бубука что это такое
«Бубука»: Главное — верить в себя!
Музыкальный бизнес привлекает не только меломанов, но и любителей экспериментировать, людей творческих и амбициозных. Именно такое ощущение у меня сложилось при общении с автором проекта «Бубука», томским предпринимателем Дмитрием Пангаевым.
— Дмитрий, расскажите, занимались ли бизнес-проектами до «Бубуки»?
Предприниматель запустил проект в 2007. Поначалу сервис предлагал возможность размещения видео-контента в торговых сетях. Через пять лет появился облачный сервис «Бубука».
— Как возникла идея проекта?
Кстати, само название «Бубука» возникло от слова «бубнить».
— Если не секрет, сколько вложили в проект при запуске?
— Сложно сказать, наверное, миллионов 18-20. Потом были гранты, мы получили в общей сложности миллиона два.
— Были ли сложности при развитии проекта?
— Проблемы всегда возникают, как при любом бизнесе. Мы, например, заключаем прямые договоры с авторами, правообладателями. Российскому авторскому обществу это не нравится, они считают, что они это могут делать. До сих пор с ними воюем. Или они с нами.
— А с технической стороны вопроса?
— И с программированием всегда есть сложности, нет предела совершенству. Всегда выходят новые версии программ, потому что прежние уже устарели и не подходят. Так и у нас. Везде есть сложности и в программировании их, наверное, очень много. Но они легче решаются, потому что понятно, как их решать.
Сейчас сервис насчитывает свыше 20 тысяч треков. «Бубуку» используют больше 800 заведений по всей России и в странах Ближнего Зарубежья, в том числе Казахстане и Белоруссии. Два года назад стартап выиграл конкурс Web Ready, организованный российским Министерством связи и массовых коммуникаций. В настоящее время «Бубука» входит в топ-50 лучших российских стартапов по версии Russian Startup Rating.
— Поделитесь планами на будущее?
— У «Бубуки» достаточно большой потенциал. Еще достаточно долго она будет развиваться, так как мы вышли за рубеж. Сейчас «Бубука» работает в Турции, в ближайшее время она начнет работать в Европе. Осенью мы представим новый продукт, который позволит авторам в режиме онлайн видеть с помощью нашей системы, где в режиме «здесь и сейчас», в каком заведении, в какой стране, в каком городе играет этот трек.
— Что могли бы посоветовать начинающим предпринимателям?
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».
Музыкальный бизнес привлекает не только меломанов, но и любителей экспериментировать, людей творческих и амбициозных. Именно такое ощущение у меня сложилось при общении с автором проекта «Бубука», томским предпринимателем Дмитрием Пангаевым.
— Дмитрий, расскажите, занимались ли бизнес-проектами до «Бубуки»?
Предприниматель запустил проект в 2007. Поначалу сервис предлагал возможность размещения видео-контента в торговых сетях. Через пять лет появился облачный сервис «Бубука».
— Как возникла идея проекта?
Кстати, само название «Бубука» возникло от слова «бубнить».
— Если не секрет, сколько вложили в проект при запуске?
— Сложно сказать, наверное, миллионов 18-20. Потом были гранты, мы получили в общей сложности миллиона два.
— Были ли сложности при развитии проекта?
— Проблемы всегда возникают, как при любом бизнесе. Мы, например, заключаем прямые договоры с авторами, правообладателями. Российскому авторскому обществу это не нравится, они считают, что они это могут делать. До сих пор с ними воюем. Или они с нами.
— А с технической стороны вопроса?
— И с программированием всегда есть сложности, нет предела совершенству. Всегда выходят новые версии программ, потому что прежние уже устарели и не подходят. Так и у нас. Везде есть сложности и в программировании их, наверное, очень много. Но они легче решаются, потому что понятно, как их решать.
Сейчас сервис насчитывает свыше 20 тысяч треков. «Бубуку» используют больше 800 заведений по всей России и в странах Ближнего Зарубежья, в том числе Казахстане и Белоруссии. Два года назад стартап выиграл конкурс Web Ready, организованный российским Министерством связи и массовых коммуникаций. В настоящее время «Бубука» входит в топ-50 лучших российских стартапов по версии Russian Startup Rating.
