брутализм что это такое
Брутализм
Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм — англ. New Brutalism ) — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х — 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.
Содержание
Термин
Термин «брутализм» употреблен первоначально Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях, в которых они объясняли свои взгляды и свои архитектурные творения начала 50-х годов. Происходит термин от французского «béton brut» — «необработанный бетон». Это выражение, с помощью которого Ле Корбюзье описывал технологию обработки наружных поверхностей здания, примененную им во многих его постройках послевоенного периода. Термин получил широкое распространение после того, как британский архитектурный критик Райнер Бэнем использовал его в названии своей книги «Новый брутализм — этика или эстетика?» (1966 г.), в которой описал постройки определённого архитектурного характера, в частности, в Европе.
Характеристика
Основные признаки стиля:
Ле Корбюзье и Великобритания
Непривычный для Британии, (где традиционным строительным материалом был красный кирпич), после 1945 года железобетон стал символом надежд для нового, послевоенного поколения архитекторов. Одним из формальных приемов брутализма считается подчеркнутая фактурность бетонных поверхностей, не отделанных после распалубки ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской («бетон-брут») — излюбленный метод Ле Корбюзье конца 40-х — начала 50-х годов.
Хотя сам Ле Корбюзье не построил в Великобритании ни одного здания, его проекты и постройки оказали самое непосредственное влияние на британских бруталистов. Что неудивительно, поскольку практически все его проекты после 1945 года легко вписываются в категорию брутализма. Например, расположенные в предместье Парижа дома Жауль, построенные из простого красного кирпича, его «Жилая единица» в Марселе, характерный пример нового «коллективного жилья» (1947-52), а также здания, построенные им в Чандигархе и Ахмадабаде в 1950-60-х годах.
Одним из определяющих факторов необрутализма стали новые послевоенные градостроительные идеи, предложенные и разработанные, в частности, тем же Корбюзье в его многочисленных проектах Современного города. Жилой комплекс Alton West Estate, в Роэгемптоне, Лондон (1954—1959, арх. London County Council Architects Dept), почти буквально воспроизводит урбанистические предложения Ле Корбюзье — как в общей планировке, так и в архитектуре жилых зданий, напоминающих уменьшенные копии Марсельского блока.
Ле Корбюзье вполне может считаться духовным отцом этого направления, хотя формально этот титул принадлежит его оппонентам по CIAM, молодым архитекторам из Лондона Элисон и Питеру Смитсонам. Общий смысл предложений этих молодых архитекторов из группы Team-X, известных своей реформаторской деятельностью по обновлению CIAM (Congrès International d’Architecture Moderne), выражался в их призывах отказаться от некоторой механистичности подхода раннего модернизма — в пользу более широкого и, в конечном счете, более гуманистичного взгляда на архитектурный заказ:
«Брутализм старается противостоять обществу массового производства, пытаясь извлекать строгую поэзию из сложных и мощных действующих сил».
Многие из архитекторов-сторонников этого направления придерживались взглядов, близких социал-реформаторству, выделяя среди достоинств бруталистской архитектуры не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и безоговорочную антибуржуазность этого стиля.
Бруталистские здания и жилые комплексы, выстроенные целиком из бетона, суровые, лишённые регионального своеобразия, бескомпромиссные в своей программной чистоте, не всегда воспринимались в Великобритании (да и в других странах тоже) однозначно. К тому же не все постройки были равного качества — какие-то из них были более удачными, какие-то — неудачными и непопулярными. В 70-80-х годах, когда во многих странах наступила реакция против модернистской архитектуры, бруталистская архитектура принимала на себя нередко всю тяжесть этой критики.
Брутализм что это такое
История и эволюция брутализма в дизайне
Аудио перевод статьи
Кто бы ни был автором выражения “Искусство рождается в страдании”, он, вероятно, предсказал появление такого термина, как “брутализм”.
Хотя это слово больше похоже на обозначение приема в игре Mortal Kombat, чем на название художественного движения, дизайн в стиле брутализм не так страшен, как вам могло показаться.
Термин происходит от французского “béton brut” или “необработанный бетон”, и, как и его тезка, стиль является суровым, честным и надежным. Движение зародилось в 1950-е годы и до сих пор не утратило популярности.
Брутализм способен мгновенно привлечь внимание зрителей. Однако вокруг этого стиля часто возникают споры: критики называли его по-разному, от “безжизненного” до “чудовищного”. Он всегда вызывает реакцию, положительную или отрицательную, и никого не оставляет равнодушным.
Вот почему, если вы решите использовать брутализм в своем проекте, важно делать это с полным пониманием всех его особенностей.
1. Что такое брутализм?
Брутализм — это эстетическое движение, представители которого отказались от декора в пользу демонстрации необработанных материалов. Расцвет этого стиля в архитектуре пришелся в основном на 1950-1970 годы, но недавно он снова приобрел популярность в современном цифровом дизайне.
