буддизм что такое медитация
Что такое медитация в буддизме?
Медитация с точки зрения буддизма является одним из главных методов контроля над умом и сосредоточения на определённых идеях. Умение концентрироваться на нужных объектах и очищать разум от потока сознания открывает человеку, практикующему буддизм, путь к преодолению всех основных проблем бытия.
Медитация с точки зрения буддизма разделяется на два вида: медитация на объекте и медитация на пустоте («взгляд в себя»). В первом случае в качестве объекта используется, в основном, образ будды или бодхисаттвы. Считается, что продолжительное удержание сознания на образе просветлённого существа поможет обрести человеку присущие будде качества, наполнится его силой и установить некую духовную связь с выбранным объектом медитации. Во втором случае медитация призвана раскрыть человеку его истинную природу и открыть ему состояние без мыслей.
Самая эффективна медитация с точки зрения буддизма – это випассана. Випассана – это состояние сознания, которое можно охарактеризовать как «здесь и сейчас». Суть випассаны заключается в том, чтобы видеть окружающий мир и самого себя такими, как они есть в действительности. Такая медитация с точки зрения буддизма призвана открыть человеку три основных аспекта его существования: непостоянство, неудовлетворённость и отсутствие личности. Випассана считается одним из самых важных методов очищения сознания в буддизме, а также средством избавления от проблем и ненужных потребностей.
Медитация с точки зрения буддизма состоит из двух главных аспектов: осознания сути определённого качества или моральной черты и приобретения того или иного душевного качества. Оба аспекта могут использоваться как единый процесс, а могут быть и самостоятельными медитациями. Таким образом, становится возможным преодоление практически любой психологической проблемы или осознание сути любого сакрального понятия. Потому медитация с точки зрения буддизма становится многофункциональным методом работы с психикой, который используется практически во всех сферах духовного развития.
Медитация в буддизме. Ключевые моменты
«Когда я через три года вернулся, мои друзья спрашивали, чего я достиг там, на своей горе. Я не мог сказать, что достиг чего-то особенного. Я не научился летать и творить чудеса. Но я стал немного мудрее». Геше Джампа Тинлей
Медитация — это состояние, в котором миры, Внешний и Внутренний, соединяются в Пустоту. И это состояние, эта практика выходит за пределы всех религиозных догм. И одновременно с этим представляет суть всех религий.
Это практика, которая позволяет тем, кто ей занимается, войти в прямой контакт со своей истинной сущностью. Возможно, получить ответ на вопрос: Кто ты есть? Если такой вопрос имеется.
Две основные практики буддийской медитации называются на санскрите Шаматха и Випашьяна. По-тибетски: Шинэ и Лхатонг.
Перевод с тибетского:
Ши — замедление, отдых, расслабление;
Нэ — удержание, соблюдение;
Шинэ — тип медитации, ставящий целью достижение ментального покоя;
Лхаг — ясный, высший;
Тонг — узреть;
Лхатонг — «медитация прозрения».
Тело и Ум
Существует связь между позой тела и позицией ума. Правильная поза в медитации служит для того, чтобы направить наш ум в требуемое русло. Если посмотреть тханки и статуи Будды и других божеств — когда тело изображено сидя, ноги всегда скрещены в падмасане. Это в некоторой степени является визуальным руководством. Любая сохранившаяся буддийская живопись — это «зашифрованная» техника для практики. В данном случае — практики медитации.
Согьял Ринпоче в «Тибетской книге жизни и смерти» пишет:
Спина должна быть прямой, как «стрела», тогда «внутренняя энергия», или прана, легко будет течь по тонким каналам тела, и ваш ум найдёт своё истинное состояние покоя.
Геше Джампа Тинлей говорит:
Центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры — энергии, которые будут искажать процесс медитации.
Если мы занимаемся йогой недавно и тело не готово к продолжительному нахождению в медитативной позе, возникает естественное препятствие в виде дискомфортных ощущений, и все мысли заняты только своими конечностями. Лучше на некоторое время найти такое положение с прямой спиной, которое позволит не отвлекаться на страдания в ногах, позволить себе поменять положение ног, сесть удобнее, постараться не обращать на тело внимание.
Что касается восприятия любых других проявлений окружающей действительности: если мы слышим звуки, шумы, не оценивать эти явления, не думать, что они нам мешают, нам мешают не они, а наша на них реакция. Можно попробовать отпустить какие бы то ни было эмоциональные оценки — «нравится/не нравится», «мешает медитации». Мы наблюдаем своё присутствие в настоящем моменте, наблюдаем то, на чём мы концентрируемся. Наблюдаем за своими мыслями, как бы со стороны, не увлекаясь.
