бухарестская 82 что за здание
Многоэтажный гараж-гостиница ГСК «Мотор» (Санкт-Петербург)
Здание многоярусного гаража-гостиницы, проект повторного применения. Вероятно, на 296 машин. Проект мастерской № 8 Ленпроекта, архитекторы О. Б. Голынкин, П. Н. Мельникова (?). Пришел на смену прямоугольным зданиям начала 1960-х с овальными торцами. Здания возводились с конца 1960-х до конца 1970-х гг. Изначально строились как государственные, так и частные гаражи, строящиеся за счет средств ГСК. Данная модификация использовалась как паркинг не только в ГСК, но и входила в комплекс построек предприятий, имеющих большой автомобильный парк. Фундаменты — монолитные железобетонные башмаки стаканного типа. Здание выполнено на железобетонном каркасе, наружная отделка — из облицовочного кирпича.
Начало строительства: 12.1973 г. Окончание строительства: 12.1975 г. Корпус сдан госкомиссии 16 декабря 1975 года с оценкой «удовлетворительно».
Заказчик: УКС № 3 Главного управления капитального строительства Ленгорисполкома; генеральный подрядчик: трест квартальной застройки № 105 Главленинградстроя; субподрядчик: УНР-58 треста № 105.
В настоящее время, в большинстве паркингов сменили часть родных окон. С боков здания обросли неэстетичными пристройками, а на крышах появились вышки и оборудование сотовых операторов. Из некоторых окон торчат вентиляционные трубы, а на стены повешены кондиционеры. Некоторые гаражные кооперативы используют территорию, как дополнительную открытую автостоянку.
В Петербурге, известно о 10 зданиях данной модификации, которые построены по следующим адресам:
3-й Рабфаковский пер. 3
Ул. Александра Невского 8а
—> Бухарестская ул. 82 строение 1968 года гараж / гаражи (ГСК) многоэтажный паркинг стоянка
SubwayTalks.ru
Форумы любителей метро в Петербурге
Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века
Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века
Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века.
Гуляя по современным районам Петербурга, кроме жилых домов во дворах, можно заметить множество разнообразных зданий. На первый взгляд, они кажутся разными и единичными. Но, внимательно присмотревшись, можно заметить, что многие здания тоже являются серийными и их можно классифицировать.
Основными серийными зданиями кварталов брежневской эпохи являлись: Автоматические Телефонные Станции (АТС), Трансформаторные Подстанции (ТП), детские и взрослые поликлиники, стоматологические поликлиники, Газорегуляторные Пункты (ГРП), насосные станции, типовые отделения милиции, торговые центры, кинотеатры, «Н» и «П»-образные школы, детские сады и паркинги начала 80-х (кирпичные большие гаражи).
Многие типы зданий снаружи удалось детально изучить, сосчитать их количество и проследить историю их развития. Самая интересная и яркая эволюция зданий получилась у АТС. С них и начну.
Все материалы взяты из открытых общедоступных источников, а также личных наблюдений.
Глава 1. История зданий АТС Петербурга.
АТС 1-го поколения (1964-1971)
Телефонная связь появилась, сравнительно давно, в конце XIX века и постепенно развивалась. В центре Петербурга, и районам, близким к нему, до постройки первых серийных зданий, коммутационная аппаратура размещалась в домах, например, занимая целый этаж здания. Телефония не была развита в таком масштабе, и поэтому отдельных зданий не требовалось.
Наступили 60-е, началось массовое строительство жилых кварталов, а с ними и первые серийные здания телефонных станций. С этого момента я начну подробный рассказ об архитектурных особенностях и эволюции зданий АТС.
АТС Петербурга, в целом, имеют несколько серийных конфигураций. Почти все первые серийные здания имеют частично огороженную территорию, для хозяйственных нужд. Там складируется разное оборудование и бобины с кабелем.
Историю начну с кирпичных двухэтажных АТС. Назову их «1-м поколением». Эти здания строились примерно с 1964 по 1971 годы. Вид сверху у станции довольно простой. Прямоугольник, лишенный посередине надстроек и только по краям видно немного выступающих частей. Крыша с внешним водостоком.
Рис 1. АТС 1-го поколения. Слева – пр. Славы 32, справа – Конторская ул. 13. Вид со спутника.
