бухгалтерия что означает это слово

Бухгалтерия

Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации

Основные задачи, стоящие перед бухгалтерской службой организации заключаются в следующем:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Организационная структура бухгалтерии

Структура бухгалтерской службы зависит от вида деятельности, размеров организации и т.д.

В современных условиях сложились три основных типа организации структуры бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), вертикальная (линейно-штабная) и функциональная (комбинированная).

При линейной (иерархической) организации структуры бухгалтерии все работники бухгалтерии получают задания и отчитываются непосредственно перед главным бухгалтером. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

При вертикальной (линейно-штабной) организации аппарата бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии получают задания от старших бухгалтеров соответствующих звеньев управления и отчитываются непосредственно перед старшими бухгалтерами.

Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях. При этом в структуре бухгалтерии могут создаваться отделы:

расчетный, который осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, органами социального страхования, поставщиками, покупателями и заказчиками и др.;

материальный, который ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

кассовый, который учитывает кассовые операции, операции по счетам в банках;

производственный, который осуществляет учет затрат и выпуск продукции, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о затратах и выпуске продукции;

учета готовой продукции, который осуществляет учет готовой продукции на складах и ее реализации;

налогообложения, который ведет учет налоговых платежей и составляет налоговые декларации;

общий, который осуществляет остальные операции и отражает их в Главной книге, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность.

В крупных организациях кроме перечисленных отделов могут выделяться отделы учета капитальных вложений, учета основных средств и др. Кроме того, в структуру бухгалтерии могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого учета, налогового учета.

При функциональной (комбинированной) организации специальные структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, которые выполняют замкнутый цикл работ.

Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции.

Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

При использовании любого типа организации структуры бухгалтерии только хорошо налаженные взаимоотношения с другими службами и подразделениями дают возможность получать необходимую информацию для управления и обеспечения контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации.

При необходимости (большом объеме работ) в штат бухгалтерии может вводиться должность заместителя главного бухгалтера, через которого осуществляется взаимодействие главного бухгалтера с работниками и их группами.

При наличии более двух бухгалтеров бухгалтерская служба должна оформляться как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, который руководит бухгалтерией.

Варианты организации бухгалтерии

В зависимости от уровня сосредоточения учетных функций в бухгалтерской службе организации различают централизованный и децентрализованный варианты организации бухгалтерского дела.

При централизации учетного процесса аппарат бухгалтерской службы сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется синтетический и аналитический учет на основании первичных и сводных документов, поступающих из подразделений организации.

В самих подразделениях происходит лишь первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности.

В случае децентрализации учетного процесса персонал бухгалтерской службы рассредоточен по производственным подразделениям организации, где ведется аналитический и синтетический учет, составляются отдельные балансы и отчетность цехов, филиалов, структурных подразделений.

Главная бухгалтерия в этом случае сводит балансы подразделений, выполняет консолидацию баланса и отчетности по организации, контролирует постановку учета в подразделениях организации.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.

Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.

Законодательное регламентирование и основные определения бухучета

На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.

Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.

Основные определения бухгалтерского учета

Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:

Кто может заниматься бухучетом

На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:

Причины необходимости ведения бухучета

Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.

В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:

Цели бухучета

Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:

Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.

Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.

Объекты бухгалтерского учета

Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:

Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.

Основные задачи бухгалтерского учета

Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:

Основополагающие принципы бухгалтерского учета

В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

Источник

Бухгалтерия и бухгалтер: их роль в организации

бухгалтерия что означает это слово. Смотреть фото бухгалтерия что означает это слово. Смотреть картинку бухгалтерия что означает это слово. Картинка про бухгалтерия что означает это слово. Фото бухгалтерия что означает это словоА как у вас складываются отношения с бухгалтерией и бухгалтерами? Возможно, вы, как и многие IT-специалисты, с трудом находите с ними общий язык и, в результате, у вас регулярно возникают рабочие конфликты? Или вы, являясь подрядчиком, постоянно ощущаете со стороны главбуха неприязнь, а ваши счета почему-то оплачиваются в последнюю очередь? А, может, противоречивые требования руководства компании и главбуха ставят вас в тупик, как специалиста по внедрению программного продукта, и вы не понимаете, что с этим делать? Тогда эта статья — для вас.