Если в какой-то момент, занимаясь медитацией, мы получаем определённое переживание, это, конечно, будет для нас радостью, открытием, чем-то удивительным — так вот, здесь важно не привязываться к этому переживанию. Иначе нам, как с любым позитивным опытом, захочется повторить это. Когда мы будем приступать к медитации в следующий раз, бессознательно мы будем ждать момент, который наступил в прошлый раз, а это уже лишнее напряжение. Чтобы в медитации что-то «случилось», проявилось, нужно отпустить любые ожидания.
Это медитация с опорой на объект. Для реализации шаматхи лучшей целью (объектом) является тело Татхагаты.
Геше Джампа Тинлей в тексте «Шаматха. Основы тибетской медитации» говорит:
«Существует много объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с точки зрения сутры, предлагают обычно выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры иногда рекомендуют концентрироваться на букве А или на Ясном Свете.
Объект медитации, образ Будды, должен быть небольшим, размером с большой палец. Золотого цвета. И вы должны чувствовать, как из него исходят лучи. При этом вы не должны визуализировать его как статуэтку. Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, рекомендуется визуализировать Будду не слишком высоко и не слишком низко, — на уровне лба.
Почему образ Будды визуализируется таким маленьким? Это тоже имеет причину. В визуализации нет случайных деталей. Маленьким мы визуализируем его для того, чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали большой образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак — это объект медитации для развития шаматхи.
Чтобы сделать процесс медитации легче, очень хорошо на первое время иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку время от времени, а потом пытаетесь ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.
Наверное, никому не составит труда представить себе образ друга, которого вы хорошо знаете и помните. Ваш ум с ним хорошо знаком. Также и здесь: чем больше ваш ум будет привыкать к образу статуэтки, тем легче будет визуализировать её. Поэтому рекомендуется вначале использовать статуэтку».
Руководство к технике визуализации можно также найти у Ело Ринпоче в «Комментарии к практике осуществления безмятежности»:
«Когда вы визуализируете, опираясь сначала на изображение или статую, в вашем уме этот образ не должен проявляться как нарисованный или как статуя. Он должен проявляться в образе живого Будды, который не является нарисованным, не является изображением, не является сделанным из золота, серебра или глины. Это настоящее тело Будды, радужное тело, от которого идут лучи, и это тело не из обычной плоти. Это действительно тело Будды».
Удерживание образа тела Будды, Татхагаты — способ проявить определённую связь с этим «явлением». Чем больше мы практикуем, тем яснее и стабильнее удерживается образ. В буддизме есть точка зрения: у человека, установившего связь с определённым божеством, есть возможность в момент смерти — направить свои мысли к этому божеству и таким образом «проявиться» в измерении последнего.
Это можно по-разному воспринимать. Если допустить что сущность человека — тончайшее сознание, настолько тонкое, что в материальной реальности даже нет аналогов, продолжает своё существование после смерти физического тела, то оно («сознание», если это так назвать ) попадает в состояние Бардо.
Это то промежуточное состояние, после которого сознание имеет возможность «проявиться» снова, например, в Мире Людей — в момент соединения мужского и женского частей — направиться в ту точку, из которой начинает формироваться будущее человеческое существо.
То, куда сознание перерождается, определяется так называемым «кармическим ветром». Здесь можно говорить о карме, о том благостно ли мы жили и т. д., но по сути — направление, куда ты отправляешься, зависит от «тяжести» тела.
Тела в данном случае не физического — грубой материи — а тела, можно сказать духовного, то есть той самой тончайшей частички. Чем более грубые эмоции, мысли посещают человека, тем тяжелее его вибрация. Чем «сознание» легче, тоньше, тем в более тонкий мир оно способно попасть.
Иногда люди говорят, что чувствуют связь с определённым проявлением, например, когда человек читает или видит образ Падмасамбхавы, Миларепы или Тары, он может ощущать радость, подъём, то, о чём говорят «родное». Тогда можно, концентрируясь на этом образе, перемещать своё сознание от проявленной, материальной реальности вокруг в более тонкую.
То есть божество, образ является Проводником.
Возникает вопрос: проводником к чему? К Абсолюту? Что есть Абсолют? Что есть Пустота?