Первоначально АТС делались с балкончиками и непрерывным остеклением машинного зала по всей длине 2-го этажа. С одного торца на 2-м этаже в ряд располагалось 7 окошек, а на первом – 5. Все окна с одной длинной форточкой сверху.
С другого торца было по 5 окон в ряд, сдвинутые на пол этажа вверх. Окна имели стандартную форточку. Внизу под окнами в здание встроена собственная трансформаторная подстанция. Строились АТС 1-го поколения из красного и из серого кирпича. Красных и серых зданий построено примерно поровну. На Дибуновской улице 42, здание АТС сделано двухцветным. Фундамент из красного кирпича, а остальная часть из серого.
Вот так выглядит АТС 1-го поколения с одной стороны
Рис 2. Плоская 2-х этажная серийная АТС 1-го поколения из серого кирпича (1964-1971). Пр. Славы 32.
Это здание, одно из немногих, которое сохранилось в первозданном виде. На 2-м этаже хорошо виден балкончик с перилами и окна машинного зала.
Ниже показан фасад красной АТС 1-го поколения, сохранившийся в первозданном виде. По конструктивным особенностям здание идентичное серому, изображенному на рисунке выше.
Рис 3. Лицевой фасад серийной АТС 1-го поколения из красного кирпича крупным планом. (1964-1971). Конторская ул. 13.
Так как это самая старая серия, из рассматриваемого периода, то многие здания к сегодняшнему времени претерпели значительные изменения. Самое распространенное – доработка 2-го этажа кирпичной стеной с отдельными окнами. Чаще всего, балкончик полностью срезают. Бывают случаи, когда оставляют какую-то его часть или навес сверху.
Ниже видим типичный пример доработки красной АТС 1-го поколения, на Новаре Бульваторов 16.
Рис 4. Красная АТС 1-го поколения с доработанным 2-м этажом. Бульвар Новаторов 16.
На Новоизмайловском проспекте 47 обнаружено полностью реконструированное здание, построенное приблизительно в 1964-65 году. Теперь стены АТС отделаны цветными плитами вентилируемого фасада, как применяют в современных домах.
Рис 5. Санированная АТС 1-го поколения. Новоизмайловский пр. 47
Проводная телефонная связь уходит в прошлое, и, несмотря на попытки соревноваться в области Интернет технологий, ее медленно вытесняет сотовая и локальные сети. Как говорилось выше, многие телефонные станции реконструируют, количество аппаратуры в них уменьшается, она становится компактнее. Как следствие, высвободившаяся площадь помещений, используется в разнообразных целях, не связанных с телефонией. Так в зданиях АТС начали появляться офисы и магазины.
Самое интересное применение 2-го этажа в здании АТС 1-го поколения, замечено на Политехнической улице, с задней стороны вестибюля станции «Площадь Мужества». По состоянию на декабрь 2011 года весь 2-й этаж занимает качалка с тренажерами одного из фитнес клуба.
Рис 6. АТС 1-го поколения с переделанным 2-м этажом под тренажерный зал. Политехническая 17 корп. 2.
В поисках информации об АТС, обнаружил старый, давно заброшенный сайт aboutphone.info. На сайте нашел старый снимок этого здания, предположительно начала 2000-х, когда станция полностью функционировала, и не было фитнес клуба. Все снимки маленького размера, но зато имеют большую историческую ценность. Страничка с фотографиями АТС начала 2000-х вот тут. http://www.aboutphone.info/js/photo/spb/index.html
Приведу оттуда фотографию здания на Политехнической 17 корп. 2. Только сделана она с противоположного торца, и откуда-то сверху.
Рис 7. Фотография АТС 1-го поколения с сайта aboutphone.info начала 2000-х. Политехническая 17 корп. 2.
