бухгалтер жкх что должен знать
Бухгалтер жкх что должен знать
Мы с вами сегодня хотим поговорить о работе бухгалтера в УО (ТСЖ, ЖСК и УК). Что входит в обязанности бухгалтера и какую ответственность он несет перед собственниками и председателем.
Мы не понаслышке знаем о том, что ДОЛЖЕН делать и знать квалифицированный бухгалтер в Управляющих Организациях, так как мы активно занимаемся бух.сопровождением организаций сферы ЖКХ.
Специально для руководителей/председателей УО (а может и собственников) мы составили перечень того, что входит в обязанности бухгалтера (или бухгалтерской организации). НО сразу оговоримся – это перечень того, умеет и может квалифицированный бухгалтер в сфере ЖКХ.
Если что-то из перечня не выполняется, то вы можете смело гнать «взашей» халтурщиков.
Ну и дополним: раскрытие информации на порталах ГИС ЖКХ, Реформа ЖКХ. Не каждый бухгалтер это сможет, но для всех ТСЖ, ЖСК и УК раскрытие информации станет ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ уже с 1 января 2019 г. Подумайте об этом…
Например, руководители Управляющих Организаций (ТСЖ, ЖСК и УК), раскрытие информации о которых сопровождаем мы, специалисты ЖКХ-Проф, спокойны и уверены в том, что все выполнено по 731 Постановлению Правительства РФ и со всеми последними поправками.
И да, не забудем упомянуть о том, что зп квалифицированного бухгалтера сферы ЖКХ с выполнением указанных выше обязанностей составит от 50 тыс.р. (ну и + налоги). Для сравнения: наши услуги стоят от 5 до 30 тс.р. Подробнее об услугах читайте здесь.
Надеюсь, что наша статья станет чек-листом для всех руководителей УО и председателей для проверки квалификации Вашего бухгалтера, а главное выполняется ли все в Вашей УО.
Должностная инструкция бухгалтера управляющей компании ЖКХ
Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант
Должностная инструкция бухгалтера управляющей компании ЖКХ
Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант
Работа главного бухгалтера не только сложная и ответственная, но и весьма разнообразная. Обязанности главбуха могут существенно отличаться в зависимости от направления деятельности бизнеса. А в такой специализированной сфере, как управление жилищным хозяйством, учет связан с массой нюансов. И все особенности работы бухгалтера нужно отразить в должностной инструкции. Рассмотрим, как правильно составить этот документ.
Специфика работы главбуха в управлении жилищным хозяйством
Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве (УК ЖКХ) — это организация, создаваемая для управления многоквартирным домом или несколькими домами.
Строго говоря, термин «управляющая компания» в жилищном законодательстве отсутствует. В статье 161 ЖК РФ говорится об управляющей организации, как об одном из вариантов управления многоквартирным домом.
Однако далее будем использовать термин УК ЖКХ, т.к. на практике он применяется гораздо чаще, чем «официальный».
Отдельных нормативных актов, регулирующих бухучет в сфере ЖКХ, не существует. Поэтому каждая УК самостоятельно организует свою бухгалтерию на основе общих правил и с учетом «жилищной» специфики:
Общие правила составления должностной инструкции бухгалтера
Должностная инструкция (ДИ) — один из основных документов, регламентирующих работу сотрудника. Независимо от должности и специфики бизнеса существует ряд общих условий составления ДИ:
Рекомендуем придерживаться следующей структуры заполнения должностной инструкции:
Далее рассмотрим, как полномочия главного бухгалтера управляющей компании отражаются в ДИ на практике.
Образец заполнения должностной инструкции главного бухгалтера управляющей компании ЖКХ
Раздел «Общие положения» не имеет какой-либо «жилищной» специфики. Он определяет статус должности главбуха в системе управления компанией.
Требования к главному бухгалтеру тоже в основном типовые. Это, в первую очередь, профильное образование, стаж работы и глубокие знания бухгалтерского и налогового законодательства. Однако в данном случае главбух должен обладать и особыми навыками. Это связано с тем, что расчеты как с покупателями, так и с поставщиками в сфере ЖКХ весьма специфичны.
Для контроля за выручкой бухгалтер должен знать порядок начисления коммунальных платежей. А чтобы проверить расчеты с поставщиками ему необходимо владеть информацией о принципах формировании тарифов на тепло, воду, электроэнергию и другие подобные услуги.
Кроме того, главбуху здесь не обойтись и без базовых юридических знаний. Не секрет, что просрочки по коммунальным платежам случаются весьма часто. И нередко их приходится взыскивать в судебном порядке. Понятно, что в итоге этим будет заниматься юридическая служба, но исходную информацию для нее готовит именно бухгалтерия. Поэтому главбух должен уметь разговаривать с юристами на одном языке.
