Этот день в истории: 1916 год — гибель «Британика»
21 ноября 1916 года в Эгейском море затонуло судно «Британик», которое являлось кораблем-близнецом «Титаника». Причиной катастрофы стала немецкая мина, которая была установлена подводной лодкой U-73.
После гибели «Титаника», «Британик» являлся самым большим судном того времени. На момент своей гибели он исполнял функцию плавучего госпиталя и принимал активное участие в военных действиях Первой мировой войны. «Британик» был одним из пяти лайнеров компании «Уайт Стар Лайн», потопленных во время войны.
Погибшее в Эгейском море гигантское госпитальное судно Его Величества первоначально строилось, как пассажирский лайнер «Гигантик». Он был последним из серии трёх лайнеров класса «Олимпик» и задумывался как замена погибшему «Титанику».
В результате внесенных конструкционных изменений после гибели своего предшественника, корабль обладал рядом усовершенствований. Например, водонепроницаемые переборки проходили и через палубы с каютами первого класса.
Однако судну не было суждено оказаться на пассажирской линии Саутгемптон — Нью-Йорк, для которой оно строилось. Началась Первая мировая война и лайнер сразу же был реквизирован Британским Адмиралтейством, которое переоборудовало его в госпитальное судно. В этом качестве «Британик» принимал на борт более 3000 пациентов.
В ноябре 1915 года лайнер был зачислен в состав флота и отправлен на Средиземное море, где совершил пять успешных рейсов в восточное Средиземноморье и вывез в общей сложности 15 000 солдат Британской империи.
Начиная с сентября 1916 года боевые действия в Средиземноморье резко активизировались и «Британик» совершал постоянные рейсы. Последний из них начался 12 ноября — судно взяло курс на греческий Мудрос.
За две недели до этого немецкая подлодка U-73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией. Во вторник утром, 21 ноября 1916 года «Британник» приближался к этим водам на скорости в 20 узлов.
В 8:12 утра судно налетело на мину и сотряслось от взрыва в носу с правого борта, сразу же начался резкий крен. Всего через 55 минут «Британик» опрокинулся и затонул. Благодаря хорошо организованной спасательной работе, из 1 136 раненых и членов команды, находившихся на палубе, всего погибли только 30 человек.
Удивительно, но на борту «Британника» оказалась медсестра Вайолетт Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила.
“Титаник” строился верфью «Харленд энд Вулф» в Белфасте как второй корабль в серии “Олимпик”, состоящей из трех трансатлантических лайнеров. Первое судно так и называлось – “Олимпик”. Третьим и последним был лайнер под именем “Британник”, судьба которого тоже трагична, хоть и связана со значительно меньшими жертвами.
Содержание
Olympic-class ocean liner
“Британник” вводился в эксплуатацию в 1914 году, и на тот момент он вместе с одноклассниками был самым большим судном в мире. “Олимпик” – единственный из серии смог поработать по назначению долгое время – он возил пассажиров из британского Саутгемптона в американский Нью-Йорк. Его попилили на металл только в 1935 году, когда судно морально и физически устарело.
Следующим после него был “Титаник”, потерпевший крушение во время своего первого пассажирского рейса. А вот “Британник”, изначально строившийся под именем “Гигантик”, побыть в своей настоящей роли не успел. Помешала Первая мировая война.
Госпитальное судно
Почему название “Гигантик” было отброшено? Изначально в серии должны были появиться корабли, названные в честь олимпийцев, титанов и гигантов. Когда “Титаник” утонул, кораблестроители освежили в памяти мифы. В них в битве с олимпийцами погибли не только титаны, но и гиганты. Называть судно “Гигантиком” посчитали неуместным.
Так появился “Британник”, серьезно отличавшийся от двух ранних собратьев в конструкции. Инженеры попытались сделать его более непотопляемым и способным держаться на воде даже при заполненных водой шести передних отсеках. Строительство судна затянулось, его спуск откладывался несколько раз. Он произошел 26 февраля 1914 года без разбивания шампанского о борт. Заказчик White Star Line этой традиции не придерживался.
Спуск на воду еще не означал немедленный запуск пассажирских рейсов. “Британник” неторопливо дооснащали, превращая в самый большой и роскошный океанский лайнер Великобритании. В августе 1914 года началась война, из-за которой корабль так никогда и не смог поработать по назначению.