Серийных зданий АТС 1-го поколения, на территории Петербурга обнаружено 19 штук:
Пр. Славы 32 (серая)
Ул. Бабушкина 19 (серая)
Ул. Бабушкина 62 корп. 1 (серая)
Дальневосточный пр. 62 корп. 2 (красная)
Конторская ул. 13 (красная)
Таллиннская ул. 26 корп. 1 (красная)
Ул. Васенко 7 (красная)
Пр. Науки 71 корп. 1 (серая)
Политехническая ул. 17 корп. 2 (серая)
Ул. Харченко 13 (красная)
Дибуновская ул. 42 (серая красный фундамент)
Омская ул. 6 (красная)
Hовоизмайловский пр. 47 (реконструированная)
Авиационная ул. 24 (серая)
Ул. Типанова 23 (красная)
Железноводская ул. 38 (серая)
Бульвар Новаторов 16 (красная)
Ул. Косинова 26
Наб. Реки Сестры 4
АТС 2-го поколения (1971-1976)
Далее, примерно с 1971 года, конструкция вновь строящихся зданий под АТС, изменилась. Станции стали более компактными и высокими. Вместо окон, по всей высоте здания, в стенах появились вертикальные ряды стеклоблоков. Всего по фасаду у стандартной АТС 2-го поколения, помешалось 13 вертикальных рядов. АТС 2-го поколения строились примерно по 1976 год. Данная серийная конфигурация строилась только из белого кирпича. Ниже показан вид сверху зданий АТС 2-го поколения.
Рис 8. АТС 2-го поколения. Вид сверху. Слева – ул. Белы Куна 15 корп. 3, справа – Гражданский пр. 111 корп. 2.
Так АТС 2-го поколения выглядит с лицевого фасада:
Рис 9. Первоначальная конструкция лицевого фасада АТС 2-го поколения. Ул. Белы Куна 15 корп. 3.
С заднего фасада у такого типа зданий, 3-й столбец от краев не застеклен и имеет отдельные окна, с рамами из остекленных деревянных дверей. На верхних этажах этих рядов располагаются балкончики. В торцах дома имеются узкие окошки в виде щелей. Как правило, таких окошек по 5 штук в каждом ряду. В паре торцевых стен есть исключения.
Рис 10. Гражданский 111 корп. 2. Вид сбоку и сзади.
Очень красивая АТС 2-го поколения на Дачном проспекте. На 1-м этаже располагается офис Ростелекома. Здание не имеет собственного огороженного хоздвора. На лицевом и заднем фасаде вертикальные столбцы двухцветные. Окна верхних этажей из синих стеклоблоков, а нижний этаж из обычных, зеленых. Все это наглядно видно на фотографии ниже:
Рис 11. АТС 2-го поколения. Вид сзади. Столбцы с разноцветными стеклоблоками. Дачный пр. 17 корп. 2.
Зданий АТС 2-го поколения с родным остеклением осталось мало. Есть основания предположить, что большая часть подверглась модернизации в начале 2000-х. В процессе доработки убирали непрерывные вертикальные полосы стеклоблоков, и проемы частично заделывали красным кирпичом. В получившиеся прямоугольные проемы вставляли современные металлопластиковые окна.
Стандартных модернизаций у АТС не обнаружено. Каждую станцию переделывали по усмотрению. Где-то вставляли окошки в каждый ряд, где через ряд, чередуя с глухой кирпичной стеной из красного кирпича. Фасады некоторых зданий получились с уменьшенными окошками.
Рис 12. Типовая модернизация АТС 2-го поколения. Вариант с частичной вставкой окон. Вид сзади. Софьи Ковалевской 12 корп. 2.
Как и в случае с 1-м поколением, в некоторых станциях начали использовать свободные помещения под разные нужды. Например, на улице Отважных, в модернизированной АТС 2-го поколения, открылся мебельный магазин.
Рис 13. Мебельный магазин на 1-м этаже модернизированной АТС 2-го поколения. Ул. Отважных 10.
По адресу Урхов пер 3, замечена АТС 2-го поколения несерийной конфигурации. Она длиннее обычного здания, и поэтому на лицевом и заднем фасаде вмещается 15 вертикальных рядов из стеклоблоков. В одном из торцов всего три столбца узких окошечек. Также видно, что на крыше имеется нестандартная надстройка в торце. С задней части здания, остекление двухцветное, как у АТС на Дачном проспекте 17.
Рис 14. Нестандартная АТС 2-го поколения. Вид с лицевой стороны. Урхов переулок 3.