— Поделитесь планами на будущее?
— У «Бубуки» достаточно большой потенциал. Еще достаточно долго она будет развиваться, так как мы вышли за рубеж. Сейчас «Бубука» работает в Турции, в ближайшее время она начнет работать в Европе. Осенью мы представим новый продукт, который позволит авторам в режиме онлайн видеть с помощью нашей системы, где в режиме «здесь и сейчас», в каком заведении, в какой стране, в каком городе играет этот трек.
— Что могли бы посоветовать начинающим предпринимателям?
Тем, кто хочет стать программистом, рекомендуем профессию «Веб-разработчик».
БУБУКА: как прийти в интернет из офлайна и не растеряться
PR-директор Russian Startup Rating www.rsr.vc
«БУБУКА» — облачная система трансляции музыкальных и видеокомпозиций с правом публичного воспроизведения и возможностью удаленного управления плейлистами. Музыкальная база сервиса включает в себя более 20 тысяч треков. Проект стартовал в июле 2012 года. В июне 2014 года ему присвоен рейтинг «ААА» Russian Startup Rating.
Команда
CEO и основатель — Дмитрий Пангаев (с аккордеоном)
Дмитрий, как я понимаю, «БУБУКА» — это твой первый IT-проект, хотя за плечами много лет опыта в офлайне. Почему ты вдруг решил перейти в онлайн?
Несколько лет назад начал серьезно задумываться о том, что в бизнесе нужно двигаться куда-то в другую сторону, а именно — в интернет. Каким образом, я еще не знал, но чувствовал, что там-то клад и зарыт. Но идей у меня на тот момент не было. Делать интернет-магазин было бы скучно и, более того, я не хотел торговать ничем материальным, потому что я уже прошел через все это и знаю, как это сложно: содержание складов, ответственность за товар и т.д. Я хотел продавать что-то в цифровом виде, нематериальное, то, что не нужно постоянно производить. В это время мы параллельно развивали проект по звуковому оформлению супермаркетов и прокату рекламы. По сути, это было чистое рекламное агентство. Но постепенно мы стали приходить к выводу, что вот такое программное обеспечение в автономном виде очень востребовано и можно было бы сделать соответствующий облачный сервис с подпиской — и таким образом реализовать свою идею выхода в интернет и торговли цифровым контентом. В общем, все это рождалось постепенно.
А как придумал название проекта?
Я не хотел, чтобы это было какое-то тяжеловесное англоязычное название. Нужно было простое название, которое будет вызывать у человека улыбку и при этом будет ассоциироваться с нашим бизнесом. «БУБУКА» произошла от слова «бубнить». Вообще, у меня было два варианта, которые я долго обдумывал, бродя по своей спальне ночью: «БУБУКА» и «Дудука». Я позвонил своему товарищу и спросил, какой ему больше нравится. Он выбрал «Дудуку». И в этот момент я понял, что мы будем называться «БУБУКА». Ну а потом и персонаж появился.
Не думаешь, что западной аудитории это название покажется сложноватым?
Это очень хорошо, что оно будет выделяться. Мы протестировали его во Франции, и все оказалось здорово: они вообще не понимают, что это такое, но улыбаются смешному русскому слову. А когда они узнают, что мы из Сибири, где, по их мнению, до сих пор ходят медведи, проникаются еще большей симпатией. Я решил так и позиционироваться на западе: как сибирский стартап — с фуфайкой, валенками и прочей атрибутикой.
Рынки каких стран планируете покорять в первую очередь?
Изначально мы нацелены на Германию, Францию и Великобританию. Спрос на данную услугу там есть. Есть и компании, которые реализуют звуковой контент, но такой упорядоченной системы, которую предлагаем мы, на мой взгляд, там пока нет. К примеру, есть сервисы, которые делают рассылку музыки на флешках или организуют коммерческое интернет-вещание. И если интернет не совсем стабильный, то звук прерывается. И на мой взгляд, наша концепция будет там востребована.
Так чем «БУБУКА» все-таки отличается от других?