Сегодня я решил поговорить о бухгалтерии, бухгалтере и его роли в организации. Предназначена она, в первую очередь, специалистам, занятым в сфере внедрения ERP, CRM, учетных систем (например, 1С) и других продуктов автоматизации бизнеса. И здесь я хочу поговорить о человеческом факторе и о правилах взаимодействия с бухгалтерией.

Также уточню что в данной статье речь будет идти именно о компаниях сферы бизнеса, но не о государственных организациях.

бухгалтерия что означает это слово. Смотреть фото бухгалтерия что означает это слово. Смотреть картинку бухгалтерия что означает это слово. Картинка про бухгалтерия что означает это слово. Фото бухгалтерия что означает это слово
Дело в том, что финансовые потоки, в том числе, утверждение договоров и оплату счетов в малом и среднем бизнесе очень часто держит в своих руках бухгалтер. Владелец (руководитель) бизнеса делегирует бухгалтерии полномочия, если дело касается всего, что связано с финансами. Причины очевидны – занятость руководителя, необходимость грамотного с точки зрения бухгалтерской и налоговой отчетности оформления документов, в конце концов, необходимость в непосредственном выполнении тех или иных действий, связанных с оплатой счетов. Все это оказывается в зоне ответственности бухгалтерии. И если вы не сумеете найти общий язык с бухгалтером, с подписанием документов и оплатой счетов гарантированно возникнут проблемы.

Кроме того, при внедрении любой учетной системы вы обязательно столкнетесь с первичной бухгалтерией. Вам необходимо будет разобраться, каким образом организована работа первичной документации в компании, и как происходит взаимодействие с бухгалтерией (получение документов для заказчиков, информации об оплате и т.д.). И здесь без доброжелательной помощи специалиста-бухгалтера вы рискуете получить массу сложностей, недопонимания, как следствие, переделок и доработок. И, само собой, недовольство заказчика.

Также эта статья может помочь сотрудникам компании, например, системным администраторам, сервисным инженерам или специалистам отдела продаж наладить правильные и эффективные взаимоотношения с бухгалтерией.

На любом предприятии существует два вида учета:

Что такое бухгалтерия?

Если вы начнете изучать справочники и документацию, определений бухгалтерии встретится много. Например, Википедия предлагает такое:

Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах.

В учебниках вместо краткого, но сложного для восприятия текста, вы найдете целые главы, посвященные этому определению. Но для неспециалиста они также не вносят ясности.

На самом деле, отдел бухгалтерии отвечает за следующие направления:

Внутреннюю отчетность и управленческий учет возможно вести без бухгалтерских проводок, документов и отчетов определенного образца. В то время как отчетность перед государством жестко регламентирована. На это и нацелена основная функция любой бухгалтерии.

Из кого состоит отдел бухгалтерии

Здесь я не буду рассматривать отдельные подразделения, подчиненные бухгалтерии – финансовый и HR (кадровый) отдел. В разрезе проблематики работы с бухгалтерией эти отделы вызывают наименьшее число проблем.

Финансовый отдел занимается строго движением средств, и взаимодействие с ним редко вызывает вопросы. Часто разработчики и технические специалисты с ним вообще не пересекаются.

Отдел кадров, хоть и относится к бухгалтерии, но является, по сути, отдельным подразделением с собственными системами автоматизации учета и другими особенностями. HR скорее относится к управленческому учету.

Основной состав бухгалтерии делится на два разновесных субъекта:

От того, как главный бухгалтер понимает свою ответственность и определяет степень личного контроля за документооборотом, в том числе, первичным, напрямую зависят все особенности работы бухгалтерии и ее взаимодействие с другими подразделениями.

Рядовой состав бухгалтерии в вопросах организации работы и взаимодействия с различными специалистами задействуется только в качестве подчиненных, ведомых сотрудников. И особой роли для построения эффективного сотрудничества с бухгалтерией не играет.