Зданий АТС 2-го поколения в Петербурге обнаружено 12 штук:
Ул. Белы Куна 15 корп. 3
Прилукская ул. 35
Ул. Крюкова 8
Гражданский пр. 111 корп. 2
Ул. Софьи Ковалевской 12 корп. 2
Ул. Комиссара Смирнова 3
Ул. Отважных 10
Ул. Пограничника Гарькавого 40 корп. 3
Дачный пр. 17 корп. 2
Урхов пер 3
Петрозаводская ул. 8
Ул. Чапыгина 5а
АТС 3-го поколения (1977)
С 1977 года появился новый серийный проект зданий для АТС. Строились они из красного кирпича. Это будет 3-е поколение телефонных станций.
Рис 15. АТС 3-го поколения. Сверху – Демьяна Бедного 18 корп. 1, снизу – Ленинский пр. 106.
В этой серии зданий, на фасадах впервые появляются маленькие окошки с обрамлением из бетонных плит. Таких АТС в Петербурге построили всего 2 штуки. Одна находится на Ленинском 106, в Кировском районе, другая на улице Демьяна Бедного 18 корп. 1, в Калининском районе. Здание АТС на Ленинском 106 построено в 1977 году, что подтверждается надписью на стене одного из торцов.
Рис 16. АТС 3-го поколения. В углу увеличенно год постройки здания. Ленинский 106.
А это вид такой станции с противоположной стороны:
Рис 17. АТС 3-го поколения. Вид с противоположной стороны. Ул. Демьяна Бедного 18 корп. 1.
Эта конфигурация не была подвержена доработкам и сохранилась в первозданной виде до настоящего времени.
АТС 4-го поколения (1978-1981)
В 1978 году родился следующий тип зданий АТС. Условно назову «4-м поколением вариант «А». На спутниковом снимке они похожи на вазу со смещенной ножкой:
Рис 18. АТС 4-го поколения Вариант «А». Слева Искровский 14, справа – Кондратьевский 81.
За лицевой фасад здания примем верх «вазы», а за задний его «ножку». Переместимся на Васильевский остров и посмотрим, как будет выглядеть здание АТС 4-го поколения с лицевого фасада:
Рис 19. АТС 4-го поколения Вариант «А». Вид полубоком на лицевой фасад и торец. Ул. Нахимова 5 корп. 5.
С задней стороны, «дно ножки» будет таким:
Рис 20. АТС 4-го поколения вариант «А». Вид с задней стороны. Загребский бул. 2.
На данном снимке межэтажные декоративные перемычки темно-синие. Это редкий цвет. Чаще встречаются АТС, где перемычки светло-зеленые. Например, Искровский 14 или Светлановский 45.
АТС 4-го поколения также строили в историческом центре, встраивая на свободные места. Например, во дворе на улице Ефимова 4, за торговым центром «Пик».
Очень интересно построена АТС на Светлановском проспекте 45. Она соединяется с соседним домом перемычкой с жилыми квартирами. Окна жилой перемычки стилизованы под окна АТС.
Рис 21. АТС 4-го поколения, соединенная с домом перемычкой. Светлановский пр. 45.
С лицевой стороны на здании АТС вертикальные полосы из красного кирпича, а жилая перемычка без окон. Кажется, что дом и станция строились в едином стиле.
Рис 22. Композиция Дом-Перемычка-АТС. Вид спереди. Светлановский пр. 45
АТС 4-го поколения первой модификации в городе построили 7 штук. Список АТС 4-го поколения варианта «А»:
Загребский бульвар 2
Искровский пр. 14
Кондратьевский пр. 81 корп. 2
Светлановский пр. 45
Серебристый бульвар 18 корп. 1
Ул. Нахимова 5 корп. 5
Ул. Ефимова 4
Далее, модификацию здания несколько изменили, но общие контуры остались прежними. На спутниковом снимке такие АТС отличаются удлиненной прямоугольной надстройкой на крыше, и немного укороченной «ножкой». Это будут здания 4-го поколения вариант «Б».
Рис 23. АТС 4-го поколения. Вариант «Б». Слева – ул. Академика Константинова 4 корп. 1, справа – ул. Седова 47.
