бреющий полет что это значит
БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ
— полет, совершаемый на наименьшей технически возможной высоте, исключающей лишь столкновение с землей. Нормальной высотой бреющего полета является 5—10 м от поверхности земли (воды) или над проходимыми препятствиями.
Смотреть что такое «БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ» в других словарях:
БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ — полет самолета на предельно малой высоте (5 50 м) в целях внезапного нападения на объект, прикрываемый средствами ПВО. С 50 х гг. применяется термин полет на предельно малой высоте (до 200 м) … Большой Энциклопедический словарь
Бреющий полет — полет самолетов на высоте от 10 до 100 м … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Бреющий полет — Бреющий полёт полёт самолёта на высоте, предельно малой (5 50 м), но обеспечивающей безопасность от столкновения с местными предметами и возможность своевременного маневрирования при встрече с препятствиями. Применяется в целях замаскированного… … Википедия
БРЕЮЩИЙ — БРЕЮЩИЙ, бреющая, бреющее. прич. действ. наст. вр. от брить. ❖ Бреющий полет (авиац. воен.) низкий полет над землей на самолете в горизонтальном направлении, сопровождающийся сильным пулеметным огнем по войскам противника. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
бреющий полёт — полёт самолёта на предельно малой высоте (5 50 м) в целях внезапного нападения на объект, прикрываемый средствами ПВО. С 50 х гг. применяется термин «полёт на предельно малой высоте» (до 200 м). * * * БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ БРЕЮЩИЙ ПОЛЕТ, полет самолета… … Энциклопедический словарь
Полет — Сон о полете в небесных просторах сулит несчастливое супружество. Бреющий полет предвещает какую то затруднительную ситуацию. Если во сне вы парили над мутной водой – проявите осмотрительность в ведении личных дел. Недоброжелатели так и… … Большой универсальный сонник
полет самолета — летный (# погода). зайти на посадку. глиссада. | аэротория. кабрирование. болтанка. флаттер. бафтинг. авторотация. бреющий полет. пикирование. пике. пикировать. спикировать. штопор (войти в #. сорваться в #. выйти из #). штопорить. фигуры высшего … Идеографический словарь русского языка
жер бауырлап ұшу — (Бреющий полет) ұшақтың нысанаға жасырын шығу мақсатында жер үстінде немесе су үстінде 5 50 м биіктікте ұшуы. Ұлы Отан соғысы кезінде кең таралды. 1950 жылдардан бастап Жер бауырлап ұшу терминінің орнына шектеулі кіші биіктікке ұшу (200 м дейін)… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу
бре́ющий — ая, ее. прич. наст. от брить. ◊ бреющий полет полет самолета на предельно малой высоте над поверхностью земли … Малый академический словарь
Р-5 (самолёт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Р 5 (ракета). Р 5 Описание Назначение Многоцелевой Экипаж, чел. 2 Первый полёт 19 сентября 1928 Начало эксплуатации … Википедия
Бреющий полет что это значит
Боевые свойства штурмовой авиации
1. Свойства бреющего полета
Бреющим называется полет, совершаемый на наименьшей, технически возможной, высоте, исключающей столкновение самолета с землей и находящимися на ней препятствиями. Нормальной высотой бреющего полета является 5–10 м над поверхностью земли или над препятствиями. Профиль бреющего полета должен составлять линию, соответствующую рельефу местности, с учетом высоты препятствий, лежащих на пути полета. Потолок бреющего полета не должен превышать 25 м; при наличии более высоких препятствий последние обходятся и используются для скрытности полета. [7]
Бреющий полет обладает следующими положительными боевыми свойствами.
Характерен своей внезапностью, коротким временем нахождения штурмовиков в поле зрения, быстрым перемещением и большим угловым смещением (быстро меняются раккурсы и дальность), что затрудняет организованный обстрел штурмовиков как из [8] специальных зенитных пулеметов, так и огнем пехоты и других родов войск и тем самым уменьшает уязвимость и потери штурмовиков.
Для обороны от штурмовиков противник вынужден расставлять огневые средства ПВО со всех сторон охраняемого объекта, и при налете штурмовиков он в большинстве случаев сможет использовать лишь известную часть их, так как остальным огневым точкам будут мешать: рельеф, местные предметы, сооружения, населенные пункты, свои войска и т. п.; это также уменьшает потери штурмовиков.
Применение бреющего полета наряду с действиями авиации с других высот обязывает противника иметь специально организованные и приспособленные средства ПВО для борьбы со штурмовиками, что осложняет организацию и управление системой ПВО и ослабляет огневую мощь ее в целом, ибо во всех случаях необходимо иметь те и другие средства ПВО, плохо заменяющие друг друга.
Бреющий полет весьма затрудняет борьбу истребителей со штурмовиками, поскольку, во-первых, на бреющем полете штурмовики плохо обнаруживаются в воздухе истребителями, а во-вторых, непосредственная близость штурмовиков к земле лишает истребителей преимуществ в маневре и выгодных заходах для последовательных атак.
Применение бреющего полета позволяет штурмовой авиации производить боевые действия при плохих метеорологических условиях (сплошная низкая облачность, местные осадки, низовая дымка), затрудняющих действия с других высот; на бреющем полете эти условия могут быть использованы для скрытности полета и внезапности удара не в ущерб его мощности.
Кроме положительных боевых и тактических свойств, бреющий полет имеет также и свои отрицательные свойства:
Малый кругозор (поле зрения) на бреющем полете и быстрое перемещение по отношению к объектам на земле [9] весьма затрудняют детальную ориентировку и точный выход на цель; в некоторых случаях в зависимости от условий местности и степени укрытия или маскировки объектов даже незначительная ошибка и уклонение в сторону (всего на 200–300 м) при выходе на цель может исключить возможность обнаружения цели и нанесения удара.
Бреющий полет предоставляет штурмовикам слишком короткий период пребывания над объектом и для нападения на него, что затрудняет опознавание, оценку обстановки, осложняет изготовку к бою и наиболее целесообразное распределение сил и средств по различным группам объектов.
