бцм что это такое
О бедном БЦМ замолвите слово…
Честно говоря, устал рассказывать всем в ЛС – посему позвольте отписаться расширенно, так сказать растечься мыслью по древу тут.
Итак, приступим:
BCM – Блок центральной электроники(блок 09, если кто пользовался Васей диагностом или его аналогами)
У многих в бортжурналах (особенно тех, кто пересел на рапида с отечественных авто) можно увидеть записи типа «поставил ксенон», «воткнул диоды» в габариты. От таких записей пробегает холодный пот по спине, ибо есть один нюанс:
Блок центральной электроники отслеживает сопротивление ламп, их состояние и т.д.
В случае с установленным ксеноном или диодами с обманками и без возможен пробой ключа.
Ключ — общепринятое в радиоэлектронике, обозначение транзистора или тиристора, имитирующего при своей работе реле. Т.е. при работе транзистора в качестве «ключа» используется только два состояния «закрыто» и «открыто». Возникло от официального названия подобного режима работы радиоэлектронного элемента — «ключевой режим».
В закрытом (запертом) состоянии — мощность рассеяния на ключевом элементе ничтожна и определяется внутренними утечками (обратным током p-n перехода). В открытом состоянии — ключевой элемент работает в режиме «насыщения» и мощность рассеяния на элементе определяется внутренним падением напряжения на p-n переходах, и при работе в расчетных режимах не превышает 3-5% от мощности коммутируемой нагрузки. Это позволяет применять в качестве ключей — элементы, имеющие малую тепловую мощность рассеяния на корпусе, без применения специальных элементов для охлаждения (радиаторов).
Контроль лампы осуществляется подачей коротких импульсов питания при выключенных ДХО и включенном зажигании автомобиля, а во время работы ДХО методом замера потребляемого тока лампы. Лампа накаливания, с точки зрения электротехники, представляет собой активную нагрузку, без реактивной (емкостной или индуктивной) составляющей.
При установке вместо лампы накаливания светодиодной сборки — работоспособность выходных элементов блока управления, зависит от того, какой характер нагрузки будет иметь нововведенный элемент. Если это будет лампа, не содержащая на входе значительных емкостей, или индуктивностей — особых проблем быть не должно. Но схема контроля ламп, с большой вероятностью, будет работать при этом некорректно, т.к. сопротивление светодиодной сборки, значительно отличается в большую сторону от сопротивления холодной нити лампы накаливания, да и потребляемый ток у светодиодных сборок, как правило меньше.
Для того, чтобы избежать «ложного» срабатывания схемы контроля в светодиодные лампы пихают различные элементы, выступающие в роли «обманок». Либо, в отдельных случаях, ставят вторичный преобразователь питания светодиодов DC/DC (чаще всего такое встречается в многоэлементных лампах). В этом случае нагрузка блока управления приобретает ярко выраженный емкостной или индуктивный характер, что в конечном итоге и приводит к появлению проблем. В случае, если используется «емкостная» обманка — ключи испытывают значительную перегрузку по току, в момент включения ламп (за счет зарядного тока конденсаторов большой емкости, используемых в качестве «обманки», и создающих аналог низкого сопротивления цепи, при импульсной, «холодной» проверке). В случае индуктивного характера нагрузки — за счет ЭДС самоиндукции, возникающей при импульсном контроле, и в моменты выключения — ключи страдают от повышенного напряжения.
Но бог с ним с ключом сгорел – перепаяли и в путь? Или впаяли более мощные транзисторы и все стало хорошо?
К сожалению, это не так, ибо транзисторные ключи – не более чем реле, сигнал на который подает компаратор, который в свою очередь позволяет сравнивать эталонные значения нагрузки с текущим. Идея замены ключа в данном случае не «ошибочна», а скорее связана с непониманием принципа работы схемы контроля ламп. Для того, чтобы убрать ошибку методом «физической подмены», нужно изменить значения опорного напряжения на одном из входов компаратора, что делается перепайкой резисторов делителя напряжения, но не заменой полупроводниковых элементов.