Изменения коснулись и внешнего вида здания. Частично отказались от окон на лицевом фасаде. Оконные проемы верхних этажей изначально заделывались кирпичами. Декоративные балкончики подняли на этаж выше.
Единственная АТС 4-го поколения варианта «Б», построенная из красного кирпича, обнаружена на улице Седова 47. На надстройке видна надпись, выложенная белым кирпичом «1979».
Рис 24. Красная АТС 4-го поколения. Вариант «Б». Вид с лицевой стороны. Ул. Седова 47.
Здания АТС 4-го поколения из белого кирпича, отличаются от красной только цветом. Конструкция у них идентичная.
Рис 25. Здание АТС 4-го поколения вариант «Б» из белого кирпича. Вид спереди. Ул. Ивана Фомина 8.
С задней стороны тоже произошли изменения. Отказались от декоративных межэтажных перемычек, оставив голую кирпичную стену. Снизу «дна чаши» крайний правый ряд окошек зачем-то заменили дверьми.
Рис 26. АТС 4-го поколения Вариант «Б». Вид сзади. Ивана Фомина 8.
Зданий АТС 4-го поколения варианта «Б» в городе обнаружено 8 штук:
Ул. Седова 47
Республиканская ул. 28а
Ул. Академика Константинова 4 корп. 2
Гражданский пр. 26
Ул. Ивана Фомина 8
Пулковская ул. 2
Ул. Трефолева 29
Транспортный пер. 3
АТС 5-го поколения (1982-1984)
Примерно с 1982 года появились АТС с гладкими скругленными краями. Это здания АТС 5-го поколения.
Рис 27. АТС 5-го поколения. Вид сверху. Справа – Купчинская ул. 26 корп. 1, слева – Ярославский пр. 57.
За счет скругленных краев, здания кажутся массивными. Окошечки обрамлены бетонными плитами. Похожая конструкция уже встречалась в 3-м поколении, только окошки были маленькие. Половину станций 5-го поколения облицевали крупной светло-розовой плиткой. Сбоку, отдельным блоком, к зданию пристраивалась трансформаторная подстанция. На фотографии ниже, кусок ТП виден справа за ларьком «Овощи-Фрукты»:
Рис 28. АТС 5-го поколения. Купчинская ул. 26 корп. 1
Вид с противоположной стороны АТС 5-го поколения:
Рис 29. АТС 5-го поколения. Вид с противоположной стороны. Ул. Бурцева 21.
Зданий этой серии в Петербурге построено 6 штук, причем половина из них необлицованные:
Купчинская ул. 26 корп 1
Искровский пр. 38
Ул. Бурцева 21
Ярославский пр. 57 (необлицованная)
Кораблестроителей 33 (необлицованная)
Ул. Маршала Говорова 9 корп. 2 (необлицованная)
АТС 6-го поколения (1985- конец 80-х)
В середине 1980-х появились панельные АТС с облицовочной плиткой. Они также строились в 2-х вариантах: Низкие назову вариант «А», а высокие – вариант «Б».
Сначала рассмотрим «низкую» модификацию. Сверху она очень интересно выглядит. Надстройки в виде ступенек, разрезают здание на две неравные части:
Рис 30. АТС 6-го поколения вариант «А». Вид сверху. Слева – пр. Металлистов 36, справа – Учебный пер. 1.
Основной цвет облицовочной плитки низких зданий АТС 6-го поколения темно-красный и светло-красный. В 2-х экземплярах построены здания с белой облицовочной плиткой (Наставников 44, Чебышевская 7 корп. 2), и в единственном экземпляре замечена желтая АТС (Учебный пер. 1).
С лицевой стороны низкая модификация выглядит так:
Рис 31. Низкая АТС 6-го поколения белого цвета. Вид с лицевой стороны. Пр. Наставников 44.
С другого бока и сзади, АТС 6-го поколения выглядит вот так:
Рис 32. АТС 6-го поколения красного цвета. Вид сзади и сбоку. Пр. Металлистов 36.
В кирпичной основе зданий сделано несколько жилых квартир, которые предоставлялись во временное пользование работникам станции.
Рис 33. АТС 6-го поколения вариант «А». Вид с задней стороны. В нижней части жилой сектор. Наставников 44.
