бугельный торпедный аппарат что такое
Black Sea
опытный
Крайне интересная тема, пока еще не звучавшая во всяком случае на данном Форуме.
Начнем с наиболее распространенных на настоящий момент ТА.
Торпедный аппарат ДТА-53 предназначен для стрельбы торпедами калибра 533-мм и состоит из собственно торпедного аппарата, устанавливаемого на палубе в диаметральной плоскости корабля, прибора для дистанционного управления поворотом аппарата, электромагнитного пускателя и комплекта торпедозагрузочных средств, включающего тележку, лебедку, грузовой бугель, хвостовой зацеп и другие приспособления.
Труба представляет собой свальцованный и сваренный из листов алюминиево-магниевого сплава цилиндрический корпус с приваренными внутри четырьмя направляющими дорожками, одна из которых, верхняя, Т-образная, и двумя обтюрирующими кольцами, расточенными под калибр 533 мм. Она снабжена передней вышибной и задней, закрываемой кремальерным замком, крышками. Снаружи имеются приварыши, к которым крепится патронник, предназначенный для размещения и сжигания порохового заряда. Продукты сгорания пороха выталкивают торпеду, придавая необходимые параметры вылета ее из трубы. Имеется также прибор установки режимов электрических торпед и прибор установки глубины (он отключается от торпеды пороховыми газами, образующимися в патроннике при выстреле).
Система поворота состоит из платформы с основанием, редуктора, механизма ручного поворота, системы центральной смазки, элементов ограничения поворота, прибора дистанционного управления, магнитного пускателя и электродвигателя. Система обеспечивает поворот торпедного аппарата из походного положения в боевое, а также поворот аппарата в сторону для загрузки (выгрузки) торпед.
Бугельный торпедный аппарат что такое
История подводных лодок 1624-1904
Древние мыслители разделяли царство природы на четыре части: землю, воздух, воду и огонь. С огнем они связывали фантастических существ — саламандр, а три остальных элемента имели вполне реальных обитателей. Вода принадлежала рыбам, воздух — птицам, земля человеку и всем остальным животным.
Однако люди с незапамятных времен стремились летать в воздухе как птицы и плавать в море подобно рыбам. Нужные для этого органы, отсутствующие у них (крылья, жабры, плавники и прочее), люди старались заменить искусственными приспособлениями. Например, уже на очень ранних этапах своего развития человек научился передвигаться по воде с помощью плотов и лодок, сделанных из коры, тростника, древесных стволов, звериных шкур. Позже лодки превратились в корабли, поначалу гребные, затем парусные.
Возможность переплывать моря произвела гигантский переворот в истории человеческой цивилизации. Достаточно вспомнить плавания эллинов по Средиземному морю в античности, а также колонизацию Америки в Новое Время. Но помимо морских далей, человек стремился и в глубины морей. Во-первых, его привлекали богатства подводного царства: жемчуг, кораллы, губки, водоросли, рыба, грузы в трюмах затонувших кораблей. Во-вторых, люди всегда искали новые способы уничтожения себе подобных.
Невозможно установить, кого первым посетила мысль о создании судна, способного погружаться в глубину вод и всплывать на поверхность, а также самостоятельно перемещаться под водой. Достоверно известно лишь то, что в полном соответствии с Библией, «в начале было слово».
В 1578 году англичанин Уильям Бэрн опубликовал книгу, где впервые изложил основы теории подводного плавания. Как выразился один наш современник, «Бэрн сразу изобрел все». Это не совсем так, однако проницательность английского мыслителя действительно ошеломляет.
Он четко объяснил главное: погружение судна в глубину происходит благодаря изменению положительной плавучести на отрицательную, а всплытие на поверхность — путем превращения отрицательной плавучести в положительную. Обе эти процедуры способны обеспечить балластные цистерны, размещенные в корпусе судна. Сам корпус должен быть водонепроницаемым и обладать герметично закрывающимися люками. Людям, находящимся под водой внутри судна, необходимо постоянно подавать свежий воздух для дыхания.
Первую подводную лодку, способную не только погружаться, но и плыть в погруженном положении, построил в 1624 году голландский естествоиспытатель Корнелис Ван Дреббель, живший в Англии. Весьма примечательно, что уже эта первая подводная лодка предназначалась для истребления вражеского флота. За ней последовали субмарины других изобретателей. За редкими исключениями, почти все они создавались в военных целях.
В четырехвековой истории подводных лодок можно выделить десять выдающихся дат, своего рода «верстовых столбов» данной отрасли судостроения. Эта десятка включает в себя следующие события:
Первое изложение основ теории подводного плавания (1578 г.; У. Бэрн).