Но к счастью добрые инженеры VW-AG вложили в блоки замечательную возможность отключать контроль ламп через параметризации. На A5, A5FL, Yeti, Superb, Fabia – необходимые параметризации известны и, в принципе любой человек обладающий необходимым оборудованием и знаниями может отключить опрос и после чего можно безболезненно «колхозить ксенончик и диодики»
На Rapid доступной параметризации пока нет, на A7 – есть, но как-то странно. Есть случаи, когда люди отключившие опрос ламп получали мертвый бцм после установки ксенона и включения зажигания. Грустно, но факт.
И еще: Китайские блоки розжига ксеноновых ламп (которые по 300 рублей килограмм) ухитряются выжигать ключи даже при отключенном опросе ламп.
За сим разрешите откланяться и еще раз донести свою мысль:
Люди, пожалейте БЦМ и подождите параметризаций. Лучше немного подождать, чем потом кусать локти и доказывать у ОД, что «я не я и хата не моя». Некоторым везет и БЦМ меняют по гарантии, но кто-то и попадает на 20к рублей.
Ямочный ремонт дорог и машины для него
Ямочный ремонт— процесс восстановления дорожного покрытия, подразумевающий точечные ремонтные работы. В зависимости от ситуации могут применяться разные методы, к примеру, нанесение пневмонабрызгом, струйно-инъекционный и другие.
Но во всех случаях принцип похожий — подготовка ямы, ее заполнение специальным составом и ожидание застывания (выравнивание). Для ускорения процесса применяются машины, позволяющие существенно оптимизировать рабочий процесс. Ниже остановимся на технологии и особенностях работы более подробно.
Ямочный ремонт, в каких случаях к нему прибегают
Потребность в ямочном ремонте дорог возникает при износе покрытия и появления на нем разного рода дефектов. Причиной повреждения может быть некачественный асфальт, низкий уровень ответственности подрядчика, тяжелые условия эксплуатации и иные факторы. Наиболее разрушительное воздействие на асфальт оказывает тяжелый транспорт, который быстро разбивает имеющиеся дефекты.
Во избежание таких проблем на дорогах устанавливаются знаки, которые ограничивают массу автомобилем. Но они не всегда работают. Правила соблюдают далеко не все компании, ведь главной задачей является получение прибыли.
По этой причине тоннаж почти всегда превышен, а маршруты прокладываются по наиболее коротким участкам, которые и разбиваются больше всего. Еще одной причиной повреждения является низкое качество применяемых материалов и недостаточное уплотнение.
Ямочный ремонт покрытия проводится на определенных участках с наибольшими дефектами. Цель выполнения работы в предотвращении дальнейшего разрушения дороги и продление ее срока службы. Популярность этого метода обусловлена следующими факторами:
Благодаря ямочному ремонту, можно устранить локальные повреждения и избежать капитальных работ по восстановлению или полной замене дорожного покрытия.
Технологии ямочного ремонта
В зависимости от ситуации, финансовых возможностей, состояния дороги и имеющегося оборудования выбирается технология ямочного ремонта.
При выполнении работ главная задача — устранить трещины и провалы на асфальтном покрытии, убрать имеющиеся ямы и неровности.
Ниже рассмотрим основные методы восстановления, которые применяются после прокладки инженерных коммуникаций, окончании ресурса дорожного покрытия, точечного повреждения и наличия других проблем, затрудняющих эксплуатацию дороги.
Ямочный ремонт пневмонабрызгом
Один из наиболее удобных методов ямочного ремонта, позволяющая устранить имеющиеся повреждения на дороге с помощью специальных машин. Работа проводится в несколько этапов:
Подача более мелкого щебня для отделки верхнего слоя отремонтированного покрытия. В результате на поверхности формируется шероховатый слой, отличающийся повышенной устойчивостью к механическим воздействиям.
К плюсам этого метода стоит отнести высокую производительность, небольшую цену ремонта и возможность выполнения всего комплекса работ с помощью одной машины. В дополнительном уплотнении с помощью катка нет необходимости, и сразу после застывания можно ездить по дороге.
Метод укладки литого асфальта
Суть технологии ямочного ремонта подразумевает применение специальной смеси, нагретой до температуры 190-250 градусов Цельсия. При ее достижении материал достигает необходимого уровня текучести и представляет собой мастику. Вяжущие качества снижают или, наоборот, увеличивают способности минерального порошка. При таком способе эксплуатация дорожного покрытия доступна через 12 часов.
