будуар императрицы что это
Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце
В 1841 году к бракосочетанию цесаревича Александра Николаевича и великой княгини Марии Александровны на втором этаже юго-западной части Зимнего дворца была устроена «новая половина наследника». Жилые апартаменты молодой супружеской четы, созданные по проекту А. П. Брюллова, отличались простотой и изысканностью. Одним из любимых помещений Марии Александровны и её семьи стал Будуар (нынешний зал № 306). Интерьер комнаты был решён в холодных тонах. Стены обтянуты шёлком с синими узорами на светлом фоне, такой же тканью обита мебель, созданная в мастерской знаменитого мастера Гамбса. Будуар, как и другие помещения на половине цесаревны, украшали картины, которые на время приносили из залов Эрмитажа, а потом заменяли другими. В первые счастливые годы своего супружества Мария Александровна и Александр Николаевич любили проводить здесь время за чаепитием или за чтением книг. Поскольку на половине великой княгини не было собственной библиотеки, она распорядилась устроить книжные полки на небольшой лестнице, соединяющей Будуар с покоями первого этажа. Это помещение также выполняло функцию кабинета, в котором Мария Александровна писала письма родным, читала, отдыхала. Нередко в Будуаре великая княгиня устраивала поэтические вечера, на которые собирались известные литераторы. Здесь бывали П. А. Вяземский, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев и, конечно же, учитель цесаревны В. А. Жуковский, прививший ей интерес к русской словесности и истории. Переживая счастливый период своей жизни в Зимне.
Эдуард Петрович Гау. Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. 1850-е гг.
Эдуард Петрович Гау. Будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г.
Антон Хэниш. Портрет цесаревны Марии Александровны. 1847 г.
Михай Александрович Зичи. Приём у императрицы Марии Александровны, сидящей на диване в окружении придворных дам. 1859 г.
Экспонаты
Робертсон, Кристина. Портрет великой княгини Марии Александровны, около 1850 г.
Винтерхальтер, Франц Ксавер. Портрет императрицы Марии Александровны. 1857 г.
Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Будуар великой княгини Марии Александровны. 1850-е гг.
Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г.
Робертсон, Кристина. Портрет великой княгини Марии Александровны. 1850 г.
Гау, Эдуард Петрович. Виды залов Зимнего дворца. Кабинет императора Александра II. 1850-е гг.
Портрет наследника престола великого князя Александра Николаевича и его жены, великой княгини Марии Александровны, середина XIX в.
Робертсон, Кристина. Портрет великой княгини Марии Александровны. 1849 г.
Нужны услуги строителей?
Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки
Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта
Интересуют цены на работу?
более чем 900 видов работ
ценовые предложения с разбивкой по городам
быстрый поиск по исполнителям
список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе
Перейти к расценкам на работы
Нужны стройматериалы?
никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов
автовыделение самого выгодного предложения
статистический срез по предложениям всех поставщиков
По теме:
Другие интересные публикации:
Поддержи проект, поделись с друзьями!
О Будуаре императрицы, а также о советской власти. Каково назначение Будуара, кто участвовал в создании Будуара императрицы. Убранство Будуара.
В прошлый раз мы закончили рассказ о Туалетной императрицы Марии Фёдоровны и познакомились с интерьером Спальни.
Сегодня мы снова будем «ходить» по комнатам Павловского дворца и любоваться их убранством. Возможно, кое-какие элементы интерьера смогут вдохновить обладателей загородных домов на создание в их жилищах чего-то подобного.
Прежде чем «войти» в Будуар императрицы (а именно с рассказа об этом помещении мы собирались начать сегодняшнюю встречу), мы обратимся к словарям. В Словаре Ушакова о будуаре сказано, что это – «туалетная, она же приемная дамская комната в богатом доме. || Обстановка, мебель такой комнаты».
В «Википедии» говорится, что «термин «будуар» появился в XVIII веке. Будуар исторически сложился как часть комнат, принадлежащих женщине, для купания, одевания. Там находилась её спальня. Будуар можно считать аналогом кабинета для мужчины. В более поздние периоды будуары использовали для создания предметов искусства, посвященных женщине (скульптура, живопись), а также для интимных утех».
Вот теперь, когда мы имеем представление о характере этого помещения, можно «войти» в Будуар императрицы.
