бриф что это в инстаграме
Бриф на smm
Пояснение к брифу на smm для тех, кто планирует его заполнить впервые.
Как грамотно заполнить бриф на проведение SMM-работ
Маркетингом в соцсетях сегодня эффективно пользуются даже небольшие компании. Именно соцсети зачастую эффективнее других каналов позволяют привлечь новых клиентов из нужной целевой аудитории и удержать существующих.
Если вы решили наладить коммуникацию в соцсетях с нуля или же хотите улучшить то, что уже есть, то вам нужен хороший подрядчик. И чтобы найти такого подрядчика, изначально нужно максимально грамотно заполнить бриф, который в дальнейшем уйдет к потенциальным исполнителям.
Что такое бриф и почему он так важен
Бриф — это небольшой документ, в котором заказчик отвечает на различные вопросы, важные для исполнителя. Ключевые цели такого брифа на SMM:
помочь заказчику точно сформулировать свои мысли;
донести все вводные данные до исполнителя;
получить возможность быстро оценить примерную стоимость и сроки работ;
сократить временные затраты на обсуждение и утверждение проекта;
избежать недопонимания и проблем в будущем.
Заполнение брифа обычно занимает от нескольких десятков минут до пары часов. При этом такой документ способен сэкономить десятки часов в будущем.
Заполненный бриф можно отправить сразу нескольким потенциальным исполнителям и получить качественную обратную связь. Так вы сразу будете знать примерную стоимость работ, получите конкретные предложения от разных компаний и сможете их сравнить. В итоге выбор подрядчика существенно упрощается, отнимает в разы меньше времени.
Ключевые моменты брифа на продвижение в соцсетях
Несмотря на то, что у брифа на SMM нет строгой структуры, крайне желательно разбить его на отдельные блоки. В каждом блоке нужно упомянуть информацию, необходимую для дальнейшей работы над маркетинговым проектом. В числе обязательных пунктов, которые должны быть в таком брифе:
Контактные данные. В первую очередь напишите название компании, контактный телефон, email, Skype и другие способы связи. Также укажите ФИО контактного лица.
Информация о компании. Напишите сферу деятельности вашей компании, опишите ключевые продукты и услуги. Дайте краткую историю вашей компании, ключевые преимущества перед конкурентами. Обязательно укажите ссылку на ваш сайт и все существующие в соцсетях страницы вашей компании.
Информация о товарах/услугах. Расскажите подробнее о товарах/услугах, ценах на них, конкурентных преимуществах и географии сбыта. Опишите потребительскую ценность.
Информация о конкурентной среде. Расскажите, кто является вашими основными конкурентами, что вам нравится и не нравится на их страницах в соцсетях.
Информация о целевой аудитории. Расскажите, кто ваши основные потребители. Их возраст, пол, доходы, интересы и другие характеристики. Укажите, что ЦА хочет получить от ваших товаров/услуг.
Информация о прошлом продвижении. Если вы уже заказывали SMM-продвижение или занимались им сами, то укажите, какие цели были достигнуты, что было сделано и что вам не понравилось.
Цели и задачи будущего SMM-продвижения. В этом блоке опишите, что хотите получить от подрядчика. Чему уделить наибольшее внимание при продвижении. KPI, по которому будете оценивать деятельность. На какой ежемесячный бюджет вы рассчитываете. Какие конкретно digital-услуги вас интересуют (ведение соцсетей, запуск рекламных компаний, посевы и отзывы, репутационный менеджмент и т.д.).
Виды работ. Возможно, вы уже довольно точно представляете, какие именно виды работ вам нужны. Если так, обязательно перечислите их. Например: smm-аудит, подготовка стратегии, брендирование страниц, постинг.
Материалы для продвижения. Пока что не обязательно высылать все материалы, просто опишите, что есть в наличии. Например: фирменный стиль, имиджевые фотографии, рекламные видеоролики, отзывы клиентов, статьи о компании, интервью с руководителями, фотографии с выставок, акции и конкурсы, готовая история бренда и так далее.
Дополнительный блок. Здесь напишите все то, что не вписывалось в предыдущие блоки.
В конечном итоге у вас должен получиться компактный документ на 4-5 страниц, в котором есть все вводные данные для подрядчика. Далее этот бриф для клиента на SMM можно приложить к письмам, которые вы высылаете потенциальным исполнителям.
