бтр что за машина
Колёсное превосходство: чем уникальна российская бронетехника на платформе «Бумеранг»
«В настоящее время дорабатываются опытные образцы для предъявления их на государственные испытания, которые планируется начать в марте — апреле 2022 года», — сказал Чикин в ходе визита замминистра обороны РФ Алексея Криворучко на АМЗ.
Расположенный в Нижегородской области завод входит в контур ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК), который разрабатывает машины на УБП.
«Бумеранг» — восьмиколёсное шасси, на которое монтируются бронетранспортёр К-16 и бронемашина пехоты К-17. Эта техника в скором времени должна поступить на вооружение российской армии. Также Москва готова поставлять её своим партнёрам по линии военно-технического сотрудничества.
БТР и БМП на шасси «Бумеранг» во многом унифицированы, но отличаются по номенклатуре вооружения и ряду тактико-технических характеристик.
«Прорыв инженерной мысли»
К-16 предназначен для транспортировки, преодоления водных преград и поддержки огнём мотострелковых подразделений. В качестве основного вооружения машина использует пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм.
Бронетранспортёр вмещает до 11 человек личного состава, посадка и высадка военнослужащих осуществляются через верхние люки, кормовую дверь или рампу. К преимуществам К-16 относят независимую подвеску, экономичный дизельный двигатель мощностью 750 л. с. и автоматическую трансмиссию.
Защищённость экипажа и десанта, по данным «Рособоронэкспорта», обеспечивается за счёт бронированного корпуса V-образной формы, фильтровентиляционной установки и автоматизированной противопожарной системы.
«Бумеранг» обладает многоуровневой защитой от кинетических боеприпасов и взрывных устройств, которая может изменяться в зависимости от угрозы и потребности заказчика», — говорится на сайте компании.
В феврале в интервью агентству «Интерфакс» генеральный директор ВПК Александр Красовицкий заявил, что К-16 по праву относится к новому поколению бронетехники.
«В данном классе это принципиально новая машина с высоким уровнем защиты. Кроме того, в конструкции использованы все современные достижения науки и техники — в эту машину, можно сказать, заложен прорыв инженерной мысли. При необходимости можно управлять машиной дистанционно, то есть информационно-управляющая система шасси поддерживает все функции роботизированного движения», — пояснил Красовицкий.
По его словам, для К-16 были разработаны новая система управления и трансмиссия. Кроме того, были установлены новые испытательные стенды и модернизирован весь производственный цикл.
В конце ноября на странице Военно-промышленной компании в Instagram было опубликовано заявление Красовицкого о том, что самые сложные детали для машин на шасси «Бумеранг» изготавливаются на 3D-принтере. Это позволяет значительно сократить расходы на изготовление опытных образцов техники.
В комментарии RT военный эксперт Алексей Хлопотов рассказал, что машины на платформе «Бумеранг» заменят в войсках БТР-80 и БТР-82А, которые сейчас стоят на вооружении российской армии. По его словам, обе машины имеют «советскую родословную» и нуждаются в постепенной замене.
«БТР-82А — достойная и весьма современная машина, но она создана на базе советской «восьмидесятки» (БТР-80. — RT). Между тем на современном театре боевых действий ужесточаются требования — прежде всего к уровню защиты экипажа и десанта», — пояснил Хлопотов.
По словам эксперта, К-16 соответствует всем необходимым для своего класса стандартам защищённости. В конструкцию брони машины интегрированы элементы керамики и другие новейшие материалы, подчеркнул Хлопотов.
«В различных диапазонах»
Более вооружённым по сравнению с К-16 вариантом бронетехники на базе «Бумеранга» является К-17. Новейшая БМП оснащена модулем «Бумеранг-БМ» с автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм и пусковыми установками противотанкового ракетного комплекса «Корнет-Д», которые установлены по бортам необитаемой башни.
По данным «Рособоронэкспорта», К-17 может применяться для транспортировки мотострелковых войск, спецназа и морской пехоты. Арсенал БМП позволяет оказывать огневую поддержку военнослужащим, уничтожая живую силу, легкобронированную и тяжёлую технику противника, а также низколетящие цели.