Непосредственная близость штурмовиков к противнику при утрате внезапности нападения увеличивает уязвимость штурмовиков.
При переходе линии фронта и над полем боя штурмовики на бреющем полете могут нарваться на траектории снарядов и даже пуль и, кроме того, понести потери от осколков как своих, так и неприятельских снарядов, разрывающихся на земле или в воздухе.
Выполнение бреющего полета требует постоянного внимания и сильного напряжения экипажей, что быстро изматывает личный состав; кроме того, бреющий полет осложняет и стесняет маневр (развороты), особенно при полете в группе или в крупном соединении.
Незначительные ошибки в пилотировании на бреющем полете могут привести к столкновению самолета с землей или с препятствиями; при неисправности материальной части выбор соответствующей площадки для вынужденной посадки в большинстве случаев исключается и поэтому возможность потерь увеличивается: возможность использования в нужных случаях парашютов для спасения летного состава отпадает.
Бреющий полет повышает боевую мощь в 3–4 раза по сравнению с действиями со средних или больших высот. Особенности бреющего полета в основном определяют тактические свойства штурмовой авиации: способы штурмовой атаки; характер и качество средств поражения; способы борьбы с наземными средствами ПВО и с воздушным противником, а также формы и способы оперативно-тактического использования штурмовой авиации.
При действиях авиации со значительной высоты тактические объекты, как правило, мало уязвимы по следующим причинам:
д) пулеметный огонь с больших высот по целям на земле не действителен ввиду громадного рассеивания пуль и незначительной возможности сколько-нибудь точного прицеливания.
Поэтому штурмовая авиация, действуя с бреющего полета, является основным средством поражения с воздуха тактических объектов. Однако, штурмовая авиация может поражать и другие объекты, особенно узкие (железнодорожное полотно) и имеющие небольшие размеры (мосты и т. п.). [12]
3. Действия штурмовой авиации с малых и средних высот
Полет, совершаемый штурмовой авиацией на высотах 30–300 м, называется полетом на малых высотах. Положительные тактические и боевые свойства бреющего полета теряются прямо пропорционально увеличению высоты, а отрицательные свойства его (например, ограниченность обзора) соответственно уменьшаются. Однако, использование малых высот (особенно выше 50 м) для боевых действий штурмовиков, как правило, нецелесообразно. Хотя точность попаданий и мощность удара в этом случае сохраняют некоторые преимущества по сравнению с действиями со средних или больших высот (примерно, в 2–3 раза), но внезапность удара утрачивается, и уязвимость штурмовиков увеличивается.
Использование малых высот для боевых действий может быть допущено лишь при следующих условиях:
г) если условия погоды и видимость не позволяют действовать с бреющего полета (ночь, дождь, низовой туман и т. п.), ибо в данных условиях нормальной высотой полета штурмовой авиации является 50–300 м, что гарантирует от столкновения с препятствиями, а условия плохой видимости сами по себе обеспечивают внезапность и малую уязвимость штурмовиков. [13]
Выскакивание сравнительно легко осуществимо на заранее известную, неподвижную цель с хорошими ориентирами.
Полет на малых высотах сохраняет силы летного состава штурмовой авиации, облегчает технику пилотирования и ориентировку. Поэтому при следовании штурмовиков по маршруту над своей территорией до зоны видимости их с наблюдательных пунктов противника (5–8 км до линяй фронта) полет на малых высотах применяется как правило. В зависимости от обстановки иногда целесообразно также и над территорией противника чередовать малые высоты с бреющим полетом, например, при прохождении малонаселенной, безопасной местности (лесные массивы, болота и т. п.).
Разведку на себя штурмовая авиация обычно ведет со средних высот (1 000–2 000 м) потому, что бреющий полет при малом кругозоре и трудной ориентировке не обеспечивает получения необходимых сведений о цели. Кроме того, разведка на бреющем полете может послужить предупреждением для противника о предстоящей штурмовой атаке.
Для производства разведки полет на малых высотах опасен в отношении ПВО и целесообразен лишь в неблагоприятных метеорологических условиях.
4. Средства поражения
Боевая мощь штурмовой авиации находится в прямой зависимости от качества самолетов и их вооружения, а именно:
а) от летно-тактических данных штурмовых самолетов;
б) от конструкции и системы вооружения самолетов (пулеметные установки, бомбардировочная аппаратура);
в) от боевых свойств, веса и габарита состоящих на вооружении бомб;
г) от конструкции и свойства взрывателей;
д) от возможности применения одновременно и параллельно с бомбами пулеметного огня.
Удачное осуществление этих факторов в сочетании с надлежащей выучкой и тактической подготовкой летного состава делают штурмовую авиацию мощным боевым средством, способным эффективно и надежно поражать самые различные объекты.
К современному штурмовому самолету предъявляются следующие основные тактико-технические требования.
5. Большой потолок особого значения для штурмового самолета не имеет. Он нужен только при использовании штурмовиков в качестве легкобомбардировщиков. Но хорошая скороподъемность обязательна для быстрого набора высоты с бреющего полета и для резкого маневра по вертикали.
6. Кроме перечисленных выше требований, ответственные части штурмового самолета (мотор, радиатор, бензиновые баки, место сидения экипажа) желательно забронировать снизу и сбоку. Но при бронировании неизбежна тяжеловесность самолета, отрицательно отражающаяся на его летных качествах. Покрытие самолета броней целесообразно только при условии, если оно незначительно утяжеляет самолет и надежно прикрывает его жизненные части от ведущегося под острыми углами ружейного и пулеметного огня. Если это неосуществимо, целесообразнее броней пожертвовать.
Штурмовая авиация должна снабжаться надежными моторами со значительным запасом мощности при крейсерской скорости на горизонтальном полете для обеспечения маневра по вертикали.
При отсутствии на вооружении специального штурмового самолета, отвечающего всем изложенным выше требованиям, штурмовая авиация может вооружаться самолетами, принятыми в легкой бомбардировочной авиации, при условии некоторого специального их оборудования и вооружения.