Первая подводная лодка (1624 г.; К. Ван Дреббель).
Первый металлический подводный аппарат (1692 г.; Д. Папен).
Первая подводная лодка с балластными цистернами, средствами навигации, специальным вооружением (1776 г.; Д. Бушнелл).
Первая подводная лодка с гребным винтом, раздельными двигателями для надводного и подводного хода, запасом сжатого воздуха, горизонтальными рулями (1800 г.; Р. Фултон).
Первая подводная лодка с механическим двигателем (1854 г.; П. Пайерн).
Первая подводная лодка с раздельными механическими двигателями для надводного и подводного хода (1863 г.; Алстит).
Первая двухкорпусная подводная лодка (1866 г.; Барбур).
Первая торпедная подводная лодка (1881 г.; Д. Холланд).
Первая дизель-электрическая подводная лодка (1904 г.; М. Лобёф).
Наибольшую известность среди старинных субмарин[1] получили три конструкции американских изобретателей. Прежде всего, это «Черепаха» Дэвида Бушнелла (1776 год) и «Наутилус» Роберта Фултона (1800 год). Они не только довели свои детища до завершения, но и смогли провести практические испытания их боевых возможностей. Третьей знаменитой субмариной далекого прошлого является «Ханли». Именно она во время гражданской войны 1861-65 гг. в США потопила шестовой миной паровой корвет «Хаусатоник». И хотя эта атака 14 января 1864 года стала первой и последней для «Ханли» и ее мужественного экипажа, сам факт потопления большого корабля (1200 тонн) крохотным суденышком доказал скептикам, что подводные лодки являются не курьезом технической мысли, а перспективным видом морских вооружений.
Именно в это время благодаря самоотверженным усилиям целого ряда конструкторов во Франции, США, Великобритании, Германии, Италии, России, появились подводные суда, ставшие прообразом современных субмарин. Они сочетали в себе, с одной стороны, небольшие габариты и относительную простоту устройства, с другой — скрытность действий при сравнительно мощном вооружении.
В то же время отсутствие опыта боевого использования субмарин, их техническое несовершенство, низкая мореходность заставляли командование военных флотов всех ведущих морских держав смотреть на них с большим недоверием и скептицизмом. Тем не менее, после русско-японской войны 1904–1905 гг. целесообразность и перспективность включения подводных лодок в состав боевых флотов стала настолько очевидной, что все наиболее крупные флоты начали ими обзаводиться.
К 1904 году Холланд и Лейк в США, Лобёф во Франции создали три боеспособные субмарины принципиально различных типов. Инженеры-судостроители других промышленно развитых стран вскоре последовали за ними. При этом одни копировали устройство «Фултона» Холланда, другие считали «Нарвал» Лобёфа образцом, наиболее достойным для подражания, третьи ориентировались на «Протектор» Лейка, четвертые старались брать все, что считали нужным, из конструкций этих знаменитых подводных лодок.
Но поистине революционным изобретением стала торпеда Уайтхеда — самодвижущаяся мина с пневматическим двигателем, сконструированная в 1866 году. Она позволила небольшим судам успешно атаковать крупные корабли, причем не только стоявшие на якоре, но и находившиеся в движении. Именно торпеда Уайтхеда сделала подводные лодки по-настоящему грозным средством морской войны.
Истории развития подводных лодок с самых ранних времен до начала XX века посвящена эта книга.
Часть I. Погрузиться несложно, удастся ли всплыть? (От Уильяма Бэрна до Карла Шильдера)
Глава 1. Первые упоминания о подводных лодках
В древности технические средства для спуска людей под воду и работы на глубине были чрезвычайно примитивными. Первое упоминание о таком средстве можно найти у древнегреческого историка Геродота.
По всему тексту данной книги термины «подводная лодка» (перевод немецкого термина «unterseeboot» и «субмарина» (калька английского слова «submarine») употребляются как тождественные.
Торпеда – самодвижущаяся морская мина
История создания торпеды
Надобность в таком вооружении появилась после создания подводных лодок. В это время использовались буксируемые или шестовые мины, которые в подводной лодке не несли требуемого боевого потенциала. Поэтому перед изобретателями встал вопрос о создании боевого снаряда, плавно обтекаемого водой, способного самостоятельно передвигаться в водной среде, и который будет способен топить вражеские подводные и надводные суда.
Когда появились первые торпеды
Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.
В 1865 году, российский ученый И.Ф. Александровский, предложил свою модель самодвижущейся мины. Но воплотить в жизнь данную модель стало возможным лишь в 1874 году.
В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.
Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.
Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.