На сайте ВПК сообщается, что комплекс противотанкового вооружения может поражать объекты на дальности до 10 км. «Корнет-Д» способен бороться не только с наземными силами неприятеля, но и вести огонь по низколетящим самолётам, вертолётам и БПЛА.
При этом, по данным ВПК, К-17 обладает достойным уровнем защиты. На БМП установлены «средства снижения заметности машины, пассивная бронезащита, а также комплексы активной защиты и постановки помех».
Важным элементом электронной начинки К-17 являются бортовая информационно-управляющая система (БИУС), построенная по блочно-модульному принципу, и цифровые средства связи с возможностью обмена данными в режиме реального времени.
Кроме этого, в БМП располагается программно-технический комплекс, обеспечивающий интеграцию машины в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) и «работу в едином информационном пространстве боевого управления».
К числу достоинств своего детища специалисты ВПК относят высокие показатели подвижности К-17. Помимо БИУС, они обеспечиваются новой мощной и экономичной силовой установкой с автоматической коробкой передач, оригинальной трансмиссией, независимой торсионной подвеской колёс и водомётными движителями с механическим приводом.
В качестве двигателя на К-17 используется турбодизель ЯМЗ-780, максимальная мощность которого 750 л. с. Также в состав силовой установки входит система охлаждения и предпускового подогрева.
«Большой ресурс»
По информации «Рособоронэкспорта», машины, смонтированные на унифицированном шасси «Бумеранг», полностью отвечают современным и перспективным требованиям ведения боевых действий.
В ВПК подчёркивают, что «Бумеранг» получил не имеющую в России аналогов компоновочную схему. Она обеспечивает эргономичное расположение десанта, оптимальное размещение оборудования и применение «дифференцированной модульной защиты».
«Модульность конструкции машины даёт возможность изменять состав конкретной машины семейства за счёт установки различных комплексов вооружения, систем активной и пассивной защиты в зависимости от назначения образца и требований заказчика», — говорится в материалах Военно-промышленной компании.
В свою очередь, Алексей Хлопотов говорит, что одним из ключевых инновационных решений, реализованных в БТР и БМП, стало необитаемое боевое отделение. Такие машины, как полагает аналитик, подойдут прежде всего мотострелковым войскам.
«В платформу «Бумеранг» заложены очень высокие показатели подвижности и проходимости, хотя К-16 и К-17 существенно тяжелее своих предшественников из-за большего объёма брони. При этом по ходовым качествам и плавучести перспективные БТР и БМП однозначно превосходят западные колёсные машины», — подчеркнул Хлопотов.
«Бумеранг» должен стать основной платформой российских мотострелковых подразделений. Машина плавающая, поэтому она обеспечивает эффективное преодоление водных преград, а колёсная база даёт больший ресурс по сравнению с гусеничной техникой и высокие темпы марша», — пояснил Мураховский.
Также он считает, что в перспективе на шасси «Бумеранг» могут монтироваться новые типы машин для российской армии.
«Сейчас на государственные испытания пойдут БМП и БТР, но понятно, что на базе этой колёсной платформы могут быть созданы командно-штабные машины, машины инженерных войск, химических войск, войск связи», — резюмировал Мураховский.
Как модернизировали БТР-80
С середины восьмидесятых годов на вооружении советской и российской армии, а также некоторых силовых структур состоит колесный бронетранспортер БТР-80. За прошедшие десятилетия базовый БТР-80 прошел несколько модернизаций разного рода. С их помощью удавалось сохранять производство техники, а также наращивать ее характеристики. Последняя на данный момент модернизация предназначается для продления сроков эксплуатации боевых машин.
Первые модернизации
Первый вариант модернизации бронетранспортера БТР-80 пошел в производство в 1993 году, и этот проект носил вынужденный характер. Изначально серийные БТР-80 комплектовались дизельными двигателями типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. В апреле 1993-го на предприятии «КамАЗ» произошел пожар, полностью уничтоживший завод двигателей. Российская армия нуждалась в новых бронетранспортерах, и потому в минимальные сроки был создан проект машины с иными силовыми агрегатами.