Вооружение штурмовиков должно отвечать следующим требованиям:
а) давать в минимальное время максимум огня;
б) обеспечивать непрерывность воздействия на атакуемый объект.
В качестве основных средств поражения штурмовая авиация применяет: бомбы различного типа и калибра, пулеметный огонь.
Действительность поражения достигается концентрацией огня.
Для разрушения с бреющего полета различных сооружений, требующих фугасного действия, могут применяться обычные фугасные авиабомбы. Однако, необходимо учесть, что при сбрасывании с бреющего полета они причиняют меньшие разрушения, чем будучи сброшенными с высоты, когда они с силой пробивают сооружения или глубоко зарываются в грунт до момента взрыва.
Бомбы всякого типа и калибра могут сбрасываться с бреющего полета только при наличии взрывателей с замедлителями, иначе неизбежно самопоражение штурмовиков.
Необходимый период замедления определяется посредством деления радиусов предельной досягаемости осколков (в метрах) на путевую скорость самолета (в метрах в секунду).
Для сбрасывания тонкостенных осколочных и фугасных авиабомб калибра до 80–100 кг самолет, как правило, должен уйти от места взрыва минимум на 300–400 м, а при толстостенных бомбах на 500–600 м.
Необходимый период замедления при увеличении скорости самолета уменьшается. [19]
Ввиду того, что бомбы, сброшенные с бреющего полета, не успевают принять вертикальное положение или сколько-нибудь значительный угол наклона, замедлители ударною действия применимы только к бомбам, имеющим донные взрыватели. В этом случае ударник воспламеняет капсюль даже при скользящем ударе бомбы о землю, подаваясь вперед по инерции в момент соприкосновения бомбы с землей.
Замедлители должны быть переменными, позволяющими устанавливать период замедления в зависимости от характера объекта нападения, количества применяемых штурмовых сил [21] для одновременной атаки и порядка нанесения удара. Необходимый период замедления для штурмовой атаки может колебаться, как правило, от 5–6 до 30–40 сек., но не должен превышать 1 мин.
Взрыватели с периодом замедления, начиная от нескольких минут и кончая несколькими часами, применяются для «минирования» того или иного объекта нападения, что позволяет держать его под постоянным ударом продолжительное время. Минирование выгоднее производить с высоты, чем с бреющего полета, потому что тогда бомбы зарываются в землю и до взрыва не могут быть обнаружены и разряжены противником.
Без мощного пулеметного огня штурмовики окажутся беззащитными, по крайней мере, до момента появления их над целью, ибо бомбами они могут воздействовать на противника, лишь находясь вертикально над целью, а бомбы, сброшенные с замедлителями, рвутся и поражают противника только после ухода штурмовиков от цели. Следовательно, без применения штурмовиками пулеметного огня средства ПВО противника могут безнаказанно действовать от момента обнаружения до выхода над целью, а иногда даже в течение всего времени нахождения штурмовиков в поле зрения и зоне досягаемости земного огня.
Наличие на самолетах пулеметных батарей всегда обеспечивает превосходство огня за штурмовиками, так как противник, не зная, откуда могут появиться штурмовики, вынужден [22] организовать ПВО со всех сторон защищаемого объекта, а из-за этого он по условиям местности и при скоротечности штурмового удара, как правило, не сможет применить против штурмовиков все свои средства ПВО.
Немаловажное значение имеет прицельность огня из пулеметных батарей. Хотя огонь ведется по [23] определенной площади, но зато, как правило, с дальних дистанций Условия стрельбы на бреющем полете и к тому же в строю группы самолетов предъявляют требования, чтобы летчик, пилотирующий самолет и одновременно ведущий стрельбу из пулеметных батарей, мог быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой: наблюдать за целью, за землей, за препятствиями на пути полета и видеть рядом идущие самолеты с одной и другой стороны, т. е. глаз летчика в момент стрельбы не должен быть постоянно «прикованным» к прицелу. Направление стрельбы по горизонтали легко регулируется незначительными поворотами самолета, а по вертикали (перелеты и недолеты) изменением скорости и углов атаки самолета. Отрицательный угол самолету можно придать или увеличить простым прибавлением газа (скорости), но без набора высоты. Стрельба отчетливо корректируется по поднимающейся от попадания пуль пыли или снегу.
Мощный пулеметный огонь, нанося поражение противнику, одновременно является также и надежным средством самозащиты штурмовиков. При соответствующей установке пулеметов пулеметный огонь может исключить необходимость бронирования штурмового самолета. Броня неизбежно уменьшает боевую нагрузку, скорость и маневренность самолета. Бронированный, но более пассивный и тихоходный самолет может оказаться также и более уязвимым, ибо полное покрытие жизненных частей самолета и экипажа броней, не пробиваемой при прямых попаданиях (когда линия полета пули или осколка перпендикулярна плоскости брони и рикошеты исключаются), технически невыгодно.
Необходимо учесть, что, при эшелонировании боевого порядка в глубину, звенья и подразделения, идущие на бреющем полете сзади, не могут вести пулеметный огонь вперед без риска поразить впереди идущие самолеты. В данном случае на впереди идущих звеньях целесообразнее усиливать пулеметный огонь за счет бомбовой нагрузки и возлагать на эти звенья в основном сковывание противника и подавление ПВО, а на идущих сзади увеличивать бомбовую нагрузку за счет пулеметного вооружения.
5. Способы поражения различных объектов с бреющего полета
Для поражения различных объектов с бреющего полета требуются иные способы и методы действий, чем с высоты. Основными элементами, определяющими квалификацию летного состава штурмовой авиации и обеспечивающими возможность достигнуть штурмового удара максимальной мощности, являются:
1) отличное управление самолетом в бреющем полете;
2) хорошая практика в ведении общей и детальной ориентировки на бреющем полете;
3) меткость огня и умелое производство атаки.
