бродский одиночество о чем стих
Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»
Автор: Guru · 19.05.2018
Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.
История создания
Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.
Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.
Жанр, направление, размер
Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.
Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.
Образы и символы
В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.
Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:
Послужат для тебя перилами,
(Хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице
Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.
Темы и проблемы
В произведении можно выделить несколько тем:
Смысл
Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.
Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.
Средства художественной выразительности
Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.
Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.
Анализ стихотворения Бродского Одиночество
Стихотворение «Одиночество» было написано в 1959 году Иосифом Бродским. Уже в 19 лет поэта отвергали все печатные издания из-за его мыслей о властях, поэтому он чувствовал себя изгоем в обществе. В этом стихотворении поэт пытается понять самого себя, разобраться в своих мыслях и чувствах, когда остаётся один на один с окружающем миром.
Главная тематика произведения – это познание лирическим героем происходящего вокруг через одиночество. Бродский утверждает, что лишь находясь наедине с собой можно разобраться в себе, в своих мыслях и поразмыслить о насущных темах. Также говорит, что лучше не делиться своими сокровенными мыслями с кем-либо посторонним.
Лирический герой – главный герой в стихотворение «Одиночество», который отражает образ самого автора (его идеи, мысли, чувства и переживании). В начале произведения автор говорит об одиночестве в сумеречное время, когда лирический герой независим и свободен от других людей и идей, которые они навязывают насильно.
Мнение лирического героя быстро меняется на счет независимости своих мыслей и идей. Для него теперь важнее «покланяться данности». Он говорит об этом, но с некоторой иронией. В этот момент автор ведет беседу с самим собой, а может и с читателем. Он часто обращается к читателю на «ты». Автор опять меняет свое мнение, тонка намекая, что поклон этой данности – это плохая идея. Лирический герой утверждает, что читатель должен поступать как считает нужным.
Для полного раскрытия темы автор использует множество художественных средств. Метафоры пронизывают всё стихотворение – «ступени этой лестницы уходят из под ног», «хромающие истины», одиночество «плюет на человечество», «теряет равновесия твоё сознание усталое», «ступени уходят из под ног». Эпитеты придают произведению эмоциональность и красочность – «усталое», «ночное», «глубокими», «короткими», «печальными».
Стихотворение «Одиночество» написано Иосифом Бродским в юном возрасте, оно пронизано мотивами разочарования, отчаяния и одиночества, которые уже переполняют поэта.
Вариант №2
Свое произведение «Одиночество» Иосиф Бродский написал в 1959 году. Чувствуя себя всеми отвергнутым за радикальные политические взгляды и оспаривание той пропаганды, которую государственная власть несла в массы, поэт пытался примириться с этим чувством, научиться с этим жить.
Аналитическое произведение самого себя. Попытка понять смысл жизни в одиночестве, наедине с самим собой, попробовать понять окружающий мир, не вливаясь в его общество, как бы оставаясь в стороне от жизни.
Поэт осознает, что только в состоянии полной отверженности миром, он получает возможность сознавать трезвые мысли, полностью отдаться бушующим в душе идеям. Присутствующий намек на то, что мысли эти оставлять лучше в собственной голове, не выливая на окружающих поток совершенно другого сознания, полностью определяет характер того времени, когда идеи и планы режима считались единственно верными, а все остальное могло быть жестоко изгнано из голов вольнодумцев.
Но лирический герой Бродского прерывает порыв идеи о том, что каждый имеет собственное мнение. Резко он начинает говорить о том, что лучше плыть по течению и придерживаться взглядов навязанных общественности для спокойствия.
В течение двух строф автор говорит об этом, сам иронично понимая собственную суть и невозможность придерживаться этой, реальной для действительности того времени мысли. В конце стихотворения Бродский все же дает читателю полупрозрачный намек на свое решение. Принимать не устраивающую его действительность, поэт не собирается, не сможет жить во лжи перед собой.
Лирический герой прекрасно понимает, что приняв действительность как есть, тем самым поможет себе построить хлипкий мост между собственным сознанием и придуманным строящимся миром советской власти. Осознавая эту простую истину, он понимает также, насколько этот мост будет утопать в грязи его сомнений, противоречий, пронзительных предательств собственного я.
Бродский искренне испытывает презрение к тем, кто, построив этот мост, каждый день использует его для получения благ. Не обращает внимания, что каждый день, перебираясь туда и обратно, люди пачкают свои руки и душу, все больше. Грязь налипает на тело, добираясь до шеи, постепенно начинает залеплять глаза. И вот уже перед взором испуганного, еще считающего себя в праве на собственное мнение, человеком стоит комок мерзости. Возможно, даже понимает, кем сейчас является, но продолжает так жить, только лишь из-за удобства получения спокойных благ.
