бригелла что это такое
Бригелла из коллекции комедии Дель-Арте
Бригелла – это персонаж Комедии Дель-Арте, который был, как правило, партнёром Арлекина. Его называли первым дзанни – слугой, более жестоким и пронырливым, чем Арлекин. От так же был родом из Бергамо и приехал в Венецию в поисках лучшей жизни.
Характерные черты персонажа
Обстоятельства сформировали его характер. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Хозяину Бригелла служит ровно столько, сколько он ему платит жалованье. Верность и подчинение слуги он считал глупостью.
Бригелла умеет найти язык с представителем любого социального и экономического статуса, пола и сословия. Он никогда не упустит свою выгоду, с лёгкостью обводит любого вокруг пальца.
Его характер определяют два главных качества – алчность и первобытное вожделение. Он криклив, иногда вороват, изворотлив, ловок, умён, красноречив, сообразителен, хитёр, находчив, любит вино, развязен с дамами и нагл со старыми людьми, умеет льстить. Этимологически имя «Бригелла» в итальянском языке означает «разбойник, озорник».
Он одет в длинные белые панталоны, полотняный белый камзол с характерными поперечными зелёными полосками, желтые башмаки, а за поясом носит кожаный кошель. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию. Его темную волосатую маску дополняют черная торчащая во все стороны борода и усы. Изначально непременным атрибутом маски Бригелла был кинжал с роговой рукояткой, который он всякий раз пускал в дело, если обстоятельства оборачивались против него. Он злопамятный и мстительный.
Со времени появления на сцене впервые персонажа с именем Бригелла его образ видоизменился и в последствии он стал более мягким и веселым героем, а его кинжал обратился в простую деревянную палку.
Место персонажа в Комедии Дель-Арте
Бригелла
* Происхождение: бывший крестьянин, уроженец Бергамо, говорящий на отрывистом, односложном, съедающем окончания бергамском диалекте.
* Костюм: полотняная блуза, длинные панталоны, плащ и белая шапочка; костюм белого цвета и обшит зелёными галунами; жёлтые кожаные башмаки. У пояса чёрный кошель, за поясом кинжал (иногда деревянный, но чаще настоящий).
* Маска: волосатая, тёмного цвета с чёрными усами и с чёрной торчащей во все стороны бородой.
Поведение: ловкий и изворотливый, часто вороватый слуга; развязный с женщинами, наглый со стариками, храбрый с трусами, но услужливый перед сильными; всегда криклив и многоречив. Поначалу злой и безжалостный, к XVIII в. Бригелла становится более мягким и весёлым. Он всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и добиваться счастья. От актёров, играющих эту маску, требуется умение играть на гитаре и владение элементарными акробатическими трюками.Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги; недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков (лацци) и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.
Самыми известными исполнителями этой роли были Николо Барбье́ри, выступавший под именем Белтраме, Карло Канту́ (Буффетто) и Франческо Габриэ́лли (Скапино).
В советский театральных постановках роль Бригеллы играли Александр Березняк «Труффальдино из Бергамо» (1976) и Михаил Ульянов, «Турандот» (1971).
Связанные понятия
Хабанéра — популярное название арии L’amour est un oiseau rebelle (Любовь — мятежная птица) из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Это вступительная ария главного героя, исполняется меццо-сопрано или сопрано, в пятой сцене первого акта. Вокальный диапазон от D4 до F♯5 с тесситурой от D4 до D5.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Персонажи комедии дель арте
Маски Венеции. Маски комедии дель арте
Маски Венеции. Маски комедии дель арте
Комедия дель арте (итал. la commedia dell’arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. В разных источниках также упоминается как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.
Мужские персонажи
Северный (венецианский) квартет масок:
— Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
— Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
— Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
— Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга;
Южный (неаполитанский) квартет масок:
— Тарталья, судья-заика;
— Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
— Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
— Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;
— Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
— Педролино (Пьеро, Паяц), слуга, один из дзанни.
— Лелио (также, Орацио, Люцио, Флавио и т. п.), юный влюблённый;
Женские персонажи
— Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;
— Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п., — служанки.
Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне). Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.
КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью. Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.
БРИГЕЛЛА (Brighella) – еще один дзанни, партнер Арлекина. В ряде случаев Бригелла – это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование. Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла – большой любитель денег и дамский угодник. Именно эти две эмоции – первобытное вожделение и алчность – застыли на его зеленой полумаске. В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно – солдатом, моряком и даже вором.
