букбилдинг акций что это
В практике торгов на фондовом рынке участие в первичном размещении ценных бумаг (акций или облигацией) считается удачным вложением, способным принести солидный доход инвестору. Однако спонтанным образом получить часть пакета активов не получится. Эмитент до начала изучает спрос на бумаги и определяет цену размещения или доходность. Производится такой анализ на данных, собранных в процессе букбилдинга.
Что такое букбилдинг?
Букбилдингом (от англ. bookbuilding – создание книги) в общем случае называют процесс, предшествующий размещению ценных бумаг на биржевых площадках фондового рынка, направленный на регистрацию и анализ спроса инвесторов. Во время букбилдинга формируется и заполняется книга заявок. На основании которой определяется начальная цена размещения для акций или доходность (для облигаций) и аллокации – распределение пакетов между инвесторами.
К сведению! Букбилдинг акций и облигаций из-за особенностей ценных бумаг несколько различаются.
Букбилдинг при IPO
В процессе IPO букбилдинг проводит назначенный эмитентом участник – букраннер. Как правило, эта роль отводится крупному банку. Чаще всего прием и регистрация заявок на покупку активов стартует одновременно с рекламной кампанией (роад-шоу) и носит внебиржевой характер. Последнее означает, что инвесторы подают заявки не через рыночные площадки, а напрямую букраннеру, получат они акции также до старта биржевых торгов.
Букраннер выясняет в компании-эмитенте объем выпуска бумаг и желаемый ценовой диапазон и рассылает инвесторам предложения принять участие в букбилдинге.
Участники, в свою очередь, отправляют заявки, в которых указывают:
На заметку! В заявке возможна и точная детализация, например желаемое распределение общей суммы на несколько пакетов с допустимым уровнем цен для каждого или роспись по конкретным видам ценных бумаг.
Запросы инвесторов заносятся в книгу заявок, букраннер информирует о ее заполнении эмитента. Последний на основе анализа заявок может предпринимать некоторые корректировки, например сужать диапазон цен актива.
Внимание! Подача инвестором заявки не является прямым обязательством покупки бумаг. В любой момент во время букбилдинга он может ее скорректировать или отозвать. Обязательства наступают только в момент объявления цены размещения после подтверждения того, что заявка принята к исполнению, и указания аллокации.
Как правило, при IPO перспективных компаний объем заявок в книге превышает эмиссию. Поэтому по результатам анализа книги принимается решение об окончательной цене выпуска и доле (аллокации) каждого инвестора в пакете. Последние распределяются пропорционально поданным заявкам, но с учетом категории покупателя.
Их разделяют на 4 категории (Tier1 – Tier4) с учетом:
Внимание! Анализ этого списка показывает, что у мелкого частного инвестора практически нет шансов принять участие в букбилдинге. Появятся они только в случае, если компания объявит о выделении на этом этапе биржевого транша.
Биржевой транш в букбилдинге
При размещении с биржевым траншем:
Если сумма заявок меньше или равна размеру биржевого транша, они удовлетворяются в полном объеме. В противном случае бумаги распределяются пропорционально автоматически или по другому алгоритму вручную.
Букбилдинг облигаций
Процесс букбилдинга при размещении облигаций во многом схож с процедурой для акций, но имеет некоторые особенности:
Как может частный инвестор принять участие в букбилдинге и нужно ли ему это?
Участие в букбилдинге на IPO компаний, как правило, дает инвестору шансы на получение значительной прибыли. Причина тому – определение цены размещения, максимально учитывающей интересы как эмитента, так и покупателя. В результате на старте торгов, как правило, уже в первые часы акции перспективных компаний показывают солидный рост.
Поучаствовать в букбилдинге в этом случае можно только, если компания объявляет о биржевом транше. Для этого нужно:
Участие в букбилдинге облигаций отнюдь не является настолько же выгодным. Как правило, эмитент хорошо осведомлен о текущей ситуации и не предлагает уровень доходности, намного отличающийся от рыночного. Более того, смысл стать участником процесса появляется только в случае приобретения бумаг на значительную сумму (когда покупка на биржевых торгах может существенно изменить текущую цену актива).