Суть методики в том, что щебень диаметром 0,5-1 см засыпается в предварительно налитый в яму состав, после чего производится ручное выравнивание. При использовании материалов с высокой степенью вязкости такой вид разравнивания не подходит и применяются специальные машины.
Доставка литого асфальта осуществляется с помощью специального транспорта — термос-миксера. В случае применения специального транспорта для укладки асфальта, материал из кохера направляется в бункер.
К плюсам технологии стоит отнести применение литого бетона на неровных участках, на поверхности со сложной конфигурацией или на старом дорожном покрытии. При ямочном ремонте используются специальные термосы-миксеры, которые предназначены для подготовки и укладывания готового состава. При этом трамбовать обработанный участок не нужно.
Конструкция машин для ямочного ремонта
Для выполнения ямочного ремонта асфальта применяются разные виды транспорта, отличающиеся по конструктивным особенностям, принципу работы и другим особенностям. Чаще всего техника состоит из следующих элементов:
Суть работы проста. Щебень с помощью гидравлического мотора подается к шнекопроводу, а далее с помощью воздуходувки доставляется в рабочую область. Параллельно вода и эмульсия направляются к рабочей зоне с помощью насоса и давления, создаваемого компрессором. После смешивания с эмульсией щебень подается к месту повреждения на дороге.
Система подачи материала является универсальной, что позволяет подавать щебень разного диаметра. К примеру, размер 0,5-0,8 мм актуален для работы с трещинами / выбоинами, а 0,8-1,3 см — для больших поверхностей. При необходимости процесс подачи щебня можно быстро остановить.
Машина БЦМ-24.5, технические характеристики и принцип действия
К наиболее востребованной технике относится машина для ямочного ремонта БЦМ 24.5, представляющая собой комплект оборудования для устранения повреждений, восстановления дорог / тротуаров и иных объектов. Технические характеристики оборудования:
Отдельного внимания заслуживают основные системы транспорта по подаче:
Кроме того, в состав машины для ямочного ремонта дорог БЦМ 24.5 входят следующие элементы:
Также имеются системы промывки, подачи эмульсия и управления. Принцип действия стандартный:
Емкость для хранения эмульсии имеет большой загрузочный люк, с помощью которого можно с легкостью загружать материал. Он позволяет подготовить свыше 15 тонн щебня, чего хватает для ведения ямочного ремонта в течение рабочей смены без дозаправки. Периодически проводится очистка системы подачи с помощью дизельного топлива.
Температура эмульсии контролируется и поддерживается, благодаря встроенному обогревателю. Он питается от 220 В и обеспечивает нагрев до нужного уровня. Возможности машины БЦМ 24.5 позволяют использовать щебень разной фракции — от 0,5 до 1,3 см в зависимости от размера повреждения. Наличие большой 5-метровой стрелы позволяет выполнять ремонт больших площадей без необходимости перемещения транспорта.
При этом контроль процесса находится под надзором оператора. Последний с помощью пульта регулирует подачу щебенки, очистку шлангов / сопел и т. д. Сам распылитель отличается большим ресурсом и обеспечивает равномерность распределения рабочего состава по поверхности.
Преимущества использования машин
Применение транспорта для ямочного ремонта асфальтового покрытия имеет ряд неоспоримых преимуществ. К основным стоит отнести:
Заключение
Ямочный ремонт с помощью машин — возможность сэкономить деньги на восстановлении дорожного покрытия, удалить дефекты разного размера и продлить срок службы. В отличие от классического ремонта здесь можно обойтись без перекрытия дороги и привлечь к работе минимальное количество персонала. Что касается технологии, она подбирается с учетом типа повреждения, вида машины и особенностей процесса.
Самосвалы MAN с кузовами Бецема
Самосвалы MAN с кузовом Бецема— результат более чем 10-летного сотрудничества немецкой и российской компаний. Итогом работы стало появление грузовиков с кузовной конструкцией нового поколения со сниженной собственной массой, более высокой прочностью и увеличенной грузоподъемностью. Ниже кратко рассмотрим виды новых разработок, приведем их характеристики и конструктивные особенности.