В том же году в серию поставили машину под названием БТР-80М. Она получила ярославский дизель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с., коробку передач ЯМЗ-236Н и шины КИ-126. Сокращение мощности двигателя привело к незначительному падению характеристик подвижности. Впрочем, замена силовых агрегатов позволила сохранить производство. В конце 1993 года «КамАЗ» возобновил производство двигателей, и вскоре удалось наладить выпуск БТР-80 в исходной конфигурации.
Параллельно шли работы по радикальной модернизации комплекса вооружений. В базовой версии БТР-80 нес башню с пулеметами КПВТ и ПКТ, характеристики которых считались недостаточными для решения всех возникающих задач. В 1994 году на вооружение поступил модернизированный БТР-80А с пушечно-пулеметной башней БППУ-1.
БТР-80А отличался от базовой машины усиленной конструкцией корпуса, соответствующей повышенным нагрузкам при стрельбе. Изделие БППУ-1 построили по лафетной схеме; на опорах башни вывешен блок с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Рядом с ними находятся ящики боекомплекта и дымовые гранатометы. Боекомплект пушки включает 300 снарядов, пулемета – 2000 патронов.
Установка нового вооружения увеличила дальность и эффективность огня. Пулемет КПВТ мог поражать живую силу и незащищенную технику на расстояниях до 2 км, тогда как пушка 2А72 на таких дистанциях способна поражать и легкобронированные цели. Дальность по живой силе увеличилась до 4 км.
Проект «82»
В конце прошлого десятилетия были разработаны новые проекты глубокой модернизации существующей техники. В соответствии с заказом министерства обороны появились два варианта развития бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А – БТР-82 и БТР-82А соответственно. В ходе испытаний было установлено, что комплекс вооружений БТР-80 и БТР-82 не соответствует актуальным требованиям. Из-за этого работы по БТР-82 были остановлены в пользу более эффективного БТР-82А.
В 2013 году на вооружение приняли как БТР-82А, так и его модификацию БТР-82АМ. Эти машины схожи с точки зрения конструкции, но имеют разное происхождение. БТР-82А строятся с нуля, а бронетранспортеры «АМ» перестраивают из имеющихся БТР-80. Позже был разработан проект БТР-82В. Эта машина предназначается для Росгвардии и в некоторой мере похожа на БТР-82, от которого отказались ранее.
Армейские БТР-82А(М) получают обновленную башню БППУ-1 со штатным вооружением и новыми приборами управления. Наводчик использует комбинированный прицел ТКН-4ГА. Имеются средства связи и управления, позволяющие бронетранспортеру работать в составе единой системы тактического звена.
БТР-82В для Росгвардии отличается от машин для армии только вооружением. На нем монтируется башенка от БТР-80 с пулеметами КПВТ и ПКТ. Применение такого вооружения связано с особыми требованиями заказчика. Подразделения Росгвардии нуждаются в бронетехнике с развитым вооружением, но им не требуются системы для борьбы с серьезно защищенными целями.
Бронетранспортеры семейства БТР-82 в настоящее время производятся серийно. Одновременно осуществляется выпуск совершенно новых машин, а также ведется модернизация имеющейся техники по проекту с литерами «АМ». Такая техника поступает в части сухопутных и воздушно-десантных войск, морской пехоты и Росгвардии. С начала производства российские заказчики получили не менее 1500-1700 таких бронемашин. Также осуществлялись поставки зарубежным странам. Казахстан, Азербайджан и Сирия в общей сложности получили не менее 300-350 бронетранспортеров.
Будущее модернизаций
По всей видимости, нынешнее семейство БТР-82 станет последним в своем роде. Подобную технику продолжат выпускать и эксплуатировать, но появление в будущем следующего проекта модернизации БТР-80 выглядит маловероятным и не вполне целесообразным.