В разных учениях, религиях, философиях об одном и том же говорят разными словами. Первоматерия, первоприрода, из которой состоит всё сущее. В Дзогчен это называют Ригпа, в буддизме — Шуньята. Термины могут быть разные, любые слова — форма, словесная в данном случае.
Есть нечто, что человеку сложно описать — это можно только Пережить.
Люди, пробуя присвоить символ, словесную форму необъятному, дают имя этим состояниям. Но их невозможно понять с помощью Ума, чтения или объяснения, это именно тот опыт, переживание которого с человеком может «случиться» как бы само.
Переживание пустоты или как угодно по-другому названное состояние — это нечто, которое, если ни испытал, объяснить не сможешь. Интеллектуально не постичь — у нашего Ума нет аналогов. Все сравнения недостаточны. Любые сравнения ограничены.
А это то, в чём нет ограничений как таковых.
Здесь нет ответов, потому что уже нет вопросов.
Буддийские медитации — какие они бывают?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Медитация помогает освободиться от стресса, приводит к состоянию покоя и концентрации, позволяет соприкоснуться со своим внутренним центром. В том или ином виде ее используют в ведической культуре, индуизме, йогических практиках и буддизме.
Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские медитации. Статья ниже расскажет о том, что такое медитация в буддизме, в чем ее особенности, из каких этапов она состоит. Также вы узнаете, как практикуют монахи и миряне разных буддийских направлений и для чего они это делают.
Что же, давайте начнем!
Особенности медитаций в буддизме
Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.
Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.
Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:
Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.
Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.
Все практики часто делятся на две составляющие:
К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.
В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:
Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.
Практику составляют два вида медитации:
Чтобы практика прошла успешно, ее стараются проводить постоянно, иногда даже несколько раз в день, и главное – в одно и то же время. Считается, что утренняя медитация – самая продуктивная. О том, какой время выбрать для медитации, мы писали в этой статье.
Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.
Разновидности
Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.
Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.
Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.
Новичкам, которые хотят приступить к буддийским практикам, но не имеют сильной мотивации, нынешний Далай-лама XIV советует быть немножечко эгоистам – думать о том, что, заботясь о всем сущем на Земле, они сами постигнут счастье.
Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:
Палийский канон нередко называет совокупность медитативных практик соединением этих понятий – “саматха-випассана”.
Випассана
Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.
Медитация Випассана
Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.
Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание. Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект.
Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.
Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.
Практика випассаны помогает осознать природу мира:
Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.
Осознанность
Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.
Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще. При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.
Практика осознанности охватила многих людей, даже тех, кто не знаком с буддизмом и просто желает поправить собственное психическое и физическое здоровье. Ее преимущество в том, что практиковать можно везде: дома, на работе, на прогулке, в машине, в больнице, в школе.
Саматха и радужный свет
Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне. Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр.
Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.
Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.
Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.
После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.
Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.
Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.
Метта
Ее также называют медитацией любящей доброты, а в более современных трактовках – медитацией милосердия. Своими корнями она уходит в Тибет, а сегодня распространилась повсеместно на буддийских землях.
Само название переводится как “добро”, “милосердие”, “сострадание”. Ее рекомендуется практиковать людям, которые сами в себе замечают эгоцентризм, проявление гнева, злости, несправедливость по отношению к другим, а также нарушения сна. Метта-медитация помогает обрести внутреннее спокойствие, взрастить эмпатические чувства, любовь к ближним и всему миру в целом.
Чтобы приступить к ней, нужно сесть в удобном положении, закрыв глаза. В районе чакры сердца нужно мысленно вообразить сгусток энергии, в которой сосредоточилась любовь. Ее нужно направлять поэтапно на:
Еще сам Будда Шакьямуни учил, что освободив себя от злости добром, можно остановить недобрую волю и все плохое.
Дзадзен
Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.
Дзадзен может проходить двумя способами:
Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.
Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.
Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть спокойствие, умиротворение и любовь не покидают вас. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!
«Это что-то очень простое. Не ждите чудес». Буддийский гуру — о пользе медитации
Джигме Ринпоче называет себя буддистом нового поколения, или «социально вовлеченным буддистом», для которого актуальны вызовы и проблемы современного общества. Мастер буддийской медитации и философии, наследник духовной Линии Рипа, возникшей в Тибете еще в XII—XIII веках, Ринпоче — настоятель действующих монастырей в Индии, Непале и духовный лидер более 10 тыс. учеников по всему миру.