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Проведение
IPO
«Кульминационной фазой маркетинга является букбилдинг, или построение книги заявок (внебиржевое или биржевое). По окончании букбилдинга эмитент/продающий акционер совместно с инвестиционными банками предлагают цену размещения, а инвесторы начинают торговать акциями»
Раздел 2. Построение книги заявок и динамика котировок после IPO
Глава 1. Построение внебиржевой книги заявок
Построение книги заявок ( букбилдинг ) осуществляется банками-организаторами IPO ( букраннерами ) и, как правило, происходит параллельно с роудшоу менеджмента, т.е. примерно в течение двух недель. Существует и альтернативный подход, при котором букбилдинг начинается через несколько дней после начала роудшоу с целью учесть отзывы инвесторов, собранные после первых встреч с менеджментом, при установлении ценового диапазона. На основе данного ценового диапазона, который указывается в пресс-релизе, публикуемом одновременно с запуском роудшоу, инвесторы приглашаются к подаче заявок на участие в IPO.
До закрытия книги заявок инвестор имеет право изменять параметры своей заявки. Фактически инвестор может отказаться от участия в любой момент и считается обязанными исполнить заявку лишь после подтверждения получения аллокации в день объявления цены размещения. В случае успешного размещения спрос от качественных инвесторов, зафиксированный в книге заявок, не меньше, а часто и значительно выше запланированного объема размещения. Соотвественно, аллокации отдельных инвесторов будут меньше величины поданных ими заявок.
Примерный вид книги заявок
Инвесторы | Заявка | Фактор | Лимит (руб) | Спрос по цене (руб) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
100 | 110 | 120 | 130 | ||||
Инвестор 1 | 500,000 | руб | 110 | 500,000 | 500,000 | 0 | 0 |
Инвестор 2 | 1,100,000 | руб | 130 | 1,100,000 | 1,100,000 | 1,100,000 | 1,100,000 |
Инвестор 3 | 30,000 | акции | 120 | 3,000,000 | 3,300,000 | 3,600,000 | 0 |
Инвестор 4 | 20,000 или 10,000 | акции | 110, 120 | 2,000,000 | 2,200,000 | 1,200,000 | 0 |
Инвестор 5 | 900,000 | руб | Без лимита | 900,000 | 900,000 | 900,000 | 900,000 |
Инвестор 6 | 30,000 | акции | Без лимита | 3,000,000 | 3,300,000 | 3,600,000 | 3,900,000 |
. |
В момент заполнения книги заявок на 100% букраннеры, как правило, дают соответствующее сообщение в рынок. Сообщение может быть дано и раньше, если период букбилдинга подходит к концу, – с целью информирования инвесторов о том, что книга заявок близка к заполнению, и побуждению к подаче заявок.
В некоторых случаях в процессе букбилдинга ценовой диапазон может быть сужен, чтобы предоставить инвесторам более четкий ценовой ориентир и побудить их перейти от выжидательной позиции к активной подаче заявок. Решения об изменении ценового диапазона принимаются букраннерами с одобрения эмитента после анализа состояния книги заявок и величины спроса при разных уровнях цен в диапазоне.
По окончании роудшоу и букбилдинга на основе собранной книги заявок, а также с учетом превалирующих рыночных условий на текущий момент букраннеры дают эмитенту рекомендацию в отношении цены размещения. Основная цель – сбалансировать интересы продавца и покупателя, создав базу для позитивной динамики акции эмитента после IPO.
Позитивной динамике акций эмитента после IPO способствуют как установление цены размещения на разумном уровне, так и неполное удовлетворение заявок инвесторов. Последнее происходит в случаях существенной переподписки книги заявок. Здесь, однако, важно не пересечь минимальный приемлемый уровень аллокации с точки зрения отдельных инвесторов – это может привести к получению эффекта, обратного желаемому, а именно продажам со стороны инвесторов приобретенных пакетов акций эмитента, если их размер меньше, чем те, которыми данные инвесторы обычно активно управляют.
Также важным фактором, учитываемым для принятия решения об установлении цены размещения и аллокациях, является состав инвесторов, получающих акции компании при IPO – он будет напрямую влиять на динамику и объемы торгов бумагой после размещения.