Правила оформления документа
Утвержденных правил по оформлению брифа не существует. Вы можете попросить форму непосредственно у подрядчика, скачать в интернете или сделать самостоятельно в любом текстовом редакторе. Главное чтобы информация была изложена понятно и читабельно.
Идеальный вариант — скачать готовый бриф SMM от WORKSPACE. Благодаря нашему обширному опыту работы с исполнителями и заказчиками, мы смогли составить точный список вопросов, который поможет обеим сторонам найти взаимопонимание.
Кстати, после заполнения брифа вы можете его отправить сразу нескольким исполнителям из каталогов Workspace и провести между ними тендер!
Оформление профиля в Инстаграме: как выбрать дизайнера и заполнить его бриф
Предприниматели, которые рассказывают о своём бизнесе в Инстаграме, хотят, чтобы их профиль выглядел красиво и гармонично. Но не всегда получается самостоятельно оформить профиль. В этом случае приходится нанимать дизайнера. Татьяна Ефремова написала для «Маркетинга с азов» статью, в которой рассказала, на что обращать внимание при выбора специалиста и какую информацию ему передавать. Время на прочтение — около 10 минут.
Любое продвижение в Инстаграме связано с визуальным оформлением. Будь то аккаунт блогера, эксперта или интернет-магазина. «Как оформить профиль в Инстаграме?» — вопрос, который предприниматели всё чаще задают дизайнерам.
Но вот незадача: на первой встрече только 20% клиентов могут объяснить, что они хотят и какой специалист им нужен. А дизайнеры ещё не научились читать мысли и в этом случае ориентируются на свои предпочтения.
В этой статье я расскажу, на что обращать внимание при выборе дизайнера, из каких этапов будет состоять ваше сотрудничество и на какие вопросы специалиста нужно ответить, чтобы получить дизайн мечты:
Как выбрать дизайнера
Совместная работа предпринимателя и дизайнера начинается с первых сообщений друг другу. На этом этапе главная задача обеих сторон — понять, что вы друг другу подходите. Я подготовила три подсказки, которые помогут вам выбрать своего специалиста.
Отталкивайтесь от задач
Понимание задачи позволит вам сразу отсечь непрофильных специалистов.
Это значит, что за анимацией не стоит идти к иллюстратору, а за коллажем — к аниматору. Аналогично специалист, который работает с экспертами, вряд ли поможет вам оформить аккаунт интернет-магазина детской одежды.
Чтобы максимально учесть потребности клиента и публиковать нужную ему информацию, заранее составьте контент-план. Если не знаете как, заполните форму и получите запись видеоурока по контент-плану
Смотрите фото готовых работ
Попросите дизайнера показать свои работы. Сейчас портфолио есть даже у специалистов, которые только-только прошли обучение.
Что важно учесть, когда вы изучаете портфолио специалиста, которому вы планируете передать оформление профиля в Инстаграме:
Правильно сформулируйте запрос
Правильно сформулированный запрос, как и понимание задачи, помогает сразу понять, насколько ваши желания совпадают с возможностями дизайнера.
Запрос должен быть максимально точным. Например, «Вы дизайнер для инстаграм-аккаунтов?» — плохой запрос, из него специалист не может понять, ваш ли он специалист. Вопрос «Умеете ли вы делать анимационные сторис и бесконечную ленту?» уже лучше — он более конкретный и сразу отсекает непрофильных специалистов.
Приведу два примера запросов:
В любом случае помните: не страшно, если вы не знаете, как дизайнеры называют то оформление, которое вам нужно. Объясните своими словами или покажите примеры профилей, в которых вы видели нужный вариант. А дизайнер поможет докрутить запрос.:)
Этапы сотрудничества клиента и дизайнера
Совместная работа дизайнера и предпринимателя состоит из трёх обязательных этапов. Конечный результат зависит от каждого из них.
Подготовительный этап
Этот этап часто выглядит как допрос, потому что дизайнер задаёт очень много вопросов и пытается понять, что нравится предпринимателю, какой у него продукт и что бы он хотел увидеть в результате сотрудничества.
Вопросы дизайнера на этом этапе — это бриф, о котором я расскажу ниже.
На этом этапе вы увидите наброски дизайна для вашего проекта.
Согласование идей
Этот этап самый сложный как для дизайнера, так и для заказчика. В ходе него дизайнер будет показывать вам отдельные составляющие дизайна.