Для прохождения препятствий на бреющем полете следует применять плавный маневр по вертикали. Резкий крутой подъем, как правило, увеличивает высоту подъема над препятствием и может привести к потере внезапности нападения. Поэтому близкий подход к препятствиям на бреющем полете, а потом резкое перескакивание через них не допускаются. Если направление бреющего полета можно совместить с направлением складок местности (овраги, ущелья, долины, русла рек и т. п.), то штурмовики обязаны их использовать для скрытности, идя ниже высших точек окружающей местности (рис. 4 и 5).
Бреющий полет является ответственным, сложным и трудно выполнимым элементом штурмовых действий; он чреват опасностью столкновения с землей, с препятствиями и другими самолетами, особенно в условиях ухудшенной видимости. Особо опасными являются отдельно стоящие мелкие объекты (вышки, колокольни, деревья, трубы и т. п.), когда они оказываются в линии полета и на близких дистанциях закрываются носом самолета. Поэтому экипаж обязан внимательно и неустанно следить за всеми препятствиями на пути полета. За столкновение с землей ответственен летчик, но наблюдать [26] за землей и предупреждать летчика о грозящей опасности обязан и летнаб.
При выходе на цель штурмовикам выгодно всемерно сокращать период нахождения их в поле зрения противника. Но до тех пор, пока штурмовики скрыты от противника (объекта атаки), скрыт от штурмовиков и противник. Для того чтобы наверняка найти противника, штурмовики в полете должны в каждый данный момент знать: где они сами находятся, куда нужно итти, чтобы не обнаружить себя несвоевременно, и где искать невидимого до последнего момента противника (объект атаки). Это требует особых приемов и способов ориентировки и предъявляет повышенные требования к практической подготовке летного состава штурмовой авиации, особенно командиров подразделений и частей и их штурманов.
Инструментальная ориентировка на бреющем полете затруднена применением штурмовиков к местности, что связано с полетом ломаным или зигзагообразным маршрутом. В силу последнего создается большая поворотная девиация компаса на самолете, выражающаяся у обычного авиационного компаса в отклонениях до ± 15° (30°).
Определение влияния силы и направления ветра на курс и скорость самолета также затруднено. При таких условиях возможно лишь грубо удержать общее направление по заданному курсу полета, что далеко не обеспечивает точного выхода на цель.
Однако, при наличии у летного состава тщательной предварительной подготовки и практических навыков, осуществлять достаточно точно детальную ориентировку и правильно выходить на цель возможно.
Основными условиями осуществления детальной ориентировки на бреющем полете являются:
а) предварительное подробное и детальное изучение местности предстоящих действий по карте крупного масштаба, уточненной и дополненной схемами, фотопланами и кроками, с последующим изучением и уточнением с воздуха;
б) выбор маршрута с наибольшим количеством ориентиров, заметных и легко опознаваемых с бреющего полета; при этом можно подразделять маршрут на участки общей и детальной ориентировки, соответственно важности их для непосредственного выхода на цель;
в) сочетание всех возможных элементов визуальной и инструментальной ориентировки с обязательным расчетом времени на прохождение каждого отдельного этапа маршрута.
В результате изучения местности и в зависимости от обстановки выбирается несколько наиболее выгодных направлений для подхода к району действий в радиусе 20–30 км от предполагаемого места цели. [28]
Каждый маршрут делится на участки (этапы), ограниченные хорошо заметными с бреющего полета ориентирами: реки, озера, овраги, долины, железнодорожные линии, шоссе, большаки, характерные по размерам и форме сооружения, а также леса и болота и т. д. Эти ориентиры служат для контроля пути; при прохождении участков между ними ведется только общая ориентировка, обеспечивающая лишь выход на следующий контрольный ориентир по месту и времени. Участок от последнего контрольного ориентира до цели является районом самой ответственной и детальной ориентировки и подлежит самому тщательному и всестороннему изучению.
Для изучения обстановки всем летным составом штаб штурмовой части обязан постоянно вести подробные и наглядные ориентирные карты, отдельно для общей ориентировки на маршруте и для детальной ориентировки в районе цели. На эти карты наносятся оперативная обстановка и все основные и необходимые данные для ориентировки на бреющем полете.
На карте общей ориентировки наносятся: ось маршрутов, назначенных для выхода в район цели и возвращения на аэродром; контрольные ориентиры на каждом маршруте; все выдающиеся объекты, которые могут служить ориентирами на бреющем полете, в полосе не менее 10 км в обе стороны от оси маршрута; ориентиры, позволяющие перейти с одного намеченного маршрута на другой; расстояния и географические направления между контрольными ориентирами. Эта карта должна быть масштаба не мельче 1 : 420 000.
По такому же принципу, как карта общей ориентировки, но в дополнение к ней и значительно подробнее, ведется ориентирная карта района действий для детальной ориентировки. Эта карта должна быть масштаба не мельче 1 :100 000; на нее наносятся данные обстановки, тщательно оттеняются (поднимаются) все дороги, топографические объекты и рельеф местности; все местные предметы, которые могут служить ориентирами на бреющем полете (вышки, заводы, колокольни, реки, мельницы, пруды и т. д.), расстояния между ними и географические направления между наиболее заметными объектами, по которым можно выйти от последнего контрольного ориентира маршрута на цель; кроме [29] того, в дополнение к карте даются расчеты времени, необходимого для пролета между главнейшими ориентирами на крейсерской скорости данных самолетов, а если возможно, то указываются направление и сила ветра по данным разведки или метеостанции непосредственно перед вылетом.
Все эти мероприятия облегчают и делают возможной ориентировку на бреющем полете. Но они не во всех случаях обеспечивают надежный выход штурмовиков на цель. Штурмовики, как правило, находят и точно выходят на цели или расположенные открыто, или месторасположение коих связано с хорошими ориентирами (линейными ориентирами: дорога, река, опушка леса и т. д.). На укрытые же цели без хороших ориентиров штурмовики выходят далеко не всегда, и это значительно снижает боевую мощь штурмовой авиации в целом и ограничивает ее оперативно-тактическое использование.