В должностные обязанности главбуха, кроме обычных требований по организации учета в целом и контроля за его ведением, также входят и некоторые специфические пункты.
Важной сферой работы главбуха в ЖКХ является контроль за своевременным поступлением платежей от жильцов. А в случае необходимости главный бухгалтер совместно с юристами организует работу по взысканию просрочки в судебном порядке.
Права дают главному бухгалтеру возможность исполнять предусмотренные инструкцией обязанности. Они принципиально не зависят от специфики деятельности компании.
Главбух устанавливает правила работы с первичными документами и требует от других подразделений соблюдения регламента документооборота и финансовой дисциплины. Также главный бухгалтер распределяет обязанности между своими сотрудниками и выносит предложения об их поощрениях или наказаниях.
Ответственность главбуха прямо вытекает из его обязанностей. В первую очередь это стандартные разделы: достоверность учета, правильное и своевременное перечисление налогов и т.п.
Также отдельной важной сферой ответственности для главного бухгалтера будет контроль за поступлением коммунальных платежей и (при необходимости) организация взыскания просрочек.
Образец должностной инструкции главбуха УК ЖКХ можно скачать здесь.
Как избежать ошибок при заполнении должностной инструкции
Оформление кадровых документов — очень важная и серьезная часть системы управления компанией. Ошибки в этой области могут обойтись весьма дорого, как должностным лицам, так и самой организации.
За нарушения порядка составления трудового договора виновное лицо может быть оштрафовано на сумму до 20 тыс. руб., а организация — до 70 тыс. руб. (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Если нарушение связано с оформлением иностранных работников, то штраф для должностного лица может достигать 50 тыс. руб., а для юридического лица — 500 тыс. руб. (ст. 18.9 КоАП РФ). Кроме того, здесь надо иметь в виду, что штраф применяется не в целом, а по отдельности за каждого иностранца, принятого на работу с нарушениями.
Причиной таких ошибок часто бывает то, что штатные специалисты кадровой службы не обладают достаточной квалификацией для разработки нестандартных документов.
Например, в силу специфики деятельности компании может быть необходимо добавить в трудовой договор обязанности, отличные от типовых или предусмотреть выплату индивидуального выходного пособия. Если же сотрудники заняты творческой деятельностью, то необходимо отразить в документах порядок передачи смежных прав на ее результаты.
Много вопросов вызывают и необычные схемы оплаты труда: процент от выручки, почасовой тариф, северные надбавки и т.п. И штатный юрист компании поможет далеко не всегда — он элементарно может не знать тонкостей трудового права.
Вывод
Ведение учета в сфере жилищного хозяйства в основном базируется на тех же принципах, что и в других отраслях.
Однако главбуху в данном случае нужно обладать и некоторыми специфическими знаниями, связанными с расчетом коммунальных платежей.
Все требования к специалисту необходимо подробно отразить в кадровых документах, в первую очередь, в должностной инструкции. Нарушения в области документооборота в этой сфере могут повлечь за собой крупные штрафы, в отдельных случаях достигающие 500 тыс. руб.
Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)
Бухгалтерский учет в управляющих компаниях
Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.
Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.
Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.
Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2021)?».
Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.
С принятием ФСБУ 5/2019 учет МПЗ сильно поменялся. Проверьте, все ли вы делаете правильно, с помощью экспертов КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.
Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:
Субконто 1
Субконто 2
Субконто 3 (Затраты)
7. Газоснабжение и т. д.
Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.
Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».
По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.
Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.
Проводки в данном случае будут следующими:
Содержание
Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании
Выделен входной НДС
НДС принят к вычету
Начислены платежи в УК потребителям
Поступили платежи от собственников
Оплата услуг ресурсоснабжающей компании
Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».
Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.
С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.
С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.
Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.
УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».
Блок проводок будет следующий:
При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.
В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Как учесть расходы в управляющей компании на УСНО по запоздавшим документам, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Особенности бухучета в ТСЖ
ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.
Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:
Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».
В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.
Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.
Содержание
Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете
Специфика работы бухгалтера ЖКХ
Окружающие нас многоквартирные дома нуждаются в управлении, которое немыслимо без налаженного учета. Бухгалтеры в системе ЖКХ весьма востребованы. В чем специфика работы в этой отрасли? Наша статья поможет вам сориентироваться.
Выбор способа управления
Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, которая создается собственниками помещений для совместного управления общим имуществом и его содержания, а также для получения коммунальных услуг. Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников большинством голосов (ст. 135 ЖК РФ). А количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения, пропорционально его доле в праве собственности на общее имущество в данном доме (п. 3 ст. 48 ЖК РФ).
С 1 сентября 2014 года ТСЖ относятся к товариществам собственников недвижимости (ст. 123.12 – 123.13 ГК РФ, подп. 6 п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Отметим, что субъектом малого предпринимательства ТСЖ не считается.
