ»), музыке («Ноты», салон «Симфония», «Музыкальные инструменты»), медицине («Дом медицинской книги», «Букинистъ. Старая медицинская книга»), восточной тематике (книги о Востоке и издания Востока) («Шу Ба», «Юкимори»), — удельный вес каждой группы составляет 3% от общего числа предприятий (см. диаграмму 2).
Подавляющее число магазинов и салонов продает книги (97%), периодику (62%), гравюры (57%); треть из них (33,3%) имеет в своем ассортименте издания XVIXVII веков. Нельзя не отметить, что состав ассортимента букинистических книг за последние 20 лет стал гораздо шире не только за счет вовлечения в него изданий, ранее запрещенных к обращению в книготорговой и библиотечной сети по идеологическим соображениям, и книг на иностранных языках, но также и других видов печатной продукции: открыток, фотографий, автографов, различных документов, печатной рекламы, ресторанных меню, театральных программок, издательских и книготорговых марок, книжных знаков и др. Только два предприятия в Москве — «Альбион галерея» и сеть магазинов «Старинные гравюры» — специализируются на продаже гравюр.
Как и ранее, основным способом формирования ассортимента антикварной книжной торговли традиционно является покупка книг у населения (97%), однако за последнее время, как было отмечено ранее, резко увеличилась покупка книг у дилеров, составляющая сегодня почти 25% (см. диаграмму 3).
Подавляющее большинство отечественных предприятий осуществляет прием книг у населения на комиссионных началах, при этом владелец книги получает деньги только после ее продажи, за вычетом установленного процента в пользу магазина — сегодня эту форму покупки используют около 60% предприятий букинистической торговли (см. диаграмму 4). Размер торговой скидки в пользу магазина в среднем колеблется в диапазоне от 20 до 30%. Выше этот процент обычно в тех магазинах, которые работают преимущественно с подержанной книгой (например, в сети ГУП ОЦ «Московский дом книги» он составляет 40%). Нельзя не отметить тот факт, что антикварные магазины Европы и Америки торгуют преимущественно в твердый счет, покупая книги у сдатчиков сразу, за наличные деньги. В России же эта форма применяется в основном в отношении недорогих книг последних лет выпуска, реализация которых происходит в течение месяца или, наоборот, раритетных изданий, которые магазины стремятся приобрести в соответствии с конкретным заказом или в свою собственность.
Основной формой продажи букинистических книг традиционно является магазинная (см. диаграмму 5). Широкое распространение за прошедшие годы получил аукцион, доля которого сегодня составляет 20%. В числе московских предприятий, использующих эту форму торговли и зарекомендовавших себя на рынке, — аукционные дома «Гелос», «Кабинетъ» и «Империя», «Акция ЛТ», Галерея русской и советской живописи «Совком», «Дом антикварной книги в Никитском», журнал «Про книги», букинистические аукционы М.Я. Чапкиной. Самым крупным и старым из них (существует с 1988 г.) является Аукционный дом «Гелос», за прошедшее двадцатилетие создавший целую систему аукционов разной значимости, видов, периодичности, длительности и технологии проведения, в том числе дилерские книжные торги, аукционы недели, месяца, сезона, года; очные и заочные, с онлайнтрансляцией наиболее интересных из них на отечественных и зарубежных площадках. В течение года он проводит около 50 крупных торгов, ежемесячно продавая порядка 4500 различных предметов антиквариата и принимая на них заказы со всего мира. «Гелос» имеет филиалы в СанктПетербурге и Париже, сотрудничает со всемирно известными аукционными домами «Сотбис» и «Кристи». Торговля книгами здесь является одним из приоритетных направлений.
Широкое развитие в последние годы получили внемагазинные формы продажи букинистических книг, в том числе Всероссийский антикварный салон (с 1996 г.) и Блошиный рынок (с 2005 г.). Единственным специализированным «книжным» мероприятием сегодня является Антикварная книжная ярмарка (с 2005 г.), ежегодно проходящая в Центральном доме художника на Крымском валу в рамках выставкиярмарки Nonfiction. Здесь проводятся многочисленные профессиональные мероприятия, в том числе круглые столы, выставки редких книг и др. Например, в 2010 году состоялась выставка под названием «Рандеву: русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века», на которой было представлено более ста уникальных французских библиофильских изданий 19201930х годов, иллюстрированных русскими художниками; в 2011 году под эгидой Национального союза библиофилов была организована выставка детских книг «Гирлянда из книг и картинок. Детское чтение в дореволюционной России».
В последние годы в практику отечественной антикварной торговли всё активнее внедряется Интернет, предоставляющий огромные возможности для продвижения товаров и услуг потребителям, однако, в отличие от европейских стран, в России этот процесс происходит гораздо медленнее. В настоящее время продажу старых книг в Интернете осуществляют несколько групп отечественных предприятий: реально существующие антикварнобукинистические магазины, салоны и галереи, виртуальные предприятия, интернетаукционы и специализированные порталы, оказывающие помощь в поиске, приобретении и продаже старых книг.