“Олимпик” для военных нужд реквизировали раньше, 1 сентября 1915 года. “Британник” к этому времени все еще стоял в Белфасте и не был закончен – у верфи до начала войны начались серьезные финансовые проблемы. В ноябре 1915 года реквизиция коснулась и его. “Британник” переквалифицировали в госпитальное судно, и его достройка приобрела совсем другие черты. Из кают на верхних палубах сделали палаты, в обеденном зале и гостиной пассажиров первого класса обустроили операционные и главную палату. В законченном виде на “Британник” вмещалось 3309 раненых.
На государственной службе
В первое плавание “Британник” отправился 23 декабря – его целью стал порт Мудрос на острове Лемнос (Греция). Раненых загрузили на борт за 4 дня и перевезли в Саутгемптон. После этого было еще два рейса и небольшая пауза из-за того, что бои в Средиземноморье никак не утихали.
К осени едва возвращенный владельцу “Британник” снова передали в ведение военным. Он вновь понадобился в Средиземном море и вывез еще несколько тысяч раненых, пока 12 ноября 1916 года не отправился в шестой и последний рейс в Мудрос. 21 ноября он собирался пройти между островами Макронисос и Кея, и напоролся на мину, оставленную около месяца назад немецкой субмариной U-73.
Находившиеся на борту люди не восприняли ситуацию всерьез, посыпались шутки о протараненной подводной лодке. Однако капитан степень поражения осознавал и тут же начал думать о спасении “Британника”. Судно потихоньку стало крениться на правый борт и опускать нос в воду. Да, с затопленными четырьмя передними отсеками корабль мог держаться на плаву. Однако одну из дверей в переборках закрыть не смогли, и вода пошла дальше. Кроме того, утром иллюминаторы правого борта открывали для проветривания, и через них тоже внутрь поступала вода.
Суша была недалеко, и сначала капитану казалось, что медленно тонущий корабль удастся выбросить на мель у острова Кея. С этой идеей пришлось быстро расстаться – движущееся судно набирает воду намного быстрее.
Сигнал SOS был подан почти сразу после получения пробоины, и вскоре к госпитальному “лайнеру” подошло несколько других британских кораблей. При эвакуации не удалось избежать паники, несмотря на военное командование “Британника”. В суете нарушались и меры безопасности, предписывающие, например, спускать шлюпки на воду только после полной остановки судна. Если сделать это раньше, то есть риск быть затянутыми под вращающийся гребной винт. Именно так и произошло с двумя шлюпками, в результате чего погиб 21 человек. На самом судне погибло еще 9 человек.
От взрыва до полного затопления прошло 55 минут, и за это время спаслось 1036 человек. Спасательная операция на “Британнике” стала одной из самых успешных среди кораблекрушений такого размаха. Если бы не удачно сложившиеся обстоятельства в виде находившихся рядом нескольких судов, трагедия оказалась бы сравнимой с гибелью “Титаника”.
В список спасенных попала сестра милосердия Вайолетт Джессоп, успевшая поработать на “Олимпике” и оказавшаяся в числе выживших при крушении “Титаника”. Ее после всех происшествий стали называть “Мисс Непотопляемая”.
«Британик» был спущен на воду 26 февраля 1914 года на верфи «Харленд энд Вольф» в Белфасте (точно там же, где были построены «Титаник» и «Олимпик»). Строилось это судно по заказу крупной компании «White Star Line». Уже в августе 1914 года лайнер был пригоден для совершения трансатлантических плаваний между Саутгемптоном и Нью-Йорком. Но тут началась кровавая Первая Мировая Война…
«Британик» – кстати, изначально его собирались назвать «Гигантик» – задумывался как замена погибшего «Титаника» и обладал рядом усовершенствований: водонепроницаемые переборки проходили через палубы с каютами первого класса.
Работа над последним и самым большим из трех океанских лайнеров «олимпик-класса» началась 30 ноября 1911 года в доке № 2 на Северной верфи в Белфасте (Северная Ирландия). В апреле 1912 года в связи с гибелью «Титаника» работа была временно приостановлена. Вскоре она была продолжена с учетом ошибок, приведших к гибели «Титаника»: в планировку лайнера внесли множество изменений. Для того чтобы сделать двойную обшивку, расширили двойное дно; увеличили водонепроницаемые переборки. Все это, а также многие другие нововведения делали судно способным остаться на плаву с шестью поврежденными переборками (на две больше, чем у «Титаника»). Таким образом, «Британик» мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для «Титаника».