На этом этапе не стесняйтесь честно рассказывать, какие из предложенных идей вам нравятся, а какие — категорически нет. Второй совет — не относитесь к предложенным решениям как к окончательному результату.
Соблюдение двух простых рекомендаций приблизит вас к желаемому результату, а несоблюдение заставит несколько раз откатываться к самому началу.
Заключительный этап
На этом этапе дизайнер покажет вам несколько вариантов, в которых уже будут учтены ваши правки и пожелания. Ваша задача — выбрать нужный вариант и, если нужно, дать финальные комментарии.
Сейчас мы с вами подробно рассмотрим подготовительный этап. Именно на нём вы будете отвечать на вопросы брифа и давать дизайнеру исходные материалы.
Подготовительный этап и бриф дизайнера
На подготовительном этапе ваша задача — честно рассказать дизайнеру, что вам нравится и что вы считаете неприемлемым для своего проекта. Также во время подготовительного этапа вы поймёте, как работает дизайнер и как он думает.
Подготовительный этап состоит из обсуждения проекта и заполнения брифа.
Обсуждение проекта
Я рекомендую обсуждать проект на личной встрече или на созвоне. Это поможет дизайнеру не только лучше понять, какую задачу вы хотите решить, но и увидеть ваши эмоции. Их он тоже сможет использовать при разработке вашего дизайна.:)
На этапе обсуждения вы узнаете, какой материал нужно подготовить и передать дизайнеру. Таким материалом может быть логотип проекта, корпоративные цвета, фотографии и элементы, которые вы используете на сайте. Чем быстрее вы сможете передать дизайнеру этот материал, тем быстрее он приступит к работе.
Также на этом этапе вы определитесь, по какой модели будете работать.
У дизайнеров есть два формата работы: творческий и исполнительский.
В первом случае вы даёте дизайнеру свободу и согласовываете его идеи. Во втором — чётко говорите, что нужно сделать.
Заполнение брифа
Скажу сразу — единого формата брифа на оформление профиля в Инстаграме не существует. Дизайнер всегда адаптирует вопросы под разных заказчиков. Поэтому я поделюсь максимально подробным вариантом — с его помощью вы сможете подготовиться к разговору с дизайнером.
Чтобы дизайнер правильно понял задачу, ему понадобится вся эта информация или хотя бы её часть:
Ранее я не зря написала про то, что зачастую дизайнер может обойтись неполным брифом. Ни один из пунктов брифа нельзя назвать обязательным. Понимаю, что это удивляет, поэтому объясню, почему так.
Например, если у вас нет чёткого понимания целевой аудитории своего проекта или она слишком широкая, дизайнер будет ориентироваться на ту информацию, которая у вас есть. Также далеко не все могут с ходу сказать, в какой цветовой гамме должен быть выполнен их аккаунт. Чаще всего клиенты могут показать аккаунты, которые им нравятся и за которыми они наблюдают, но не могут объяснить, что в них привлекательного, и хотели бы они видеть что-то подобное у себя.
Ещё бывает так, что предприниматель создаёт новый продукт и теперь хочет отстроиться от конкурентов — в этом случае референсы могут быть лишними.
Предоставление материала согласно брифу
Не затягивайте передачу материалов — чем быстрее вы отдадите дизайнеру всё, что нужно для работы, тем быстрее он сможет приступить к разработке дизайна и тем меньше идей будут потеряны. Дизайнеры — креативные личности, поэтому идеи у них возникают сразу же, как только начинается обсуждение проекта.
В заключение добавлю, что важно быть в тесном контакте с дизайнером на протяжении всего проекта. Это значит, что нужно не только задавать вопросы, но и давать на них ответы. Это поможет сократить сроки исполнения работы и улучшит её качество.
Бриф СММ менеджера – примеры вопросов
Бриф – документ, в котором фиксируются пожелания клиента и вся необходимая для работы информация.
Классический бриф выглядит как опросник. Специалист подготавливает для клиента ряд вопросов, а после клиент максимально подробно отвечает на каждый из них.
Представьте, что в течение месяца вам пишет по 3-7 потенциальных клиентов. Каждому из них нужны ваши услуги, но при этом это абсолютно разные компании, с разным бюджетом, целями и задачами. Сколько времени уйдет на разговор с каждым из них? Вам придется задавать вопросы, ждать ответа, после записывать главные тезисы.