Для облегчения процесса анализа книги заявок и аллокаций с технической точки зрения букраннеры распределяют инвесторов на категории, в зависимости от их оцениваемого качества:
В таблице ниже приведены крупнейшие институциональные инвесторы в акции/ДР российских компаний согласно публичной информации. Информация об участниках IPO является конфиденциальной. Тем не менее, данный список дает хорошее представление об инвесторах в российские акции, хотя следует заметить, что данные инвесторы приобретали ценные бумаги как в ходе IPO, так и на вторичном рынке.
Топ 30 крупнейших институциональных инвесторов в акции/ДР российских Компаний
1 | Aberdeen Asset Managers Ltd. |
2 | Alfred Berg Asset Management AB |
3 | APG Asset Management NV |
4 | Baring Asset Management Ltd.(UK) |
5 | BlackRock Fund Advisors |
6 | BlackRock Investment Management (UK) Ltd. |
7 | Brandes Investment Partners |
8 | Capital World Investors (U.S.) |
9 | Deutsche Asset & Wealth Management Investment GmbH |
10 | Dodge & Cox |
11 | East Capital AB |
12 | FIL Investment Services (U.K.), LTD |
13 | Fidelity Management & Research Company |
14 | Genesis Investment Management LLP |
15 | Grantham, Mayo, Van Otterloo Co. LLC |
16 | HSBC Global Asset Management (U.K.), LTD |
17 | JPMorgan Asset Management (UK) Ltd. |
18 | Lazard Asset Management LLC |
19 | Norges Bank Investment Management |
20 | OppenheimerFunds, Inc. |
21 | Открытие Управление Активами |
22 | Pictet Asset Management, LTD |
23 | Prosperity Capital Management (RF), LTD |
24 | Robeco Institutional Asset Management BV |
25 | Schroder Investment Management Ltd. |
26 | Swedbank Robur Fonder AB |
27 | T. Rowe Price International Ltd. |
28 | TIAA-CREF Investment Management, LLC |
29 | UBS AG (Asset Management Switzerland) |
30 | Van Eck Associates Corp. |
Источник: IPREO, июль 2017 (исключая пассивных инвесторов и специальных держателей) к таблице Топ 30 крупнейших институциональных инвесторов в акции/ДР российских Компаний.
Если говорить о географическом составе инвесторов, то он может существенно варьироваться в зависимости от отрасли и характера бизнеса эмитента, но зачастую распределение выглядит как на схеме 2.
Глава 2. Построение биржевой книги заявок
Параллельно с внебиржевым получением заявок напрямую от институциональных инвесторов через сейлз команды букраннеров существует возможность организации сбора заявок от инвесторов через инфраструктуру Московской Биржи. Данный инструмент получил название «биржевой транш» и применительно к IPO был впервые реализован Московской Биржей на собственном размещении в феврале 2013 г. Он обладает рядом особенностей по сравнению с внебиржевым предложением акций.
Вечером в последний день букбилдинга биржа передает компании и букраннерам информацию о количестве заявок и объеме собранного спроса после проверки обеспеченности полученных заявок. Таким образом синдикат получает информацию о величине общего спроса на IPO.
Глава 3. Динамика котировок после IPO и стабилизация
В результате недооценки акций на IPO для первого дня торгов характерно образование первоначальной доходности (положительной разницы между ценой закрытия в этот день и ценой IPO).
Помимо недооценки динамика котировок подвержена воздействию ряда других факторов:
A. Факторы, непосредственно связанные с размещением
B. Экономические, рыночные, регуляторные и прочие факторы
Для поддержки динамики котировок после размещения компании в международной практике используется механизм стабилизации. Инвесторы считают наличие данного механизма важной «подушкой безопасности» и ожидают его наличия в структуре IPO. Как правило, стабилизация представляет собой встроенный в структуру сделки опцион доразмещения (over-allotment option), или «greenshoe». Greenshoе позволяет синдикату букраннеров купить дополнительные акции (как правило, до 15% размера размещения) по цене IPO в течение до 30 дней после начала торгов бумагой. Данный опцион дает букраннерам возможность аллоцировать до 115% соответствующего объема в момент IPO, создавая существенную техническую короткую позицию для синдиката. Дополнительные аллоцируемые акции берутся синдикатом взаймы у эмитента или его акционера.
