бронницы что посмотреть в городе
Бронницы. Часть первая
Продолжаю выкладывать последние материалы февральских поездок, состоявшихся до режима самоизоляции. Сегодня речь пойдет о городке Бронницы, расположенном к юго-востоку от Москвы. Процитирую свой рукописный дневник (январь 2001 года) о первой поездке туда: «Погода стояла — »мороз и солнце», на один лишь день сильно похолодало; передвигался короткими перебежками. Вошел в собор Михаила Архангела. Погрелся, послушал службу». На сей раз все не так. Странная полузима, полувесна, без мороза и без солнца, но с довольно-таки пронизывающим сырым ветром. Прибыл я туда на автобусе № 324 с автовокзала от станции метро «Котельники» (ранее такой хаб располагался у метро «Выхино»). Еще варианты (если у вас, конечно, нет машины) — на местных автобусах из Раменского или из Коломны, там имеются железнодорожные вокзалы.
1. С виду Бронницы — просто небольшой двадцатитысячный городок к юго-востоку от Москвы, который никогда не входил в популярные туристические маршруты. От войны не пострадал (далеко от линии фронта), местами есть каменная дореволюционная застройка, деревянный частный сектор, типовая советская и постсоветская застройка, храмы, вроде бы и все? На самом деле к городу стоит присмотреться повнимательнее.
2. Большую часть своей истории Бронницы, изначально Бронничи, были селом. Упоминаются они в духовной грамоте Софьи Витовтовны, жены великого князя Московского Василия I, в 1453 году. Все попытки исследователей прошлого привязать название этого места к мифическим укреплениям или деятельности ремесленников-оружейников не имели под собой почвы. Источники ничего не говорят ни о каких-то укреплениях в селе, ни о существовании в нем оружейного или кольчужного производства. Возможно, в основе лежало личное имя или прозвище.
3. При царе Федоре Алексеевиче в селе был основан конный завод. При Петре Первом село передано «полудержавному властелину» князю Александру Меншикову, после опалы последнего вернулось в дворцовое ведомство. Указом Екатерины Второй от 5 октября 1781 года Бронницы получили статус уездного города, став центром вновь образованного Бронницкого уезда Московской губернии. Описание герба: «В верхней части щита герб Московский. В нижней — золотой конь в зеленом поле в знак того, что в сем месте были славные конские заводы» (Н. Сперансов. Земельные гербы России. М., 1974). В советское время город долго входил в состав Раменского района Московской области, ныне он областного подчинения.
4. Большая часть городских достопримечательностей расположена вдоль центральной части Советской улицы, либо на ней самой, либо на прилегающих к ней улочках, переулках и площадях. Прямо напротив автостанции — восьмигранная с боковыми пристройками однокупольная часовня Николая Чудотворца. Воссоздана в 2002 году на месте прежней, разрушенной, архитектор С. П. Орловский.
5. Обширный сквер перед нами — это площадь Тимофеева (названа в честь Героя Советского Союза Николая Александровича Тимофеева, проведшего в Бронницах детство и юность). Часть ее занимает Мемориальная аллея, на которой посажены ели, устроены аккуратные газоны и выложенные плиткой дорожки. К двадцатилетию Победы был установлен памятный обелиск и зажжен Вечный огонь.
6. Памятник «Матерям и вдовам защитников Отечества», расположенный ближе к Пожарному проезду, увековечивает память женщин военного поколения; торжественно открыт 22 июня 2012 года. На мой взгляд, подобные скульптуры не так уж часто увидишь в наших городах.
7. Память о воинах, павших в локальных войнах и конфликтах, в которых после 1945 года активно участвовал Советский Союз, а потом и Российская Федерация.
9. Аллея бронзовых бюстов была открыта на площади Тимофеева к 550-летию Бронниц в 2003 году. Так увековечена память личностей, чьи судьбы тесно переплелись с историей города. Это декабрист Михаил Александрович Фонвизин и его жена Наталья Дмитриевна, близкий друг А. С. Пушкина декабрист Иван Иванович Пущин, журналист и издатель Николай Иванович Новиков (жил неподалеку от города), член Союза благоденствия и судья Бронницкого уезда Иван Александрович Фонвизин, рабочий-революционер Федор Иванович Поляков. Авторы композиции — скульпторы М. Г. Сальман и Д. Н. Поляковым и архитектор В. А. Лебедев. (Привожу здесь только три фото; все мужчины чем-то похожи, только Наталья Дмитриевна явно украсила компанию.)
10. Перед нами соборный комплекс города — собственно собор Архангела Михаила, церковь Иерусалимской иконы Божьей матери и знаменитая бронницкая колокольня.
11. Самый старый храм комплекса, сочетающий в себе различные архитектурные стили, — собор Архангела Михаила и Всех Небесных Сил Бесплотных. Кирпичное здание собора сооружено в 1696-1705 годах. Типичная композиция посадского храма сочетается с декоративными элементами московского барокко. Основной объем — бесстолпный сильно вытянутый вверх трехсветный четверик с пятью тесно поставленными главами. Низкие помещения трехчастной апсиды и трапезной зрительно увеличивают высоту четверика. В росписи храма принимали участие иконописцы Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. В советское время храм занимал филиал областного архива. В 1990 году здесь возобновились богослужения, а еще через два года начались реставрационные и ремонтные работы.
12. Внутреннее пространство собора оформлено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивает и высокий резной вызолоченный шестиярусный иконостас.
13. Эта церковь, построенная в 1840-1846 годах, посвящена Иерусалимской иконе Божией Матери, написанной апостолом Лукой на пятнадцатый год по Вознесении Спасителя на небо (здесь хранится ее точная копия XVI века). Однокупольный храм сооружен в стиле позднего классицизма. На пожертвования бронницкого купца 1-й гильдии А. К. Кононова были украшены приделы Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого, изготовлена позолоченная серебряная риза для чудотворного образа. Во второй половине XIX — начале XX века храм расширялся и благоустраивался, его расписывали художник В. Розанов, иконописцы Г. Папков и Г. Гурьянов. В советское время здесь располагались фонды Всесоюзной книжной палаты. В 1992 году возобновились богослужения, начались реставрационные и ремонтные работы.
14. Захоронение Алексея Кононовича Кононова (скончался в 1862 году). Удивительно, как оно уцелело в двадцатые-пятидесятые? С иными героями Двенадцатого года не особенно-то церемонились, не то что с уездными купцами.
15. Бронницкая шатровая колокольня одна из самых высоких в Подмосковье — 73 метра. Воздвигнута (1851-1853) в стиле эклектики, для которого был характерен возврат к элементам древнерусского узорочья. Проект известного архитектора Михаила Ивановича Бове самолично переделал и утвердил император Николай Первый. Средства для строительства пожертвовал уже известный нам купец Кононов. В 1860 году на звонницу были подвешены два самых больших колокола (1581 и 582 пуда), отлитых на заводе Дмитрия Николаевича Самгина; после 1992 года отлиты новые колокола. С весны 2010-го на колокольне вновь действуют часы с боем, и она очень красиво подсвечивается ночью.
16. У алтаря собора Архангела Михаила с южной стороны находятся захоронения декабристов Михаила Александровича Фонвизина и Ивана Ивановича Пущина. Над могилой Фонвизина установлено бронзовое распятие. У меня есть несколько фотографий как всего комплекса, так и каждой могилы в отдельности, сделанных с разных ракурсов, и ни одна из них меня до конца не устраивает — мрачные, проржавевшие прутья решеток (у Пущина аж в два ряда) не дают возможности нормально рассмотреть памятники.
17. Ну а мы поворачиваем вправо (если стоять спиной к площади Тимофеева), и идем по Советской улице. По четной ее стороне — вот такая типично уездная застройка.
18. А по нечетной — здание, где квартируют библиотека и музей истории города (Советская, 71). Дом повидал многое на своем веку, его занимали разные организации, в частности, земское собрание.
19. Мемориальная доска напоминает о Николае Ивановиче Ильине — это был предводитель дворянства, председатель земского собрания Бронницкого уезда, видный инженер-путеец. Ильин с единомышленниками (во главе их группы стоял Карл Федорович фон Мекк) создали (1863) первую в стране частную железнодорожную компанию «Общество Московско-Рязанской железной дороги». Выстроенная за два года ветка Москва — Коломна со станциями Люберцы, Быково, Раменье, Бронницкая, Фаустово, Воскресенск, Пески вскоре была продлена до Рязани. Вот по этой ветке одни из нас и по сей день ездят на работу в Москву, другие, наоборот, на свои подмосковные дачи.
У графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова Ильин приобрел его знаменитую усадьбу Быково, ту самую, где высится необычная для русской архитектуры псевдоготическая церковь Владимирской иконы Божией Матери (в то время Рождества Христова). Ильин благоустраивал не только барский дом, но и село, открыл в нем земское училище, выстроил колокольню рядом с церковью. Остается добавить, что выдающийся философ Иван Александрович Ильин — его родной племянник.
20. Небольшой, но очень симпатичный музей истории города. Вот крестьянский быт: люльки-сарафаны, горшки-ухваты, корыта-балалайки. Все, как мы любим.
21. Вот городской интерьер, так могли жить земские интеллигенты, мелкие чиновники и дворяне.
22. Вещи, найденные при раскопках на территории Бронниц.
23. Неожиданно порадовала выставка самоваров. Заглавная фотография поста — как раз тоже на тему самоварных интерьеров.
24. Оцените масштабы — умели же люди чаи гонять! Серьезные сделки заключали под «честное купеческое», грандиозные планы продумывали, романы писали. А под всякие там «Тефали» что можно сделать? ☺
25. Бюст-памятник А. А. Пушкину-младшему, внуку поэта, был установлен в 1999 году (скульптор М. Г. Сальман) в скверике у здания городской администрации.
По состоянию здоровья Александр Александрович оставил военную службу и в 1889 году поселился в небольшом селе Ивановском Бронницкого уезда.
В 1890 году Пушкин был назначен земским начальником, а с ноября 1897-го служил председателем Бронницкой уездной земской управы. За годы его службы количество земских учебных заведений в уезде увеличилось на треть.
С 1897 года в земстве было отменено платное коечное лечение. Пушкин способствовал открытию сети фельдшерских пунктов и врачебных участков, заложил основы санитарно-эпидемиологической службы в уезде.
26. Земля бронницкая помнит почетных жителей и лучших граждан города.
27. Немного побродил по Красной и Красноармейской улицам, по переулкам, примыкающим к ним. Очень много частной застройки, разного уровня достатка, ухоженности и сохранности домов.
28. На улице Красной большой отрезок огорожен железобетонным забором с колючей проволокой; железобетонные блоки, ежи. Это 21-й Научно-исследовательский испытательный институт военной техники Минобороны РФ.
29. Выходим снова на Советскую улицу. Это мемориал «Аллея славы воинов-автомобилистов», который напоминает о заслугах нескольких поколений бронницких военных автомобилистов, об их роли в развитии отечественной транспортной техники. Присмотримся повнимательнее.
30. КАМА3-4310. Выпускался на Камском автозаводе в Набережных Челнах в 1981–1989 годах. Стал первым автомобилем в семействе техники двойного назначения.
31. Урал-375. Выпускался в 1960–1991 годах на автозаводе «Урал» в Миассе. Лучший по показателям проходимости среди автомобилей своего времени. Эксплуатировался в разных климатических зонах.
32. МТ-ЛБ. Выпускался на Харьковском тракторном заводе в 1965–1991 годах. Многоцелевой транспортер легкий бронированный. Наиболее массовый представитель военных гусеничных машин в мире.
33. ГАЗ-66. Выпускался на Горьковском автозаводе в 1964–1999 годах. Модификация ГАЗ-66Б — специальный авиадесантируемый автомобиль для ВДВ, не имевший в свое время аналогов в мире.
34. ЗИЛ-157. Выпускался на Московском автозаводе им. И. А. Лихачева в 1958–1991 годах. Стал на долгие годы основным транспортным средством более чем двадцати стран мира.
35. И на десерт еще кое-что. Лионель Месси украсил собой торец пятиэтажки отнюдь не по какому-то странному капризу местных властей или спортивной общественности. Все законно и обоснованно. Во время пенсионата чемпионата мира по футболу (2018) именно в Бронницах расположилась сборная Аргентины, тренировавшаяся в местной детско-юношеской школе олимпийского резерва. Бронницы вообще очень спортивный город (как раз в мой приезд там проходил какой-то забег или марафон). Здесь активно развиваются футбол, шахматы, шашки, художественная гимнастика, гребля, автомобильный спорт. В 1998 году был открыт спорткомплекс на Бельском озере.
В тот раз в силу погодных условий я далеко не все смог охватить в Бронницах. Теперь ясно, что еще предстоит рассказать о церкви Успения Божией Матери, о мемориальном парке А. А. Пушкина, о могиле с памятником А. А. Пушкину, о памятниках «Воинам, умершим на службах царю и отечеству» и «Жертвам политических репрессий», о Бельском озере с его великолепными спортивными сооружениями и любимыми местами отдыха горожан, о реке Кожурновке с ее прогулочной зоной. Хорошо бы также посетить завод «Бронницкий ювелир». С благодарностью приму подсказки, советы, дополнения.
Все это значит, что скоро по хорошей (или сносной) летней погоде состоится вторая поездка в Бронницы, и появится репортаж «Бронницы. Часть вторая».
Бронницы что посмотреть в городе
Все фото города Бронницы размером 1800х1200 пикселей смотрите в альбоме Flickr.
01. Москва-река и «бетонка».
Город Бронницы с населением 22 тысячи жителей находится в 52 километрах на юго-восток от Москвы. Помимо транспортной артерии Москвы-реки, здесь пересекаются федеральная трасса М5 («Урал») и Московское малое кольцо. Основаны Бронницы в 1453 году, но, по большому счёту, чем-то знаковым в истории не отметились. Похвастать город может спортивными успехами и тем, что именно в нём действует одно из одиннадцати государственных училищ олимпийского резерва. Интересно, что население города увеличивается. Так за десять прошедших лет оно выросло на 3,5 тысячи.
02. Микрорайон советских панельных домов.
03. Здание СДЮСШОР им. Сыроежкина на берегу Москвы.
В 2005 году СДЮСШОР присвоено имя мэра города в 1991-2004 годах Александра Сыроежкина. Сложно поверить, но в школе занимается около 1000 человек и несколько сотен обеспечивает жизнедеятельность этой организации. Плюс есть ещё ГУОР со своими спортсменами и персоналом. Для 22-тысячного города сумасшедшие цифры занятости населения в сфере спорта.
04. Фактически на полуострове между Москвой-рекой и озером Бельским находится новейший учебно-тренировочный центр ГУОР, открытый в 2013 году.
05. Когда озеро замерзает, гребцы на байдарках тренируются на Москве. О тренировках в ГУОР (Бронницы) читайте большой репортаж.
06. Вид на жилые дома с реки.
07. Комплекс полей насчитывает 11 натуральных и 1 искусственное. На них регулярно свои сборы проводят женские молодёжная и юниорские сборные России по футболу. Также Российский футбольный союз организует в Бронницах различные семинары и сборы для судей.
Со всех сторон Бронницы, являющиеся городом областного подчинения, окружены Раменским районом. Связь с городом Раменское (105 тыс. жителей, сильное военное приборостроение, крупный аэропорт и железнодорожный центр на Рязанском направлении) очень активна. В Бронницах нет железной дороги: до ближайшей станции 10 километров. Так как большинство подмосковных электричек идёт только до Раменского, то именно оттуда на автобусах предпочитают ездить жители города.
Любители рок-музыки должны знать местную группу «Гран-КуражЪ». Её основатель Михаил Бугаев и ударник Алексей Путилин родились непосредственно в Бронницах, здесь же и начинался её творческий путь. Самобытный коллектив образовался в 1999 году и делает качественную музыку. Группа сотрудничает с известным автором песен Маргаритой Пушкиной («Ария», «Кипелов», «Catharsis»). До 2012 года долгое время солистом «Гран-Куража» выступал Михаил Житняков, в 2011 году ставший третьим в истории солистом легендарной «Арии», после Валерия Кипелова и Артура Беркута.
10. Производственно-бытовая котельная.
Из промышленности города стоит отметить Бронницкий ювелирный завод, основанный в 1924 году. Переименование в завод и переезд в новые цеха состоялось в 1972 году. Во времена конца СССР завод являлся лидером в стране по производству цепочек. Сегодня компания «Бронницкий ювелир» (завод и сеть салонов) обеспечивает работу примерно для 400 жителей города и имеет несколько сотен салонов по всей России.
12. Войсковая часть 54628 (бывшая в/ч 10038) и главный архитектурный ансамбль Бронниц.
13. На Бельском размечен канал и в летнее время он используется для гребли на байдарках и каноэ.
14. Даже трибуны и судейская вышка есть. Их, правда, недавняя реконструкция не коснулась. Вокруг озера асфальтированная беговая дорожка, которую можно использовать круглогодично.
15. Собор Михаила Архангела, церковь Иерусалимской иконы Божией Матери и колокольня.
16. Пешеходный мост.
17. Лучница идёт на тренировку в УТЦ.
18. А вот и сам УТЦ с моста. За ним виднеются кирпичное здание СДЮСШОР и зелёный мост дороги в Раменское.
19. Вид на другую часть Бельского.
20. Природа в Московской области красива. Ещё в Коломне повезло со снегом, однако в этот день солнце подкачало.
21. Сложно выбрать что выглядит интереснее.
22. Улица Красная. Слева общежите ГУОР.
23. Рядом административное здание училища, в котором проходит учебный процесс. В нём спортсмены получают средне-специальное образование.
26. Церковь Иерусалимской иконы Божией Матери в стиле позднего классицизма.
27. Купола Архангельского собора. Несколько лет назад их поменяли на голубые и золотые. Раньше были серебристыми.
28. Колокольня построена в 1860-х годах.
29. Собор Михаила Архангела в Бронницах. Кирпичное здание построено в 1696-1705 годах. Декоративные элементы в стиле московского барокко. Памятник архитектуры федерального значения.
31. Ещё один вид на комплекс с Советской улицы. Слева дорога уходит к ул. Красной и далее к озеру.
32. Центральная площадь (Тимофеева).
33. «РПЦ», конечно, утомляет строительством своих сооружений в шаговой доступности друг от друга. Часовня Николая Чудотворца восстановлена в 2002 году на месте постройки, снесённой в 1962 году. Вполне можно было и обойтись.
35. Здание бывшей первой мужской гимназии, построенное в 1907 году. После гимназии здесь находилась школа №10, а затем №2. Сейчас тут расположены различные административные учреждения.
38. На западе города ещё одна церковь.
39. Церковь Успения Пресвятой Богородицы возведена в 1871 году.
40. На гербе Бронниц изображён конь. Местное село в конце XVII века было знаменито крупным конным заводом. Когда в 1781 году Бронницы стали уездным городом, им дали герб с изображением коня.
41. По Советской на восток. Сложно догадаться, но это городская баня, построенная в 1959 году. Перед зданием установлена клумба-самовар.
42. Центральный стадион Бронниц. После расформирования «Фабуса» в 2005 году на арене играл дублирующий состав «Сатурна» из Раменского, который и в последующие годы несколько раз заезжал на стадион.
43. С момента моего визита на стадион в мае 2005 года мало, что поменялось.
44. Стадион пришёл в упадок.
45. На соседней Московской улице обнаружились дома образцового содержания с нарядными табличками.
48. Кожурновский пруд.
Я постарался показать знаковые места города. По большому счёту, чего-то интересного ещё в Бронницах нет. Это совсем небольшой городок. Не представляю, как здесь живут люди. Особой движухи нет, в то же время романтика маленького населённого пункта и хорошая экология, как мне показалось, отсутствуют. Но и чего-то плохого сказать не могу. Российской депрессивной действительности хватает, однако у города же нет нефтяной скважины, крупного завода или предпосылок для создания современного, высоко интеллектуального производства.
49. Красивый индастриал. Восточная окраина. Котельная Бронницкого ремонтно-технического предприятия.
50. Такими я увидел Бронницы в декабре 2015 года. Надеюсь, было интересно 🙂 Пишите отзывы!
Все фото города Бронницы размером 1800х1200 пикселей смотрите в альбоме Flickr.
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопок ниже:
Вы можете подписаться на мои страницы в социальных сетях:
Красивое близко: Бронницкая земля, от Гостомысла до сержанта Кучмы
Как часто мы пролетаем по трассе мимо древних селений, которые старше многих современных городов (о молодом Петербурге – что уж говорить!) и история которых заняла бы не один энциклопедический том. Увы, типичная российская проблема – нечего там смотреть, разве что прочитать о былой славе в Википедии. Но есть и счастливые исключения (о них мы будем время от времени рассказывать в рубрике «Автотур выходного дня»). Одно из таких исключений – Бронницкая земля, северное Приильменье под Великим Новгородом. Если вы там не были, самое время побывать, тем более что лежит этот край аккурат по радищевскому маршруту по трассе из Петербурга в Москву.
Древний край
Бронница расположена на старом «радищевском» участке трассы, в стороне от новгородской объездной дороги. Впервые упоминается село в летописях под 1268 годом: здесь новгородцы просили Ярослава Ярославича вернуться на свое место служилого князя. Однако место это гораздо более древнее.
Известный российский историк Василий Татищев (1686–1750) считал, что на капище, расположенном на Бронь-горе (то есть там, где сейчас руины церкви екатерининской поры) посадник Гостомысл испрашивал воли богов на призвание Рюрика. А вообще в ходе раскопок у подножия горы археологи находили погребения, датируемые вторым тысячелетием до н.э.
Место тут удобное – всего 25 км от Новгорода, и поэтому в Броннице любили останавливаться разного рода завоеватели. В 1386 году здесь стоял Дмитрий Донской, в 1477 году – Иван III, в 1569 году – Иван IV Грозный (опричники тогда полностью разорили село). В 1614 году под Бронницей снова стояло московское войско – Новгород во время Смуты присягнул шведской короне. Тут же, на реке Мсте, войска воеводы Дмитрия Трубецкого были наголову разбиты шведским корпусом под командованием Якоба Делагарди.
Столь же древнее и соседнее село – Божонка. Датой его основания считается 947 год, когда княгиня Ольга основала здесь погост. Однако впервые оно упомянуто в Переписной книге Деревской пятины за 1495 год. А название, скорее всего, происходит от новгородского боярского рода Божиных. Или, наоборот, фамилия – от названия погоста, кто теперь знает?
К новым временам относится, как нетрудно догадаться, история деревни Новоселицы (хотя на самом деле оно упомянуто впервые в писцовой книге 1583 года). Но в целом эти места неразрывно связаны с восстанием аракчеевских военных поселений 1831 года, о котором Николай I сказал, что оно для престола «страшнее польского бунта». Интересный факт: восставшие не чинили внесудебных расправ над офицерами и чиновниками, но организовали выборный суд, а заодно избрали себе руководство и командиров. Так что по факту здесь уже в XIX веке, правда, на недолгое время, возродилась Новгородская вечевая республика.
Что посмотреть?
Руины каменной Введенской церкви 1769 года видны издалека – с трассы М-10 «Россия». Холм, на котором она выстроена, и есть, по всей видимости, основание древнего капища. Во всяком случае, тут до сих пор остались священные камни, и если трава еще не выросла в рост или местные жители успели ее скосить, найти их труда не составит. К слову, церковь была заброшена еще при царской власти, а не при большевиках. Но если приглядеться к осыпавшимся фрескам, видно, что они были расстреляны, а до 1917 года такое вряд ли могло случиться. С холма открывается захватывающий вид на окрестности.
Историческим является и Бронницкий мост, построенный новгородским инженером польского происхождения Казимиром Рейхелем в ХIХ веке. Ранее тут было однополосное реверсивное движение, регулировавшееся в последние десятилетия ХХ века светофором, но пролет был расширен в ходе относительно недавней реконструкции. Тогда же установлены и памятные доски. Рядом с мостом расположена действующая церковь Спаса Преображения 1888 года постройки.
Есть здесь и краеведческий музей «Земля Бронницкая», представляющий историю и быт этих мест. Только здесь можно увидеть продукцию завода «Возрождение» – знаменитую бронницкую кобальтовую посуду. Сегодня завод не работает, однако кое-что сохранилось в домашних коллекциях новгородцев и петербуржцев. В 1990-е такую посуду продавали прямо на трассе – ею выплачивали заработную плату работникам. Официально музей работает с 10:00 до 17:00 (выходные дни – воскресенье и понедельник). Однако, если вы сюда точно собрались, то лучше предварительно позвонить по тел. +7 (8162) 76-35-48 или +7-951-721-7255.
В соседнем селе Пролетарий, бывшем безымянном рабочем поселке, сохранились корпуса Кузнецовской фабрики, выпускавшей знаменитый фарфор. Такое тут «фарфоровое» место – залегают подходящие для производства глины. Сегодня эта фабрика закрыта, а экспонаты бывшего ведомственного музея выкуплены администрацией Новгородского района. Новый, уже муниципальный, музей планируется открыть в здании местного Дома культуры. Тут есть ресторан «Русь» и закусочная, принадлежащая местной Потребкооперации, но если вы проголодались, мы советуем поесть в придорожных кафе на трассе М-10 – «Бродяга» (возле АЗС «Сургутнефтегаз») и «Паровоз», непонятно как приехавший по автодороге вагон-ресторан.
Раз уж вы тут оказались, имеет смысл доехать до села Холынья, славившегося со времен Новгородской республики особым способом засолки огурцов. Помимо специального рецепта рассола, была хитрость: бочки спускали под лед озера Ильмень, где они хранились всю зиму. По этому рецепту солят огурцы и сейчас, но масштабы уже не те, а до революции 1917 года в сюда ходил пароход «Лев Толстой», закупавший холынские огурцы для петербургских ресторанов.
В деревне сохранилась деревянная пятиглавая Церковь Петра и Павла XIV века – видно, бои во время последней войны не были здесь совсем уж разрушительными. Впрочем, воинское захоронение тут тоже имеется.
Если вы доберетесь до этих мест летом, то искупаться в Мсте можно по дороге, на пляже в деревне Русско.
В Божонке мало что осталось от времен княгини Ольги, хотя есть старые деревянные дома типичной новгородской архитектуры. Но зато здесь находится инженерно-технический памятник, ставший практически природным, – Сиверсов канал. При повороте на Божонку со стороны Бронницы можно увидеть и остатки шлюза (на самом деле это не мост, а бывшая дамба). Канал был предназначен для прохода грузовых судов из Мсты в Волхов, минуя бурное и изобилующее мелями Ильмень-озеро. Строил канал новгородский губернатор граф Яков Сиверс (1731-1808), происходивший из остзейских (прибалтийских) немцев. Но некоторые краеведы считают, что он лишь углубил и расширил старый канал времен республики, оснастив его современными (на тот момент, естественно) гидротехническими сооружениями.
В Новоселицах можно увидеть старые аракчеевские казармы (архитектор Василий Стасов, тот, который построил, в частности, Троицкий собор в Петербурге). Вы сразу узнаете типичную петербургскую «военную» постройку. Сегодня о временах Аракчеева напоминают только название местного магазина «Аракчеевский» да Аракчеевская березовая аллея, высаженная, судя по возрасту деревьев, уже в ХХ веке.
До недавних пор тут располагалась воинская часть, избравшая своим девизом аракчеевское «Без лести предан». Сейчас военный городок частично заброшен, доступ на его территорию свободный. Можно осмотреть здания снаружи, а также плац и даже военный самолет Ил-28. У самой Мсты на территории бывшей части находится благоустроенное военное захоронение. Оно известно тем, что в братской могиле лежит погибший смертью храбрых при боях за Новоселицы старший сержант Данила Кучма, отец экс-президента Украины. Есть в Новоселицах и церковь, правда, уже XXI века постройки, освященная во имя Михаила Архангела.
Как доехать?
Проезд из Петербурга и Москвы более чем простой: по упомянутой трассе М-10 «Россия». Со стороны Москвы – съезд с новгородской объездной по развязке на Великий Новгород – Пролетарий. Из Петербурга – по развязке на Великий Новгород – Мшага (далее по указателю на Бронницу – Пролетарий). Из Бронницы – поворот в противоположную от трассы М-10 сторону на Холынью (8 км) и Русско – к слову, там весьма крутой поворот на мост через реку Гриб, соблюдайте скоростной режим.