Гораздо проще отправить клиентам уже заранее подготовленный опросник.
Бриф создается один раз (и корректируется только при необходимости), а без него вы будете раз за разом задавать одни и те же вопросы, тратя ценное время
Наличие брифа не означает отказ от живого общения с клиентом, но помогает упростить это общение, структурировать его, не упустить важные детали и получить максимум нужной информации, которая всегда будет под рукой.
Бриф СММ менеджера: пример, универсальные вопросы
Бриф создается в виде простого текстового файла. Можете создать шаблон в гугл-доках и отправлять его заказчикам с возможностью вносить изменения. Они получат вопросник с пустыми полями, заполнят его, и после вы откроете документ и изучите эту информацию.
В бриф СММ-менеджера включаются следующие данные:
1. Информация о компании
Часто этот пункт пытаются опустить, или ограничиваются двумя предложениями вроде:
Мы компания «Сырничкофф». Продаем вкусные сырки взрослым и детям.
Это в корне не верно 🙅. СММ-менеджер это полноценный представитель компании в социальных сетях. Он ведет профиль, разрабатывает контент-план, создает публикации, общается с подписчиками.
Поэтому важно уточнить:
Менеджер должен четко понимать, с кем он работает, кого раскручивает и представляет
Можно разработать два брифа, один для компаний, а другой для блогеров. В целом вопросы будут очень похожи, но только «Информация о компании» будет заменена на «Информация о вас».
Пример вопросов для блогера:
2. Цели и задачи
Я рекомендую не оставлять этот пункт на десерт, а поместить в самое начало брифа, сразу же после информации о компании. Первый пункт отразит главные детали о клиенте, и вы поймете, готовы ли работать с такой компанией (блогером). А второй покажет, что именно хочет от вас потенциальный клиент.
Не все заказчики понимают отличие между администратором, таргетологом, копирайтером, менеджером. Часто за «ищем СММ-менеджера» скрывается «Нужен человек, который напишет нам тексты для постов», «Не знаем, как настроить рекламу в Инстаграме, помогите», «ваши обязанности: отвечать на сообщения в директе». Поэтому сразу же задайте главный вопрос: Для чего вам нужен СММ-менеджер?
Чтобы помочь заказчику четче сформулировать свою мысль, можно задать сразу несколько вопросов:
Есть еще один вариант. Пишите в этом пункте:
Такой пункт в брифе подойдет для диалога с «зеленым» заказчиком, который понимает, что ему нужно присутствовать в социальных сетях, но совсем не знает, что именно вы можете ему предложить. В таком случае бриф поможет ему определиться с первостепенными задачами.
3. Старт работы с социальными сетями
Когда вырисовался примерный перечень рабочих задач, самое время приступать к изучению социальных сетей клиента.
4. Бюджет
Ну а теперь время оценить серьезность «намерений» будущего клиента. Можно мечтать свернуть горы и иметь при этом максимум 500 рублей на рекламу, это тоже нужно учитывать.
Здесь подойдут такие вопросы:
💁♀️ А теперь запомните очень важную информацию: универсальных брифов не существует
Я показала вам примерный перечень вопросов, а вам нужно адаптировать их под свою работу. Если вы работаете с крупными и серьезными компаниями, то ваш бриф будет строгим, а если ориентированы на малый бизнес, то он будет написан простым и доступным для далекого от СММ человека языком. Важно адаптировать его под ваш тип клиентов.
При составлении брифа постарайтесь вспомнить все спорные ситуации с заказчиками. Может вы сталкивались с тем, что заказчик не показал вам пример текста для постов, а после возмущался, что вы подготовили публикацию «в совсем неподходящем для компании стиле»? Тогда отразите это в брифе. Просите примеры, задавайте вопросы, которые помогут избежать таких спорных ситуаций. Задача брифа – чтобы вы поняли заказчика, его вкус, виденье вашей работы, цель сотрудничества.
Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком
Как избежать ситуации, когда работа с новым клиентом стопориться на старте? Очевидно, что в начале сотрудничества всем участникам следует «сверить дорожные карты» и прийти к единому пониманию будущего проекта. В этом поможет бриф — как сделать все, чтобы заказчик и исполнитель говорили на одном языке, расскажем в этой статье.
Содержание
Что такое бриф
Бриф — это документ, который содержит ряд задач по проекту и информацию по обязательствам заказчика и исполнителя. С английского brief можно перевести как краткое изложение или резюме.
