бухгалтер калькулятор что это
Должностная инструкция бухгалтера-калькулятора
Данная должностная инструкция разработана для такой должности, как бухгалтер-калькулятор, для применения на вашем предприятии. Образец соответствует основным положениям трудового законодательства (Трудового кодекса) РФ, а также иных регламентирующих трудовые взаимоотношения работодателя и персонала документов.
Должностная инструкция
1. Общие положения
1.1. Порядок приема и порядок увольнения. Принадлежность к категории персонала.
Бухгалтер-калькулятор — специалист из категории технического персонала. Прием на работу этой категории специалистов осуществляется только по приказу руководителя организации по предложению главного бухгалтера или лица, исполняющего данные обязанности.
Увольнение осуществляется в обратном порядке (за исключением случаев нарушения трудового или иного законодательства — согласия главного бухгалтера в этом случае не требуется).
1.2. Порядок подчинения.
Бухгалтер-калькулятор находится в прямом подчинении у главного бухгалтера или лица, выполняющего его обязанности.
1.3. Нормативная база.
Бухгалтер-калькулятор обязан знать:
1.4. Требования к компетенции.
На должность может быть назначен работник, имеющий минимум среднее профессиональное образование и обученный специальным образом. Кроме того данный специалист обязан на практике:
Касаемо деятельности предприятия общественного питания бухгалтер-калькулятор должен уметь:
В соответствии с положениями трудового законодательства замещение осуществляется по приказу руководителя организации.
Примечание. В этом пункте должностная инструкция должна содержать должность замещающего работника. В его инструкции должна быть прописана аналогичная информация.
[goo_mid]
2. Функции
Примечание. В пункте указываются все функции, которые возлагаются на бухгалтера-калькулятора руководством организации общественного питания. В качестве примера представлен образец, который необходимо доработать для применения на вашем предприятии.
Бухгалтер-калькулятор выполняет следующие функции:
3. Обязанности
Примечание. Данный пункт должен содержать все функциональные обязанности, которые возложены на бухгалтера-калькулятора.
Обязанности бухгалтера-калькулятора по выполнению возложенных на него функций:
3.1. Осуществлять полный цикл расчетных операций по определению стоимости реализуемой продукции, выполненных на основании действующих технологических карт рецептов, стоимости закупаемых ингредиентов и продуктов, а также торговой наценки.
3.2. Определять итоговую стоимость продукции, подлежащей реализации.
3.3. Своевременно вносить изменения в рассчитанную стоимость продукции в случае изменения компонентов цены.
3.4. Должным образом составлять калькуляционные карточки и вести их учет.
3.5. Рассчитывать технологические карты приготовления блюд на основании заявок уполномоченного персонала (шеф-повара, заведующего производством).
3.6. Вести учет реализованной продукции на основании данных товарных счетов и отчетов.
3.7. Оформлять ярлыки цен.
3.8. Участвовать в проводимых в организации инвентаризациях.
4. Права.
Примечание. Этот пункт инструкции определяет, на что имеет право бухгалтер-калькулятор для обеспечения качественного результата своей работы.
В качестве примера:
5. Взаимоотношения внутри предприятия
Примечание. Данный пункт включается в инструкцию, если руководство организации посчитает нужным регламентировать рабочие отношения бухгалтера-калькулятора с остальными сотрудниками предприятия.
6. Ответственность
Бухгалтер-калькулятор может быть привлечен к ответственности за следующие действия:
После составления этой должностной инструкции ее необходимо согласовать у непосредственного руководства этого работника. Утверждает инструкцию только руководитель организации.
Оригиналов документа должно быть два: одна должностная инструкция передается под роспись работнику, назначенному на должность бухгалтера-калькулятора, вторая остается в отделе кадров организации.
Должностная инструкция бухгалтера-калькулятора
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Должностная инструкция бухгалтера-калькулятора
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
В любом предприятии общепита, от маленькой забегаловки до престижного ресторана, одной из основных статей затрат являются продукты. Именно их учетом и занимается бухгалтер-калькулятор. От того, насколько оптимально организована его работа, во многом зависят результаты деятельности фирмы. Рассмотрим, как составить должностную инструкцию бухгалтера-калькулятора, чтобы учесть все нюансы и предотвратить возможные проблемы.