История создания кузовов Бецема
История АО «Бецема» началась в 1932 году, когда недалеко от Москвы в деревне Павшино появился завод «Стандарт-Бетон» по изготовлению ж/б изделий: свай, прогонов и т. д. В период 2-й мировой войны здесь делали гнезда для пулеметов и фугасные бомбы. Сразу после завершения военных действий началось изготовление оборудования для строительства и автомобилей.
В 1991-м произошло историческое событие —официальное оформление сотрудничества «Цеммаш» (название компании во времена СССР) и предприятия «Бегеманн» из Нидерландов.
В результате появилась новая структура «Becema». К 2000 году на имеющихся мощностях выпускались самосвалы Бецема, оборудование для разных сфер промышленности.
В дальнейшем завод только расширял ассортимент. Как результат, в 2008 году появились новые кузова «Формат», имеющие особый тип бортов с повышенной стойкостью к износу и прочностью, а также меньшим весом. Также появились специальные версии «Уголь» и «Скала», отличающиеся увеличенным объемом и предназначенные для перевозки соответствующих видов грузов.
Назначение
Кузовы Бецема для MAN созданы для выполнения задач повышенной сложности, когда необходима транспортировка разных видов грузов (в том числе специфических) на короткие и дальние расстояния. В зависимости от вида техника с таким кузовом может перевозить:
Самосвалы с кузовами Бецема активно применяются в строительстве и разных сферах промышленности. Они востребованы в сельском хозяйстве, при работе на карьерах, при выполнении подземных и тоннельных задач.
Конструкция кузовов
При создании кузовов Бецема для MAN особое внимание уделялось уменьшению своего веса с одновременным увеличением прочности. За счет принятых мер удалось повысить грузоподъемность в сравнении с прошлыми моделями продукции и добиться большей эффективности при перевозке грузов.
Разработчики сумели уменьшить вес, благодаря удалению вертикальных ребер жесткости, что не повлияло на общую надежность конструкции. Более того, такие изменения обеспечили сразу несколько плюсов:
В новых кузовах уже в базовой версии использовался сдвоенный пол, что вместе с особой конструкцией повысило эффективность нагрева при работе в сложных условиях. При изготовлении использовались только износостойкие материалы Hardox 450 и 400 толщиной 8 и 6 мм соответственно, Domex 700 (5 мм) и Quard 450 на 10 и 8 мм соответственно.
За время работы завод Бецема выпустил ряд кузовов, предназначенных для выполнения работ любой сложности. К этой категории можно отнести Формат «Скала», «Уголь» и 57.6. Кратко рассмотрим особенности каждого из видов.
БЦМ-57.6
Кузов Формат БЦМ 57.6 — уникальная разработка компании, рассчитанная на транспортировку грузов объемом до 18 кубических метров. Благодаря фиксированным бортам по бокам, на самосвале можно перевозить разные виды сыпучих материалов. Для усиления конструкции использовались специальные ребра жесткости, предусмотрен специальный козырек для защиты гидравлического цилиндра.
Большой плюс — наличие голландского гидравлического оборудования, гарантирующего быстрый подъем-опускание кабины. Также предусмотрен тент, который можно быстро смотать на специальный барабан. В заднем борту предусмотрена возможность наклона с автоматической опцией блокировки и разблокировки.
Главной особенностью БЦМ 57.6 стало применение современных материалов, отличающихся улучшенной прочностью и стойкостью к износу. Так, при изготовлении днища применяется 8-миллиметровый Hardox 400 или зарубежный аналог. Боковые части изготовлены из 5-миллиметровой стали Domex, а передние и задние борта сделаны из 5-миллиметровой стали 09Г2С. Как результат, удалось уменьшить общий вес конструкции почти на 400 кг и добиться большей грузоподъемности техники.
К особенностям кузова БЦМ 57.6 стоит отнести:
Комплектация, цвет и другие параметры могут меняться в зависимости от предпочтений заказчика.