Брифы — это не технические задания, или ТЗ. Это подводка к составлению точной инструкции. В брифе представлен ряд вопросов от исполнителя, на которые должен ответить заказчик, чтобы получить информацию о будущем проекте.
Вопросы брифа должны быть максимально понятными и простыми, чтобы клиенту не пришлось разбираться в сложной терминологии. А клиенту можно заполнять бриф в свободной форме.
Бриф используют во многих сферах, в основном его присылают наемные исполнители: сотрудники агентства по настройке рекламных кампаний или разработке приложений, копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, программисты, таргетологи, SMM-щики, стилисты, строители и многие другие.
Ниже показана часть вопросов из брифа на создание дизайн-проекта интерьера квартиры от компании «Бульвар ремонта». Специалисты интересуются, есть ли у владельца домашние животные — это необходимо для выбора тканей и напольного покрытия, а также уточняют общие вопросы: какие хобби у членов семьи, как хранятся вещи, есть ли коллекции, которым нужен отдельный стеллаж, принимает ли клиент гостей у себя дома и что необходимо включить в новый дизайн из старой мебели.
Пример брифа от дизайн-студии. Источник
Зачем нужен бриф
Бриф необходим, чтобы минимизировать потенциальные ошибки и разногласия с клиентом. У всех людей разное видение задачи: например, клиент представляет логотип цветным, а специалист видит его в черно-белым. Поэтому важно узнать все детали и пожелания заказчика до начала проекта.
Многие задаются вопросом: «А почему бы не встретиться с клиентом, чтобы обсудить все детали лично?». Отвечаем: детали разговора сложно запомнить, если вы, конечно, не будете использовать диктофон. Еще есть риск, что вы можете не так понять клиента, неправильно трактовать его желания. А бриф — это письменный документ, в котором вы получить точную и четкую информацию благодаря продуманным вопросам, а в случае разногласий — показать его заказчику и обсудить детали.
Плюсы для клиента: есть время продумать и расписать все свои желания — бриф можно заполнять от 30 минут до нескольких дней, указать важные моменты, которые обязательно нужно отразить в проекте, а также ничего не забыть про дополнения: ограничения, сроки и стоимость проекта. Также бриф — это показатель ответственного подхода специалиста, а значит, заказчик уже будет вам доверять.
Бриф на разработку сайта
Это вариант брифа вы можете получить от программиста или агентства по разработке сайтов: лендингов или многостраничников.
В брифе указывается информация:
Бриф дает полное представление о проекте сразу нескольким специалистам: разработчику, дизайнеру, маркетологу и копирайтеру. Благодаря этой информации можно довольно точно оценить сроки выполнения и стоимость проекта.
Пример — короткий бриф на создание сайта. Здесь есть вопросы о компании, конкурентах, целевой аудитории, о будущем проекте, о дизайне, а также свободное окно для указания дополнительной полезной информации.
Бриф для сайта. Источник
Бриф на разработку логотипа
А здесь мы покажем бриф для дизайнера. Клиент ставит задачу — разработать логотип, а специалист должен уточнить детали, чтобы понять в каком направлении ему двигаться и с чего начинать работу:
Ниже показан пример брифа на создание логотипа: данные о компании, конкурентах, клиентах, а также описание задачи и конкретика по проекту.
Бриф на логотип. Источник
Бриф на разработку фирменного стиля
Разработка фирменного стиля предполагает создание брендбука, оформление упаковки, дизайн полиграфии и рекламных материалов, а также офиса и магазина.
Специалист должен уточнить у клиента несколько важных деталей:
На примере ниже показан бриф на создание фирменного стиля компании. Агентство задает вопросы о клиенте, его конкурентах и ЦА, предлагает выбрать элементы и стилистику оформления, а также уточняет, какие разделы нужны в брендбуке.
Бриф-образец на создание фирменного стиля компании. Источник
Бриф на копирайтинг
Этот вариант брифа создается для клиента, который планирует заказать услугу копирайтера — написание текста, коммерческого предложения, пресс-релиза, сценария к видеоролику, а также заполнение страниц сайта.