Что делает бухгалтер-калькулятор: функции
На первый взгляд работа бухгалтера-калькулятора укладывается в стандартную схему: учет материалов и расчет себестоимости готовой продукции.
Но в данном случае материалы — это продукты, а готовые изделия — различные блюда. Поэтому учет в общепите связан с рядом особенностей. Сложности начинаются уже на этапе поступления «материалов». Один и тот же вид продукта может закупаться в упаковках разного веса или в таре различной емкости.
Однако не следует заводить отдельную номенклатурную позицию на каждый вариант упаковки. Одному виду продукта должна соответствовать одна строка номенклатуры, в которой указывается вес поступившего сырья, независимо от того, сколько вариантов его упаковки фактически присутствует на складе.
Кроме того, поступившее сырье еще до начала приготовления блюд может «превратиться» в два или более «новых» вида. Это относится в первую очередь к разделке мяса и рыбы: из целой туши или рыбины в итоге получаются филе, суповой набор, фарш и т.п.
Бухгалтер, который учитывает продукты, должен хорошо разбираться в технологических процессах приготовления блюд. В противном случае ему придется полностью полагаться на информацию, предоставляемую поварами. А не секрет, что недобросовестные работники кухни нередко пользуются отсутствием контроля и «создают» излишки продуктов, которые затем используют в своих целях.
Бухгалтеру нужно разбираться и в том, какие продукты можно заменить другими и в какой пропорции. Также важно знать допустимые проценты отхода, которые зависят как от качества исходного сырья, так и от особенностей приготовления самого блюда.
Например, такой известный всем и простой продукт как картофель — далеко не прост в учете. У молодого картофеля кожура тоньше, а значит и процент отходов при чистке будет меньше. Это нужно учитывать при закупках, производимых в летний период. А если поступил картофель низкого качества, то это дополнительно повышает процент брака, т.к. кроме кожуры, нужно будет удалять и различные дефекты: потемнения и т.п.
Требования к бухгалтеру-калькулятору
Требования к бухгалтеру, работающему в ресторане или другом предприятии общественного питания, не ограничиваются стандартными знаниями в области бухучета: нормативная база, счета, проводки и т.п. Конечно, специалист по учету обязан все это знать, но он должен быть готов и к дополнительным трудностям, примеры которых приведены в предыдущем разделе.
Поэтому желательно, чтобы такой специалист не просто имел экономическое образование, а закончил учебное заведение, в котором есть специальное направление, связанное с учетом в общественном питании.
Если такого специализированного образования нет, то его могут заменить курсы переподготовки или опыт работы на других предприятиях общепита. Новичка без опыта и соответствующей подготовки могут взять только в крупную компанию, где есть возможность выделить ему наставника и дать время на адаптацию.
Должностные обязанности бухгалтера-калькулятора в общепите
Для реализации своих функций бухгалтер-калькулятор выполняет следующие обязанности:
Права сотрудника
Любой сотрудник обладает стандартным набором прав, предусмотренным ст. 21 ТК РФ. Рабочее место должно соответствовать установленным нормам, оплата труда — не быть ниже минималки и выплачиваться своевременно, время работы и отдыха также регламентируется и т.п.
Но, т.к. должностная инструкция в первую очередь ориентирована на описание функциональных обязанностей работника, то базовые права в ней указывают редко.
Как правило, положения ТК РФ отражаются в трудовом или коллективном договоре, а должностная инструкция содержит более конкретные виды прав, которые непосредственно помогают работнику выполнять трудовые обязанности:
Ответственность бухгалтера по питанию
Ответственность любого сотрудника можно разделить на две категории: внутреннюю (перед предприятием) и внешнюю (перед государством). Ответственность перед организацией может быть дисциплинарной (от замечания до увольнения) или материальной. В последнем случае сумма, которую можно взыскать, обычно ограничена средней зарплатой работника.
