бросился на амбразуру что значит
Почему воины древности «ложились на амбразуру»
Девятый выпуск эксклюзивной рубрики питерского историка-античника Николая Савваниди «В Древней Греции было все»
Памятник воинам-спартанцам. Установлен в 1968 г. Фото: Николай Савваниди
Подвиг 300 спартанцев может быть отнесен именно к этому разряду поступков. Подробное описание этих героических событий, которые имели место более двух с половиной тысяч лет назад, мы находим у отца истории Геродота. Обратимся же к первоисточнику.
К войне с греками властелин Азии царь персов Ксеркс готовился очень тщательно. Он старался учесть все ошибки, допущенные его предшественником Дарием, поход которого бесславно закончился десятью годами раньше.
Ксеркс создал огромную сухопутную армию, построил флотилию, превосходившую по численности весь греческий флот. Кроме этого была начата, как сейчас сказали бы, «мощная пропагандистская кампания». Во многих крупных полисах на персидские деньги были созданы персофильские партии, подкуплены даже жрецы Дельфийского общегреческого святилища. Они покорно выдавали либо двусмысленные, либо угодные персам предсказания (оракулы).
Ксеркс отправлял своих посланников во все греческие полисы с требованием «земли и воды», то есть полного подчинения. Многие греческие государства предпочли покориться. Лишь немногие, и среди них, Афины, которые проявили мужество и храбрость в предыдущих столкновениях с персами и потому стали смертельными их врагами, и Спарта, не пожелали дать то, чего требовали от них восточные варвары. В Спарте случилось неслыханное доселе событие – послов бросили в колодец, где, как считали спартанцы, было достаточно и земли, и воды.
В Коринфе собрались представители 31 полиса, для заключения военного союза против персов. Было выбрано общее командование эллинской Армия и флота, во главе которого встали спартанцы. В этот союз пригласили и аргосцев, но те потребовали половины командных постов и 30-летнего мира со Спартой. Спартанцы не согласились, и Аргос не вошел в оборонительный союз, предпочтя отдаться во власть персам. Союз был направлен не только против персов, но и против греческих полисов, примкнувших к царю по собственной воле. Послов отправили также на Сицилию к тирану Сиракуз Гелону.
Он согласился дать войско, но также потребовал взамен руководство всей военной кампанией. Переговорщики от имени Спарты и Афин отказали ему. После того, как посланники удалились, Гелон отправил к берегам Эллады три 50-весельных корабля, нагруженных богатыми дарами для наблюдения за ходом боевых действий. В случае победы персов, дары следовало вручить им, если же одолеют эллины, вернуться с дарами домой. Такую же выжидательную позицию заняли и жители Керкиры. Они снарядили 60 триер, но не вмешивались в боевые действия, ожидая исхода событий. Отказались помогать эллинам и критские полисы. Положение эллинов было критическим.
В одной из статей этого оборонительного договора, говорилось о том, что в случае победы союзников, полисы, переметнувшиеся к персам, должны будут «…уплатить десятину дельфийскому богу» (Геродот, VII, 132). Довольно мягкое наказание за предательство общеэллинских интересов, надо сказать.
В Афинах в жестокой политической борьбе персофильская партия потерпела поражение. Главные ее сторонники были изгнаны путем остракизма. Во главе военного командования Афин встал выдающийся политический деятель Фемистокл. Он правильно оценил обстановку, призвав афинян строить военные корабли, справедливо полагая, что одолев персов на море, он оставит их без подкрепления и лишит возможностей переброски войск с помощью кораблей.
Персидский же флот, на который возлагалась «тройная задача: снабжать армию продовольствием, победить греков на море и обеспечить армии возможность совершения водным путем обходов тех случаях, когда на суше они окажутся неосуществимыми» (Г.Дельбрюк, История военного искусства, т. I, с 79), бросил якорь у мыса Сепиада, где его постигло несчастье. Большую часть судов разметало и уничтожило бурей.
Эллинские корабли вернулись к Артемиссию, чтобы продолжить нести свой дозор. Здесь им удалось захватить 15 вражеских судов. В основном эти корабли принадлежали эллинам, переметнувшимся к персам. Эту стычку можно считать первой морской победой объединенного греческого флота.
Постепенно продвигаясь на юг, персы подошли к Фермопилам, где собрались 300 спартанцев во главе со своим царем Леонидом, «1000 тегейцев и мантинейцев (по 500 тех и других); далее, 120 человек из Орхомена в Аркадии и 1000 из остальной Аркадии… Затем из Коринфа 400, из Флиунта 200 и 80 – из Микен… Из Беотии было 700 феспийцев и 400 фиванцев» (Геродот, VII, 202). Таким образом, общая численность эллинского отряда составляла 4200 человек. К ним на помощь спешили локры и фокейцы. Общее командование осуществлял спартанский царь Леонид. Почему спартанцев было всего лишь 300 человек.