В брифе должны быть уточняющие вопросы:
Это пример брифа на копирайтинг. Агентство запрашивает у клиента информацию о том, какой контент им нужен на сайте. Здесь также можно увидеть вопросы о бизнес-процессах компании, а также запрос на ключевые слова — эти данные позволят специалисту создать список возможных тем для блога на сайте, а также посоветовать клиенту, в каком направлении развивать ресурс.
Бриф на копирайтинг. Источник
Чем полезен бриф в интернет-маркетинге
Давайте подробнее остановимся на том, какую пользу бриф приносит в интернет-маркетинг.
Видение проекта
Бриф помогает понять бизнес-процессы компании, а также лучше разобраться в этапах и сроках реализации проекта.
Понимание ниши
Такой документ будет полезен специалисту, чтобы выяснить позиционирование клиента на рынке и определить его целевую аудиторию. Для каждого сегмента ЦА нужен свой подход и стратегия развития.
Создание рабочего процесса
Все участники задействованы — исполнитель прорабатывает вопросы для проекта, а заказчик максимально точно отвечает на них — бывает, что в ходе заполнения рождаются новые идеи и перспективные варианты развития проекта. Например, настройка контекстной рекламы будет не только на поиске, но и в сетях. Это значит, что нужны баннеры и единый стиль во всех объявлениях — понадобится помощь дизайнера.
Определение ключевых метрик
Клиент указывает KPI или другие варианты для отслеживания выполнения задач, а исполнитель будет знать — какой отчет предоставить заказчику.
Экономия
Бриф экономит деньги и время — в едином документе собрана ключевая информация по срокам, задачам и стоимости услуг.
Ожидание = реальность
Все детали необходимо описать так, чтобы ожидание превратилось в реальность. В случае возникновения проблемы с исполнителем или клиентом — всегда есть письменный документ, подтверждающий оговоренные условия.
Систематизация отношений
Бриф — это показатель профессионализма со стороны исполнителя, а со стороны заказчика — это проявление доверия и первый шаг к реализации проекта, так как все его мысли складываются в единую картину.
Виды брифов в интернет-маркетинге
А теперь разберем основные виды брифов в интернет-маркетинге.
Анкетный — вопросы о задачах и целях компании. Это общая информация об организации. Такой бриф использует, чтобы понять, какие услуги нужны клиенту.
Экспертный — это большой опросник с уточняющими вопросами о деталях проекта. Здесь могут встречаться сложные термины, так как это более глубокое изучение предметной области. К этому виду относят, например, создание бренда.
Креативный бриф — документ для создания рекламного продукта: видеоролика, баннера и так далее.
Обобщенный — шаблон брифа, созданный под конкретную задачу, но подходящий под любую нишу. Стандартный краткий опросник, который помогает узнать о компании, ее деятельности и поставленной задаче. Используется новичками или агентствами — они размещают анкету на своем сайте.
Индивидуальный — документ, созданный под конкретный бизнес или проект клиента. Исполнитель сначала самостоятельно исследует информацию о компании и ее репутацию, и на основе полученных данных составляется бриф.
Медиа-бриф, или рекламный бриф служит для планирования, настройки и запуска рекламной кампании.
Маркетинговый бриф описывает стратегию компании и ее поведение на рынке.
Коммуникационный бриф — позволяет понять, какую обратную связь исполнитель хочет получать от клиентов. Это также проработка всех каналов для общения с потребителями.
Правильная структура брифа
Бриф, как мы уже писали выше, может быть в свободной форме, но лучше придерживаться общей структуры, чтобы правильно подвести клиента ко всем этапам разработки проекта.
Общая информация
В первом блоке важно узнать про бизнес клиента и его цели. Есть ряд основных вопросов, которые вы можете использовать при составлении брифа:
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Ретроспектива: что было ранее
В этом блоке необходимо уточнить о предыдущем опыте работы клиента и задать вопрос, ставится ли данная задача впервые.
Важно! Если заказчик впервые работает над задачей по продвижению — попросите его прислать вам понравившиеся примеры объявлений, видеороликов, баннеров и фотографий, а также уточните у него, каким он видит результат после запуска РК. Если есть сложности при заполнении, помогайте клиенту и направляйте его — подкидывайте идеи и рассказывайте о своих кейсах.
Что хотим сейчас
Переходим к следующему блоку вопросов, где будут описаны задачи для специалиста и пожелания клиента.
Аналитика
В этом блоке уточните, как делался анализ по проекту, какие отчеты были получены и какой KPI использовался для оценки работы специалиста.