Едва ли не главной предпосылкой к такому развитию событий является ограниченный модернизационный потенциал БТР-80. К этому бронетранспортеру предъявляются различные претензии, в первую очередь, связанные с защитой экипажа и десанта. По сути, в своей исходной версии эта машина уже не соответствует требованиям времени и угрозам современных конфликтов. Проекты БТР82А/АМ/В частично решили эти вопросы, но полное избавление от характерных недостатков связано с кардинальной перестройкой конструкции, к которой не стали прибегать.
Вторая причина отсутствия смысла в разработке следующих модификаций БТР-80/82 связана с общими процессами в сфере бронетехники. Сейчас разрабатывается принципиально новая колесная платформа «Бумеранг», на основе которой создан перспективный бронетранспортер. Начало серийного производства и эксплуатации «Бумерангов» приведет к очевидным последствиям. Широкое распространение такой техники позволит отказаться от более старых образцов, а кроме того, сделает ненужным их дальнейшее развитие.
На полную замену бронетранспортеров семейств БТР-80 и БТР-82 новыми «Бумерангами» потребуется немало времени, но стоит ожидать, что этот процесс будет завершен в разумные сроки. БТР-80/82 останутся в строю и будут служить вместе с новой техникой. Они должны будут проходить необходимое обслуживание и ремонты, но разработка новых версий таких машин теперь выглядит сомнительной.
Выпускаемые в настоящее время бронетранспортеры БТР-82А/АМ/В не лишены некоторых недостатков базовой техники, но все же имеют серьезные преимущества перед ней. Массовое производство таких машин позволяет закрыть потребности армии и повысить боеспособность частей-эксплуатантов. Однако дальнейшее развитие российских бронетранспортеров связано с принципиально новыми проектами. Появление машин семейства «Бумеранг» и их массовые поставки в обозримом будущем сделают ненужным новые модернизации БТР-80 и его производных.
Вооружение отечественных бронетранспортеров
В нашей стране за последние несколько десятилетий было создано большое количество различных бронетранспортеров. Несмотря на отличия в техническом облике и характеристиках, все эти машины имели общее предназначение. Все отечественные и зарубежные бронетранспортеры предназначены для перевозки личного состава с вооружением. Кроме того, «обязанностью» бронетранспортера на поле боя является огневая поддержка бойцов. Создание отечественных бронетранспортеров сопровождалось постоянным развитием их вооружения. С конца сороковых годов и до нашего времени вооружение отечественных бронетранспортеров прошло такой же большой путь, как и сами машины, для которого оно создавалось.
БТР-40
Питание пулемета СГМБ осуществлялось при помощи лент на 250 патронов. В боевом отделении бронетранспортера БТР-40 имелось место для пяти коробок с боеприпасами, в каждой из которых находилось по одной ленте. Общий возимый боекомплект состоял из 1250 патронов. Кроме того, для обороны бронетранспортера стрелок мог использовать 8 осколочных и 2 противотанковые гранаты.
В середине пятидесятых годов был разработан вариант бронетранспортера БТР-40 с полностью закрытым корпусом. Бронемашина БТР-40Б получила крышу десантного отделения с двумя двустворчатыми люками. Люки располагались в передней и кормовой частях крыши и предназначались для стрелка. Для ведения огня требовалось открыть один из люков и установить пулемет на соответствующий кронштейн. Стрелок бронетранспортера БТР-40Б мог использовать лишь два кронштейна, на лобовом и кормовом листах корпуса.
БТР-152
Во второй половине пятидесятых годов БТР-152, подобно БТР-40, обзавелся бронированной крышей. В крыше имелись три откидных люка, два из которых мог использовать стрелок. Как и в случае с БТР-40, модификация бронетранспортера с крышей сохранила только два кронштейна для крепления пулемета СГМБ.
БТР-50П
Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на лобовом и кормовом листе десантного отделения.