Обеспеченность сайтами первой группы предприятий сегодня составляет около 50%, при этом большинство из них носит рекламноинформационный характер — как правило, на них размещается информация о местоположении предприятия, времени его работы, характере ассортимента; ряд магазинов размещает на сайте аннотированный каталог продаваемых книг. Торговлю же букинистическими книгами посредством Интернета осуществляют только около 17% предприятий от их общего количества, в том числе ТД «БиблиоГлобус», ТДК «Москва», «Среди коллекционеров», сеть магазинов «Старинные гравюры», «Русский библиофил» и др. Последний обладает самым представительным ресурсом, где богатое содержательное наполнение и большой спектр выполняемых функций соседствуют с красивым оформлением. Для каждой товарной единицы, представленной на сайте, даются полное библиографическое описание, биографические сведения об авторе книги, интересные подробности из жизни конкретного экземпляра, помещаются качественные фотографии переплета книги, титульного листа, иллюстраций и интересных страниц книги с маргиналиями или другими владельческими признаками. Однако при этом нельзя не отметить тот факт, что многие из перечисленных предприятий не имеют курьерской доставки товара покупателю и ориентированы на традиционные способы куплипродажи.
Виртуальные магазины, осуществляющие продажу букинистических книг, делятся на универсальные и специализированные. К первым относится Ozon.ru — старейший (с 1998 г.) и самый крупный интернетмагазин России, в ассортименте которого единовременно представлено порядка 9 тыс. букинистических книг, в том числе 4 тыс. антикварных. Среди специализированных магазинов наиболее известными являются Rarebooks.ru (около 8 тыс. антикварных книг), Obook.ru (около 2 тыс. антикварных книг) и Biblionne.ru (около 1,5 тыс. антикварных книг). В отличие от Ozon.ru, рассчитанного прежде всего на массового покупателя, виртуальные предприятия ориентированы на узкую группу потребителей — собирателей библиотек, разыскивающих редкие и ценные издания.
Интернетаукционы, вслед за США, начали появляться в России с 1999 года. Сегодня регулярных интернетаукционов, специализирующихся на продаже букинистических книг, у нас нет. Интернетаукционы, на которых предлагается букинистическая книга, делятся на две группы: универсальные, осуществляющие торговлю самыми разнообразными предметами, и специализированные, реализующие различные предметы антиквариата, в том числе и книги. К числу первых относятся Molotok.ru (с конца 1990х годов), где предлагается самый большой сегодня ассортимент антикварных и подержанных книг (свыше 2500) и самые комфортные условия для покупателя, а также аукционы Meshok.ru (около 230 книг, в том числе 20% антикварных) и Aucland.ru (около 70 книг, в том числе 1% антикварных); в числе вторых — Antikwariat.ru (около 380 книг, в том числе 52% антикварных). Как показывает анализ, ассортимент интернетаукционов состоит преимущественно из тех изданий, которые крайне неохотно приобретаются в букинистических магазинах, антикварных салонах и галереях, в том числе подержанные книги самой разнообразной тематики, отдельные тома многотомных изданий, массовые издания художественной литературы, книги естественнонаучной и религиозной тематики.
Среди порталов, осуществляющих продажу букинистических книг, самым крупным является Аlib.ru, основанный в 1999 году, где единовременно на продажу выставляется около 2,5 млн разнообразных букинистических книг. Важной особенностью ассортимента этого вебресурса является отсутствие жестких рамок для выставляемых предметов: здесь можно найти комплектные издания и отдельные тома, книги в идеальной и очень плохой сохранности, экземпляры стоимостью в несколько миллионов рублей и один рубль и др.
Помимо основной торговой деятельности, предприятия букинистической торговли оказывают населению ряд дополнительных услуг, которые делятся на бесплатные и платные. Среди первых лидируют прием предварительных заказов (74%) и формирование личных и корпоративных библиотек (53%), среди вторых — реставрация книг (10,6%) и изготовление переплета (7,6%).
Рассматривая особенности современной букинистической торговли, нельзя не остановиться кратко на тех изданиях, которые пользуются устойчивым спросом покупателей. Среди них выделяются следующие группы изданий:
Дорого стоят на рынке справочноэнциклопедические издания, прежде всего лучший из дореволюционных изданий и редко встречающийся в полном виде «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона (86 т.; 18901907; цена — 180250 тыс. руб.), входящие в «джентельменский набор» на Российских антикварных салонах «Еврейская энциклопедия» (16 т.; 19081913; цена — 270300 тыс. руб.), «Детская энциклопедия» (10 т., 19131914; цена — 110175 тыс. руб.) и «Военная энциклопедия» (18 т.; 19111915; цена — 300400 тыс. руб.) И.Д. Сытина.