Если цена акции после IPO растет, выкуп акций с рынка не производится, и полный размер IPO будет большего базового на величину greenshoe (например, 115%). Короткая позиция синдиката может быть покрыта путем исполнения опциона колл (опциона на покупку акций), полученного букраннерами от компании или акционера(-ов). Синдикат перечисляет средства, полученные от продажи дополнительных акций, эмитенту или продающему акционеру(-ам).
В случаях, когда цена акции после IPO начинает показывать отрицательную динамику, стабилизационный менеджер (букраннер, ответственный за стабилизацию от имени синдиката) может совершать покупки акций на рынке по цене IPO или ниже (в зависимости от стабилизационной политики) в течение всего периода стабилизации до тех пор, пока величина greenshoe не будет исчерпана. Купленные акции позволят синдикату закрыть короткую позицию. В таком случае объем размещения составит от 100% (неисполнение опциона, акции в полном объеме опциона выкуплены с рынка) до менее 115% (частичное исполнение опциона).
Инвесторы не имеют существенных предпочтений в отношении источника акций для greenshoe. Это могут быть как первичные (т.е. дополнительно выпущенные), так и вторичные (существующие) акции. С точки зрения структурирования последний вариант более прост в исполнении. Кроме того, предпочтительно, чтобы необходимый эмитенту объем дополнительного капитала был учтен в рамках базовой части размещения, а не опциональной.
Существуют и альтернативные greenshoe, менее распространенные механизмы стабилизации – например, brownshoe. Brownshoe структурирован вокруг пут-опциона: стабилизационному менеджеру предоставляется опцион на продажу бумаг, выкупленных с рынка, на дочернюю компанию или компанию специального назначения.
В российской практике стабилизация также является общепринятой для рыночных размещений и используется эмитентами при размещениях как на зарубежных площадках, так и на Московской Бирже.
Как купить облигации при первичном размещении
Что такое первичное размещение облигаций?
Прежде чем ценные бумаги начнут участвовать в торгах, они обязательно должны быть размещены эмитентами (то есть заёмщиками) на первичном рынке.
Справка. В качестве эмитента может выступать компания, муниципалитет, регион либо государство.
Порядок первичного размещения бумаг:
Внимание! Покупатель, приобретающий впервые размещённые бонды, становится их держателем и впоследствии может либо продать их на рынке обращения бумаг (вторичном), либо дождаться погашения, получая до наступления срока определённый доход (в %).
В какой форме проходит?
Размещение облигаций возможно по открытой подписке, когда их продают любому числу покупателей в результате публичного предложения на первичном рынке, а также по закрытой, когда бумаги не предлагаются публично, а их продажа производится конкретным инвесторам через посредника, организующего размещение.
Размещают бонды чаще всего способом букбилдинга, но также проводят и аукционы (конкурсы).
Аукцион
Проведение аукциона, в процессе которого устанавливается цена размещения, обычно применяют при крупной эмиссии и благоприятной рыночной ситуации, надеясь на хороший спрос.
Ставку первого купона определяют на конкурсной основе: инвесторы выставляют в системе купон на своё усмотрение, а далее организаторы, подсчитав, по какому купону закрывается весь объём эмиссии, определяют размер купона на установленный срок. Инвестор может лишь единожды выставить в системе купон, и тот, кто поставил наиболее низкий, получает, тем не менее, более высокий купон отсечения.
Важно! При поступлении большого количества заявок с одной и той же ценой (ставкой) преимущество отдаётся поданным раньше.
Букбилдинг
При этом способе заранее проводится премаркетинг эмиссии, когда эмитент общается с инвесторами, предоставляя им информацию о себе, а в дату размещения организатор рассылает диапазон по купону и формирует книгу заявок на покупку облигаций, чтобы их цена была определена наиболее эффективно.
Заявки принимаются в течение определённого времени (обычно нескольких часов, если эмитента хорошо знают на рынке).
Если заявителей слишком много, диапазон доходности бумаг, объявленный изначально, может быть снижен организатором, а при обратной ситуации создаётся синдикат профессиональных участников рынка, гарантов (андеррайтеров), которые на оговоренных условиях обеспечивают размещение выпуска бондов с заранее определённой доходностью.