Казалось бы, что и организация работы других подразделений строится подобным образом. На самом деле, это не совсем так. Например, в отделе продаж помимо ответственности руководителя за эффективность работы в целом, существует и персональная ответственность каждого менеджера за взаимодействие с клиентами. При этом здесь нет столь строгих правил и четко оговоренной ответственности руководителя подразделения. А потому допускается много больше инициативы, различных подходов к работе и т.д.

Важно понимать, что в среднем и малом бизнесе ответственность перед государством за деятельность предприятия, отчетность и оплату обязательных отчислений (налоговых и социальных) несут два человека – руководитель компании и главный бухгалтер. О руководителе мы поговорим позже, а сейчас остановимся на главном бухгалтере.

Главный бухгалтер

Итак, главный бухгалтер – это руководитель, на котором лежит ответственность не только перед руководством компании, но и перед государством. Исходя из этого, главные бухгалтера строят обычно работу на основе таких подходов:

В программах для бухучета нет разделения на «Лиды» и «клиентов», не предусмотрены документы типа «заказ поставщику», «запрос (заказ) покупателя» или «коммерческое предложение». В результате невозможно отслеживать все этапы работы с клиентами, невозможно формировать отчетность во многих важных для анализа эффективности работы отчетов и т.д.

Второй вариант также имеет свои недостатки:

В этом случае бухгалтера занимаются исключительно бухгалтерскими документами (выписывают доверенности, контролируют правильность проведенных документов и наличие необходимых оригиналов с печатями и подписями). Т.е. бухгалтерия осуществляет общий контроль за той частью документооборота, которая требуется для отчетности, а также выписывать те документы, которые никто другой выписать не может.

В остальном управленческий учет и текущий документооборот не входят в сферу интересов и жесткого контроля со стороны бухгалтеров. Это позволяет наиболее гибко настроить системы автоматизации для различных подразделений, получить все преимущества качественного управленческого учета. И на сегодняшний день я не встречал лучшего решения для эффективной работы бизнеса.

Причины разных подходов

Понятно, что выбор вариантов документооборота зависит от главного бухгалтера. Руководитель компании чаще всего самоустраняется от формирования процессов взаимодействия с бухгалтерией, так как считает, что это – зона ответственности специалистов по бухучету. Руководитель отдела продаж может пытаться оказать влияние на главбуха, но решение принимает не он.

Но выбор варианта реализации документооборота напрямую зависит от личности и степени профессионализма главного бухгалтера.

Если главный бухгалтер компании является настоящим специалистом в своем деле, он четко понимает цель работы компании, т.е. получение прибыли, и строит свою работу таким образом, чтобы помогать, а не мешать бизнесу.

На самом деле, даже не нужно быть бухгалтером, чтобы понимать – всю первичную документацию проконтролировать невозможно. За исключением случая, когда выпиской этих документов занимаются только бухгалтера. Но этот путь снижает качество и конкурентоспособность бизнеса либо «раздувает» штат бухгалтерии до нерентабельных размеров. А на это уже не пойдет ни один разумный руководитель. Много проще автоматизировать обмен данными между системами и контролировать документооборот на уровне отчетов и выборочных проверок наиболее важных документов.

Также стоит понимать, что многие бухгалтера, даже будучи вполне опытными специалистами, стремятся «завязать» на себя как можно больше процессов, чтобы стать в компании незаменимыми. Это нормальное и вполне понятное человеческое желание – обезопасить свое будущее и стабильно высокий доход. И здесь важно, чтобы подобные желания не выходили за разумные пределы.

Почему так сложно быть главбухом

Одна из самых больших проблем главных бухгалтеров, приводящая к сложностям во взаимодействии с ними, в том числе, при автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, это несоответствие ответственности главного бухгалтера и его заработной платы.

Например, руководитель отдела продаж получает ставку плюс определенный процент, и несет ответственность за возможные ошибки в работе только перед руководством компании. Руководитель бизнеса также получает определенную прибыль в зависимости от успехов компании. Главный бухгалтер получает только ставку (иногда с фиксированной премией) без «плавающей» составляющей вообще, а отвечает за возможные ошибки не только перед руководством, но и перед государством.

Исходя из этого фактора и нужно строить взаимоотношения с главным бухгалтером. Помните об их ответственности и относитесь к попыткам «перестраховываться» с пониманием.