Крайне редко встречаются в продаже полные комплекты эстетских журналов рубежа XIXXX веков, в том числе «Золотое руно» (19061909), «Старые годы» (19071916), «Аполлон» (19091917), «Столица и усадьба» (19131917). Цена полного комплекта такого издания составляет более 1 млн руб.
Востребованным видом ассортимента являются гравюры. Самый высокий ценовой рейтинг из них — и в России, и за рубежом — имеют гравированные карты, планы и виды городов, прежде всего Москвы и СанктПетербурга.
Большой интерес сегодня вызывают автографы. Самым ценным из них антиквары считают автограф А.С. Пушкина, за ним — автографы Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского. Большой интерес вызывают автографы политических деятелей XVIIIXIX веков, в том числе Петра I, Екатерины II, Павла I, Николая II, из деятелей советского времени — И.В. Сталина, Л.И. Брежнева и др. Средняя цена «красивого» автографа или письма начинается от 500 тыс. долл.
К числу редко покупаемых сегодня относятся книги религиозной тематики, особенно выпущенные в XIX — начале XX века, издания на иностранных языках, прежде всего — отпечатанные за рубежом, массовые издания художественной литературы и др.
Нельзя не отметить тот факт, что в условиях кризиса повысился интерес покупателей к подержанной книге последних годов выпуска. В первую очередь это касается изданий детской литературы 5070х годов XX века с иллюстрациями замечательных отечественных художников: Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева, Е.М. Рачева, А.М. Каневского и др. — их цена сегодня составляет в среднем от 600 до 4500 руб. Большим спросом покупателей пользуются собрания сочинений отечественных и зарубежных писателей, выпущенные в 5070х годах XX столетия — скрупулезно отредактированные, с хорошими иллюстрациями. Наиболее дорогими из них являются полное академическое собрание Н.В. Гоголя (14 т., 19371952; цена — 85100 тыс. руб.) и Ф.М. Достоевского (30 т., 19721990; цена — от 30 тыс. руб.), крайне редко попадающие на рынок.
На цену книги сегодня влияют прежде всего такие факторы, как целостность и комплектность издания, степень его сохранности, наличие автографа известного деятеля культуры и науки. Пользуются постоянным спросом покупателей и приобретаются дорого только полные комплекты книг и периодических изданий идеальной или хорошей сохранности. Новые коллекционеры предпочитают приобретать книги в переплетах эпохи, с сохраненными обложками и суперобложками; вместе с тем покупаются и просто нарядные книги в красивых переплетах, которые могут служить украшением загородного дома или кабинета владельца.
Нельзя не сказать о широком распространении подделок на отечественном рынке антиквариата, связанном с повсеместным увеличением интереса к предметам старины, повышением цен на них, развитием современных технологий. Сегодня они, как правило, имеют своей целью легализовать украденную из библиотеки или музея книгу, что достигается многочисленными способами: при помощи выведения библиотечных штампов или, наоборот, фальшивых штампов «Списано», «Разрешена к продаже»; наклеивания на форзац книги старых экслибрисов, прежде всего царских, высоко котирующихся на рынке; «собирания» целого экземпляра книги из дефектных; искусственного состаривания репринтов старых книг, выпущенных в советский период; раскрашивания вручную гравюр под малотиражное библиофильское издание; фальсификации автографов известных писателей, исторических деятелей; составления издания из страниц первых журнальных публикаций классиков русской литературы и др. Нередко для покупателей «красивой книги» книжные блоки вставляются в «неродные» изящные переплеты, в основном французские или немецкие.
Специалисты отмечают, что нынешний экономический кризис способствовал созданию уникальной ситуации — на отечественном рынке сегодня фактически можно купить любую книгу. В то же время хорошие книги «вымываются» новыми коллекционерами, и их следующего появления в магазинах и на аукционах можно ждать не скоро. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что букинистическая торговля не умирает, а продолжает развиваться в двух обозначенных направлениях: собственно антикварная торговля и торговля подержанной книгой, каждая из которых имеет своих покупателей, свой ассортимент и свои цены. Словом, оснований для уныния нет.
1 См.: Поляков М. Экспертиза антиквариата. Введение в предмет. Рига, 2011. С. 19.
2 См.: Балиев А. Ветхие ценности: российский букинистический рынок ориентирован за рубеж // Российская бизнес-газета. 2009. № 36 (720). 22 сент.
3 При отсутствии официальной государственной статистики предприятий, осуществляющих торговлю старыми книгами, мы можем руководствоваться только собственными данными, полученными в 2007 и 2011 годах в ходе исследования столичного антикварного рынка, проведенного силами студентов, аспирантов и преподавателей кафедры книжного бизнеса МГУП им. Ивана Федорова под руководством авторов настоящей статьи.
- что нужно чтобы быть модельером
- как пробить по вин номеру