будет ли в дипломе написано что учился заочно
Чем отличается диплом государственного образца очного обучения от заочного
Обновлено: 24 Сентября 2021
Обычно, говоря о поступлении в вуз и обучении там, имеют в виду очное отделения. При этом, есть и другие формы получения образования (заочное и т.д). Студенты таких отделений часто беспокоятся, как это повлияет на трудоустройство в будущем.
Какие формы обучения применяются в России
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 в статье 17 определяет три базовых варианта получения высшего образования в России – очное, очно-заочное и заочное. Имеет смысл рассмотреть их более подробно.
Очное
При этой форме обучения студент должен ежедневно (кроме выходных, праздников и каникул) посещать лекционные или практические занятия, участвовать в учебных мероприятиях (семинарах, коллоквиумах, конференциях и пр.). Считается что максимальная погруженность в учебный процесс способствует лучшему усвоению материала.
Из всех возможных форм обучения только очная дает возможность получить отсрочку от армии. Студенты заочной, вечерней и дистанционной форм обучения подлежат призыву на общих основаниях. Также студенты очного отделения вуза, поступившие на бюджетные места, имеют право на получение стипендии (при этом, после первой сессии и далее они должны сдавать экзамены только на «хорошо» и «отлично»).
К другим преимуществам получения высшего образования в очной форме относятся возможности:
Сегодня в России на очной форме учатся около 85% студентов.
Очно-заочное
Иначе эту форму обучения называют вечерней. В этом случае у студента есть возможность сочетать работу и получение образования. Базовое обучение проводится несколько раз в неделю в вечернее время после работы, а на период сессии, подготовки и защиты диплома такому студенту по закону полагается отпуск за свой счет.
Заочное
В этом случае учебный процесс происходит только 2 (реже – 3) раза в год, каждая такая сессия занимает по 3-4 недели. В это время студент посещает установочные лекции, сдает необходимые экзамены и выполняет другие установленные учебные процедуры и мероприятия. Преимущество этого варианта в том, что его удобнее сочетать с работой, чем вечернее обучение.
Пишут ли в дипломе форму обучения в вузе
В соответствии со статьей 60 Закона №273-ФЗ, диплом является документом, подтверждающим получение высшего образования. При этом, в нем не указывается форма обучения.
Есть ли различия между дипломами студента вечернего, дневного и заочного обучения
Важно понимать следующий нюанс – в самом документе форма обучения не указывается. Вне зависимости от того, учился студент на очном, заочном или каком-то другом отделении, полученные «корочки» будут одинаковыми. При этом, в приложении к диплому указываются:
Подводя итог, можно сказать, что по самому диплому нельзя определить форму обучения, но ее легко выяснить, заглянув в приложение.
Как относятся работодатели к дипломам разных форм обучения
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Во многих случаях, работодатель не будет изучать приложение, где указана форма обучения, удовлетворившись информацией о полученном высшем образовании и наличии диплома. Как правило, выпускники заочных отделений опасаются, что в конкурентном плане они будут проигрывать тем, кто учился очно. Это не совсем так:
Необходимо понимать и то, что вне зависимости от типа диплома (очного или заочного обучения), при трудоустройстве не менее важное значение будут иметь и другие составляющие. Это может быть:
Вне зависимости от того, будете вы учиться на очном или заочном отделении, Феникс.Хелп сможет помочь вам со студенческими работами.
Форма обучения в дипломе об образовании
Студентов часто интересует вопрос, как в дипломе пишут форму обучения. В России существует несколько форм обучения для изучения специальности. По окончанию ВУЗа студенту выдают документ, свидетельствующий о получении высшего образования. У многих возникает вопрос, указывается ли форма обучения в дипломе, и влияет ли она на его престижность?
Какие формы обучения применяются в России
Самый распространённый способ получения высшего образования в России – прохождение курса лекций очно. Иногда, в силу жизненных обстоятельств, нет возможности закончить ВУЗ таким образом. Для кого-то удобнее получать знания самостоятельно, изредка посещая лекции.
В этом случае университеты предлагают поступить на заочные программы. Дистанционные занятия часто бывают эффективнее обучения по очной форме. Они отличаются между собой и обладают разными достоинствами и недостатками.
Не по всем специальностям есть возможность получить образование заочно. Будущие врачи и медсёстры обязаны посещать занятия в университете.
Выделяют три основных вида заочного получения знаний:
Классическое
Учащиеся имеют возможность не приезжать на ежедневные лекции, посещая только сессии. Университет предоставляет доступ к необходимым материалам. Этот способ помогает совмещать работу и учёбу, но иногда он стоит достаточно дорого. Большинство престижных учебных заведений поддерживают такой вид заочного образования.
Дистанционное
При дистанционном получении специальности студент проводит повышение квалификации через интернет, просматривая лекции и знакомясь с новым материалом. Обязательно приезжать в университет для защиты курсовых работ и сдачи государственных экзаменов. Это идеальный вариант для жителей отдаленных регионов.
Заочно обучаются немного дольше. Если студенту, занимающемуся очно, требуется 5 лет, то заочник, изучающий программу из другого города, потратит на учёбу 6 лет, прежде чем получит заветный диплом.