Серийных зданий АТС 6-го поколения вариант «А» в территориальных границах Петербурга, найдено 10 штук:
Ул. Ворошилова 5 корп. 1
Шлиссельбургский пр. 35.
Ул. Коллонтай 28 корп. 2
Пр. Металлистов 36
Ул. Композиторов 25 корп. 3
Комендантский пр. 19 корп. 1
Швейцарская ул. 5
Ул. Чебышевская 7 корп. 2 (белая)
Пр. Наставников 44 (белая)
Учебный пер. 1 (желтая)
Следом, а может и одновременно с ними, появился высокий доработанный вариант АТС 6-го поколения. Сверху они выглядят так:
Правда за счет вышек и оборудования на крышах, все здания, в какой-то степени различаются, но контуры всегда остаются одинаковыми. По конструкции и внешнему виду они похожи на маленькие, только почти в 2 раза выше. Здания АТС 6-го поколения варианта «Б» отделывались темно-красной плиткой 2-х оттенков. Также как и низкие, эти дома посажены на кирпичное основание, в которых имеются жилые квартиры для работников.
Рис 35. Высокая АТС 6-го поколения. Вид сбоку и спереди. Пр. Кузнецова 28.
Единственная высокая АТС белого цвета («Альбинос») замечена на Парашютной улице 6. На первом этаже видны окошечки жилых квартир.
Рис. 36. Высокая АТС 6-го поколения «Альбинос» вид сзади. Парашютная ул. 6.
Высоких АТС 6-го поколения в городе обнаружено 10 штук:
Ул. Турку 1
Пр. Наставников 16
Пр. Энтузиастов 16
Ул. Асафьева 4 корп. 1
Пр. Кузнецова 28
Ул. Летчика Пилютова 7
5-й Предпортовый проезд 4 корп. 3
Ул. Веры Слуцкой 81 корп. 2
Ул. Лени Голикова 29 корп. 2
Парашютная ул. 6 (белая)
АТС 7-го поколения бункерного типа (начало 1990-х).
Настали 90-е. Конструкцию АТС упростили. Теперь здания АТС стали делать совсем маленькими и простейшими. 2-х этажные бункера стали похожие на насосные станции. Сверху они отличались тем, что торцы здания делались с выступами. Они как будто разрезаны пополам вдоль оси, а их половинки сдвинуты. Напоминали такие домики форму зигзага в тетрисе:
А вот так она выглядит сбоку. Здание гибридное. Построено одновременно из плит и кирпичей. Отличительная особенность АТС 7-го поколения – в одном из торцов всегда есть металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж. На лицевом фасаде имеются маленькие окошечки. В некоторых зданиях их уже успели заделать кирпичом. Ниже приведена фотография АТС с бело-серой облицовочной плиткой и темно-красной полосой посередине.
Рис 38. Бункерная АТС 7-го поколения. Вид полубоком на уступ и лестницу. Яхтенная ул. 6 корп. 2.
Встречаются здания без облицовочной плитки, грубо заштукатуренные под цвет кирпича.
Все шесть АТС 7-го поколения с явно выраженными большими уступами были обнаружены только в Приморском районе:
Комендантский 33 корп. 5
Комендантский 36 корп. 3
Яхтенная ул. 6 корп. 2
Яхтенная ул. 10 корп. 2
Яхтенная ул. 38
Ул. Щербакова 12
Другой тип АТС 7-го поколения с укороченными выступами на торцах. Представитель такой модификации был замечен всего один по адресу Брянцева 9. Вероятнее всего это была переходная или пробная модель, с которой пошла вся серия. Окошки у этого здания заделаны кирпичом.
Рис 39. Здание АТС 7-го поколения с укороченными выступами. Ул. Брянцева 9.
А вот так это здание выглядело в начале 2000-х. Картинка найдена в Интернете, на сайте aboutphone.info
Рис 40. АТС 7-го поколения. Вид в сторону пр. Просвещения. Брянцева 9. Фото начала 2000-х
Сравнивая с современным состоянием, видно, что с кронштейна над лестницей исчез светильник РКУ03-250, Над двойными окошками появилась вентиляционная труба, все здание покрасили, а куст шиповника у стены еще не вырос.
Строят ли сейчас специальные здания под АТС, неизвестно.