Дедлайн
Это итоговый блок, где клиент расписывает время выполнения задачи и предполагаемый бюджет.
Дополнительный блок
А в конце можно добавить свободное поле, где клиент напишет дополнительную информацию, которую некуда было добавить выше. Например, вставит какие-то ссылки, подробнее расскажет об условиях работы и тому подобное.
Важно! Стоит также отметить, что клиент не всегда готов самостоятельно заполнять бриф. В таком случае рекомендуем встретиться с ним или созвониться, чтобы вместе заполнить анкету. Если и с таким вариантом возникнут сложности, запросите у заказчика контактные данные доверенного лица, чтобы уже с ним обсудить все вопросы.
Как написать бриф
В этом разделе рассмотрим создание брифа для клиента на разработку стратегии продвижения и настройку каналов.
Первый шаг
При первом написании брифа будьте готовы к сложностям, так как вопросы получаются скомканными — распишите их подробно и поделите на группы, чтобы в анкете прослеживалась логика. После этого попробуйте сложный вопрос разбить на несколько простых и понятных.
Также при первом общении с клиентом можно уточнить, какой формат брифа для него удобен — краткий или развернутый с глубоким анализом.
Оформление
Бриф оформляется в табличном варианте или в виде анкеты. Для этого можно использовать такие инструменты, как Google Docs, Excel, Word, Google Forms или форму на вашем сайте.
Ниже показан пример брифа на продвижение в социальных сетях, созданный в Google Forms. Специалист задает вопросы о компании, о том, какие каналы нужно развивать и какие услуги интересуют заказчика.
Важно! Хорошо, если после отправки ответа информация придет заказчику на почту, чтобы в дальнейшем у него этот документ также был под рукой.
Бриф: пример анкеты на продвижение в социальных сетях. Источник
Обязательные и дополнительные вопросы
Перейдем к разбору основных вопросов, которые должны быть в маркетинговом брифе.
В первом блоке мы узнаем от клиента о его компании, уточняем данные по аналитике и запрашиваем документацию. Каждый из приведенных ниже пунктов можно преобразовать в вопрос, но мы рекомендуем писать кратко и понятно.
А сейчас мы рассмотрим рекламный бриф — пример сделан в формате таблицы в Google Docs специально для этой статьи. Предположим, что клиент пришлет статистические данные в письме, а в брифе укажет основную информацию о компании, а также о том, что было сделано и что планируется в будущем.
Из ответов получаем, что у нас нет полной информации о ЦА и конкурентах — требуются уточнения, а значит — нужны дополнительные вопросы по этим пунктам.
Бриф — пример заполнения анкеты в Google таблице
Далее переходим к вопросам об опыте клиента — что делали раньше:
Ниже приводим пример заполненного блока по ретроспективе. Заказчик «плывет» при ответе на сложные вопросы — требуется помощь специалиста компании или доступ к аккаунтам. Чтобы не нагружать клиента лишней информацией, можно запросить подключение к рекламным кампаниям для ознакомления с прошлыми результатами.
Пример заполнения брифа — блок «Ретроспектива»
Переходим к блоку «Что хотим сейчас». Здесь нужно узнать о продукции, метриках для отслеживания эффективности и будущих изменениях в проекте.
А здесь показан пример ответов клиента. Заказчик отвечает коротко, но точно. Единственное — нужно узнать подробнее о сезонности в сервисах аналитики, а также изучить акции компании.
Пример заполнения брифа — блок «Что хотим сейчас»
В предпоследнем блоке спрашиваем про системы сбора данных.
Ниже показан пример ответов заказчика на вопросы о системах аналитики. Компания использует стандартные методы отслеживания данных — можно предположить, что присутствует путаница в отчетах или сложность в их оформлении. Подключение сквозной аналитики упростит работу маркетолога, например, в подсчетах ROI.
Пример заполнения блока «Аналитика»
Переходим к последнему блоку «Дедлайн»:
Показываем пример заполнения блока. Клиент мог указать бюджет в рамках «от и до», а также определить временные рамки для этапов продвижения: месяц, полгода и год.
Заполнение последнего блока в брифе
Важно! Некоторые ответы клиента дают вам сразу несколько вариантов для анализа компании. На сайте вы сможете найти УТП, краткое описание продукта, условия доставки и возврата товаров, из ссылок и документации можно узнать об истории компании, ее достижениях и неудачах. Бриф не должен отвечать на все вопросы — это просто первый шаг для начала работы.