Различают биржевой и внебиржевой букбилдинг:
Справка. В отличие от аукциона, при котором результат предсказать заранее невозможно, букбилдинг уже в период поступления заявок даёт заёмщику и организатору понимание о том, с какой доходностью и в каком объёме будут проданы бумаги в день размещения.
Первичное размещение ОФЗ
Там же можно получить информацию об итогах процедуры.
Заявки подают через брокера по телефону, либо при посещении офиса.
При подаче сообщают трейдеру, что подают в аукцион по ОФЗ, а также:
О том, как купить облигации федерального займа на вторичном рынке, мы уже рассказали.
Первичное размещение муниципальных и корпоративных облигаций
Информацию о сроках приёма можно получить на сайте эмитента или Московской биржи.
При подаче сообщают:
Когда приём окончен, объявляют аллокацию (размер купона и долю заявок, которые будут исполнены). При высоком спросе возможно снижение величины купона, и сделка состоится при условии, если размер купона заявителя соответствует объявленному или же более низкий.
При подходящей величине купона инвестор выставляет в дату размещения заявку на приобретение облигаций представителю эмитента.
О том, на что обратить внимание при выборе корпоративных облигаций, можно узнать у нас на портале.
Может ли физическое лицо поучаствовать в первичном размещении облигаций?
В последние годы отмечается заметный рост доли физических лиц среди инвесторов, и корпоративные эмитенты, выпуская свои облигации, всё больше ориентируются именно на таких покупателей.
Справка. Комиссия за участие в размещении на первичном рынке составляет около 1500 рублей. Денежные средства предварительно резервируются на брокерском счете.
Условия, по которым размещаются эти бумаги на первичном рынке, привлекают физических лиц, но их покупка доступна только клиентам данного банка.
Внимательно изучив все за и против, потенциальный инвестор, будь то юридическое или физическое лицо, может поучаствовать в покупке ценных бумаг на первичном размещении, чтобы обеспечить себе стабильный дополнительный доход. А чтобы избежать ошибок, в качестве посредника лучше выбрать надёжного проверенного брокера.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
ПРОЦЕСС
РАЗМЕЩЕНИЯ
«Справедливая оценка первичного выпуска облигаций возможна только в дату размещения, поскольку на конъюнктуру рынка влияет большое количество факторов.»
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПЕРВИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
Организатор находится в постоянном диалоге с эмитентом и инвесторами, обращая внимание на факторы привлекательности сделки, уточняя интерес, выявляя необходимость предоставления дополнительной информации. Справедливая оценка возможна только в дату размещения (здесь и сейчас), поскольку на конъюнктуру рынка влияет очень большое количество факторов и предугадать, какой из них может сыграть/не сыграть негативную (или, наоборот, позитивную) роль в конкретную дату, крайне затруднительно.
1. Аукцион
Аукцион по цене размещения
Аукционы по цене первичного размещения крайне редки и применяются в субфедеральном/муниципальном сегменте. При данном способе предполагается, что ставка купона определена (в том числе может указываться в эмиссионной документации), а актуальная доходность регулируется ценой размещения. Цена может быть равна, выше или ниже номинальной стоимости облигаций.
Аукцион по ставке купона
До момента изменения законодательства в 2008–2009 годах размещения проводились исключительно в формате аукциона по ставке купона, букбилдинг не был предусмотрен нормативной базой.
Такое размещение выглядит следующим образом.
До окончания аукциона инвестор имеет право изменить свою заявку (как по объему, так и по ставке), отозвать ее и выставить заново.
2. Эмитент получает итоги аукциона (итоговую ведомость) от Биржи или онлайн от своего организатора, так как заявки выставляются в системе торгов Биржи в адрес организатора.
3. Эмитент принимает решение о ставке купона (ставке отсечения) на основании итогов аукциона, при этом:
Иными словами, в случае если инвестор заинтересован в покупке бумаги в значимом объеме, он должен быть готов уступать по ставке купона (или изначально указать низкую ставку в своей заявке, или переставить заявку в ходе аукциона).