Указывается ли в дипломе форма обучения
Чем отличаются дипломы с различной формой обучения
Стандарты получения и оформления диплома, свидетельствующего о получении высшего образования, едины для всех. Получаемые документы у очников и заочников не отличаются. Единственное различие касается приложения – именно там указана информация о прохождении практических курсов. Важно, что количество лет обучения пишется в пересчёте на эквивалент очного образования.
Чем диплом заочного отделения отличается от очного
Почему работодатели до сих пор обращают внимание на форму обучения в вузе, если диплом сам по себе является доказательством успешного окончания обучения? А в некоторых сферах даже зарплата зависит от того, на дневной или заочной форме учился выпускник.
На нашем телеграм-канале мы уже описывали, чем диплом заочного отделения отличается от очного. Сейчас же давайте рассмотрим, как это отражается на дипломе при будущем трудоустройстве. А чтобы было веселее читать, вступайте в группу и следите за акциями и подарками.
Есть различия между дипломами студента вечернего, дневного и заочного обучения?
На самом деле существенные отличия отсутствуют. Юридически все три вида дипломов совершенно равнозначны и являются доказательством оконченного высшего образования.
Диплом – свидетельство успешного окончания вуза и прохождения учебных курсов/программ по разным дисциплинам (перечислены в сопроводительном листке с оценками и количеством часов по предметам).
Однако работодатели видят в дипломах студентов разных форм обучения свои особенности.
Диплом выпускника дневной формы обучения
Если школьник после 11 класса поступает на дневную форму обучения в вуз, учеба становится его основным видом деятельности на ближайшие несколько лет.
По закону работодатели не могут в полной мере принимать стандартные решения по отношению к студентам-очникам, у которых есть свои права и льготы. Но и взамен студент должен ежедневно посещать пары, сдавать вовремя все контрольные и другие виды работ, получать проходные оценки по предметам, ответственно готовиться к сдаче сессии. По первоначальному замыслу дневная форма – это и работа, и хобби, и развлечение студента. И знания очника должны быть глубже и прочнее
По окончании выпускник получает статус бакалавра/специалиста/магистра установленного образца с приложением, где приведен список изученных предметов, количество пройденных по ним часов и отметки.
Диплом студента дневного отделения вызывает у работодателей положительное отношение, так как априори считается, что молодой специалист привнесет в компанию свежие идеи и проявит заинтересованность в развитии дела.
Наниматели видят следующие преимущества дневной формы обучения:
Молодой специалист еще слишком юный, скромный и неопытный. И перед первой просьбой о поднятии зарплаты может пройти несколько лет, чем умело пользуются работодатели.
А вот амбиций, пыла и задора выпускника достаточно, чтобы он стремился вывести предприятие на качественно новый уровень, в то время как другие работники размеренно стараются выполнить план и не более того.
Диплом выпускника заочной формы обучения
На заочное отделение поступают люди мотивированные и самостоятельные. Чаще всего у них есть основное место работы.
Разница заочного и очного диплома в том, что первая форма обучения может длиться на год дольше. Однако студент получает в конце все тот же диплом установленного образца.
Заочник не посещает вуз ежедневно, ему достаточно появляться дважды в год для прохождения «начитки» и сдачи сессии.
Плюсов у выпускника с дипломом заочного обучения тоже немало:
Диплом выпускника очно-заочной/вечерней/дистанционной формы обучения
Здесь все сложно, так как тяжело найти два вуза с полностью совпадающими условиями обучения. В одних студенты учатся каждый день по вечерам, в других – раз в неделю по выходным или несколько раз в будни, в третьих – проходит обучение по самостоятельной программе, лишь отсылая проверочные работы по интернету.
Студент может работать или полностью посвятить себя учебе – выбирает сам. А работодатель не получит полного представления о том, какие знания были получены при данной форме обучения.
Диплом при таких формах обучения тоже выполнен по государственному образцу. Единственное отличие диплома очного и заочного обучения, которое в нем можно найти – количество учебных часов существенно ниже.
Преимущества есть и у выпускников такой формы:
Но все индивидуально, поэтому нужно рассматривать каждую ситуацию соискателя отдельно.
Пишется ли в дипломе, очное или заочное отделение окончил студент?
Те, кто не добрал баллов на дневное и был вынужден перейти на удаленную форму, может быть спокоен: в дипломе не пишется заочная форма обучения. Поэтому работодатель никак не узнает, лежит перед ним диплом очника или заочника.
Важно понимать, что разные бывают и выпускники (каждый со своей мотивацией), и работодатели, и вузы. Умный наниматель будет проверять навыки и знания, а не «корочку». А умный студент будет усиленно учиться и дома. А в учебе им всегда поможет студенческий сервис.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
За и против: нужно ли получать высшее образование
Мнения читателей Т—Ж
Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.
👎 Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу
Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.
Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.
Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.
Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.
Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.
👍 За: сотрудникам с высшим образованием платят больше
Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.
За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.
Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.
Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.
👎 Против: много бесполезных предметов и заданий
Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.
Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.
Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.