На новом лайнере были предусмотрены дополнительно пять спасательных шлюпок. Если судно накренялось на один борт и возникала угроза потопления, ничто не могло помешать посадке в шлюпки и эвакуации.
26 февраля 1914 года «Британик» был спущен на воду. Он считался самым комфортабельным в «большой тройке», куда входили также «Титаник» и «Олимпик». Ресторан и курительный салон первого класса были расширены и даже планировалось установить орган на парадной лестнице. «Британик» вмещал 790 пассажиров первого класса, 835 – второго, 950 – третьего класса и 950 членов экипажа.
Однако начавшаяся в июле 1914 года Первая мировая война помешала «Британику» принести прибыль его владельцам.
Корабли верфей, состоящих в контракте с британским Адмиралтейством, были немедленно реквизированы. Часть из них была переоборудована в военные крейсеры, остальные же могли служить отличными транспортными средствами для перевозки войск. Адмиралтейство платило компаниям за использование их судов, но риск потери судна в результате военных действий был слишком велик. Однако, большие океанские лайнеры не стали переоборудовать в военные корабли, так как с маленькими судами работать было намного легче.
Многих солдат, получивших ранения, должны были отправлять на кораблях-госпиталях обратно в Англию и Францию, но для этого нужны были большие суда. Британское адмиралтейство выделило два самых больших лайнера, «Мавритания» и «Аквитания». Но, к сожалению, эти два корабля не смогли вместить всех раненых. Тогда-то адмиралтейство и вспомнило о «Британике». 13 ноября 1915 года лайнер был переоборудован в корабль-госпиталь: роскошные помещения превратились в общежития и операционные, прогулочные палубы стали использовать как отделения для легкораненых.
12 декабря 1915 года «Британик», на борт которого нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, был готов к несению военной службы. Теперь корабль стал называть HMHS Britannic («Госпитальное Судно Его Величества Британик»). По прибытии в Ливерпуль на нем разместились 2034 обычных и 1035 складных коек. Медицинский персонал включал 101 доктора и медицинскую сестру, также на лайнере были 336 сопровождающих и 675 человек команды. Судно могло перевозить в общей сложности 3309 пациентов. Корабль поступил под командование капитана Чарльза А. Бартлетта.
В свое первое путешествие «Британик» вышел из Ливерпуля 23 декабря 1915 года в направлении Неаполя и порта Мадрос на греческом острове Лемнос. Вместе с уже упоминавшимися судами «Аквитания» и «Мавритания» «Британик» стал курсировать в проливе Дарданеллы. Все вместе суда могли одновременно перевозить до 10 тысяч раненых.
На «Британике» был введен режим, которому все должны были подчиняться. Пациенты вставали в 6.00, умывались и убирали койки. Завтрак – в 7.30. После этого персонал должен был вычистить столовую. Проверка судна капитаном осуществлялась с 11.00. Ланч – в 12.30, чай – в 16.30, ужин – в 20.30, после чего разбирались кровати. В 21.00 капитан делал последний обход судна перед сном.
В свое последнее, как выяснилось потом, путешествие «Британик» вышел из Саутгемптона в воскресенье, 12 ноября, 1916 года. До Италии добрался без происшествий. В пятницу, 17 ноября, он прибыл в Неаполь. Там предполагалось пробыть до 18 ноября, но из-за шторма отплытие отложили на день. «Британик» шел на закате через канал Кеа. Около 8.00 команда, работавшая в бойлерной и машинном отделении, ожидала смены. Чтобы ускорить смену, офицеры иногда открывали водонепроницаемые двери на небольшое время.
Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам, находившиеся в то время на капитанском мостике, сразу поняли серьезность сложившейся ситуации. Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки, мысленно продумав план и ход спасательной операции. Он приказал закрыть герметические двери водонепроницаемых переборок и подготовить к спуску все имевшиеся на судне шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва не располагали к оптимизму: 4 отсека «Британика» стремительно заполнялись водой; подтоплены были и котельные (одна из переборок давала течь, другая просто не закрылась). Положение усугубляли открытые иллюминаторы нижних палуб. В один момент всем стало ясно, что «Британик» скоро затонет.
Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все действия команды были направлены на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель.
«Британик» стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов: 4 корабля уже шли на помощь. Шлюпки загружались должным образом: горький урок «Титаника» не прошел даром.
Через час на место катастрофы подошли четыре судна. Было спасено 1036 из 1066 находившихся на борту «Британика» медсестер и членов команды.
Казалось бы, «Британик» строился с оглядкой на гибель «Титаника» – были учтены все недочеты судна, – и тем не менее корабль-госпиталь затонул.
«Британик» не перевез ни одного коммерческого пассажира. Он никогда не пересекал Атлантический океан и не смог занять свое место на трансатлантическом маршруте. Вместо этого он стал самым большим судном, принимавшим участие в Первой мировой войне.
Где же находится «Британик»?
Этот вопрос интересовал многих людей на протяжении нескольких десятков лет. И вот в 1975 году в район Эгейского Моря вышло французское научно-исследовательское судно «Калипсо» под руководством великого ученого-океанографа Жака Ива Кусто. После 3-х дневных поисков подводным радаром был обнаружен корпус «Британика» на глубине 120 метров. Сразу выяснилось, что на картах адмиралтейства место гибели лайнера обозначено неправильно. В 1976 году «Калипсо» вернулось к «Британику». Команда исследовательского судна поставила перед собой главную цель: внимательно осмотреть корпус затонувшего лайнера и, по возможности, проникнуть внутрь. Первым с «Калиспо» спустили блюдцевидный подводный аппарат с Уильямом Тантуном на борту. После него к «Британику» 68 раз спускались водолазы, но каждый из них имел не более 5 минут для осмотра затонувшего лайнера (время на спуск — 9 минут). Исследователи выяснили, что: 1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва. 2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером) 3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование). 4) Деревянные части «Парадной Лестницы» (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично). Во время исследований на поверхность были подняты некоторые артефакты с «Британика» (в том числе морской секстант). Теперь они выставлены во многих музеях мира.
28 октября 1914 г. немецкая подлодка U-73 под командой Густава Зисса поставила мины в канале Kea — между островом Kea и материковой Грецией.
12 ноября 1914 года лайнер «Британик», переоборудованный в госпитальное судно,покинул Саутгемптон и отправился в Мурдос (Средиземноморье) для эвакуации раненых английских солдат. В 12 часов ночи 15 ноября лайнер прошел Гибралтарский пролив, а 17 ноября достиг Неаполя. Там корабль сделал остановку для дополнительной загрузки угля и воды. Первая стадия его миссии была завершена. Покинуть Неаполь «Британику» не давал шторм, но вскоре погода улучшилась и капитан повел лайнер дальше.
21ноября 1916 года «Британик» достиг пролива между Грецией (Мыс Sounion) и островом Кеа. В 8 час.12 мин.утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта.За ним последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал сразу выбежали из столовой, где по расрорядку дня был накрыт завтрак.
Капитан Бартлетт и Старший помощник Хам стояли на капитанском мостике и сразу же поняли серьезность всей ситуации.Капитан мгновенно взял инициативу в свои руки и принялся руководить ходом спасательной операции. Он приказал закрыть водонепроницаемые переборки и подготовить к спуску все спасательные шлюпки. Первые сообщения о масштабах взрыва были пугающими: передние 4 отсека быстро заполняются водой.Ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают.Всем стало ясно, что «Британик» скоро затонет.
Спасательные работы велись четко по служебным инструкциям, все было направлено на недопущение паники. Расчет капитана состоял в том, чтобы как можно быстрее дойти до острова Кеа и посадить корабль на мель. «Британик» стремительно погружался носом, одновременно кренясь на правый борт. Сигналы бедствия приняли несколько судов, 4 корабля уже шли на помощь. Шлюпки загружались должным образом, всем еще хорошо помнилась трагедия «Титаника», который являлся братом-близнецом «Британика».