Однако, как бреющий полет, так и ориентировка на нем и точный выход на цель являются лишь необходимыми условиями для нанесения штурмового удара. Мощность же самого удара и достижение той или иной степени поражения объекта атаки зависят непосредственно от меткости огня, количества и качества огневых средств и способов нанесения штурмового удара.
Для производства боевых расчетов исходными данными являются:
1. Технические и тактические свойства объекта атаки:
а) уязвимость войск или материальной части и необходимая разрушительная сила для поражения последней (осколочное или фугасное действие, пулеметный огонь или другие средства); размеры и форма объекта, подвижность, способность укрываться, применяться к местности и рассредоточиваться;
б) организация и огневая мощь средств ПВО в различные периоды деятельности объекта атаки.
в) тип и свойства взрывателей; максимальный и минимальный период замедления;
г) количество пулеметов на самолете, как они расположены; секторы обстрела; скорострельность и запас патронов; прицелы и прицельность огня на различных дистанциях и с различных высот;
д) другие средства поражения, которые могут быть применены, и их боевые свойства;
е) средства поражения, которые могут быть включены одновременно в боевую зарядку самолета, и в каком соотношении (бомбы, пулеметы и другие средства). [32]
Различаются три основных способа производства боевых расчетов и нанесения штурмового удара по различным объектам атаки, в зависимости от их размеров и характера, а именно: по общей площади, по расчлененным группам, по одиночным целям.
Боевые расчеты на поражение бомбами производятся следующим методом:
а) при площадном способе поражения посредством деления всей площади объекта на площадь надежного поражения одной бомбой;
Данные, полученные в результате боевых расчетов, служат основанием для планирования боевых действий и постановки частных задач штурмовой авиации. Они, как правило, обеспечивают вывод из строя атакуемых объектов, но все же степень поражения в каждом отдельном случае может колебаться, в зависимости от конкретной обстановки в момент атаки и подготовки летного состава. Поэтому командование может эти нормы увеличивать или уменьшать, учитывая сверх основных расчетных норм также и необходимость борьбы с наземными средствами ПВО и разведки на себя.
В зависимости от обстановки и характера атакуемой цели боевые расчеты могут производиться также и на смешанную боевую зарядку отдельных самолетов или звеньев.
Учитывая подвижность тактических объектов, командир штурмовой части обязан принимать решение, определять боевую зарядку самолетов и поставить задачу на атаку заблаговременно и во всяком случае за такое время до момента нанесения удара, чтобы успеть произвести зарядку самолетов, уточнить задачу на атаку и произвести, если нужно, доразведывание цели. При действиях в ближнем тылу или в глубине поля боя на это потребуется не менее одного часа. За это время, конечно, могут произойти существенные изменения в обстановке, и от предусмотрительности командира при постановке задачи на атаку в отношении этих возможных [35] изменений во многом зависит успех штурмового удара.
Наличие неточных данных об объекте атаки или отсутствие некоторых исходных данных не освобождает командира и штаб штурмовой части от производства боевых расчетов на каждую атаку того или иного объекта; из-за этого не должны задерживаться заблаговременная подготовка атаки и своевременное приведение в полную боевую готовность штурмовой части к назначенному времени. Необходимые данные для боевых расчетов командир штурмовой части обязан взять предположительно, базируясь на всестороннем предварительном изучении тактических объектов противника, тщательно учитывая все изложенные выше элементы и опыт предыдущих атак. На основе произведенных таким образом боевых расчетов должна быть поставлена конкретная задача на атаку даже мало известных объектов.
Для обеспечения максимально возможного боевого эффекта при атаке различных и разнохарактерных целей и во избежание излишней и технически сложной универсальности как вооружения штурмового самолета, так и применяемых средств поражения цели и объекты, подвергаемые подавлению штурмовой авиацией, подразделяются на четыре основные группы, по приблизительной однородности их в смысле поражаемости. Соответственно этим основным группам объектов атаки комплектуются боеприпасы штурмовой авиации и назначаются боевые зарядки для атаки той или иной цели. [36]
Первая группа: тактические цели, имеющие в своем составе преобладающее или значительное количество живой силы, а также легко поражаемые технические средства борьбы и транспорт, например: 1) скопления пехоты и конницы особенно на походе; 2) автоколонны с войсками и техническими средствами борьбы; 3) артиллерия на походе, стоянках и на открытых огневых позициях; 4) полевые аэродромы главным образом самолеты и личный состав на земле; 5) органы боевого питания и управления; 6) морские десанты на судах в море и в момент высадки, а также уже высадившиеся на берег; 7) прочие объекты, однородные с перечисленными в настоящей группе.
Вторая группа: тактические объекты с прочной бронированной материальной частью: 1) танки, бронемашины, бронированные транспортеры и т. п.; 2) бронепоезда и воинские эшелоны на месте и в движении; 3) легкие силы морского флота; 4) прочие объекты, однородные с перечисленными в настоящей группе.
Третья группа: объекты и различные сооружения, расположенные стационарно: 1) железнодорожные перегоны, станции и различные ж.-д. сооружения; 2) склады и различные базы; 3) постоянные аэродромы с сооружениями; 4) узлы и линии связи; 5) электромагистрали; 6) промышленные предприятия.
Объекты первой группы имеют в своем составе обычно большое количество людей, различных машин, лошадей, повозок; большинство этих объектов располагает сильными средствами ПВО (пулеметы, винтовки). Особо сильные средства ПВО имеет пехота, расположенная на месте или передвигающаяся пешим порядком. При неудачном налете штурмовиков вся цель может быстро превратиться в сплошной очаг ПВО. Кроме того, пехота способна быстро применяться к местности, укрываться в ее складках, канавах, ямах и за местными предметами. Поэтому для поражения объектов первой группы требуется наиболее широкое применение комбинированного штурмового удара с различными средствами поражения, [37] обеспечивающими как подавление огневой мощи ПВО, так и поражение главного объекта цели (осколочные бомбы, пулеметный огонь и другие средства поражения).