Вообще, изначально мы писали программу для себя — на ПК, для Windows. Но уже тогда начали появляться первые вразумительные смартфоны, и я подумал, это же, черт возьми, компьютер и в нем есть интернет. Самыми доступными были первые смартфоны под Android, и мы начали писать под них приложение. Потом постепенно адаптировались под становящиеся все более массовыми новые устройства — медиа-плееры, планшеты. Сейчас даже пишем под айфоны и айпады.
А работает сервис так: на объекте стоит любое устройство, на которое человек бесплатно устанавливает наше приложение, а потом три дня может пользоваться всеми возможностями системы по премиальной лицензии: прослушивать всю музыкальную базу, скачивать композиции (это позволяет слушать контент и при отсутствии интернет-подключения), автоматически генерировать плейлисты, подбирать их по жанрам, размещать рекламные ролики, работать с видео- и фотоконтентом, делать слайд-шоу. Протестировав систему, он уже принимает решение, нравится ли ему это все и в каком режиме с нами работать дальше.
Клиент пользуется всеми функциями самостоятельно или вы даете ему какие-то готовые решения, сопровождаете?
Сначала мы делали все это за него, но часто сталкивались с ситуацией, когда клиент говорил, что ему не нравится музыка или еще какие-то предложенные нами штуки. Поэтому мы и перешли к облачной системе и дали клиентам возможность самим рулить процессом. Мы предоставляем ему базу, и он выбирает оттуда все, что хочет. Но услуга, при которой наш менеджер полностью ведет клиента, сохранена — за дополнительную плату. Однако, большинство клиентов — это все-таки те, кто предпочитает все делать самостоятельно.
Вообще, тут есть два интересных момента. Если речь идет о крупной компании, где есть отдел маркетинга с неленивыми сотрудниками, то они, как правило, любят все сами подбирать, настраивать, размещать ролики и т.п. И есть заведения, которые тоже пытаются сэкономить, но ничего особо не делают сами и начинают ворчать, что как-то все однообразно, и, в конце концов, приходят к платному варианту обслуживания. А сейчас мы добавили еще одну услугу по разовому обновлению контента. И сделали для ленивых бесплатную функцию генерации плейлиста по процентному соотношению жанров: допустим, столько-то рока, столько-то попа и столько-то лаунжа.
Сколько у вас уже заведений-клиентов?
По всей России уже подключено больше 500 объектов.
А за границей?
Мы еще не выходили за границу. Сейчас мы как раз занимаемся локализацией системы и её переводом на иностранные языки. Плюс там будет немножко другая система расчетов: будем прикручивать PayPal, чтобы упростить себе жизнь.
Каков объем музыкальной базы «БУБУКИ»?
Сейчас у нас примерно 20 тысяч треков. Но мы подписали контракт уже с новым лейблом, в рамках которого занимаемся отбором из их базы еще 10 тысяч треков.
Все отбирается вручную?
Это нереально тяжелый процесс. Из базы примерно в 100 тысяч треков нужно выбрать десятую часть. А мы же еще, конечно, хотим выбрать лучшее! И вот у нас сидит человек и прослушивает каждую песню — отбирает.
Как в таком случае удается избежать субъективизма?
Мы знаем, что нужно бизнесу, и у нас есть музыкальный вкус. У нас, кстати, есть и своя студия звукозаписи, и мы понимаем, где «фирма», а где, что называется, фуфло какое-то.
А сам что слушаешь?
В целом классику рока. Есть, конечно, любимые группы. Pink Floyd, например.
Вернемся к «БУБУКЕ». Как решается вопрос с авторскими правами?
Мы заключаем договоры напрямую с лейблами, у которых есть права на определенный контент. И сейчас мы получили согласие лейблов на использование их контента по всему миру. В России нас недолюбливают РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности). Потому что у них есть некая государственная аккредитация, которая по закону разрешает им собирать деньги даже за тех авторов, с которыми у них нет договора. И они почему-то считают, что все заведения страны должны платить только им. А когда кто-то появляется даже с ограниченным контентом и пытается выстраивать честные взаимоотношения, они начинают угнетать его, оказывая давление через клиентов, которых они пугают, угрожая судебными разбирательствами. Хотя, подчеркну, юридически мы все делаем правильно и взаимоотношения с авторами делаем честными и прозрачными.