Его костюм – это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.
Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков и музыкальных интермедий. Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.
ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati) – неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни. Влюбленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами. Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки. Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало. Основные черты Влюбленных – тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни. Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин – Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия).
Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно. Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму. По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз.
Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.
ИЗАБЕЛЛА (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль
ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) – одна из самых известных венецианских масок. Панталоне – это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда – безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами. Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.
ДОКТОР (Il Dottore) – маска близкая по характеру к Панталоне, престарелый персонаж, обычно отец одного из Любовников (Inamorati). Внешние черты Доктора характеризовались тучностью (иногда этот герой поистине огромен), неповоротливостью на сцене и важными манерами человека ученого. Он представляет собой пародию на выпускников Болонского университета, поэтому постоянно произносит внешне многозначительные, но на самом деле абсурдные латинские фразы. Имеет склонность к обжорству и порнографическим шуткам, обычно оскорбительных для женского пола. Он небогат. Костюм Доктора – это черная университетская мантия до пят, черные туфли, чулки и бриджи и черная академическая шапочка. Темная маска с седыми клочковатыми бровями закрывала, как правило, лишь лоб и нос. Щеки актера оставались открытыми – их ярко румянили, чтобы показать любовь персонажа к спиртному.
По сюжету Доктор часто выступал другом (или соперником) Панталоне и хозяином Педролино.
ШУТ (Jester, Jolly) –представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.
ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась.
Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г. Одними из первых интерпретаторов её стали актёры Оттавио Феррарезе и Бельтрани да Верона.
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке.
Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п.
Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.
Наибольшей популярности маска достигает ко второй половине XVII в. В XVIII в. во фьябах Карло Гоцци эту роль играли актёры Агостино Фиорилли и Антонио Сакки, но у Гоцци эта маска уже не имеет столь ограниченных рамок, в его фьябах эту маску могут носить, например, министр (фьяба «Ворон») и королевский сын («Любовь к трём апельсинам»).
Бригелла
Смотреть что такое «Бригелла» в других словарях:
Бригелла — Бригелла, рисунок Мориса Санда, 1860. Бригелла (итал. … Википедия
Комедия дель артэ — Сцена из представления комедии дель арте. XVI в. Итальянская комедия в Париже. XVII в. Фарсовая сцена. XVII в. Комедия дель арте (итал … Википедия
Комедия масок — Сцена из представления комедии дель арте. XVI в. Итальянская комедия в Париже. XVII в. Фарсовая сцена. XVII в. Комедия дель арте (итал … Википедия
Принцесса Турандот (театр Вахтангова) — У этого термина существуют и другие значения, см. Принцесса Турандот. Фонтан «Принцесса Турандот» на Арбате, перед зданием театра Вахтангова. «Принцесса Турандот … Википедия
Комедия дель арте — Сцена из представления комедии дель арте. XVI век … Википедия
Дзанни — Рисунок Жака Калло, нач. XVII в. Дзанни (итал. Zanni) большая группа персонажей слуг (масок) итальянской комедии дель арте, среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни вен … Википедия
Труффальдино из Бергамо — Слуга двух господ Жанр … Википедия
Гольдони — Карло (Carlo Goldoni, 1707 1793) итальянский драматург. Р. в интеллигентной венецианской семье, которая хотела видеть его юристом и заставляла изучать право. Но мальчик с ранних лет полюбил театр; в четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини,… … Литературная энциклопедия
Арлекин — У этого термина существуют и другие значения, см. Арлекин (значен … Википедия
Пульчинелла — Пульчинелла, рисунок Мориса Санда, 1860. Пульчинелла (итал. … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
Персонажи комедии дель Арте или Секреты венецианских масок
Персонажи комедии дель Арте или Секреты венецианских масок
Венецианские карнавальные маски
— это персонажи итальянской Комедии дель Арте, особого вида уличного театрального представления, зародившегося в Италии в 16 веке.
Поэтому один раз в год, во время знаменитого венецианского карнавала, каждый желающий поучаствовать в завораживающей феерии обзаводился собственной маской одного из героев и, скрыв от окружающих свое истинное лицо, погружался в пучину безудержного многодневного веселья
Каковы традиционные венецианские образы?
Это, несомненно, Кот, Гражданин, Доктор Чума, Баута, Венецианская Дама.
Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост.
Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору.
Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать.
Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.
К классическим маскам, не связанным с театром, относятся:
Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом ” bau ” или ” babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки).
Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия.
К маске был прикреплен кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок и придававший всему облику наряженного таинственный и немного жуткий оттенок. На голову надевалась треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. При баутте носили белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками.
Эта маска была чрезвычайно популярна среди венецианцев, и они были готовы заплатить большую сумму, чтобы иметь самые лучшие кружева и ткани самого высокого
Венецианская маска «Кот»
Маской Кота венецианский карнавал обязан старой забавной легенде.
В ней рассказывается, как некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и в несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.
Другой бедный китаец, увидев такое дело, решил, что если даже за кота наивные венецианцы готовы выложить столько денег, то за шелк и прочие «приличные товары» он получит от них сторицей. Китаец залез в долги, накупил товаров и отправился в край непуганых идиотов. Дож потерял дар речи при виде новых товаров из Китая, а когда обрел, пообещал отдать за них самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам.
Кот уехал В Китай назад)))
Вольто (Volto).
Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица.
Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).
Венецианская Дама (Dama di Venezia)
У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др
Моретта
Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от «мавр», который в венецианском значит чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.
Маска новолуния, маска обманчивой женской покорности и затаенного мужского страха. Маска молчаливой менады из мягкой кожи или бархата. Маска Гекаты. Маска ночной стреги, которая вечную Диану-девственницу могла превратить в алчную черную Венеру. Таинственная незнакомка, скрывающая свои лицо и голос… Возможность общаться только жестами… Загадочность и обольщение. В наши дни маску моретты делают только на заказ.
В магазинчиках, торгующих масками «маску молчания» не сыскать
Самая жуткая маска карнавала – Доктор Чума.
Она появилась не для развлечения.
Эпидемии чумы не раз охватывали Венецию и, за счет большой плотности населения, уносили множество жизней. Единственные люди, хоть как-то боровшиеся с болезнью, – доктора для личной безопасности надевали на лицо длинноносые маски.
Считалось, что эти «клювы» с помещенными в них ароматическими веществами могут защитить их от заразы.
С той же целью поверх обычной одежды врачи носили темные длинные плащи из льняной или вощеной материи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками.
Большой интерес представляет маска «gnaga» (от ит. «gnau»-«мяу»),
с которой связано венецианское выражение «иметь наглость ньяги».
Считается маской гомосексуалистов.
Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое Проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми. Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы. Голосом необходимо имитировать мяуканье, а вихляющими движениями кошачьи повадки.
Маски комедии дель арте Комедия дель арте (итал. la commedia dell’arte),
или комедия масок — вид итальянского народного театра
. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями.
К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры. Количество масок в комедии Дель Арте очень велико (всего их насчитывается более ста),
Мужские персонажи Северный (венецианский) квартет масок:
— Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
— Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
— Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
— Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга;
Южный (неаполитанский) квартет масок:
— Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
— Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга;
— Капитан, — хвастливый вояка, трус, северный аналог маски Скарамуччи;
Женские персонажи
ДЗАННИ (Zanni) Общее название комедийного слуги
. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.
К сословию дзанни относятся такие персонажи, как Арлекино, Бригелла, Пьерино, появившиеся позже.
Характерные черты безымянного дзанни – это ненасытный аппетит и невежество.
Он живет исключительно сегодняшним днем и не думает о сложных материях. Обычно предан своему хозяину, но не любит дисциплину. В спектакле участвовало, как минимум, 2 таких персонажа, один из которых был туповат, а другой, напротив, отличался лисьим умом и ловкостью. Одеты они были просто – в бесформенную светлую блузу и штаны, обычно сшитые из мешков от муки.
Маска изначально закрывало все лицо, поэтому для общения с другими героями комедии дзанни приходилось поднимать нижнюю ее часть (что было неудобно).
Впоследствии маску упростили, и она стала прикрывать только лоб, нос и щеки.
Характерной чертой маски дзанни является вытянутый нос, причем его длина прямо пропорциональна глупости персонажа.
БРИГЕЛЛА (Brighella) – еще один дзанни, партнер Арлекина.
В ряде случаев Бригелла – это self-made man, который начинал без копейки, но постепенно накопил деньжат и обеспечил себе довольно комфортное существование.
Часто его изображают владельцем таверны. Бригелла – большой любитель денег и дамский угодник.
Именно эти две эмоции – первобытное вожделение и алчность – застыли на его зеленой полумаске.