Посетители Будуара, как правило, восклицают: «Какая роскошь!» И это не просто дань уважения великим архитекторам. Будуар, действительно, роскошен, о каком бы его элементе ни шла речь. При детальном рассмотрении того или иного фрагмента интерьера понимаешь, сколько труда было вложено в создание данного архитектурного шедевра. Причем, всё это великолепие «появилось на свет» не только благодаря мастерам XIX века, но и благодаря нашим современникам – реставраторам Павловского дворца.
Первоначальный проект зала принадлежал Ч. Камерону, но в процессе работы был существенно изменен В. Бренной, закончившим этот зал в 1791 году. Будуар первоначально был обставлен резной золоченой мебелью французской работы, обшитой лионским шелком с изображением цветов ириса. Чтобы в этом небольшом зале создать ощущение единого пространства, в мебельном гарнитуре преобладали табуреты (мебель без спинок). Занавеси на дверях украсили бордюры с аналогичным рисунком ирисов».
Пожар 1803 года не пощадил многие шедевры дворца, в том числе и мебельный гарнитур. Но Русь всегда славилась мастерами, и в Петербурге был изготовлен «новый гарнитур (согласно тому же источнику) в стиле ампир, в котором опять преобладали табуреты… На застекленные двери, ведущие на балкон, после пожара 1803 года были повешены занавеси «белые, обшитые бордюром, шитым по канве синего колера шелками». Люстра, «синяя с хрустальными гирляндами и подвесками о пяти свечах», была заменена на стеклянный светильник в форме античной масляной лампы, сделанный специально для этой комнаты по проекту А. Воронихина.
В следующий раз мы закончим разговор о Будуаре императрицы, после чего «перейдем» в Кавалерский зал дворца.
Красивая жизнь: покои императрицы Марии Александровны
Каждая из комнат анфилады Зимнего дворца, выполненной в стиле историзма, имела собственную тему и отражала характер императрицы.
Начало жизни во дворце
Будущая императрица Мария Александровна приехала в Петербург в сентябре 1840. Невесту Александра Николаевича встречали радушно и отвели ей покои на первом этаже Зимнего дворца с видом на Неву. В письмах родственникам гостья с восторгом описывала обставленные специально для нее комнаты. В них Марии Александровне предстояло жить до свадьбы.
Бракосочетание состоялось в апреле 1841. После этого бывшая принцесса Гессенская, великая княгиня Мария Александровна расположилась в покоях, приготовленных для нее в бельэтаже дворца. Белый зал, Золотая гостиная, Зеленая столовая, Малиновый кабинет, Будуар и Синяя спальня отныне принадлежали цесаревне. Помещения были отреставрированы в середине XX века и открыты для посещения в главном музейном комплексе Государственного Эрмитажа.
Интерьеры в стиле историзма
Знаменитые интерьеры были выполены по проектам Александра Павловича Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. В 50-е и 60-е годы XIX века Мария Александровна пожелала изменить убранство, и отделкой комнат занялись знаменитые архитекторы Андрей Иванович Штакеншнейдер и Гаральд Андреевич Боссе. Интерьеры были выполнены в стиле историзма, который в то время царил в архитектуре. Это направление старалось воспроизвести черты стилей прошлого, иногда полностью копируя знаменитые образцы. Неороманский стиль в США и Канаде, неоготика в Англии, неоренессанс и необарокко во многих других странах — все они обращались к «большим стилям» прошлого. За смешение множество разных черт историзм часто оценивали негативно и называли «эклектикой». В Германии мастерами этого стиля считаются, например, Лео фон Кленце и Готфрид Земплер, во Франции — Эжен Виолле-ле-Дюк, в Австрии — Отто Вагнер, а в России — Николай Леонтьевич и Леонтий Николаевич Бенуа.
Черты историзма в покоях Марии Александровны видны невооруженным взглядом: в первую очередь бросается в глаза оформление анфилад. Во времена барокко и классицизма украшения комнат могли различаться, но в итоге все равно складывались в общую картину. Историзм отвергал старые правила и предлагал каждое помещение оформлять особенным образом, вне зависимости от сочетания стиля, формы и даже цвета с соседними комнатами. Так у каждого зала появилось собственное убранство, в зависимости от того, чем в этой комнате занималась будущая императрица.