А есть ли еще какие-то сложности подобного рода, с которыми приходится сталкиваться?
Есть сложности с тем, что наши бизнесмены вообще не хотят платить за музыку. Хотя сейчас уже не до такой степени, как раньше. Нормальные крупные и порядочные заведения понимают, что они используют музыку, у которой есть правообладатели, которым нужно что-то отчислять за использование их контента. Другое дело, что они иногда не знают, к кому податься. И приходит РАО, которое многие владельцы заведений воспринимают, как какой-то легальный рэкет — потому что они утверждают, что платить нужно и можно только им. Причем цены у них, мягко говоря, немаленькие. 5 000 рублей в РАО и 5 000 рублей в ВОИС в месяц — деньги, которые не каждое кафе может себе позволить. И владельцев кафе начинают пугать прокуратурой и судами. После этого предприниматели уходят в глухую оборону и вообще никому не верят. И пробить вот это неверие нам иногда бывает сложно. А есть и другая категория людей, которые думают, что они могут обмануть весь мир — в ответ на давление РАО они отыскивают альтернативу, например, в виде нас, и заключают с нами договор. В следующий приход РАО они показывают им наш контракт, а потом говорят нам: «Ну все, спасибо, мы расторгаем с вами договор». После этого мы ввели практику каждый раз при расторжении нашего контракта извещать РАО (с уведомлением об этом клиента, конечно).
Расскажи про вашу команду.
Команда сформировалась еще 2007 году, когда мы начали бизнес по рекламному аудиосопровождению супермаркетов. Конечно, с тех пор нас стало больше. Только разработкой занимаются 9 человек. Не все сидят в офисе, многие работают удаленно из самых разных точек мира. Каждый занимается своим кусочком проекта. Сейчас у нас горячая пора. До конца года мы планируем представить совершенно обновленную «БУБУКУ»: и по части сайта, и приложения, и предоставляемых возможностей.
Уже вышли на окупаемость?
Мне часто задают этот вопрос. И я всегда говорю, что если ничего не делать, довольствоваться тем, что есть (имеющейся программой, контентом и т.п.) и просто сидеть продавать, то тогда да — мы давно вышли на окупаемость. Но (и тут я люблю цитировать «Алису в стране чудес»): для того чтобы стоять на месте, нужно идти вперед, а для того чтобы двигаться вперед, нужно уже очень быстро бежать. И поэтому мы сейчас вкладываем в «БУБУКУ» еще больше денег и сил, чем в момент запуска — чтобы выходить на европейский уровень и вообще быстро развиваться. И сейчас она буквально поедает наши средства.
А чьи средства она так жадно ест, ваши собственные?
К сожалению, да (смеется). Вообще, мы рассматриваем и другие варианты. Но тут, как говорится, было бы еще, что рассматривать. В офлайн-бизнесе мне, в этом смысле, всегда все было понятно: открываешь ресторан, приглашаешь людей, знакомишь их с концепцией и предлагаешь поучаствовать. А здесь все по-другому. Еще два года назад я не знал, что такое венчурная компания. За это время я все это изучил, и теперь нас знают, наверное, все основные венчурные фонды нашей страны. Какую-то реакцию в ответ на наше инвестиционное предложение мы получили примерно из пяти фондов. С двумя из них мы вошли в активную стадию переговоров. Но потом я осознал, что я трачу на это очень много времени, а конкретики в результате получается мало. Я не хочу бегать за кем-то и клянчить деньги — мне это не нужно. И я на определенном этапе временно прекратил все взаимоотношения с фондами. Я тогда решил, что если мне очень потребуются деньги, я найду частного инвестора — слава богу, есть люди, которые полностью мне доверяют. Хотя, конечно, готов работать и с фондом и открыт для конструктивных переговоров на любом этапе.
Есть мысли запустить еще какой-то интернет-проект в будущем?
Есть, но это тоже в рамках «БУБУКИ» и связано с цифровым контентом, только в B2C-сегменте. У «БУБУКИ» огромный потенциал, и нам есть где развернуться в ближайшие годы. А потом, когда-нибудь, стану писать книжки.