Объекты второй группы представляют собою в основном боевые бронированные машины с незначительным количеством живой силы. Они обычно обладают сравнительно более слабыми средствами ПВО. Для поражения этих объектов применяются, главным образом, крупноосколочные бомбы; пулеметный огонь нужен здесь лишь для борьбы со средствами ПВО и для обстрела воинских эшелонов с живой силой.
При заблаговременном определении необходимых средств поражения, а отсюда и количества боевых единиц для подавления того или иного подвижного тактического объекта, необходимо исходить из того, что противник производит свои действия, перебрасывает войска и располагает части в предвидении налета авиации и предусматривает оборону от штурмовиков. Поэтому и расчеты и тактика действий определяются, исходя из расчлененных и рассредоточенных порядков противника, соответственно организации, вооруженнию и тактике данного рода войск. Если к моменту атаки [38] объекты окажутся более сосредоточенными, то это только облегчит нанесение штурмового удара и повысит степень поражения цели.
Штурмовая атака пехоты, как правило, предпринимается по цели не менее одного батальона; более мелкие подразделения подвергаются штурмовой атаке лишь попутно с атакой других объектов, в порядке проявления разумной инициативы, или с целью самозащиты штурмовиков при случайном выходе на мелкие подразделения пехоты, или же при использовании средств поражения, оставшихся после атаки основной цели. На поражение более крупных соединений (полк) расчеты производятся, исходя из средств, необходимых для поражения батальона.
Для поражения конницы, так же как и для пехоты, расчетная единица взвод. Конница по сравнению с пехотой в момент штурмовой атаки может быстрее рассредоточиться и занять большую площадь, но она значительно хуже применяется к местности (лошади не ложатся, они пугаются самолетов, взрывов и выстрелов и вносят беспорядок). Вследствие [39] этого увеличивается радиус надежного поражения бомбы. По поражаемости и количеству необходимых звеньев штурмовиков кавполк в благоприятных для воздушной атаки условиях приравнивается к пехотному батальону.
Движение автоколонн, как правило, связано с дорогами, а если автоколонны и двигаются целиной (вне дорог), то оставляют свежие следы, благодаря чему штурмовики легко выходят на цель. Штурмовая атака автоколонны предпринимается при наличии не менее 30–40 машин, а более мелкие группы автомашин атакуются попутно с другими объектами. [40]
Для атаки воинских эшелонов и бронепоездов расчетная единица поезд. В зависимости от установленной степени поражения и характера перевозимого груза для атаки поезда на месте требуется 1–2 звена штурмовиков, а на ходу 2–3 звена. В последнем случае одно звено требуется для разрушения железнодорожного полотна непосредственно впереди идущего поезда с целью вызвать крушение или остановить его, а 1–2 звена для уничтожения материальной части и перевозимого груза.
Для атаки кораблей морского флота расчетная единица отдельный корабль. Необходимое количество звеньев штурмовиков зависит от степени подготовки летного состава, ибо поражения наносятся только прямыми попаданиями; оно зависит также и от степени уязвимости материальной части данного корабля. Расчет на атаку высаживающегося и высадившегося морского десанта производится так же, как и для атаки пехоты.
Действуя по подвижным тактическим объектам, отнесенным к первой и второй группам, но при наличии к моменту получения задачи и принятия решения на штурмовую атаку достаточно подробных данных о цели (что наиболее вероятно и возможно при расположении войск на отдыхе, при передвижении в компактных, сосредоточенных походных порядках), командир штурмовой части производит боевые расчеты и ставит задачу на атаку применительно к фактическому составу и расположению цели, принимая за расчетную единицу соответствующие организационные подразделения войск противника или площадь, занимаемую всей целью, или же отдельными группами (объектами) ее. Однако, необходимо предусмотреть и в данном случае возможное расчленение цели к моменту нанесения штурмового удара.
В зависимости от обстановки, значимости атакуемой цели, наличия штурмовых средств и условий местности расчетные нормы самолетов могут увеличиваться или уменьшаться, но с расчетом достигнуть степени поражения, установленной высшим начальником. Увеличение расчетной нормы самолетов посредством выделения «сковывающей» группы, предназначаемой специально для подавления наземных средств ПВО, в расчет средств поражения цели не принимается и может лишь усилить ее.
Уменьшение штурмовых средств (против расчетных норм) снижает степень поражения цели. Но необходимо иметь в виду, что моральный эффект штурмовой атаки не снижается пропорционально уменьшению средств, а при достижении внезапного удара сохраняется даже при сравнительно слабом материальном поражении. Поэтому недостаток штурмовых сил не всегда может служить причиной отказа от атаки той или иной цели с минимальными средствами.
Местность района действий оказывает существенное влияние как на возможность, так и на степень поражения тактических объектов, но для производства боевых расчетов она особого значения не имеет. При оценке местности с точки зрения штурмовых действий и постановке задачи на штурмовую атаку командиры штурмовых частей и подразделений должны учитывать условия местности, руководствуясь положениями, изложенными ниже, в которых рассматриваются вопросы влияния условий местности на выполнение штурмовой атаки (раздел второй «Организация и подготовка атаки»).
Для уяснения принципов и методов производства боевых расчетов ниже приводятся примерные боевые расчеты идя поражения различных объектов. [44]
Объект атаки. Батальон пехоты с дивизионом артиллерии и с боевым обозом двигается по дороге в сосредоточенном походном порядке.
Примерные данные для боевых расчетов. Длина всей походной колонны около 600–700 м. Интервалы между ротными колоннами, батареями и группой обоза 40–60 м. Местность среднепересеченная. На участках открытой местности установлено наличие по обеим сторонам дороги на расстоянии 200–300 м от нее специальных огневых точек ПВО.
Задача. Вывести батальон из строя на данный день.
Боевые расчеты. Какого типа и калибра бомбы наиболее выгодно применять для поражения данной цели?