Устройство торпедного аппарата
Как можно понять из названия, торпедный аппарат – это механизм, предназначенный для выстрела торпедами, а также для их перевозки и хранения в походном режиме. Этот механизм имеет форму трубы, идентичной размеру и калибру самой торпеды. Существует два способа стрельбы: пневматический (с использованием сжатого воздуха) и гидропневматический (с использованием воды, которая вытесняется сжатым воздухом из предназначенного для этого резервуара). Установленный на подводной лодке, торпедный аппарат представляет собой неподвижную систему, в то время как на надводных судах, аппарат возможно поворачивать.
Принцип работы пневматического торпедного аппарата такой: при команде “пуск”, первый привод открывает крышку аппарата, а второй привод открывает клапан резервуара со сжатым воздухом. Сжатый воздух выталкивает торпеду вперед, и в это же время срабатывает микровыключатель, который включает мотор самой торпеды.
Для пневматического торпедного аппарата ученые создали механизм, способный замаскировать место выстрела торпеды под водой – беспузырной механизм. Принцип его действия заключался в следующем: во время выстрела, когда торпеда прошла две трети своего пути по торпедному аппарату и приобретала необходимую скорость, открывался клапан, через который сжатый воздух уходил в прочный корпус подводной лодки, а вместо этого воздуха, за счет разности внутреннего и внешнего давления, аппарат заполнялся водой, до того момента, пока давление не уравновесится. Таким образом, воздуха в камере практически не оставалось, и выстрел проходил незамеченным.
Необходимость в гидропневматическом торпедном аппарате возникла, когда подводные лодки стали погружаться на глубину более 60 метров. Для выстрела было необходимо большое количество сжатого воздуха, а он на такой глубине был слишком тяжелый. В гидропневматическом аппарате выстрел совершается за счет водного насоса, импульс от которого и толкает торпеду.
Виды торпед
В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.
В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.
В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.
Суперкавитационная торпеда
Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:
Практически 30 лет не существовало торпеды способной противостоять в совокупности характеристикам “Шквала”. Но в 2005 году Германия предложила свою разработку – суперкавитационную торпеду под названием “Барракуда”.
Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.
Носители торпедного оружия
Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.
Тяжелые торпедные катера представляли собой большие военные корабли с водоизмещением до 200 тонн, которые мы привыкли называть эсминцами или минными крейсерами.
В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.
В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.
На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.
Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.
Современные виды торпед
Если рассматривать советские военно-морскую оружейную промышленность, то на данный момент, в плане торпедных установок, мы отстаем от мировых стандартов примерно на 20-30 лет. Со времен “Шквала”, созданного в 1970-ых годах, Россия не сделала никаких крупных сдвигов вперед.
Одной из самых современных торпед России является боеголовка, оснащенная электрическим двигателем – ТЭ-2. Ее масса порядка 2500 кг, калибр – 533 мм, масса боевого заряда – 250 кг, длина – 8,3 метра, а скорость достигает 45 узлов при дальности действия порядка 25 км. Помимо этого, ТЭ-2 оснащена системой самостоятельного наведения, а срок ее хранения составляет 10 лет.
По некоторым данным торпеда “Футляр” должна поступить на вооружение уже в 2018 году. Все ее боевые характеристики не раскрываются, но известно, что дальность ее действия составит примерно 60 км при скорости в 65 узлов. Боеголовка будет оснащена тепловым пропульсивным двигателем – системой ТПС-53.
В это же время, самая современная американская торпеда Mark-48 развивает скорость до 54 узлов при дальности действия 50 км. Данная торпеда оснащена системой многократной атаки, если она потеряла цель. Mark-48 подвергался модификации с 1972 уже семь раз, и на сегодняшний момент, он превосходит торпеду “Физик”, но проигрывает торпеде “Футляр”.
Немного уступают по своим характеристика торпеды Германии – DM2A4ER, и Италии – Black Shark. При длине порядка 6 метров, они развивают скорость до 55 узлов при дальности действия до 65 км. Масса их составляет 1363 кг, а масса боевого заряда – 250-300 кг.