Правильно я понимаю, что при этом ты по-прежнему продолжаешь заниматься ресторанным бизнесом?
Я, в принципе, за диверсификацию денег. Ресторанный бизнес может быть очень долгим, при определенных условиях. Такие заведения работают даже в войну, потому что всегда люди едят и пьют. Поэтому это вполне стабильный бизнес, если он правильно сделан, и нет каких-то серьезных ошибок в отстроенных процессах. Кроме того, по-прежнему продолжает работать мое рекламное агентство, есть еще компания по оптовым поставками пива премиум-класса в сегменте HoReCa. Так что да, офлайн не теряет для меня своей привлекательности. Но там я выступаю скорее как участник, а не как оперативный управляющий. На всех предприятиях есть свои люди на местах. «БУБУКА» для меня является основным и ключевым проектом, и здесь я сам и идеолог, и руководитель.
За новостями Russian Startup Rating можно следить на странице проекта в Facebook.
Счёт за музыку: «Бубука» бросает вызов Российскому авторскому обществу
Предприниматель Дмитрий Пангаев открыл в Томске несколько пивных ресторанов, которые приносят около 130 млн рублей в год выручки. Чтобы гостям было уютнее в его заведениях, Пангаев сделал софт для составления плейлистов и начал продавать программу сначала коллегам из Томска, потом владельцам бизнеса в другие города. В середине нулевых Министерство культуры озаботилось сбором авторских отчислений с бизнеса в пользу артистов и композиторов, чья музыка звучала в кафе, ресторанах, фитнес-клубах, магазинах и других заведениях. Пангаев решил, что его сервис «Бубука» должен стать альтернативой неудобной системе, одобренной государством. Его козырь — прозрачность. В личном кабинете «Бубуки» каждый артист может увидеть, сколько раз его песню слушали в разных заведениях и сколько денег он получит за эти трансляции.
Пангаев мечтает построить «iTunes для бизнеса», он сделал упор на простой интерфейс и добавил мобильное приложение: с его помощью можно одним кликом запустить плейлист. Запуск системы обошёлся ему в 1 млн рублей, ещё 20 млн собственных средств он вложил в развитие технологии. По итогам 2015 года выручка компании составила 12 млн рублей. «Секрет» рассказывает, как сибирский проект борется с организациями, аккредитованными государством.
Ресторатор
Пангаев родился в Кемеровской области, потом поступил на инженера-конструктора в Томский университет систем управления и радиоэлектроники и остался жить в Томске. По специальности не работал ни дня: сначала попал на местный телеканал, где вёл развлекательные передачи, а потом в рекламу. В 2008-м Пангаев с партнёром Эдуардом Бухольцевым открыл пивной ресторан «Мюнхен» — на 180 мест с десятками сортов пива. Позже он купил франшизу ирландских пабов Harat’s, открыл два бара и компанию по оптовой продаже пива. Она поставляла напиток в рестораны Пангаева и заведения его друзей в Томске. В начале нулевых Пангаев с партнёром арендовали радиочастоту 106,6 у ВГТРК, чтобы «потешить самолюбие», и запустили своё радио.
В 2007 году томская сеть продуктовых магазинов «Лама» предложила партнёрам «озвучить» свои супермаркеты. Из этого проекта выросла компания «Служба поддержки продаж» (СПП), которая создавала рекламу для торговых площадей. Пангаев понял, что удобной системы, с помощью которой владелец кафе или магазина может включить в своём заведении легальную музыку, не существует. На рынке были компании, которые работали по агентской модели — их специалисты делали подборку разрешённой для воспроизведения музыки вручную, — или сервисы с глючными интерфейсами. Пангаев с партнёром сделали собственную программу и стали покупать права на музыку малоизвестных исполнителей.
К 2010 году, когда стали запускать «Бубуку» (от слова «бубнить»), Бухгольцев продал свою долю партнёру и переехал в Москву. Пангаев уезжать из Томска не рвётся: «У нас тут гигантские болота, и это целый мир, в котором офигенная природа, огромные озёра. Посмотреть на них приезжают из Германии, Австралии и других стран». Предприниматель говорит: Томск постоянно «привлекает молодую кровь», в городе есть несколько университетов и проблема с кадрами стоит не так остро, как во многих российских регионах. Кроме того, Томск — один из четырёх городов, где в 2005 году постановили создать особые экономические зоны и развивать технологические проекты, поэтому компании получают небольшие налоговые льготы.