Причины проблем взаимодействия с бухгалтерией

Рекомендации для специалистов по внедрению и автоматизации

Исходить в общении с главным бухгалтером компании необходимо из перечисленных выше проблем и понимания огромной ответственности специалиста. При этом есть простые рекомендации, которые помогут найти общий язык тем, кто по тем или иным причинам вынужден взаимодействовать с бухгалтерией в процессе автоматизации бизнес-процессов, внедрения нового ПО, сервисного обслуживания и т.д.

Источник

Значение слова «бухгалтерия»

Что означает слово «бухгалтерия»

Тезаурус русской деловой лексики

Бухгалтерия

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Бухгалтерия

Энциклопедический словарь

Бухгалтерия

Фразеологический словарь (Волкова)

Бухгалтерия

Взрослые живущие по принципу «двойной бухгалтерии» передают свои жизненные устои детям.

Словарь Ефремовой

Бухгалтерия

Словарь Ушакова

Бухгалтерия

бухгалт е рия, бухгалтерии, мн. нет, жен. Теория и практика бухгалтерского дела. Итальянская бухгалтерия, двойная бухгалтерия (особые системы бухгалтерии).

Современный экономический словарь. 1999

БУХГАЛТЕРИЯ

1) ведение книг и ведомостей учета денежных средств и материальных ценностей с соблюдением определенных правил и форм документации, фиксация финансовых и материальных ресурсов, их поступления и движения посредством занесения соответствующих сведений в бухгалтерские счета. Бухгалтерия наиболее широко используется на предприятиях, фирмах, но может применяться и в семье, и в масштабах страны;

2) специальный отдел предприятия, фирмы, ве’дающий бухгалтерскими операциями, в том числе начислением заработной платы. Обычно возглавляется главным бухгалтером.

Словарь Ожегова

БУХГАЛТЕРИЯ [ уhа ], и, ж.

1. Теория и практика счетоводства и документального хозяйственного учёта денежных средств. Двойная б. (метод учёта, при к-ром операции записываются дважды в разных книгах; также перен.: о двурушническом поведении; разг.).

2. Отдел предприятия, учреждения, осуществляющий документальный хозяйственный учёт денежных средств.

| прил. бухгалтерский, ая, ое (к 1 знач.). Б. учёт.

Словарь экономических терминов

Бухгалтерия

1) ведение книг и ведомостей учета денежных средств и материальных ценностей с соблюдением определенных правил и форм документации, фиксация финансовых и материальных ресурсов, их поступления и движения посредством занесения соответствующих сведений в бухгалтерские счета. Бухгалтерия наиболее широко используется на предприятиях, фирмах, но может применяться и в семье, и в масштабах страны;

2) специальный отдел предприятия, фирмы, ведающий бухгалтерскими операциями, в том числе начислением заработной платы. Обычно возглавляется главным бухгалтером.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Бухгалтерия