Туалетная комната
Туалетная комната служила Марии Александровне также и кабинетом. От кабинета Александра она была отделена лишь библиотекой и комнатой камердинера. Покои были оформлены в розовых оттенках, позже обивку изменили на светло-лиловую. Стены были обтянуты шелком с растительным узором, этой же тканью была обита мебель, из нее были выполнены портьеры, ширма и драпировка. Здесь же висели несколько портретов — Александра Николаевича, Николая I и брата Марии Александра Гессенского.
Ванная и кислородная комната
Ванная цесаревны была выполнена в голубых тонах с растительным орнаментом, камин украшали лепниной барельеф и две кариатиды. Мебель была выполнена из клена, столик стоял на небольшой витой колонке с тремя ножками в виде львиных лап. Выделялась своим оформлением ширма, стоящая под окном: на ней были высечены цветы, птицы и бабочки и стояло имя итальянского мастера, выполнившего ее. В целом при создании убранства ванной комнаты Александр Брюллов явно вдохновлялся архитектурой любимой им Италии.
Спальня
Спальня будущей императрицы была отделана в светло-голубых тонах, несколько позже стены обтянули более темной синей тканью. Оформление было выполнено местами в стиле ренессанса, но многие черты были также характерны и для эпохи классицизма. После ремонта Мария Александровна особенно восхищалась малиновым ковром и киотом с образницей, созданным по рисункам Олсуфьева, гофмаршала двора цесаревны.
Обставлена спальня была мебелью в стиле «буль»: так называли особый декоративный стиль, по имении его создателя французского мастера Андре-Шарля Будя. Он прославился благодаря искусным инкрустациям из латуни, бронзы, панциря черепахи. Такую мебель нередко подделывали, используя более дешевые аналоги материалов, но почти все убранство в комнатах цесаревны было подлинным. Рядом со спальней была оборудована небольшая комната, которую прозвали «кислородной»: в ней Марий Александровна лечилась, вдыхая травяные отвары и щелочные пары.
Будуар
Больше всего Мария Александровна любила свой будуар, где она часто пила чай с супругом и беседовала с детьми. Поначалу он был оформлен в светлых тонах и украшен голубыми и золотыми орнаментами. Затем будуар переделали и оформили в стиле второго рококо: появился альков с аркой и кариатидами, гранатовую обивку стен украсили причудливые растительные орнаменты.
Малиновый кабинет
Малиновый кабинет цесаревны отделывали дважды. Кабинетом эту комнату называли из-за большого письменного стола, на деле же Мария Александровна принимала здесь гостей, слушала чтение вслух и занималась вязанием, пока ее муж тут же играл в карты. Стены были обиты малиновой тканью — отсюда и цвет в названии — а потолок был украшен золочеными арабесками.
Вторая отделка значительно изменила облик кабинета. После ремонта кабинет украшали шедевры живописи, которые до сих пор хранятся в Государственном Эрмитаже: например, «Мадонна Литта» Да Винчи. Некоторое время малиновый кабинет служил и столовой: здесь обедали в узком семейном кругу.
Золотая гостиная
Золотую гостиную Мария Александровна с гордостью описывала своим родственникам, рассказывая, что она оформлена подобно тронным залам баварских королей. Из окон комнату заливало солнце. Ее украшал большой мраморный камин с мозаикой, белые стены из искусственного мрамора и вызолоченная мебель. Особенно выделялись столики с мозаичным набором. Здесь тоже часто обедали — но уже в большой компании.
Столовая
Настоящую столовую вскоре тоже оборудовали — ее назвали зеленой столовой. Ее устроили между белым залом и золотой гостиной, и справиться со своей задачей архитектор должен был в сжатые сроки: пока царская семья летом отсутствовала во дворце. Светло-розовая и светло-зеленая отделка с позолотой, многочисленные растительные орнаменты — архитектору Штакеншнейдеру удалось удивить монарших особ.
Белый зал
Завершает анфиладу белый зал. Сама цесаревна не уделяла его описанию большого внимания: она лишь рассказывала о большом белом зале с итальянскими статуями. Поначалу кажется, будто помещение выполнено в элементах классицизма, однако построение пространства намного более сложное. Оформление также вызывает ассоциации с базиликами Древнего Рима.