Базовые характеристики:
Характеристики | Значение |
---|---|
Объем, куб. м | 18 |
Угол подъема, градусов | от 47 до 50 |
Гидравлика | HYVA или Binotto |
Гидравлический насос | входит в комплектацию |
Грузоподъемность, тонн | 25 |
Формат Уголь
Кузов Формат Уголь для МАН— особый вид кузовной конструкции на 25 куб. м груза. При изготовлении использовались современные стали Hardox 450 и Domex 700 — для днища (8 мм), а также боковых и передних бортов (6 мм) соответственно. Для задней бортовой части использовался Domex 700 с 5-миллиметровой толщиной. Такая конструкция обеспечивает большой ресурс, надежность и устойчивость к деформациям.
К главным особенностям кузова Формат Уголь стоит отнести:
В надстройке применяется современное гидравлическое оборудование для быстрого подъема-опускания кузовной части. Также предусмотрен разгрузочный фартук и иные особенности, обеспечивающие удобство эксплуатации.
Главное назначение кузова — транспортировка угля. Первый опыт эксплуатации машина получила в Кемерово, где прошла испытания в разных режимах работы. Конструктивные особенности Формат «Уголь» существенно упростили использование техники на Крайнем Севере за счет быстрой и удобной погрузки-выгрузки.
Характеристики | Значение |
---|---|
Объем, куб. м | 25 |
Угол подъема, градусов | от 47 до 50 |
Гидравлика | HYVA Alpha или Binotto |
Гидравлический насос | NPH-8 |
Грузоподъемность, тонн | 32 |
Формат Скала
В отличие от прошлой модели, кузов Формат Скала имеет объем в 20 куб. метров. При его создании использовалась сталь Quard / Hardox 450 и 400 с 10-ти и 8-миллиметровой толщиной соответственно. Первый вариант применялся при изготовлении пола, а второй — бортовой части. Нижняя часть конструкции выделяется наличием контрпрогиба, обеспечивающего более мягкий контакт при загрузке скальной породы. Применение нового типа стали позволило существенно уменьшить вес конструкции без ухудшения общих характеристики.
К базовым особенностям «Формат Скала» стоит отнести:
В «базу» входит два вида защиты: боковая откидная и противоподкатная, а также специальные крепежи для упоров, защищающих от откатывания. Главное назначение техники —перевозка скальных пород.
Базовые характеристики:
Характеристики | Значение |
---|---|
Объем, куб. м | 20 |
Угол подъема, градусов | от 47 до 50 |
Гидравлика | HYVA или Binotto |
Гидравлический насос | NPH-82 |
Грузоподъемность, тонн | 32 |
Почему МАН
Компания Becema предлагает кузова для многих видов техники, в том числе MAN. Одной из причин сотрудничества стала ориентация самосвалов этого бренда на работу в сложных условиях и универсальность. Такую технику можно использовать при перевозке грузов как на обычных дорогах, так и закрытых площадках. При этом самосвалы МАН полностью оптимизированы для выполнения задач в отечественных условиях эксплуатации.
К плюсам самосвалов MAN стоит отнести:
Сотрудничеств немецкой компании MAN и Бецема длится более 10 лет, а результатом стал повышенный спрос на самосвалы этого бренда с кузовной надстройкой нового поколения от российского завода.
Выводы
Кузов Becema для MAN, Камаза или другой техники — уникальный продукт, изготовленный с применением высококачественной стали, имеющей облегченную конструкцию и повышенную надежность. Такая техника получила широкое применение горнодобывающей сфере, в строительстве и других сектора, где необходима перевозка сыпучих грузов, скальных пород или угля.
Самосвал Бецема на шасси MAN TGS 40.400 6×4 BB-WW, 18 кубов
Техника для отсыпки обочин и уширения дорожного полотна
Итак, обочина – это боковая полоса дорожного полотна с каждой его стороны, расположенная между его бровкой и кромкой проезжей части. Основное ее предназначение – защита края дорожной одежды от разрушения, а также место размещения остановочных полос, место вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, место для установки барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения. Обочина состоит из нескольких основных элементов по удалению от края асфальта: это краевая полоса, остановочная полоса и полоса прибровочная. Сами обочины могут быть необработанные – грунтовые и укрепленные – с применением асфальта или цементобетона, с использованием щебня, гравия, шлака или просто засеянные травой. Ширина, прочность, ровность и сцепные свойства дорожной обочины относятся к основным параметрам, характеристики которых определяют эксплуатационное состояние автомобильной дороги. Именно поэтому устройство обочин предусмотрено на дорогах всех категорий.