Если эмитент принял решение по ставке отсечения и при этом объем заявок по такой ставке недостаточен для размещения всего выпуска в рамках основной сессии (до 13.00), то инвесторы могут приобрести облигации данного выпуска на дополнительной сессии. Размещение может проходить в течение нескольких дней, при условии что такая опция предусмотрена эмиссионной документацией. При размещении более одного дня инвесторы при покупке облигаций в последующий(-ие) день (дни) уплачивают накопленный купонный доход (далее – НКД).
Важно отметить, что при аукционном типе размещения эмитент обязан удовлетворять заявки инвесторов по правилу наименьшей ставки. Это означает, что объем размещения может быть сформирован всего несколькими или даже одним инвестором (если такой инвестор выставляет заявку с наименьшей ставкой на полный объем займа). Вне зависимости от числа участников аукциона, эмитент не имеет возможности изменить очередность и продать облигации, кому сочтет правильным. Таким образом, выпуск может иметь как широкую дистрибуцию (к чему стремится большинство заемщиков в рыночных транзакциях), так и ограниченную, что может быть не слишком позитивно для эмитента.
2. Формирование книги заявок (букбилдинг)
Данный способ размещения получил широкое распространение в 2009 году и с тех пор активнейшим образом используется в практике.
Суть его состоит в том, что ставка купона определяется до даты начала размещения, а в саму дату размещения инвесторы выставляют заявки по единой ставке и тем объемом, который им аллоцирован эмитентом. То есть, в отличие от аукциона по ставке купона, заемщик знает результаты своего размещения и состав инвесторов.
Особенности построения книги заявок
В начале размещения организатор рекомендует указывать индикативный диапазон купона выше справедливого ценообразования. Это связано с поправкой на возможную волатильность рынка. Справедливая оценка возможна только в дату размещения (здесь и сейчас), поскольку на конъюнктуру рынка влияет большое количество факторов и предугадать, какой из них может сыграть/не сыграть негативную (или, наоборот, позитивную) роль в конкретную дату, крайне затруднительно. Поэтому организатор предлагает «заложиться» на худший случай (подготовиться к возможному неблагоприятному развитию событий) и отрегулировать ценообразование в дату формирования сделки.
3. Процесс понижения ставки купона в ходе аукциона/букбилдинга
1. Организатор (организаторы) направляет(-ют) эмитенту текущую книгу заявок (при букбилдинге ). Если организаторов несколько, то перед отправкой эмитенту осуществляется сверка всех позиций. После этого организатор, назначенный эмитентом действовать также в качестве агента по размещению, направляет сверенную книгу эмитенту.
2. Если заявленный объем в торговой системе Биржи /книге, по мнению организатора, дает основания для снижения диапазона и эмитент акцептует предлагаемую стратегию, то рынку анонсируется новый диапазон (делается соответствующая рассылка).
Таких итераций до момента окончания аукциона/закрытия книги заявок может быть несколько. После первого понижения ценового диапазона организатор наблюдает, насколько комфортно инвесторам переставлять свои заявки в новом ориентире (т. е. отслеживает ситуацию на предмет того, согласны ли инвесторы с тем, что ставка купона для эмитента должна быть ниже), и, исходя из получаемой информации, формирует последующие шаги эмитента. Как правило, второй-третий раунды понижений проходят достаточно безболезненно. Если формирование книги в новом диапазоне начинает идти с трудом (инвесторы уменьшают объемы своих заявок, частично остаются в предыдущем ориентире, берут длительные паузы на обдумывание), это является сигналом того, что ценообразование очень близко/достигло справедливой оценки и дальнейшие попытки понижения могут привести к существенной потере спроса и книги как таковой.
Если при аукционе инвестор выставляет заявку, подкрепленную денежными средствами (DVP, Delivery versus payment – поставка против платежа), то в букбилдинге эмитент делает предложение инвесторам о заключении предварительных договоров купли-продажи ценных бумаг, которые приобретают статус основных в дату начала размещения.
3. Инвестор направляет эмитенту оферту о приобретении ценных бумаг (ее вид раскрывается эмитентом в форме существенного факта на этапах эмиссии) с указанием объема и ставки.
4. Эмитент, в свою очередь, по факту закрытия книги заявок и принятия соответствующих решений должен направить инвестору акцепт заявки с указанием объема аллокации.
На практике заявки подаются посредством электронной почты/ системы Bloomberg/ специального программного обеспечения, что существенным образом ускоряет и упрощает процесс формирования книги.