Каждая из комнат Марии Александровны имела собственный характер, но все они, по воспоминаниям современников, отражали вкусы и взгляды их хозяйки, которая славилась тонким вкусом и, как писал баварский король Людвиг II, была «осенена ореолом святой».
Смотритель. Апартаменты императрицы Марии Александровны
Что же там, за дверью будуара императрицы? Путешествие по покоям супруги Александра II Освободителя.
В рамках экскурсии Ксения Басилашвили и Татьяна Семёнова, старший научный сотрудник Эрмитажа и хранитель западноевропейской мебели, представили апартаменты супруги императора Александра II и рассказали о нелёгкой судьбе императрицы. Текст основан на выдержках из интервью.
Жизнь Марии Александровны
Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская, по слухам, была лишь приёмной дочерью небогатого немецкого герцога Людвига II Гессенского. Она не входила в список потенциальных невест будущего императора Александра II. Не одобрялась его родителями, особенно матерью. Но впервые встретивший её в оперном театре, цесаревич Александр Николаевич впоследствии выбрал своей супругой именно принцессу Гессенскую. Тогда ей было всего лишь 14 лет. Уже в 1840 году юная принцесса очутилась в Зимнем дворце, где начала готовиться к свадьбе и постепенно влиять на местный интерьер.
Очутившись во дворце, Мария Александровна, выросшая в маленьком и скромном замке в пригороде Дармштадта, Хайлигенберге, пришла в восхищение. Она восхищалась не только самим Зимним дворцом, но и всем Петербургом, величием Невы. И всё же несмотря на радость, с которой девушка впервые вошла в Зимний дворец, её дальнейшую жизнь в нём нельзя назвать абсолютно счастливой.
Несмотря на невзгоды и краткий срок жизни, Мария Александровна была очень деятельным, образованным человеком, попечителем и меценатом. Ей посвящали стихи ведущие поэты, такие как Тютчев и Вяземский.
Туалетная комната
Изначальный интерьер туалетной комнаты плохо сохранился. В неприкосновенности остались лишь роспись сводов и фриза. Верхняя часть нынешнего интерьера — это подлинная часть, которая относится к сороковым годам XIX века. Однако роспись появилась не сразу. Росписи же художника Друллингера с видами пригородов возникли во время второй стадии отделки комнат. Гардеробную, как и остальную часть апартаментов Марии Александровны, нередко переделывали.
Туалетная комната, или же гардеробная, была достаточно многофункциональной. Во-первых, здесь императрица переодевалась, в комнате располагались шкафы с костюмами и платьями. Во-вторых, туалетная также использовалась для ведения переписок. В ней стояли столы, кресла, стулья. Часто разница между гостиной, кабинетом и туалетной была минимальной.
Ванная
Ванная представляет собой помещение небольшого размера, но важность её для Марии Александровны высока. Дело в том, что травяные и минеральные ванны были крайне необходимы императрице для облегчения её болезни. Кроме того, в комнате располагались аппараты для лечения.
При жизни императрицы в ванной располагались диваны и столик производства фабрики Петра Гамса. Они представляли собой место, где Мария Александровна могла отдохнуть после ванны. Отделка комнаты подлинная, она была сделана по проектам Александра Брюллова, а Александр Брюллов был увлечён Помпеями. Отсюда и античные мотивы.
В настоящий момент на месте мраморной ванны стоит ваза.
Синяя спальня
Интерьер синей спальни императрицы был создан архитектором Брюлловым, однако и сама Мария Александровна имела большое влияние в вопросах оформления. Стоит отметить, что комната называется синей, потому что стены были затянуты синим шёлком. Другой примечательной её чертой является меблировка. Согласно вкусу Марии Александровны, опочивальня была меблирована большим количеством мебели в стиле буль. А Буль — это фамилия легендарного мебельного мастера эпохи Людовика XIV XVII века. Этот мастер работал, украшая мебель черепаховым панцирем. И не просто черепаховым панцирем, но ещё инкрустацией. Подлинной мебели XVII века в этом стиле осталось мало, однако существует множество имитаций и работ из черепахового панциря как русских, так и французских мастеров XIX века. Именно в этот период стиль буль вновь вошёл в моду. В настоящее время предметы мебели из опочивальни Марии Александровны, к примеру, стул французского мастера Кайё, хранятся в фондах Старой Деревни.