Устройство дорожной обочины осуществляется вслед за устройством дорожной одежды. Процесс устройства обочин включает устранение деформации земляного полотна по всей площади обочины, досыпку грунта до установленного проектом уровня, планировку и уплотнение грунта. Для всех этих операций применяется специальная техника – отсыпщики обочин или уширители дорожного полотна. Специально сконструированные машины за один проход формируют аккуратную, геометрически точно выстроенную обочину без необходимости дополнительного контроля за процессом укладки. На российском рынке присутствуют как самоходные модели уширителей на колесном ходу с передним приводом и рулевым управлением, так и навесные агрегаты, предназначенные для установки на фронтальный погрузчик, трактор, автогрейдер, экскаватор-погрузчик или асфальтоукладчик.
Участники рынка
ООО «КОРРУС-Техникс» из Реутова – дилер австрийского завода STRASSMAYR – предлагает одну из популярных моделей отсыпщика – STRASSMAYR BF 290. Оборудование может устанавливаться на фронтальный погрузчик или на экскаватор-погрузчик и приспособлено для укладки сыпучих материалов и битумной массы. Машина для укладывания обочин BF 290 для передвижения использует привод погрузчика, а все рабочие элементы приводятся в действие автономным двигателем внутреннего сгорания HATZ Diesel мощностью 20 л.с. с воздушным охлаждением и гидравлическим насосом переменной производительности. Машина массой 2500 кг оснащена восемью ходовыми колесами с пластиковым покрытием. Передние ролики имеют телескопические крепления с плавным гидравлическим управлением и возможностью регулировки их выноса, подстраиваясь к заднему свесу находящегося впереди автомобиля, выполняющего засыпку. Отсыпщик BF 290 позволяет производить укладку шириной от 550 до 1130 мм, а при использовании дополнительных опционных модулей и до 2000 мм. Высота укладываемого слоя регулируется в диапазоне от –270 мм до +160 мм, угол насыпаемой обочины также можно регулировать на ±8°.
В базовой комплектации двухступенчатый отвал ломаной формы для придания формы обочине. Рабочее место оператора с удобным сиденьем оснащено многофункциональным гидрораспределителем, контроллером для плавного изменения скорости и панелью управления двигателем. Конструктивно предусмотрена возможность менять положение оператора в рабочем режиме оборудования и в режиме транспортировки для контроля над положением высыпного устройства и постоянным обзором места работы. Производительность STRASSMAYR BF 290 при укладке составляет до 300 т/ч.
Плюсом будет и компьютерная система управления, благодаря которой оператор может сформировать правильный рельеф обочины, отрегулировать ширину обочины, высоту и другие параметры. Эргономичное сиденье водителя с идеальным круговым обзором оснащено защитным тентом, управление позволяет проводить отсыпку как в ручном, так и в автоматическом режиме. В основе конструкции укладчика – мощная пространственная рама, способная выдерживать существенные нагрузки, передний борт оборудован гидроподъемным устройством, а гидравлический роликовый буфер с функцией регулировки подстраивается для работы с различными моделями самосвалов.
Основные агрегаты и системы размещены удобно для свободного доступа при техническом обслуживании, для этого нет необходимости демонтировать оборудование с погрузчика. Для правильной развесовки трехцилиндровый дизель Kubota установлен в противоположной лемеху части. Для более эффективной подачи материала ленточный транспортер со стороны лемеха вынесен за пределы бункера на 300 мм. В списке дополнительного оборудования имеется жаропрочная конвейерная лента для работы с асфальтом до 200 °С, а также подметальная щетка с гидравлическим приводом, модуль для формирования продольных прикромочных водоотводных лотков из асфальтобетонных смесей и выглаживающая плита с вибратором. Наличие склада запасных частей в Смоленске и дилерская сеть, охватывающая Казань, Санкт-Петербург и Кемерово, позволяют заказчику быть уверенным в работе и сервисном обслуживании оборудования в гарантийный и послегарантийный периоды.