В начале сентября гуру презентовал в России свою новую программу Ripa Awareness Meditation — светский, практический вариант медитации, который может освоить каждый. «РБК Стиль» поговорил с Ринпоче о том, почему эта техника подойдет каждому, независимо от вероисповедания, возраста и пола, и как с ее помощью можно изменить жизнь к лучшему.
Как появилась Ripa Awareness Meditation
С детства родители уделяли большое внимание моему духовному воспитанию. Моим наставником стал отец — настоящий держатель Линии Рипа. Благодаря ему я начал медитировать очень рано, с трех лет. Сначала я садился и полностью копировал его движения.
Я ходил в обычную школу, затем окончил университет и стал магистром философии. Мой отец, он же мой гуру, говорил, что «развивать интеллект очень важно, но необходимо, чтобы интеллектуальные знания спустились в сердце, на уровень осознания и переживания», поэтому я посвятил себя медитативным практикам.
У меня была уникальная возможность учиться под началом великих мастеров. Я завершил несколько длительных ретритов, совершенствуя и развивая свой духовный мир. Все знания, что мне удалось получить от них, я собрал воедино и создал программу «Медитация осознанности Рипа» (Ripa Awareness Meditation — R.A.M), которая, уверен, будет полезна каждому человеку и обществу в целом.
Что такое медитация
Для меня медитация — инструмент поиска внутреннего покоя. Когда мы не можем обрести что-то во внешнем круговороте обстоятельств, мы заглядываем внутрь себя.
Я осознаю, что, когда злюсь, становлюсь менее счастливым. Когда я сомневаюсь, тоже становлюсь менее счастливым. Как устранить эту проблему? Научиться позитивному мышлению и отношению к себе и окружающим. А что рождает позитивное мышление? Медитация. Мне она помогает очень сильно, и я стараюсь передать эти знания людям. В конце концов, мы все плывем в одной лодке, так почему бы не сделать это путешествие прекраснее?
В окружающем мире так много стресса, недопонимания и конфликтов. Все они идут из головы, из мыслей. В этом случае медитация позволяет разобраться в том, что происходит, и успокоить разум. Если внутри нас живет гармония, то мы можем сделать мир вокруг нас таким же счастливым и зарядить окружающее пространство позитивной энергией.
Как и где начать медитацию
Прежде чем погрузиться в медитативный процесс, важно удостовериться, что ваше сознание полностью открыто новому опыту и чувствам. Чем меньше занят будет ваш ум другими делами, тем лучше и эффективнее пройдет медитация.
Медитация состоит из нескольких этапов. Первый — подготовительный. Это очень важная часть: она предваряет процесс и предполагает, что вы должны выделить свободное время и выбрать наиболее удобное место для медитации. Не нужно ставить в этот момент еду в духовку или включать чайник: так вы никогда не сможете полностью расслабиться. Забудьте на время о пище и воде, о технике, о книгах, даже о музыке — оставайтесь наедине с собой в полной тишине. Я не рекомендую медитировать на кровати: лучше всего, если вы сможете оборудовать в квартире особый уголок, где вы будете больше настроены на духовную практику.
Далее необходимо выбрать позу. Это сделать достаточно просто. Многие предпочитают медитировать в «полу-лотосе», сидя на дзенской подушке дзафу, чтобы таз немного возвышался над уровнем ног. Обязательно нужно выровнять спину и расправить плечи, подбородок немного прижать к шее. Руки можно опустить на колени или сложить на бедрах ладонями вверх. Садитесь естественным образом, не прилагая особых усилий, чтобы вам было комфортно на протяжении всего процесса. Не зажмуривайте глаза, но и не оставляйте их полностью открытыми.
Как правильно дышать
В процессе медитации осознанности мы сосредоточиваем все свое внимание на дыхании. Собственно, из этого и состоит практика: сидеть, дышать и осознавать себя в настоящем моменте. Дыхание обязательно должно быть глубоким и естественным. Ощущайте, как опадает и поднимается ваш живот во время выдохов и вдохов.
Не изучайте, не исследуйте и не оценивайте свое дыхание. У вас может возникнуть ощущение, что что-то идет не так. Оно появляется из-за того, что в обычной жизни мы не привыкли дышать так полно, но эту нерешительность нужно преодолеть. Постепенно, начав ощущать, как движется тело, вы привыкнете просто наблюдать за дыхательными циклами.
Чтобы помочь себе сосредоточиться на дыхании, можно считать в уме каждый цикл. Попробуйте дойти до цифры 21, а затем повторить еще несколько раз. Если вы отвлекаетесь, начинайте заново. Важно не игнорировать то, что приходит на ум, но и не цепляться за возникающие явления: просто отмечайте каждую мысль, чувство или ощущение, а затем снова возвращайтесь к наблюдению за дыханием.