Как наводились на цель торпеды
Пару недель назад второй раз смотрел фильм «Последняя подводная лодка Гитлера». Там рассказывалось о плавании немецкой субмарины, которая везла секретный груз в Японию, и её сопровождали японские морские офицеры. Но я не о фильме хочу написать, а об одной из сцен фильма. Узнав по радио, что Германия капитулировала, немецкая подводная лодка всплыла, подняв белый флаг, т.е. показывала, что сдается американскому эсминцу. Но из-за действий одного нациста-фанатика старпом лодки произвел торпедный залп по эсминцу и потопил его. Ничего особенного вроде, за исключением одного – оба корабля стояли параллельно друг другу. Как могла немецкая торпеда описать полукруг и попасть в эсминец, к тому же не имела традиционные пузырьки на поверхности, как у большинства советских торпед? Раньше я видел фильмы, когда подводники стреляли торпедами по судам, находящимся в передней полусфере. Я подумал, что создатели фильма что-то напутали. Но ошибался я. Шел май 1945 года, официально Германия подписала капитуляцию, поэтому и субмарина всплыла, чтобы сдаться союзникам. И я не знал, что к этому времени у немцев уже были очень совершенные торпеды. Вот о них и пойдет речь ниже.
Помимо разности режимов хода, торпеды Т2, в отличие от Т1, во время похода требовалось время от времени осматривать, из-за чего первоначально при выходе лодки из базы в торпедные аппараты заряжали паро-газовые Т1. В противном случае, команде приходилось время от времени изымать «угри» (так подводники прозвали торпеды) из аппаратов, проверять ее, и заряжать снова. В среднем, зарядка торпедного аппарата занимала от 10 до 20 мин. Заряжались торпеды вручную, с помощью подъемников, перемещавшихся по специальной балке.
Торпедные аппараты на немецких субмаринах по тактико-техническим данным не сильно отличались от аппаратов союзников, но при этом имели ряд особенностей — в частности, выталкивание самой торпеды осуществлялось специальным пневматическим поршнем (а не сжатым воздухом), что было важно для маскировки подлодки после выстрела (система беспузырной торпедной стрельбы).
Немецкие аппараты были способны выпускать торпеды с глубин до 22 м, торпеда была способна занять заданную глубину хода, а затем и изменить курс хода. Торпедой, подобной Т2, союзники смогли обзавестись только к середине войны.
Помимо торпед, особенно в начале войны, немецкие подводные лодки использовали и мины. Спроектированные специально под торпедный аппарат, они выпускались подлодкой, после чего в эти же аппараты заряжались торпеды, и лодка продолжала свой патруль.
Использовались мины типа ТМВ и ТМС, отличающиеся друг от друга только длинной (в один аппарат помещалось либо три ТМВ, либо две ТМС). Мины имели магнитный взрыватель, в 1940 г его заменили на акустический, а с сентября 1941 г стали использовать магнитно-акустический.
Торпеды имели различные скоростные характеристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44-, 40- и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12 500 м соответственно (позднее дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м). G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым ходом, но к 1939 г. эти показатели возросли до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (T3a), в которой дальность удалось довести до 7500 м 29–30-узловым ходом. Обычный боекомплект „семерки“ в начале войны состоял из 10–12 G7e и 2–4 G7a.
Весной 1944 г. германское командование приняло на вооружение торпеду с прибором маневрирования LUT. По сравнению с предшественником новый прибор имел возможность двукратной установки поворотов по прохождению прямых участков траектории. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а из любой позиции. Длина участка „змейки“ могла изменяться в любых диапазонах от 1 до 1600 м. Скорость торпеды во время прохождения „змейки“ была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м. Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и СРП ограничили количество лодок, подготовленных к использованию LUT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подлодки выпустили всего более чем 10 000 торпед, из них только 70 торпед были оборудованы LUT. Видимо, именно такая субмарина и торпеда были в фильме, с которого я начал свое повествование.
Другой метод неприцельной стрельбы был реализован в самонаводящихся акустических торпедах. Торпеда, созданная на основе G7e, получила обозначение T4 „Фальке“. Она имела 7500-метровую дальность хода при скорости в 20 узлов… Дальнейшим развитием T4 явилась торпеда T5 „Цаункёниг“. За счет оснащения ее более совершенным взрывателем и прибором самонаведения (улавливал шум винтов корабля, идущего на скорости от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м) удалось значительно снизить вес и повысить скорость торпеды… С апреля 1944 г. штатный боекомплект лодок состоял из 3 торпед T5, 5 торпед LUT в носовом отсеке и 2 торпед T5 в кормовом.
Попытки немцев исправить положение принятием на вооружение новой модификации „Цаункёнига“ T11 с помехозащищенным прибором самонаведения не дали ожидаемых результатов. По послевоенной статистике, использовав до конца войны около 640 торпед T5 и T11, немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным — 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей Советского ВМФ), что составило всего 9 % от общего числа выпущенных — значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих торпед в начале Второй мировой войны».