Полная материальная ответственность к рядовому бухгалтеру, как правило, не применяется, за исключением случаев, когда он одновременно исполняет обязанности кладовщика или кассира.
Административная и уголовная ответственность к специалистам по учету может быть применена при налоговых нарушениях. Но на практике в подобных случаях обычно «страдает» директор, иногда — главбух, а рядовых специалистов наказывают редко. Конечно, иногда специалисты по учету могут попасть под статью и без связи с налоговыми нарушениями. Такая ситуация возникает при раскрытии фактов хищений, если бухгалтер был соучастником.
Должностная инструкция бухгалтера-калькулятора
Должностная инструкция — это не формальная бумажка, а важный документ, который во многих случаях помогает разрешить (и даже — предотвратить) трудовые споры. Но многие работодатели относятся к ее заполнению несерьезно и допускают ряд ошибок:
Часто специалисты по кадрам не вникают в нюансы работы на конкретной должности, а просто скачивают примерно подходящую инструкцию из интернета. Пока работа идет в штатном режиме, вопросов с этим документом может и не возникнуть. Но при любом конфликте с сотрудником или визите проверяющих формально составленная должностная инструкция может принести немало проблем.
Вывод
Организация учета в общепите связана со множеством нюансов. Это особенности закупки продуктов, расчет нормативов затрат на приготовление блюд, списание отходов и т.п.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, нужно отразить все нюансы работы бухгалтера-калькулятора в его должностной инструкции.
Должностная инструкция бухгалтера – калькулятора
Инструкция бухгалтера-калькулятора
Сегодня бухгалтер-калькулятор стала довольно престижной и востребованной профессией. Калькулятор является техническим работником на предприятии общественного питания. Он должен знать все технологии приготовления блюд и в начале каждого рабочего дня составлять план-меню.
Бухгалтер-калькулятор рассчитывает себестоимость блюд и других продуктов питания. Он обрабатывает отчеты, занимается контролем остатков сырья на предприятии, и выявляется, имеются ли недостача продуктов или их излишки.
Бухгалтер-калькулятор должен уметь грамотно составлять договора с поставщиками продукции и составлять документы по движению товара со своего предприятия по другим торговым точкам.
Это специалист, который обладает личностными и профессиональными качествами:
Бухгалтер должен обладать следующими качествами:
Должностная инструкция
Права и обязанности бухгалтера описываются в должностной инструкции. Она утверждается директором фирмы и подлежит ознакомлению работником под его подпись.
Общие положения
Бухгалтер-калькулятор должен быть ознакомлен со следующими требованиями:
Бухгалтер-калькулятор должен уметь пользоваться различными сборниками, в которых содержится множество готовых рецептов, по которым изготавливаются блюда.
Также он должен применять на практике свои знания правильных расчетов готовой продукции и калькулировать ее отпускные цены.
Функции
На бухгалтера-калькулятора руководителем производства общественного питания возлагаются нижеприведённые требования:
Обязанности
На бухгалтера-калькулятора возложены следующие обязанности:
Права
В данном разделе указаны права, которые имеет бухгалтер-калькулятор для получения качественного результата выполняемой работы.
Подчиненный имеет следующие права:
Взаимоотношения внутри предприятия
Данный пункт включается в инструкцию, если руководитель предприятия посчитает необходимым регламентировать внутренние отношения бухгалтера-калькулятора с другими работниками.
Между директором и линейным сотрудником существуют линейные взаимоотношения. Функциональными называются отношения работника, который обязан осуществлять ту или иную функцию в рамках своей фирмы, с прочими сотрудниками.
Латеральные отношения подразделяются на две категории: коллегиальные (общение между работниками одного отделения) и параллельные (общение между работниками разных отделений).
Из вышеприведенного материала можно сделать вывод, что существует четыре вида отношений:
Ответственность
Ответственность бывает четырех видов:
Бухгалтер-калькулятор привлекается к ответственности за нарушение следующих пунктов:
Что нужно знать начинающему бухгалтеру-калькулятору, или специфика учета в ресторанном бизнесе!
Все, кто работает в ресторанном бизнесе, люди особенные, творческие – даже бухгалтера. И ведение учета в ресторанном бизнесе очень увлекательно. Сейчас мы с вами подробно рассмотрим его особенности.
Бухгалтерия любит точность. Поэтому бухгалтера уделяют внимание каждой мелочи, чтобы в расчеты не закрадывались ошибки. Казалось бы – бухгалтерия в любой отрасли должна вестись по одним законам, но нет – учет для сферы общепита значительно отличается.
Давайте разберем 4 основных отличия, которые могут вызвать затруднения в работе начинающего бухгалтера-калькулятора.
Первое отличие: документы поступления.
Казалось бы, все просто, думаете вы: товарные и сырьевые позиции нужно внести в программу и все! Но большое количество справочников сырья затрудняет ведение учета: в реальности они мешают выводить остатки и контролировать расход.
Например, в компанию поступают две приходные накладные: товар закупался у двух разных поставщиков. В первой накладной есть позиция «Огурцы консервированные, 350 г., количество 6 шт, сумма 780 рублей, корнишоны, стеклянная банка». Во второй накладной «Корнишоны маринованные, ж/б, 650 г., 3 шт, сумма 1430 руб».
По правилам стандартного бухгалтерского учета у нас в программе должны оказаться две позиции, так как и вес, и упаковка у них разные. Но стандартные правила учета «не работают» в общепите. Что же нужно сделать?
Во-первых, завести только одну позицию – «Огурец консервированный», и при оформлении накладных в программе всегда использовать только ее. При этом разница в весе и упаковке не имеет значения.
Во-вторых, необходимо указать в килограммах вес продукта.
Если вы новичок, первый вопрос, который приходит к вам в голову, это: «Где же я возьму эту информацию? Я получаю только бумажную накладную!» Если вы не знаете точного веса, нужно отправиться на склад и изучить упаковку товара – там должны быть эти данные. В общепите принято указывать в документах вес нетто. Как быть с подсолнечным маслом и яйцами, спросите вы? На бутылках масла пишут вес продукта. Куриное яйцо, согласно книге «Справочник рецептур и калькуляционных раскладок», весит около 40 грамм, то есть, 0,04 кг. Книга выпущена еще в советское время, но данные в ней не устарели и их с успехом можно использовать в учете.
Если на упаковке не указан вес, его можно вычислить. Кроме того, в уже упомянутой книге «Справочник рецептур и калькуляционных раскладок» содержатся данные. В ней выведены четкие проценты отходности и потерь при горячей и холодной обработках, а также среднестатистический вес для куриного перепелиного яйца и проценты потерь при разморозке.
Налаживайте контакт с поварами и работниками склада – они помогут вам.
В-третьих, для расчета цены в накладные всегда вносится реальный вес продукта. Повар или кладовщик на приемке взвешивает товар и вписывает фактический вес. Это будет либо вес нетто, умноженный на количество банок, либо реальный вес продуктов (кур, рыбы, хлеба), либо вес из книги рецептур, умноженный на количество, как в случае с яйцами.
Второе отличие: аналоги товаров.
В общепите один товар может быть заменен аналогом. Например, оливковое масло может быть заменено подсолнечным в пропорции 1:1, и наоборот, хотя это и не рентабельно. Можно поставить в аналоги друг другу куриное и перепелиное яйцо с коэффициентом 1:4.
Этот принцип можно использовать для вина, пива и другой алкогольной продукции.
Третье отличие: необходимо знать технологические процессы.
Бухгалтеру-калькулятору нужно иметь представление о работе кухни: она напрямую влияет на расход товаров, а значит, на учет. Мы порой даже не задумываемся, почему готовые блюда выносят так быстро. Как вы думаете, в чем тут суть? Да, речь сейчас пойдет о заготовках или полуфабрикатах.
Бухгалтер в расчете заводит карточку полуфабриката. Зачем их использовать, если можно вносить информацию о продукте в каждое блюдо? Начинающие бухгалтера так и поступают. Но здесь есть подвох, и дальше мы расскажем, какой.
Рецептура при использовании полуфабрикатов составляется на килограмм готового продукта. И рецептуру должна иметь каждая заготовка.
Например, картофель необходимо чистить, чтобы использовать в приготовлении пищи. Как рассчитать, сколько нужно взять нечищеного картофеля, чтобы получить 1 кг чищенного? Средний процент очистки, приведенный в сборнике рецептур, – 35%. Бывает, что отходность составляет больше или гораздо меньше: если картофель не очень качественный, и почернения тоже нужно срезать при чистке. А у молодого картофеля очень тонкая кожура и соответственно расход будет меньше. Вы можете учитывать в расчетах сезонность, но в современных условиях картофель закупается маленькими количествами и отходность не меняется. Сейчас при ресторанах и кафе нерентабельно содержать огромные овощные склады, поэтому, как правило, продукты закупаются маленькими партиями и хранятся на складе не больше недели. Поэтому сезонность при расчетах используется, если вы покупаете сразу большие партии продуктов.
Как мы уже говорили, если качество закупленного продукта хуже, его отходность увеличивается. Если в каждую карту блюда в системе поставить информацию о продукте с изменчивой отходностью, например, как в нашем случае – картофель, бухгалтеру потребуется изменить огромное количество калькуляций, чтобы правильно отражались остатки и себестоимость. Гораздо проще использовать карточку полуфабриката, например: «Картофель х/о (холодная очистка)» с рецептурой очистки. Таким образом, изменения нужно будет вносить только в одну карточку.
Еще один немаловажный момент – контроль расхода продукта на блюдо. Если мы работаем без полуфабрикатов, то целиком и полностью полагаемся на предоставленную нам шеф-поваром или технологом рецептуру. А теперь – очень интересная игра цифр.
Четвертое отличие: одно сырье после разделки может дать несколько разных, и все это необходимо отражать в учете.
Общепит – очень творческая сфера, где есть место фантастике. Здесь один продукт легко превращается в пять видов сырья. Как же одно сырье превращается в другое?
Это происходит благодаря ежедневному рутинному процессу кухни, который необходимо фиксировать документально – разделке.
Например, целая охлажденная семга после отрубания головы и потрошения превращается в разные виды сырья. В среднем это 5 продуктов:
Новые ингредиенты, полученные в результате разделки, будут стоить по-разному: самым дешевым будет суповой набор, а самым дорогим – филе. Технологические отходы, соответственно, ничего не стоят. Акт разделки оформляется при закупке каждой партии товара.
Пятое отличие: ведение справочника номенклатуры.
В справочнике номенклатуры мы должны создать как минимум 5 групп:
Это поможет обеспечить удобство учета.
Что должно быть в группах?
В папке «Сырье» вы создаете для своего удобства дополнительные группы, например:
Групп может быть и больше.
Полуфабрикаты можно разделить на 3 группы:
Группа полуфабрикатов для японской кухни выделена отдельно, так как у них более высокая отходность, чем у остальных.
Например, огурец. При холодной обработке для европейской кухни отходность составит 3-4%: для использования продукта достаточно обрезать хвостовые части с двух сторон. В японской кухне для овощных роллов используется полностью очищенный огурец без косточек, соответственно, отходность составит 45-50%.
Внутри группы «Блюда» для удобства рекомендуется создать группы с названиями из меню, которое выносится гостю. Это удобно не только для бухгалтера, но и для остального персонала.
Это позволит вам, уважаемые бухгалтера, всегда точно знать, куда какое блюдо должно входить, проверять цены и избегать ошибок в расчетах. Кроме того, это сделает гораздо проще жизнь всего коллектива. Например, официанту будет проще найти блюдо, предложить его гостю и провести по кассе. Таким образом, компания сохранит доход и реализует сырье. А гость, который пришел только ради этого блюда, сможет его получить и останется доволен визитом.
Зачем нужна группа «Услуги»? Как она сделает жизнь работников кафе проще?
В нее входит компенсация за битую посуду, обслуживание банкета, кальян, аренду зала, выездное обслуживание и так далее. Если вы были на свадьбе или банкете, вы знаете, что это – важный пункт обслуживания. Такие услуги есть практически у каждого заведения.
С группой «Материалы и основные средства» каждый бухгалтер в силах разобраться самостоятельно. Напомним, что моющие и чистящие средства не должны быть среди сырья.
Самым важным в ведении учета является справочник номенклатуры. Необходимо также верно указывать единицы измерения. Кроме алкоголя и напитков, которые измеряются в литрах, вес всех товаров сырьевой группы должен быть указан в килограммах.
Далее, не менее важно вводить документы поступления верно. При срочной инвентаризации верно введенные документы позволят вам получать данные быстрее.
В заключение мы хотим пожелать всем бухгалтерам, которые решили заняться учетом в общепите или ресторанном бизнесе, большого терпения!
Помните, вы должны интересоваться производственным процессом, знать его основные принципы и стараться не мешать работе кухни или зала. Вы способны помочь организовать слаженную работу и в то же время обеспечить четкий и прозрачный учет, как товарный, так и финансовый.
Многие вещи в общественном питании кажутся со стороны сами собой разумеющимися, но на самом деле они происходят благодаря четкому учету и контролю. Желаю вам удачи!
В чем заключается работа бухгалтер-калькулятор
1. Общая характеристика профессии
Калькулирование блюд и продукции, расчет себестоимости; пищевое производство.
2. Должностные обязанности
Разработка и составление меню, расчет технологических и калькуляционных карт, товарных отчетов. Проведение инвентаризации, выявление излишков и недостач, списание себестоимости, полный документоооборот производственного учета.
3. Квалификационные требования
Желателньо высшее образование. Знание программ R-Keeper, StoreHouse.
Должностная инструкция
бухгалтера-калькулятора
_________________________________________________
(наименование организации, предприятия)
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с бухгалтером-калькулятором и в соответствии
с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-
правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1.1. Бухгалтер-калькулятор относится к категории специалистов,
принимается на работу и увольняется с нее приказом _____________________.
(наименование
должности руководителя)
1.2. Бухгалтер-калькулятор в своей работе непосредственно
подчиняется главному бухгалтеру.
1.3. На должность бухгалтера-калькулятора принимается лицо, имеющее
высшее профессиональное (экономическое) образование и подготовку по
специальной программе, без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Бухгалтер-калькулятор должен знать:
— Основные действующие государственные стандарты в отрасли;
— виды учета на производстве в предприятиях общественного питания;
— полный документооборот производственного учета и классификацию
документов;
— способы, формы бухгалтерского контроля на всех этапах работы
производства;
— правила эксплуатации вычислительной техники;
— программы R-Keeper, StoreHouse;
— законодательство о труде;
— правила и нормы охраны труда.
1.5. Бухгалтер-калькулятор должен уметь:
— использовать в работе нормативные документы для программы
«Бухгалтер-калькулятор»: «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий»,
«Технико-технологическая карта», калькуляционная карта;
— совершать расчеты на микрокалькуляторе согласно утвержденной
форме расчета;
— производить расчет технологических и калькуляционных карт;
— заполнять калькуляционную карту и правильно производить расчет
продажной стоимости блюда;
— заполнять инвентаризационную опись, оформлять результаты
инвентаризации.
2.1. Калькулирование блюд и продукции, расчет себестоимости;
пищевое производство.
3. Должностные обязанности
На бухгалтера-калькулятора возлагаются следующие должностные
обязанности:
3.1. Разработка и составление меню.
3.2. Расчет технологических и калькуляционных карт, товарных
отчетов.
3.3. Проведение инвентаризации, выявление излишков и недостач.
3.4. Списание себестоимости.
3.5. Полный документооборот производственного учета.