Этим вопросом задавались уже древние историки. Возможно, это как раз та самая личная охрана царя, состоявшая из скиритов, горных жителей Лакедемона, на которых возлагалась эта почетная миссия. Геродот объясняет это тем, что Леонид был послан для того, «…чтобы остальные союзники видели это и также выступили в поход и не перешли на сторону мидян, заметив, что сами спартанцы медлят» (VII, 206). Можно добавить, что спартанский царь, по-видимому, отдавал себе отчет в том, что в этой битве эллинам не суждено победить и, поэтому решил сберечь остальную часть своих сограждан для будущих сражений.
Четыре дня все персидское войско стояло перед незначительным контингентом эллинов, прежде, чем решилось напасть. Два последующих дня военного противостояния всей громады персидского войска и горстки храбрецов не принесли персам никаких результатов. На третий день некий человек по имени Эпиальт из местных жителей вызвался помочь провести персов потаенной тропой, чтобы зайти в тыл эллинам. Когда персов обнаружили, остаться вместе со своим царем Леонидом решили только спартанцы, а также феспийцы и фиванцы, остальные вернулись в свои города. Практически все спартанцы во главе со своим царем Леонидом полегли в той неравной битве. Лишь один из них, отправленный царем в Спарту, остался в живых, однако через некоторое время он предпочел покончить собой.
Как сообщает нам Геродот (VII, 228), на этом месте позднее была высечена надпись следующего содержания:
Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,
Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.
Относительно избранной в данном случае греками стратегии среди историков существуют разные мнения. Некоторые считают, что, грекам необходимо было сосредоточить у Фермопильского прохода основные сухопутные силы, и дать решающее сражение. Но, скорее всего, персы, имея предшествующий негативный опыт (Марафоны, например), уклонились бы от сражения. Они, вероятно, нашли бы другое, более подходящее просторное место, пригодное для применения своей конницы или зашли бы в тыл грекам, переместив часть армии с помощью своих транспортных судов.
Кроме того, Фемистокл, например, как пишет о нем Плутарх, изначально делал ставку на усиление флота и морское сражение соответственно (Плутарх, Фемистокл, VII). Персы, оставшись без поддержки флота, по его мнению, оказались бы в затруднительном положении.
Сражение при Фермопилах не имело решающего военного значения, однако оно стало образцом беспримерного мужества и самопожертвования эллинов в этой войне, оказало огромное влияние не только на исход этой войны, но и на много веков вперед. «Не отдавать варварам без боя доступ в исконно эллинские земли было неизмеримо важно с моральной точки зрения» (Г.Дельбрюк, ук. соч. с.83).
Фермопилы – это символ не только военной, но и моральной победы греков над варварами. Некоторые современные историки даже считают, что не будь Фермопил, европейской цивилизации, в том виде, в каком мы ее знаем, могло и не быть вовсе.
Николай Савваниди, кандидат ист.наук, археолог;
Что такое амбразура? Что значит: «лезть на амбразуру»?
Сейчас редко где встретишь данное слово. В обиходе употребляется крайне редко. Лично я столкнулся с ним на странице одной из книг. Слово было мне незнакомое. Его определение я узнал в интернете.
Амбразура представляет собой отверстие в стене для ведения стрельбы.
Почитайте про подвиг Александра Матросова. Если, вкратце, то он закрыл свей грудью амбразуру ДЗОТА, из которой велся пулеметный огонь, чтобы дать пройти своим товарищам.
Сейчас «лезть на амбразуру» чаще применяется к поступкам, которые никак на великий подвиг не тянут.
Выражение «лезть на амбразуру» сегодня означает, решать вопрос радикально, и не всегда оправданно рисковать.
Если проще, то это специальное отверстие различной формы, отверстие для ведения стрельбы в укрытии, второе и более точное название, это бойница.
Лезть на амбразуру, идти напролом, причём результат такого «похода» как правило печальный, но не большой шанс есть.
«Броситься на амбразуру». Какое значение выражения в наше время?
Что может сделать человек, чтобы вы так сказали о нём: «он бросился на амбразуру»?
Речь идет о нешем времени.
Спустить на тормозах.
В прямом смысле это выражение означает плавный спуск автомобиля, поезда, либо другого транспортного средства с осторожным использования тормозов.
Но прижилось это выражение в несколько другом, переносном смысле. Например, тихо уладить конфликт, скандал, стрессовую ситуацию, уладить неприятность без излишнего шума.
Иногда этот фразеологизм применим и в судопроизводстве. Например при разборе какого-либо громкого уголовного дела, специально затянуть рассмотрение, чтобы улеглись страсти.
Честно говоря не слышал такого выражения, несколько раз мне предлагали или желали «пера в бок» но не думаю что этих доброжелателей сильно беспокоил вопрос моего веса или ощущений.
В принципе можно предположить что это выражение пошло от толкования в физическом смысле выражения Ф. М. Достоевского «Необыкновенная легкость пера», хотя автор в данном случае играл словами и под «легкостью» подразумевал «бойкость пера», писательское мастерство.
Также есть альтернативная версия этимологии этого выражения, и в этой версии Испания оказывается вообще не при чем. Тут в языковой игре участвует иврит. А звуковая часть испа-, которая намекает на Испанию, по версии автора, просто переводится как осина, и далее библейская трактовка. Мне эта версия кажется очень странной, но тем не менее она тоже имеет место быть.
Приведение к общему знаменателю как фразеологизм означает такую обработку/изменение данных (вводных, сведений, рекомендаций, объектов), при которых с ними можно будет выполнять какие-то дальнейшие действия. В точности как с дробями, которые, прежде чем складывать, надо привести к общему знаменателю.
Посмотрим на примерах:
Грудью на амбразуру. Солдаты, которые смогли повторить подвиг Александра Матросова и выжить
Выражение «грудью на амбразуру» в русском языке уже давно стало привычным и часто употребляется в переносном смысле. Появилось оно после того, как стало известно о подвиге рядового Красной армии Александра Матросова.
19-летний парень во время решительного боя закрыл грудью амбразуру немецкого дзота. Подвиг Матросова стал хрестоматийным в Советском союзе, однако, как утверждают историки, за годы войны около 400 человек закрывали дзоты собственным телом, и некоторым из них удалось выжить после десятков полученных ранений. Комсомольский билет Александра Матросова.
Александр Матросов умер на поле боя 27 февраля 1943 года, правда, советские историки посчитали идеологически правильным датировать подвиг 23 февраля. В последние годы ведется много споров на тему того, «а был ли подвиг?», действительно ли Матросов закрыл амбразуру грудью. По некоторым версиям, он поднялся, чтобы бросить гранату в дзот, и в этот момент был расстрелян автоматной очередью. Как бы там ни было, факт остается фактом: преднамеренно или нет, но подвиг был совершен, и боец геройски погиб на поле боя. Советская почтовая марка военного времени, посвященная Александру Матросову.
Леонтий Кондратьев Портрет старшины Леонтия Кондратьева.
Сегодня историки называют сотни имен других бойцов, которые на разных фронтах и в разные годы этот подвиг повторили. И, что еще более важно, сумели выжить в неравном бою. Еще 30 октября 1942 года во время боя с нацистскими захватчиками на подступах к Туапсе грудью на амбразуру бросился помощник комвзвода старшина Леонтий Кондратьев. Невероятно, но после полученных ранений боец смог выжить, на протяжении четырех месяцев он проходил лечение в военных госпиталях и смог вернуться на фронт через время. Правда, судьба распорядилась так, что уже в апреле 1943 году он погиб в очередном бою.
Георгий Майсурадзе
Портрет рядового Георгий Майсурадзе.
10 октября 1943 года близ белорусской деревни Глушец шли ожесточенные бои. Огневую точку закрыл собственным телом рядовой Георгий Майсурадзе. После длительной реабилитации герой уже не вернулся в строй, был демобилизован по медицинским показаниям. Георгий вернулся на родину в Грузию, он прожил еще 22 года.
Степан Кочнев Портрет комвзвода Степана Кочнева.
В новогоднюю ночь 1943 года немецкий дзот нейтрализовал комвзвода Степан Кочнев. Бой проходил под украинским селом Новая Екатериновка. Боевые товарищи посчитали героя убитым, он был представлен к награде посмертно. На самом же деле Кочнев был взят в плен немцами и до апреля 1945 года пробыл в концлагерях в Польше. После всего пережитого Степан вернулся к мирной жизни, уехал в Челябинск, где работал бухгалтером. Полученные раны давали о себе знать, герой умер в 1966 году.
Александр Удодов Портрет рядового Александра Удодова.
Геройский подвиг был совершен и при штурме Севастополя. На амбразуру бросился рядовой Александр Удодов. Бойцу несказанно повезло: в госпитале врачи сделали невозможное, вернули его к жизни. Восстановление было долгим, до победы оставался ровно год. Александр из-за полученных травм уже не смог вернуться на фронт, правда, демобилизовавшись, приехал в родной Донецк, где еще долго работал на шахте. Умер Александр Удодов в 1985 году.
Владимир МайборскийПортрет рядового Владимира Майборского.
Старшина Владимир Майборский повторил подвиг Матросова 13 июля 1944 года. До этого решительного боя боец уже успел побывать и в рядах Красной армии, и в ополчении, и в Польше в концлагере (откуда трижды сбегал), и в рядах партизанов. Бросившись на дзот, он получил многочисленные ранения, но врачи сумели его вылечить. Реабилитация заняла почти год. После увольнения из армии по инвалидности Владимир стал председателем сельсовета и дожил до 1987 года.
Товье Райз Портрет сержанта Товье Райза.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
В данной статье мы рассмотрим значение слова «амбразура», а также словосочетание «лезть на амбразуру». Многие наверняка слышали это выражение, но, возможно, не все до конца понимают его смысл. Какие интересные факты связаны с данным словосочетанием и что оно обозначает? Попробуем разобраться с этими вопросами.
Значение слова «амбразура»
Слово «амбразура» имеет французское происхождение. По-французски оно звучит как embrasure. Амбразура – это в дословном переводе «проем», «выемка». Она представляет собой открытое отверстие (которое часто снабжается специальной заслонкой для защиты от пуль и осколков неприятеля) в оборонительном сооружении, а также в бронебашнях. Предназначена она для ведения огня из пушек, пулемётов, миномётов. Размеры и форма амбразуры зависят от вида используемого орудия, условий, в которых происходит стрельба, а также от сектора обстрела.
Лезть на амбразуру: значение выражение
Слово «амбразура» в основном сейчас употребляется в таком словосочетании «лезть (кидаться) на амбразуру». Что значит амбразура, мы уже разобрались. Выражение «кидаться на амбразуру» означает совершить какой-то благородный поступок в ущерб себе. Причем поступок, совершаемый в данном случае, как правило, является бесполезным и не приносящим пользы.
Когда употребляют данное выражение? Оно используется для характеристики действий человека, который вопреки здравому смыслу подвергает себя риску во имя высоких целей, при этом не просчитывает реальные последствия происходящего и в какой-то степени приносит себя в жертву.
Интересные факты
Как известно из различных достоверных источников, во время Великой Отечественной войны не только Александр Матросов совершил такой подвиг. Было еще много смелых и отчаянных советских солдат, не жалевших своей жизни ради победы, и в буквальном смысле закрывающих собственными телами от огня своих товарищей. Но именно подвиг Александра Матросова стал самым известным за всю историю Второй Мировой войны.
Какие еще есть словосочетания со словом «амбразура»? Синоним данного выражения
Помимо словосочетания «лезть на амбразуру» есть и такое: «толкать на амбразуру». В данном контексте это выражение означает то же самое что кидаться на амбразуру, но только с той разницей, что в первом случае человек осознанно принимает такое решение и инициатива принадлежит ему самому, а в другом случае его вынуждают так поступить. Вынуждать могут разные причины. Например, более сильные люди, имеющие на человека определенное влияние. Путем шантажа либо других видов принуждения они могут подталкивать свою жертву к совершению безрассудного поступка, имея какие-то корыстные цели.
Толкать на безрассудные действия могут также сложившиеся определенным образом обстоятельства, когда для того, чтобы решить проблему, нужно идти на амбразуру. Это обычно происходит тогда, когда менее рискованных способов отстоять справедливость больше не остаётся.
Синонимом выражения «кидаться на амбразуру» может выступить словосочетание «лезть на рожон». И в том, и другом случае речь идет о том, что человек подвергает себя риску, иной раз совершенно неоправданному. Такие люди либо совершенно безрассудные, либо большие альтруисты, либо попавшие в чрезвычайные обстоятельства, которые вынуждают их к таким действиям.
Заключение
Если брать в расчет мирное время, то на самом деле сейчас не так уж и много людей, готовых кинуться на амбразуру. Это не так уж и удивительно. Здоровый (и не очень) эгоизм удерживает основную массу населения от таких необдуманных поступков. Однако и в современном прагматичном мире встречаются те, кто своей грудью кидаются на амбразуру во имя правды. Многие считают таких людей глупцами, ведь далеко не всегда им удаётся её добиться, и зачастую они понапрасну навлекают на себя неприятности. Однако именно такие люди заставляют окружающих задуматься о том, что протест против несправедливости и готовность пожертвовать собой – это не пустые слова, и всем этим проявлениям человеческой натуры есть место в любые времена и при любых нравах.