HYDROG – машиностроительная компания из Польши, через широкую сеть дилеров в России предлагает навесные модели отсыпщиков обочин. Дорожникам давно знаком HYDROG DG 1500, выделяющийся среди аналогичных машин приметной красной окраской. Это высокопроизводительное оборудование может работать с различными материалами – песком, щебнем, гравием, песчано-гравийными смесями и горячим асфальтом. Гидравлически выдвигаемый буфер с системой гашения резких ударов позволяет безопасно работать с самосвалами. Машина передвигается на четырех резиновых колесах большого диаметра, грузоподъемность – 16 т, дизельный двигатель Perkins развивает мощность в 34 л.с. Есть возможность изменения геометрии приемного бункера.
Уширение обочин на заданную величину осуществляется плавно, давая возможность регулировать ширину укладки до 2; 2,5 или 3 м. Качественную укладку обеспечивает система коррекции, учитывающая смещение с траектории при движении. Укладываемый материал предварительно уплотняется вибратором на формирующем отвале. Удобное кресло оператора с гидравлическим управлением лемехом может оснащаться тентом, прикрывающим от солнца или непогоды, с большими прозрачными окнами для удобства осмотра. Проводить отсыпку обочин можно и с использованием выносного пульта оператора с возможностью его удаления до 4 м от машины. Все это обеспечивает работу по точно заданным параметрам, с соблюдением необходимой высоты и профиля. Скорость укладки высока – до 50 м/мин., а производительность равна 300 т/ч.
Из отечественных производителей уширителей обочин можно назвать мод. БЦМ-73 производства красногорского машиностроительного завода «Бецема». Машина предназначена для отсыпки обочин дорог щебнем, песком или смесями щебня и песка, подачу которых осуществляет конвейер шириной 530 мм. Максимальная ширина укладки материала составляет 1500 мм. Регулировка высоты отсыпки осуществляется в диапазоне +350/ –250 мм. Пульт оператора имеет ручное гидравлическое управление. На машине установлен дизельный двигатель марки HATZ мощностью 15 л.с. Заявленная изготовителем производительность составляет от 160 до 450 т/ч.
Еще один белорусский завод – Группа компаний «СтиМ» предлагает свою модель отсыпщика обочин СТиМ-2000. Уширитель применяется для одновременной отсыпки и планировки боковой части обочины любыми материалами – грунтом, песком, гравием или асфальтом. Загрузка бункера установки материалами происходит непосредственно в процессе работы из кузова самосвала. Планировка и профилирование обочины осуществляются отвалом, который равномерно распределяет рабочий материал по всей ширине обочины с заданной высотой и углом наклона обочины. Скорость укладки в зависимости от ширины и толщины слоя достигает 15–30 м/мин, а производительность установки составляет 300 т/ч.
Среди самоходных моделей уширителей популярны машины производства Blaw-Knox. Имя этого американского завода давно известно, компания выпускает технику с 1938 г. и в настоящий момент входит в состав шведского концерна Volvo. На выбор заказчика представлены несколько моделей самоходных отсыпщиков обочин – RW-35A и RW-100B. Меньшая машина RW-35A – на колесном ходу с приводом от дизельного двигателя Hatz мощностью 34 л.с. способна укладывать на ширину обочины до 1,52 м как щебеночный материал, так и битумную смесь и в основном предназначена для укрепления обочин небольшого размера. Бункер объемом чуть больше 2 м 3 имеет гидравлически управляемую шторку, которая позволяет изменять высоту переднего борта бункера с 1,5 до 1,7 м для работы с самосвалами различных типов. Постоянное расстояние между грузовиком и уширителем во время работы поддерживают два ролика-ограничителя. Приводные задние колеса оснащены гидравлическими моторами. С операторского сиденья открывается отличный обзор на равняющий отвал, на секцию подачи материала и на кузов разгружающегося самосвала. Это позволяет оператору контролировать процесс подачи материала самостоятельно, не прибегая к помощи ассистентов. Само кресло оператора легко перемещается из рабочего в транспортное положение. Сцепное устройство, предназначенное для буксировки уширителя, также складывается.