Сколько звеньев штурмовиков потребуется для поражения данной цели?
Какой способ нанесения удара целесообразно предусматривать при данных условиях?
Площадной способ поражения. Интервалы серий 40 м (т. е. равные диаметру надежного поражения бомб), или 0,5–0,6 сек. при крейсерской скорости 250–260 км/час., а длина серии покроет всю цель по длине ее (40х20) = 800 м.
Эти вопросы подробно рассматриваются ниже в разделах втором и третьем настоящего труда, а здесь приводятся лишь для примера боевых расчетов.
Однако, пехота, как и всякая подвижная цель, за промежуток времени от разведки или последнего наблюдения за ней с воздуха до момента нанесения удара может существенно изменить свое месторасположение и построение. Поэтому способы нанесения удара предусматриваются лишь предположительно, обязательно в двух вариантах, а окончательное решение принимается старшим командиром в воздухе, в соответствии с фактической обстановкой в момент обнаружения цели и при выходе на нее. Отсюда период замедления взрывателей всегда устанавливается, исходя из возможной максимальной глубины боевого порядка атакующего подразделения или группы штурмовиков. В данном случае предельная глубина боевого порядка трех звеньев может достигнуть 500–600 м, т. е. колонна (кильватер) звеньев с дистанциями до 200 м между звеньями. Следовательно, период замедления в данном случае должен быть установлен не 12 сек., как получилось при расчетах выше, а 20 сек. (620 м+500 м=1120 м : 70 =16 сек.+25%=20 сек.).
Сколько же потребуется штурмовых сил и средств, если боевые расчеты производить для поражения того же батальона пехоты, двигающегося колонными путями, и учитывая, что каждая взводная группа или батарея может разбежаться и занять площадь примерно 80х100 м, или 8000 кв. м.
Как видно из приведенного примера, в данном случае в количестве сил и средств штурмовиков никакой разницы в расчетах между площадным и групповым способами поражения цели не получается.
Таким образом, для подавления батальона пехоты, имеющего боковое прикрытие ПВО на марше, как указано в условиях данного примера, потребуется всего 5 звеньев штурмовиков. При расчлененных походных порядках или при передвижении колонными путями боковое прикрытие ПВО может встретиться редко, и при наличии на всех самолетах пулеметных батарей выделения сковывающей группы, как правило, не требуется.
Изложенные положения показывают: какое значение для командиров и летного состава штурмовой авиации имеет умение быстро производить боевые расчеты. Кроме того, систематическая тренировка в расчетах неуклонно поднимает тактическую подготовку личного состава.
Объект атаки полевой аэродром у дер. «А» (рис. 11).
Примерные данные для боевых расчетов. Границы рабочей площади аэродрома с трех сторон открыты, а с одной стороны, в секторе, примерно, 120–150°, полукругом прилегает роща. На аэродроме базируется около 30–40 самолетов. Расположение материальной части и личного состава дано на рис. 11. Время года лето. Обе северные группы самолетов расположены близко друг от друга и занимают общую площадь примерно 400х100 м, или 40 000 кв. м. Примерно на такой же площади расположены обе южные группы самолетов. Каждая группа складов, как северная, так и южная, расположена компактно и занимает площадь примерно 200×100 м, или 20000 кв. м. Склады расположены в землянках. Палатки личного состава и, повидимому, штаба расположены на площади примерно 400х200 м, или 80 000 кв. м. Установлено наличие до 5 огневых точек ПВО.
Тактико-технические данные материальной части штурмовиков такие же, как указано в примере первом. В наличии имеются осколочные и зажигательные бомбы весом 10–15 кг, а также фугасные бомбы весом до 50 кг. Взрыватели с замедлителями до 30 сек. и мгновенного действия.
Задача. Уничтожить материальную часть на земле и склады боеприпасов и горючего, вывести из строя летный и технический состав. [54]
Боевые расчеты. Какого типа и калибра бомбы целесообразно применять по той или иной группе объектов аэродрома?
По самолетам осколочные и зажигательные бомбы.
По складам фугасные и зажигательные.
По расположению личного состава бомбы 10–15 кг.
По точкам ПВО огонь из пулеметов и бомбы 10–15 кг.
Итого потребуется 8 звеньев штурмовиков. Но учитывая, что часть самолетов может оказаться к моменту атаки на местах стоянки, а часть на старте, необходимо выделить еще одно звено для поражения отдельно расположенных самолетов, а если таких не окажется, то это звено усилит поражение одной группы самолетов на месте их стоянки. Таким образом, для надежного поражения аэродрома потребуется 9 звеньев штурмовиков.
Способ нанесения удара для всей штурмовой части групповой, а для каждого звена площадной, с интервалами серии 20–25, или по времени 0,3 сек. [55]
Расчеты установления периода замедления взрывателей и установления боевого порядка при атаке производятся по правилам, изложенным в первом примере. Вопросы разведки аэродромов и выбор момента нанесения удара рассматриваются в разделе втором настоящего труда.
Объект атаки батальон танков (около 50 машин).
Задача. Задержать танковый батальон противника и не допустить его до района В.
Объект атаки ж.-д. перегоны.
Примерные данные для расчетов. У противника хорошо организованы восстановительные работы. [57]
Имеются ремонтные поезда, запасы материалов и, кроме того, восстановительные материалы и рабочая сила на автотранспорте. Тактико-технические данные штурмовых самолетов и вооружения их такие же, как в предыдущих примерах.
Задача. Прекратить железнодорожное движение в течение суток на участке А Б (70 км 6 перегонов).
Боевые расчеты. Сколько штурмовых сил и средств потребуется для выполнения поставленной задачи и каким способом достигнуть минимального расхода штурмовиков?
Конечно, исходя из этого же принципа, может быть установлена и другая последовательность нанесения ударов по перегонам. Необходимо иметь в виду, что ночью штурмовики не могут применять бреющего полета и вынуждены будут действовать с малых высот (50–100 м), а поэтому прямых попаданий в путь будет меньше, но зато разведка и восстановление пути ночью производятся медленнее.