Нет никакого особенного времени для медитации. Хорошо медитировать тогда, когда вы можете, но традиционно рекомендуется делать это по утрам. Перед сном тоже полезно провести сеанс. Это поможет улечься всем событиям уходящего дня.
Если во время медитации вы испытываете сонливость и ощущаете некую притупленность, это говорит о том, что у вас неверная техника. В моменте настоящего должно присутствовать ощущение пробужденности и точности. Представляйте себе яркий луч света, который направлен прямо в ваше межбровье.
Как завершить медитацию
Завершая практику, посвятите ее себе и другим людям. Пожелайте, чтобы всем существам на свете стало легче, и они нашли утешение в вашей медитации. Сохраняйте позитивный настрой до следующего сеанса, пребывайте в настоящем моменте, улыбайтесь и будьте собой.
Медитация — это что-то исключительно простое. В этом процессе нет никакой зрелищности. Не ждите чудес. Занимаясь медитацией, мы не пытаемся никому ничего доказать. В ее концепции нет острого рвения к Богу. Это просто способ показать себе того, кем я сам являюсь.
Занимаясь медитацией, мы не пытаемся никому ничего доказать. В ее концепции нет острого рвения к Богу. Это просто способ показать себе того, кем я сам являюсь.
О медитации как модном тренде
Когда-то слово «счастье» использовало не так много людей. Никто не искал его, не страдал без него. Оно не употреблялось так часто и повсеместно, а у некоторых народов было в каком-то смысле даже под запретом. В один момент все изменилось: все начали искать способы стать счастливыми. Этот процесс перестал быть интимным. Реклама начала нас убеждать, что большинство продуктов могут подарить счастье. Даже зубные пасты!
Теперь такое же время настало для слова «медитация». Оно превратилось в модный тренд, о котором говорят практически все. Отчасти это происходит из-за того, что существует масса научных исследований, которые доказывают пользу медитации.
Я рад, что эта практика стала доступной. Но опасность состоит в том, что смысл медитации как модного явления начинают искажать. Перед собой я ставлю важную задачу: рассказать всю правду о подлинной традиции.
Кому нужна медитация
Медитация осознанности Рипа, основанная на традиционных техниках Шаматха и Випашьяна, — светская программа. Это мое желание — чтобы медитация как техника стала известна не только среди буддийского круга, но и для всех людей, независимо от их религии, социального и материального положения.
Буддийская медитация дает понимание, как справляться с ситуациями и собственным состоянием, эмоциями. Медитация уже интегрирована по всему миру в разные социальные сферы. В России этот процесс только зарождается.
Мне хотелось бы привнести духовные практики в целый спектр общественных институтов: в школы и университеты — чтобы повысить обучаемость, в больницы и госпитали — чтобы помогать людям восстанавливаться после длительных заболеваний, в бизнес-среду — чтобы предотвратить эмоциональное выгорание у людей и, наконец, в места лишения свободы — чтобы избавляться от агрессии и заново учиться сострадать.
О повседневной жизни
В моей повседневной жизни нет ничего необычного. У меня тоже бывает хорошее и плохое настроение, я проявляю разные эмоции. Конечно, я достаточно дисциплинирован: просыпаюсь очень рано и первое, что делаю утром — медитирую час-полтора.
Я стараюсь сделать свою жизнь максимально осознанной, насколько это возможно. После этого начинаются мои обычные обязанности: я преподаю не только медитацию, но и философскую науку. В роли главы монастыря веду множество социальных проектов по всему миру.
Из последних благотворительных программ — профилактика малярии, поддержка детей-сирот, проект «Чистая вода» в Индии. Под моим управлением сейчас находятся 8 центров тибетского буддизма по всему миру, включая Россию. Поэтому время впустую тратить некогда. Медитация осознанности во всем этом круговороте помогает и мне самому не потерять себя, не попасть в ловушку или не упустить важное из виду. Медитация — это моя поддержка, опора.
Я обучаю людей практике медитации уже больше двадцати лет, и мне это нравится. На Западе думают слишком много: размышляют, анализируют без причины. Это приводит к повышенному уровню гормона стресса в организме. Конечно, это не значит, что на Востоке люди не задумываются о проблемах. Просто мы уделяем больше внимания практике и духовному развитию, у нас остается намного меньше времени, чтобы попусту нервничать.