Вот из воды показались огромные винты корабля. Они продолжали вращение, так как в топках еще горел огонь. 2 шлюпки, спущенные без ведома 3-го помощника капитана Дэвида Лоса, не смогли далеко отплыть от представляющих большую опасность лопастей, были затянуты водоворотом и в конце концов разрублены на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты, так как третью шлюпку уже несло на них. Список жертв мог бы пополниться, но внимательность капитана спасла людей в шлюпке. Прошло около часа со времени подрыва на плавающей немецкой мине. «Британик» уже начал задевать носовой частью дно Эгейского Моря (глубина в том месте была около 120 метров, длина Британика- больше 250 метров). Но вдруг корабль пошатнулся и стал стремительно заваливаться на правый борт. Начали с невыносимым скрежетом рушиться дымовые трубы. В 9:07 утра судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды.Через минуту лайнер исчез в бездне. Через час на место катастрофы подошли 4 судна, принявших сигналы бедствия. Было спасено 1036 из находившихся на борту «Британика» 1066 человек.Под винтом погиб 21 человек. Плюс еще 9 человек погибли на судне.
В 1976 году Жак-Ив Кусто в 64 километрах южнее Афин открыл точное местонахождение останков «Британика». Судно лежало на боку на глубине 118 метров практически целое. Хорошо был виден разлом, вызванный ударом о дно. Кусто обнаружил, что корабль находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством еще в 1916 году. Это несовпадение породило несколько теорий. Дошло до того, что некоторые исследователи даже предположили, что британское правительство само потопило корабль в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну Соединенных Штатов.
Однако в 2003 году международная команда дайверов раскрыла секреты корабля.
«Единственное видимое повреждение «Британика» — это большой разлом в передней части носа, идущий через весь корпус к левому борту. Разлом появился, когда судно ударилось носом о дно. Доказательством тому является огромное вздутие, возникшее в результате повреждения конструкций судна при мощном ударе лайнера о морское дно. На глубине 118 метров видимость была просто фантастической, и лучи света освещали самый большой из затонувших океанских лайнеров во всем его величии. Огромные винты лайнера, лежащего на морском дне с креном на правый борт и освещенного ярким греческим солнцем, — пугающая картина, которую забыть просто невозможно». Это слова фотографа Лэя Бишопа, участника исследовательской группы.
На протяжении всего прошедшего времени,с монента гибели «Британика»,немцы утверждали, что установили мины по всему району, и ни в коем случае не торпедировали «Британик» в ноябре 1916 года, в то время как он совершал рейс в качестве госпитального судна. Экспедиции удалось обнаружить минное поле прямо по курсу «Британика» — именно там, где указывали немецкие архивные документы. Сонар показал даже взорванную мину с закрепленной на ней якорной цепью.Теперь можно с уверенностью утверждать, что «Британик» был потоплен немецкой миной.
Участник экспедиции Ричард Стивенсон проник внутрь судна и проверил герметичные двери. Ричард осуществил погружение в котловую номер шесть. Эта задача потребовала всех его навыков в подводной спелеологии, он использовал ребризер Inspiration, позволяющий избежать повреждения конструкций пузырьками воздуха и их обрушивания, а также помогающий сохранить анаэробную среду внутри судна. Для безопасности и связи был проложен сигнальный конец. В котловой его цифровая камера четко показала дорожки между подставками для котлов и угольные тачки, составленные в углах. Само его присутствие в этом черном, как смоль, помещении на глубине около 114 метров доказывает, что он прошел через открытые двери, расположенные в переборках.Была достигнута одна из основных целей экспедиции. «Британик» действительно затонул из-за того, что все переборочные двери были открыты и вода заполнила все отсеки в течение считанных минут.
Фантастический факт:-Медсестра Вайолетт Джессоп сумела выжить после того, как лайнер «Британик»в ноябре1916 года подорвался на немецкой мине, а шлюпку, в которую она села для эвакуации, затянуло под вращающийся гребной винт. Четырьмя годами ранее эта же медсестра находилась на борту «Титаника» — корабля того же класса — и также сумела выжить. А в 1911 году Вайлетт была на борту «старшего брата» этих двух лайнеров — «Олимпика», когда тот столкнулся с крейсером «Хоук», хотя в той аварии никто не пострадал.
На кинохронике мы видим жизнь на борту судна до отправки в Нью-Йорк и после возвращения. Капитан Смит замечен на мосту и крыльях мостика правого борта, наблюдая за деятельностью на причале и на палубе под ним. Можно видеть прогуливающихся пассажиров. Есть возможность рассмотреть Шлюпочную палубу со спасательными лодками.