В некоторых постановках он выступает как слуга, более жестокий по характеру, чем его младший брат Арлекин. Бригелла знает, как угодить хозяину, но в то же Время вполне способен его надуть, не без пользы для себя. Он хитер, пронырлив и может, по обстоятельствам, быть кем угодно – солдатом, моряком и даже вором.
Его костюм – это белый камзол и штаны того же цвета, украшенные поперечными зелеными полосками. Часто имеет при себе гитару, так как склонен к музицированию.
Маска Бригеллы, хотя и была одной из самых любимых простым зрителем, как правило, находилась на втором плане интриги, недостаток активного действия компенсировался большим количеством вставных трюков и музыкальных интермедий.
Образы, близкие к Бригелле, присутствуют в комедиях Лопе де Вега и Шекспира; это также Скапен, Маскариль и Сганарель Мольера и Фигаро Бомарше.
АРЛЕКИН (Arlecchino) – дзанни богатого старика Панталоне.
Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов.
Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию.
По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений.
С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне).
Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino).
На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.
Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.
КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной (Inamorata).
Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью.
Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника.
Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.
Другие имена: Арлекина, Кораллина, Риччолина, Камилла, Лизетта.
ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг.
Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера.
Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости.
Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.
Роль Пьерино в труппе часто исполнял младший сын, потому что этот герой обязан был выглядеть молодо и свеж
ВЛЮБЛЕННЫЕ (Inamorati)
– неизменные герои commedia del arte, господа Коломбины, Арлекина и других дзанни.
В любленные выглядят оторванными от жизни, напыщенными персонажами.
Если они двигаются, то по-балетному, неестественно выставляя носки.
Много жестикулируют и часто смотрятся в зеркало.
Основные черты Влюбленных – тщеславие, болезненное внимание к собственной внешности, нервозность, погруженность в свои чувства и полная неприспособленность, которой активно пользуются дзанни.
Даже их имена звучат высокопарно (мужчин обычно звали Сильвио, Фабрицио, Аурелио, Орацио, Оттавио, Лелио, Леандро или Флориндо, а женщин – Изабелла, Фламиния, Виттория, Сильвия, Лавиния или Ортензия). Inamorati одевались всегда по последней моде, преувеличенно тщательно и нарядно.
Маски заменял густой слой макияжа, благодаря которому роли Изабеллы и Лелио были доступны далеко не юным актерам. Кроме того, непременной принадлежностью их туалета были парики, мушки и всяческие украшения. Юноши нередко наряжались в красивую военную форму. По ходу действия костюмы Влюбленных могли меняться несколько раз. Несмотря на то, что именно вокруг любви молодых строится интрига комедии, влюблённые всегда остаются в тени масок-дзанни, а их любовь всегда воспринимается с некоторой долей иронии.
юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль.
ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) – итальянский аналог русского Петрушки, английского мистера Панча и французского Полишинеля.
Типичный представитель неаполитанского пролетариата со всеми его характерными чертами.
Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Часто его изображали в виде горбуна.
Вначале горб был едва заметным, затем он стал быстро увеличиваться в размерах, причем параллельно рос и живот. Согбенность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие).
ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) – одна из самых известных венецианских масок.
Панталоне – это престарелый богатый купец, который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда – безрезультатно). Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии.
Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески. На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами.
Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки).
Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность.
Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.
КАПИТАН (Il Capitano) – один из древнейших персонажей комедии дель арте.
Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека.
Тип наглого и беспринципного вояки – бахвала и искателя приключений.
Соответственно, менялся и его характер – в разные периоды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черты.
Одежда его, по сути, всегда была пародией на профессию военного: шляпу украшали перья крикливых расцветок, ноги утопали в высоких сапогах с большими подвязками, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску, а на поясе висела огромных размеров шпага.
Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами.
Ее целью было обозначить Контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.
ШУТ (Jester, Jolly) –представлен в комедии дель арте, это классическая маска.
Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.
ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, заика) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте.
Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с Ковьелло, Скарамучча и Пульчинеллой. Во Франции эта маска не прижилась. Маска Тартальи появилась в Неаполе ок. 1610 г.
Происхождение: испанец, плохо говорящий на итальянском языке. Занятие: чиновник на государственной службе: он может быть судьёй, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т.п. Костюм: стилизован должностной костюм, на лысой голове форменная шляпа; на носу огромные очки.
Поведение: как правило, он старик с толстым животом; всегда заика,его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьёзный монолог, например, на суде, превращается в комический поток непристойностей.