ТСЖ и УК применяют код ОКВЭД 70.32 «Управление недвижимым имуществом» (70.32.1 – «Управление эксплуатацией жилого фонда», 70.32.2 – «Управление эксплуатацией нежилого фонда»).
На общем собрании собственники должны решить, организовать ли им ТСЖ либо нанять специализированную УК (подп. 4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Закон допускает и такую конструкцию, когда ТСЖ заключает договор управления с УК. Но эту схему мы рассматривать не будем.
А вот если ТСЖ не создается, то выбранная собственниками УК заключает договор с каждым из них на условиях, указанных в решении общего собрания (п. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ).
Управляющая компания – это коммерческая организация. По договору управления за плату она обязуется:
ТСЖ основано на членстве собственников (п. 1 ст. 143 ЖК РФ). Источником финансирования его деятельности являются обязательные платежи и взносы членов товарищества, размеры которых определяет общее собрание. Кроме того, общее собрание утверждает смету доходов и расходов товарищества на год (подп. 4, 8.1 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в ТСЖ.
Статус коммерческой либо некоммерческой организации определяет особенности бухгалтерского учета и налогообложения ее деятельности. Однако в любом случае бремя расходов по содержанию общего имущества МКД несут собственники помещений. А деятельность по управлению многоквартирными домами регламентируется едиными правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.
Рассмотрим основные положения учетной политики ТСЖ и УК.
Источники средств товарищества собственников жилья
Для начала определимся с характером поступлений ТСЖ. Средства ТСЖ состоят из (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):
Средства обязательных платежей и (или) взносов ТСЖ направляет на оплату расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также на оплату коммунальных услуг (п. 5 ст. 155 ЖК РФ). Доходов они не образуют.
ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов (постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57).
Перечень видов хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься ТСЖ, носит закрытый характер. Это:
Доходы от такой деятельности используются для оплаты общих расходов или направляются в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ).
Важный нюанс: ТСЖ осуществляет управление домом в целом и для этого собирает денежные средства со всех собственников помещений. Между тем не все они являются членами ТСЖ (ст. 143 ЖК РФ). Такие лица вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Эти средства относятся к прочим поступлениям.
Как видно, в ТСЖ поступают средства различного характера. Классификация поступлений определяет учетную политику.
Учет в ТСЖ
Большинство бухгалтеров (и не без оснований!) считает более ответственной постановку налогового учета. Поэтому с него и начнем. А учетную политику в целях бухгалтерского учета сформируем исходя из потребности в исчислении налогов.
Как правило, ТСЖ выбирают упрощенную систему налогообложения. Дело в том, что применение этого спецрежима позволяет применять пониженные тарифы страховых взносов. А именно – взносы за работников уплачиваются только в ПФР, причем по тарифу 20 процентов. Основание – подпункт 8 («я.2») пункта 1 и пункт 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Если все собственники помещений в МКД – члены ТСЖ, то расчеты с ними не порождают доходов. Исключение – вознаграждение за работы и услуги индивидуального характера (подп. 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ).
Поступления ТСЖ, которые не порождают доходов при «упрощенке», перечислены в письмах Минфина России от 21.01.2014 № 03-11-11/1653 и от 16.08.2013 № 03-11-11/33417. В соответствии с налоговым законодательством это:
Общее имущество МКД (п. 1 ст. 36 ЖК РФ) принимается на забалансовый учет – как в ТСЖ, так и в УК. Для этого следует открыть специальный счет.
Спрашивается: а нельзя ли в расчетах за индивидуальное потребление коммунальных услуг рассматривать ТСЖ в качестве посредника между собственниками и ресурсоснабжающими организациями? Такая позиция актуальна в отношении «нечленов» ТСЖ. Универсального ответа на этот вопрос не существует. Потребителем ресурсов являются владельцы помещений. Но отдельно взятый собственник принципалом выступать не может, постольку ТСЖ заключает договор на снабжение электроэнергией, водой, теплом и прочим дома в целом (всех собственников). Кроме того, сделка, совершенная до установления отношений по агентскому договору, не может быть признана заключенной во исполнение поручения принципала (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85). Не считается для ТСЖ принципалом и ресурсоснабжающая организация, если она не выплачивает ТСЖ обязательное вознаграждение (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Добавим, что посреднические договоры ТСЖ охарактеризованы в письме ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526.
Итак, в составе поступлений ТСЖ – облагаемые и необлагаемые суммы. ТСЖ в качестве получателя целевых поступлений обязано вести раздельный учет расходов, понесенных в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). А значит, перед бухгалтером встает задача: обеспечить распределение затрат косвенного характера, обеспечивающих деятельность ТСЖ. В большинстве случаев базой распределения общих расходов является площадь помещений. А если ТСЖ еще и оказывает собственникам платные услуги (скажем, по ремонту сантехники), то затраты на них можно выделить исходя из удельного веса такой выручки в общей сумме поступлений.
