бухгалтер чем занимается как объяснить
Что входит в обязанности бухгалтера
Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.
Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
Обязанности бухгалтера по расчетам
Обязанности главного бухгалтера:
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Ответственность за проступки
Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.
Какую ответственность предусмотреть:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».
Основные обязанности бухгалтера: что делает бухгалтер на работе
Руководитель субъекта предпринимательства отвечает за общее планирование работы, поиск контрагентов, финансовые результаты работы, контроль функционирования всех подразделений компании или ИП. А за правильность ведения бухгалтерского учета, своевременность оформления документации. Именно от него зависит, насколько верно хозяйственная деятельность отражена в первичных и отчетных документах, а также насколько правильно начислены и уплачены налоги, другие обязательные платежи.
Рассмотрим подробнее, что должен делать бухгалтер на работе.
Зачем нужна бухгалтерия на предприятии
Обязанность ведения бухгалтерского учета для определенных категорий компаний введена законодательными актами РФ. Если субъект предпринимательства небольшой, вести бухгалтерию может один специалист. На него возлагаются обязанности с оформлением первички, начислением зарплаты, налоговым учетом, проведение платежей и т. п.
Такой подход выгоден для руководителя и владельцев компании, но таит в себе определенную опасность. Если возложить ведение бухгалтерии на одного специалиста, он быстро станет незаменимым. Поэтому субъект предпринимательства будет зависим от одного человека, что может привести к злоупотреблениям с его стороны.
Выходом из ситуации может быть найм нескольких специалистов и распределение участков учета. Однако и в этом случае не избежать сложностей:
Обязанности бухгалтера в компании
Конкретный перечень обязанностей работника бухгалтерии зависит от направления учета, специфики работы компании, объема хозяйственных операций и других факторов. Если субъект предпринимательства небольшой, у него в штате обычно есть один работник.
Основные обязанности бухгалтера:
● Ведение первичной документации и ввод информации в учетное приложение на основе полученных документов (бумажных и электронных), оформление исходящей документации для контрагентов. Обязанности бухгалтера по первичной документации крайне важны, так как на их основе производится начисление налогов.
● Ведение бухгалтерии в специализированном приложении, заполнение проводок, отражение операций и составление промежуточной отчетной документации;
● Учет активов предприятия, в том числе постановка их на баланс, начисление амортизационных платежей, списание после окончания срока службы. Также бухгалтер обычно принимает участие в инвентаризации основных средств;
● Отражение в учете операций по движению денежных средств в наличной форме и по счетам в банках, подготовка первичных документов и отчетов об использовании денег;
● Расчет заработной платы сотрудников, начисление налогов на их зарплату и обязательных платежей в бюджет, которые делает работодатель. Работник бухгалтерии оформляет все необходимые документы, в том числе ведомости о зарплате, расчетные листки. Он же несет ответственность за правильность начисления и своевременность выплаты больничных и отпускных;
● Составление бухгалтерской и налоговой отчетности, подготовка отчетов в статистику, государственные фонды. На бухгалтера возлагается ответственность за организацию взаимодействия с должностными лицами государственных органов, которые проверяют правильность ведения бухгалтерского и регламентированного учета;
● Организация хранения первичных документов, а также предоставление их по требованию налоговых органов для проведения проверок.
Если в компании используется наемный труд и нет отдела кадров, бухгалтер ведет кадровый учет, выступает как делопроизводитель. Он оформляет документально прием на работу и увольнение с должности, рассчитывает отпускные, выдает работникам справки. Чаще всего эти функции он выполняет «в нагрузку» и не получает оплату за дополнительный объем работ.
В результате огромного количества функциональных обязанностей специалист не может справиться с их качественным выполнением. Кроме того, по мере роста компании количество операций увеличивается, что также снижает качество ведения учета.
Что делает бухгалтер на работе?
Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант
Что делает бухгалтер на работе?
Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант
Что приносит компании финансовый успех? Конечно, грамотная стратегия ведения бизнеса, команда, интересные проекты. А еще — безупречный бухгалтерский учет. Если он налажен некорректно, если фирма использует прибыль неразумно, а налоги рассчитываются с ошибками, то компания не сможет развиваться. Грамотное ведение финансовой деятельности — главная задача бухгалтера. О нем и его роли в компании расскажем ниже.
Значение бухгалтерии
Если фирма небольшая, один бухгалтер справится с начислением зарплаты, ведением «первички», отчетностью и уплатой налогов, с поставщиками, банком и кредиторами. Специалист должен обладать быстрой реакцией и компетентностью, чтобы вести полноценный бухучет. Но опасность в том, что бухгалтер становится незаменимым. А в случае отпуска или болезни финансовая жизнь компании может вообще застопориться, что приведет к проблемам.
В среднем и крупном бизнесе ситуация иная. В компаниях существуют финансовые отделы, где каждый работник отвечает за выполнение конкретных задач. Разграничение функционала обеспечивает взаимозаменяемость сотрудников, бесперебойный процесс бухучета. Но и здесь есть подводные камни:
Эти причины приводят к текучке кадров и сложности подбора действительно классных бухгалтеров и делопроизводителей — людей, которым можно полностью доверить тыл своего бизнеса.
Основные обязанности бухгалтера
Основные обязанности бухгалтера распределяются в соответствии с должностью и масштабами бизнеса, поэтому нельзя сказать, что существуют какие-то общие задачи, которые должен делать любой бухгалтер. Но в небольших компаниях есть бухгалтеры-универсалы.
Приведем примерный перечень его задач:
При отсутствии делопроизводителя на бухгалтерию ложится кадровый учет: оформление приема на работу и увольнений, расчет отпусков, подготовка приказов, выдача справок. Чаще всего эти функции делают стандартными обязанностями бухгалтера, входящими в его оклад, и дополнительно никак не оплачиваются, например, за совмещение штатных единиц бухгалтера и делопроизводителя. Это приводит к недовольству бухгалтера, конфликту с начальством и, что часто, некачественному ведению кадрового делопроизводства.
Результатом такой работы «для галочки» являются ошибки и просчеты, что в конечном итоге приводит к ненужному вниманию контролирующих инстанций, штрафам и судебным процессам.