Основные действия по выставлению/переставлению заявок инвесторами происходят непосредственно под конец аукциона/ перед закрытием книги заявок – ситуация может меняться ежесекундно, заявки могут «сыпаться» с огромной скоростью, а объем участия – расти на глазах. Это связано с тем, что в своем стремлении максимизировать ставку купона инвесторы предпочитают не показывать реальный интерес к размещению с самого начала, чтобы не давать оснований организатору и эмитенту для итераций по снижению.
При букбилдинге для целей выявления реального интереса инвесторов на наибоолее раннем этапе организатор от имени эмитента объявляет рынку, что приоритет при аллокации получат заявки, выставленные как можно раньше по времени. Как правило, срез спроса по книге заявок делается организатором в интервале 12:30-13:00. Заявки, выставленные до этого часа, аллоцируются в большем объеме по сравнению с поданными под конец.
5. При букбилдинге после закрытия книги заявок возможно дальнейшее понижение ставки купона.
6. По факту рассылки информации о финальной ставке купона формируется окончательная книга заявок, которая направляется эмитенту.
7. В случае переподписки в финальной книге (когда объем заявок превышает объем размещения) организатор предлагает эмитенту вариант аллокации – распределение облигаций выпуска среди инвесторов. При букбилдинге эмитент вправе акцептовать полностью, частично или отклонить заявку любого из инвесторов (это право заемщика указывается в эмиссионных документах и, подавая заявку, инвестор выражает свое согласие с предлагаемыми правилами).
При аллокации заемщик может поощрить наиболее лояльных инвесторов или сформировать интересующий его пул инвесторов – например, аллоцировать максимальный объем выпуска УК, у которых, в отличие от банков, нет норматива Н6 на одного заемщика. Тем самым эмитент оставляет себе возможность обращаться за банковским кредитованием.
УК – наиболее консервативный тип инвестора, что называется, Buy&hold (купить и держать), поэтому, отдавая им большую часть выпуска, эмитент должен понимать, что бумага, скорее всего, будет менее ликвидной по сравнению с выпуском, где база инвесторов сбалансирована.
Банки, брокерские и инвестиционные компании (часть из них преследуют спекулятивные цели) – активные игроки на вторичном рынке и «расторговывают» выпуск. Вторичная ликвидность займа крайне важна, так как она влияет на стоимость последующих размещений эмитента. Активные торги позволяют открывать новые лимиты, что означает потенциально высокий спрос на новые выпуски. Возможность в любой момент в случае необходимости найти котировку на бумагу делает заем более привлекательным.
Большое значение при аллокации имеют тип инвестора (спекулянт или долгосрочный инвестор – Real money account), а также уровень инфлированности (выставление заявки в объеме больше лимитных и/или финансовых возможностей инвестора в надежде получить при аллокации интересующий объем) заявки конкретного инвестора. В спекулянтах нет ничего плохого, поскольку их активность после размещения помогает «расторговать» заем. Инфлированность заявки чревата «дутым» объемом спроса в книге и, как следствие, искажением истинного положения дел. Бывают заявки, инфлированные в два-три раза. В случае же аллокации такому инвестору существенного объема, получив больше, чем позволяют его лимиты, он будет «сбрасывать» излишек бумаг и, желая как можно скорее войти в лимит, может это делать даже ниже рынка.
8. Если эмитент не удовлетворен результатами формирования книги заявок (например, в дату закрытия книги рынок резко ухудшился и не удалось достичь ставки, устраивающей заемщика), он вправе «не взять сделку» и, отложив размещение на неопределенный срок, подождать более благоприятной для себя конъюнктуры.
То есть в случае букбилдинга эмитент имеет возможность принять все требуемые решения по факту сбора заявок (помимо ставки купона, это и дата начала размещения, и срок до оферты колл-опциона ). Почему это важно? Опциональность хороша тем, что в случае переноса размещения у эмитента не закреплены параметры выпуска и, если через некоторое время эмитент делает новый подход к рынку, у него есть возможность скорректировать условия облигационного займа в соответствии с текущей конъюнктурой. В аукционе такой опции нет, поскольку сразу назначаются дата размещения и параметры выпуска.