Сервис
Когда Пангаев учился в 11-м классе, в его родном городе Прокопьевке начали продавать компьютеры «Спектрум», он на карманные деньги покупал игры на аудиокассетах, за новинками ездил в Новосибирск. Когда собралась хорошая коллекция, Пангаев составил каталог и предложил магазинам в Прокопьевке продавать копии, а выручку делить пополам. Он разработал защиту для своих игр, когда увидел, что покупатели начали сами их копировать, тогда уже на дискетах.
После окончания института к интересам в IT сфере Пангаев вернулся только с появлением «Бубуки», через 15 лет. Для озвучивания рекламы в супермаркетах партнёрам требовалась система поиска фоновой музыки. Сначала они привлекали сторонних разработчиков, потом увидели интерес к проекту и решили инвестировать в него. Тогда Пангаев не подозревал, что это обойдётся ему в десятки миллионов рублей. Деньги он вкладывал из прибыли от ресторанного бизнеса.
В 2012 году у «Бубуки» появился первый прототип с интерфейсом для сторонних клиентов. Одна из главных проблем, которую предстояло решить, — как сделать, чтобы система не тормозила. В некоторых заведениях нет интернета или он очень плохой, поэтому интернет-вещание не подходит. Пангаев решил, что всеми устройствами нужно управлять через центральный сервер. Схема такая: пользователь закачивает треки в облако, к которому может подключиться с компьютера, смартфона или планшета, выбрать музыку и посмотреть аналитику.
Первое время развиваться было просто — в Томске Пангаева знают многие, он предлагал услугу своим знакомым, но ближний круг быстро закончился, партнёры начали искать возможность продавать услугу предпринимателям в других городах.
Тогда же «Бубука» выиграла конкурс фонда Бортника и грант в 900 000 рублей, а в 2013-м — конкурс для разработчиков WebReady. Кроме того, «Бубука» получила субсидию от администрации Томской области на полмиллиона рублей, которая пошла на подписание соглашений с авторами. Сейчас в компании работают 11 человек и около 20 дилеров в разных городах. Её треки играют в 90 городах в тысяче заведений, сервис переведён на английский, французский, немецкий и турецкий языки.
Фото: © Егор Токорев / «Секрет Фирмы»
Продукт
Магазины, рестораны и торговые центры, проигрывая музыку, должны делать отчисления в Российское авторское общество (РАО) с каждой прозвучавшей песни. Ставки РАО для предприятий общепита — от 30 до 60 рублей с посадочного места (зависят от категории предприятия — ресторана или кафе), их размер зависит и от количества посадочных мест, и от выручки заведения. На сайте РАО утверждается, что «средний ресторан на 70 посадочных мест платит 2000–3000 рублей». Многие музыканты недовольны работой системы, поскольку организация, собирая большие отчисления с бизнеса (4,6 млрд рублей в 2014 году), выплачивает артистам очень маленькие суммы или не платит вовсе (в РАО на запрос «Секрета» не ответили). «Бубука» решила стать посредником между музыкантами и бизнесом и заменить РАО. Пангаев хотел сделать систему оплаты авторских прав прозрачной.
У «Бубуки» есть два продукта: для авторов и для компаний. Авторы используют сервис бесплатно, компании платят абонентскую плату за проигрывание музыки в заведениях, в среднем около 2500 рублей, сумма меняется в месяц в зависимости от типа помещения и его площади. Система показывает в реальном времени количество проигранных треков. Автор видит, сколько денег он получит на счёт, а владельцы заведений — плейлисты или треки, которые можно проиграть. Всё управление происходит в облаке.