Цель полета минирование грунтовых дорог.
Примерные данные для боевых расчетов. Противник сосредоточивает крупные силы в районе А. Передвижение войск производится, главным образом, ночью по шоссе с Б на А и по большаку с В на А. Местность лесисто-болотистая на протяжении 40–50 км.
Тактико-технические данные штурмовых самолетов и вооружение их такие же, как в предыдущих примерах. Имеются взрыватели с периодом замедления до 24 час.
Задача. Задержать в течение ночи переброску войск противника по шоссе с Б на А и по большаку с В на А.
При подобных условиях обстановки минирование дорог можно производить также и днем. Хотя в дневных условиях противнику легче установить и обойти заминированные участии, но все же план его перебросок будет нарушен, произойдут задержка и скопление войск, а это благоприятствует нанесению штурмовых ударов для непосредственного поражения войск.
Приведенные примеры боевых расчетов для поражения различных объектов не охватывают всех объектов, подавляемых штурмовой авиацией, но они являются наиболее типичными и дают метод и навыки в производстве боевых расчетов по целым группам примерно однородных объектов.
6. Организация и личный состав штурмовой авиации
Из хорошо сколоченных и подготовленных звеньев легко составить любое подразделение или сводную группу. Поэтому состав звеньев должен быть постоянным.
Только для разведки на себя и доразведывания цели создаются сводные звенья на данный полет. В состав этих звеньев, как правило, входят командиры подразделений, участвующих в атаке (командиры звеньев и отрядов).
Командир части и командиры отрядов проводят боевую работу и летную подготовку в составе одного из звеньев, являясь одновременно ведущими этих звеньев и своего подразделения или части. Полет командира отряда или части на отдельном одиночном самолете, вне строя звена, при выполнении штурмовых действий не допускается. При полетах, не связанных с боевыми действиями, и перелетах (переброска на новые аэродромы и т. п.) разрешается полет командиров части и отряда на отдельном самолете впереди подразделения или всей части, если все звенья окажутся в полном составе.
Командир звена всегда вылетает в составе своего звена, являясь его ведущим. Один из командиров экипажей назначается заместителем командира звена (постоянным или только на данный полет). Звенья в отряде по возможности должны иметь одинаковую степень подготовки. При выполнении боевых задач звенья входят в состав своего отряда, и в отдельных случаях полные звенья (все 3 самолета) могут быть приданы для усиления другому отряду. При действиях группы из 2 или 3 звеньев ведущим является командир отряда. Ведущим сводного подразделения (группы) в составе более 3 звеньев назначается наиболее опытный командир отряда. Первым заместителем командира отряда в воздухе является командир звена, входящий в состав звена командира отряда, а вторым один из командиров ведомых звеньев. Ведущий и его заместители должны быть подробно осведомлены об обстановке, и как правило, назначаются из числа производящих разведку или доразведывание цели. При вылете двух [61] отрядов или всей части ведущим является командир части или один из командиров отрядов.
Учитывая, что штурмовая авиация не может вести систематический огонь, а наносит лишь отдельные, сравнительно редко повторяющиеся удары, и исходя из скоротечности штурмовых действий, быстро меняющейся обстановки при атаке тактических объектов, малого кругозора и затрудненной ориентировки на бреющем полете, вследствие чего затруднена и ограничена управляемость штурмовой атакой, командир штурмовой части обязан поставить на каждую атаку, каждому подразделению или атакующей группе ясную и конкретную задачу, независимо от того, действуют ли они в составе части или отдельно. Это позволяет командиру части достигнуть максимально возможного боевого эффекта с имеющимися в его распоряжении штурмовыми силами и средствами и довести до минимума потери штурмовиков в бою. После вылета на основе данных доразведывания цели в ранее поставленную задачу могут вноситься необходимые коррективы, главным образом, в отношении выхода на цель и способа нанесения удара. Успех штурмового удара далее зависит от проявления всеми командирами подразделений и звеньев разумной инициативы в рамках поставленной задачи и в соответствии с фактической обстановкой в момент атаки; управление подразделениями в эти моменты осуществляется личным примером ведущего.
При атаке подвижных объектов обстановка иногда существенно меняется. Оценивать обстановку и принимать решения на бреющем полете приходится в пределах ограниченного кругозора и непосредственно при выходе на цель, когда на отдачу распоряжений и выполнение их время измеряется лишь секундами. Поэтому управление штурмовой атакой в воздухе ограничено, даже при наличии надежно действующей радиосвязи и без применения шифра. Управлять же личным примером можно только небольшой группой (подразделением) в пределах зрительной связи. Поэтому организация и подготовка штурмовой атаки и постановка конкретных задач каждому подразделению являются для командира части (соединения) более важной функцией, чем личное участие в атаке.
Для изучения обстановки штурмовых действий регулярное участие командира штурмовой части и начальника штаба [62] в разведке на себя обязательно, независимо от того, принимают ли они личное участие в атаке или же нет. Заместителями командира штурмовой части в воздухе при выполнении им штурмовых действий назначаются командиры, наиболее осведомленные в обстановке и, как правило, ходившие на разведку или доразведывание данной цели (командиры отрядов). При полетах же, не связанных с боевыми действиями, первым заместителем командира части, как правило, является начальник штаба, а вторым командир головного отряда. Командиру части летать в одном экипаже с начальником штаба или военным комиссаром (помполитом) не разрешается.
При выполнении особо важной задачи командир может участвовать в штурмовой атаке в качестве ведущего одного из подразделений или сводной группы.
Личное участие в разведке в интересах штурмовых действий как командира, так и ответственных командиров его штаба обязательно.
Работа в штурмовой авиации требует от всего ее летного состава: высоких летных качеств, владения в совершенстве своей материальной частью и вооружением на бреющем полете, безукоризненной дисциплинированности; высокой моральной устойчивости и физической выносливости; беззаветной преданности делу пролетарской революции и способности к самым решительным действиям в самой опасной обстановке. [63]