Затраты, произведенные в рамках целевого финансирования, в расходы не включаются (п. 17 ст. 270 НК РФ). В отсутствие раздельного учета средства целевого финансирования рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Дополнительные разъяснения – в письме Минфина России от 21.02.2014 № 03-11-06/2/7386.
В итоге работа бухгалтера начинается с формирования постатейной сметы расходов и их последующего распределения. В этой связи предстоит организовать детализированный аналитический учет.
На основании сметы в отношении каждого собственника помещений производятся начисления:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
— отражена задолженность члена ТСЖ (по обязательным платежам, в том числе за индивидуальное потребление, а также по взносам);
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
— отражена задолженность собственника помещений, не являющегося членом ТСЖ (по тем же статьям).
О расходах ТСЖ производятся записи:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70, 69, 71, 01, 10 и пр.
— признаны затраты на содержание ТСЖ;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68
— начислен налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
— отражены затраты на содержание общего имущества МКД (согласно счетам ресурсоснабжающих организаций, а также за услуги и работы других сторонних организаций – например, за вывоз твердых бытовых отходов);
ДЕБЕТ 86, 20 КРЕДИТ 26
— распределены между собственниками помещений (членами ТСЖ и лицами, не являющимися таковыми) затраты на содержание ТСЖ и содержание общего имущества МКД (пропорционально площади помещений);
ДЕБЕТ 86, 20 КРЕДИТ 60
— отражена задолженность собственников помещений за индивидуальное потребление коммунальных ресурсов;
ДЕБЕТ 90 субсчет «себестоимость продаж» КРЕДИТ 20
— списаны затраты, связанные с обслуживанием «нечленов» ТСЖ.
А поскольку ТСЖ выставляет счета членам и «нечленами» по единому принципу, финансовый результат по счету 90 «Продажи» не образуется.
Расчеты с банком ведутся в следующем порядке:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 51
— отражены расходы на расчетно-кассовое обслуживание;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
— получены проценты за остаток средств на счете;
ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 99
— выявлена прибыль по операциям с банком;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84
— произведена реформация баланса;
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 86 субсчет «Фонд общего потребления»;
— нераспределенная прибыль отнесена к средствам целевого финансирования;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов»
— выявлен убыток по операциям с банком;
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 99
— произведена реформация баланса;
ДЕБЕТ 76, 62 КРЕДИТ 84
— убыток предъявлен к покрытию собственникам помещений.
Формирование и использование ремонтного фонда бухгалтер ТСЖ отразит записями:
ДЕБЕТ 86, 20 КРЕДИТ 96
— произведены отчисления в ремонтный фонд;
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 60
— отражены фактические затраты на ремонт общего имущества МКД.
Затраты на оказание собственникам помещений платных услуг в индивидуальном порядке ТСЖ аккумулирует на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Такая учетная политика в целом соответствует Рекомендациям по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденным приказом Госстроя РФ от 14.07.1997 № 17-45. Правда, этот документ не является нормативным. Кроме того, в нем применены устаревшие номера счетов.
Размер платежей на содержание и ремонт общего имущества определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Учетная политика управляющей компании
Как уже отмечено, управляющая компания – коммерческая организация, целью деятельности которой является извлечение прибыли. Деятельность в сфере ЖКХ прибыльной не считается, поэтому каждая УК обычно принимает на обслуживание несколько МКД. В результате по критерию величины дохода управляющие организации не имеют возможности применять «упрощенку». Они уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Обратите внимание на отношения между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией распространяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в. 3 обзора судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2013 г., утв. Президиумом ВС РФ 04.06.2014).
Банкротство ТСЖ либо управляющей организации перспектив не имеет, поскольку взысканием долгов с собственников помещений займется арбитражный управляющий.
Условия деятельности УК охарактеризованы в статье 162 Жилищного кодекса. Бухгалтеру важно уяснить следующее. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. На основании указанного договора УК по заданию собственников помещений в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления. В договоре должны быть указаны: порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Условия договора устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в МКД.
В итоге УК организует учет по схеме оказания возмездных услуг и выполнения работ по договору подряда. Поэтому все поступления от собственников помещений считаются доходами УК, за исключением тех расчетов, в которых УК выступает в качестве агента. Этот подход применяется как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения. Подробности – в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 № Ф03-6635/2013.
Акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД подписывает председатель совета многоквартирного дома (подп. 4 п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).
Елена Диркова, редакция журнала «Практическая Бухгалтерия»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Выбор читателей
Непривитым больничный не оплачивается, по мнению Роструда
Изменения законодательства на 2022 года: для бухгалтера и директора фирмы на УСН
Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование