бухгалтер или главный бухгалтер в чем разница
Чем на самом деле работа финансового директора отличается от работы главбуха?
Финансовый директор и главбух – обычно на эти должности могут претендовать узкоспециализированные кандидаты с высшим экономическим образованием и опытом работы от 6 лет. Эти два специалисты имеют дело с материальными ресурсами предприятия, принимают участия в их распределении и приумножении, разрабатывают стратегии по оптимизации налогообложения, рационального использования финансов. Но есть между этими должностями различия, и они довольно существенны.
Обязанности и ответственность
В обязанности финансового директора входит:
Главный бухгалтер отвечает за проведение финансовых операций, контролирует приход и расход денежных средств. Подчиняется главбух тоже только руководителю компании. Специалист подписывает документы, следит за ведением бухгалтерского учёта. Должностные обязанности главного бухгалтера:
Ключевые различия
Финдиректор ведёт мониторинг и внутренней, и внешней инфраструктуры, главбух – только внутренней.
Круг общения финансового директора включает представителей ТОП-менеджмента компании, инвесторов, бизнес-партнёров, кредиторов. Главный бухгалтер взаимодействует непосредственно с руководителем предприятия и своими подчинёнными – работниками бухгалтерии, контролирует их работу, ставит им задачи, принимает решения о начислении премий и поощрений рядовым бухгалтерам.
Если на предприятии существуют вакансии и финансового директора, и главбуха, это не значит, что кто-то кому-то подчиняется. Непосредственным начальником и того, и другого является руководитель фирмы. Должностные обязанности этих двух специалистов не совпадают.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что входит в обязанности бухгалтера
Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.
Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
Обязанности бухгалтера по расчетам
Обязанности главного бухгалтера:
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Ответственность за проступки
Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.
Какую ответственность предусмотреть:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».
Сколько платят бухгалтерам и главбухам, и от чего это зависит
За прошедший год заработные платы практически всех специалистов в области бухгалтерии и финансов показывали рост. Но не все так однозначно. Где-то этот рост практически незаметен. Давайте разбираться, что на это влияет.
Где зарплаты растут
Больше всего выросли зарплаты экономистов — на 14.2%, а также аудиторов — на 13.3%. Следом за ними идут финансовые директора, из зарплаты выросли на 12,5%. На 10% выросли выплаты заместителей главных бухгалтеров и специалистов МСФО.
Средний уровень зарплат финансовых директоров:
За последний год работодатели стали оценивать кандидатов более пристально. Сейчас ищут не просто финансовых директоров с определённым набором функциями, а более универсальных специалистов. Нередко ищут тех, кто занимался постановкой системы бюджетирования, финансового анализа на предприятии, имеет опыт управления финансовыми рисками, кто умеет формировать и управлять командой.
Как правило, в подчинении у финансового директора находится главный бухгалтер. Иногда эти отделы сосуществуют параллельно. Также бывает, что функции финансового директора и главного бухгалтера совмещает один человек. Тогда главных бухгалтер выполняет функции ведения бюджетирования и финансового планирования и работает с системами финансовой отчётности.
Зарплата финансового директора может зависеть от наличия высшего профильного образования в престижном вузе или наличия МВА. Повысить уровень дохода может также стаж в должности более 5 лет, опыт работы в компаниях с иностранным капиталом, высокий уровень английского, знание МСФО. В целом доход сотрудника на данной позиции складывается из оклада и бонусной части.
А что с бухгалтерами?
При этом средний уровень зарплат бухгалтеров за последние 3 года практически не изменился.
Динамика изменения среднего уровня зарплат бухгалтеров в Москве:
Уровень выплат бухгалтерам зависит от того, на каком участке он работает.
Так на большую зарплату могут рассчитывать бухгалтера на участке заработной платы (в среднем, 80 000 руб), а также на участке налогового учёта (в среднем, 75 000 руб).
Наименьший уровень зарплат мы отмечаем у бухгалтеров на первичной документации (в среднем, 52 500 руб).
Средние зарплаты бухгалтеров на различных участках:
Уровень заработной платы бухгалтера на участке заработной платы зависит от объёма работы — количества сотрудников в компании, их графика работы.
Уровень оплаты труда бухгалтера на участке «банк-клиент» зависит от размера компании. Повышенный уровень предлагается в крупных компаниях со сложной структурой, где бухгалтер ведет от 10 банковклиентов.
Зарплата бухгалтера на участке первичной документации зависит от количества участков, которые охватывает документация.
Про зарплаты главбухов
Средняя зарплата главного бухгалтера во II квартале 2021 года составила 96 500 рублей. Минимальный уровень начинается с 77 500 рублей. Максимальный уровень может доходить до 135 000 рублей. За год средний уровень зарплат главных бухгалтеров вырос на 8,4%.
Несмотря на пандемию и все возможные ограничения, запрос на подбор бухгалтеров в строительной отрасли и в финансовом секторе сохраняется. На втором месте по спросу на персонал — отрасль услуг. Реже ищут бухгалтеров торговые компании.
Средний уровень зарплат главных бухгалтеров в различных отраслях:
Наиболее широкую зарплатную вилку главным бухгалтерам предлагают производственные компании — максимальный уровень предложений может доходить до 250 000 рублей. В крупных производственных компаниях зарплаты главных бухгалтеров доходят до 300 000 рублей. Такой уровень дохода своим бухгалтерам могут позволить компании, имеющие холдинговую структуру, ведущие несколько видов производственной деятельности.
Соискатели, претендующие на такой уровень дохода, должны знать основы работы производственных или строительных компаний, разбираться в планировании и экономическом анализе, ВЭД, иметь опыт создания юридических лиц, знать стандарты МСФО, бухучёт, налоговый учёт. Нередко у таких кандидатов также должен быть свободный английский (это важно в тяжёлой промышленности, нефтяных и газовых компаниях, строительных фирмах).
Какие факторы влияют на размер зарплаты
На уровень заработных плат специалистов и руководителей в области бухгалтерского учета и аудита влияют следующие факторы:
Должность специалиста
По данным анализа заработных плат компании «КАУС-Финансы», во II квартале 2021 года заработная плата бухгалтера в среднем составила 65 000 рублей, заместителя главного бухгалтера 97 500 рублей, главного бухгалтера — 105 500 рублей.
Таким образом, повышение в должности до заместителя главного бухгалтера увеличивает заработную плату бухгалтера на 50%.
Средняя заработная плата главного бухгалтера выше заместителя на 8,2% и выше зарплаты бухгалтера на 62,3%. Средняя заработная плата помощника бухгалтера во II квартале 2021 года на 24,6% ниже среднего дохода бухгалтера.
Участок бухгалтерии
В зависимости от участка бухгалтерского учета, средний размер заработной платы специалиста варьируется от 49 000 рублей до 113 000 рублей. Заработная плата бухгалтера зависит от требований со стороны работодателей к профессиональной подготовке и объемов работы на участке.
Нижнему уровню соответствует заработная плата специалистов, не имеющих большого опыта работы. Чаще всего это специалисты, занимающие позицию помощника бухгалтера, бухгалтера на участке первичной документации или бухгалтера-кассира. Сюда также можно отнести и бухгалтеров на участке банк-клиент, но при условии, что количество банков небольшое. На минимальный уровень оплаты труда берут специалистов с небольшим опытом работы.
На высокий уровень зарплаты могут рассчитывать специалисты, занятые на участках налогового учёта и учёта затрат, со значительным опытом работы и высокой квалификации, умеющие работать с НДС.
Если бухгалтер занят на участке заработных плат, то его доход будет зависеть от количества сотрудников в компании и графика их работы. На размер зарплаты бухгалтеров на участке ТМЦ влияют размеры бизнеса и вид деятельности компании.
Нередко бухгалтер в компании совмещает несколько участков, например, работу с поставщиками и заработные платы. Отдельными неизменно остаются участки банк-клиент и основные средства. А участок налогового учета в период пандемии и сокращения ресурсов нередко передавался главному бухгалтеру.
Требования к опыту и знаниям
За последний год наметился запрос работодателей на универсальность. Для снижения собственных рисков компании более придирчиво относятся к кандидатам, выбирая более профессиональных соискателей.
При найме главных бухгалтеров работодатели хотят видеть соответствующий опыт работы, навыки составления баланса и прохождения налоговой проверки.
Главные бухгалтеры с минимальным опытом или заместители главных бухгалтеров, претендующие на повышение, могут рассчитывать на минимальный размер зарплаты и работу в небольшой компании.
Опыт работы главного бухгалтера, который устраивает работодателя, обычно варьируется от 2 до 10 лет. В большинстве случаев достаточно трёхлетнего стажа.
По нашему опыту, для трети компаний также важен опыт работы на предприятиях в схожих отраслях, например, на производстве, в строительстве или торговле. Также компании ищут бухгалтеров, имеющих стаж работы в крупных или иностранных фирмах. В этих случаях от кандидатов ждут отличного знания иностранного языка, в основном, английского, знания МСФО или US GAAP. Эти навыки также увеличивают зарплату, на которую может рассчитывать специалист.
Для работодателей остаётся важным фактором наличие высшего профильного образования, знание ПК, 1С:8.3 и участие в автоматизации, модернизации бухгалтерии. Кроме высшего бухгалтерского или финансового образования также требуются законченные курсы по повышению квалификации, посещение профильных семинаров.
Отдельно ценятся главные бухгалтеры, которые имеют опыт работы со всеми участками бухгалтерии, умеют выстраивать работу всего отдела и решать сложные задачи. Самые ценные соискатели должны также обладать такими качествами, как ответственность, работоспособность, скрупулёзность и порядочность. Прописка в Москве или ближнем Подмосковье главному бухгалтеру требуется в 27% случаев.
Отрасль
Отрасль, в которой работает компания, также влияет на уровне заработной платы бухгалтеров. Например, для работы в сфере услуг требуются бухгалтеры с небольшим опытом работы и невысокой квалификацией. Потому здесь ниже уровень зарплат.
Наиболее востребованы специалисты со стажем в сферах строительства, производства, финансовом секторе. Ещё одной наиболее выгодной с точки зрения уровня зарплат отраслью является нефтегазовая.
Размер зарплаты, которую будет получать бухгалтер, обусловлен сложностью учёта в отрасли и уровнем материальной ответственности.
Расположение офиса
Из-за того, что Москва крайне перегружена в транспортном отношении, работники финансовой сферы, как и любой другой персонал, стремятся выбрать работу поближе к месту проживания. Также эта тенденция заметна и в пожеланиях со стороны работодателей. Для них является важным критерием близость проживания подбираемого специалиста к месту работы — это снижает риски по уходу специалиста из компании по причине неудобной территориальной доступности и работоспособности.
В некоторых случаях в связи с удаленностью офиса работодатели вынуждены поднимать заработную плату для того, чтобы привлечь высококвалифицированного сотрудника.
Консалтинг
За последний год укрепилась тенденция на передачу бухгалтерии на аутсорсинг. Всё чаще компании нанимают бухгалтера как ИП или самозанятого. Фирма экономит на социальном пакете и бонусах, а специалист может вести несколько организаций одновременно.
В структуре услуг на аутсорсинге наибольшим спросом пользуется ведение бухгалтерского и налогового учёта.
На 2021 год в России работают порядка 30 тысяч компаний, которые занимаются бухгалтерским учётом на аутсорсе. А их услугами пользуется порядка 1 миллиона компаний и индивидуальных предпринимателей (по данным исследовательской компании NeoAnalytics). В виду ужесточения контроля за сбором налогов и хозяйственной деятельностью бизнеса со стороны государства, данный рынок является одним из перспективных в стране.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.