Картинка к стихотворению Одиночество
Популярные темы анализов
Анна Ахматова стала знаменитой, прежде всего, благодаря любовной лирике, в которой отразился весь спектр эмоций женщины, страдающей от безответной любви или неудачных отношений. Исключением не стало и стихотворение «А ты думал,
Стихотворение «Бесы» является одним из апогеев философского творчества Александра Сергеевича. Оно было написано в период его временного проживания в усадьбе, на природе, во время эпидемии холеры. Данное обстоятельство дало А. С. Пушкину
«Песнь о собаке». Казалось бы, это название смешно, но стихотворение само ни грамма не смешное. Оно о жестокости людей и беззащитности животных перед ними. Стихотворение начинается невинной картиной: собака ощенила семерых щенят.
Знаменитое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение
Тоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,
Да лучше поклоняться данности. Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество
«Одиночество» Иосиф Бродский
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.
Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»
Каждый человек в определенные моменты жизни чувствует себя одиноким и никому не нужным. Одни испытывают подобное из-за неразделенной любви, другие – из-за собственных взглядов и убеждений, которые не находят понимания у окружающих. Иосиф Бродский впервые почувствовал себя изгоем в 19 лет, когда перед ним одна за другой стали закрываться двери литературных журналов. И все из-за того, что юный поэт попытался рассказать миру о своих мыслях и ощущениях, которые оказались весьма крамольными. В итоге летом 1959 году Бродский пишет стихотворение «Одиночество», в котором пытается переосмыслить все то, что с ним происходит в данный момент, и найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации.
Многие, столкнувшись с подобным непониманием, утешают себя мыслями о будущем, строя иллюзии по поводу того, что вот пройдет время и все изменится к лучшему. Однако мало кто отдает себе отчет, что жизнь способна сломать хребет даже очень стойким и целеустремленным людям. Поэтому для достижения того самого понимания и благополучия часто приходится поступаться собственными принципами. Иосиф Бродский не готов платить столь высокую цену за душевное спокойствие, поэтому не хочет думать о будущем. «Когда плюет на человечество твое ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности», — дает поэт самому себе дельный совет.
Бродский уже не настолько наивен, чтобы верить в чудеса. Поэтому будущее представляется ему далеко не таким радужным, как его сверстникам. Наоборот, поэт интуитивно чувствует, что впереди его ждут куда как более серьезные испытания, выйти победителем из которых ему будет весьма сложно. Поэтому, заглядывая в будущее, автор предполагает, что спустя какое-то время станет с ностальгией вспоминать себя сегодняшнего. Бродский считает, что лучше сейчас «поклониться данности», т.е. научиться воспринимать жизнь без иллюзий, чем потом с сожалением вспоминать о тех безмятежных днях, которые с небольшой натяжкой даже можно будет назвать счастливыми. Под «данностью» поэт подразумевает все то, что его окружает. Это и могилы великих людей, которые потом покажутся «милыми», и короткие, на первый взгляд дороги, который впоследствии «покажутся тебе широкими». Даже «убогие мерила» бытия, на которые сейчас в силу молодости ориентироваться совершенно не хочется, впоследствии станут надежными перилами, «удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице», именуемой жизнью.
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.
Композиция стихотворения
Стихотворение является большим по объему. Композиционно Бродский делит его на три части:
Все части стихотворения полны горечи и боли. Поэт описывает события ярко и живо, что заставляет полностью окунуться в повествование. Этим самым он пытается сказать, что все — юность, гордость, любовь, убийство — является жизнью.
Примечательно, что после случившегося в тексте мелькает строчка, что жители больше не выйдут на холмы — слишком велика расплата. Никто больше не рискнет подняться, ведь лучше принять требования общества и государства, чем поплатиться жизнью за вызов устоявшимся правилам.
Анализ стихотворения «Одиночество» Бродского
Конфликт с окружающей действительностью И. Бродский почувствовал еще в раннем возрасте. Его первые попытки опубликовать свои произведения закончились неудачей. Сложный и противоречивый внутренний мир поэта был глубоко чужд советскому обществу. Он испытывает разочарование от непонимания и яростной критики. Под этими впечатлениями в 1959 г. Бродский написал стихотворение «Одиночество», в котором размышляет над своим положением.
Автор понимает, что находится в безнадежном одиночестве. Пока это не приводит его к протесту и попытке что-либо изменить. Свое состояние он сравнивает с потерей равновесия. С детства человек уверен в незыблемости того, что его окружает. С годами эта уверенность постепенно проходит. Вместе с ошибками и разочарованиями утрачивается вера в истинные чувства, человек начинает сомневаться в различных мнениях и теориях. Но в любом случае всегда остается что-то главное, настолько ценное, что в нем невозможно разувериться. Бродский же почувствовал, что ему больше абсолютно не за что зацепиться. Его мучительные размышления в «ночном одиночестве» опрокинули все твердые убеждения и сбросили всех кумиров со своих пьедесталов. Вершиной стало сомнение в «самом зачатии Мадонной сына Иисуса».