Сейчас в зале проводятся выставки, преимущественно ювелирного искусства.
Как и во многих других комнатах дворца, в спальне императрицы Марии Александровны присутствует камин. В XIX веке, после пожара 1837 года, камины не являлись основным отоплением, играя скорее декоративную роль. Основным отоплением было аммосовское. Так называемая аммосовская система, когда тёплый воздух распространялся через воздуходувы.
Будуар
Будуар — это комната, которая имеет многофункциональное предназначение. Здесь можно было отдохнуть после завтрака, написать свои письма. Важно заметить, что будуар обязательно должен быть при спальне. У него часто бывает альков. Это помещение сохранило самый полный свой первоначальный вид. У будуара было два варианта отделки. Первый, синий, создавался по проекту Брюллова в 1841 году. Он является неоклассическим.
Второй вариант отделки был создан по проекту архитектора Боссе в 1850-х. Это второе рококо. Этот вариант отделки сохраняется до сих пор. Однако один элемент не дошёл до наших дней. Речь идёт о тяжёлых портьерах, прикрывавших альковную, более интимную часть будуара.
Стоит упомянуть и о гарнитуре. Он является подлинным. Тем, что существовал ещё при жизни Марии Александровны. Однако сохранились только места для сидения, ранее присутствовали и столики. В плане мебели будуар встречает посетителя разнообразием форм и названий. Здесь есть козетка и тет-а-тет, кресла бержер на колёсиках и кресла а-ля Рен со сквозными подлокотниками, канапе и оттоманка, шкафы и зеркала.
Малиновый кабинет
Функциональные особенности малинового кабинета также были плавающими. В кабинете императрица проводила вечерние чаепития с супругом и с братом, занималась с детьми, что можно заметить по некоторым акварелям. Кроме того, Мария Александровна музицировала, в комнате располагался рояль, и, естественно, вела свою переписку. В целом кабинет использовался для общения с довольно узким кругом людей. Обычно для времяпрепровождения с семьёй.
Проект варианта отделки принадлежит Брюллову.
Несмотря на то, что помещение являлось жилым, в нём была расположена масса полотен, находящихся в собственности императора. Например, в малиновом кабинете висела картина «Непорочное зачатие (Уолпола)» Бартоломе Эстебана Мурильо.
В настоящий момент в комнате выставляются временные экспозиции. Так, на исторических витринах, за стеклом, сейчас располагается мейсенский фарфор. Витрины были изготовлены для алмазной комнаты, сокровищницы, существовавшей при Екатерине II. Фарфор, выставленный в малиновом кабинете, был изготовлен в XVIII веке и представлен различными наборами сервизов, в честь каждого из которых созывались приёмы. Нередко фарфоровые сервизы служили в качестве уникальных дипломатических подарков.
К сожалению, в кабинете не присутствует мебель, которая украшала данную комнату изначально.
Золотая гостиная
Самый пышный зал из апартаментов императрицы Марии Александровны был создан в византийском стиле. Он использовался для приёмов. Сама императрица, впервые увидев эту гостиную, пришла в восторг. В письме своему брату она сравнила комнату с тронным залом баварских королей.
Золото всегда присутствовало на его стенах, однако ранее не было сплошного золочения. Оно возникло лишь в 60-х годах XX века. Единственная только разница в том, что тончайший узор был вызолочен, а фоном для этого золотого узора был белый цвет. Создавалась более легкая атмосфера, чем сейчас, поскольку сплошное золочение утяжеляет внешний вид интерьера.
Стоит отметить, что в значительной степени зал и его мебель, гарнитур из сидений сохранились. Мебель выполнена из золоченого дерева, украшена сверху вензелем «М. А.» (Мария Александровна). Однако изменилась ткань на мебели. Первоначально она была малиновая, как и портьеры. И уже в 60-х годах прошлого века её заменили на голубую.
В Золотой гостиной довольно любопытно проводилось Рождество. Каждому из членов императорской семьи выставлялась ель, под каждую из которых складывались подарки. Весь зал превращался в еловый лес.