Причина, по которой брутализм можно встретить в столь разных областях дизайна, заключается в том, что этот стиль преимущественно определяет образ мышления, а не визуальные характеристики.
Делая видимыми материалы, из которых состоит объект, представители брутализма показывают, что им нечего скрывать. Это направление заменило высокие идеалы красоты на холодную и суровую правду.
Брутализм vs минимализм
В определенной мере философию брутализма и минимализма можно назвать родственной, однако имеются и ключевые различия. В основе минимализма также лежит подход “меньше значит больше”, а дизайн сводится к ограниченному числу элементов. В то же время, минимализм обычно не предполагает крайностей и полного отказа от стилистических решений.
Например, каким бы минималистичным ни был сайт, на нем будет продуманная цветовая схема и типографика, в то время как сайт в стиле брутализм может быть вообще лишен стилевого оформления: включать простой белый фон и стандартные шрифты, такие как Times New Roman.
Суть брутализма не столько в аскетичности и крайней простоте, сколько в том, чтобы наиболее эффектно представить те немногие элементы дизайна, которые в нем присутствуют. Например, в облике многих зданий используется столько необработанного бетона, что это заставляет представителей минимализма содрогнуться. Таким образом, иногда бруталистский дизайн может быть более экстравагантным и минималистичным, чем сам минимализм.
2. Особенности брутализма
Трудно назвать визуальные характеристики брутализма, поскольку они отличаются не только от дизайнера к дизайнеру, но и зависят от того, о каком направлении дизайна идет речь. Не забывая об этом, давайте рассмотрим некоторые самые распространенные черты брутализма:
3. История брутализма
Брутализм в архитектуре
Наша история начинается с разрушения. 1940-е годы, только что закончилась Вторая мировая война, многие здания в Великобритании лежат в руинах. Страна должна быть восстановлена, причем сделать это необходимо быстро, чтобы обеспечить жильем вынужденных покинуть дома людей, а также разместить где-то правительство, которое займется восстановлением порядка. Из-за многолетних военных действий строительных материалов критически не хватает.
Тем временем назревает война совсем другого типа с бывшим союзником — Советским Союзом. Здесь случился свой жилищный кризис. Проблема заключалась не только в устранении причиненного войной ущерба: города были перенаселены, а коммунистическое правительство пообещало всем жилье.
Было принято решение построить сборные многоквартирные дома, которые получили название “Хрущевки”. Все они имели идентичную планировку, а при строительстве использовались недорогие материалы.
Это не только эффективный способ массового строительства жилья — подход также соответствует коммунистической идеологии: идентичность зданий отражает социальное равенство, здесь нет места демонстрации богатства.
Жители Запада в то время воспринимали в штыки все коммунистическое, поэтому они видели здания совсем по-другому: как выражение гнетущего единообразия и всеобщей нищеты.
В Великобритании поставить точку в этом споре решаются дизайнеры-бруталисты. Они используют дешевые, необработанные материалы, но придают каждому зданию определенные отличительные черты. Строения с бетонными фасадами начинают появляться по всей Великобритании: школа Ханстентон, площадь Смитсон в Вестминстере, Башня Балфрон и Национальный театр.
В конце концов этот стиль получит распространение и в других частях мира и будет использоваться чаще всего для строительства административных зданий: например, Мемориального зала выпускников Иллинойского технологического института, Концертного зала Перта в Австралии, Библиотеки Робартса в Торонто.
В одном из выпусков журнала “Architectural Digest” за 1953 год впервые был упомянут термин “новый брутализм”. Именно тогда зарождается это мировое движение.
Несмотря на свою популярность, брутализм по-прежнему вызывал ассоциации с тоталитарными режимами. Тяжелые серые плиты часто использовались для строительства административных зданий, в силу чего они казались еще более неприступными, бесцветными и гнетущими.
Создатели фильмов, затрагивающих тему тоталитаризма, обычно используют бруталистские здания в качестве декораций. Примером может служить экранизация произведения Джорджа Оруэлла “1984” режиссера Майкла Рэдфорда, в которой действие происходит на фоне серых угловатых строений.
По этой причине в 70-е годы стиль утратил былую популярность. Однако он оставил после себя наследие — мрачные здания по всему миру, которые замерли в ожидании момента, когда они смогут вдохновить новое поколение дизайнеров…
4. Возрождение брутализма в цифровом дизайне
В последние годы брутализм вернулся, причем в самом неожиданном месте — цифровых интерфейсах. На первый взгляд трудно или даже невозможно понять, каким образом бруталистская архитектура связана с веб-сайтами.
Брутализм делает акцент на необработанных материалах, особенно бетоне, но ведь веб-дизайн вовсе не имеет дела с физическими материалами. Однако основные идеи брутализма, а именно аутентичность и эффективность конструкции, выходят далеко за рамки жанра.
Брутализм в веб-дизайне изначально носил преимущественно функциональный характер. Один из самых известных сайтов в таком стиле — Craigslist, внешний вид которого практически не изменился с 90-х годов.
Намеренно или нет, но всякий раз, когда дизайнеры стремились создать простой, незамысловатый, удобный интерфейс, они применяли бруталистский подход. Примерно с 2014 года сайты в стиле брутализма стали создаваться совсем с другими намерениями.
Впервые термин “брутализм” для описания цифрового дизайна применил Паскаль Девилль, сооснователь креативного агентства Freundliche Grüsse. Он создал сайт brutalistwebsites.com, чтобы собирать на нем примеры использования нового стиля.
Давилль назвал возрождение брутализма бунтом нового поколения против пресных, единообразных стилей, которые нравятся публике, таких как плоский или материальный дизайн, повсеместно распространенных в сети. Привлекательность брутализма заключается в его “жесткости и отсутствии стремления выглядеть удобно или просто”.
Теперь, когда брутализм стал частью цифрового мира, его визуальные характеристики более отчетливо выражаются через типографику и выбор цвета, что позволяет расширить сферу его использования. Давайте взглянем, каким образом дизайнеры интерпретируют этот стиль в настоящее время.
5. Брутализм в современном дизайне
Корни современного брутализма следует искать в идеях его архитектурного предка. Подобно бетонным плитам, цифровой брутализм позволяет вам увидеть пустой экран, который другие дизайнеры обычно скрывают цветом или текстурой. Как и грубые края зданий, бруталистские сайты обходятся без редактирования, демонстрируя стандартные шрифты и квадратные необработанные фото.
Характерная черта традиционного брутализма — внушительность, гигантские размеры каменных зданий. В веб-дизайне этот принцип находит отражение в чрезмерно крупной типографике.
Кроме того, цифровые дизайнеры разрушают распространенные стереотипы, связанные с брутализмом, реализуя такие решения, которые были недоступны архитекторам, работающим с физическими материалами. В 2019 году интересная интерпретация этого стиля появилась в видеоигре Control.
Там игроки перемещаются по секретным офисам, расположенным в здании, известном под именем Самый Старый Дом. Большая часть здания представляет собой образец классического брутализма.
Единственное, чего здесь не хватает — честности: характерной чертой стиля является то, что, взглянув на строение, вы можете сразу представить, как оно выглядит внутри. В игре Control же, напротив, интерьер Самого Старого Дома является пугающе запутанным и бесконечным. Иногда игроки даже видят, как бетонные плиты перемещаются, меняясь местами.
Аналогичным образом веб-дизайнеры могут не ограничиваться исходными идеями брутализма и добавить анимацию, чтобы подчеркнуть отдельные элементы в интерфейсе, или воспользоваться отсутствием жестких рамок и разработать дизайн, некоторые части которого выходят за пределы экрана.
В этом дизайне такие черты брутализма, как крупная типографика, подчеркиваются с помощью анимации, что было невозможно реализовать в архитектуре. Дизайн Renato Mandic, Dribbble.
Хотя на сегодняшний день брутализм наиболее популярен в сети, многие его стилистические особенности, например, использование монохромной цветовой схемы или стандартных шрифтов, применимы также в других областях дизайна — от создания плакатов до обложек книг.
Самое важное — учесть, кто ваша целевая аудитория и какой тон подходит для взаимодействия с ней, то есть стиль должен соответствовать типу проекта или бренда.
Как говорил Девилль, современный брутализм воспринимается как стиль молодых бунтарей, поэтому он может стать правильным выбором для молодой и творческой целевой аудитории. Поскольку этот стиль вызывает неоднозначную реакцию, его чаще всего используют в личных проектах, например, на сайтах-портфолио или в блогах.
Бруталистская эстетика также может быть уместна там, где допустима творческая свобода, например, в дизайне обложек альбомов или других предметов в индустрии развлечений, брендинге уличной одежды.
Еще брутализм подходит для дизайнов, которые не требуют продолжительного взаимодействия, поскольку его грубость может быстро утомить человека, если ему придется использовать подобный сайт дольше нескольких минут.
И, наконец, этот стиль станет эффективным решением для сайтов, которые содержат много пользовательского контента, позволяющего демонстрировать товары в их естественном, неотредактированном виде.
UX-исследователи Nielsen Norman Group отмечают важность разграничения брутализма и того, что они называют “антидизайном”. Зачастую эти понятия имеют схожие черты: грубый подход к дизайну и отказ от традиционных эстетических принципов. Однако антидизайн (как видно из названия) — это что-то безобразное, часто в нем используются несовместимые цвета, отсутствует визуальная иерархия, а текст не выровнен, из-за чего его трудно прочитать.
“Антидизайн” — это скорее хулиганский подход, тогда как в основе брутализма лежат идеи эффективности и функциональности. Иногда, несмотря на стилистические решения, бруталистский дизайн способен вызывать сильнейшие эмоции.
6. Отважьтесь быть суровым
Является брутализм пугающим или нет, зависит от того, кого вы об этом спрашиваете. Но вам в любом случае будет трудно игнорировать стиль, который на протяжении десятилетий вызывал такие бурные эмоции — от гнева до восхищения.
Брутализм вырос на пепелище после войны, дал приют обездоленным, и 70 лет спустя мир все еще наполнен его примерами. Такой впечатляющий стиль точно заслуживает того, чтобы вы попробовали применить его в своих дизайнерских проектах.
Однако, предупреждаем, простота брутализма может так сильно поразить зрителей, что они примут его за бесцельный, пустой трюк. Чтобы извлечь из него максимум пользы, вспомните, как появился этот стиль, а также как он сделал дизайн чуть более честным и открытым.
Самый мужской стиль – брутализм
Брутализм (лат. “brutus” – грубый, тяжёлый) зародился в послевоенной Великобритании изначально как архитектурный стиль. Его философией стал технологический минимализм. Неприкрытая ничем кирпичная кладка, видно каркас здания, коммуникации и проводку. Черный металл, много стекла.
Архитекторы Элисон и Питер Смитсоны спроектировали школу в Ханстантоне – первое здание в брутализме. Позже с их лёгкой руки это направление стало популярно также и в дизайне интерьеров.
Характерные черты стиля:
Словно в противовес буржуазии брутализм не прячет, а специально выставляет напоказ фактуру материалов. Мужественный стиль отсылает к доисторическим временам, вызывает некоторые ассоциации с пещерами и скалами. Сегодня “пещера” стала просторной, удобной и стильной.
Брутализм больше подходит для больших помещений. Его цвета и характерные черты в маленьком пространстве могут выглядеть угрюмыми, а вот в просторных залах фундаментальность и лаконичность становятся оправданными.
Все мы живем в бетонных коробках, и только брутализм воспринял это буквально и сделал своим достоинством. Простота форм здесь выглядит очень современно.
Функциональность стиля видна невооруженным глазом – минимум деталей, никаких сантиментов. Всё в деле. Подходит рационалистам, удобен для холостяков.
Материалы и отделка
Необработанный бетон, дерево, стекло и металл. Штукатурка и дерево естественного цвета, можно покрыть разве что бесцветным лаком – естественность в приоритете. Пол наливной, покрыт плиткой или массивом дерева. В отделке стен “номер один” – неотесанный бетон.
Вертикальные поверхности также можно оформить бетонными панелями, камнем.
Чтобы подчеркнуть простор и эстетику стиля, используют стеклянные перегородки.
Металлические конструкции можно и даже нужно оставить на виду. Металл покрасить в черный цвет или оставить как есть. Кстати, если хочется придать “теплоты” и человечности интерьеру, брутализм допускает использования меди – медные перила, трубы или, например, столешница.
Мебель в брутальном стиле
Здесь всё без сюрпризов – сурово и функционально. Мебель простая, удобная, без излишеств. Формы прямоугольные, материалы натуральные – кожа, мешковина, металл. Часто фурнитура не прячется, а выступает декором. Диван, ванная, раковина, полки — всё стоит на ножках. Так под мебелью будет пространство, она будет не такой громоздкой.
Цветовое решение
Вы знали, насколько глубоким и богатым может быть этот цвет? Угольный, циркон, французский серый. Респектабельный, спокойный, фундаментальный. Нейтральная палитра преобладает на всей территории, яркие пятна практически отсутствуют. Приглушенные тона, будто подернутые дымкой. Естественный цвет дерева, освежающий белый, стильный черный, благородный медный.
Своеобразный декор
Брутализм не терпит украшательств. Текстиль сведен к минимуму — безворсовый ковёр, отсутствие штор на окнах. Возможны жалюзи.
Характерный аксессуар направления — напольный торшер, свисающий дугой над диваном или столом. Такие детали подчеркивают большие пространства. Цвета — металлический, черный, белый.
Стены разбавляют концептуальной живописью — экспрессионизм, фовизм, абстракция. Уместны деревянные или металлические панно.
Лестницы в брутализме — как отдельный вид искусства. Бетонные или деревянные, бескаркасные или монолитные. Перекликающиеся с индустриальным или хай-тек направлениями.
Особенности освещения
Большим пространствам, оформленным в суровом стиле брутализм просто необходимо как можно больше естественного света. Хорошо, если окон несколько, идеально — если они панорамные.
Для дополнительного освещения всегда есть — торшеры, лампы на рейлингах, встроенные панели.