Такие раздумья приводят поэта к мысли, что лучшим вариантом будет «поклоняться данности», т. е. принимать жизнь такою, какая она есть в настоящий момент. Бесконечные сомнения только усилят страдания. Если не может быть твердой уверенности в будущем, то нечего питать бесплодные надежды. Убогое настоящее не вызывает никакой радости, но когда-нибудь и оно станет источником счастливых воспоминаний. Истинная ценность жизни познается слишком поздно, когда уже невозможно что-либо изменить.
Человек несчастлив, потому что считает свою жизнь скованной и ограниченной. Только в старости он поймет, что «короткие дороги» на самом деле были невероятно широкими. Жизнь сама будет неумолимо их сужать, лишая возможности выбора и альтернативного движения.
Жизненный путь Бродский сравнивает с «выщербленной лестницей». Пока люди молоды и полны сил, они могут и не пользоваться перилами, которыми выступают «убогие мерила данности». Но впоследствии только они помогут удержаться на этой лестнице, послужат незримой опорой для измученного жизнью человека.
Стихотворение «Одиночество» проникнуто мотивами разочарования и отчаяния. Бродский осознает, что у него очень рано выбивают почву из-под ног, лишают жизненных «перил». Ему неприятна советская действительность, но ее в любом случае нужно принять, чтобы не остаться в одиночестве навсегда. Учитывая будущую судьбу поэта, можно считать произведение пророческим. Бродский был вынужден эмигрировать, но и за рубежом не нашел твердой жизненной опоры и считал себя вечным странником.
Уже в 19 лет Иосиф Бродский пишет стихотворение «Одиночество», которое впору писать старику, пошедшему все этапы жизненного горнила. Это произведение является для молодого поэта некой попыткой переосмысления своего пути, поиска точки опоры, ведь уже в неполные 20 лет он предчувствует все трудности своего поэтического пути.
Средства выразительности
В философском смысле Бродский под холмами подразумевает яркую человеческую личность, невозможную в условиях советской диктатуры, которая является равниной — в прямой линии нет никакого развития и никакой динамики. Так и жизнь граждан СССР двигалась под указку власти.
Также в тексте можно найти и другие тропы. Они помогают проникнуться смыслом:
Большое изобилие средств выразительности дополняет стихотворение, дает полную картину происходящего. Оно создает ощущение тревоги, которое оправдано, ведь происходит убийство. Но это чувство не исчезает до самого конца. Даже во время философских отступлений читатель чувствует эмоциональное неспокойствие внутри. Бродский как мастер своего дела смог добиться такого результата. У него это получилось.
Холмы в стихотворении Бродского отныне останутся нетронутыми — никто больше не рискнет к ним прикоснуться, никто больше не нарушит обыденный строй жизни. Правильно это или нет, должен понять сам читатель, как и сделать свой выбор: сидеть наверху и видеть все вокруг или довольствоваться равниной.
История создания стихотворения
В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.
Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.
Ошибка в параметрах страницы, или недостаточно прав для открытия страницы, или закончилась текущая сессия. Уточните запрос или перейдите на главную страницу сайта
Разбор строк
Фирменный стиль поэта просматривается в 1959 года на отлично, длина строк, сложность переплетения рифмы и мысль, идущая как-бы между строками сверху вниз, не теряясь в ухабах причастий и сложных речевых оборотов. Из строк:
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба…
Понятно, что в этот момент сознание поэта потеряло равновесие и автор пытается найти точку опоры. Это не та потеря душевного равновесия, когда сходят с ума, скорее наоборот, этот тот момент, когда пытаются избежать падения.
Равновесие для сознания
Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими…
Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами…
По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:
Удерживать в равновесии хромающие истины.
Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.
Полный текст стихотворения
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.
Средства художественной выразительности
Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.
Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.
Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Аудиозапись
Напоследок стихотворение «Одиночество прочитал нам Ефим Шефрим
Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.
Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.
Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.
Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.
Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.
Жанр – элегия с элементами послания.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.
Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».
Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Жанр, направление, размер
Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.
Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.
Жанровые особенности
Жанр этого стихотворения тяжело определить с филологической точки зрения, потому что завязка и кульминация отличаются смысловым содержанием от развязки. Иногда Бродский указывал жанр в самом заглавии, например, как в стихотворении «Элегия», но здесь другой случай.
Большинство исследователей относят «Холмы» к философскому рассуждению. В тексте решаются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения и смысла существования. Это доказывает мнение ученых.
Стихотворение написано ямбом — это самый распространенный размер стихотворений. Возможно, Бродский делает это намеренно, чтобы показать простоту жизни, по сравнению со смертью.
Образы и символы
В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.
Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:
Послужат для тебя перилами, (Хотя и не особо чистыми), Удерживающими в равновесии Твои хромающие истины На этой выщербленной лестнице
Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.
Темы и проблемы
В произведении можно выделить несколько тем:
Смысл
Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.
Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.