👍 За: некоторым работодателям диплом важен
Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.
👎 Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование
96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.
Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.
Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.
Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.
Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.
👍 За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись
Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.
Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.
Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.
👎 Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы
У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.
В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.
Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.
👍 За: с высшим образованием проще переехать за границу
Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.
При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.
В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.
👎 Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни
Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.
Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.
В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.
И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.
👍 ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире
Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.
В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.
Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.
Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.
Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.
За и против. Читатели выбирают сторону в околофинансовых спорах
Sergey, Аргументов против образования полно: начиная от цены (время — тоже деньги), заканчивая актуальностью и востребованностью. Даже в хороших российских вузах — половина предметов левые, а в большинстве так вообще делают вид что учат.
GreLI, это не аргументы против образования как такового, а против выбора конкретной программы обучения для решения конкретной задачи конкретного человека.
Sergey, я противник получать образование в институте. Но сам не помню, чтобы прекращал учиться.
Sergey, отлично сказано
Sergey, полностью согласна
Sergey, диплом, как, «корочку» покупайте в переходах. и держите в доме на видном месте. для гостей.
Sergey, Полностью согласен.
Sergey, ну тогда сторонники образования тоже не о том спорят, не?
Кирилл, это аргументы против той или иной программы и/или комментарии относительно её соответствия целям и задачам учащегося.
Высшее образование не имеет своей задачей сделать человека работающим специалистом. Оно предлагает теоретическую подготовку и развитие умения постоянно учиться. Кроме того образование невозможно дать. Его только берут, если хотят и могут. И если в ВУЗе для этого есть условия.
В РФ плохое качество ВУЗов (оно и в позднем СССР не было звездным, а в девяностых упало так, что пока не отжаться). И куча людей, которые искренне верят, что диплом = профессия = зарплата. Отсюда так много разочарований.
Денис, А как же говорят что в России самое лучшее образование, а в Америке отстой? Мб в Англии лучше но там и стоимость огого.
Денис, абсолютно согласна! Сейчас простыню накатала по той же теме.
По диплому я учитель, ни дня не работала по профессии. Студенчество просто прикольная пора. Сейчас работаю в IT, научилась всему сама.
Образование пригодилось, потому что свело меня с людьми из моей будущей профессии и вырвало из не очень хорошего социального слоя, но сами знания были достаточно низкокачественными как и полученные навыки, так что 50/50
Сейчас как раз нахожусь на распутье. После 9 класса пошёл в колледж. Выпустился техником компьютерных систем. При этом горжусь своим колледжем и не понимаю, почему его называют шарагой. Звёзд с неба, конечно, не хватал, но определённый математико-программисткий склад ума сложился, хотя в школе (да и сейчас тоже) не дружил с точными науками.
Так я попал в пед.универ. Т.к. у меня с английским всё ок, я подал доки на переводчика (очка 4 года) и учителя английского (заочка 3.5). Везде поступил, но заочка была бюджетной, а на бюджетную очку не хватило баллов. Несмотря на то, что хотелось учиться на переводчика, перспектива висеть на шее родителей ещё 4 года до 26 лет, платить 100к+ в год и каждый день утром ходить на пары, была так себе. Решил, что лучше сэкономить и иметь свободу действий, работать. Так я стал учиться на препода английского.
Сейчас мне 24, на 2-м курсе. Вообще нет ощущения, что учусь и получаю какие-то знания. Может дело во мне, что у меня нет настоящей мотивации учиться. Устроился в Яндекс (т.е. вообще не по вузовской специальности). Подумывал о том, чтобы отчислиться и попробовать самообучение и курсы по IT сфере, но решил, что надо дойти до конца, хоть и не хочется. Слишком часто не довожу начатое до конца. Не очень хорошее качество. Жизнь непредсказуемая, никогда не знаешь, где и когда диплом может пригодиться. К тому же, подумываю о том, чтобы поехать в Китай преподом английского. А тут и учусь в нужном месте, диплом подходящий будет.
Всё ещё нет твёрдого вектора, куда двигаться, но есть примерные ориентиры. По ним и буду идти.
Artur, у меня сложилось такое впечатление, что ты говоришь прямо про мой колледж, в котором я учусь. Читая твою историю, я прямо узнаю здесь себя сейчас, ведь так же нахожусь на некотором распутье в поисках себя и своего ремесла.
Я надеюсь, что у тебя за это время жизнь постепенно начала налаживаться. 🙂
Artur, после этой вышки хочу попробовать поступить в магистратуру зарубежом. Не знаю, останется ли желание к этому времени и хватит ли духа решиться, но пока мысли такие.
Доброго дня. Моя специальность ТРЕБУЕТ высшего образования. Ракетные двигатели. прежде, чем получить высшее образование, нужно подумать, а где будешь его применять? И о его УНИКАЛЬНОСТИ для применения в других областях.
«Конкретные» знания из образования мне не помогли. Вообще.
Но само образование, та же сложная математика очень хорошо развивает мозг.
Также сам процесс развивает обязательность, работу в группе, самостоятельность.
Не спроста многие с удовольствием берут на те же экономические специальности выпускником мехмата, а не самоучек.