Ошибки при написании брифа
В этом разделе мы подготовили список популярных ошибок, которые совершают начинающие специалисты.
Нет логики в вопросах
Старайтесь выстроить логическую структуру в брифе так, чтобы клиент плавно переходил от одного вопроса к следующему. Также не нужно задавать много уточняющих вопросов — это перегружает анкету, а слишком большой опросник легко может отпугнуть заказчика.
Неполный бриф
Здесь обратная ситуация — есть риск не получить ответ на важный вопрос, например, о бюджетах или сроках проекта. После того, как составите бриф, проверьте его. Также можно самостоятельно зайти на сайт клиента и посмотреть там информацию — возможно, у вас появятся дополнительные вопросы по продукту или наличию каких-либо разделов о деятельности компании.
Сложные вопросы
Мы уже упоминали про сложные вопросы — их необходимо разбить на простые и короткие предложения. Также не следует добавлять ко всем из них примеры ответов — пусть клиент сам продумает, как оформить мысль. Свободное заполнение позволит заказчику иначе взглянуть на проект и компанию в целом.
Нет обратной связи после заполнения брифа
После того, как вы получили бриф — оцените свою работу, распишите задачи и составьте план их выполнения. Если какие-то вопросы остались без ответа — встретьтесь с клиентом и обсудите их. Также предупредите заказчика о сроках проведения оценки задач и времени, в течение которого вы сможете дать ответ.
Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда после получения брифа пропадает уже клиент. Постарайтесь замотивировать заказчика на заполнение анкеты: расскажите о выгодах, которые это принесет ему, и о том, чем это поможет вам.
Если вы предлагаете консультации или услуги по обучению, рекомендуем отправлять бриф только после оплаты. Иначе вы потеряете время, а потребитель так и не придет к вам.
Примеры брифов
Бриф на создание рекламной кампании, представленный в формате DOCX. В анкете специалисты запрашивают контактные данные клиента, уточняют род деятельности, информацию по целевой аудитории, конкурентах и доступ к документации по фирменному стилю. Также здесь есть подробный блок о целях и задачах бизнеса, бюджете и инструментах для ведения рекламной кампании.
Пример брифа на создание рекламной кампании. Источник
Бриф на разработку лендинга, представленный на сайте компании Under Design. В этой анкете есть вопросы про наполнение страницы, историю компании, блоки с отзывами и УТП. Также тут хорошо оформлен раздел про целевую аудиторию и этапы разработки сайта.
Для сложных вопросов добавлены варианты заполнения, чтобы клиенту было понятно, о чем нужно написать. Если заказчик заполнит все поля грамотно — дизайнер сможет предоставить несколько макетов на рассмотрение, согласовать их и подготовить ТЗ.
Пример брифа на разработку лендинга. Источник
Бриф на разработку мобильного приложения, созданный в Google Forms. В этой анкете все сделано для удобства пользователя: ответы на многие вопросы заранее прописаны, нужно лишь выбрать подходящий вариант.
Документ имеет логичную структуру: контактная информация, тип мобильного приложения, его функционал, сроки и бюджеты, поддержка и помощь разработчиков, а также подготовка визуального стиля.
Пример брифа на разработку мобильного приложения. Источник
Бриф на разработку интернет-магазина, представленный в формате DOC. Страницы документа отмечены логотипом компании, также здесь указан сайт и email для связи с компанией.
В брифе подробно расписаны вопросы про дизайн, функционал интернет-магазина, его разделы и дальнейшее развитие, а в конце — информация про бюджет и сроки выполнения. В этом же документе есть отдельные страницы, посвященные тому, как нужно писать ТЗ по полученному материалу из анкеты — это некое обоснование вопроса «Зачем нужно заполнять бриф».
Пример брифа на разработку интернет-магазина. Источник
Заключение
В этой статье мы рассмотрели бриф: что это, какие функции выполняет, какой скилл дает и какая у него структура.
Общие рекомендации для написания брифа:
Создавайте полезные брифы — как для себя, так и для клиента. А чтобы поддерживать с ними связь и рассказывать про профессиональные навыки — регистрируйтесь на нашем сервисе SendPulse и подключайте email рассылки, web push, Viber и SMS оповещения, а также чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram для общения со своими клиентами!