В результате проведенных в 1920-х годах исследований немецкий инженер Гельмут Вальтер пришел к выводу, что в присутствии подходящего катализатора перекись водорода способна распадаться на кислород и водород и может быть использована для создания двигателя, работавшего на однокомпонентном топливе. Такие двигатели были особенно перспективны для использования на подводных лодках и торпедах, поэтому Вальтер по заданию морского отдела рейсхвера строит действующий прототип парогазовой турбины, названной в последствии его именем. Использование турбины Вальтера на подводных лодках встретило немало трудностей, но на торпедах этот двигатель использовался достаточно широко.
Первой торпедой, оснащенной турбиной Вальтера стала модель G7ut TVII Steinbutt, которая обладала феноменальной скоростью 45 узлов. Но практическое применение данных торпед было усложнено проблемами с баллистикой, поэтому вскоре был разработан модифицированный вариант, модель G7ut TVIII Steinbarsch, но она поступила на вооружение в апреле 1945 года и в боевых условиях не применялась, как и вариант G7ut TIX Goldbutt для сверхмалых подводных лодок, и его модификации, удлиненная G7ut TXIII K-Butt и укороченная G5ut Goldfisch.
Торпеды с турбиной Вальтера могли произвести настоящую революцию в подводной войне, но из-за технических сложностей появились слишком поздно, чтобы оказать значительное влияние на ход боевых действий.
Помимо серийных образцов, в Германии было разработано множество экспериментальных торпед, а также нереализованных «бумажных» проектов.
Для сверхмалых подводных лодок разрабатывалась парогазовая торпеда G7a TXIV, которая отличалась от модели G7a TI возможностью изменения плавучести.
Несколько проектов торпед разрабатывались для исследования возможностей двигателей: G7t, G7u Klippfisch и G7ut Schildbutt с турбиной Вальтера, G7m с газолиновым двигателем замкнутого цикла, G7p с магний-углеродными и цинковыми аккумуляторами, G7ur Hecht и G7ur Mondfisch с ЖРД. Множество экспериментов велось с система управления торпед. Модель G7es Lerche оснащалась обычным сонаром, но принятые им сигналы транслировались на борт подводной лодки, где оператор мог вручную управлять движением торпеды. Модели G7es Geier I и G7es Geier II оснащались активным гидролокатором самонаведения и системой дистанционного управления. Разработка велась совместно с программой Люфтваффе, которые в итоге были готовы принять свой вариант торпеды, получившей название Pfau, на вооружение. В Кригсмарине остались недовольны полученными результатами и продолжили работы над вариантом G7es Geier III. Системой акустического наведения оборудовалась экспериментальная парогазовая торпеда G7as. Остальные проекты, как правило, остались не реализованы, в том числе проект Zaunbutt с акустическим наведением и телеуправлением и его вариант неуправляемый вариант Taube, Ackermann, Fasan и Ibis с активным сонаром и M;rchen с магнитным наведением.
При прочтении этого материала у читателя может возникнуть впечатление, что роль экипажа сводилась лишь к команде командира «залп» и нажатию в торпедном отсеке на соответствующую кнопку. Но это не так. Все координаты цели вводились в автомат торпедной стрельбы, расположенный рядом в перископом, глядя в который, командир определял параметры цели и давал команды подчиненному. Можно было атаковать и не поднимая перископ, но тогда требовались хорошие гидроакустики, которые определяли пеленг на цель.
Приведенные мной материалы свидетельствуют о том, что в Германии проводились широкие научные исследования с целью повышения качества и меткости поражения торпедами судов противника. Это дало возможность немецким подводникам в первый период войны чуть не поставить на колени Британию, почти блокировав её снабжение из колоний и дружественных стран. Но вступление в войну США с их огромным промышленным потенциалом позволило переломить ход неудачно складывающейся битвы за Атлантику, и в результате Германия потерпела поражение и на суше, и на море. Особенно тяжелые потери имел подводных флот, в котором погибло за годы войны 75% подводников. Такие потери не имел ни один род войск.
После гибели в мае 1941 года линейного корабля «Бисмарк» Гитлер запретил своим адмиралам рисковать линкором «Тирпиц» и менее крупными линкорам «Шарнхорс» и Гейзенау», поэтому всю тяжесть борьбы на море несли немецкие подводники. Развитию субмарин уделялось огромное внимание, в отличие от союзников, у которых в достатке было и крупных кораблей, и авианосцев, которые стали доминировать на море. А подводных флот и Англии, и США, да и советский, не мог похвастать большими успехами. И одной из причин этого были не очень хорошие торпеды подводников союзных флотов.
Сразу хочу отметить, что львиную долю информации я почерпнул из книги М.Морозова и В.Нагирняка «Стальные акулы Гитлера. Серия VII».