Мод. RW-100В служит для укрепления обочин среднего размера и отличается шириной укладки до 3,05 м, двигателем Cummins мощностью 85 л.с. с дисплеем у оператора, который отображает и диагностирует работу двигателя. Но главное отличие – двухсторонняя система управления, кресло оператора с панелью управления и распределительный отвал могут быть установлены как с правой, так и с левой стороны. Задние колеса оборудованы системой подруливания. Панель управления оборудована рычагами контроля скорости, направления движения и ножным регулятором работы конвейера. Формовочный отвал распределяет материал по четко определенной ширине, глубине и уклону с минимальными отклонениями. Стандартный отвал состоит из одной телескопической секции шириной от 610 до 914 мм и секций шириной 305, 914 и 1829 мм, каждой по одной. Отвал гидравлически поднимается, опускается, расширяется или уменьшается с помощью ручного управления для точной настройки высоты и угла наклона.
Еще одна американская мод. Midland SPD-10 производства Midland Machinery популярна в России. Завод-производитель выпускает несколько моделей отсыпщиков обочин, но именно эта машина отличается оптимальным соотношением цена/ качество/ производительность. Этот переднеприводный уширитель обочин способен распределять все виды материалов – от грунта до асфальтобетонной смеси. Турбодизельный двигатель John Deere мощностью 100 л.с. с помощью гидростатической трансмиссии и двухступенчатой коробки передач обеспечивает передвижение в рабочем режиме со скоростью от 0 до 46 м/мин, а в транспортном положении до 18 км/ч. Комфорт оператора обеспечивает настоящая кабина, надежно укрывающая от всех капризов погоды. Мод. SPD-10 оснащена двумя разравнивающими отвалами для распределения материала на правую или левую сторону и обеспечивает укладку на ширину до 3,05 м, с изменяемым уклоном ±16% и уровнем до 300 мм выше или ниже поверхности дороги. Рулевое управление и передний привод машины позволяют работать на криволинейных участках дорог, причем даже в таком положении можно регулировать скорость движения машины и изменять высоту и ширину распределения укладываемого материала. Производительность машины составляет 450 т/ч.
Немецкая компания C. Peveling GmbH & Co. KG уже более 20 лет производит самоходный уширитель обочин Peveling. Машина распределяет такой материал, как гравийная смесь, щебень, бетон и асфальт. В движение этот редкий на российских дорогах отсыпщик приводится двигателем JCB объемом 4,4 л и мощностью 120 л.с., что дает возможность развивать скорость до 18 км/ч. Скорость укладки при работе составляет впечатляющие 80 м/мин – это один из наибольших показателей среди машин для отсыпки обочин. Укладка производится на ширину от 910 мм и может увеличиваться до 2500 мм, а с опционным модулем и до 3500 мм. В большой удобной кабине оператору обеспечен отличный обзор, комфортное сиденье оснащено пневмоподвеской последнего поколения. Необычна конструкция стекла со стороны оператора – для удобства работы и лучшей обзорности боковое стекло выносное и при сдвижении складывается вверх, выходя за габариты кабины и образуя козырек, защищающий от непогоды. Как опция предлагается установка до трех видеокамер для полного контроля зоны вокруг машины.
Как видим, российский потребитель отдает предпочтение навесным моделям отсыпщиков обочин, предпочитая их самоходным машинам. Оно и понятно: объем работ по укладке обочин по сравнению с масштабами работ при строительстве автомобильных дорог в разы меньше, и не всегда целесообразно закупать для этого более дорогие уширители обочин. Опять же навесные отсыпщики можно устанавливать на строительную технику разных типов, что дает возможность использовать в работе по обустройству обочин свободную машину, будь то фронтальный погрузчик или экскаватор-погрузчик, которые гарантированно имеются на стройплощадке. Плюс отпадает необходимость в использовании прицепа для доставки самоходного отсыпщика обочин к месту проведения работ. Но окончательный выбор всегда остается за самими дорожниками, ведь самоходные уширители обочин предназначены для работ в более тяжелых условиях, чем навесные модели, позволяя распределить в течение одной смены до 2–3 тыс. т материалов или устроить до 5–8 км обочины.