Эта кинохроника была показана публике после гибели «Титаника», чтобы удовлетворить её интерес к событию. Но в кадрах присутствует не сам «Титаник», а корабль «Олимпик».
«Олимпик» (RMS Olympic) — трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании Кунард Лайн.История«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик».
Давайте узнаем подробнее история старшего брата «Титаника».
Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда — Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 20 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.
Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки). Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.
Близнецы: «Титаник» (справа) и «Олимпик»
Хотя многие говорят, что над всеми тремя кораблями висел злой рок. Ну, рок, не рок, а судьба «Олимпика» и в самом деле была полна неприятностей. Началась его карьера с того, что во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно вроде бы даже не было застраховано. Ходят слухи, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, да страховые компании отказались иметь дело с лайнером-неудачником.
Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально. Так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе. А теперь – внимание! Посмотрите на фотографию выше – это чуть ли не единственный существующий снимок, на котором запечатлены «Титаник» и «Олимпик», стоящие рядом бок о бок. Сделан он как раз в Белфасте.
Давайте подробнее посмотрим на историю с крейсером «Хоук»
«Олимпик» 20 сентября 1911 г. шел по фарватеру из Саутгемптона к острову Уайт, чтобы, повернув у мыса Иджипт, выйти через Спидхедский рейд и совершить очередной «прыжок» через Атлантику. Офицеры лайнера хорошо знали фарватер, но осторожность ещё никому не мешала. Они заняли места наблюдателей: помощник капитана Уайльд находился на носу, первый офицер Мердох — на корме, второй офицер — в «вороньем гнезде» фок-мачты.
Капитан Эдвард Смит
Капитан лайнера Смит (да, да, тот самый будущий капитан «Титаника») стоял рядом с рулевым, но не командовал, так как судно вёл лоцман.
В 12.37 огромный пароход сделал поворот на юго-запад. В этот момент все, кто был на мостике обратили внимание на серый двухтрубный крейсер, который, находясь в 3,1 мили за кормой «Олимпика», тоже направлялся к Спидхеду. В Спидхеде располагалась база Королевского флота. Прошло ещё три минуты. По команде лоцмана лайнер медленно покатился влево, огибая буй Торн-Нол. Скорость «Олимпика» была весьма приличной, и капитан Смит решил помочь рулю машиной: левая остановилась, а затем заработала «полный назад». Одновременно сирена лайнера издала два коротких свистка.
Поднявшись на ходовой мостик, командир крейсера «Хаук» командор Блант сразу же заметил два облачка, сорвавшихся с трубы лайнера. «Олимпик» стал разворачиваться, показывая усеянный иллюминаторами чёрный борт и слегка скошенные трубы. В 12.43 лайнер обогнул буй, и левая машина заработала «полный вперёд». Скорость судна стала возрастать: 13, 14, 15 уз.
«Хаук» в то время обогнул мыс Иджипт и шёл со скоростью 15 уз. Силой инерции суда неудержимо влекло друг к другу. Их курсы сходились под углом 15°. Сначала крейсер медленно нагонял лайнер и оба корабля шли, что называется, мостик в мостик, а когда «Олимпик» увеличил ход, «Хаук» стал отставать. Один из пассажиров лайнера, полковник Уайт, с высокой палубы «Олимпика» с интересом разглядывал весь «Хаук». Тогда «Олимпик» шёл курсом 79°, а «Хаук» — 86°, приближаясь к мысу Ист-Коуис. Внезапно «Хаук» резко вильнул влево и бросился на лайнер. Уайт перегнулся через релинг и посмотрел за корму — кильватерная струя пассажирского судне была идеально прямой, через несколько секунд нос крейсера скрылся под кормовым развалом «Олимпика». Все ощутили лёгкий толчок… Корабли столкнулись. Сразу же после происшествия оба капитана велели задраить водонепроницаемые двери и определить повреждения. В правом борту «Олимпика», примерно в 21 м от кормы, зияла 14-метровая пробоина, которая, впрочем, ничем не угрожала огромному судну. Убедившись в этом, капитан Смит отвёл лайнер в залив Осбори. Там пассажиров пересадили на небольшой пароход, а пострадавший «Олимпик» ушёл на ремонт.