Хозяйственные действия — те, которые вызывают перемену в имуществе предприятия. Они могут быть статистическими и экономическими. Статистическими или перемещающими называются те действия, которые производят равноценную перемену в активном и пассивном имуществе, например: приобретение товара за наличные деньги, покрытие обязательства, поступление долга, обмен одной вещи на другую и т. д. Экономическими или видоизменяющими действиями называются те, которые производят неравноценную перемену в статистических ценностях и таким образом создают экономическую ценность, например: поступление какого-нибудь дохода, уплата расходов, продажа вещей с пользой или с убытком. Изменяющие или экономические действия могут быть одно— или двухсторонние. Односторонними они называются, когда производят перемену в одном лишь направлении, т. е. или увеличение, или уменьшение. Двухсторонними — когда производят перемену в двух противоположных направлениях, т. е. как увеличение, так и уменьшение. В последнем случае одна из этих сторон должна, очевидно, быть по абсолютной ценности имущества больше или меньше другой, так как речь идет о действии изменяющем, которое должно создать экономическую ценность. Будь обе стороны равны, действие было бы лишь перемещающее. Можно сказать, что в одностороннем изменяющем действии статистическая перемена равна по сумме экономической, между тем как в двухстороннем обе стороны перемены не равны и можно это действие разбить на две: одну перемещающую и одну изменяющую. Так, если я плачу 1000 руб. квартирных денег, то производится одна лишь статистическая перемена в имуществе, а именно уменьшаются мои деньги. Настолько же уменьшается мой чистый капитал, и мы имеем, следовательно, дело с односторонним изменением. Если же я продал за 11000 руб. товар, стоивший мне 10000 руб., то происходят две статистические перемены: увеличение на 11000 руб. моих денег и уменьшение на 10000 руб. товаров, — перемены не равные и противоположные. Мы имеем, следовательно, дело с двухсторонним изменением и замечаем, что на разницу именно изменился капитал. Можно также заметить, что сделка эта может быть разложена на два действия: перемещающее — отдача товара на 10000 руб. и получение 10000 руб., и односторонне изменяющее — получение 1000 руб. без отдачи статистической ценности, т. е. увеличение капитала оказанной услугой. Полная деятельность всякого предприятия выражается внешним образом в ряде отдельных сделок или операций; в их основании лежит мена. Всякий обмен предполагает два действия или две стороны — получение и выдачу — и вызывает два вопроса: что мы получаем при мене и что мы взамен даем? Ответ на эти вопросы различен, смотря по характеру меновых сделок: 1) возможна мена одних статистических ценностей на другие; 2) мена ценностей на услуги или экономические ценности. К этим двум видам обмена сводится вся деятельность предприятия.

Первое условие разумного управления предприятием — это полное знание состава имущества. С переменой состава меняется и ход управления, т. е. все хозяйственные распоряжения. Эти распоряжения не могут иметь точно определенного направления при отсутствии данных о составе и ценности имущества. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет инвентарь. Но имущество не остается неподвижно. Оно подвержено непрерывным переменам, и тот состав имущества, который мы констатировали сегодня инвентарем, может принять совершенно другой вид уже к следующему дню. Чтобы знание состава имущества было полное и непрерывное, недостаточно составить инвентарь, но необходимо отмечать все перемены, производимые хозяйственными действиями в активном имуществе, пассивном и в чистом капитале — отмечать, с целью не только во всякое время знать состав имущества, но и знать, почему именно он таковой. Недостаточно, следовательно, время от времени считать наличность, например кассы, — но необходимо иметь возможность и без счета в натуре знать во всякое время остаток кассы.

В каждом предприятии (или в хозяйственном периоде) следует различать: I. Начальное положение имущества (взнос хозяина). II. Ход предприятия. III. Окончание деятельности (периода).

Рациональная и совершенная система записи должна давать: I. Точное описание начального положения имущества. II. Ясное и полное изложение операций и событий, касающихся имущества, во время хода предприятия (периода). III. Наглядное указание достигнутого результата к концу хозяйственной деятельности (периода). Эти три момента составляют одно связное целое, которое должно быть изображено записью. Оторвать один момент от другого, значит нарушить цельность записи. Сообразно с основной задачей предпринимателя, все движение дела рассматривается с двух разных сторон: 1) движение имущественного состояния, 2) движение результата (доходов и затрат).

Ходом или движением дела называется: I. Обмен одного имущества на другое (передвижение или перемещение), без изменения капитала. II. Операции и события, вызывающие увеличение капитала. III. Операции и события, вызывающие уменьшение капитала. На имущественном движении отражаются все три вида хода дела, а на движении доходов и затрат лишь два последние вида. Всякое хозяйственное действие или событие (движение дела) непременно зарождает двойное и всегда противоположное отношение — дебет и кредит — в счетах, представляющих собой все действия. Двойная запись, отмечая весь ход предприятия (операции и события), запечатлевает, таким образом, все изменения, происшедшие как в имуществе, так и в доходах и затратах (результатах). Не может быть затраты или убытка без соответственного уменьшения капитала и, обратно, не может быть дохода или прибыли без такого же увеличения капитала; следовательно, окончательный вывод доходов и затрат, прибылей и убытков (результата) должен согласоваться вполне с соответственным увеличением или уменьшением капитала. Первоначальное имущественное состояние меняется лишь в зависимости от операционных и внеоперационных доходов и затрат. Отсюда чистое имущество к началу предприятия (периода), увеличенное чистой прибылью от всех операций и суммой внеоперационных доходов и уменьшенное чистым убытком от операций и суммой внеоперационных расходов, должно в точности соответствовать окончательному положению чистого имущества в конце предприятия (периода).