«Бубука» подписывает с автором договор неисключительных прав и из доступного контента формирует готовые решения для бизнеса: для пиццерий есть плейлист с итальянской музыкой, для кафе — инди-рок, фанк и другие жанры. Подборки «Бубуки» играют в спортивном комплексе «Иннополиса», пунктах выдачи заказов «Юлмарта» и в заведениях от Калининграда до Владивостока. Сейчас Пангаев внедряет технологию, которая будет сама подбирать плейлисты на основании вкусов пользователя, которые она запомнила, — что-то вроде рекомендаций на Amazon.
Противостояние с РАО
Противостояние РАО и «Бубуки» началось сразу. Организацию возмутило, что компания заключает договоры с авторами напрямую, и решила судиться с «Бубукой». Американская группа Elite Sync Lab была вынуждена прислать письмо о том, что ее интересы не нарушены, у нее есть договор с сервисом и она просит РАО и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности — вторая аккредитованная Минкультом организация по сбору авторских отчислений) не защищать ее интересы.
На сайте «Бубуки» для авторов» в глаза бросается жёлтая полоса с надписью «Никакого РАО и ВОИС». По словам Пангаева, сейчас многие музыканты подписывают договоры отказа от защиты своих прав. В прошлую пятницу рэпер Oxxymirion разместил на своей странице в Instagram фотографию, на которой показывает РАО средний палец и призывает расторгать с ними отношения.
В 2014 году McDonald’s, «Кофе Хауз» и ряд других сетевых заведений отказались делать отчисления в пользу РАО, ссылаясь на то, что расценки организации завышены. Для создания плейлистов с фоновой музыкой McDonald’s заключил договор с компанией Ultivox, однако ВОИС пытался взыскать с сети ресторанов 700 000 рублей за нарушение авторских прав. McDonald’s суд выиграл. «Это натуральный рэкет, не может одна и та же организация регулировать и одновременно деньги собирать», — критикует Пангаев работу аккредитованных государством организаций. «В Томске живёт поэт Михаил Андреев. Он написал песни «Отчего так в России берёзы шумят» для «Любэ», — он ни черта не получает. Резник (Илья Резник, поэт. — Прим. «Секрета») официально сказал: больше не надо защищать мои права, потому что такие копейки, которые я получал, — это издевательство. Макс Фадеев вывел все свои треки из-под РАО. Мы сейчас с ним ведём переговоры», — рассказывает предприниматель.
В прошлом году Пангаев встречался с представителями ВОИС и предлагал им передавать отчисления через его систему прозрачно. По его словам, именно после этого ВОИС задумалась о создании своей системы для авторов.
Многие кафе по-прежнему работают или нелегально, или платят отчисления РАО напрямую. Основатель сети кофеен Double B Анна Цфасман говорит, что их отчисления составляют около 5000 рублей в месяц. По словам Романа Миронова из «Мегаполис Медиа», часто компании обращаются к легальным сервисам после того, как получают от РАО или ВОИС требования оплатить штраф за использование нелегальной музыки. «Часто люди сначала отказываются от нашего предложения, а потом, когда возникают проблемы, появляются сами. Это, наверное, наша национальная особенность: чтобы начать соблюдать закон, нужно сначала заплатить серьёзный штраф», — говорит он.
Клиенты и конкуренты
В России есть десятки сервисов, которые занимаются фоновой музыкой, большинство из них предлагают широкий набор услуг. Например, компания «Мегаполис Медиа» предлагает «собственное радио» — она может записать джинглы и рекламные объявления для заведений и вставить их в музыкальную подборку. Компания Digisky оказывает рекламные услуги для магазинов, ресторанов и других пространств. Некоторые компании фокусируются на сетях, например Ultivox обеспечивает сопровождением больше 400 ресторанов McDonald’s по всей России — сеть составляет около половины всех клиентов компании. Система Red Duck Service, запущенная лейблом RDS (артисты Бенни Бенасс, Александра Стан и другие), предлагает использовать свою музыку кафе и ресторанам по цене 1200 рублей и от 850 рублей — магазинам.
Сейчас у «Бубуки» 1190 клиентов, в основном рестораны, не входящие в сеть, а также заведения, открытые по франшизе: несколько точек Subway, Cinnabon, «Две палочки» и другие. Компания, по словам Пангаева, ведёт переговоры с сетями — X5, «Дикси», «Папа Джонс» и McDonald’s.