«Хаук» пострадал больше. Его длинный нос с выступающим форштевнем свернуло набок, часть обшивки сорвало, но переборки выдержали. Блант осторожно отвел искалеченный корабль на починку в Портсмут. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хаук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Через два месяца после аварии компания «Уайт Стар Лайн» обвинила командора Королевского флота в том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями свидетелей. «Уайт Стар Лайн» была признана виновной и была обязана выплатить компенсацию.
Почему бы не предположить, сказали некоторые исследователи, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и… выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых была нанесена монограмма кораблей – например, столовые приборы. Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного (и, разумеется, честь по чести застрахованного) «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно, разумеется) с айсбергом (благо, недостатка в них в это время года не было). Конечно, топить лайнер никто не собирался – да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире. Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.
В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар»? Лично мне кажется, что именно для этого, вот только… план был совсем другой. Но об этом позже.
Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого). Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.
В апреле 1917 года «Олимпик» был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.
Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
Между тем, «Олимпик» оставался лайнером на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре «Олимпик» спас моряков военного корабля «Одейшиес», который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года «Олимпик» стал транспортным судном для перевозки войск и получил название «T-2810». Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.
Изменения после гибели «Титаника»
Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.
Однако наряду с официальной версией существует еще несколько версий гибели «Титаника». Одну версию, связанную с Олимпиком мы уже рассмотрели, а вот несколько других можете почитать ТУТ.
Основные отличия «Олимпика» от «Титаника»
1. У «Олимпика» променад на палубе А полностью открытый, а у «Титаника» передняя часть палубы А остеклена.
2. На палубе Б у» Олимпика» кормовая часть променада открыта больше, чем у «Титаника» (хоть у «Олимпика» эта часть часто перестраивалась).
3. У «Титаника» на палубе Б в районе второй трубы есть каюты-апартаменты с частными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» решили этого не строить.
4. У «Титаника» в том месте, где у «Олимпика» открытый променад на корме палубы Б, кафе в Парижском стиле, тогда как на «Олимпике» его нет.
«Титаник» – один из первых, если не первый корабль в истории, пославший сигнал SOS.
В начале двадцатого века в качестве сигнала бедствия были приняты буквы «CQD» – сокращение от «Come Quick, Danger» («Скорее сюда, опасность»). Но этот сигнал был неудобен тем, что использовался также и для оповещения на суше о железнодорожных крушениях. В 1906 году на Международной радиотелеграфной конференции было предложено ввести специальный сигнал для морских катастроф. Тогда и были выбраны известные сегодня всему миру буквы – SOS. Вопреки распространенному мнению, это не аббревиатура фразы вроде «Save Our Souls». Такие буквы были выбраны просто потому, что их сочетание очень легко распознать в эфирной морзянке: три точки, три тире, три точки.
Однако привычка – вторая натура, и при крушениях на воде по-прежнему использовался сигнал CQD. Послал его и радист «Титаника», двадцатипятилетний Джон Филипс: «CQD, вот наши координаты: 41.46 норд 50.14 вест. Требуем немедленной помощи. Тонем. Ничего не слышно из-за грохота паровых труб». Он повторял это сообщение следующую четверть часа, пока его напарник ни предложил послать в эфир новый сигнал бедствия, цинично пошутив: «Дружище, попробуй отстучать сигнал SOS – больше в нашей жизни такой возможности не представится». Филипс грустно улыбнулся шутке и в 00.45 15 апреля 1912 года с «Титаника» был послан один из первых в истории сигналов SOS.
Судьба «Британика» не была столь безоблачной. 12 ноября 1916 года «Британик» подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции.
Оставшийся в гордом одиночестве «Олимпик», неоднократно предпринимал попытки воссоединиться с братьями. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке он столкнулся с лайнером «Святой Георгий», после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.
На закате своей насыщенной карьеры лайнер протаранил ещё один корабль. 15 мая 1934 года в густом тумане «Олимпик» протаранил и потопил плавучий маяк Нантакет. Погибли 7 человек (экипаж Нантакета). После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник»
Корабль всеми силами стремился встретится с братьями в морской пучине, но это ему было не суждено. В сентябре 1935 года «Олимпик» был продан для разделки на металлолом.
В мире есть немало фактов о схожести судьбы братьев близнецов. Существует поверье, что у них одна душа на двоих. Или на троих. Видимо, это свойственно не только людям, но и кораблям…
Ну и как не напомнить вам трагическую судьбу еще одного корабля: Гибель «Лузитании»