Было бы слишком долго останавливаться на постепенном развитии записи. Достаточно сказать, что теперь стало возможно следить за самыми обширными предприятиями, группировать самым разнообразным образом данные, распределять всю счетную работу, смотря по требованию дела, среди ограниченного или весьма обширного круга лиц. Совершенство двойной системы в том и заключается, что она зиждется на твердых началах, объединяющих всю совокупность записей в одно органическое целое. Но эти начала не следует отождествлять с формами, которые меняются свободно, сообразно многоразличным условиям предприятий. Это неисчерпаемое разнообразие форм послужило для лиц, мало знакомых с сущностью двойной бухгалтерии, поводом к изобретению новых и самоновейших систем, разрушающих все существующее и создающих, якобы, новые пути. Таких изобретателей quasi-систем так много, что даже невозможно их перечислить. В действительности есть и может быть только одна система — та, которая называется в общежитии двойной. Все остальное является, в сущности, лишь новым способом практического применения двойной системы. Ни дробление, ни централизация в двойной бухгалтерии не имеют предела. Как бы обширны и многочисленны ни были обороты торгового дома, они могут сводиться каждый день и выражаться в нескольких строках — и, в то же время, быть записаны с самыми точными подробностями, какие только понадобятся. Положение каждого торгового предприятия может быть легко описано в нескольких строках в счете баланса, если, разумеется, книги содержались в порядке.

Бухгалтерия имеет в хозяйственно-экономической жизни существенно важное значение. Начиная с выяснения того, какими средствами располагает предприятие, запоминая все, что случилось с данным имуществом, отдавая отчет в изменениях, вызванных в имуществе хозяйственными явлениями, Б. указывает, каковы результаты хозяйственных операций и те нормы, которым мы должны подчинить нашу деятельность в следующем отчетном периоде. Она одинаково необходима как для самого скромного домашнего, так и для сложного государственного хозяйства, как для частных, так и для общественных предприятий, — словом, всюду, где приходится заведовать имуществом, в видах ли приумножения его, или же в видах правильного распределения доходов.

Литература : А. В. Прокофьева, «Курс двойной бухгалтерии»; «Двойная бухгалтерия в популярных очерках» (изд. журнала «Счетоводство»); Ф. Скубица, «Самоучитель двойной бухгалтерии»; А. фон-дер-Зее, «Руководство двойной бухгалтерии»; П. И. Рейнбота, «Полный курс бухгалтерии» (журнал коммерческих и финансовых знаний «Счетоводство» F. Villa); «Elementi di amministrazione e contabilit á»; D-r A. Tonzig, «La scienza della contabilitá commerciale»; V. Gitti, «Ragioneria»; E. Mondini, «La Ragioneria Generale»; F. Besta, «Corso di Ragioneria»; G. Cerboni, «La Ragioneria Scientifica»; Hamilton & Ball, «Book-keeping»; G. Soulé, «New science and practice of accounts»; R. Nelson, «New book-keeping»; Sl. Carter, «Practical book-keeping»; F. Goodwin, «Imponed book-keeping»; A. Guilbault, «Traité de comptabilité»; Léautey et Guilbault, «La science des comptes»; H. Lefèvre, «La comptabilité»; Courcelle-Seneuil, «Cours de comptabilité»; E. Degrange, «La Tenue des livres»; J. Barré, «Cours complet de comptabilité»; F. Hügli, «Die Buchhaltungs-Systeme und Formen»; J. Schär, «Lehrbuch der Buchhaltung»; J. Engler, «Teorie der Buchführung»; Schiebe-Odermann, «Die Lehre von der Buchhaltung»; J. Odenthal, «Lehrbuch der doppelten Buchhaltung»; D-r E. Jäger, «Beiträ ge zur Geschichte der Doppelbuchhaltung»; его же, «Lucas Paccioli und Simon Stevin».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *