бронекор или раптор что лучше
Полиуретановая краска «Бронекор». Отзывы
Последние несколько лет полимерные краски, созданные на основе полиуретана или полимочевины, приобретают всё более широкое распространение. Одним из представителей этого вида кузовного покрытия выступает краска Бронекор.
Что такое краска Бронекор?
Краска Бронекор – это одно из трёх широко известных в РФ полимерных покрытий для авто. Краски Титан и Раптор субъективно распространены шире, но их перевес в доле на рынке нельзя назвать критичным.
Полимерная краска Бронекор выпускается российской компанией КрасКо. Поставляется обычно комплектом, в который входит:
Объёмы компонентов сразу подбираются таким образом, что на один стандартный баллон основы при рекомендованной производителем пропорции уходит одна банка отвердителя. Колерующий состав добавляется в зависимости от желаемой глубины и насыщенности конечного цвета окрашенного авто.
Производитель обещает следующие качества правильно созданного покрытия красками Бронекор:
При этом стоимость красок Бронекор, при оценке цены за единицу окрашенной площади, не превышает аналоги.
Бронекор или Раптор. Что лучше?
Раптор появился на рынке на несколько лет раньше, чем Бронекор. За это время производитель краски Раптор несколько раз менял состав, балансируя пропорции основных компонентов и модифицируя пакет добавок.
Первые краски Раптор, по отзывам автовладельцев, не отличались длительным сроком службы. Современные версии этого полимерного покрытия гораздо более надёжны и долговечны.
Краска Бронекор сразу после поступления в продажу зарекомендовала себя как качественный продукт с высокой поверхностной твёрдостью после застывания и хорошей адгезией к различным типам обрабатываемых материалов. Если отбросить очевидно заказные отзывы в сети, то это полиуретановое покрытие очень похоже по своим характеристикам на краски Раптор.
Здесь важно понимать, что полимерные краски, как никакие другие типы кузовных ЛКП, чувствительны к качеству подготовки обрабатываемых поверхностей. Крайне важно на все 100% и максимально однородно заматовать кузовные элементы перед покраской и тщательно их обезжирить. Ведь один из главных недостатков любой полиуретановой краски – слабая адгезия. И если подготовка кузова будет неудовлетворительная, то говорить о длительном сроке службы полимерного покрытия не приходится.
Но если подготовка сделана правильно, компоненты краски смешаны в рекомендуемых пропорциях и соблюдена технология нанесения (главное – создание покрытия регламентной толщины и достаточная выдержка между слоями), то и Раптор, и Бронекор прослужат долго. Если же подготовка и сами малярные работы выполнены с нарушением технологии, то любая полимерная краска начнёт отслаиваться уже в первые месяцы даже без внешнего воздействия.
Бронекор. Отзывы владельцев авто
Основная клиентура на перекраску автомобиля в полимерные краски – это владельцы внедорожников или легковых авто, которые эксплуатируются на бездорожье. Стандартное заводское ЛКП большинства автомобилей в условиях внедорожной эксплуатации быстро теряет внешний вид и приходит в негодность. Однако нередко перекрашиваются и обычные легковые авто, передвигающиеся преимущественно по городу.
Полимерная краска Бронекор обеспечивает беспрецедентную защиту от механического воздействия. Это один из главных акцентов в позитивных отзывах об этом покрытии. Порой даже попытки намеренного повреждения полностью полимеризовавшейся краски Бронекор острым предметом заканчиваются неудачей. Полимерная шагрень не только не позволяет гвоздю или ключу, с усилием проведённому по окрашенной поверхности, добраться до металла, но даже не получает видимых повреждений.
Также краска не выцветает на солнце, нейтральна к агрессивным средам и выдерживает высокие температуры. Полимерная природа полностью изолирует металл от проникновения влаги. А это – залог длительной службы металла кузова.
К негативным отзывам о краске Бронекор многие автомобилисты относят отсутствие действительно хороших специалистов, способных нанести это покрытие на 100% качественно. Практически во всех случаях через несколько месяцев или лет проявляются первые признаки отслоений. А иногда полиуретановая плёнка отделяется от кузова обширными участками.
Проблема усугубляется тем, что этот тип ЛКП сложно поддаётся локальному ремонту. Подобрать точный цвет и создать идентичную шагрень практически невозможно. И при значительных повреждениях автомобиль приходится полностью перекрашивать.
Тест полиуретановых покрытий
27 октября 2020, Николай КОРЗИНОВ
«Это мода такая?» — спрашивает приятель. Мы проходим мимо внедорожника Porsche Cayenne, который окрашен черным матовым защитным покрытием. У обывателей такая «мода» обычно вызывает недоумение. Они справедливо считают, что блестящая эмаль выглядит эстетичней, чем зернистая шагрень. И все же, когда любопытствующие узнают, что такое покрытие надежно защищает кузов от царапин и других повреждений — и механических, и химических, — скепсис зачастую сменяется интересом. В этой статье мы расскажем о тесте защитных полиуретановых покрытий, который провели наши партнеры Kuzov Lab. Попытаемся ответить на ключевой вопрос маляра — на продукции каких производителей лучше остановить выбор.
Джип, памперс, ксерокс, раптор
В Kuzov Lab готовятся к тесту. На большом демонстрационном столе стоят 16 банок. Всего на тесте будет восемь защитных покрытий (рис. 1). Банок вдвое больше, так как это двухкомпонентные покрытия. В комплекте с большой банкой с полиуретановым покрытием идет маленькая — с отвердителем. Перед покраской защитное средство и отвердитель надо смешать в пропорции 3 : 1 по объему или просто перелить весь объем отвердителя в большую банку. Время жизни готовой смеси — примерно 60 минут.
Рис. 1. Участники теста: Cobra Bedliner (Novol); Alligator (Jeta Pro); Armata (Solid); Raptor (U-pol); 955 Touch Liner (HB Body); Vanger Antisсratch («Техпромсинтез»); Rangers (Troton) и HAS-9344 (Holex)
По нашим данным, это первый в России обстоятельный и масштабный тест полиуретановых покрытий.
Обращают на себя внимание хищные и боевые названия участников теста. Здесь есть Cobra — это бренд Bedliner польской компании Novol. Есть Alligator — бренд Jeta Pro. Есть Armata — бренд Solid компании «Европроект Групп». Планировался к тесту популярный продукт «Титан», но титанов будто в очередной раз низвергли в Тартар: в Калуге, где проходило тестирование, найти его в автомагазинах мы не смогли.
В основе моды называть свои защитные покрытия такими агрессивными именами, вероятно, лежит имя эталонного продукта. Это Raptor (в переводе с английского «хищник») — продукт британской фирмы U-pol. Название практически стало нарицательным, вроде «ксерокса» и «памперсов». Так что когда клиент сообщает мастеру о желании «покрасить автомобиль раптором», то в 95 % случаев он имеет в виду только тип защитного покрытия, а не конкретного производителя. Другие компании пытаются отъесть у «раптора» долю рынка и для притеснения хищника используют соответствующие имена. От скорее скромных «кобр» и «аллигаторов» до более внушительных «армат» и «титанов».
Хищных названий, впрочем, хватило не всем. Перечислим более «миролюбивых» участников теста. Это 955 Touch Liner: производитель — греческая фирма HB Body. Это Vanger Antisсratch — его производят на заводе «Техпромсинтез» в Подмосковье. Это польский Rangers компании Troton и HAS-9344. Последнее покрытие с плохо запоминающимся названием выпускается под брендом Holex немецкой компании Hoffmann Gruppe.
Когда защитное покрытие нужнее всего
Защитное покрытие особенно целесообразно в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях. Например, в случае внедорожника, на которым часто ездят по бездорожью среди деревьев. Кроме того, полиуретановые покрытия классно подходят для внутренней поверхности кузовов пикапов. Именно она особенно часто царапается при эксплуатации.
Все материалы в сборе, и мы готовы начать тест. В покрасочной камере нас уже ожидают восемь панелей для покраски. Предварительно их покрыли двухкомпонентным эпоксидным грунтом, который выдержали один час. К каждой панели прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина — белая с черной полоской (рис. 2). На первом этапе теста она поможет нам сравнить укрывистость, а на втором — мы с ее помощью проверим покрытия на эластичность.
Рис. 2. К каждой панели, которая покрыта двухкомпонентным эпоксидным грунтом, прикреплена маленькая гнущаяся тест-пластина – с ее помощью проверим покрытия на укрывистость и эластичность
Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара (рис. 3). Такое давление подходит для всех участвующих в тесте составов.
Рис. 3. Краску будем наносить стандартным антигравийным пистолетом при давлении 4 бара
Полиуретановые покрытия обычно бывают двух видов — черные и колеруемые. Для нашего теста мы выбрали колеруемые материалы. Поэтому перед покраской в банку добавляем не только отвердитель, но и базовую эмаль зеленого цвета. Обычно пигмента должно быть около 10–15 % от защитного покрытия (рис. 4). Но лучше смотреть в инструкцию: у разных покрытий эта цифра может незначительно отличаться.
Рис. 4. Если полиуретановое покрытие колеруемое, то пигмента (базовая эмаль) в нем должно быть около 10–15 % от защитного покрытия
Встряхиваем смесь в течение как минимум одной минуты и приступаем к окраске. Смесь для теста наносим одним слоем (рис. 5). По тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине, оцениваем укрывистость.
Рис. 5. Смесь наносим одним слоем. Укрывистость оцениваем по тому, насколько заметной остается черная полоса на тест-пластине
Первые впечатления? Лидерами теста по укрывистости стали Armata и HAS-9344 бренда Holex. Покрытие 955 Touch Liner в итоге оказалось слишком жидким и не смогло дать красивую «шагрень». Вероятно, мы добавили в банку слишком большую долю эмали. Кроме того, в ходе теста мы выяснили, что Vanger Antisсratch на тест попал не колеруемый, а черный. Так что в итоге у нас получилось семь зеленых панелей и одна черная. Попутно заметили, что Vanger оказался самым пахучим среди восьми тестируемых средств.
Поверхности должны высохнуть, и в Kuzov Lab решили дать на это времени с запасом — целый месяц. А когда все высохнет, нас будет ждать самая интересная часть теста — «царапательная».
Стоимость полной покраски автомобиля в кузовном ремонте обычно начинается от 50 000–60 000 рублей.
Не поцарапаешь — не поймешь
Месяц пролетел быстро, и мы снова в Kuzov Lab. Впереди «царапательный» тест. А пока мы осматриваем получившиеся в итоге панели. Цвет у всех панелей практически одинаковый, а вот фактура разная. У одних панелей шагрень крупная, у других — более эстетически привлекательная, мелкая (рис. 6). Кроме того, некоторые образцы получились блестящими, глянцевыми, а другие скорее матовыми.
Самыми сверкающими оказались панели, обработанные покрытиями Cobra и 955 Touch Liner. Их противоположностью стали матовые панели с покрытиями Raptor и Armata. Остальные заняли промежуточное положение.
Несмотря на одинаковые условия и технику окраски, отличалась и фактура поверхностей. Крупная шагрень — Cobra, Raptor и Vanger Antisсratch, а мелкая у Alligator, Armata и Rangers.
Перед царапанием проводим тест на эластичность. Берем гнущиеся тест-пластины, с помощью которых мы месяц назад сравнивали укрывистость, и полностью сгибаем их (рис. 7). Смотрим, держится ли материал. Вопреки ожиданиям, этот тест оказался не показательным. Практически все материалы с ним справились. Исключением стал только HAS-9344 бренда Holex. При сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия (рис. 8).
Рис. 7. Тест на эластичность: берем гнущиеся тест-пластины и полностью сгибаем их
Рис. 8. Практически все материалы с этим справились. Исключением стал HAS-9344 бренда Holex – при сгибе от пластины отломился небольшой кусочек покрытия
Приступаем к заключительному — самому важному — «царапательному» тесту. Пластину с нанесенным покрытием переворачивают лицом к полу, ставим на нее груз — полную пятилитровую канистру лака на водной основе — и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха (рис. 9). Поднимаем, протираем, смотрим на сохранность. Результаты оцениваем, как в школе, по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов баллов (рис. 10).
Рис. 9. «Царапательный» тест. Пластину переворачиваем лицом к полу, ставим на нее груз и волоком тащим 5 метров по предварительно не вымытому полу цеха
Рис. 10. После очистки пластин результаты оцениваем по пятибалльной системе. Сильно поцарапана панель — 1 балл, панель вообще не поцарапана — 5 баллов
Итак, «отлично» в нашем тесте не заработал никто. Впрочем, и ни одному покрытию из восьми мы не поставили «кол». Зато выявили трех «хорошистов» и двух «двоечников». Но прежде назовем «троечников» теста. Ими стали Alligator, Vanger и HAS-9344 Holex. А вот наши аутсайдеры: самыми поцарапанными оказались 955 Touch Liner и Cobra. И, наконец, объявляем победителей. Лучше всего с тестом справились Raptor, Armata и Rangers (рис. 11).
Рис. 11. Итак, победители испытания. Лучше
всего с тестом справились Raptor, Armata и
В этой статье мы не приводим цены. Они имеют обыкновение периодически меняться, особенно в такое время, как сейчас. Нам же не хотелось делать быстро устаревающий материал. Поэтому рекомендуем определить своих фаворитов в тесте, а потом посмотреть на цены, пересчитать их в расчете на 1 литр и в результате сделать максимально взвешенный выбор. Надеемся, что наш тест убережет читателя от ошибок и поможет ему быть успешным в автобизнесе.
Технология нанесения защитного покрытия
Павел Никифоров, руководитель учебного центра ООО «Европроект Групп»
Перед окраской автомобиля рекомендуем ознакомиться с инструкцией по применению выбранного вами защитного покрытия. Нюансы и детали могут отличаться. Но ряд моментов остается примерно одинаковым для любых полиуретановых покрытий.
Рис. 12. Наносить продукт необходимо на двухкомпонентные акриловые или эпоксидные грунты
Рис. 14. Можно применять и обычные грунтовочные краскопульты, которые дают более мелкую шагрень
Рис. 15. Защитное покрытие смешивается со стандартным отвердителем (обычно идет в комплекте) в соотношении 3 : 1 по объему
Рис. 16. Если для покраски мы используем грунтовый краскопульт с дюзой, например 1,8 мм, то в смесь надо добавить разбавитель (примерно 10 %).
Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя (рис. 17). Обратите внимание, что межслойная выдержка составляет примерно один час. Ориентировочно такой же срок годности смеси. Поэтому покрасив детали один раз, делаем перерыв, а затем повторно смешиваем компоненты для новой смеси. Обратите внимание, что при использовании растворителя срок межслойной выдержки нужно немного увеличить. Рекомендованное давление — 3–4 бара.
Рис. 17. Защитное покрытие обычно наносится в 2–3 слоя, межслойная выдержка составляет примерно один час (компоненты для новой смеси смешиваем повторно)
Таким образом, нанося одно и то же защитное покрытие разными способами, мы можем получать отличающиеся структуры — более крупную шагрень или более мелкую и деликатную. Блеск в основном зависит от самого материала. В ходе нашего теста большинство материалов показали умеренный блеск (полумат). Самыми блестящими оказались Cobra и 955 Touch Liner, а Raptor и Armata практически не блестели.
Высыхание поверхности занимает около 7 суток. В случае использования разбавителя срок стоит увеличить до 9 суток.
Для тех, кто интересуется выбором насадок для полировальной машинки будет интересна статья от наших экспертов «Обзор насадок для полировки кузова автомобиля».
Полиуретановые покрытия. РАПТОР против КОБРЫ И ТАФ Лайнера.
Артур (администратор кузовни, если что) вчера затронул эту тему, а я бы хотел продолжить.
ТИТАНом я пока не пользовался, а вот КОБРОЙ от фирмы НОВОЛ и ТАФ Лайнером от фирмы BODY уже приходилось. Ну а сколько того РАПТОРА выпито, так и не сосчитать.
Ну, поехали. На примерах окраски.
Сначала КОБРА. На примере ремонта порогов автомобиля. Не важно, какого.
А дальше можно было просто окрасить в цвет. Можно было бы антигравий пустить, да красочкой мазнуть.
Но, я давно хотел опробовать новое покрытие от фирмы НОВОЛ.
Говорят, что оно почти тоже, что и РАПТОР, но другое.
Отличия от РАПТОРА?
РАПТОРА в бутылке 750 и отвердителя к нему 250.
У КОБРЫ 600 и 200, соответственно.
Цена, чуть дешевле, чем у РАПТОРА.
Смутил меня вот такой нюанс…
Теперь, по применению.
На два порога хватило половины комплекта. То есть 300+100.
Что сразу бросилось в глаза — состав ооооччень жидкий и при немного кривых руках можно моментально пустить соплю (подтёк).
Но лёг, прям, как я люблю. Такой приятной шагренью.
Состав нанесён полгода назад. На данный момент не потерял блеска. Не стёрся пескоструем и кривыми ногами пассажиров. Фото позже прикреплю.
В общем и целом, КОБРОЙ я доволен. Чуть ниже будет ещё пара слов о ней.
Но, для начала, небольшое отступление.
Вообще, я люблю оставлять себе образцы материалов, мною используемых. Иногда это нанесение на какие-либо поверхности, иногда подобие тестовых пластин.
Нанесён на резиновый брызговик, прикрывающий уличную розетку. Примерно, год назад.
Как видите, про эластичность лучше промолчать. Но, надо отдать должное, поцарапать РАПТОР сложновато. На солнце не выгорел, дожди его не смыли и отковырять то, что лопнуло, у меня не получилось. Такое впечатление, что материал сросся с резиной.
Другой испытуемый. О котором я писал в начале этой записи.
Просто остаток из банки. Толщина, около двух мм. Этот кусок… эмм, резины (по другому не назовёшь) валяется на верстаке почти два месяца.
Круто. Мне понравилось. Но, полномасштабные испытания ещё не закончены. Поэтому рано его пока восхвалять.
А вот теперь, следующий, мною опробованный материал.
ТАФ Лайнер от фирмы BODY.
Его я буду наносить на фальш-пороги и «губы» другого автомобиля. Уж очень мне не хотелось их готовить под нормальный окрас.
На пластике «другого автомобиля», как и на всём остальном кузове, просто дохренищща шпатлёвки и слоёв грунта и краски. По этим слоям я пытался определить, сколько раз его окрашивали, но, так и не смог.
Может быть, вы сможете?))
Как понимаете, всё это дело было покрыто несметным количеством трещин и сколов (кто же универсалку на пластик кладёт?). Я, конечно, мог немного всё это потереть, не снимая до основания. Но, тогда бы через некоторое время «паутинка» появилась бы снова. А мне нужен был «чистый» эксперимент. Ведь тест же. Как-бы.
Смывку не использовал. Всё орбиталкой снимал.
Грунт, только лишь адгезионник. Технолог от боди заверил, что хватит лишь его. Поверил на слово.
Что, не видно? А он есть))
И, полчаса сушки межслойной. Опять же, всё по советам технолога.
А вот таким антигравийником. Как оказалось, он тоже фирмы боди)) Который работает уже лет десять и ничего ему не делается (можете считать за скрытую рекламу))
Кстати. Мне снова (как и в случае с КОБРОЙ) не понравилась тара. Мало того, что краска смылилась от случайного попадания разбавителя…
Сравните с двухгодовалой тарой РАПТОРА.
Так ещё и этикетка оказалась не приклеена. Совсем.
Собственно, по нанесению.
Укрывистость хорошая. Как и положено материалам подобного плана. Разбавитель не добавлял. Материал немного гуще КОБРЫ, но жиже, чем РАПТОР.
А вот расход не понравился. Великоват. Банки мне хватило, чтобы на два слоя покрыть четыре пластиковых части, упомянутых выше. И всё, банка закончилась. Еле выдавил, чтобы сделать тестовый образец.
РАПТОРА в комплекте 750+250, КОБРЫ 600+200.
ТАФ Лайнера тоже 600+200. То бишь, не хватает этих двухсот грамм. Возможно, отсюда и меньший ценовой диапазон.
Ну что же, полчаса межслойной сушки прошло, пора наносить второй слой.
Буду откровенен, одного комплекта мне не хватило, чтобы чётко понять суть распыления. Местами легло, как я люблю (гладкая шагрень), а местами, как любят некоторые товарищи, этакой губкой для мытья посуды.
Нанесение происходило три месяца назад. Материал пока держится, не отваливается, не выцвел и не оцарапался. Но, что-то мне подсказывает, что не полюблю я его так, как РАПТОР и КОБРУ.
И ещё раз, для тех, кто работает по правилам:
На этом всё, ловлю помидоры, салат сделаю)))