Устройства для установки пулемета СГМБ были унифицированы с агрегатами бронетранспортеров предыдущих моделей. Благодаря этому стрелок машины БТР-50П мог обстреливать достаточно широкие сектора в передней и задней полусферах. Пулемет бронетранспортера использовал ленты на 250 патронов. В возимый боекомплект входили пять лент – 1250 патронов.
Со временем бронетранспортер БТР-50П получил бронированную крышу и новое обозначение – БТР-50ПК. После такой модернизации вооружение бронетранспортера осталось прежним, а для его использования в крыше были предусмотрены крупные люки.
По некоторым данным, БТР-50П, как и предыдущие отечественные бронетранспортеры, мог стать основой для зенитной самоходной установки. Для этого в десантном отделении предполагалось монтировать тумбу с пулеметной установкой ЗПТУ-2. Кроме того, рассматривался вариант использования четырехствольной установки ЗПТУ-4. В серию подобная техника не пошла.
БТР-60
Бронетранспортер БТР-60, являющийся прямым «предком» всех последующих отечественных машин этого назначения, в первых модификациях не имел крыши. По этой причине вооружение бронемашины соответствовало предыдущим бронетранспортерам. БТР-60 нес пулемет СГМБ, устанавливаемый на одном из трех кронштейнов. Кронштейны располагались на лобовом листе и на бортах корпуса. В распоряжении стрелка было пять лент с 1250 патронами. Существуют изображения бронетранспортеров БТР-60 с пулеметом ДШКМ на лобовом кронштейне и двумя СГМБ на бортовых, однако такие фотографии являются «показательными» и не отражают реалий эксплуатации бронетранспортера.
В середине шестидесятых годов бронетранспортер БТР-60 повторил судьбу предыдущей техники и обзавелся бронированной крышей. Первоначально бронемашина имела крышу, созданную с учетом наработок по предыдущим проектам: для использования пулемета в крыше предусмотрели люк. Такая версия бронетранспортера получила индекс БТР-60А. Поздние серии этой машины получали новые пулеметы, вместо СГМБ они оснащались 7,62-миллиметровым ПКБ.
БТР-70
В начале семидесятых годов на вооружение советской армии поступил новый бронетранспортер БТР-70. Эта машина создавалась на основе наработок по проекту БТР-60ПБ. Предполагалось, что новый тип бронетехники сможет перенять все преимущества базовой машины, но будет лишен ее недостатков. По-видимому, башня с двумя пулеметами была отнесена к положительным сторонам бронетранспортера БТР-60ПБ, в результате чего без каких-либо серьезных изменений ее перенесли на БТР-70.
Вооружение и его характеристики остались прежними, хотя конструкция башни претерпела некоторые изменения, связанные с технологией изготовления. Кроме того, в башне бронетранспортера БТР-70 предлагалось устанавливать модернизированный перископический прицел ПП-61АМ. Размеры боекомплекта и дальность стрельбы остались прежними.
После распада Советского Союза некоторые страны, на вооружении которых оказались бронетранспортеры БТР-70, предпринимали попытки их модернизации. Ряд подобных проектов подразумевал использование нового вооружения, в том числе и новых боевых модулей. Благодаря этому БТР-70 смог стать носителем автоматических пушек и гранатометов, а также противотанковых ракет. В российских вооруженных силах машины БТР-70 эксплуатировались с базовым вооружением.
БТР-80
Бронетранспортер БТР-80 предназначался для замены предыдущих машин аналогичного назначения. Как следствие, в его конструкции широко применялись наработки по предыдущим проектам. По этой причине в базовом варианте бронемашина БТР-80 оснащалась почти таким же вооружением, как и БТР-60ПБ или БТР-70. На крыше машины предусмотрели коническую башню «классической» для отечественных бронетранспортеров конструкции.
Боекомплект башни бронетранспортера БТР-80А состоит из 300 снарядов для автоматической пушки и 2000 патронов для пулемета. Следует отметить, что все агрегаты башни, в том числе короба с боеприпасами, располагаются за пределами корпуса, из-за чего применена непрерывная подача боеприпасов. Конструкция башни обеспечивает наведение вооружения в любом направлении. Угол возвышения ограничен 70 градусами. В зависимости от применяемых боеприпасов вооружение БТР-80А может поражать цели на дальности до 4 километров. Интересной особенностью башни с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ является сравнительно высокая линия прицеливания – 2,8 метра от земли. Это позволяет экипажу бронетранспортера при необходимости укрываться за стенами или строениями, оставляя возможность наблюдения за обстановкой и ведения огня. При бое в городских условиях такие возможности оказываются весьма полезными.
БТР-82
В двухтысячных годах были созданы несколько новых модификаций бронетранспортера БТР-80. Машины БТР-82 оснащаются новыми двигателями и рядом нового оборудования, призванными повысить их характеристики. Как и прежде, комплекс вооружения новых бронемашин был выполнен на основе соответствующих агрегатов предыдущей техники. Оригинальная башня лафетной компоновки, созданная для бронетранспортера БТР-80А, была усовершенствована и устанавливается на машины новых модификаций.
Бронетранспортер БТР-82А несет 30-мм автоматическую пушку и пулемет ПКТ. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект пушки и пулемета остался таким же, как и на БТР-80А – 300 снарядов и 2000 патронов. Башня машины БТР-82А оснащается прицелом, аналогичным использованному на бронетранспортере с пулеметным вооружением.
БТР-90
БТР-Д
БТР-МД и БТР-МДМ
Как и предыдущий бронетранспортер для воздушно-десантных войск, БТР-МДМ имеет легкое пулеметное вооружение. Вооружение машины БТР-МДМ состоит из дистанционно управляемой башенки с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Боекомплект пулемета располагается в ящике рядом с ним. Для наведения пулемета на цель используется перископический прицел 1П67М. При необходимости экипаж может вести огонь из дополнительного курсового пулемета. Курсовая установка для ручного пулемета РПК располагается в лобовом листе корпуса в правой его половине. Кроме того, на лобовом листе имеются четыре дымовых гранатомета.
Будущее вооружения бронетранспортеров
За полвека вооружение отечественных бронетранспортеров претерпело серьезные изменения. БТР-40 нес лишь один пулемет винтовочного калибра, устанавливавшийся на одном из четырех кронштейнов. При необходимости пулемет можно было переставлять на другое место или же снимать и использовать отдельно. Бронетранспортеры последних моделей имеют солидное пулеметное или пушечно-пулеметное вооружение, в разы превосходящее использовавшееся на первых машинах этого класса. Последние разработки в области бронетехники для мотострелковых войск позволяют с уверенностью говорить, что развитие вооружений продолжается и вряд ли остановится.
В последние годы отечественная и зарубежная оборонная промышленность активно работает над созданием новых боевых модулей, пригодных для установки на технику различных моделей. Отечественные предприятия готовы предоставить заказчику боевые модули различных моделей, оснащенные вооружением разных типов и классов. В зависимости от пожеланий военных бронетехника может нести пулеметы, автоматические пушки, автоматические гранатометы и противотанковые ракеты. Кроме того, все нынешние боевые модули оснащаются современными прицельными устройствами.
Именно универсальные боевые модули в настоящее время выглядят наиболее удобным и эффективным средством вооружения бронетехники для мотострелковых подразделений. Подобные системы, объединяющие в себе элементы бронирования, вооружение и различное радиоэлектронное оборудование, позволяют оснащать технику всеми необходимыми системами, а также сравнительно легко проводить ее модернизацию. Что касается вооружения бронетранспортеров будущего, то оно, скорее всего, сохранит свои основные черты. Есть основания считать, что подобная бронетехника и впредь будет нести автоматические пушки или крупнокалиберные пулеметы, спаренные с пулеметами винтовочного калибра. Кроме того, в комплексы вооружения могут быть включены автоматические гранатометы и противотанковые ракеты.
Однако только время покажет, как будет выглядеть вооружение бронетранспортеров будущего. Демонстрация новой отечественной техники этого класса должна состояться в ближайшие годы.